наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Культурные процессы в Якутии в послевоенный период.

Образование и наука. В рассматриваемый период развитие культуры и образования в Якутии и по всей стране происходило в сложных условиях: раз­руха, материальные лишения, идеологическое дав­ление.

В ходе возвращения к мирной жизни вновь стала актуальной задача перехода ко всеобщему семилет­нему образованию. За годы войны сильно обветша­ли школьные здания и учебное оборудование, сни­зились образовательный уровень педагогических кадров и качество обучения учащихся, осложнилась проблема преодоления массового второгодничества, многие подростки не посещали школу, так как были вынуждены покинуть ее в военные годы [Ис­тория Якутии, 2001, С. 125]. В 1946 г. XV пленумом Якутского обкома было принято решение о введе­нии всеобщего семилетнего образования в четвер­той пятилетке (1946-1950 гг.). В связи с этим было дано задание приступить к строительству новых и ремонту уже функционировавших школ, улучшить оборудование кабинетов и т.д. Увеличилось финан­сирование строительства и ремонта школ. Была от­менена плата за обучение. В республике большое значение придавалось расширению сети интернатов, особенно в районах Крайнего Севера.

В 1950/1951 уч. г. в ЯАССР имелось 409 начальных, 190 неполных средних и 37 средних школ, из них 539 находились в сельской местности. Число уча­щихся достигало 65,6 тыс. чел., это на 5 тыс. боль­ше, чем в 1945 г., и на 3 тыс. больше, чем в 1940 г. В 1960/1961 уч. г. функционировало уже 668 школ, где обучалось 97,4 тыс. чел. В 1966 г. в республике действовало 737 школ, из них начальных, семи-, вось­милетних и средних 631, в них обучалось 133,4 тыс. детей. Имелось 106 вечерних школ рабочей молоде­жи с охватом 11,8 тыс. чел. В г. Якутске для сред­них школ стали строить каменные здания [Исто­рия Якутской АССР, 1963, С. 276; Якутия за 50 лет..., 1967, С. 138]. В июне 1959 г. сессия Верховного Со­ета ЯАССР приняла закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе­мы народного образования в Якутской АССР», где отмечался низкий уровень обучения по таким пред­метам, как физика, математика, химия и иностран­ные языки. Также говорилось о том, что матери­ально-техническая оснащенность школ не отвечает существующим потребностям [История Якутской АССР, 1963, С. 340]. На сессии было принято реше­ние о переводе школ с семилетнего на восьмилет­нее обязательное обучение, который следовало начать в 1959/1960 уч. г. и завершить в 1962/1963. Пред­писывалось возобновить подготовку учителей с высшим образованием в Якутском государственном университете для работы в начальных классах.

В школах республики по-прежнему уделялось большое внимание связи обучения с производст­вом. Особо указывалось на необходимость подго­товки специалистов из среды местного населения и малочисленных народов Севера. С этой целью шко­лам выделяли тракторы, автомобили, различные станки, сельскохозяйственные машины, электро­станции. В 1952 г. школы и другие детские учреж­дения получили 47 передвижных станций [30 лет Якутской АССР..., 1952, С. 90]. Организовывались учебно-опытные пришкольные участки. Высокие урожаи зерновых и огородных культур выращивали юные натуралисты Тойбохойской, Мухтуйской, Шеинской, Булгунняхтахской и других школ. Кроме того, школьники работали на фермах и колхозных полях.

Активно развивались детское творчество, физ­культура, спорт и туризм. В Якутске действовали юношеская спортивная школа и Дворец пионеров. В 1952 г. в шести районах Якутии имелись Дома пионеров. В эти и последующие годы учителя мно­го времени уделяли общественно-политическому воспитанию и культурно-просветительной работе среди учащихся. Регулярно проводились смотры художественной самодеятельности, олимпиады по различным предметам. Большую роль в развитии этого движения играли пионерия и комсомол. В 1952 г. в регионе действовало 219 первичных ком­сомольских и 625 пионерских организаций [Там же, С. 90-91]. Кроме того, была широко распростра­нена сеть летних пионерских лагерей и детских площадок.

Однако материальная база школьных и дошколь­ных учреждений все еще отставала от растущих потребностей. Многие школы проводили занятия в две-три смены, не хватало учителей по отдельным предметам. Тем не менее в послевоенной период народное образование получило дальнейшее разви­тие, заметно улучшило свое материально-техниче­ское положение, вышло на качественно новый уро­вень обучения. Инновационные методы обучения и воспитания успешно внедряли лучшие учителя и директора школ: П.Н. Самсонов, Г.Е. Бессонов, М.А. Алексеев, В.П. Рыжов, И.П. Готовцев, В.Я. Бот­вин, М.И. Кершенгольц, И.И. Винокуров, М.Я. Ни­китина и др.

С 1953 г. стало вводиться всеобщее восьмилетнее образование. В то же время постоянно росла чис­ленность выпускников со средним образованием. Заметно повысился уровень квалификации учителей. В 1958/1959 уч. г. в школах Якутии трудилось около 30% учителей с высшим образованием, с незакон­ченным высшим – около 70%. За самоотверженный труд орденами и медалями были награждены 823 учителя, 71 педагогу было присвоено звание за­служенного учителя ЯАССР [Там же]. В 1961 г. в школах республики работало 8,4 тыс. учителей, в том числе 3,3 тыс. с высшим и незаконченным выс­шим образованием. Звание заслуженных учителей РСФСР имели 52 педагога, заслуженных учителей ЯАССР – 348 [Якутия: XX век..., 2001, С. 65].

С принятием в 1958 г. Верховным Советом СССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образова­ния в СССР», появлением в 1962 г. постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки квалифицированных рабочих и обеспе­чения ими предприятий и строек» началась реорганизация системы подготовки рабочих кадров. В 1961-1965 гг. открылись новые профессионально­-технические училища в городах Якутск, Мирный, Алдан, Олёкминск и поселках Усть-Нера, Сангар, Батагай, Нижний Бестях. Профтехучилища готови­ли специалистов для предприятий цветной метал­лургии по 68 рабочим профессиям, угольной промышленности – по 23, строительной отрасли – по 9, речного флота – по 5, сельского хозяйства – по 24. В 1964 г. было выпущено 1094 квалифицирован­ных рабочих. Материальная база училищ постепен­но развивалась, в том числе при помощи базовых предприятий. За этот период удалось подготовить тысячи прекрасных специалистов и тружеников. Тем не менее подготовка квалифицированных ра­бочих кадров в количественном и качественном от­ношении не удовлетворяла растущих потребностей форсированного развития промышленности Якутии [Сосин, 1989, С. 20-21, 29].

В регионе расширилась сеть среднего специаль­ного образования: были открыты Якутское музы­кально-художественное (1948 г.) и Алданское меди­цинское училища (1961 г.), Олёкминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйст­ва (1960 г.) и др. Заметно увеличилось число уча­щихся. Если в 1945/1946 уч. г. в 18 ссузах республики обучалось 4,3 тыс. чел., то в 1965/1966 уч. г. в 17 учи­лищах и техникумах проходили профессиональную подготовку уже 9,4 тыс. чел. [Якутия: XX век..., 2001, С. 64].

Продолжал свою работу Якутский педагогиче­ский институт. Значительно вырос его научный потенциал. Только в 1953-1954 гг. было проведено десять теоретических конференций для студентов. Начиная с 1952/1953 уч. г. стал выполняться план приема по всем специальностям, а с 1953 г. прием стал проходить по конкурсу. Успеваемость студен­тов составляла 91%, половина из них училась толь­ко на «хорошо» и «отлично», 90% студентов-прак­тиков получили высшие баллы. Учительский институт и рабфак в 1953 г. были закрыты как вы­полнившие свои задачи.

К 1956 г. на историко-филологическом, физико­-математическом и естественном факультетах Якут­ского педагогического института насчитывалось 1247 студентов дневной и 408 заочной форм обуче­ния. На 14 кафедрах работали 96 преподавателей, из которых 35% имели ученые степени и звания. Ими было разработано более 40 научно-методиче­ских тем по вопросам истории, экономики, языко­знания и т.д. К этому времени были опубликованы пять выпусков «Ученых записок», десять моногра­фий, а также учебники для якутских школ. ЯПИ выпустил 1081 учителя с высшим образованием, а Якутский учительский институт – 1041 учителя для семилетних школ.

Члены кружка историков С.370
Члены кружка истории для студентов Якутского педагогического института. В центре – руководитель кружка доктор исторических наук, профессор Г.П. Башарин. 1951 г. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

Особо следует выделить вы­пускников и студентов Якутского пединститута, достигших больших успехов в научной и практиче­ской деятельности: действительный член РАН, док­тор физико-математических наук Г.Ф. Крымский; член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Н.Г. Соломонов; лауреаты Ленинской премии СССР за цикл работ по исследованию первичного космического излучения сверхвысокой энергии Д.Д. Красильников и Н.Н. Ефимов; доктор фило­софских наук В.С. Луковцев; доктор экономических наук И.Е. Томский; доктор физико-математических наук, ректор Якутского государственного универси­тета с 1973 г. по 1986 г. А.И. Кузьмин; доктор техни­ческих наук Н.С. Иванов; народный учитель СССР М.А. Алексеев; видные политические деятели Г.И. Чиряев и А.Я. Овчинникова; народные поэты, писатели Якутии С.П. Данилов, Софр.П. Данилов, Р.Д. Ермолаев – Багатайский, В.С. Соловьев – Болот Боотур, Л.А. Попов, В.С. Яковлев – Далан; народ­ный артист Якутии А.П. Самсонов и многие другие [Сивцев, 2009, С. 131].

Знаменательным событием в развитии высшего образования республики стало преобразование в 1956 г. Якутского педагогического института в Якут­ский государственный университет. Первым ректо­ром стал доктор философских наук, профессор А.Е. Мординов, с 1959 г. университет возглавил кан­дидат исторических наук, доцент И.Г. Попов, проработавший на этом посту до 1973 г. В 1956 г. в университете обучалось 1,2 тыс. студентов, а к се­редине 1960-х годов – более 4 тыс. чел. Обучение велось на 6 факультетах по 16 специальностям. В 1956 г. в ЯГУ работали 111 преподавателей, среди которых было 2 доктора и 34 кандидата наук. К 1965 г. здесь трудилось 67 кандидатов и 6 докто­ров наук, в том числе профессора А.Е. Мординов, Д.М. Крылов, Г.П. Башарин, И.М. Романов, Ф.Г. Саф­ронов. В 1959 г. состоялся первый выпуск по 348 специальностям [История Якутской АССР, 1963, С. 342; История Якутии, 2001, С. 126].

С 1957/1958 уч. г. в ЯГУ произошли структурные из­менения: в дополнение к существовавшим с момен­та открытия университета четырем факультетам (гуманитарному, техническому, естественному, сель­скохозяйственному) в 1957 г. был создан физико-­математический, в этом же году в составе естест­венного факультета было открыто лечебное отделение, которое в 1960 г. было преобразовано в самостоятельный медицинский факультет. В 1960 г. гуманитарный факультет переименовали в истори­ко-филологический, технический – в инженерно­-технический, естественный – в биолого-географи­ческий. Все эти факультеты без существенных изменений в течение почти 20 последующих лет составляли основную структуру университета.

В первый послевоенный период научные иссле­дования продолжались по тем же направлениям, что и в предвоенные и военные годы. Институт языка, литературы и истории основное внимание уделял этнографическому изучению народов Яку­тии. В 1946 г. была организована этнографо-лин­гвистическая экспедиция в Русское Устье для изу­чения языка и быта русских старожилов низовьев р. Индигирки [Алексеев, 1947, С. 160]. Большую по­мощь в этнографических исследованиях института оказывал Институт этнографии АН СССР. В апре­ле 1947 г. была организована совместная экспеди­ция Института этнографии АН СССР и ИЯЛИ для этнографического и лингвистического изучения эвенков Тимптонского района. Данная экспедиция работала в течение 1947-1948 гг. В результате ее деятельности удалось собрать материалы по совре­менному быту и истории колхозов, материальной культуре, обрядам и обычаям, шаманским верова­ниям и народному искусству эвенков [Василевич, 1949, С. 54, 56].

В 1947 г. перед институтом были поставлены фундаментальные задачи: по истории – подгото­вить к изданию трехтомник «История Якутской АССР»; по литературе – разработать проблематику истории якутской литературы; по языкознанию – создать научную грамматику якутского языка, раз­работать вопросы диалектологии, усовершенствовать орфографию, терминологию и пунктуацию, подго­товить словарь якутского языка [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 5. Д. 162. Л. 1]. Надо сказать, что за­дача подготовки «Истории Якутской АССР» была обозначена еще в 1944 г. Период с 1947 по 1949 гг. в развитии института являлся временем затишья, вы­званного постоянной текучестью кадров, изменени­ем структуры. В 1949 г. директором ИЯЛИ назна­чили З.В. Гоголева, который проработал на этой должности до 1963 г. Лишь с 1950 г. началось ожив­ление в деятельности ИЯЛИ. Наиболее примеча­тельное событие в жизни института — организация комплексной экспедиции в 1950 г. В ее составе было три отряда: лингвистический, фольклорно-ис­кусствоведческий и историко-этнографический. В ее работе приняли участие 12 чел. [Там же, Д. 173. Л. 9а]. Руководил экспедицией и историко-этногра­фическим отрядом З.В. Гоголев, лингвистическим отрядом – Е.И. Убрятова, фольклорно-искусство­ведческим – М.Н. Жирков. Экспедиция провела большую работу по выявлению памятников, изуче­нию и сбору советского фольклора, народного му­зыкального, танцевального и прикладного искусст­ва, собрала материалы по фонетике, лексике, морфологии и синтаксису якутского языка [Гурвич, 1951б, С. 194].

В послевоенное время возникла необходимость развертывания геологических исследований по всей стране, в том числе в Якутии. Были поставлены задачи форсирования геолого-разведочных и поис­ковых работ для выявления промышленных место­рождений нефти, цветных и редких металлов, угля, стройматериалов. Успешное решение указанных за­дач во многом зависело от усиления научно-иссле­довательской работы в данном направлении, повы­шения эффективности исследований, роста сети научных учреждений. Поэтому в 1946 г. Совет Ми­нистров ЯАССР принял постановление, в котором говорилось: «В целях систематического изучения природы и природных ресурсов, истории, языка и культуры населяющих народов, а так же для объеди­нения и координации научно-исследовательских работ в Якутской АССР... просить Совет Минист­ров СССР и Президиум Академии наук СССР ор­ганизовать в IV квартале 1946 г. в г. Якутске науч­но-исследовательскую базу АН СССР» [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 5].

Эта просьба была удовлетворена. 28 мая 1947 г. Совет Министров СССР постановил организовать Якутскую научно-­исследовательскую базу Академии наук СССР в Якутске [Там же, Д. 4. Л. 31а]. В состав базы вошел Институт языка, литературы и истории; были соз­даны секторы геологии, географии, зоологии и жи­вотноводства, почвоведения и ботаники, экономи­ки, искусствоведения, химическая лаборатория и станция по изучению космических лучей [Органи­зация..., 1947, С. 103; Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 31а-32, 34]. Заместителем директора базы был утвержден кандидат философских наук А.И. Новгородов (он же временно исполнял обязан­ности директора). С 1949 г. по 1953 г. председателем президиума Якутского филиала АН СССР являл­ся член-корреспондент Академии наук Н.А. Цытович.

Весь 1947 г. решались вопросы организационного характера. Наиболее сложной проблемой оказался подбор кадров. Часть из них была приглашена из педагогического института, животноводческой и сельскохозяйственной опытных станций и др. При­глашали ученых и со стороны. Однако удаленность от научных центров, трудности создания благопри­ятных условий для исследовательской работы и проживания не давали возможности пригласить достаточно крупных ученых. Поэтому многие из согласившихся приехать исследователей были моло­дыми специалистами и сами нуждались в квали­фицированном руководстве. Для решения данной проблемы по различным направлениям исследова­ний были назначены научные консультанты: акаде­мики С.С. Смирнов (геология), А.А. Григорьев (гео­графия), И.И. Минц (история); члены-корреспон­денты АН СССР С.В. Бахрушин (история), С.Е. Ма­лов (тюркология), И.П. Герасимов (почвоведение); доктор физико-математических наук С.Н. Вернов (космические лучи) [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 36].

В 1949 г. Якутская научно-исследовательская база, в связи с переименованием всех баз Акаде­мии наук в филиалы, стала называться Якутским филиалом АН СССР. Также внутри базы была проведена некоторая реорганизация: сектор зооло­гии и животноводства разделили на два сектора, а сектор языка и сектор литературы ИЯЛИ объеди­нили в один сектор языка и литературы, сектор искусствоведения вошел в состав ИЯЛИ. Институт был переименован в Якутский институт языка, ли­тературы, истории и искусств [Там же, Ф. 5. Оп. 5. Д. 146. Л. 1].

В 1951 г. Л.Н. Харитонов был назначен заведую­щим сектором языка. Наиболее углубленно ученый вел исследования по глагольным категориям. Пер­вым результатом этих работ стала монография «Типы глагольной основы в якутском языке», кото­рая была удостоена премии Президиума АН СССР. Другие его монографии – «Формы глагольного вида в якутском языке» (1963) и «Залоговые формы глагола в якутском языке» (1963) – являются фун­даментальной методологической базой не только для якутской грамматической школы, но и для отечественной и зарубежной тюркологии в целом. Л.Н. Харитонов оставил глубокий след в истории якутского языкознания как основатель грамматиче­ской школы.

С 1 января 1952 г. в соответствии с распоряжени­ем Совета Министров СССР от 17 сентября 1951 г. в системе научных учреждений Якутского филиала был организован Институт биологии [Там же, Ф. 1. Оп. 1. Д. 102. Л. 61; Д. 112. Л. 108]. К 1956 г. в состав института вошли четыре сектора: ботаники, почво­ведения, зоологии и животноводства, лаборатория биохимии и физиологии растений, Чочур-Муранская биологическая станция. В 1956 г. была проведена большая реорганизационная работа: станцию косми­ческих лучей преобразовали в лабораторию косми­ческих лучей, лабораторию биохимии и физиологии растений Института биологии Якутского филиала АН СССР разделили на две самостоятельные лабо­ратории – биохимии и физиологии растений.

Кукурузное поле С. 372
Кукурузное поле на Чочур-Муранской биологической станции Института биологии Якутского филиала АН СССР. 1956 г. Фотофонд ЯГОМИКНС, б/н.

В 1956 г. при отделе экономики и географии бы­ла создана небольшая группа, начавшая исследова­ния в области энергетики Якутии. Этой группой была обоснована необходимость строительства Якутской государственной районной электростан­ции. В 1950-е годы в системе Академии наук про­ходила дальнейшая работа по улучшению управле­ния научными учреждениями.

В начале 1950-х годов начинается интенсивное геологическое изучение региона. Это связано с от­крытием месторождений алмазов в Западной Яку­тии, каменного угля и железной руды в Южной Якутии, созданием в республике алмазодобываю­щей промышленности. Важную роль в изучении и освоении природных ресурсов края сыграли II и III Якутские комплексные экспедиции Совета по изучению производительных сил АН СССР (СОПС), деятельность которых положила начало созданию крупных промышленных районов Якутии.

II Якутская комплексная экспедиция была орга­низована по инициативе руководства Якутии и Якутской научно-исследовательской базы АН СССР и начала свою деятельность 28 февраля 1950 г. по решению Президиума Академии наук СССР [Там же, Д. 76. Л. 8].

Экспедиция работала на территории Южной Яку­тии с 1950 по 1955 г. Общее руководство ее деятель­ностью осуществлялось академиками И.П. Барди­ным, В.С. Немчиновым, Д.С. Коржинским, В.А. Об­ручевым [Там же, Ф. 5.  Оп. 1. Д. 540. Л. 155]. Экспеди­ция сотрудничала с 18 научными учреждениями, в том числе с Якутским филиалом АН СССР.

В эти же годы Министерство геологии и охраны недр организовало крупную Южно-Якутскую ком­плексную экспедицию (начальник И.А. Кобеляцкий). Ее основными задачами являлись поиск и разведка железных руд и угля [Якутия, 1965, С. 19]. Таким образом, железно-рудные месторождения Алданского района изучались Якутской комплекс­ной экспедицией СОПС и Южно-Якутской ком­плексной экспедицией Читинского геологоуправления. На протяжении 1950-1955 гг. силами Южно­-Якутской комплексной экспедиции и Якутской комплексной экспедиции СОПС на территории Южной Якутии удалось установить наличие круп­ных месторождений железных руд, расположенных в непосредственной близости от месторождений коксующихся углей.

В период завершения работ II Якутской ком­плексной экспедиции в Южной Якутии повышен­ный интерес в связи с открытием кимберлитовых трубок проявлялся к западной части республики. Возникла необходимость срочного изучения данной территории для развития здесь алмазодобывающей промышленности. Поэтому Президиум Академии наук СССР счел необходимым продолжить исследо­вания в Якутии, переключив их на западную часть региона, и организовать в 1956 г. III Якутскую ком­плексную экспедицию (начальник Л.Н. Леонтьев) с привлечением к ее работе Геологического музея им. А.П. Карпинского, Института горного дела, Ин­ститута леса Академии наук. Руководство экспеди­цией, в связи с успешным развертыванием научно­-исследовательских работ Якутского филиала АН СССР, было передано из Совета по изучению про­изводительных сил АН СССР самому филиалу [Ар­хив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 201. Л. 80].

III Якутская комплексная экспедиция работала в 1956-1958 гг. В 1956 г. были начаты исследования по геологии коренных месторождений алмазов, го­рючих ископаемых и минеральных строительных материалов. Для усиления исследований в составе Якутского филиала создали сектор геологии алма­зов (руководитель А.А. Меняйлов) [Черский, 1957, С. 81]. К деятельности экспедиции привлекалось свыше 32 организаций и учреждений, в том числе расположенных на территории Якутии – 15, в Москве – 12, Ленинграде – 1, прочих городах (Чита, Иркутск, Новосибирск) – 4 [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 218. Л. 9-19]. III Якутская комплексная экспедиция провела весь комплекс ис­следований по развитию алмазодобывающей про­мышленности в Западной Якутии. Уже в 1957 г. на трубке «Мир» началась добыча алмазов, и в июне 1957 г. первая обогатительная фабрика по извлече­нию алмазов из кимберлита выпустила первую партию продукции [Черский, 1959, С. 125].

Для обобщения итогов изучения природных ре­сурсов, а также их использования и развития на­родного хозяйства Якутской АССР в 1958 г. Акаде­мией наук, Госпланом СССР и Якутским филиалом Сибирского отделения АН СССР в Якутске было проведено региональное совещание, в котором уча­ствовало свыше 400 представителей 15 научных учреждений страны [Рожков, 1958, С. 27]. Основные положения данного совещания были одобрены на конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири в Иркутске в августе 1958 г. Она была организована Академией наук, Госпланом СССР и Советом Министров РСФСР. Стержневой идеей конференции стала концепция формирования территориально-производственного комплекса. На конференции в Иркутске впервые были четко сформулированы принципы территориальной орга­низации комплекса производств в его современном понимании.

С 1956 г. начал работу Научно-исследовательский институт сельского хозяйства, который был создан на базе Якутской республиканской животноводче­ской станции, Якутской государственной селекци­онной станции и отдела животноводства Института биологии Якутского филиала. Институту подчиня­лись восемь опорных пунктов, Булунская опытная оленеводческая станция и Тиксинская сельскохо­зяйственная опытная станция.

Таким образом, к середине 1960-х годов был дос­тигнут определенный уровень развития общего и профессионального образования республики. Соз­дание Якутского государственного университета, расширение сети средних специальных учебных за­ведений и профессионально-технических училищ позволили обеспечить условия для подготовки вы­сококвалифицированных кадров для образования, здравоохранения и всего народного хозяйства ре­гиона. Результаты научно-исследовательских работ вузов и академических учреждений Якутии позво­лили создать достаточно стабильную базу для даль­нейших изысканий.

Литература. Во второй половине 1940-х годов политическая конъюнктура вновь стала набирать обороты, достигнув своего апогея в связи с крити­кой центральных журналов «Звезда» и «Ленинград». Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», принятое 14 августа 1946 г., вместе с докладом А.А. Жданова положило начало новой эпохе жесточайшего террора в отношении литерату­ры и искусства. По словам А.В. Блюма, властям «нужно было дать "урок" творческой интеллиген­ции, почувствовавшей некоторое ослабление идео­логической узды во время войны и в первый после­военный год» [2004]. Почти сразу же в республи­канской газете «Кыым» («Искра») 8 октября 1946 г. был опубликован доклад секретаря обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации А.И. Захарова, в котором критиковались за отсутствие четкой «идейности» произведения С.С. Васильева, Н.М. Заболоцкого, В.М. Новикова – Кюннюк Урастырова, Е.С. Сивце­ва – Таллан Бюрэ, С.П. Ефремова, М.Н. Тимофеева-Терешкина, П.Я. Туласынова. Но справедливости ради следует отметить, что в докладе, наряду с политическими ошибками, указывались и действи­тельные художественные недостатки произведений.

В Якутске 3 и 4 октября 1946 г. состоялось обще­городское собрание писателей с участием общест­венности, на котором обсуждалось постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и, в связи с этим, задачи писателей Якутии. В отчете о проведении собрания были указаны недостатки современной якутской литературы: «увлечение ста­рыми фольклорными формами и образами, нали­чие элементов мистики в изображении героев, от­ход от современных насущных тем, идеализация природы и, наконец, низкий художественный уро­вень произведений, наличие аполитичности и безыдейности в творчестве некоторых писателей» [Сыромятников, 1990, С. 49].

В литературе рассматриваемого периода наблюдались повышенная публицистичность, схематич­ность образов, неудачных аллегорий, символов, характерных для художественного стиля конца 1940-х годов, что было обусловлено требованиями официально утвержденного метода социалистиче­ского реализма, основной критерий которого «ра­ботать на злобу дня и выполнять социальные за­казы».

В послевоенное время на первый план вышли произведения исторической и гражданской темати­ки: историко-революционная драма «Сайсары» Суорун Омоллоона, пьесы «Долг» и «Враги» С.П. Ефре­мова, пьеса «Партизан Морозов» В.А. Протодьяко­нова.

Тема войны сохраняла свою актуальность и в послевоенные годы. Появились повести «Егор Чээрин» Т.Е. Сметанина, «Солдаты» И.П. Никифорова, поэмы «Жизнь, ставшая песней» Л.А. Попова, «Се­верная радуга» Кюннюк Урастырова. В произведе­ниях этого времени в романтически-приподнятом ключе звучит гордость народа-победителя, преодо­левшего врага.

Историко-революционная тематика первых якут­ских романов продолжена в трилогии Николая Якутского «Төлкө» («Судьба», 1947 г.) о быте жите­лей Якутии на рубеже XIX и XX вв., повести «Көмүстээх үрүйэ» («Золотой ручей», 1948 г.) о золо­тодобытчиках Алдана в период революции 1917 г.

28 июня 1948 г. состоялся II съезд советских пи­сателей Якутии. В докладе П.И. Корякина «Состоя­ние и задачи якутской художественной литературы» указано, что в период между I и II съездами изда­но 96 книг якутских писателей тиражом 388 тыс. экз., в том числе более 10 романов и повестей, около 30 пьес [Там же, С. 63]. В докладе критиковались произведения современников за идейную невыдер­жанность (стихотворение Элляя «Возвращение»), «нетипичный сюжет» (повесть Н.Е. Мординова «Друзья»), «незначительность образов нового человека» (пьесы С.П. Ефремова «Долг» и «Семья»), не­критическое подражание легендам и преданиям, отражающим реакционную, националистическую идеологию (рассказ Н.М. Заболоцкого «Марфа», поэма С.С. Васильева «Гнев Ленского», поэма М.Н. Тимофеева-Терешкина «На берегу Байкала») и т.д. В основном все критические высказывания но­сили идеологический характер. Также на этом съез­де наиболее отстающей областью литературы была признана литературная критика.

В начале 1950-х годов возобновляется противостояние по вопросу наследия основоположников якутской литературы. Поскольку все еще остава­лось в силе постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», в Якутии начался процесс пересмотра идеологических пози­ций в литературной сфере. Критике подвергся жур­нал «Хотугу сулус» («Полярная звезда»). В апреле 1950 г. вышло постановление Якутского обкома ВКП(б) «О состоянии литературной критики в якутской художественной литературе», где призна­валось совершенно неудовлетворительным состоя­ние современной критики, не ведущей «борьбу за неразрывную связь между глубокой идейностью и высокой художественностью, против безответствен­ного отношения некоторых писателей к художест­венной форме, литературным приемам и языку сво­их произведений» [Сыромятников, 1990, С. 71].

В результате всех этих событий книга Г.П. Баша­рина «Три якутских реалиста-просветителя» под­верглась жесточайшей обструкции. Монография об­суждалась в Союзе писателей СССР (12-16 января 1951 г.) и комиссии Якутского обкома ВКП(б) 12, 26 июня и 2 июля 1951 г. Обсуждение раскололо творческую интеллигенцию на два непримиримых лагеря. Камнем преткновения послужил вопрос от­ношения А.Е. Кулаковского к советской власти, страницы его биографии, касающиеся Гражданской войны, умонастроения А.И. Софронова – Алампа, отраженные в его произведениях, не соответство­вавших общим критериям социалистического реа­лизма [Сыромятников, 1990; Кулаковская, 2008].

В итоге оргбюро охарактеризовало книгу Г.П. Ба­шарина как антинаучную, антимарксистскую и буржуазно-националистическую по своей сути и изъяло ее из обращения, а автор был исключен из рядов ВКП(б). В постановлении бюро Якутского обкома ВКП(б) от 6 февраля 1952 г. было написа­но: «Большую ответственность за выход в свет порочной книги Г. Башарина несут ее редакторы т. А.Е. Мординов и И.В. Пухов, проявившие аполи­тичность и безответственное отношение к приня­тым на себя обязанностям. Своим одобрением кни­ги они, по существу, разделяли националистические взгляды Г. Башарина, ввели общественность в за­блуждение и способствовали распространению этой политически вредной книги» [Соц. Якутия, 1952, 14 февр.; Кыым, 1952, Олунньу 19 к, С. 1-2].

Ожесточенные нападки на наследие основопо­ложников якутской литературы и научный труд Г.П. Башарина продолжались и за пределами орг­бюро обкома. Как уже упоминалось, в газете «Прав­да» от 10 декабря 1951 г. вышла статья С. Борисова, А. Суркова и Л. Климовича «За правильное освеще­ние истории якутской литературы», затем в газетах «Кыым», «Социалистическая Якутия» от 20 января 1952 г. – статья Н. Канаева, Г. Ефремова, Г. Тихоно­ва «Против буржуазно-националистических извра­щений вопросов истории якутской литературы». Позже последняя статья расширилась и была изда­на в виде отдельной брошюры в 1953 г. [Канаев и др., 1953]. Данная брошюра, как отмечал Г.С. Сыро­мятников, «изобиловала искажениями и ошибками как методологического, так и творческого характе­ра, зачеркивающими все значение литературного наследства и охаивающими ряд крупных произве­дений якутской советской литературы» [1990, С. 123]. В целом эта работа явилась «образцом» идеологи­зированного подхода к литературному творчеству. Кроме того, в 1952 г. издали брошюру, включавшую вышеуказанную статью С.З. Борисова и его соавто­ров, выдержки из постановления бюро Якутского обкома ВКП(б) от 6 февраля 1952 г. и доклада того же Борисова на V пленуме Якутского обкома ВКП(б) 20 марта 1952 г. «О состоянии и мерах улучшения идеологической работы в республике». По данным Л.Р. Кулаковской, «в 1952 г. в периоди­ческой печати республики были напечатаны 147, а в 1953 г. – 8 статей о буржуазных писателях Кулаковском, Софронове, Неустроеве» [2008, С. 67].

Под резким напором критики, опасаясь за судьбы своих соратников (А.Е. Мординова, И.М. Романова, Сем.П. Данилова и др.), и, наконец, из чувства са­мосохранения, что было важно для дальнейшей борьбы, выработки новых путей восстановления имени классиков якутской литературы, Г.П. Баша­рин был вынужден покаяться в «своих ошибках и извращениях» и признать А.Е. Кулаковского «буржу­азным националистом» [Башарин, 1954, С. 122-123].

Тенденциозность и идеологически ограниченные методы критики обусловили издание «Очерков ис­тории якутской советской литературы» в 1955 г. на русском языке, в 1956 г. – на якутском (авторы Г.М. Васильев, Г.У. Эргис, Н.П. Канаев). В очерках сделана попытка описать историю якутской литера­туры от истоков ее развития (фольклор, первые письменные памятники) до послевоенного периода. Работа примечательна тем, что в ней впервые в историческом аспекте представлена типология жан­ров фольк лора от народных песен, малых жанров, преданий и легенд до олонхо. И хотя, следуя идео­логическим требованиям времени, авторы исполь­зовали классовый подход к фольклорным произве­дениям и часто подчеркивали ограниченность взглядов народа в древности и в дореволюционный период, раздел в целом дал достаточно полное представление о богатстве устного наследия саха.

Закономерно для того времени то, что в очерках творчество А.Е. Кулаковского охарактеризовано как реакционное, а драмы, лирика А.И. Софронова, проза Н.Д. Неустроева – как упаднические, иска­жающие советскую реальность. Имя П.А. Ойунского было полностью вычеркнуто из истории литера­туры. Авторы старательно обходили его творчество, даже его первое стихотворение «Песня труженика» названо народной песней, автор которой неизвестен [Саха советскай..., 1956, С. 66]. Резким нападкам в очерках подверглась книга Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя» как основанная на «буржуазной теории» [Саха советскай..., 1956, С. 56]. Судьба данных очерков была весьма недолговечной, так как 1956 г. – год реабилитации Плато­на Алексеевича Ойунского – наметил перелом в освещении истории развития якутской литературы.

После смерти И.В. Сталина и разоблачения куль­та личности на ХХ съезде КПСС якутская интел­лигенция стала добиваться пересмотра постановле­ния бюро обкома ВКП(б) 1952 г. В 1957 г. «Очерки истории якутской советской литературы» 1956 г., где якутское литературное наследие характеризовалось как враждебное, буржуазно-националистическое, были вынесены на обсуждение Союза советских писателей СССР с привлечением московских уче­ных и студентов столичных вузов. В защиту А.Е. Кулаковского и труда Г.П. Башарина выступили студенты-историки Е.Е. Алексеев, В.Н. Иванов, П.Е. Ефремов, писатели И.Е. Федосеев, Н.М. Забо­лоцкий и журналист И. Варламов. Им противостояли секретарь Якутского обкома КПСС С.З. Борисов, литературоведы Н.П. Канаев и Г.М. Васильев. Это обсуждение стало одним из важных событий в пе­ресмотре и возвращении имен якутских классиков в историю якутской литературы.

Затем после реабилитации начали печататься произведения П.А. Ойунского (1957 г.), были изданы избранные произведения А.Е. Кулаковского (1957 г.), А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева (1959 г.).

Судьбоносную роль в восстановлении имен клас­сиков якутской литературы сыграла известный литературовед, научный сотрудник Института все­мирной литературы им. М. Горького (ныне Инсти­тута мировой литературы им. М. Горького) А.А. Пет­росян. В 1959 г. была опубликована ее небольшая статья о проблемах изучения литературы и фольк­лора народов СССР, в том числе якутов, в «Извес­тиях АН СССР», где автор высказала идею о необ­ходимости объективного научного изучения литературного наследия [Петросян, 1959, С. 175-179]. В 1961 г. в журнале «Знамя» вышла более разверну­тая статья А.А. Петросян «Споры о наследстве (к вопросу о создании всеобщей истории советской литературы)» [1961, С. 204-213], в которой принци­пиальной критике подверглась книга Н. Канаева, Г. Ефремова и Г. Тихонова «Против извращений ис­тории якутской литературы». В статье литературо­вед дала в целом положительную оценку моногра­фии Г.П. Башарина как значимого и необходимого труда в духовном развитии якутского народа, при этом заметив, что в ней наряду с добротным фак­тическим материалом и ценными наблюдениями имеется ряд преувеличений.

Спор еще продолжался некоторое время, сторонники возрождения генетической родословной якутской литературы и их противники несколько раз выступали в различных периодических изданиях, писали в вышестоящие инстанции письма [Тобуроков, 2001, С. 22; Кулаковская, 2008, С. 69-71]. В итоге в январе 1962 г. профессор Академии общественных наук при ЦК КПСС Б.С. Рюриков обратился со служебной запиской «О фактах неправильного отношения к литературному наследию в Якутской АССР» в ЦК. Далее 16 февраля 1962 г. после проведения проверки выездной комиссией ЦК КПСС было принято новое постановление «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы», не только в корне изменившее отношение к наследию родоначальников якутской литературы, но и раскрепостившее творческие потенции писателей.

В 1950–1960-е годы в связи с происходившими в стране историческими событиями наметился перелом в развитии национальных литератур. В целом литература продолжала традиции, заложенные в первой половине ХХ в., но короткое «оттепельное» время способствовало расширению проблемно-тематических, жанрово-стилевых исканий, углублению нравственно-психологического и философского содержания произведений. В литературную жизнь Якутии активно вводились понятия «соцреализм с человеческим лицом», «тихая лирика», «деревенская проза», «которые свидетельствовали о расшатывании каркаса ведущего, нормативного метода, об общей гуманизации литературы» [Литература Якутии, 2005, С. 158]. Вместе с тем в творчестве некоторых писателей доминировали так называемая «теория бесконфликтности», стремление к парадности и догматизму.

В 1957 г. впервые проводились вечера якутской литературы и искусства в Москве, приуроченные 325-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. С этого времени традиция проводить Дни якутской литературы и искусства в Москве и Петербурге, затем Дни русской, казахской, киргизской и других литератур в Якутии продолжаются до сегодняшних дней.

Дни якутской культуры С. 376
А.Т. Твардовский (1-й справа) беседует с якутскими писателями во время открытия декады якутской культуры в Колонном зале Дома Союзов. 1957 г. РГАКФД, б/н.

В 1961 г. председателем правления Союза писате­лей Якутии назначили Сем.П. Данилова, который заменил на этом посту Н.Г. Золотарева-Якутского, руководившего Союзом с 1948 г. С этого периода начинается новый этап литературной истории Яку­тии, в котором интенсивное развитие получают раз­личные жанрово-стилевые формы, идет поиск новых форм. Наступившая «оттепель» дала импульс разви­тию новаторских жанров, стимулировала творчество молодых. В 1962 г. Союз писателей Якутии насчиты­вал 36 членов и около 100 печатающихся молодых авторов. Развивались русскоязычная литература и литературы малочисленных народов Севера.

В 1950-1960-е годы появляются произведения индустриальной тематики, что связано с интенсив­ным промышленным освоением края: повести Н. Якутского «Искатели алмазов» (1958 г.) и «Алмаз и любовь» (1968 г.), повесть А.С. Сыромятниковой «Подруги» (1961 г.).

Стимулом для расцвета якутской поэзии послу­жили появившиеся к тому времени переводы на якутский язык Г.И. Макаровым – Дьуон Дьанылы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (1954 г.) и «Васи­лия Теркина» А.Т. Твардовского (1956 г.). Дьуон Дьанылы еще в раннем творчестве пробовал свое перо в усложненных синтетических жанрах, написав в 1946 г. первую часть романа в стихах «Уйбаанчык» о Гражданской войне в Якутии. Переводы произве­дений А.С. Пушкина, А.Т. Твардовского обусловили появление новых синкретичных жанровых форм в лироэпике. Эта традиция продолжилась в творчест­ве С.С. Васильева (роман в стихах «Младший сын», 1961 г.), И.М. Гоголева (роман в стихах «Солнечная гора», 1962 г.).

Этот период был временем борьбы за восстанов­ление исторической справедливости по отношению к наследию первых якутских писателей. От исхода данного противостояния зависело не только даль­нейшее развитие якутской литературы, но и рост самосознания народа саха в его исторической обу­словленности.

Культура и искусство. В первые послевоенные десятилетия учреждения культуры и искусства, не­смотря на тяжелые условия, в своем развитии дос­тигли больших качественных результатов. Издава­лись пять республиканских газет, среди них «Кыым» («Искра»), «Социалистическая Якутия», «Молодежь Якутии», «Эдэр коммунист» («Молодой коммунист») и «Бэлэм буол» («Будь готов»). Газеты были ориен­тированы на разные возрасты, три из них печата­лись на якутском языке [30 лет Якутской АССР..., 1952]. Большое значение придавалось лекционной работе. В 1949 г. было организовано Якутское отде­ление Всероссийского общества «Знание». В июне 1953 г. Президиумом Верховного Совета ЯАССР был издан указ о преобразовании министерств и управ­лений при Совете Министров ЯАССР. Существо­вавшие управления (кинофикации; по делам ис­кусств; по делам культурно-просветительных учреждений; по делам полиграфической промыш­ленности, издательств и книжной торговли) уп­разднили, вместо них было создано Министерство культуры ЯАССР, на которое возлагалось центра­лизованное руководство учреждениями данных управлений [Культура РС (Я)., 2004, C. 5-6].

Наиболее тяжелое положение в годы Великой Отечественной войны сложилось в системе культур­но-просветительных учреждений, как в плане осна­щенности материальной базы, так и в кадровом составе. Тем не менее к 1953 г. постепенно расши­рялась сеть клубов, библиотек за счет открытия новых и реорганизации изб-читален, которые к это­му времени имелись в каждом районе. Книжный фонд библиотек увеличился до 570 134 экз. (в 1950 г. – 106 167), численность читателей выросла до 47 830 чел. (в 1950 г. – 13 235) [Там же, С. 10].

По отчетным данным 1954 г., в сельских клубах было организовано 885 самодеятельных кружков. В этом же году в республике проводился Всерос­сийский смотр художественной самодеятельности, где приняли участие все районы. 17 лучших участ­ников были рекомендованы на финальный смотр, проходивший в Москве [Там же, С. 10-11].

Однако материальная база культпросветучреждений, как уже отмечалось, оставалась неудовлетво­рительной, они функционировали в большинстве своем в приспособленных помещениях, сохранялись текучесть кадров и их низкий профессиональный уровень.

Расширилась республиканская киносеть. В 1955 г. в Якутии работали 298 киноустановок, в том чис­ле 5 кинотеатров, 205 кинопередвижек. По сравне­нию с 1951 г., киносеть увеличилась на 35%, в том числе в районах работали от 3 до 22 киноустановок. Однако на VI пленуме Якутского обкома КПСС в ноябре 1953 г. отмечалось, что кинообслуживание республики находится в крайне неудовлетворитель­ном состоянии по охвату зрителей и материальной базе. В последующем положение в киносети посте­пенно стало налаживаться [Культура РС (Я)..., 2004, С. 14-15].

В послевоенные десятилетия и в целом на про­тяжении советского периода традиционные культу­ры народов ЯАССР подверглись определенной трансформации. И хотя в повседневной жизни ко­ренное население сохраняло многие традиции и обычаи, все же их содержание приобрело, согласно новой идеологии, иной смысл. Это отразилось, например, в праздновании якутского национального праздника Ысыах, где, в частности, место традици­онных благославляемых божеств, которым возноси­лись заклинания – алгысы, заняли существовавшие на тот момент руководители коммунистической партии и правительства. Постепенно в материаль­ной культуре исчезло использование традиционного инвентаря в быту, ношение национальной одежды в повседневной жизни. Праздничная одежда также подверглась изменениям в сторону значительного упрощения.

Особое место принадлежало фольклору, народно­му художественному творчеству, его носителям. Фольклорная традиция народов региона как одна из сохранивших к тому времени большую вариатив­ность жанров и сюжетов не могла не подвергнуться «массовизации». Очень живучими и популярными оказались формы песен-импровизаций на свобод­ный протяжный мотив дьээ-буо. Дальнейшее разви­тие и популярность сохраняло сказительство. В рас­сматриваемый период произошел расцвет индивиду­ального творчества талантливых певцов-сказителей, которые воспевали советскую действительность.

Одним из ярких представителей данного направ­ления, оставившим глубокий след в развитии сказительства и пропаганде якутской музыкальной культуры, является С.А. Зверев – Кыыл Уола. На­родный певец и сказитель, знаток народного искус­ства, основоположник якутской танцевальной куль­туры, он имел уникальный многогранный талант. Его вклад как знатока фольклора народов Якутии в возрождение народного и становление профессионального искусства республики поистине неоце­ним. Его знания по народному искусству широко использовали композиторы, балетмейстеры, режис­серы многих поколений. Поэтическое творчество С.А. Зверева всегда отличали глубокий смысл, бога­тая образная система, яркий красочный язык, точ­ность передачи жанровых особенностей.

Слушают олонхосута. С. 378
Театральные деятели и писатели Якутии слушают олонхосута Е.Д. Кулаковского – Уот Хойостоона (слева направо): М.Н. Жирков, В.М. Новиков – Кюннюк Урастыров, С.С. Васильев, В.В. Местников, С.А. Григорьев, М.И. Кузьмин – Макар Хара, Н.Н. Павлов – Тыасыт. 1948 г. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство. В 1947 г. Якутский театр впервые участвовал во Всероссийском смотре национальных театров и получил высокую оценку за свои спектакли. Якутские режиссер С.А. Григорьев и артистка Д.Д. Слепцова были удостоены звания заслуженных артистов РСФСР.

В 1945 г. Русский драматический театр отметил свое 25-летие и был награждан указом Президиума Верховного Совета ЯАССР почетной грамотой, а многие артисты удостоены звания заслуженных артистов ЯАССР. В эти годы репертуар театра значительно расширился, повысился профессиональный уровень труппы. С середины 1950-х годов коллектив театра стал больше выезжать на гастроли в районы республики. Впоследствии Якутским обкомом КПСС было принято решение о восстановлении русского драмтеатра в г. Алдане. Кроме того, в районах Якутии стали открываться народные самодеятельные театры.

Новый этап наступил и в музыкальном искусстве. Якутский музыкально-драматический театр в 1955 г. отмечал 30-летие со дня образования. В театре выдвинулась плеяда талантливых певцов: А.И. Егорова, Т.П. Местников, Н.Н. Харитонов, Г.М. Кокшарский и др. Важной вехой в развитии искусства республики явилось создание первых якутских опер «Нюргун Боотур Стремительный» (1947 г.), «Сыгый Кырынаастыыр» (1948 г.) и балета «Полевой цветок» (1947 г.) в ре­зультате творческого содружества М.Н. Жиркова с московскими композиторами Н.И. Пейко, Г.И. Литинским и др. Кроме того, при участии московских композиторов было создано пять симфонических произведений, 170 хоровых и сольных песен. Свое развитие получил и балет. У истоков его создания стоял балетмейстер С.В. Владимиров-Климов. Он подготовил первые кадры хореографов и впервые осуществил постановку балетов «Полевой цветок», «Бахчисарайский фонтан», «Сыгый Кырынаастыыр» и многих народных танцев. Большую работу по записи и сценической обработке танцев народов республики проделала заслуженная артистка ЯАССР М.Я. Жорницкая. Значительный вклад в развитие музыкального искусства внесли композиторы З.П. Винокуров и Г.А. Григорян. Активно работали хормейстер Ф.А. Баишева, дирижер Г.М. Кривошапко, концертмейстер П.К. Розинская, народные мелодисты Х.Т. Максимов, С.Ф. Павлов, И.И. Слеп­цов. Большое значение имел начавшийся прием студентов-якутян в Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского.

Якутяне учатся в консерватории С. 380
Занятия якутской оперной студии в Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского. У рояля преподаватель З.В. Щелокова, поет Петр Черкашин. 1957 г. Фотофонд Российского национального музея музыки, КП-4882/265.

В декабре 1957 г. в Москве были проведены вече­ра якутской литературы и искусства, ставшие для артистов ЯАССР признанием их творческой зрело­сти. В их рамках состоялись концерты мастеров искусств республики. В завершение мероприятия были присвоены звания народного артиста СССР Д.Ф. Ходулову и В.В. Местникову, народной артист­ки РСФСР А.И. Егоровой, заслуженной артистки РСФСР Ф.А. Баишевой, Г.М. Кривошапко, А.П. Лыт­киной и Н.С. Шепелевой, заслуженного деятеля ис­кусств РСФСР Т.В. Аммосову и Г.А. Григоряну. Кроме того, многие участники были удостоены звания народных и заслуженных артистов ЯАССР [Культура РС (Я)..., 2004, С. 21-22].

Успешно развивалось и изобразительное искусст­во. Народный художник ЯАССР П.П. Романов ра­ботал в жанре пейзажа и портрета. Его работы «Девочка у озера Сергелях», «Сергеляхские дали», «Якутская дача», «Село на берегу Лены», «Автопортрет», «Писатель Н. Мординов», «Олонхосут Бурнашов», «Девушка в сиреневом платье» и «Артистка А. Егорова» были признаны лучшими художествен­ными произведениями послевоенного периода. Ряды художников постоянно пополнялись за счет выпуск­ников художественного отделения Якутского музы­кально-художественного училища и центральных высших и средних учебных заведений. В 1957 г., в дни юбилейных празднований 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в Моск­ве была организована выставка работ якутских ху­дожников, где экспонировались «Изгнание шамана» и портреты А. Осипова, «Над тундрой» В. Кандин­ского и др. Произведения якутских художников по­лучили одобрение ценителей искусства.

В 1960-е годы в деятельности культурно-просве­тительных учреждений дальнейшее развитие полу­чили такие формы и методы работы, как эстафеты культуры, народные университеты культуры, фа­культеты общественных профессий, колхозные кар­тинные галереи и др. Однако не все категории насе­ления удавалось охватить культурно-просветительной деятельностью. Из-за бездорожья сложно было попасть на отдаленные участки и фермы республики. По- прежнему в сфере культуры, особен­но в сельской местности, остро стоял кадровый вопрос. Хотя подготовку специалистов постоянно осуществля­ла Якутская республиканская культпросветшкола, в учреждениях культу­ры сохранялась самая низкая оплата труда, а рабочий день был ненормирован. Все это обусловливало боль­шую текучесть кадров.

В данный период несколько улуч­шилась материальная база клубных учреждений. Однако большинство учреждений культуры все еще распо­лагалось в неприспособленных помещениях. Строительство новых зданий практически не велось. Довольно хо­рошо развивалась лишь сеть кинофи­кации. В республике в этот период работали 14 кинотеатров и 769 кино­установок. Проводились киновечера, обсуждения просмотренных кино­фильмов.

Дальнейшее развитие получило театрально-му­зыкальное искусство. За 1961-1963 гг. были постав­лены пьесы «От имени якутов» Софр.П. Данилова, «Городская девушка» С.П. Ефремова. В Русском театре были поставлены пьесы «Барабанщица», «Камень на дороге» и др. [Крылова, 2004]. На ру­беже 1950-1960-х годов в музыкальном искусстве наступает новый этап в освоении классических форм с национальной тематикой. Значительный вклад в это направление внес композитор Г.А. Григорян. Впервые на сцене театра появились музыкально-сценические произведения в новых для Якутии жанрах: опера-легенда «Лоокуут и Ньургусун», оперетта «Хотугу сибэкки» («Цветок Севера»), лирический балет «Камень счастья» (впервые по­ставлен в 1980-е годы Г. Баишевым).

Важное место в информационном обслуживании населения занимало радио. В начале 1960-х годов завершилась радиофикация отдаленных районов республики, расширилась программа передач на якутском языке. С 1963 г. началось регулярное те­левещание Якутской студии.

Физкультура и спорт. После окончания Второй мировой войны стали активно восстанавливаться все сферы общественной жизни в стране. В этот период началось оживление физкультурной и спор­тивной работы в республике. Постепенно в Якутию возвращались физкультурные работники, спортсме­ны, тренеры, отслужившие в рядах Советской ар­мии. Несмотря на значительные проблемы, с которыми вынуждено было столкнуться физкультурное движение ЯАССР (ог­ромные демографические потери в ходе войны, слабая материальная база, отсутствие квалифицированных кад­ров и т.д.), благодаря вниманию поли­тического руководства республики восстановление происходило ускорен­ными темпами. Новые управленческие кадры во главе с назначенным в июне 1945 г. председателем республиканско­го спорткомитета И.С. Шкулепо глав­ными своими задачами обозначили комплектование городских, районных комитетов физкультуры квалифициро­ванным персоналом, активизацию ра­боты добровольных спортивных об­ществ [Кочнев, 2015, C. 60].

В рассматриваемый период основ­ная деятельность спорткомитета была направлена на создание новых и под­держку уже сформированных спор­тивных коллективов, массовое привлечение к заня­тиям физической культурой и спортом широких слоев населения, усовершенствование материально-­технической базы. По-прежнему важными задачами оставались развитие детско-юношеского спорта, проведение массовых спортивных соревнований и организация мероприятий по сдаче норм ГТО. Только за 1945 г. было сформировано 426 низовых коллективов физической культуры, а всего к то­му времени в республике уже насчитывалось 1306 спортивных обществ, охватывавших около 69 тыс. чел. [НА РС (Я), Ф. Р-732. Оп. 1. Д. 82. Л. 1]. Возобновилась традиция проведения летних рес­публиканских спартакиад, чемпионатов по шахма­там и шашкам, приостановленным в годы войны.

В первые послевоенные годы спортсмены из Яку­тии начали регулярно принимать участие в регио­нальных и общесоюзных соревнованиях. С 1946 г. сборные команды республики по лыжным гонкам, легкой атлетике, шахматам и русским шашкам были заявлены в финальных соревнованиях Даль­него Востока и Сибири. Спортсмены из ЯАССР добились высоких результатов на IV Всесоюзной спартакиаде профсоюзов 1948 г. Представитель ДСО «Молния» Нина Баева стала чемпионкой в беге на 800 и 1500 м, Валентин Алантьев занял 2-е место в беге на 5000 м, Мария Перфильева заняла призовые места в беге на 200 и 400 м [Кочнев, 2015, С. 62]. Первый опыт междугородных встреч получили якутские футболисты. В Якутске 4 июля 1947 г. состоялся товарищеский матч по футболу между сборными командами «Спартак» (Якутск) и «Дина­мо» (Красноярск). Победу одержали гости со сче­том 2 : 0. В 1948 г. команда ДСО «Самолет» из Якутска стала чемпионом профсоюзного первенства Гражданского воздушного флота СССР.

Сборная ЯАССР С.381
Сборная ЯАССР на Спартакиаде народов РСФСР. Июль 1956 г. Фотофонд Музея Амгинской СОШ № 1 им. В.Г. Короленко.

Важным событием для развития физкультурного движения в Якутии стало постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спор­та директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спорт­сменов». В программном документе особо подчер­кивалось, что спортивные организации СССР должны способствовать широкому развитию физ­культуры и спорта в городах и сельской местности. Так же указывалось, что ключевыми целями в этом направлении являлись развертывание массового физкультурного движения, совершенствование ка­чества спортивного мастерства и на этой базе за­воевание советскими спортсменами первых мест в соревнованиях мирового масштаба по ключевым видам спорта [Бреева и др., 2015].

Данное постановление легло в основу дальнейшей организационной деятельности республиканского комитета. С этого момента начался новый этап раз­вития физкультурного движения в регионе. Активи­зировалась работа по массовому привлечению насе­ления к занятиям физической культурой и спортом, подготовке новых кадров, повышению квалификации тренеров, укреплению материально-технической базы, улучшению преподавания физического воспи­тания в общеобразовательных школах, средних спе­циальных и высших учебных заведениях. Началось ежегодное направление студентов-физкультурников в центральные высшие учебные заведения. Прово­дилась работа по улучшению качества организации, проведения и судейства спортивно-массовых меро­приятий.

Было введено ступенчатое проведение со­ревнований, где лучшие определялись сначала в коллективах физкультуры, затем в районных, город­ских и, наконец, в республиканских чемпионатах. Такая система способствовала тому, что право при­нимать участие в крупных турнирах получали толь­ко лучшие спортсмены, что, в свою очередь, спо­собствовало общему росту достижений и рекордов.

С 1956 г. была возобновлена традиция проведе­ния общереспубликанских спартакиад, прервавшая­ся в годы Великой Отечественной войны. В связи с изменившейся обстановкой и уровнем развития физической культуры в Якутии, а также по приме­ру проведения общесоюзных соревнований было решено утвердить новое название спортивного ме­роприятия – Спартакиада народов Якутии. Первые игры в новом качестве и с новым названием со­стоялись 17-21 июня 1956 г. Согласно новому рег­ламенту, в соревнованиях приняли участие 24 сбор­ные команды районов и городов с общим числом участников 816 чел. В программу спартакиады были включены: спортивная гимнастика, пулевая стрель­ба, волейбол, легкая атлетика, национальные виды спорта. В командном зачете 1-е и 2-е места заняли команды г. Якутска, 3-е – команда Усть-Алданского района. В последующем руководством Якутской АССР было принято решение о регулярном прове­дении общереспубликанских спартакиад с перио­дичностью раз в 2 года.

Таким образом, 1945-1964 гг. стали периодом восстановления физкультурного движения республики после Великой Отечественной войны. Следует отметить, что за короткий срок оно сумело достиг­нуть довоенного уровня и даже в значительной степени превысить его. Для физкультурного движе­ния того времени характерны массовость, активное привлечение к занятиям молодежи, учащихся, ши­роких слоев населения. Для данной цели было раз­вернуто масштабное строительство спортивных площадок и стадионов. Во многих районах ЯАССР началось сооружение специальных спортивных за­лов. Республиканским спорткомитетом закупалось и ввозилось в Якутию большое количество спор­тивного инвентаря и оборудования.

В послевоенные годы увеличилось количество проводимых спортивных соревнований различных уровней, стали традиционными выезды за пределы республики легкоатлетов, лыжников, шахматистов и т.д. В этот период был заложен фундамент раз­вития новых видов спорта, таких как бокс, вольная борьба, тяжелая атлетика. Велась активная работа по подготовке физкультурных кадров. Лучшие пре­подаватели, тренеры, руководители физкультурного движения каждый год направлялись в высшие учебные заведения за пределами Якутии.

_____________________________

Авторы статьи: Васильева Нина Дмитриевна, к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;

Ермолаева Юлия Никифоровна, к.и.н., профессор, зав. кафедрой всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова;

Романова Лидия Николаевна, к.филол.н., ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;

Григорьев Степан Алексеевич, к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.