Культура народов Якутии в начале ХX в.
Традиционная культура
Традиционная культура народов края в начале XX в. характеризовалась некоторым оживлением. Под влиянием просвещения и воздействием русской культуры происходили изменения в устройстве жилища, утвари и одежде, развивалось народное прикладное искусство. Активизировалось строительство русских домов не только в городах, но и в улусах. В украшениях домов, а также в изготовлении деревянной и берестяной посуды широко применялись якутские мотивы.
Из года в год увеличивался завоз разнообразных тканей и отделочного материала, фабрично-заводских товаров и различных художественных изделий, расширивших возможности изменения покроя, фасонов и украшений одежды якутов и народов Севера. Совершенствовалось и мастерство якутских ремесленников. Появились мастера ювелирных дел, умевшие обрабатывать металлы и изготовлять из серебра и золота высокохудожественные изделия, осуществлять резьбу и гравировку на серебряных пластинках для обкладки седел, накладки поясов и т.д.
Развивалось искусство резьбы по кости. Из косторезов начала XX в. широкую известность приобрели К. Неустроев и Д. Никифоров, поделки которых хранятся в музеях Якутска. В первые десятилетия XX в. из среды якутов стали появляться живописцы-любители и профессионалы, среди которых был особо почитаем неграмотный якут – живописец Беллеския, выполнявший заказы по писанию икон для сельских церквей. Успешно проявил себя и художник-самоучка И.И. Сивцев – Мытыйыкы из Ботурусского улуса, написавший портрет Л.Н. Толстого и получивший разрешение от якутского епископа на право писания икон. Как крупный мастер живописи из местного населения в 1910-1920-е гг. выделился Иван Васильевич Попов. Его картины историко-этнографического содержания («Шаман», «Якутская ураса» и др.) получили высокую оценку искусствоведов и вошли в общенациональный фонд произведений искусства [История Якутской АССР, 1957, С. 341].
Осуществлялось взаимообогащение и взаимопроникновение культур народов края. Вместе с тем влияние русской культуры имело ограниченные возможности, детерминируемые территорией вдоль магистральных путей сообщения и расселения русскоязычного населения. Основная масса коренного населения проживала в стороне от этих путей, сохраняя и развивая свою специфическую культуру в виде старинных преданий, сказок, скороговорок, хороводов и пр. В них воспевались вечность и красота природы, всепобеждающая сила любви, быт, труд и судьбы людей и т.д. Содержание и художественная форма их обогащались новыми элементами. Создавались произведения и образцы, отражавшие новые явления в жизни народа. Язык носителей этой культуры приумножался привнесенными словами, выражениями и изобразительными средствами.
Эпос олонхо оставался любимым жанром народного творчества. Передаваясь из поколения в поколение, его сюжеты приобретали новые мотивы социального характера, в них проникали описания ранее неизвестных явлений, в том числе небесного суда с его земными атрибутами. В олонхо для усиления эмоционального воздействия стали использоваться даже русские слова. В начале XX в. были широко известны имена выдающихся олонхосутов Д. Говорова – олонхосут Миитэрэй из Борогонского, И. Абрамова – Кынат из Восточно-Кангаласского, С. Афанасьева – Ырыа Сиэнчэ, Г. Казакова – Ырыа Xаһаах из Сунтарского, С. Каратаева – Ырыа Дыгыйар из Вилюйского улусов и др. [Илларионов, 1982, С. 14].
Многие олонхосуты знали от нескольких до десятков олонхо. Сказитель из Атамайского наслега Западно-Кангаласского улуса Петр Колесов, которому в 1921 г. исполнилось 86 лет, мог сказывать 45 олонхо. И.Г. Теплоухов-Тимофеев, автор олонхо «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», вспоминал, что в расцвете сил импровизировал до 40 олонхо [Там же, С. 14-32]. В исполнявшиеся народные песни, скороговорки, хороводные песни, загадки все сильнее проникали социальные мотивы. В них выводились обобщающие образы богачей, якутских тойонов, осмеивались их пороки и нравы: страсть к наживе, картежной игре, пьянству, надругательство над слабыми и т.д.
Народное образование
Начало XX в. характеризуется усилением проникновения новаций в духовную и культурную жизнь народов Ленского края. Причем эти изменения наблюдались во всех ее сферах, хотя по сравнению с европейской Россией и даже с другими регионами Сибири, они начинались со значительным отставанием и охватывали ограниченные слои населения. Для распространения этих процессов приоритетное значение имело народное просвещение, которое, являясь их проявлением и продуктом, в то же время выступало катализатором развития всей духовной и культурной жизни общества.
В начале XX в. народное образование развивалось в противоречивой общественно-политической ситуации. Об уровне возможностей образования в европейских странах, в том числе в России в конце первого десятилетия XX в., можно судить по следующим данным. В Швейцарии к этому времени было осуществлено всеобщее обучение детей школьного возраста, в Германии – 84,4%, в Англии – 80,8%, во Франции – 74,3%. В России же учились только 15,3% детей школьного возраста. Показатели по Якутской области были еще ниже: на 1000 населения здесь – только 7 обучавшихся [Якутская мысль, 1909, 19 февр.]. И это происходило в то время, когда Россия объявила переход на всеобщее начальное образование.
Таким образом, Якутия встретила ХХ столетие с крайне низкими базовыми показателями в области народного просвещения. На рубеже веков грамотное население составляло 4,11% от общей его численности, в том числе городское – 29,13%. В Якутском и Вилюйском округах, где проживала основная масса народа саха, соответственно 2,66% и 0,77% [Первая всеобщая перепись..., 1905, С. VIII-IX]. На 1 января 1900 г. в области было 79 начальных училищ, 57 из которых состояли в ведении Епархиального училищного совета, 18 – в ведении Директора реального училища, т.е. Министерства народного просвещения (МНП), четыре частные школы. Всего в школах обучалось 1912 детей [Обзор..., 1900, С. 57].
Дальнейшее развитие начального школьного обучения в Якутской области показано в табл. 6.
Как видно из табл. 6, сеть начальных училищ МНП имела устойчивую тенденцию к росту. За 17 лет наступившего ХХ в. этот показатель увеличился в 4,6 раза. Такого темпа за всю 200-летнюю историю народного образования Якутия никогда не знала, и его можно смело назвать настоящим прорывом в развитии светской школы.
Что касается церковно-приходских школ, то для них наступила полоса застоя, даже постепенного упадка. Развитие просвещения за счет этих школ остановилось, качество обучения постоянно снижалось, авторитет у населения падал. Главной причиной такого положения был постоянно ухудшавшийся качественный состав учителей. К тому же они находились в неравном положении в правовом отношении. Учителя МНП по истечении известного срока службы имели право на пенсию, а учителя церковно-приходских школ не имели, поэтому вполне естественно, что они старались переходить в министерские школы или в состав духовенства.
Тяга к просвещению увеличивалась. Население по своей инициативе проводило сельские сходы, на которых принимались решения об открытии школ в том или ином наслеге, селении. При этом сход принимал обязательство о выделении помещения под школу и содержании ее, как правило, в течение первых трех лет за счет местного общества или конкретного мецената. Казна несла только расходы на содержание назначенного МНП учителя.
До 1 октября 1902 г. содержание всех сельских школ осуществлялось за счет внутренних повинностей самих обществ, что дополнительным бременем ложилось на плечи сельских налогоплательщиков, облагаемых налогом на эти цели в размере 20 коп. с души. По просьбе населения в Высочайше утвержденной 5 мая 1903 г. земской смете трехлетия, начинавшегося с того же года, расходы на содержание сельских училищ были определены за счет земских сборов. Конечно, заложенные в смете суммы далеко не всегда удовлетворяли фактические потребности народного образования. Недостающие средства приходилось восполнять за счет других источников, в основном за счет пожертвований.
В условиях Якутии роль пансионатов при школах была неоценима: без них обучение детей из отдаленных мест и бедных семей было немыслимым. По смете 1906-1908 гг. было всего 155 пансионеров, по смете 1909-1911 гг. – 292, в следующее трехлетие (1912-1915 гг.) испрашивалось дополнительно еще 130 мест. В Таттинском улусе пансионатами пользовались 30% всех учащихся [НА РС (Я), Ф. 288И. Оп. 1. Д. 463. Л. 21; Якутская окраина, 1914, 23 февр.]. Тем не менее острый недостаток в этом деле испытывался постоянно.
В деле расширения сети и укреплении материальной базы училищ МНП и других социальных учреждений особенно высока заслуга губернатора Якутской области И.И. Крафта. Так, по его инициативе в 1908 г. произошел резкий рост сети начальных школ: за один год были открыты 11 училищ. В этом же году И.И. Крафт добился разрешения МНП на открытие в селениях Приленского тракта 26 школ, которые приступали к работе по мере финансирования в течение ряда лет. Для оказания помощи беднейшей части детей в учебе И.И. Крафт с 1907 по 1911 г. добился учреждения 51 стипендии в разных учебных заведениях [РГИА, Отчет..., № 119. Л. 330-331]. Эта мера стала большим подспорьем для получения образования якутской молодежи. По инициативе И.И. Крафта в 1909 г. начали работу педагогические курсы; с 1914 г. было учреждено 10 стипендий по 250 руб. в год в Иркутской учительской семинарии [РГИА, Ф. 733. Оп. 175. Д. 461. Л. 75]. Большой заслугой И.И. Крафта явилось строительство и ввод в 1911 г. двухэтажного каменного здания реального училища на 250 мест [РГИА, Ф. 1152. Оп. 13. Д. 67. Л. 6, 9].
Как уже упоминалось, в 1890 г. Якутская мужская прогимназия была преобразована в реальное училище, дававшее полное среднее образование с правом поступления в высшее учебное заведение. Контингент учащихся довольно быстро расширялся. Если в 1900/1901 уч. г. обучались 141 чел., то в 1905/1906 уч. г. их уже было 273, из них якутов соответственно 48 и 106 чел. [Афанасьев, 1966, С. 148-150]. С 1900 г. училище имело 7 основных классов. В первых 4 классах изучали общеобразовательные предметы, а в 3 старших довольно глубоко и последовательно физику, математику, химию, естествознание, историю, словесность и два иностранных языка. При реальном училище работали учебные кабинеты: физический, химический, биологический и историко-краеведческий, в них проводились опыты и лабораторные работы. Окончившие весь курс обучения могли продолжать учебу в вузах страны.
Много внимания уделяли эстетическому воспитанию учащихся. В училище ставились спектакли и концерты; работали кружки художественной самодеятельности и оркестр народных инструментов, очень популярные среди городского населения. На протяжении десятилетий реальное училище служило центром подготовки местной интеллигенции. Десятки его выпускников трудились на ниве просвещения и культуры; сами готовили кадры национальной интеллигенции [Павлов, 2013, С. 49-64]. Полный курс женской гимназии давал общее среднее образование. Численность учениц также быстро росла. В 1894 г. было всего 56 учениц, из них одна якутка; окончили курс 6 чел. В 1917 г. в гимназии обучались 335 учениц, в том числе 56 якуток; окончили полный курс 35 чел. [Афанасьев, 1966, С. 151].
Продолжалась установившаяся традиция пожертвований в пользу народного просвещения со стороны состоятельных людей. Известны такие меценаты, как Н.О. Кривошапкин, пожертвовавший 10 тыс. руб. на содержание и обучение детей бедноты Баягантайского улуса, а также И.Н. Эверстов, О. Плотникова и С.П. Барашков, содержавшие частные школы, и др. [Якутская окраина, 1914, 2 марта; Афанасьев, 1966, С. 133; НА РС (Я), Ф. 486И. Оп. 1. Д. 15. Л. 7, 18]. Благотворительность имела разные формы. В Ботурусском улусе инородцы 4-го и 3-го Жехсогонского наслегов – М.А. Кириллин, Н.П. Слепцов, Р.И. Лазеров, А.Г. Слепцов, П.В. Охотин, Г.Е. Сивцев и др. (каждый по отдельности) приняли обязательство содержать у себя дома пансионеров бесплатно. Всего они взялись содержать за свой счет 20 пансионеров [НА РС (Я), Ф. 486И. Оп. 1. Д. 98. Л. 17-18, 20-23, 25, 28-29]. В самых тяжелых условиях многие местные учителя проявляли преданность делу. К числу таких относились: В.Г. Монастырев, Д.Д. Сивцев, Г.П. Фомин, И.Н. Харитонов, П.Х. Староватов, А.Е. Кулаковский и др.
Несмотря на расширение сети школ и рост контингента учащихся, народное образование в дореволюционной Якутии находилось в крайне тяжелом положении. Увеличение количества начальных училищ и численности учащихся в несколько раз не меняло коренным образом существовавшего положения. Состояние материально-технической базы школ и средних учебных заведений оставалось крайне низким. Размещение их по округам было неравномерным. В 1911 г. в Вилюйском округе насчитывалось 19 школ при населении 72 623 чел., в Олёкминском – соответственно 29 и 14 861 [Обзор..., 1913, С. 171, 191]. В Вилюйском округе на одну школу приходилось 3822 чел., в Олёкминском – 512. В последнем в основном проживало русское население, находившееся в культурном отношении на более высоком уровне, добивавшееся лучшего воспитания и образования для своих детей и получавшее в этих устремлениях поддержку власти.
Открытие новых школ и их строительство осуществлялось крайне медленно и тяжело, тем более что область не могла сводить концы с концами без дефицита земского бюджета и часть ее расходов покрывалась за счет Иркутской и Енисейской губерний. В земскую смету трехлетия (1906-1908 гг.) для Якутской области было заложено софинансирование с Иркутской губернии 6846 руб. и с Енисейской – 59 955 руб., всего – 66 881 руб. в год [РГИА, Отчет..., № 119. Л. 332].
Большую роль в развитии народного просвещения продолжали играть политические ссыльные. 16 января 1902 г. они получили официальное разрешение губернатора В.Н. Скрыпицына на педагогическую деятельность. Наибольшую известность получила школа В.М. Ионова в Ботурусском улусе, в которой якутские дети учились по составленному им букварю.
По ходатайству Якутского областного медицинского инспектора В.А. Вонгродского в 1906 г. в г. Якутске открыли фельдшерскую школу, что позволило значительно увеличить количественный и улучшить качественный состав медицинских работников области. Курс обучения длился три года. В фельдшерской школе преподавали фармакологию, терапию, патологию, детские болезни, хирургию, глазные болезни, ведение истории болезни, законоучения, касающиеся фельдшерской службы. Дополнительно изучали Закон Божий, латинский язык, геометрию, черчение, зоологию, ботанику, физику, анатомию и физиологию, химию, историю, русский язык и литературу. В 1908 г., по предложению губернатора И.И. Крафта, ввели курс основ ветеринарии. Будущих медицинских специалистов готовили так же для борьбы с эпизоотиями, лечебно-санитарной помощи, связанной с сельскохозяйственными животными. Благодаря новому Уставу, принятому 31 декабря 1908 г., в школу получили право поступать девушки. В 1915 г. фельдшерская школа преобразована в фельдшерско-акушерскую с 4-летним курсом обучения, что дало возможность ее выпускникам продолжить образование в высших учебных заведениях. Всего с 1909 по 1917 г. Якутская фельдшерско-акушерская школа подготовила 57 медицинских работников [Павлов, 2013, С. 25-34].
Крупным событием стало открытие в 1914 г. Якутской учительской семинарии. За шесть лет своего существования она выпустила 59 дипломированных педагогов, стала кузницей подготовки учительских кадров для края, внесла выдающийся вклад в просвещение народов Якутии. Среди ее выпускников известные педагоги: П.И. Кочнев, И.Н. Кычкин, С.Н. Жирков, Г.И. Эверстов и др. Из стен учительской семинарии вышла 1-я плеяда советских партийных и государственных деятелей: М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, С.М. Аржаков, И.Н. Барахов, С.В. Васильев, М.В. Мегежекский, С.Ф. Гоголев. На базе учительской семинарии в годы советской власти возникли педагогические курсы, а затем педагогический техникум и училище [Павлов, 2013, С. 81-104].
Таким образом, как бы ни было ничтожно количество школ и учащихся в Якутии в начале XX в., прогрессивные последствия просвещения были огромны. Независимо от целей и установок обучения в светских и духовных учебных заведениях, молодежь в них приобщалась к зачаткам, затем – к основам знаний, к передовой русской культуре. Наличие нескольких средних школ дало возможность ограниченной части молодежи получить среднее образование, а единицам – высшее. Они и составили основу якутской национальной интеллигенции, возникшей в последней четверти XIX в. и представлявшей основную силу в борьбе за выживание и просвещение родного народа в начале XX в.
Возникновение либеральной печати
Самодержавное государство в лице царской власти поддерживало лишь ту печать, которая служила средством утверждения и укрепления существовавшего режима и считало неприемлемым существование любой другой, которая находилась бы в оппозиции по отношению к нему, пусть даже и с либеральных позиций, не говоря уже о печати, открыто противостоявшей и подрывавшей его устои. Свободная печать на родном языке, являвшаяся специфическим инструментом национальной консолидации и этнокультурного развития, вступала в объективное противоречие с политикой царизма. Вместе с тем в условиях общего кризиса социально-политических отношений на рубеже веков и необратимого ослабления позиций царизма в результате усиления демократических и революционных сил, выступавших за переустройство общества, царский режим вынужден был идти на некоторые компромиссы, которые создавали условия для возникновения печати либерального толка, в том числе на родном языке коренного населения. Таким образом, Якутия оказалась «на пороге формирования системы периодических изданий, необходимость в которой вызывалась общественными потребностями, в том числе потребностями национального развития якутской общности» [Якимов, 1998, C. 25, 28].
С 1887 г. по 1917 г. печатались «Якутские епархиальные ведомости»; с января 1892 г. стала выходить официальная газета областной администрации «Якутские областные ведомости», издававшаяся до 1918 г. Первая имела церковно-монархическое содержание, вторая – нормативно-правовое, публикуя постановления и распоряжения местной администрации. Жизнь самого края в них фактически не освещалась. В Якутске довольно рано появилась нелегальная печать, связанная с обстановкой того времени и выступавшая как «средство информации и коллективного осмысления важнейших общественно-политических событий в России и за границей, средство интеллектуального общения между политссыльными» [Дмитриев, 1959].
Первые листовки-прокламации выпустили участники «романовского» вооруженного протеста. В период первой русской революции так же распространялись различные прокламации. В 1904-1905 гг. ссыльные социал-демократы издавали нелегальные журналы «Летучий листок» и «Вестник ссылки» в Чурапче. К сожалению, ни одного номера этих журналов не сохранилось.
Более зрелым и влиятельным был журнал «Маяк», издававшийся в сентябре 1906 г. социал-демократическим кружком под таким же названием и провозгласивший в первом номере своими целями «соединение с общероссийским движением, борьбу против существующего строя, против всех форм национального и политического угнетения». Известны четыре номера этого журнала, но есть сведения о выпуске восьми номеров [Якимов, 1998, С. 76]. К сожалению, пока не обнаружен ни один из них. Издавались и другие журналы. В 1905 г. эсеры создали молодежный кружок «Светоч» и журнал под тем же названием, на страницах которого они пропагандировали свои идейные позиции, дискутировали с членами кружка «Маяк» по общеполитическим и мировоззренческим вопросам. Другие рукописные журналы не выходили за рамки хотя и злободневных, но текущих вопросов учебного процесса в училищах.
В мае 1905 г. группа интеллигентов в лице В.М. Ионова, В.В. Жарова и учителя Н.Е. Афанасьева организовала первую частную газету, выпускавшую на гектографе бюллетени Петербургского телеграфного агентства. Она положила начало легальной, независимой от областной администрации печати [Дмитриев, 1959; Якимов, 1998, С. 85]. Однако газета просуществовала недолго.
И все же независимое печатное слово пробивало себе дорогу. 1 июля 1907 г. вышел первый номер газеты «Якутский край». Официальным ее редактором был В.В. Жаров. В связи с его отъездом из Якутска уже с третьего номера в этом качестве выступал отставной казак Корякин. Издателем был Н.Е. Афанасьев.
Первое время материальную помощь газете оказывали П.А. Кушнарев и В.В. Никифоров. Купечество и другие состоятельные лица и в последующем не отказывались от финансовой поддержки легальных изданий, поскольку они, кроме социальнокультурных интересов, объективно нуждались в информации о конъюнктуре рынка, движении товаров в интересах своего бизнеса.
Газета «Якутский край» носила демократический, прогрессивный характер. Она не выступала в защиту интересов власть имущих, а напротив, разоблачала их пороки. По этой причине газета не устраивала областную администрацию. За год своего существования она пять раз подвергалась судебному преследованию, а за публикацию стихотворения С. Михалевича «Из плена» в номере от 24 января 1908 г. по судебному решению газету закрыли.
Через некоторое время А.А. Семенов получил от губернатора И.И. Крафта разрешение на издание газеты под названием «Якутская жизнь». По существу, она была продолжением закрытого «Якутского края», только под новым названием. Первый номер газеты вышел 16 февраля 1908 г. В «Якутской жизни» продолжали работать В.П. Цветков, В.М. Ионов, Е.М. Егасов, Н.Е. Афанасьев, В.И. Попов, С.Ф. Михалевич, Н.Е. Олейников, В.В. Никифоров, М.В. Сабунаев, И.Р. Оросин, Н.Н. Грибановский и другие. Все они, выступая по злободневным вопросам и критикуя существовавшие порядки, придерживались либерального направления, в то же время воздерживаясь от пропаганды насильственного свержения существовавшего строя. Свои политические задачи редакция видела в отстаивании «интересов всех элементов, страдающих от произвола и гнета, обусловленных современным строем...» [Якутская жизнь, 1908, 16 февр.]. Газета «Якутская жизнь» посвятила весь номер от 28 августа 1908 г. 80-летию Л.Н. Толстого. Этот номер газеты был конфискован, а редактор подвергся судебному преследованию. Все три номера «Якутской жизни» за 1909 г. были также конфискованы, а набор четвертого номера полиция рассыпала. В результате преследований газета перестала существовать.
Но энтузиасты печатного дела не сдавались. 5 февраля 1909 г. вышел первый номер новой газеты «Якутская мысль». Она имела то же направление, в ней трудились те же люди, что и в предыдущих изданиях. «Якутская мысль» работала, как и ее предшественницы, в условиях полицейского преследования, начиная с первого же номера, и в тяжелейших материальных ситуациях. В конце сентября 1909 г., по решению окружного суда, ее издание было прекращено. Население области осталось без независимой, легальной периодической печати на продолжительное время.
Управляющий якутской конторой торгового дома «Коковин и Басов» А.А. Семенов, имевший опыт издательской деятельности, получил разрешение на издание политической, общественной и литературной газеты «Якутская окраина» только в 1912 г. Ее первый номер вышел 15 июля. Газета преследовала сугубо либеральные цели, избегая радикальных мер и противоборства с существовавшим режимом. Однако в условиях нараставшего революционного подъема «Якутская окраина» не могла обойти острые социальные вопросы, которые поднимали ее предшественницы, тем более такие крупные политические события, как Ленский расстрел 1912 г., всколыхнувший всю Россию [Якутская окраина, 1912, 19, 22 июля; 1916, 16 марта].
С 1913 г. выходил общественно-литературный журнал «Ленские волны» под редакцией Н.Е. Олейникова, который будучи владельцем частного аптекарского магазина, имел определенные материальные возможности. С 1 сентября 1915 г. он начал издавать новую общественно-политическую литературную газету «Ленский край». Ее цели и задачи более четко укладывались в рамки либерально-демократических требований того времени. В связи с ликвидацией А.А. Семеновым принадлежавшей ему полиграфической базы создались тяжелые условия для всех самостоятельных изданий, что, наряду с другими трудностями, предопределило прекращение их деятельности, в том числе «Ленского края».
Главную роль в появлении первых общественнополитических, нелегальных и легальных изданий сыграли ссыльные, народники, эсеры, социал-демократы меньшевистского крыла с участием местной русской и национальной интеллигенции.
Особенно следует отметить газету «Якутские вопросы», издателем-редактором которой был В.В. Никифоров. В связи с тем, что редакцию газеты возглавляли два видных деятеля национальной интеллигенции, В.В. Никифоров и Г.В. Ксенофонтов, интерес к газете и спрос на нее были велики. Они имели собственное представление об общественно-политическом и социально-экономическом положении якутского народа и решение назревших проблем видели не в революционных потрясениях, а в эволюционных изменениях. Эту линию они и проводили в своей газете.
Под влиянием революционного подъема, начавшегося после Ленского расстрела, 1 сентября 1912 г. вышел в свет первый самостоятельный общественно-политический и литературный журнал «Саха саҥата» («Якутская речь»). Издателем журнала было товарищество печатного дела «Якут». В нем опубликованы поэма А.Е. Кулаковского «Борохуот аал», одно из лучших произведений дореволюционной якутской литературы, и стихотворение «Төрөөбүт дойду» («Родной край») А.И. Софронова. После 7 выпусков (4 – в 1912 г., 3 – в 1913 г.) журнал закрылся. В.В. Никифоров о судьбе журнала писал так: «К сожалению, журнал этот по цензурным и другим причинам должен был в 1913 г. прекратить свое существование» [Малькова, 1994, С. 224].
Все издававшиеся в дореволюционное время легально и нелегально газеты и журналы сыграли решающую роль в просвещении широких слоев населения, пробуждении общественного и национального самосознания. Они освещали жизнь и быт, социально-экономическое положение населения края, состояние культуры, образования и здравоохранения в области; обличали существовавшие порядки, нравы и пороки; разъясняли пути и средства их улучшения и подъема, объединяли общественные силы вокруг решения важнейших задач, пробуждали общественную мысль.
Объектом воздействия печати была не только читающая публика. Большинство населения области хотя и было неграмотным, получало новую информацию от грамотных сородичей. Сфера влияния печати расширялась по мере повышения грамотности населения, и постепенно создавалась и укреплялась обратная связь со средствами массовой информации: корреспонденции шли уже от увеличивающегося числа читателей из отдаленных мест.
Независимая печать стала для представителей национальной интеллигенции трибуной для открытого выступления по тем или иным злободневным вопросам, ареной дискуссии и полемики. Она, предоставив свои страницы лучшим представителям народа, дала возможность просвещать его, исподволь втягивая в орбиту цивилизованной и культурной жизни. Все это свидетельствовало о том, что вновь зародившаяся печать послужила саморазвитию народа, стала спутником в его движении к общечеловеческим ценностям.
Зарождение якутской письменной литературы
Становление национальной литературы было подготовлено: во-первых, высоким уровнем развития устной словесности, «живой» фольклорной традиции, бытовавшей во время становления литературы; во-вторых, ранним опытом русской литературы, впервые использовавшей якутскую тематику, мифологические и фольклорные сюжеты и мотивы в художественной практике (произведения ссыльных декабристов: А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова, М.А. Александрова, политических ссыльных конца ХIХ – начала XX вв.: В.Л. Серошевского, В.Г. Короленко и др.); в-третьих, появлением в середине XIX в. первого литературного памятника на языке саха «Воспоминаний» А.Я. Уваровского, изданного на якутском и немецком языках в 1851 г. в монументальном труде О.Н. Бётлингка «О языке якутов». Все эти обстоятельства, включая записи фольклорных текстов, образцов народной словесности, начиная с XVII в., выполненные участниками научных экспедиций (Н. Витсеном, Я. Линденау), учеными, сосланными в Якутию во второй половине XIX в. (И.А. Худяковым, Э.К. Пекарским, В.Л. Серошевским, В.Ф. Трощанским, В.М. Ионовым, С.В. Ястремским), и кончая самозаписями якутских сказителей-олонхосутов и ученых-фольклористов (М.Н. Андросовой-Ионовой, Т.А. Афанасьевой, К.Г. Оросиным и др.), обусловили зарождение и становление художественной литературы Якутии.
Формирование и развитие литературы Якутии до Октябрьской революции можно расценивать как следствие своеобразного «пассионарного толчка», движимого идеей просвещения народа.
В процессе становления национальной литературы важную роль сыграло издание первых местных газет «Якутский край» (1906-1908 гг.), «Якутская жизнь» (1908-1909 гг.), «Якутская мысль» (1909 г.), «Ленский край» (1912 г.) и журналов «Саха саҥата» («Якутская речь», 1912-1913 гг.), «Ленские волны» (1913-1915 гг.), «Взгляд и нечто» (1916 г.). Наряду с социально-экономическими и политическими статьями в них публиковались стихи и проза на русском и якутском языках, переводы русской классики на якутский язык и т.д. В указанной периодике чаще всего печатались художественные произведения на русском языке – русская классика и творчество местных русских писателей (в основном политических ссыльных). Публиковалось большое количество рассказов и публицистических произведений сатирического характера. Так, в 1908 г. была предпринята попытка выпустить серию фельетонно-сатирических очерков «Якутские этюды». Сатирической тональности придерживался и журнал «Взгляд и нечто», в котором авторы под псевдонимами Ар.К. Кондевкин, Оксе, Пилигрим обличали пороки современного общества и бесчинства местных властей.
В эти годы в частной типографии В.В. Жарова были опубликованы сборники стихов Я. Розеноера «По камере» и П.Л. Драверта «Ряды мгновений». Создатель первого литературно-общественного журнала «Ленские волны» (1913-1916 гг.) Н.Е. Олейников издал сборники «Устьянские рассказы» (1914 г.) и «Якутские рассказы» (1916 г.).
В 1908 г. вышел «Первый литературный сборник» в Якутске, где были напечатаны проза Н. Усольцева, стихи П. Черных под псевдонимом Андрей Голубой и другие произведения на русском языке.
В этих изданиях печатаются и произведения на якутском языке. В основном это были художественные зарисовки сатирического характера: рассказ-фельетон «Доносчик» (1907 г.), «Сказка» В. Попова (1908 г.), «Рассказ» и «Рассказ шиликуна» А.И. Софронова (1912 г., 1913 г.), «Странный сон», «О призраках» и др. Этнографически достоверные картины изображены в рассказах К.О. Гаврилова, писавшего под псевдонимом Тыа оҕото (Селянин).
Первые стихотворные тексты на якутском языке, изданные в газетах «Якутский край» и «Якутская жизнь», в основном были переложениями фольклорных эпических и лирических песен («Песня о сотворении Вселенной» К. Оросина, «Тыгын» Д. Кириллина, два варианта произведения «Песня Татты» авторов под псевдонимами Ырыа Илья (Певец Илья) и Собо (Карась); «Лето» автора под псевдонимом Ырыалаах Степан (Поющий Степан). Но создавались и новые по тематике и форме стиха поэтические опыты неизвестных авторов «Хобуоччу» («Ябеда»), «Батталлаах дьаhал, үтүргэннээх дьүүл» («Распоряжение унизительное, решение обидное»). Также в журнале «Саха саҥата» («Якутская речь») в 1913 г. опубликованы два стихотворения на якутском языке Петра Черных «Кысын» («Зима») и «Саас кэлиитэ» («Приход весны»). Все эти публикации в большинстве представляли слабые в художественном отношении опыты, но свидетельствовали о назревшей необходимости в собственной национальной литературе и неисчерпаемых возможностях якутской словесности.
Публикация первого произведения на якутском языке, написанного по канонам литературной драмы, появилась в газете «Якутский край», в ее якутском разделе «Саха дойдута», 26 августа 1907 г. Это была пьеса В.В. Никифорова «Манчары түекүн» («Разбойник Манчары»), написанная во время его заключения в тюрьме за организацию «Союза якутов». Пьеса названа самим автором «Киhинэн үтүгүннэрэн көрдөрөр кэпсээн» («Рассказ, передающийся через подражание действиям человека»).
Исследователи отмечают переходную от фольклора к литературе форму произведения В.В. Никифорова [Литература Якутии, 2005, С. 73]. Это был первый опыт драматического произведения на историческом и фольклорном материа ле. В основу пьесы легли народные предания и легенды о Василии Слободчикове – Манчары. Драматический текст также был насыщен народными песнями. Произведение стало художественным отражением политических убеждений и философских взглядов автора на современное общество.
Пьеса имела огромный успех, до публикации распространялась в рукописном виде, ее ставили любительские театральные труппы, отдельной книгой она вышла в 1908 г. Известно, что Кюлюмнюр, будучи в Петербурге в феврале 1913 г. в составе делегации якутян, принимавших участие в праздновании 300-летия Дома Романовых, несколько раз, в том числе и в популярном тогда клубе «Бродячая собака», читал свою пьесу в русском переводе. В результате этих читок и вышедшей в «Русских ведомостях» рецензии В. Тан-Богораза, В.В. Никифоров – Кюлюмнюр добился разрешения цензуры на постановку своей пьесы. Таким образом, эта пьеса стала первым произведением на якутском языке, получившим признание на российском уровне. В начале своего творческого пути В.В. Никифоров также публиковал множество остросоциальных фельетонов в журналах «Якутские вопросы», «Якутский край».
В.В. Никифоровым до революции были созданы комедия «Алҕаһаабыппыт» («Ошиблись»), текст которой не обнаружен, и несколько рассказов. Он активно занимался и переводческой работой, в 1912-1913 гг. в журнале «Саха саҥата» был опубликован перевод драмы Л.Н. Толстого «Власть тьмы»; известно также, что им переведена «Женитьба» Н.В. Гоголя, но рукопись затерялась. Основная часть литературного наследия В.В. Никифорова, в том числе и пьеса «Кэнчээри», пропала или была уничтожена во время его ареста в 1928 г.
Для В.В. Никифорова, человека, несомненно, одаренного, многогранного, литературное творчество все же не являлось основным видом деятельности, он был прежде всего общественным деятелем, активным участником всех исторически значимых событий Якутии первой трети XX в., и литературное творчество служило для него средством выражения идеологических позиций. Но при этом велика была его заслуга как автора первого опубликованного на якутском языке литературного произведения, давшего стимул для активизации литературной деятельности в начале XX в.
Целенаправленно и последовательно литературой, разработкой ее основных художественно-эстетических принципов в этот период занимались А.Е. Кулаковский и А.И. Софронов, справедливо признанные основоположниками якутской литературы. Они применили в научном и литературном творчестве принципы создания и развития литературной традиции в плане определения стимулировавших ее истоков (автохтонной и литературной), жанровых канонов, национально-стилевых тенденций, становления норм национального литературного языка и т.д.
Еще до появления первых опубликованных литературных произведений в якутском обществе (среди владеющих грамотой и не владеющих ею) возникает осознание необходимости создания авторской литературы, что связано с именем А.Е. Кулаковского (1877 – 1926). Его произведения с начала XX в. были известны как в устной форме, так и в рукописных тетрадях С.А. Новгородова [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 4. Оп. 9. Д. 47. Л. 19-25], З.В. Луковцева-Молодиэс (Молодес) уола [Там же, Ф. 4. Оп. 26. Д. 20; Ф. 5. Оп. 3. Д. 560Б. Л. 34-36], в записях Сергеева и Большакова [Там же, Ф. 4. Оп. 26. Д. 28], Г.Ф. Неустроева, Н.А. Макарова, Д.Т. Элбэрэкова [Там же, Ф. 5. Оп. 3. Д. 826. Л. 2; и др.]. Этот факт также подтверждается многочисленными свидетельствами писателей-современников первого якутского поэта [Там же, Ф. 5. Оп. 2. Д. 21; Ойуунускай, 1926; Кыайыгыйап, 1927, С. 41-42].
Деятельность А.Е. Кулаковского в различных областях научного и художественного познания мира в целом представляет собой целостную систему. Уже в раннем юношеском возрасте у него вырабатывается программное осознание собственной миссии в истории своего народа как просветителя и гуманиста, создателя национальной литературной традиции [Кулаковская, 2008, С. 122-123]. В многочисленных поездках по улусам Якутии в качестве учителя и представителя власти А.Е. Кулаковский собрал и систематизировал уникальный материал по истории, культуре, языку, фольклору, быту и нравам жителей края. Результаты многообразной научной и педагогической деятельности послужили благодатной почвой для его поэтического творчества.
Первое написанное произведение А.Е. Кулаковского «Заклинание Байаная» датируется 1900 г. Известно, что основная масса произведений автора написана до революции, но в начале XX в. опубликовано всего три стихотворения под псевдонимом Акула: в 19-м номере газеты «Якутская жизнь» («Саха олоҕо») за 1908 г. опубликована «Клятва Абаасы – вольный перевод отрывка поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова; в 21-м номере «Якутской жизни» в 1908 г. – стихотворение «Проклятый до рождения» («Төрүү илигиттэн кыраныылаах») и в 1-м номере журнала «Саха саҥата» («Якутская речь») за 1913 г. – стихотворение «Большая огнедышащая лодка» («Уот тыыннаах улахан оҥочо»), вошедшее в доработанном виде в авторский прижизненный двухтомник «Песни-стихи» («Ырыа-хоһоон») 1924-1925 гг. под названием «Пароход» («Борокуот аал»).
Поэзия А.Е. Кулаковского сложилась на грани двух эстетических систем: с одной стороны, она развивалась на прочных основах устного поэтического творчества, с другой – постоянно впитывала богатства русской классической литературы. При этом его творчество носило глубоко самобытный, оригинальный характер, обусловленный своеобразием авторских воззрений.
В поэзии А.Е. Кулаковского сформировались первые литературные жанры якутской поэзии от лирического стихотворения до поэмы и цикла произведений. Ему принадлежит заслуга освоения и органичного включения в литературную традицию исконно фольклорных жанров (благопожеланий-алгысов, скороговорки-чабыргаха, сезонных и календарных обрядовых песен, воспеваний-хоһуйуу (туой-суу), импровизационных народных песен) и творческого заимствования литературных жанров лирико-эпического и элегического планов (вольные переводы произведений М.Ю. Лермонтова, Н. Цыганова).
Вершиной поэтического творчества А.Е. Кулаковского является его поэма «Сновидение шамана», начатая в 1910 г. и завершенная в 1924 г. На основе изучения архивных документов, дневников и писем А.Е. Кулаковского выявлено, что основной текст поэмы создавался во время его пребывания в с. Качикатцы с начала марта до конца июня 1910 г., когда он работал учителем детей мецената-предпринимателя С.П. Барашкова. Данный период характеризуется исследователями как время «расцвета поэтического таланта, интеллектуальной зрелости, окончательного формирования собственных философских взглядов» А.Е. Кулаковского [Кулаковская, 2008, с. 158]. Учительство в Вилюйске и Бодайбо, затем в Качикатцах как форма просветительской деятельности, активное общение и дружба с прогрессивно мыслящим Семеном Барашковым стимулировали творческий подъем А.Е. Кулаковского, в результате которого было написано первое крупное поэтическое произведение эпического размаха.
Это одно из самых сложных и многоплановых произведений первого якутского поэта, в котором проявился не только поэтический, но и провидческий дар поэта-мыслителя. В ней сконцентрирована удивительная по своей масштабности мысль поэта о судьбе отдельного народа и человечества в целом.
У произведения сложилась непростая судьба: в течение многих лет оно вызывало ожесточенные споры и послужило поводом для обвинения поэта в буржуазном национализме, мальтузианстве и дарвинизме и неприятии новой власти после 1917 г. Исследовательские оценки поэмы в разные исторические периоды XX в., обусловленные социальнополитическими изменениями и идеологическими установками эпохи, определяли не только отношение ко всему наследию А.Е. Кулаковского, но и ко всей истории якутской литературы.
Одним из основоположников якутской литературы признан драматург, поэт, прозаик Анемподист Иванович Софронов – Алампа (1886 – 1935). Начав свою трудовую деятельность в ноябре 1907 г. наборщиком якутского отдела газеты «Якутский край», он втянулся в общественно-политическую и литературную работу. Известно, что уже в 1909 г. он перевел на якутский язык «Женитьбу» Н.В. Гоголя, которая была поставлена на сцене Клуба приказчиков, а в начале 1912 г. стал одним из учредителей Кружка любителей якутской литературы вместе с А.Е. Кулаковским, И.Н. Эверстовым, И.Г. Соловьевым и др. Но устав Кружка не был поддержан местными властями якобы из-за националистической направленности.
Ранними литературными опытами стали стихи и рассказы на русском языке, записанные в дневнике «Что-нибудь махонькое» [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 4. Оп. 28. Д. 17]. Первые его публикации появились в журнале «Саха саҥата» («Якутская речь») в 1912-1913 гг., в котором он стал членом редколлегии. В 1912-1913 гг. изданы первое стихотворение «Родной край», которое было навеяно произведением известного русского поэта В.И. Немировича-Данченко и событиями Ленского расстрела 1912 г.; «Рассказ», «Рассказ про шиликуна», переводы басен И.А. Крылова «Крестьянин и работник», «Стрекоза и Муравей», рассказа В.Я. Шишкова «Помолились».
А.И. Софронов в начале своего творческого пути печатался под псевдонимом Аттат Ноуруппос (анаграмма Татта Соппуруон – Софрон из Татты). Ранняя проза Софронова написана в сатирической форме, в ней высмеивались пережитки прошлого (суеверия, вера в гадания, жажда наживы священнослужителей и т.д.).
В этот период А.И. Софронов большое внимание уделял драматургии и развитию театрального искусства. Известно, что в Клубе приказчиков и в любительских (домашних) театральных постановках А.И. Софроновым ставились пьесы «Предложение», «Медведь» А.П. Чехова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, в основном в его переводах на якутский язык. Он проводил толстовские вечера, где одновременно выступал и переводчиком, и постановщиком спектаклей, и артистом. Все это свидетельствует о том, что Анемподист Софронов со всей обстоятельностью подходил к проблеме создания национальной драмы.
В дореволюционное время он написал три драмы: «Бедный Яков» («Дьадаҥы Дьаакып», 1914 г.), «Обрусевший» («Нууччатымсыйбыт», 1915 г.), «Любовь» («Таптал», 1916 г.), которые неофициально ставились на сценах любительских театров, но были опубликованы лишь в 1920-е годы. Хотя пьесы писались под большим влиянием драм А.Н. Островского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и Ж.Б. Мольера, якутскому драматургу удалось создать целостную художественную систему, воплотившую модель якутского национального мира. Новаторское осмысление национального опыта в драматургии А.И. Софронова привело к утверждению в якутском театре эстетики критического реализма.
В дореволюционное время начинается творческий путь первого якутского комедиографа и прозаика Н.Д. Неустроева (1895 – 1929). Творческую деятельность он начал с прозаических произведений на русском языке. В досоветское время им написано около 20 рассказов и очерков, но из них опубликованы только очерк «Улусные картинки» («Ленские волны», 1915 г.) и рассказ «Дикая жизнь», написанный в 1915 г. и опубликованный в 1917 г. в красноярском журнале «Сибирские записки». Его комедии, положившие начало якутской комедиографии, написаны и опубликованы в 1920-е годы.
Таким образом, в досоветский период заложены основы якутской художественной литературы почти во всех ее жанрово-родовых формах. Произведения первых якутских писателей-классиков В.В. Никифорова, А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д. Неустроева стали достойными образцами для создания и развития в дальнейшем национальной литературы, ими заданы каноны для становления литературных жанров и национального литературного языка.
В якутской литературе начального периода формировалась национальная идея, суть которой сводилась к определению смысла бытия нации-этноса, его исторической и культурной миссии, национальных и общечеловеческих ценностных ориентиров, места этноса в мировом цивилизационном пространстве, основанном на его уникальности, особенностях национального характера.
Научное изучение края
Колоссальные природные ресурсы Северо-Востока Сибири, замыслы его экономической колонизации и стратегические интересы Российского государства в этом регионе настоятельно ставили в повестку дня его научное изучение. В реализации данной задачи царская власть и академическая наука России сделали немало в предыдущие десятилетия и накопили солидный эмпирический материал об этом крае и населявших его народах. В начале XX в. эта тенденция сохранялась и продолжалось довольно интенсивное изучение Северо-Восточной Азии, в том числе Якутии, как по линии Российской академии наук, так и по линии заинтересованных министерств и ведомств. Особенно активно исследовались моря и побережье Северного Ледовитого океана.
Российское правительство, изучая возможности плавания вдоль северных берегов Евразии, преследовало стратегические задачи – в нужный момент перебросить военный флот на Дальний Восток, где сталкивались интересы ряда стран. Кроме того, имелись сугубо экономические интересы, в том числе задача доставить наиболее коротким путем необходимые товары в северные регионы страны, включая Якутию, в период летней навигации. Для более основательного изучения Академией наук была организована Русская полярная экспедиция под руководством Э.В. Толля (1900 – 1903 гг.). Наряду с географической задачей, открытием и описанием островов Санникова и Беннетта, она не исключала возможности продолжить плавание через Берингов пролив до Владивостока. Экспедиция Толля работала в основном на Новосибирских островах и провела исследования в различных областях научного знания. На карте появились 254 новых географических названия [Ширина, 1983, С. 117, 119-120, 128]. В работе экспедиции активное участие принимали местные жители, 14 из них императорским повелением от 28 октября 1906 г. были награждены золотыми и серебряными медалями для ношения на груди на Аннинской ленте [ГАИО, Ф. 25. Оп. 10. Д. 1401. Л. 9, 11, 17-18]. Э.В. Толль не вернулся с о. Беннетта. Спасательная экспедиция Академии наук под руководством А.В. Колчака в августе 1903 г. выяснила, что Толль и трое его спутников 26 октября 1902 г. выехали к югу в сторону материка, но не достигли его. Экспедиция А.В. Колчака так же собрала много научных материалов. В частности, была высказана гипотеза об отсутствии каких-либо земель к северу от о. Котельного [Николаев, 1913, С. 47-48].
По просьбе якутского губернатора Российская академия наук в 1901 г. организовала экспедицию во главе с зоологом О.Ф. Герцем для раскопки хорошо сохранившегося трупа мамонта на р. Березовка, правого притока р. Колымы. Экспедиция прошла успешно, и в феврале 1902 г. драгоценный трофей был доставлен в Санкт-Петербург. Останки мамонта были выставлены в Зоологическом музее Российской академии наук. По мнению ученых (В.Е. Райков), «подобного экспоната нет ни в одном музее мира» [Ширина, 1983, С. 127-128]. Еще одна экспедиция была организована под руководством К.А. Воллосовича в 1908 г. для раскопок трупа мамонта в береговых наслоениях р. Санга-Юрях в Верхоянском округе. Но этот труп оказался менее сохранным.
В начале XX в. продолжались исследования, связанные с эксплуатацией Ленских золотых приисков, вилюйских соляных разработок, поисками торгового пути из Якутска в Охотское море, на Амур и в Камчатский край. В 1903 г. была организована Нелькано-Аянская экспедиция В.Е. Попова с целью изыскания нового пути между Аянским портом и Нельканом. Стоимость строительства колесной дороги В.Е. Поповым была определена в 350 тыс. руб. В 1907 г. работала Аяно-Нельканская экспедиция инженера Кудрявцева с участием вицеинспектора корпуса лесничих О.В. Маркграфа, признавшего потом, что работа была этой экспедиции не по плечу и малопродуктивна. По расчетам О.В. Маркграфа, строительство Аяно-Нельканской железной дороги обошлось бы в 1315 тыс. руб. [Николаев, 1913, С. 48, 51-52, 57-58].
Сунтарская экспедиция П. Драверта и П. Оленина в 1907 г. еще раз подтвердила изобилие и достоинства кемпендяйских соляных источников и собрала значительные минералогические коллекции.
Главным вопросом оставался Северный морской путь, приобретший после русско-японской войны 1904-1905 гг. реальное стратегическое значение в установлении судоходного сообщения. В июне 1908 г. Министерство торговли и промышленности организовало экспедицию под руководством И.П. Толмачева для уточнения описания морского побережья от устья р. Лены до м. Дежнева. Были созданы две партии: западная – Ленско-Колымская и восточная, включая Берингов пролив. В результате деятельности этих экспедиций подтверждена возможность плавания в течение лета вдоль Северо-Восточного побережья.
Гидрографическая экспедиция на суднах ледокольного типа «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Б.А. Вилькицкого в 1911 г. достигла устья р. Колымы, а в 1912 г. – устья р. Лены. Благодаря этим исследованиям в навигацию 1911 г. из Владивостока в устье р. Колымы отправился первым коммерческим рейсом пароход Добровольного флота «Колыма» и достиг своей цели. С тех пор ежегодно стал выполняться рейс из г. Владивостока до Нижнеколымска [Боякова, 1999].
В 1912-1914 гг. на побережье и островах моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря продолжались крупные гидрографические работы экспедиций на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». В 1912 г. подполковник А.И. Неелов совершил экспедицию для обследования дельты Лены, штабс-капитан Г.Я. Седов – устья р. Колымы [Отчет..., 1914, С. 17-18].
В начале XX в. продолжались исследования истории, этнографии и культуры народов Якутии, которые как прежде в основном вели политссыльные. Среди них особое место занимал народник Э.К. Пекарский, создавший при активном участии Д.Д. Попова и В.М. Ионова капитальный труд – «Словарь якутского языка», содержавший 25 тысяч слов. В связи с отсутствием средств издание словаря затягивалось. Губернатор И.И. Крафт возбудил ходатайство об отпуске соответствующего кредита на эти цели. Госсовет вынес решение, утвержденное императором Николаем II 29 декабря 1910 г. [РГИА, Ф. 1278. Оп. 2. Д. 1231. Л. 33], об отпуске «из средств государственного казначейства, начиная с 1912 г., в течение 4 лет в распоряжение Императорской Академии наук по 2 тыс. руб. в год на расходы по составлению "Словаря якутского языка" Э.К. Пекарского». Наряду с этим Э.К. Пекарский принимал участие в работе ряда экспедиций и был эрудированным этнографом и фольклористом. Им опубликовано свыше 60 работ по экономике, фольклору, быту и культуре якутов.
В.М. Ионов оставил ряд ценных исследований о хозяйстве, общественных отношениях, материальной и духовной культуре якутов [Иванов, 1978, С. 257-261]. В.Ф. Трощанский в 1902 г. опубликовал в «Ученых записках Казанского университета» свой труд «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов», в 1911 г. – в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии» при этом же университете – «Наброски о якутах Якутского округа». С.В. Ястремский в 1900 г. издал грамматику якутского языка.
К 1917 г. Якутский областной музей из объекта первоначального собирания случайных экспонатов превратился в солидное культурно-просветительское и научное учреждение, в становлении и развитии которого неоценимую роль сыграли политические ссыльные М.И. Сосновский, Н.А. Виташевский, В.Е. Окольский, П.В. Оленин, Э.К. Пекарский, В.М. Ионов, В.Г. Богораз-Тан, Е.М. Ярославский и др. Успешному развитию музейного дела способствовало укрепление его материальной базы. Благодаря усилиям губернатора И.И. Крафта за короткое время было построено каменное двухэтажное здание для областного музея и публичной библиотеки. Закладку его произвели 6 мая 1909 г. и 5 октября 1911 г. отпраздновали торжественное новоселье музея и библиотеки. Постройка обошлась в 60 тыс. руб., поступивших в виде пожертвований разных лиц [РГИА, Отчет..., № 119. Л. 330; НА РС (Я), Ф. 490И. Оп. 1. Д. 18. Л. 2, 3, 8, 36, 65].
15 февраля 1909 г. И.И. Крафт поддержал инициативу 56 представителей местной интеллигенции и вошел с предложением об открытии в г. Якутске отдела Русского Императорского географического общества. Однако положение о его открытии было утверждено только 11 февраля 1913 г.
По мере развития просвещения и культуры коренные жители стали активнее пользоваться услугами народной библиотеки-читальни, основанной в 1898 г. в Якутске. Вскоре аналогичные библиотеки были созданы в Вилюйске и Олёкминске. В 1912 г. якутскую городскую библиотеку посетили 4362 чел., в 1914 г. – 14 778 чел., а в 1916 г. – уже 16 646 чел. При этом более активно стали ходить в библиотеку коренные северяне. Из общего числа читателей в 1913 г. якутов было 18%, в 1914 г. – 20%, в 1915 г. – 31%, в 1916 г. – 33% [Макаров, 1994, С. 20], т.е. за 3-4 года доля читателей-якутов почти удвоилась.
Губернатор И.И. Крафт внес еще один выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия – он спас от гибели одну из башен якутского острога, архитектурный памятник деревянного зодчества XVII в. И.И. Крафт еще в 1908 г. представил Императорской археологической комиссии законопроект об отпуске средств на ее реставрацию. Остальные башни по ветхости не подлежали восстановлению. С небольшой задержкой проект получил поддержку. Госдума и Госсовет решили отпустить из средств государственного казначейства 1976 руб. 49 коп. Император утвердил законопроект 28 мая 1912 г. [РГИА, Ф. 1158. Оп. 1. Д. 239. Л. 52]. И.И. Крафт в отчете с удовлетворением писал: «Башня эта реставрирована и служит украшением городского сквера на Соборной площади» [РГИА, Отчет..., № 119. Л. 331].
Таким образом, в результате плодотворной деятельности Российской академии наук, ряда министерств и ведомств уже к 1917 г. накопились значительные научные сведения об естественных ресурсах Якутии, материальной и духовной культуре ее народов. Вместе с тем исследования носили экспедиционный характер и не могли охватить всю огромную территорию региона, занимаясь в основном изучением его геоморфологического строения, не обращая большого внимания на поиски полезных ископаемых. Некоторые экспедиции работали неэффективно, не достигали своей цели. Из-за затягивания публикаций результатов исследований и ограниченной возможности использования материалов экспедиций слабо применялись знания, добытые их предшественниками. Отмеченные недостатки и пробелы устранялись последующими поколениями исследователей уже в иных условиях и на другом уровне.
_____________________________
Авторы статьи: Федоров Василий Игнатьевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;
Боякова Сардана Ильинична, д.и.н., главный научный сотрудник, и.о. зав. отделом истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;
Романова Лидия Николаевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.