Социальная политика. Попытки преодоления негативных демографических тенденций.
Социально-экономические реформы 1990-х годов привели к радикальным переменам в развитии российского общества. Была осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, проведена поэтапная приватизация; кардинальные преобразования произошли в социальной сфере. В процессе становления рыночных отношений у населения формировались принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий труда и жизни россиян.
Либерализация экономики и устранение административных ограничений создали условия для роста экономической активности значительной части населения, развития рынка труда и самозанятости. Начались процессы перераспределения рабочей силы по законам рыночной целесообразности. Стала формироваться система коллективно-договорных отношений между социальными партнерами.
Вхождение в рыночную систему координат дало толчок развитию негосударственных учреждений образования, здравоохранения, других социально-культурных отраслей. У населения появились возможности реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания и др.
Вместе с тем развитие экономики в условиях переходного периода, связанное со снижением эффективности хозяйства и падением производства, высокой инфляцией на старте экономических реформ, обусловило существенное снижение уровня жизни значительной части населения страны, реальной заработной платы и пенсий, рост безработицы, что вызвало в ряде отраслей и регионов острые социальные конфликты. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении полноценной социальной политики. Размеры социальных выплат носили в большой степени символический характер. Перестала действовать довольно эффективно функционировавшая в советский период система северных льгот и материальных стимулов, которая привлекала на Крайний Север значительные трудовые ресурсы, особенно на индустриальном этапе освоения.
Уровень реальных доходов населения в 1996 г. оказался примерно на 40% ниже, чем в 1991 г. Резко возросло имущественное и социальное расслоение людей по доходам, условиям и качеству жизни. Эксперты отмечали ослабление стимулов к сознательному труду. Только на учете в органах социальной защиты для получения пособий и льгот в 1996 г. состояло 117 тыс. малоимущих, или 11% населения Республики Саха [Адресная социальная помощь..., 1999, С. 39].
Увеличивалось отставание минимальных социальных гарантий от бюджетов прожиточного минимума. Так, по сравнению с 1993 г., средняя пенсия значительно снизилась и в 1995-1996 гг. почти сравнялась с величиной прожиточного минимума.
Из-за финансовых трудностей у значительной части предприятий республики была разрушена социальная инфраструктура (детсады, дома отдыха, профилактории и т.д.), ранее существовавшая за их счет. Ощутимыми стали задержки выплаты заработной платы и социальных пособий. Недостаточное ассигнование обострило проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры Якутии.
Социально-экономические реформы в Республике Саха осуществлялись в основном по общероссийской модели. Вместе с тем в этот сложный период потребовались новые подходы к формированию социальной политики, основанной на экономическом потенциале республики и привлечении собственных ресурсов. При этом региональная политика в социальной сфере исходила из новых возможностей и реалий, которые давала относительная экономическая самостоятельность Якутии. Соответственно, социально-экономические преобразования здесь проводились более последовательно и поэтапно, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, с учетом специфических особенностей развития экономики республики.
С началом 90-х годов XX в. произошли коренные преобразования в области обеспечения социальных гарантий населения. Дореформенная система социальной защиты, основанная на принципах «уравниловки», уже не работала в новых условиях. В советский период население было социально защищено в основном за счет общественных фондов потребления, получая бесплатную медицинскую помощь и образование, приобретая продукты питания, промышленные товары и пользуясь различными услугами по низким ценам. С началом реформ, в условиях падения производства, первых признаков надвигающейся безработицы и либерализации цен, резко снизился уровень жизни большинства населения Якутии [Социально-трудовая сфера..., 1996]. Положение усугублялось северной спецификой. В критической ситуации необходимо было радикально менять подходы, найти новые пути обеспечения социальной защищенности населения исходя из реальных возможностей республики. Восстановить старые социальные гарантии было невозможно; на смену прежней системе пришли концептуально новые, адаптированные к рыночным отношениям социальные ориентиры.
Когда в начале 1992 г. наметилась устойчивая тенденция падения уровня жизни населения, стало очевидно, что социальная и финансовая поддержка должна оказываться в первую очередь наиболее пострадавшим и материально уязвимым социальным группам, конкретным людям, которые в силу своих индивидуальных особенностей (возраст, ограниченные физические возможности) или объективных причин (низкий доход) не могут себя обеспечить. Прежде всего речь шла о пожилых, инвалидах, многодетных и неполных семьях и других нетрудоспособных и малоимущих слоях населения. В рамках курса, взятого первым президентом РС (Я) М.Е. Николаевым, это направление стало первоочередным в области социальной защиты населения.
Состояние социальной сферы республики в начале 90-х годов XX в. было сложным и противоречивым и отражало общую экономическую ситуацию в стране. Отягощающими факторами явились полностью разрушенный механизм социального обеспечения, введение карточек и талонов на продукты питания, галопирующая инфляция и неконтролируемая безработица. В это время существовала реальная угроза остаться за бортом для тысяч нетрудоспособных и малоимущих людей в условиях массовой невыплаты пенсий и пособий, значительного высвобождения рабочей силы, что могло привести к большому социальному взрыву. Отметим, что такая ситуация наблюдалась во многих регионах страны, однако в Республике Саха (Якутия) решение насущных социальных вопросов не дали на откуп рыночной стихии.
Президент и правительство республики вовремя расставили акценты в бюджетной политике, определили приоритеты экономической стратегии и сумели создать более гибкий и целостный механизм для принятия и выполнения целого пакета целевых, финансово обеспеченных социальных программ. Благодаря этому в республике сохранялась стабильная социально-экономическая ситуация, что дало возможность продолжить курс проводимых реформ [Акимов, 1996, С. 196].
В сложившихся экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий «шоковой терапии» правительства Е. Гайдара, которая сопровождалась резким падением уровня жизни людей. Встала насущная необходимость компенсации материальных потерь наиболее нуждающимся группам населения. В Якутии своевременно были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, а также граждан, потерявших работу. В результате удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения республики. Таким образом, на стартовом этапе радикальных реформ была значительно усилена защитная функция социальной политики.
Диалектика и логика развития социальной стратегии обусловили концептуально новые ориентиры республики в условиях перехода на рыночные отношения. С учетом специфических условий Якутии – неразвитости ее производственной и социальной инфраструктуры, низкого стартового уровня социально-экономического развития по сравнению с другими регионами России, низкой обеспеченности жильем и другими социальными благами, необходимости завоза товаров народного потребления – в республике изначально был принят путь социально ориентированной экономики. Была создана целостная, разветвленная система социальной защиты населения, направленная на адаптацию широких кругов населения к рыночным условиям, поддержку не только изначально неконкурентоспособных групп – ветеранов, инвалидов, сирот, малоимущих, но и большинства семей с детьми, сельского населения, молодежи [Социально-трудовая сфера..., 1996]. Такая широкая социальная помощь со стороны государства, как показало время, была оправданна [Адресная социальная помощь..., 1999]. В республике удалось поддержать семью, работников сельского хозяйства, бюджетников, ветеранов; предотвратить обвальное снижение уровня жизни людей, сохранить в обществе согласие, без которого было бы невозможно дальнейшее реформирование экономики.
Первая концепция адресной социальной защиты малоимущих слоев населения была создана в 1992 г.; на ее основе ежегодно разрабатывалась соответствующая программа. Кроме того, в республике действовали государственная программа профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, программа «Семья», целевая программа охраны материнства и детства и др. С 1993 по 2000 гг. контингент обслуживаемых в государственных учреждениях категорий населения вырос в 1,7 раза. Работали 5 центров социально-бытового обслуживания, охватывающих 5 тыс. одиноких, престарелых людей и граждан, которые попали в экстремальные жизненные ситуации; 38 отделений социальной помощи на дому (32 в 1995 г.), обслуживающих 3,5 тыс. нуждающихся [Акимов, 1996].
Кризисные явления в экономике, рост травматизма и заболеваемости населения привели к росту количества инвалидов. К 2002 г. в республике насчитывалось 33 тыс. инвалидов, 11,5 тыс. из них состояли на учете в органах социальной защиты населения (10,1 тыс. чел. в 1995 г.).
Целью государственной политики в области поддержки инвалидов являлось обеспечение прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, для чего развивалась и улучшалась работа профильных реабилитационных учреждений, осуществлялись мероприятия по обеспечению занятости инвалидов, их обучению и самореализации.
Среди заметных событий рассматриваемого периода следует отметить ввод в строй в 1990 г. Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» и Центра реабилитации детей с ДЦП в г. Нерюнгри [Толстых, 1998, С. 74]. В начале 2000-х годов действовали 3 республиканских реабилитационных центра, в улусах работали 15 таких центров. С 1993 г. инвалидам было предоставлено 336 автомашин, 468 кресел-колясок, 24 мотоколяски. За 10 лет более 1,4 тыс. инвалидов получили профессиональное образование, годовой охват вырос в 2 раза. В 1998 г. был создан совет по делам инвалидов при Правительстве РС (Я) [Десятилетие..., 2002, С. 39].
Доля населения, имеющего право на получение социальных льгот, по оценке социальных служб республики, составляла более 60% от общей численности населения Якутии. Дополнительно осуществлялись 124 вида социальных выплат, пособий, дотаций, доплат и компенсаций, насчитывалось более 30 категорий получателей льгот сверх установленных на федеральном уровне.
Основным и задачами в области социальной защиты населения в конце 1990-х – начале 2000-х годов являлись переход от категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи и поддержка наиболее нуждающихся семей. Для повышения доли адресной социальной помощи в общем объеме мер по государственной защите нуждающихся было сделано следующее:
1) разработаны специализированные методики выбора субъектов социальной помощи, которые обеспечили индивидуальный подход при определении степени нуждаемости;
2) установлены размеры, виды, порядок оказания адресной социальной помощи с учетом индивидуальной характеристики субъектов и объемы ее финансирования;
3) сформирована единая база данных о получателях социальных льгот и выплат во избежание необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретной нуждающейся семье;
4) разработана система постепенного перераспределения социальных расходов бюджета в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям [Толстых, 1997, С. 35].
Благодаря предпринятым усилиям стала оказываться поддержка малоимущим семьям в рамках программы социальной защиты населения Якутии. В перспективе наметилась необходимость перехода к новой системе социального порядка – модели субсидиарности, когда государство отвечает за обеспечение минимума социальных услуг, остальное граждане должны зарабатывать сами. При этом социальные расходы распределяются в пользу самых уязвимых групп населения, тем, кто не может своим трудом обеспечить себя в силу объективных обстоятельств: инвалидности, потери кормильца и пр. [Толстых, 1998].
Последовательная реализация принципов Федеративного договора и новой экономической стратегии руководством Республики Саха (Якутия) позволила выработать и осуществлять активную социальную политику с учетом региональных особенностей, обеспечить условия для перехода к социально ориентированной рыночной экономике, которая была направлена на «удовлетворение потребностей населения через высокопроизводительный эффективный труд» [Егоров, 2006, С. 355].
Основной целью социальной политики Республики Саха (Якутия) являлась стабилизация уровня жизни населения путем повышения реальных доходов за счет роста социальных гарантий, трудовых доходов, обеспечения занятости населения. Упор был сделан на социальную программу по повышению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. Ввиду исключительной остроты стоящих перед республикой социальных вопросов была организована новая государственная структура – Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Саха (Якутия).
К 1996 г. в Якутии завершился начальный этап реформ в сфере регулирования социальных процессов, результатом которого явилось создание принципиально новой структуры управления и системы социальной защиты населения. За короткие сроки удалось реорганизовать пенсионную службу: был образован Департамент пенсионной службы, на который возложили весь круг вопросов – от разработки политики пенсионного обеспечения до выплат и доставки пенсий. Созданы Управление государственных социальных пособий, Государственная инспекция труда, Комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РС (Я). Сформирована автономная система социального страхования, состоящая из внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования, медицинского страхования и занятости, фонда поддержки семьи, материнства и детства и фонда социальной поддержки населения. За эти годы в республике сложилась единая сеть органов социальной защиты населения. В улусах и городах республиканского подчинения были созданы центры по труду и занятости, городские и улусные органы пенсионной службы [Толстых, 1998, С. 24].
На более высоком уровне, в соответствии с требованиями реформ переходного периода, проводились исследования проблем социально-трудовой сферы. В республике был образован Национальный научно-исследовательский институт социальных проблем труда, Якутское отделение Академии социальных наук России. Регулярно организовывались научно-практические конференции различного уровня по актуальным социальным вопросам; к решению проблем привлекались ведущие ученые и научные центры России и республики. «Программа борьбы с бедностью в Республике Саха (Якутия)» была подготовлена одной из первых среди подобных программ, принятых в Российской Федерации.
В 1992-1996 гг. на основе Федеративного договора и социально-экономических соглашений с Российской Федерацией был принят целый пакет указов и распоряжений Президента РС (Я), постановлений правительства республики, предусматривающих приоритетное развитие социальной сферы и высокий уровень социальной защищенности. Для их реализации правительство Якутии разработало комплекс мер и социальных программ.
Важнейшими программами переходного периода являлись: «Программа социальной поддержки малоимущих слоев населения», президентская программа «Дети Республики Саха (Якутия)» с целевыми подпрограммами: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Арктики», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация отдыха, занятости и оздоровления детей в Республике Саха (Якутия) на 1995-2000 гг.», «Программа профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», «Программа занятости населения Республики Саха (Якутия)», «Государственная программа создания новых и дополнительных рабочих мест в сельской местности Республики Саха (Якутия)» и др. Ежегодно принимались «Основные направления социальной политики Республики Саха (Якутия)».
Качественно новое содержание получило развитие законодательной базы социальной сферы. Были приняты законы «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)», «Об учителе», «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)». В русле реализации постановления правительства «О государственной национальной политике жилищного строительства в Республике Саха (Якутия) на 1995-1996 гг.» проводилось активное жилищное строительство. Была принята Концепция семейной политики в Республике Саха (Якутия) [Северо-Восток..., 2006, С. 517].
Во второй половине 90-х годов XX в. социально-экономическая ситуация в республике стабилизировалась, снизились темпы инфляции, было приостановлено падение реальных доходов населения. Если в 1992 г. ежемесячный прирост потребительских цен составлял 35%, то в 1996 г. – всего 2%. В 1995 г. реальные доходы населения выросли на 29,3% при их снижении на 19% в 1994 г. Средняя заработная плата выросла в 2,3 раза при соответствующем росте цен. Наметился рост в обеспечении населения товарами длительного пользования. В 1996 г. выросло потребление населением молочной, плодоовощной продукции; оставалось стабильным потребление мяса, жиров, хлебопродуктов. Доля социальных выплат в доходах населения выросла с 6,5% в 1990 г. до 11,7% в 1996 г. Появились доходы от предпринимательской деятельности, продажи валюты, ценных бумаг, продажи и аренды недвижимости [Там же, С. 517].
По итогам 1995 г. Республика Саха по вводу жилья на 1000 жителей занимала одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации. В 1996 г. объемы строительства индивидуального жилья, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, выросли в 1,6 раза, а по селу – в 1,8 раза. В середине 90-х годов уровень безработицы в Якутии составлял 0,8% от трудоспособного населения, что в 3 раза меньше, чем в целом по России. Правом на социальные льготы пользовались более 92 тыс. граждан; адресную социальную помощь получали более 117 тыс. малоимущих [Десятилетие..., 2002, С. 39].
Активная политика в сфере занятости была направлена на максимальное сохранение имеющихся и создание новых и дополнительных рабочих мест на основе внедрения современных технологий по переработке местного сырья. Для этой цели аккумулировались средства из бюджета республики, улусных бюджетов, внебюджетных фондов, программ «Лена» и «Заречье», которые направлены на создание новых производств, прежде всего в сельской местности. В 1995 г. в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса прошло выездное заседание Правительства РС (Я), на котором приняли постановление «Об организации новых производств и дополнительных рабочих мест в Республике Саха (Якутия)». В ходе реализации этого проекта было создано более 5 тыс. новых рабочих мест.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., рост численности коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), составил 21,5% к уровню 2002 г. В целях сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни реализовывалась Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 г. [Дьячковский, 2017, С. 254-263].
К концу 1980-х годов в силу объективных (экстремальные природно-климатические условия Севера) и субъективных (остаточный принцип финансирования, слабая материально-техническая база, нехватка квалифицированных кадров, существующий дисбаланс между городом и селом) причин в здравоохранении Якутии накопилось немало проблем, требовавших скорейшего решения. Это привело к ухудшению основных медико-демографических показателей (рождаемость, смертность, в том числе младенческая).
В сравнительно короткий исторический отрезок времени в Республике Саха был принят целый ряд мер по стабилизации медико-демографической ситуации, развитию медицинского образования и науки [Медицинский институт..., 2003]. С вводом в эксплуатацию в 1993-1998 гг. Национального центра медицины (НЦМ) начала оказываться высокотехнологичная помощь взрослому и детскому населению республики. Медико-санитарные, аптечные службы подверглись значительным структурным преобразованиям и модернизации. Здравоохранение республики выступило с рядом законодательных инициатив. В частности, были приняты Закон РС (Я) № 1487-XII от 19.05.1993 «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)», постановление Правительства РС (Я) № 75 от 17.02.2015 «Об утверждении программы государственных гарантий оказания отдельным категориям граждан, проживающих на территории РС (Я), бесплатной медицинской помощи» и др.
В 1990-е годы обеспеченность лечебно-профилактических учреждений республики лабораторным, лечебно-диагностическим оборудованием и аппаратурой значительно улучшилась. В сельских центральных улусных больницах появилась возможность выполнять диагностические тестирования с помощью биологических анализаторов, проводить УЗИ и эндоскопические исследования.
Большой упор в модернизации здравоохранения был сделан на охрану здоровья детей и матерей. В 1997-1998 гг. в г. Якутске был введен в строй многопрофильный Центр охраны материнства и детства, оказывающий консультативно-диагностическую и лечебную помощь. В рамках активной медико-демографической политики в республике был реализован ряд крупномасштабных мероприятий, что позволило укрепить здоровье детей и матерей. Все это дало возможность Республике Саха (Якутия) к началу XXI в. снизить смертность, а также выйти в лидеры по главному демографическом у показателю – рождаемости.
В 1993 г. в Якутске открылся научно-практический центр «Вилюйский энцефаломиелит» (в 1995 г. преобразован в Институт здоровья АН РС (Я), который возобновил исследования с участием крупных российских и зарубежных ученых, приостановленные в 1980-е годы. При поддержке российского здравоохранения в республике стала активно развиваться клиническая кардиохирургия. В 2000 г. в кардиохирургическом отделении НЦМ впервые в республике бригада российских кардиохирургов с участием местных специалистов провела операции в условиях искусственного кровообращения. На конец 2006 г. в НЦМ были выполнены 1532 операции, включая рентгенологические исследования на сердце, из них 773 (50,4%) на открытом сердце, в том числе детям – 362 (23,6%). К концу 2004 г. было выполнено 37 пересадок родственной почки. В начале 2000-х годов были осуществлены операции с помощью телемедицинских сеансов с российскими и зарубежными центрами – эти технологии очень перспективны, учитывая географические размеры республики и необходимость срочных консультаций.
В 2002 г. в Якутске был открыт Якутский научный центр РАМН и Правительства РС (Я), который наладил тесные связи и сотрудничество со многими российскими и зарубежными научными и исследовательскими центрами в области лечения холодовой травмы, молекулярно-генетических исследований механизма гомеостаза в условиях Арктического региона.
Таким образом, начиная с середины 1990-х годов в Республике Саха (Якутия) начала проводиться активная социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения, в результате которой появились и стали закрепляться определенные моменты стабилизации на качественно новой основе. Во-первых, в обществе забыли слово «дефицит». Во-вторых, был взят стратегический курс на социально ориентированную экономику. Формировался региональный рынок труда работоспособного населения. Стабильность в обществе удалось сохранить благодаря государственному регулированию социально-трудовой сферы. Вместе с тем, как уже отмечалось, темпы проводимых рыночных реформ отставали от масштабных задач коренной реконструкции экономики и социальной сферы.
Существенно укрепилась материально-техническая база здравоохранения республики. Появилась возможность осуществления высокотехнологичных операций без выезда в медицинские центры за пределы республики.
Формирование современного демографического профиля Республики Саха (Якутия) тесно связано с обратной миграцией, значительно усилившейся в постсоветское время. Если до конца 1980-х годов численность жителей Якутии постоянно увеличивалась за счет интенсивного притока населения, то в последующее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Достигнув максимума в 1111,5 тыс. чел. (1990 г.), количество жителей в республике пошло на убыль вследствие их устойчивого оттока.
Итоги первой Всероссийской переписи 2002 г. показали, что по сравнению с данными последней советской переписи 1989 г., население Якутии уменьшилось на 144,8 тыс. чел., в том числе количество проживающих в городских поселениях сократилось на 122 тыс., в сельских – на 22,8 тыс. (табл. 38). Пик миграционной убыли населения республики пришелся на 1994 г. (−33 525 чел.).
Отметим, что непосредственными триггерами процесса депопуляции, охватившего северные и дальневосточные территории России, стали экономический кризис и рыночные реформы, которые привели к спаду производства и закрытию промышленных предприятий, безработице, удорожанию жизни. Это почти свело на нет прежние материальные преимущества проживания в районах Крайнего Севера: утратили привлекательность коэффициенты и надбавки к заработной плате, начисление пенсионного стажа, различные целевые вклады и др. Немаловажной причиной оттока населения стал этнополитический фактор: распад СССР, объявление суверенитета бывшими союзными республиками и принятие ими законов о гражданстве побудили к возвращению на родину трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и т.д. [Миграционные процессы..., 2003, С. 145].
Наибольшие миграционные потери понесли улусы (районы) с горнопромышленной специализацией и транспортные узлы, население которых формировалось за счет приезжей рабочей силы. Вследствие массового отъезда значительно сократилось население г. Нерюнгри с подчиненными территориями, Усть-Янского, Оймяконского, Алданского, Мирнинского, Ленского, Усть-Майского, Верхоянского, Нижнеколымского, Томпонского, Булунского, Кобяйского и Верхнеколымского районов [Изменение численности..., 2004, С. 12].
Период 90-х годов XX в. также отмечен самым крупным в демографической истории Якутии перемещением сельского населения в города и улусные центры, которое стимулировалось высвобождением части трудовых ресурсов якутского села вследствие реформирования сельского хозяйства республики, социально-экономической привлекательностью городских поселений и др. Среди сельских жителей миграционной активностью выделялись якуты (саха): если в 1989 г. их доля в сельской местности составляла 74,3%, то по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. – 65,3%, 2010 г. – 60,4% от их общей численности. Важную роль в миграционных и урбанизационных процессах играет столица республики, город Якутск, где удельный вес якутов среди столичных жителей возрос с 25,1% в 1989 г. до 42,4% в 2002 г., в 2010 г. – 47,4%.
В 2000-х годах сохраняется устойчивая тенденция миграционной убыли населения Якутии. Территориальное распределение производительных сил характеризуется неравномерностью. Наибольшие миграционные перемещения характерны для шести промышленных районов и г. Якутска; наименьшие – для районов традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. В структуре внешней миграции фиксируются ежегодные колебания как в сторону роста, так и в сторону спада, но неизменным остается превышение числа прибывающих над числом уезжающих мигрантов из стран СНГ, а также сокращение числа прибывающих и рост числа убывающих из стран дальнего зарубежья [Томаска, 2018, С. 29-30].
Тенденции демографического развития российских регионов, в том числе Якутии, сложившиеся в 2000-е годы, остаются достаточно сложными и неоднозначными. В связи с этим предлагаются различные модели и прогнозные сценарии развития демографического потенциала страны и регионов, стабилизации и роста численности населения [Переведенцев, 2007; Пасовец, 2011; Рыбаковский, 2011; Социально-демографический портрет..., 2012; Сукнева, 2013; Республика Саха (Якутия)..., 2014].
Параметры современного народонаселения Республики Саха (Якутия) отражают региональные черты ее социально-экономического и демографического развития. На 1 января 2016 г. здесь проживало 959,7 тыс. чел.; по численности населения Якутия занимает 57-е место в России и 3-е место в Дальневосточном федеральном округе после Приморского (1933,3 тыс. чел.) и Хабаровского (1338,3 тыс. чел.) краев [Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия), 2015; Россия в цифрах, 2017]. Имея самую большую площадь (3085,5 тыс. км2) среди субъектов федерации, регион характеризуется слабой заселенностью – 0,31 чел. на 1 км2, что в разы ниже, чем в целом по России (8,57 чел.) и ДФО (1,0 чел.). Меньшую плотность населения, чем в Якутии, имеют только Ямало-Ненецкий (0,7 чел.) и Чукотский (0,07 чел.) автономные округа. В то же время сама территория республики заселена весьма неравномерно: основная часть населения живет в 13 городах и 42 поселках городского типа. Почти каждый второй горожанин (47,9%), или каждый третий житель республики (32,2%), живет в Якутске.
Особенностью народонаселения Якутии является высокий удельный вес сельского населения (34,7%), что значительно выше, чем в среднем по стране (25,8%) и ДФО (24,4%). Сельские жители, большинство которых составляют коренные народы Якутии: саха, эвенки, эвены, долганы, юкагиры и чукчи, проживают в 582 сельских населенных пунктах. По данным переписи 2010 г., в этнической структуре населения республики по численности доминируют саха (49,9%) и русские (37,8%); коренные малочисленные народы Севера составляют 3,8%, представители более 110 народов России и зарубежных стран – 8,5%.
Согласно данным Росстата за 2016 г., во всех регионах ДФО произошло уменьшение численности населения, кроме Якутии, где число жителей, по сравнению с соответствующей датой предыдущего года, возросло на 2,7 тыс. чел. Позитивная динамика сохранялась главным образом за счет естественного прироста: число родившихся превысило число умерших на 8,1 тыс. чел. Несмотря на заметное сокращение миграционной убыли, которая складывается в результате превышения числа выбывших над числом прибывших (−5,3 тыс. чел. в 2015 г. против −6,7 тыс. чел. в 2014 г.), Якутия возглавляет список регионов ДФО, непривлекательных для мигрирующего населения, опережая даже Хабаровский край (−4,9 тыс. чел.). Вместе с тем в последнее десятилетие наблюдается положительное сальдо миграционного обмена со странами СНГ, среди которых лидируют Киргизия, Армения, Таджикистан и Узбекистан. В последний межпереписной период (2002-2010 гг.) количество киргизов увеличилось в 3,4 раза, узбеков – в 2,8 раза, таджиков – в 2,4 раза, армян – в 1,3 раза.
Миграционные потери наиболее чувствительны для возрастной структуры Республики Саха, входящей в число российских регионов, население которых находится на пороге демографической старости. В соответствии с международными критериями население считается старым, если в нем доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По данным республиканской статистики, численность людей указанной возрастной группы неуклонно растет: если в 1989 г. лишь 2,8% жителей Якутии находились в возрасте 65 лет и старше, то в 2010 г. – 5,6%, 2015 г. – 6,6%. По сравнению с городским населением (2010 г. – 5,6%, 2015 г. – 6,5%) сельские жители «стареют» более быстрыми темпами (2010 г. – 5,7%, 2015 г. – 6,8%). Это явление обусловлено внутриреспубликанскими перемещениями сельского населения, в основном молодежи, в городские поселения республики [Томаска, 2015].
Вместе с тем сохраняется численный перевес лиц в трудоспособном возрасте – 60,5%, несмотря на существенное уменьшение их общей численности: с 613,1 тыс. чел. в 2010 г. до 579,2 тыс. чел. в 2015 г. Средний возраст населения Якутии составляет 33,7 года (по РФ – 39,5; по ДФО – 37,7). Особенностью возрастной структуры также является совокупный удельный вес детских и молодежных возрастных когорт – 46,2% в общем составе населения Якутии (табл. 39). По сравнению с 1989 г., количество детей заметно сократилась, но в последнее десятилетие наблюдается небольшой рост их численности в группе «0—14 лет» в городских поселениях – с 123,9 тыс. чел. в 2005 г. до 130,1 тыс. чел. в 2015 г.; в сельских, напротив, произошло уменьшение с 94,6 до 90,9 тыс. чел. соответственно.
Таким образом, благодаря сравнительно молодой возрастной структуре населения Якутии среднереспубликанские показатели старения значительно ниже соответствующего среднероссийского показателя. По данным Росстата, в 2010 г. почти каждый восьмой россиянин (12,9%) находился в возрасте 65 лет и старше [Гонтмахер, 2012].
В течение 1990-х годов произошло перераспределение общей численности населения Республики Саха в пользу женщин; в 2015 г. удельный вес женского населения (51,5%) заметно превышал удельный вес мужского (48,5%). Диспропорция по полу имеет устойчивый тренд роста: если в 1994 г. на 1000 мужчин приходилась 1001 женщина, то в 2004 г. – 1046, 2015 г. – 1060. При этом данное соотношение меняется как в городской местности (с 1006 в 1995 г. до 1081 в 2015 г.), так и в сельской (с 1011 в 1992 г. до 1020 в 2015 г.). Таким образом, сегодня женщины являются преобладающей по численности социально-демографической группой населения Якутии.
Сохранение относительно благоприятной демоситуации в Якутии в течение достаточного длительного времени связывается со сложившимся в дореформенный период сочетанием средних (16-24%) и выше средних (25-29%) коэффициентов рождаемости с довольно низкими коэффициентами смертности; с предпринятыми в 80-е годы XX в. мерами по охране материнства и детства, в результате которых удалось добиться существенного снижения младенческой смертности, особенно в сельской местности (табл. 40, 41).
До распада СССР республиканские показатели рождаемости достигли максимума в 1987 г. (24,3%), далее стремительно пошли на убыль, снизившись за одно десятилетие, к 1997 г., до 13,8%. Таким образом, эффект от политики государственной помощи семьям с детьми, проводившейся в середине 1980-х гг. (увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, повышение размера пособий по случаю рождения детей и др.), оказался кратковременным.
Падение уровня рождаемости связывают с переходом к рыночным отношениям. Однако признаки снижения рождаемости проявлялись уже во второй половине XX в. То есть наблюдаемое в 80-е годы XX в. повышение общих показателей рождаемости было больше связано не с социальной политикой государства, а с так называемой демографической волной, когда в детородный возраст вступали дети относительно многочисленных поколений конца 1930-х – начала 1940-х годов рождения. Таким образом, резкий спад рождаемости в 1990-х годах, в сущности, стал возвратом к ранее имевшейся траектории снижения рождаемости и продолжением демографического перехода.
В настоящее время Республика Саха характеризуется достаточно стабильным демографическим балансом. Коэффициент рождаемости (17,8% на 1000 населения) превышает аналогичные показатели в среднем по России (13,3%) и ДФО (14%), что позволяет Якутии занимать шестое место в стране после республик Тыва, Чечня, Ингушетия, Алтай и Дагестан. При этом уровень рождаемости выше среднереспубликанского показателя отмечается в 25 из 35 улусов республики.
Некоторое повышение среднереспубликанского показателя рождаемости связано с вступлением в возраст максимальной интенсивности деторождения поколения женщин, родившихся в пиковый период рождаемости: 1985-1989 и 1990-1994 гг., совпавшим во времени с ростом числа отложенных рождений (см. рисунок далее). Увеличение уровня рождаемости также обусловливалось реализацией демографической политики России, направленной на стимулирование роста численности населения страны: были введены политико-правовые меры, направленные на увеличение рождаемости; усилена общественно-политическая пропаганда в поддержку традиционных семейных ценностей [Майофис, Кукулин, 2010].
В частности, в 2007-2008 гг. в рамках реализации Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (2006 г.) в Республике Саха (Якутия) было подано 11,7 тыс. заявлений на федеральный материнский капитал от семей, родивших второго и последующих детей или принявших на усыновление. В декабре 2008 г. приняли закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», согласно которому менялись условия получения статуса многодетной семьи (при наличии не четырех, а трех детей), предусматривались денежные выплаты многодетным и молодым семьям и др. Позже была запущена программа, регулируемая Законом РС (Я) 951-З № 803-IV «О республиканском материнском капитале "Семья"» (2011 г.), вводящая дополнительные меры поддержки семей, родивших третьего и последующих детей. Кроме того, в соответствии с Концепцией семейной и демографической политики в РС (Я) на период до 2025 г. были учреждены ежегодные республиканские гранты на улучшение жилищных условий для многодетных семей, развитие семейного предпринимательства на селе, строительство семейных спортивных площадок в наслегах и др. Использовались и другие формы социального поощрения, ориентированные на рост престижа семьи, материнства и отцовства в обществе (празднование Дня матери Республики Саха (Якутия), занесение многодетных семей в «Книгу Почета», вручение знаков «Высшая благодарность матери», «Материнская слава», «Ытык ада» и др.).
Вместе с тем следует отметить, что статистически фиксируется постепенное исчерпание возможностей тайминга рождений – распределения интервалов между последовательными рождениями на протяжении репродуктивного периода жизни женщины. Так, несмотря на все пропагандистские мероприятия, суммарный коэффициент рождаемости в Якутии имеет небольшие значения: в 2002 г. – 1,85 рождения на 1 женщину, в 2010 г. – 2,00, а в 2014 г. – 2,25, что необходимо для простого воспроизводства населения. Таким образом, достаточно высокий уровень рождаемости здесь поддерживается главным образом за счет сельских жителей Якутии, у которых суммарный коэффициент рождаемости – 3,47 рождения на 1 женщину в 2014 г. обеспечивает уровень расширенного воспроизводства (РФ – 2,34; ДФО – 2,88). Городские жители, напротив, сохраняют суженный тип воспроизводства: 1,78 рождения на 1 женщину в 2014 г. (РФ – 1,59; ДФО – 1,64). Кроме того, нестабильная динамика суммарного коэффициента рождаемости на уровне простого замещения поколений свидетельствует об эволюции института современной семьи, в частности о постепенном переходе к модели малодетной семьи.
Комплексный анализ факторов рождаемости показывает, что ее стабилизация и рост объективно ограничиваются неблагоприятным соотношением численности мужского и женского населения в бракоспособном возрасте (1000 мужчин на 1060 женщин), соответственно, повышением уровня осознанной/вынужденной безбрачности; уменьшением числа зарегистрированных браков и увеличением разводов (число браков в расчете на 1000 населения сократилось с 10,4% в 1990 г. до 8,3% в 2014 г., а число разводов выросло с 4,6 до 4,7%). Гендерная диспропорция на «брачном рынке», разводы и высокая смертность мужчин способствуют росту числа неполных семей, в основном матерей с детьми. В этом плане показательна динамика внебрачной рождаемости: если в 1990 г. доля младенцев, рожденных вне брака, составляла 17,9%, то в 2000 г. – 32,7%, в 2014 г. – 35,4%. Увеличение числа нерегистрируемых браков и внебрачных рождений – тенденция, которая находится в русле второго демографического перехода и имеет универсальный характер [Пахомов, Мостахова, 2014, С. 168].
Одним из значимых препятствий при реализации репродуктивных установок семьи остаются проблемы с жильем. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что материнский (семейный) капитал используется в первую очередь для решения жилищного вопроса (98,1% семей, подавших заявление на распоряжение этими средствами в 2009-2013 гг., направили их на приобретение или строительство жилья). Результаты специальных исследований показывают, что жилищный вопрос не теряет своей остроты и вызывает особую озабоченность у 24,6% опрошенных лиц, в том числе не имеющих собственного жилья и живущих в арендованных помещениях (дом, квартира, комната), общежитиях, у родственников или друзей [Федотова, 2017].
Мониторинг показателей естественного движения населения Республики Саха показывает, что среди дальневосточных регионов она выделяется низким коэффициентом смертности – 8,6% (РФ – 13,1%, ДФО – 12,6%). Тенденция его снижения поддерживается продолжающейся миграцией, в результате которой смертность населения Якутии частично корреспондируется в другие регионы страны. Отметим успехи системы здравоохранения РС (Я) в борьбе с младенческой смертностью: с 19,9% в 1990 г. до 6,3% в 2011 г. В 2014 г. она составила 8%, что выше, чем в среднем по стране (7,4%), но меньше, чем в ДФО (9%). Более благоприятная ситуация по уровню смертности населения наблюдается только в пяти российских регионах: республиках Ингушетия, Чечня, Дагестан, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.
Хотя процесс естественной убыли населения несколько стабилизировался, сохраняется заметная дифференциация уровня смертности по административным районам, типам поселений и отдельным возрастным категориям. В частности, в 23 улусах из 35 отмечается превышение среднереспубликанского показателя смертности. При этом группу с наибольшими показателями смертности (до 14,4%) образуют преимущественно арктические улусы: Аллаиховский, Абыйский, Анабарский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Среднеколымский, Усть-Янский с экстремальными климатическими условиями, неблагоприятными для жизни и хозяйственной деятельности. Общее состояние системы здравоохранения Республики Саха еще рельефнее проявляется в том, что в указанную группу также входят улусы с относительно благоприятными природными и социально-экономическими условиями жизнедеятельности: в Центральной Якутии – Амгинский, Кобяйский, Мегино-Кангаласский, Хангаласский (до 9,9%); Западной – Верхневилюйский, Нюрбинский, Сунтарский, Ленский (до 10,7%), Южной – Алданский, Нерюнгринский, Олёкминский, Усть-Майский (до 13,4%). Кроме того, существенная разница в смертности между мужским (10,6%) и женским (6,7%) населением, имевшая место и ранее, сохраняется практически на прежнем уровне. Показательно, что коэффициент женской смертности во всех возрастных группах меньше общего среднереспубликанского показателя, а у мужчин, наоборот, больше. При этом незначительный разрыв в показателях общей смертности мужчин и женщин в группе «0—19 лет» увеличивается с каждой последующей возрастной группой, достигая своего пика у лиц старше трудоспособного возраста.
Наибольшее число смертей приходится на умерших от болезней органов кровообращения – 44%, внешних причин – 16,2%, онкологических заболеваний – 16,1%. Компоненты неестественной смертности являются симптомами глубокого общественного кризиса: большая убыль населения связана с несчастными случаями, отравлениями, травмами, убийствами, самоубийствами, часто вызванными злоупотреблением алкоголем. Общая картина смертности становится еще рельефнее, если рассматривать ее в поселенческом разрезе. Так, смертность сельского населения в результате дорожно-транспортных происшествий (13,5 на 100 тыс. чел.) значительно превышает показатель у горожан (9,9); смертность сельчан на почве злоупотребления алкоголем (36,7 на 100 тыс. чел.) почти аналогична показателям городского населения (37,8), хотя удельный вес сельских жителей в населении республики составляет 34,5%. Проблемы неестественной смертности наиболее остро стоят в сельских улусах (районах) Якутии, преимущественно северных и арктических, с ограниченными на местном уровне финансовыми ресурсами, что позволяет сделать вывод о региональной локации и этническом профиле неестественной смертности. Смертность от внешних причин во многом обусловлена социогенными факторами: неудовлетворительные бытовые условия, высокий уровень безработицы, низкие зарплаты, слабая инфраструктура досуга. Региональная программа снижения уровня алкоголизации населения и пьяной преступности предусматривает ограничение или запрет продажи алкоголя, формирование здорового образа жизни, хотя решение этой проблемы возможно лишь при повышении благосостояния населения республики (денежные доходы, обеспеченность жильем, высококалорийное питание, образование, культура и другие компоненты уровня жизни).
В целом, как результат оптимального сочетания коэффициентов рождаемости и смертности, Республика Саха занимает 8 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню естественного прироста населения после республик Чечня, Ингушетия, Тыва, Дагестан, Алтай, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Кроме того, она входит в группу регионов, где фиксируется превышение естественного прироста над миграционным оттоком населения, наряду с республиками Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Тыва, Чечня, Ставропольским краем, Омской областью, Ханты-Мансийским автономным округом. Согласно текущей демографической статистике, естественный прирост населения сохраняется во всех 35 улусах (районах) Якутии, а в 20 из них коэффициент прироста выше среднереспубликанского показателя. Отметим, что в указанную группу входят не только улусы Центральной (Амгинский, Горный, Кобяйский, Мегино-Кангаласский, Намский, Таттинский, Усть-Алданский, Хангаласский, Чурапчинский) и Западной (Верхневилюйский, Вилюйский, Нюрбинский, Сунтарский) Якутии с относительно благоприятными природными условиями, но так же северные и арктические улусы (Анабарский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленёкский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский).
Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется тем, что ее «территории отныне отличаются друг от друга не только историко-хронологической "развитостью" или "отсталостью" по воображаемой модернизационной шкале, но и своим неповторимым рисунком того, как в них переплетаются включенность в глобальные потоки и следование культурным традициям, социальным устоям. По глокальному критерию разнятся страны, города, регионы, организации и отдельные индивиды» [Согомонов, 2001]. В указанном контексте формирование территориальной дифференцированной демоситуации, сложившейся в стране в 2000-е годы, статистически подтверждается особенностями текущих демографических процессов в различных регионах России [Демографический ежегодник России, 2015]. В частности, отметим такие особенности современного демографического развития Якутии, как старение населения, мужская сверхсмертность, снижение естественного прироста и др.
В республике осуществляется целый комплекс мероприятий по стимулированию рождаемости, снижению смертности от внешних причин, социальной защите многодетных семей и малочисленных народов Крайнего Севера, внедрению здорового образа жизни. Хотя они не могут кардинально изменить существующие негативные тренды, но в определенной степени сдерживают их и формируют соответствующие предпосылки для достижения демографического оптимума. Положительные сдвиги в современной статистике народонаселения свидетельствуют о наличии в Республике Саха (Якутия) реальных резервов для снижения демографических потерь.