Культурные процессы в Якутии в послевоенный период.
Образование и наука. В рассматриваемый период развитие культуры и образования в Якутии и по всей стране происходило в сложных условиях: разруха, материальные лишения, идеологическое давление.
В ходе возвращения к мирной жизни вновь стала актуальной задача перехода ко всеобщему семилетнему образованию. За годы войны сильно обветшали школьные здания и учебное оборудование, снизились образовательный уровень педагогических кадров и качество обучения учащихся, осложнилась проблема преодоления массового второгодничества, многие подростки не посещали школу, так как были вынуждены покинуть ее в военные годы [История Якутии, 2001, С. 125]. В 1946 г. XV пленумом Якутского обкома было принято решение о введении всеобщего семилетнего образования в четвертой пятилетке (1946-1950 гг.). В связи с этим было дано задание приступить к строительству новых и ремонту уже функционировавших школ, улучшить оборудование кабинетов и т.д. Увеличилось финансирование строительства и ремонта школ. Была отменена плата за обучение. В республике большое значение придавалось расширению сети интернатов, особенно в районах Крайнего Севера.
В 1950/1951 уч. г. в ЯАССР имелось 409 начальных, 190 неполных средних и 37 средних школ, из них 539 находились в сельской местности. Число учащихся достигало 65,6 тыс. чел., это на 5 тыс. больше, чем в 1945 г., и на 3 тыс. больше, чем в 1940 г. В 1960/1961 уч. г. функционировало уже 668 школ, где обучалось 97,4 тыс. чел. В 1966 г. в республике действовало 737 школ, из них начальных, семи-, восьмилетних и средних 631, в них обучалось 133,4 тыс. детей. Имелось 106 вечерних школ рабочей молодежи с охватом 11,8 тыс. чел. В г. Якутске для средних школ стали строить каменные здания [История Якутской АССР, 1963, С. 276; Якутия за 50 лет..., 1967, С. 138]. В июне 1959 г. сессия Верховного Соета ЯАССР приняла закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Якутской АССР», где отмечался низкий уровень обучения по таким предметам, как физика, математика, химия и иностранные языки. Также говорилось о том, что материально-техническая оснащенность школ не отвечает существующим потребностям [История Якутской АССР, 1963, С. 340]. На сессии было принято решение о переводе школ с семилетнего на восьмилетнее обязательное обучение, который следовало начать в 1959/1960 уч. г. и завершить в 1962/1963. Предписывалось возобновить подготовку учителей с высшим образованием в Якутском государственном университете для работы в начальных классах.
В школах республики по-прежнему уделялось большое внимание связи обучения с производством. Особо указывалось на необходимость подготовки специалистов из среды местного населения и малочисленных народов Севера. С этой целью школам выделяли тракторы, автомобили, различные станки, сельскохозяйственные машины, электростанции. В 1952 г. школы и другие детские учреждения получили 47 передвижных станций [30 лет Якутской АССР..., 1952, С. 90]. Организовывались учебно-опытные пришкольные участки. Высокие урожаи зерновых и огородных культур выращивали юные натуралисты Тойбохойской, Мухтуйской, Шеинской, Булгунняхтахской и других школ. Кроме того, школьники работали на фермах и колхозных полях.
Активно развивались детское творчество, физкультура, спорт и туризм. В Якутске действовали юношеская спортивная школа и Дворец пионеров. В 1952 г. в шести районах Якутии имелись Дома пионеров. В эти и последующие годы учителя много времени уделяли общественно-политическому воспитанию и культурно-просветительной работе среди учащихся. Регулярно проводились смотры художественной самодеятельности, олимпиады по различным предметам. Большую роль в развитии этого движения играли пионерия и комсомол. В 1952 г. в регионе действовало 219 первичных комсомольских и 625 пионерских организаций [Там же, С. 90-91]. Кроме того, была широко распространена сеть летних пионерских лагерей и детских площадок.
Однако материальная база школьных и дошкольных учреждений все еще отставала от растущих потребностей. Многие школы проводили занятия в две-три смены, не хватало учителей по отдельным предметам. Тем не менее в послевоенной период народное образование получило дальнейшее развитие, заметно улучшило свое материально-техническое положение, вышло на качественно новый уровень обучения. Инновационные методы обучения и воспитания успешно внедряли лучшие учителя и директора школ: П.Н. Самсонов, Г.Е. Бессонов, М.А. Алексеев, В.П. Рыжов, И.П. Готовцев, В.Я. Ботвин, М.И. Кершенгольц, И.И. Винокуров, М.Я. Никитина и др.
С 1953 г. стало вводиться всеобщее восьмилетнее образование. В то же время постоянно росла численность выпускников со средним образованием. Заметно повысился уровень квалификации учителей. В 1958/1959 уч. г. в школах Якутии трудилось около 30% учителей с высшим образованием, с незаконченным высшим – около 70%. За самоотверженный труд орденами и медалями были награждены 823 учителя, 71 педагогу было присвоено звание заслуженного учителя ЯАССР [Там же]. В 1961 г. в школах республики работало 8,4 тыс. учителей, в том числе 3,3 тыс. с высшим и незаконченным высшим образованием. Звание заслуженных учителей РСФСР имели 52 педагога, заслуженных учителей ЯАССР – 348 [Якутия: XX век..., 2001, С. 65].
С принятием в 1958 г. Верховным Советом СССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», появлением в 1962 г. постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки квалифицированных рабочих и обеспечения ими предприятий и строек» началась реорганизация системы подготовки рабочих кадров. В 1961-1965 гг. открылись новые профессионально-технические училища в городах Якутск, Мирный, Алдан, Олёкминск и поселках Усть-Нера, Сангар, Батагай, Нижний Бестях. Профтехучилища готовили специалистов для предприятий цветной металлургии по 68 рабочим профессиям, угольной промышленности – по 23, строительной отрасли – по 9, речного флота – по 5, сельского хозяйства – по 24. В 1964 г. было выпущено 1094 квалифицированных рабочих. Материальная база училищ постепенно развивалась, в том числе при помощи базовых предприятий. За этот период удалось подготовить тысячи прекрасных специалистов и тружеников. Тем не менее подготовка квалифицированных рабочих кадров в количественном и качественном отношении не удовлетворяла растущих потребностей форсированного развития промышленности Якутии [Сосин, 1989, С. 20-21, 29].
В регионе расширилась сеть среднего специального образования: были открыты Якутское музыкально-художественное (1948 г.) и Алданское медицинское училища (1961 г.), Олёкминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства (1960 г.) и др. Заметно увеличилось число учащихся. Если в 1945/1946 уч. г. в 18 ссузах республики обучалось 4,3 тыс. чел., то в 1965/1966 уч. г. в 17 училищах и техникумах проходили профессиональную подготовку уже 9,4 тыс. чел. [Якутия: XX век..., 2001, С. 64].
Продолжал свою работу Якутский педагогический институт. Значительно вырос его научный потенциал. Только в 1953-1954 гг. было проведено десять теоретических конференций для студентов. Начиная с 1952/1953 уч. г. стал выполняться план приема по всем специальностям, а с 1953 г. прием стал проходить по конкурсу. Успеваемость студентов составляла 91%, половина из них училась только на «хорошо» и «отлично», 90% студентов-практиков получили высшие баллы. Учительский институт и рабфак в 1953 г. были закрыты как выполнившие свои задачи.
К 1956 г. на историко-филологическом, физико-математическом и естественном факультетах Якутского педагогического института насчитывалось 1247 студентов дневной и 408 заочной форм обучения. На 14 кафедрах работали 96 преподавателей, из которых 35% имели ученые степени и звания. Ими было разработано более 40 научно-методических тем по вопросам истории, экономики, языкознания и т.д. К этому времени были опубликованы пять выпусков «Ученых записок», десять монографий, а также учебники для якутских школ. ЯПИ выпустил 1081 учителя с высшим образованием, а Якутский учительский институт – 1041 учителя для семилетних школ.
Особо следует выделить выпускников и студентов Якутского пединститута, достигших больших успехов в научной и практической деятельности: действительный член РАН, доктор физико-математических наук Г.Ф. Крымский; член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Н.Г. Соломонов; лауреаты Ленинской премии СССР за цикл работ по исследованию первичного космического излучения сверхвысокой энергии Д.Д. Красильников и Н.Н. Ефимов; доктор философских наук В.С. Луковцев; доктор экономических наук И.Е. Томский; доктор физико-математических наук, ректор Якутского государственного университета с 1973 г. по 1986 г. А.И. Кузьмин; доктор технических наук Н.С. Иванов; народный учитель СССР М.А. Алексеев; видные политические деятели Г.И. Чиряев и А.Я. Овчинникова; народные поэты, писатели Якутии С.П. Данилов, Софр.П. Данилов, Р.Д. Ермолаев – Багатайский, В.С. Соловьев – Болот Боотур, Л.А. Попов, В.С. Яковлев – Далан; народный артист Якутии А.П. Самсонов и многие другие [Сивцев, 2009, С. 131].
Знаменательным событием в развитии высшего образования республики стало преобразование в 1956 г. Якутского педагогического института в Якутский государственный университет. Первым ректором стал доктор философских наук, профессор А.Е. Мординов, с 1959 г. университет возглавил кандидат исторических наук, доцент И.Г. Попов, проработавший на этом посту до 1973 г. В 1956 г. в университете обучалось 1,2 тыс. студентов, а к середине 1960-х годов – более 4 тыс. чел. Обучение велось на 6 факультетах по 16 специальностям. В 1956 г. в ЯГУ работали 111 преподавателей, среди которых было 2 доктора и 34 кандидата наук. К 1965 г. здесь трудилось 67 кандидатов и 6 докторов наук, в том числе профессора А.Е. Мординов, Д.М. Крылов, Г.П. Башарин, И.М. Романов, Ф.Г. Сафронов. В 1959 г. состоялся первый выпуск по 348 специальностям [История Якутской АССР, 1963, С. 342; История Якутии, 2001, С. 126].
С 1957/1958 уч. г. в ЯГУ произошли структурные изменения: в дополнение к существовавшим с момента открытия университета четырем факультетам (гуманитарному, техническому, естественному, сельскохозяйственному) в 1957 г. был создан физико-математический, в этом же году в составе естественного факультета было открыто лечебное отделение, которое в 1960 г. было преобразовано в самостоятельный медицинский факультет. В 1960 г. гуманитарный факультет переименовали в историко-филологический, технический – в инженерно-технический, естественный – в биолого-географический. Все эти факультеты без существенных изменений в течение почти 20 последующих лет составляли основную структуру университета.
В первый послевоенный период научные исследования продолжались по тем же направлениям, что и в предвоенные и военные годы. Институт языка, литературы и истории основное внимание уделял этнографическому изучению народов Якутии. В 1946 г. была организована этнографо-лингвистическая экспедиция в Русское Устье для изучения языка и быта русских старожилов низовьев р. Индигирки [Алексеев, 1947, С. 160]. Большую помощь в этнографических исследованиях института оказывал Институт этнографии АН СССР. В апреле 1947 г. была организована совместная экспедиция Института этнографии АН СССР и ИЯЛИ для этнографического и лингвистического изучения эвенков Тимптонского района. Данная экспедиция работала в течение 1947-1948 гг. В результате ее деятельности удалось собрать материалы по современному быту и истории колхозов, материальной культуре, обрядам и обычаям, шаманским верованиям и народному искусству эвенков [Василевич, 1949, С. 54, 56].
В 1947 г. перед институтом были поставлены фундаментальные задачи: по истории – подготовить к изданию трехтомник «История Якутской АССР»; по литературе – разработать проблематику истории якутской литературы; по языкознанию – создать научную грамматику якутского языка, разработать вопросы диалектологии, усовершенствовать орфографию, терминологию и пунктуацию, подготовить словарь якутского языка [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 5. Д. 162. Л. 1]. Надо сказать, что задача подготовки «Истории Якутской АССР» была обозначена еще в 1944 г. Период с 1947 по 1949 гг. в развитии института являлся временем затишья, вызванного постоянной текучестью кадров, изменением структуры. В 1949 г. директором ИЯЛИ назначили З.В. Гоголева, который проработал на этой должности до 1963 г. Лишь с 1950 г. началось оживление в деятельности ИЯЛИ. Наиболее примечательное событие в жизни института — организация комплексной экспедиции в 1950 г. В ее составе было три отряда: лингвистический, фольклорно-искусствоведческий и историко-этнографический. В ее работе приняли участие 12 чел. [Там же, Д. 173. Л. 9а]. Руководил экспедицией и историко-этнографическим отрядом З.В. Гоголев, лингвистическим отрядом – Е.И. Убрятова, фольклорно-искусствоведческим – М.Н. Жирков. Экспедиция провела большую работу по выявлению памятников, изучению и сбору советского фольклора, народного музыкального, танцевального и прикладного искусства, собрала материалы по фонетике, лексике, морфологии и синтаксису якутского языка [Гурвич, 1951б, С. 194].
В послевоенное время возникла необходимость развертывания геологических исследований по всей стране, в том числе в Якутии. Были поставлены задачи форсирования геолого-разведочных и поисковых работ для выявления промышленных месторождений нефти, цветных и редких металлов, угля, стройматериалов. Успешное решение указанных задач во многом зависело от усиления научно-исследовательской работы в данном направлении, повышения эффективности исследований, роста сети научных учреждений. Поэтому в 1946 г. Совет Министров ЯАССР принял постановление, в котором говорилось: «В целях систематического изучения природы и природных ресурсов, истории, языка и культуры населяющих народов, а так же для объединения и координации научно-исследовательских работ в Якутской АССР... просить Совет Министров СССР и Президиум Академии наук СССР организовать в IV квартале 1946 г. в г. Якутске научно-исследовательскую базу АН СССР» [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 5].
Эта просьба была удовлетворена. 28 мая 1947 г. Совет Министров СССР постановил организовать Якутскую научно-исследовательскую базу Академии наук СССР в Якутске [Там же, Д. 4. Л. 31а]. В состав базы вошел Институт языка, литературы и истории; были созданы секторы геологии, географии, зоологии и животноводства, почвоведения и ботаники, экономики, искусствоведения, химическая лаборатория и станция по изучению космических лучей [Организация..., 1947, С. 103; Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 31а-32, 34]. Заместителем директора базы был утвержден кандидат философских наук А.И. Новгородов (он же временно исполнял обязанности директора). С 1949 г. по 1953 г. председателем президиума Якутского филиала АН СССР являлся член-корреспондент Академии наук Н.А. Цытович.
Весь 1947 г. решались вопросы организационного характера. Наиболее сложной проблемой оказался подбор кадров. Часть из них была приглашена из педагогического института, животноводческой и сельскохозяйственной опытных станций и др. Приглашали ученых и со стороны. Однако удаленность от научных центров, трудности создания благоприятных условий для исследовательской работы и проживания не давали возможности пригласить достаточно крупных ученых. Поэтому многие из согласившихся приехать исследователей были молодыми специалистами и сами нуждались в квалифицированном руководстве. Для решения данной проблемы по различным направлениям исследований были назначены научные консультанты: академики С.С. Смирнов (геология), А.А. Григорьев (география), И.И. Минц (история); члены-корреспонденты АН СССР С.В. Бахрушин (история), С.Е. Малов (тюркология), И.П. Герасимов (почвоведение); доктор физико-математических наук С.Н. Вернов (космические лучи) [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 36].
В 1949 г. Якутская научно-исследовательская база, в связи с переименованием всех баз Академии наук в филиалы, стала называться Якутским филиалом АН СССР. Также внутри базы была проведена некоторая реорганизация: сектор зоологии и животноводства разделили на два сектора, а сектор языка и сектор литературы ИЯЛИ объединили в один сектор языка и литературы, сектор искусствоведения вошел в состав ИЯЛИ. Институт был переименован в Якутский институт языка, литературы, истории и искусств [Там же, Ф. 5. Оп. 5. Д. 146. Л. 1].
В 1951 г. Л.Н. Харитонов был назначен заведующим сектором языка. Наиболее углубленно ученый вел исследования по глагольным категориям. Первым результатом этих работ стала монография «Типы глагольной основы в якутском языке», которая была удостоена премии Президиума АН СССР. Другие его монографии – «Формы глагольного вида в якутском языке» (1963) и «Залоговые формы глагола в якутском языке» (1963) – являются фундаментальной методологической базой не только для якутской грамматической школы, но и для отечественной и зарубежной тюркологии в целом. Л.Н. Харитонов оставил глубокий след в истории якутского языкознания как основатель грамматической школы.
С 1 января 1952 г. в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 17 сентября 1951 г. в системе научных учреждений Якутского филиала был организован Институт биологии [Там же, Ф. 1. Оп. 1. Д. 102. Л. 61; Д. 112. Л. 108]. К 1956 г. в состав института вошли четыре сектора: ботаники, почвоведения, зоологии и животноводства, лаборатория биохимии и физиологии растений, Чочур-Муранская биологическая станция. В 1956 г. была проведена большая реорганизационная работа: станцию космических лучей преобразовали в лабораторию космических лучей, лабораторию биохимии и физиологии растений Института биологии Якутского филиала АН СССР разделили на две самостоятельные лаборатории – биохимии и физиологии растений.
В 1956 г. при отделе экономики и географии была создана небольшая группа, начавшая исследования в области энергетики Якутии. Этой группой была обоснована необходимость строительства Якутской государственной районной электростанции. В 1950-е годы в системе Академии наук проходила дальнейшая работа по улучшению управления научными учреждениями.
В начале 1950-х годов начинается интенсивное геологическое изучение региона. Это связано с открытием месторождений алмазов в Западной Якутии, каменного угля и железной руды в Южной Якутии, созданием в республике алмазодобывающей промышленности. Важную роль в изучении и освоении природных ресурсов края сыграли II и III Якутские комплексные экспедиции Совета по изучению производительных сил АН СССР (СОПС), деятельность которых положила начало созданию крупных промышленных районов Якутии.
II Якутская комплексная экспедиция была организована по инициативе руководства Якутии и Якутской научно-исследовательской базы АН СССР и начала свою деятельность 28 февраля 1950 г. по решению Президиума Академии наук СССР [Там же, Д. 76. Л. 8].
Экспедиция работала на территории Южной Якутии с 1950 по 1955 г. Общее руководство ее деятельностью осуществлялось академиками И.П. Бардиным, В.С. Немчиновым, Д.С. Коржинским, В.А. Обручевым [Там же, Ф. 5. Оп. 1. Д. 540. Л. 155]. Экспедиция сотрудничала с 18 научными учреждениями, в том числе с Якутским филиалом АН СССР.
В эти же годы Министерство геологии и охраны недр организовало крупную Южно-Якутскую комплексную экспедицию (начальник И.А. Кобеляцкий). Ее основными задачами являлись поиск и разведка железных руд и угля [Якутия, 1965, С. 19]. Таким образом, железно-рудные месторождения Алданского района изучались Якутской комплексной экспедицией СОПС и Южно-Якутской комплексной экспедицией Читинского геологоуправления. На протяжении 1950-1955 гг. силами Южно-Якутской комплексной экспедиции и Якутской комплексной экспедиции СОПС на территории Южной Якутии удалось установить наличие крупных месторождений железных руд, расположенных в непосредственной близости от месторождений коксующихся углей.
В период завершения работ II Якутской комплексной экспедиции в Южной Якутии повышенный интерес в связи с открытием кимберлитовых трубок проявлялся к западной части республики. Возникла необходимость срочного изучения данной территории для развития здесь алмазодобывающей промышленности. Поэтому Президиум Академии наук СССР счел необходимым продолжить исследования в Якутии, переключив их на западную часть региона, и организовать в 1956 г. III Якутскую комплексную экспедицию (начальник Л.Н. Леонтьев) с привлечением к ее работе Геологического музея им. А.П. Карпинского, Института горного дела, Института леса Академии наук. Руководство экспедицией, в связи с успешным развертыванием научно-исследовательских работ Якутского филиала АН СССР, было передано из Совета по изучению производительных сил АН СССР самому филиалу [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 201. Л. 80].
III Якутская комплексная экспедиция работала в 1956-1958 гг. В 1956 г. были начаты исследования по геологии коренных месторождений алмазов, горючих ископаемых и минеральных строительных материалов. Для усиления исследований в составе Якутского филиала создали сектор геологии алмазов (руководитель А.А. Меняйлов) [Черский, 1957, С. 81]. К деятельности экспедиции привлекалось свыше 32 организаций и учреждений, в том числе расположенных на территории Якутии – 15, в Москве – 12, Ленинграде – 1, прочих городах (Чита, Иркутск, Новосибирск) – 4 [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 1. Оп. 1. Д. 218. Л. 9-19]. III Якутская комплексная экспедиция провела весь комплекс исследований по развитию алмазодобывающей промышленности в Западной Якутии. Уже в 1957 г. на трубке «Мир» началась добыча алмазов, и в июне 1957 г. первая обогатительная фабрика по извлечению алмазов из кимберлита выпустила первую партию продукции [Черский, 1959, С. 125].
Для обобщения итогов изучения природных ресурсов, а также их использования и развития народного хозяйства Якутской АССР в 1958 г. Академией наук, Госпланом СССР и Якутским филиалом Сибирского отделения АН СССР в Якутске было проведено региональное совещание, в котором участвовало свыше 400 представителей 15 научных учреждений страны [Рожков, 1958, С. 27]. Основные положения данного совещания были одобрены на конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири в Иркутске в августе 1958 г. Она была организована Академией наук, Госпланом СССР и Советом Министров РСФСР. Стержневой идеей конференции стала концепция формирования территориально-производственного комплекса. На конференции в Иркутске впервые были четко сформулированы принципы территориальной организации комплекса производств в его современном понимании.
С 1956 г. начал работу Научно-исследовательский институт сельского хозяйства, который был создан на базе Якутской республиканской животноводческой станции, Якутской государственной селекционной станции и отдела животноводства Института биологии Якутского филиала. Институту подчинялись восемь опорных пунктов, Булунская опытная оленеводческая станция и Тиксинская сельскохозяйственная опытная станция.
Таким образом, к середине 1960-х годов был достигнут определенный уровень развития общего и профессионального образования республики. Создание Якутского государственного университета, расширение сети средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ позволили обеспечить условия для подготовки высококвалифицированных кадров для образования, здравоохранения и всего народного хозяйства региона. Результаты научно-исследовательских работ вузов и академических учреждений Якутии позволили создать достаточно стабильную базу для дальнейших изысканий.
Литература. Во второй половине 1940-х годов политическая конъюнктура вновь стала набирать обороты, достигнув своего апогея в связи с критикой центральных журналов «Звезда» и «Ленинград». Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», принятое 14 августа 1946 г., вместе с докладом А.А. Жданова положило начало новой эпохе жесточайшего террора в отношении литературы и искусства. По словам А.В. Блюма, властям «нужно было дать "урок" творческой интеллигенции, почувствовавшей некоторое ослабление идеологической узды во время войны и в первый послевоенный год» [2004]. Почти сразу же в республиканской газете «Кыым» («Искра») 8 октября 1946 г. был опубликован доклад секретаря обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации А.И. Захарова, в котором критиковались за отсутствие четкой «идейности» произведения С.С. Васильева, Н.М. Заболоцкого, В.М. Новикова – Кюннюк Урастырова, Е.С. Сивцева – Таллан Бюрэ, С.П. Ефремова, М.Н. Тимофеева-Терешкина, П.Я. Туласынова. Но справедливости ради следует отметить, что в докладе, наряду с политическими ошибками, указывались и действительные художественные недостатки произведений.
В Якутске 3 и 4 октября 1946 г. состоялось общегородское собрание писателей с участием общественности, на котором обсуждалось постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и, в связи с этим, задачи писателей Якутии. В отчете о проведении собрания были указаны недостатки современной якутской литературы: «увлечение старыми фольклорными формами и образами, наличие элементов мистики в изображении героев, отход от современных насущных тем, идеализация природы и, наконец, низкий художественный уровень произведений, наличие аполитичности и безыдейности в творчестве некоторых писателей» [Сыромятников, 1990, С. 49].
В литературе рассматриваемого периода наблюдались повышенная публицистичность, схематичность образов, неудачных аллегорий, символов, характерных для художественного стиля конца 1940-х годов, что было обусловлено требованиями официально утвержденного метода социалистического реализма, основной критерий которого «работать на злобу дня и выполнять социальные заказы».
В послевоенное время на первый план вышли произведения исторической и гражданской тематики: историко-революционная драма «Сайсары» Суорун Омоллоона, пьесы «Долг» и «Враги» С.П. Ефремова, пьеса «Партизан Морозов» В.А. Протодьяконова.
Тема войны сохраняла свою актуальность и в послевоенные годы. Появились повести «Егор Чээрин» Т.Е. Сметанина, «Солдаты» И.П. Никифорова, поэмы «Жизнь, ставшая песней» Л.А. Попова, «Северная радуга» Кюннюк Урастырова. В произведениях этого времени в романтически-приподнятом ключе звучит гордость народа-победителя, преодолевшего врага.
Историко-революционная тематика первых якутских романов продолжена в трилогии Николая Якутского «Төлкө» («Судьба», 1947 г.) о быте жителей Якутии на рубеже XIX и XX вв., повести «Көмүстээх үрүйэ» («Золотой ручей», 1948 г.) о золотодобытчиках Алдана в период революции 1917 г.
28 июня 1948 г. состоялся II съезд советских писателей Якутии. В докладе П.И. Корякина «Состояние и задачи якутской художественной литературы» указано, что в период между I и II съездами издано 96 книг якутских писателей тиражом 388 тыс. экз., в том числе более 10 романов и повестей, около 30 пьес [Там же, С. 63]. В докладе критиковались произведения современников за идейную невыдержанность (стихотворение Элляя «Возвращение»), «нетипичный сюжет» (повесть Н.Е. Мординова «Друзья»), «незначительность образов нового человека» (пьесы С.П. Ефремова «Долг» и «Семья»), некритическое подражание легендам и преданиям, отражающим реакционную, националистическую идеологию (рассказ Н.М. Заболоцкого «Марфа», поэма С.С. Васильева «Гнев Ленского», поэма М.Н. Тимофеева-Терешкина «На берегу Байкала») и т.д. В основном все критические высказывания носили идеологический характер. Также на этом съезде наиболее отстающей областью литературы была признана литературная критика.
В начале 1950-х годов возобновляется противостояние по вопросу наследия основоположников якутской литературы. Поскольку все еще оставалось в силе постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», в Якутии начался процесс пересмотра идеологических позиций в литературной сфере. Критике подвергся журнал «Хотугу сулус» («Полярная звезда»). В апреле 1950 г. вышло постановление Якутского обкома ВКП(б) «О состоянии литературной критики в якутской художественной литературе», где признавалось совершенно неудовлетворительным состояние современной критики, не ведущей «борьбу за неразрывную связь между глубокой идейностью и высокой художественностью, против безответственного отношения некоторых писателей к художественной форме, литературным приемам и языку своих произведений» [Сыромятников, 1990, С. 71].
В результате всех этих событий книга Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя» подверглась жесточайшей обструкции. Монография обсуждалась в Союзе писателей СССР (12-16 января 1951 г.) и комиссии Якутского обкома ВКП(б) 12, 26 июня и 2 июля 1951 г. Обсуждение раскололо творческую интеллигенцию на два непримиримых лагеря. Камнем преткновения послужил вопрос отношения А.Е. Кулаковского к советской власти, страницы его биографии, касающиеся Гражданской войны, умонастроения А.И. Софронова – Алампа, отраженные в его произведениях, не соответствовавших общим критериям социалистического реализма [Сыромятников, 1990; Кулаковская, 2008].
В итоге оргбюро охарактеризовало книгу Г.П. Башарина как антинаучную, антимарксистскую и буржуазно-националистическую по своей сути и изъяло ее из обращения, а автор был исключен из рядов ВКП(б). В постановлении бюро Якутского обкома ВКП(б) от 6 февраля 1952 г. было написано: «Большую ответственность за выход в свет порочной книги Г. Башарина несут ее редакторы т. А.Е. Мординов и И.В. Пухов, проявившие аполитичность и безответственное отношение к принятым на себя обязанностям. Своим одобрением книги они, по существу, разделяли националистические взгляды Г. Башарина, ввели общественность в заблуждение и способствовали распространению этой политически вредной книги» [Соц. Якутия, 1952, 14 февр.; Кыым, 1952, Олунньу 19 к, С. 1-2].
Ожесточенные нападки на наследие основоположников якутской литературы и научный труд Г.П. Башарина продолжались и за пределами оргбюро обкома. Как уже упоминалось, в газете «Правда» от 10 декабря 1951 г. вышла статья С. Борисова, А. Суркова и Л. Климовича «За правильное освещение истории якутской литературы», затем в газетах «Кыым», «Социалистическая Якутия» от 20 января 1952 г. – статья Н. Канаева, Г. Ефремова, Г. Тихонова «Против буржуазно-националистических извращений вопросов истории якутской литературы». Позже последняя статья расширилась и была издана в виде отдельной брошюры в 1953 г. [Канаев и др., 1953]. Данная брошюра, как отмечал Г.С. Сыромятников, «изобиловала искажениями и ошибками как методологического, так и творческого характера, зачеркивающими все значение литературного наследства и охаивающими ряд крупных произведений якутской советской литературы» [1990, С. 123]. В целом эта работа явилась «образцом» идеологизированного подхода к литературному творчеству. Кроме того, в 1952 г. издали брошюру, включавшую вышеуказанную статью С.З. Борисова и его соавторов, выдержки из постановления бюро Якутского обкома ВКП(б) от 6 февраля 1952 г. и доклада того же Борисова на V пленуме Якутского обкома ВКП(б) 20 марта 1952 г. «О состоянии и мерах улучшения идеологической работы в республике». По данным Л.Р. Кулаковской, «в 1952 г. в периодической печати республики были напечатаны 147, а в 1953 г. – 8 статей о буржуазных писателях Кулаковском, Софронове, Неустроеве» [2008, С. 67].
Под резким напором критики, опасаясь за судьбы своих соратников (А.Е. Мординова, И.М. Романова, Сем.П. Данилова и др.), и, наконец, из чувства самосохранения, что было важно для дальнейшей борьбы, выработки новых путей восстановления имени классиков якутской литературы, Г.П. Башарин был вынужден покаяться в «своих ошибках и извращениях» и признать А.Е. Кулаковского «буржуазным националистом» [Башарин, 1954, С. 122-123].
Тенденциозность и идеологически ограниченные методы критики обусловили издание «Очерков истории якутской советской литературы» в 1955 г. на русском языке, в 1956 г. – на якутском (авторы Г.М. Васильев, Г.У. Эргис, Н.П. Канаев). В очерках сделана попытка описать историю якутской литературы от истоков ее развития (фольклор, первые письменные памятники) до послевоенного периода. Работа примечательна тем, что в ней впервые в историческом аспекте представлена типология жанров фольк лора от народных песен, малых жанров, преданий и легенд до олонхо. И хотя, следуя идеологическим требованиям времени, авторы использовали классовый подход к фольклорным произведениям и часто подчеркивали ограниченность взглядов народа в древности и в дореволюционный период, раздел в целом дал достаточно полное представление о богатстве устного наследия саха.
Закономерно для того времени то, что в очерках творчество А.Е. Кулаковского охарактеризовано как реакционное, а драмы, лирика А.И. Софронова, проза Н.Д. Неустроева – как упаднические, искажающие советскую реальность. Имя П.А. Ойунского было полностью вычеркнуто из истории литературы. Авторы старательно обходили его творчество, даже его первое стихотворение «Песня труженика» названо народной песней, автор которой неизвестен [Саха советскай..., 1956, С. 66]. Резким нападкам в очерках подверглась книга Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя» как основанная на «буржуазной теории» [Саха советскай..., 1956, С. 56]. Судьба данных очерков была весьма недолговечной, так как 1956 г. – год реабилитации Платона Алексеевича Ойунского – наметил перелом в освещении истории развития якутской литературы.
После смерти И.В. Сталина и разоблачения культа личности на ХХ съезде КПСС якутская интеллигенция стала добиваться пересмотра постановления бюро обкома ВКП(б) 1952 г. В 1957 г. «Очерки истории якутской советской литературы» 1956 г., где якутское литературное наследие характеризовалось как враждебное, буржуазно-националистическое, были вынесены на обсуждение Союза советских писателей СССР с привлечением московских ученых и студентов столичных вузов. В защиту А.Е. Кулаковского и труда Г.П. Башарина выступили студенты-историки Е.Е. Алексеев, В.Н. Иванов, П.Е. Ефремов, писатели И.Е. Федосеев, Н.М. Заболоцкий и журналист И. Варламов. Им противостояли секретарь Якутского обкома КПСС С.З. Борисов, литературоведы Н.П. Канаев и Г.М. Васильев. Это обсуждение стало одним из важных событий в пересмотре и возвращении имен якутских классиков в историю якутской литературы.
Затем после реабилитации начали печататься произведения П.А. Ойунского (1957 г.), были изданы избранные произведения А.Е. Кулаковского (1957 г.), А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева (1959 г.).
Судьбоносную роль в восстановлении имен классиков якутской литературы сыграла известный литературовед, научный сотрудник Института всемирной литературы им. М. Горького (ныне Института мировой литературы им. М. Горького) А.А. Петросян. В 1959 г. была опубликована ее небольшая статья о проблемах изучения литературы и фольклора народов СССР, в том числе якутов, в «Известиях АН СССР», где автор высказала идею о необходимости объективного научного изучения литературного наследия [Петросян, 1959, С. 175-179]. В 1961 г. в журнале «Знамя» вышла более развернутая статья А.А. Петросян «Споры о наследстве (к вопросу о создании всеобщей истории советской литературы)» [1961, С. 204-213], в которой принципиальной критике подверглась книга Н. Канаева, Г. Ефремова и Г. Тихонова «Против извращений истории якутской литературы». В статье литературовед дала в целом положительную оценку монографии Г.П. Башарина как значимого и необходимого труда в духовном развитии якутского народа, при этом заметив, что в ней наряду с добротным фактическим материалом и ценными наблюдениями имеется ряд преувеличений.
Спор еще продолжался некоторое время, сторонники возрождения генетической родословной якутской литературы и их противники несколько раз выступали в различных периодических изданиях, писали в вышестоящие инстанции письма [Тобуроков, 2001, С. 22; Кулаковская, 2008, С. 69-71]. В итоге в январе 1962 г. профессор Академии общественных наук при ЦК КПСС Б.С. Рюриков обратился со служебной запиской «О фактах неправильного отношения к литературному наследию в Якутской АССР» в ЦК. Далее 16 февраля 1962 г. после проведения проверки выездной комиссией ЦК КПСС было принято новое постановление «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы», не только в корне изменившее отношение к наследию родоначальников якутской литературы, но и раскрепостившее творческие потенции писателей.
В 1950–1960-е годы в связи с происходившими в стране историческими событиями наметился перелом в развитии национальных литератур. В целом литература продолжала традиции, заложенные в первой половине ХХ в., но короткое «оттепельное» время способствовало расширению проблемно-тематических, жанрово-стилевых исканий, углублению нравственно-психологического и философского содержания произведений. В литературную жизнь Якутии активно вводились понятия «соцреализм с человеческим лицом», «тихая лирика», «деревенская проза», «которые свидетельствовали о расшатывании каркаса ведущего, нормативного метода, об общей гуманизации литературы» [Литература Якутии, 2005, С. 158]. Вместе с тем в творчестве некоторых писателей доминировали так называемая «теория бесконфликтности», стремление к парадности и догматизму.
В 1957 г. впервые проводились вечера якутской литературы и искусства в Москве, приуроченные 325-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. С этого времени традиция проводить Дни якутской литературы и искусства в Москве и Петербурге, затем Дни русской, казахской, киргизской и других литератур в Якутии продолжаются до сегодняшних дней.
В 1961 г. председателем правления Союза писателей Якутии назначили Сем.П. Данилова, который заменил на этом посту Н.Г. Золотарева-Якутского, руководившего Союзом с 1948 г. С этого периода начинается новый этап литературной истории Якутии, в котором интенсивное развитие получают различные жанрово-стилевые формы, идет поиск новых форм. Наступившая «оттепель» дала импульс развитию новаторских жанров, стимулировала творчество молодых. В 1962 г. Союз писателей Якутии насчитывал 36 членов и около 100 печатающихся молодых авторов. Развивались русскоязычная литература и литературы малочисленных народов Севера.
В 1950-1960-е годы появляются произведения индустриальной тематики, что связано с интенсивным промышленным освоением края: повести Н. Якутского «Искатели алмазов» (1958 г.) и «Алмаз и любовь» (1968 г.), повесть А.С. Сыромятниковой «Подруги» (1961 г.).
Стимулом для расцвета якутской поэзии послужили появившиеся к тому времени переводы на якутский язык Г.И. Макаровым – Дьуон Дьанылы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина (1954 г.) и «Василия Теркина» А.Т. Твардовского (1956 г.). Дьуон Дьанылы еще в раннем творчестве пробовал свое перо в усложненных синтетических жанрах, написав в 1946 г. первую часть романа в стихах «Уйбаанчык» о Гражданской войне в Якутии. Переводы произведений А.С. Пушкина, А.Т. Твардовского обусловили появление новых синкретичных жанровых форм в лироэпике. Эта традиция продолжилась в творчестве С.С. Васильева (роман в стихах «Младший сын», 1961 г.), И.М. Гоголева (роман в стихах «Солнечная гора», 1962 г.).
Этот период был временем борьбы за восстановление исторической справедливости по отношению к наследию первых якутских писателей. От исхода данного противостояния зависело не только дальнейшее развитие якутской литературы, но и рост самосознания народа саха в его исторической обусловленности.
Культура и искусство. В первые послевоенные десятилетия учреждения культуры и искусства, несмотря на тяжелые условия, в своем развитии достигли больших качественных результатов. Издавались пять республиканских газет, среди них «Кыым» («Искра»), «Социалистическая Якутия», «Молодежь Якутии», «Эдэр коммунист» («Молодой коммунист») и «Бэлэм буол» («Будь готов»). Газеты были ориентированы на разные возрасты, три из них печатались на якутском языке [30 лет Якутской АССР..., 1952]. Большое значение придавалось лекционной работе. В 1949 г. было организовано Якутское отделение Всероссийского общества «Знание». В июне 1953 г. Президиумом Верховного Совета ЯАССР был издан указ о преобразовании министерств и управлений при Совете Министров ЯАССР. Существовавшие управления (кинофикации; по делам искусств; по делам культурно-просветительных учреждений; по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли) упразднили, вместо них было создано Министерство культуры ЯАССР, на которое возлагалось централизованное руководство учреждениями данных управлений [Культура РС (Я)., 2004, C. 5-6].
Наиболее тяжелое положение в годы Великой Отечественной войны сложилось в системе культурно-просветительных учреждений, как в плане оснащенности материальной базы, так и в кадровом составе. Тем не менее к 1953 г. постепенно расширялась сеть клубов, библиотек за счет открытия новых и реорганизации изб-читален, которые к этому времени имелись в каждом районе. Книжный фонд библиотек увеличился до 570 134 экз. (в 1950 г. – 106 167), численность читателей выросла до 47 830 чел. (в 1950 г. – 13 235) [Там же, С. 10].
По отчетным данным 1954 г., в сельских клубах было организовано 885 самодеятельных кружков. В этом же году в республике проводился Всероссийский смотр художественной самодеятельности, где приняли участие все районы. 17 лучших участников были рекомендованы на финальный смотр, проходивший в Москве [Там же, С. 10-11].
Однако материальная база культпросветучреждений, как уже отмечалось, оставалась неудовлетворительной, они функционировали в большинстве своем в приспособленных помещениях, сохранялись текучесть кадров и их низкий профессиональный уровень.
Расширилась республиканская киносеть. В 1955 г. в Якутии работали 298 киноустановок, в том числе 5 кинотеатров, 205 кинопередвижек. По сравнению с 1951 г., киносеть увеличилась на 35%, в том числе в районах работали от 3 до 22 киноустановок. Однако на VI пленуме Якутского обкома КПСС в ноябре 1953 г. отмечалось, что кинообслуживание республики находится в крайне неудовлетворительном состоянии по охвату зрителей и материальной базе. В последующем положение в киносети постепенно стало налаживаться [Культура РС (Я)..., 2004, С. 14-15].
В послевоенные десятилетия и в целом на протяжении советского периода традиционные культуры народов ЯАССР подверглись определенной трансформации. И хотя в повседневной жизни коренное население сохраняло многие традиции и обычаи, все же их содержание приобрело, согласно новой идеологии, иной смысл. Это отразилось, например, в праздновании якутского национального праздника Ысыах, где, в частности, место традиционных благославляемых божеств, которым возносились заклинания – алгысы, заняли существовавшие на тот момент руководители коммунистической партии и правительства. Постепенно в материальной культуре исчезло использование традиционного инвентаря в быту, ношение национальной одежды в повседневной жизни. Праздничная одежда также подверглась изменениям в сторону значительного упрощения.
Особое место принадлежало фольклору, народному художественному творчеству, его носителям. Фольклорная традиция народов региона как одна из сохранивших к тому времени большую вариативность жанров и сюжетов не могла не подвергнуться «массовизации». Очень живучими и популярными оказались формы песен-импровизаций на свободный протяжный мотив дьээ-буо. Дальнейшее развитие и популярность сохраняло сказительство. В рассматриваемый период произошел расцвет индивидуального творчества талантливых певцов-сказителей, которые воспевали советскую действительность.
Одним из ярких представителей данного направления, оставившим глубокий след в развитии сказительства и пропаганде якутской музыкальной культуры, является С.А. Зверев – Кыыл Уола. Народный певец и сказитель, знаток народного искусства, основоположник якутской танцевальной культуры, он имел уникальный многогранный талант. Его вклад как знатока фольклора народов Якутии в возрождение народного и становление профессионального искусства республики поистине неоценим. Его знания по народному искусству широко использовали композиторы, балетмейстеры, режиссеры многих поколений. Поэтическое творчество С.А. Зверева всегда отличали глубокий смысл, богатая образная система, яркий красочный язык, точность передачи жанровых особенностей.
Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство. В 1947 г. Якутский театр впервые участвовал во Всероссийском смотре национальных театров и получил высокую оценку за свои спектакли. Якутские режиссер С.А. Григорьев и артистка Д.Д. Слепцова были удостоены звания заслуженных артистов РСФСР.
В 1945 г. Русский драматический театр отметил свое 25-летие и был награждан указом Президиума Верховного Совета ЯАССР почетной грамотой, а многие артисты удостоены звания заслуженных артистов ЯАССР. В эти годы репертуар театра значительно расширился, повысился профессиональный уровень труппы. С середины 1950-х годов коллектив театра стал больше выезжать на гастроли в районы республики. Впоследствии Якутским обкомом КПСС было принято решение о восстановлении русского драмтеатра в г. Алдане. Кроме того, в районах Якутии стали открываться народные самодеятельные театры.
Новый этап наступил и в музыкальном искусстве. Якутский музыкально-драматический театр в 1955 г. отмечал 30-летие со дня образования. В театре выдвинулась плеяда талантливых певцов: А.И. Егорова, Т.П. Местников, Н.Н. Харитонов, Г.М. Кокшарский и др. Важной вехой в развитии искусства республики явилось создание первых якутских опер «Нюргун Боотур Стремительный» (1947 г.), «Сыгый Кырынаастыыр» (1948 г.) и балета «Полевой цветок» (1947 г.) в результате творческого содружества М.Н. Жиркова с московскими композиторами Н.И. Пейко, Г.И. Литинским и др. Кроме того, при участии московских композиторов было создано пять симфонических произведений, 170 хоровых и сольных песен. Свое развитие получил и балет. У истоков его создания стоял балетмейстер С.В. Владимиров-Климов. Он подготовил первые кадры хореографов и впервые осуществил постановку балетов «Полевой цветок», «Бахчисарайский фонтан», «Сыгый Кырынаастыыр» и многих народных танцев. Большую работу по записи и сценической обработке танцев народов республики проделала заслуженная артистка ЯАССР М.Я. Жорницкая. Значительный вклад в развитие музыкального искусства внесли композиторы З.П. Винокуров и Г.А. Григорян. Активно работали хормейстер Ф.А. Баишева, дирижер Г.М. Кривошапко, концертмейстер П.К. Розинская, народные мелодисты Х.Т. Максимов, С.Ф. Павлов, И.И. Слепцов. Большое значение имел начавшийся прием студентов-якутян в Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского.
В декабре 1957 г. в Москве были проведены вечера якутской литературы и искусства, ставшие для артистов ЯАССР признанием их творческой зрелости. В их рамках состоялись концерты мастеров искусств республики. В завершение мероприятия были присвоены звания народного артиста СССР Д.Ф. Ходулову и В.В. Местникову, народной артистки РСФСР А.И. Егоровой, заслуженной артистки РСФСР Ф.А. Баишевой, Г.М. Кривошапко, А.П. Лыткиной и Н.С. Шепелевой, заслуженного деятеля искусств РСФСР Т.В. Аммосову и Г.А. Григоряну. Кроме того, многие участники были удостоены звания народных и заслуженных артистов ЯАССР [Культура РС (Я)..., 2004, С. 21-22].
Успешно развивалось и изобразительное искусство. Народный художник ЯАССР П.П. Романов работал в жанре пейзажа и портрета. Его работы «Девочка у озера Сергелях», «Сергеляхские дали», «Якутская дача», «Село на берегу Лены», «Автопортрет», «Писатель Н. Мординов», «Олонхосут Бурнашов», «Девушка в сиреневом платье» и «Артистка А. Егорова» были признаны лучшими художественными произведениями послевоенного периода. Ряды художников постоянно пополнялись за счет выпускников художественного отделения Якутского музыкально-художественного училища и центральных высших и средних учебных заведений. В 1957 г., в дни юбилейных празднований 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в Москве была организована выставка работ якутских художников, где экспонировались «Изгнание шамана» и портреты А. Осипова, «Над тундрой» В. Кандинского и др. Произведения якутских художников получили одобрение ценителей искусства.
В 1960-е годы в деятельности культурно-просветительных учреждений дальнейшее развитие получили такие формы и методы работы, как эстафеты культуры, народные университеты культуры, факультеты общественных профессий, колхозные картинные галереи и др. Однако не все категории населения удавалось охватить культурно-просветительной деятельностью. Из-за бездорожья сложно было попасть на отдаленные участки и фермы республики. По- прежнему в сфере культуры, особенно в сельской местности, остро стоял кадровый вопрос. Хотя подготовку специалистов постоянно осуществляла Якутская республиканская культпросветшкола, в учреждениях культуры сохранялась самая низкая оплата труда, а рабочий день был ненормирован. Все это обусловливало большую текучесть кадров.
В данный период несколько улучшилась материальная база клубных учреждений. Однако большинство учреждений культуры все еще располагалось в неприспособленных помещениях. Строительство новых зданий практически не велось. Довольно хорошо развивалась лишь сеть кинофикации. В республике в этот период работали 14 кинотеатров и 769 киноустановок. Проводились киновечера, обсуждения просмотренных кинофильмов.
Дальнейшее развитие получило театрально-музыкальное искусство. За 1961-1963 гг. были поставлены пьесы «От имени якутов» Софр.П. Данилова, «Городская девушка» С.П. Ефремова. В Русском театре были поставлены пьесы «Барабанщица», «Камень на дороге» и др. [Крылова, 2004]. На рубеже 1950-1960-х годов в музыкальном искусстве наступает новый этап в освоении классических форм с национальной тематикой. Значительный вклад в это направление внес композитор Г.А. Григорян. Впервые на сцене театра появились музыкально-сценические произведения в новых для Якутии жанрах: опера-легенда «Лоокуут и Ньургусун», оперетта «Хотугу сибэкки» («Цветок Севера»), лирический балет «Камень счастья» (впервые поставлен в 1980-е годы Г. Баишевым).
Важное место в информационном обслуживании населения занимало радио. В начале 1960-х годов завершилась радиофикация отдаленных районов республики, расширилась программа передач на якутском языке. С 1963 г. началось регулярное телевещание Якутской студии.
Физкультура и спорт. После окончания Второй мировой войны стали активно восстанавливаться все сферы общественной жизни в стране. В этот период началось оживление физкультурной и спортивной работы в республике. Постепенно в Якутию возвращались физкультурные работники, спортсмены, тренеры, отслужившие в рядах Советской армии. Несмотря на значительные проблемы, с которыми вынуждено было столкнуться физкультурное движение ЯАССР (огромные демографические потери в ходе войны, слабая материальная база, отсутствие квалифицированных кадров и т.д.), благодаря вниманию политического руководства республики восстановление происходило ускоренными темпами. Новые управленческие кадры во главе с назначенным в июне 1945 г. председателем республиканского спорткомитета И.С. Шкулепо главными своими задачами обозначили комплектование городских, районных комитетов физкультуры квалифицированным персоналом, активизацию работы добровольных спортивных обществ [Кочнев, 2015, C. 60].
В рассматриваемый период основная деятельность спорткомитета была направлена на создание новых и поддержку уже сформированных спортивных коллективов, массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения, усовершенствование материально-технической базы. По-прежнему важными задачами оставались развитие детско-юношеского спорта, проведение массовых спортивных соревнований и организация мероприятий по сдаче норм ГТО. Только за 1945 г. было сформировано 426 низовых коллективов физической культуры, а всего к тому времени в республике уже насчитывалось 1306 спортивных обществ, охватывавших около 69 тыс. чел. [НА РС (Я), Ф. Р-732. Оп. 1. Д. 82. Л. 1]. Возобновилась традиция проведения летних республиканских спартакиад, чемпионатов по шахматам и шашкам, приостановленным в годы войны.
В первые послевоенные годы спортсмены из Якутии начали регулярно принимать участие в региональных и общесоюзных соревнованиях. С 1946 г. сборные команды республики по лыжным гонкам, легкой атлетике, шахматам и русским шашкам были заявлены в финальных соревнованиях Дальнего Востока и Сибири. Спортсмены из ЯАССР добились высоких результатов на IV Всесоюзной спартакиаде профсоюзов 1948 г. Представитель ДСО «Молния» Нина Баева стала чемпионкой в беге на 800 и 1500 м, Валентин Алантьев занял 2-е место в беге на 5000 м, Мария Перфильева заняла призовые места в беге на 200 и 400 м [Кочнев, 2015, С. 62]. Первый опыт междугородных встреч получили якутские футболисты. В Якутске 4 июля 1947 г. состоялся товарищеский матч по футболу между сборными командами «Спартак» (Якутск) и «Динамо» (Красноярск). Победу одержали гости со счетом 2 : 0. В 1948 г. команда ДСО «Самолет» из Якутска стала чемпионом профсоюзного первенства Гражданского воздушного флота СССР.
Важным событием для развития физкультурного движения в Якутии стало постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». В программном документе особо подчеркивалось, что спортивные организации СССР должны способствовать широкому развитию физкультуры и спорта в городах и сельской местности. Так же указывалось, что ключевыми целями в этом направлении являлись развертывание массового физкультурного движения, совершенствование качества спортивного мастерства и на этой базе завоевание советскими спортсменами первых мест в соревнованиях мирового масштаба по ключевым видам спорта [Бреева и др., 2015].
Данное постановление легло в основу дальнейшей организационной деятельности республиканского комитета. С этого момента начался новый этап развития физкультурного движения в регионе. Активизировалась работа по массовому привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом, подготовке новых кадров, повышению квалификации тренеров, укреплению материально-технической базы, улучшению преподавания физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Началось ежегодное направление студентов-физкультурников в центральные высшие учебные заведения. Проводилась работа по улучшению качества организации, проведения и судейства спортивно-массовых мероприятий.
Было введено ступенчатое проведение соревнований, где лучшие определялись сначала в коллективах физкультуры, затем в районных, городских и, наконец, в республиканских чемпионатах. Такая система способствовала тому, что право принимать участие в крупных турнирах получали только лучшие спортсмены, что, в свою очередь, способствовало общему росту достижений и рекордов.
С 1956 г. была возобновлена традиция проведения общереспубликанских спартакиад, прервавшаяся в годы Великой Отечественной войны. В связи с изменившейся обстановкой и уровнем развития физической культуры в Якутии, а также по примеру проведения общесоюзных соревнований было решено утвердить новое название спортивного мероприятия – Спартакиада народов Якутии. Первые игры в новом качестве и с новым названием состоялись 17-21 июня 1956 г. Согласно новому регламенту, в соревнованиях приняли участие 24 сборные команды районов и городов с общим числом участников 816 чел. В программу спартакиады были включены: спортивная гимнастика, пулевая стрельба, волейбол, легкая атлетика, национальные виды спорта. В командном зачете 1-е и 2-е места заняли команды г. Якутска, 3-е – команда Усть-Алданского района. В последующем руководством Якутской АССР было принято решение о регулярном проведении общереспубликанских спартакиад с периодичностью раз в 2 года.
Таким образом, 1945-1964 гг. стали периодом восстановления физкультурного движения республики после Великой Отечественной войны. Следует отметить, что за короткий срок оно сумело достигнуть довоенного уровня и даже в значительной степени превысить его. Для физкультурного движения того времени характерны массовость, активное привлечение к занятиям молодежи, учащихся, широких слоев населения. Для данной цели было развернуто масштабное строительство спортивных площадок и стадионов. Во многих районах ЯАССР началось сооружение специальных спортивных залов. Республиканским спорткомитетом закупалось и ввозилось в Якутию большое количество спортивного инвентаря и оборудования.
В послевоенные годы увеличилось количество проводимых спортивных соревнований различных уровней, стали традиционными выезды за пределы республики легкоатлетов, лыжников, шахматистов и т.д. В этот период был заложен фундамент развития новых видов спорта, таких как бокс, вольная борьба, тяжелая атлетика. Велась активная работа по подготовке физкультурных кадров. Лучшие преподаватели, тренеры, руководители физкультурного движения каждый год направлялись в высшие учебные заведения за пределами Якутии.
_____________________________
Авторы статьи: Васильева Нина Дмитриевна, к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;
Ермолаева Юлия Никифоровна, к.и.н., профессор, зав. кафедрой всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова;
Романова Лидия Николаевна, к.филол.н., ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;
Григорьев Степан Алексеевич, к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.