Переход к рыночной экономике. Развитие промышленности, транспорта и связи.
Попытки реформирования советской экономической системы, предпринимавшиеся в период перестройки, при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, в том числе новым объединениям – кооперативам и арендным предприятиям, оказались практически безрезультатными. С 1988 г. начался общий кризис в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Сокращение объема капиталовложений привело к тому, что уже в 1990 г. в Якутии не удалось выполнить план капитального строительства почти по всем основным показателям, а по важнейшим социальным объектам программа была реализована только на 60-80% [История Якутии..., 2001, С. 171]. С этого времени показатели производства важнейших видов промышленной продукции в республике стали неуклонно снижаться. Как и по всей стране, нарастали кризисные явления в сфере экономики, усугубился продовольственный и товарный дефицит.
В этой обстановке Верховный Совет СССР 13 июня 1990 г. принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», в котором объявил переход к рыночным отношениям главным содержанием радикальной экономической реформы и поручил Совету Министров СССР представить к 1 сентября 1990 г. «программу взаимосвязанных по направлениям и срокам мер по формированию структуры и механизма регулируемой рыночной экономики, включая новые подходы к финансово-кредитной и ценовой политике, предложения по изменению системы органов управления народным хозяйством Союза ССР, прогноз социально-экономических последствий перехода к рыночным отношениям» [СНД и ВС СССР, 1990, № 25, ст. 464]. Однако принятое на основании этой концепции законодательство, направленное на расширение коммерческих услуг и структур при сохранении государственного регулирования цен, не менявшихся с 1961 г., оказалось малоэффективным.
В отличие от союзного правительства российские власти изначально считали, что рыночные реформы должны носить более радикальный характер. Главным содержанием экономической политики России уже с 1990 г. стало разрушение монопольной государственной собственности и создание многообразия форм собственности на основе их равного правового статуса. 25 декабря 1990 г. в РСФСР был принят Закон о предприятиях, допускавший разные формы предпринимательской деятельности, в том числе акционерные общества. Затем, 3 июля 1991 г., утвердили закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который установил первоначальные организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Предусматривалось создание именных приватизационных счетов, преимущественное право работников предприятий на выкуп их акций. В соответствии с этим законодательным актом Верховный Совет Якутской-Саха ССР 19 октября 1991 г. принял закон № 654-XII «О разгосударствлении и приватизации предприятий в Якутской-Саха ССР». Основными задачами проведения приватизации в нем объявлялись: преодоление монополии государственной собственности, обеспечение гражданам реальной возможности стать собственниками средств и продуктов общественного производства, создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирование эффективной, социально ориентированной рыночной экономики [Федоров, 1999а, С. 14-15].
Темпы приватизации были значительно ускорены после развала СССР. Этому предшествовало обнародование в конце октября 1991 г. президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным на Съезде народных депутатов РСФСР программы «шоковой терапии», образование в ноябре 1991 г. «кабинета реформ» во главе с Е.Т. Гайдаром и издание 10 указов, положивших начало радикальным экономическим преобразованиям: либерализации внутренней и внешней торговли, свободному ценообразованию, запуску механизма конкуренции между отраслями и предприятиями, приватизации основных средств, принадлежавших государству [История России..., 2009, С. 581-582]. Первым шагом стала либерализация розничных цен – освобождение их от государственного регулирования с 1 января 1992 г. В Якутии цены были отпущены чуть позднее, в расчете на ослабление первой волны их резкого роста, что в условиях свободных цен по стране вызвало отток отдельных видов продовольственных товаров за пределы республики.
29 января 1992 г. Б.Н. Ельцин подписал указ № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Указом утверждалось семь положений об организационных вопросах приватизации, о методике оценки ее объектов, преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, приватизационных аукционах и конкурсах и т.д. Наличие финансовых возможностей в этот период позволило руководству Якутии реализовывать социально-экономические преобразования хотя и по общероссийской модели, но с учетом региональных особенностей, обусловленных территориальным размещением производства, сырьевой направленностью экономики, неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры [Федоров, 1999а, С. 16]. Немаловажное значение имело и то, что в 1990-е годы земля, недра и природные ресурсы находились в собственности республики.
По состоянию на 1 января 1997 г., с начала процесса приватизации в РС (Я) было разгосударствлено 393 государственных и муниципальных предприятия, из них 275 – республиканской, 118 – муниципальной собственности. Наиболее быстрыми темпами этот процесс проходил на первом этапе приватизации, в 1992-1994 гг.: в 1992 г. было разгосударствлено 130 предприятий, в том числе 64 – республиканской и 66 – муниципальной формы собственности, в 1993 г. – всего 168, в том числе по формам собственности соответственно 136 и 32, в 1994 г. – 64, в том числе 51 и 13. В 1996 г. негосударственный сектор в экономике Якутии стал доминирующим. Его доля в объеме производства в промышленности составила 77%, в сельском хозяйстве – 85%, в строительстве – 91%, в сфере платных услуг – 49%, грузоперевозок – 46%, перевозки пассажиров – 32% [Федоров, 1999а, С. 16-17].
Процесс приватизации промышленных предприятий в РС (Я) происходил неравномерно. В 1992 г. было приватизировано всего 83 предприятия, или 2,4% от их общей численности [Оглезнева, 1999, С. 45]. В дальнейшем с ликвидацией крупных горно-обогатительных комбинатов, падением промышленного производства этот процесс ускорился. В 1998 г. в Якутии насчитывалось 892 промышленных предприятия, в том числе по формам собственности: государственных – 95, муниципальных – 50, общественных организаций – 4, частных – 548 [Промышленность..., 2003, С. 17].
На первом этапе приватизации акционирование стратегически важных предприятий, имевших особое значение для экономики республики, было проведено с преобладающей долей государственного пакета акций. Среди акционерных компаний крупнейшей являлась «Алмазы России – Саха» (АЛРОСА), образованная Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 19 февраля 1992 г. на базе предприятий научно-производственного объединения «Якуталмаз». В 1998 г. она была переименована в АК «АЛРОСА» (ЗАО). В 2011 г. АК «АЛРОСА» была преобразована в открытое акционерное общество. Как уже отмечалось, в организационно-правовой форме компании впервые был соблюден принцип паритетности интересов государства и территории, где добываются природные ресурсы. Акционированы были и многие другие крупные предприятия: Вилюйгэсстрой, Якутскэнерго, Якутзолото и др. 25 декабря 1992 г. была образована национальная акционерная компания «Саханефтегаз».
Процесс приватизации предприятий в Республике Саха (Якутия) имел еще ряд отличий от общероссийского: применялась «местная» схема приватизации, при которой имущество с 70%-м износом передавалось трудовому коллективу безвозмездно; на начальном этапе (1992-1993 гг.) более широко применялся инвестиционный конкурс в качестве способа приватизации; к обвальной приватизации приступили позднее, а к точечной перешли раньше, чем в целом по РФ [Азарова, 1998, С. 10-11].
По замыслу идеологов приватизации, ее успешное проведение должно было создать конкурентную среду, стимулировать товаропроизводителей увеличивать объемы, расширять ассортимент, улучшать качество продукции. Однако, как отмечает большинство исследователей, поставленные цели не были достигнуты. Из-за слабости рыночных механизмов эффективность приватизированных предприятий была низкой, а доходы республики от этого процесса мизерными – в среднем меньше 1% от консолидированного бюджета РС (Я) [Там же, С. 8]. Как и в стране в целом, приватизация в Якутии имела ряд негативных социально-экономических последствий: обвальное разрушение хозяйственных связей между предприятиями, поставщиками и потребителями; отчуждение от собственности рабочих и подавляющего большинства инженерно-технических работников; разрушение социальной и производственной инфраструктуры; бурный рост криминализации и рейдерских захватов собственности.
В то же время следует подчеркнуть, что в 1990-е годы руководство РС (Я) во главе с президентом М.Е. Николаевым «не допустило массовой приватизации и крупных фактов бесплатного разгосударствления имущества» [Егоров, Егорова, 2011, С. 7]. На начало 1998 г. в экономике Якутии на долю государственной собственности приходилось почти 13%, частных предприятий – 67%, муниципальных – 7% и т.д. К 2002 г. доля предприятий и организаций государственной формы собственности в республике увеличилась до 20,8%, в то время как на общероссийском уровне она составляла всего 4,1%, а в Дальневосточном округе – 7,7% [Горбунов, 2013].
В первом десятилетии XXI в. в отношении государственной собственности РС (Я) произошли серьезные изменения. Произошла ее массовая федерализация путем безвозмездной передачи в федеральную собственность и приватизация путем продажи активов республики, имевшихся в акционерных обществах. Были проданы солидные доли акций государства в ОАО «Сахателеком», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО НК «Саханефтегаз», ОАО «Якутгазпром» и других акционерных компаниях. Главной целью разгосударствления активов, по мнению руководства Якутии того времени во главе с президентом В.А. Штыровым, должно было стать привлечение крупных инвесторов путем выгодной для республики продажи. Этим, однако, воспользовались прежде всего олигархи, владевшие крупными компаниями (ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Полюс золота», ОАО «Мечел» и др.) и преследовавшие лишь свои узкособственнические интересы.
В целях защиты интересов республики в ноябре 2010 г. Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) приняло постановление «О государственном имуществе Республики Саха (Якутия), не подлежащем отчуждению в 2011-2013 гг.». В нем предусматривался дифференцированный подход к отчуждению государственной доли акций в акционерных обществах. Например, не подлежали отчуждению акции: до 100% – ОАО «Сахатранснефтегаз», ОАО «Саханефтегазсбыт», ОАО «Нижне-Ленское», ОАО «РИК»; 51% – ОАО «Морской порт Тикси»; 32% – АК «АЛРОСА»; 10% – ОАО «Алроса-Нюрба»; 25,5% – ОАО «ЛОРП»; 40,55% – ОАО АК «Железные дороги Якутии»; 62,09% – АКБ «Алмазэргиенбанк»; 74% – ОАО «Якутский хлебокомбинат»; 25,1% – ОАО «Корпорация развития Южной Якутии», ОАО «Корпорация Восточной Якутии»; 50% плюс 1 акция – ОАО «Региональная страховая компания «Стерх» и т.д. Однако постановление носило половинчатый характер. Ограничение приватизации государственных акций было установлено лишь в отношении 21 предприятия, что составляло всего пятую часть всех акционерных обществ республики. В этот перечень не вошли многие крупные компании, такие как ОАО «Якутуглестрой», ОАО «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» и т.д., что вызвало серьезную озабоченность общественности республики [Егоров, Егорова, 2011, С. 9]. К сожалению, со временем эти опасения подтвердились. Уже к моменту принятия постановления 2010 г. удельный вес предприятий и организаций государственной формы собственности в РС (Я) сократился более чем в 2 раза и составил 9,1% [Горбунов, 2013].
Находясь в едином законодательном и экономическом пространстве Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) не избежала крайне негативных последствий проводившихся радикальных реформ. В условиях разрыва хозяйственных связей, либерализации цен и, как следствие, кризиса взаимных неплатежей предприятий и инфляции произошел резкий спад промышленного производства. Уже в 1990-1993 гг. выпуск промышленной продукции сократился на 25%. В частности, добыча угля упала с 16,9 млн т до 13,0 млн т, производство цемента – с 369 тыс. т до 219 тыс. т и т.д. [История Якутии, 2001, С. 73]. На 1 ноября 1992 г. в республике 38,2% предприятий являлись убыточными, объем выпущенной продукции по сравнению с предыдущим годом снизился на 20,9% [Оглезнева, 1999, С. 45-46]. В целом же за 1991-1996 гг. объем производства вырос только по газу и нефти, по остальным видам продукции произошел довольно резкий спад: добыча угля упала до 72,9%, золота – до 2/3, вывоз древесины – до 21,9%, изготовление цемента – до 74,2%, сборного железобетона – до 21,2% к уровню 1991 г. [Федоров, 1999а, С. 17].
Относительный рост объема промышленного производства достигался в основном за счет алмазодобывающей промышленности. К моменту преобразования объединения «Якуталмаз» в АК «АЛРОСА» в 1992 г. объем ее продукции составлял 55% от объема всей промышленной продукции республики. При реорганизации удалось избежать радикальной ломки сложившихся направлений работы и сохранить преемственность традиций и кадров. Огромное значение имело и то, что благодаря созданию компании сводились воедино все этапы производственного процесса, начиная с горных работ и обогащения и заканчивая сортировкой и реализацией алмазов. Акционерами компании на момент ее создания являлись: от России – Министерство государственного имущества РФ (32% акций), от Республики Саха (Якутия) – Министерство по управлению государственным имуществом РС (Я) (32%), администрации восьми улусов РС (Я), на чьих территориях компания осуществляла свою деятельность (по 1%), Общероссийский общественно-государственный фонд социальных гарантий военнослужащим (5%). Остальные 23% были распределены между работниками предприятий и организаций алмазного комплекса [Якутия. Хроника..., 2007а, С. 149]. Первым президентом АК «АЛРОСА» стал В.В. Рудаков, в августе 1993 г. его сменил А.Д. Кириллин. В августе 1995 г. на должность президента компании был избран В.А. Штыров, при котором АК «АЛРОСА» превратилась в одну из наиболее мощных и перспективных российских компаний [Якутия: историко-культурный атлас, 2007, С. 655-656]. В дальнейшем, с 2002 г., компанию возглавляли В.Т. Калитин, А.О. Нечипорук, А.В. Жарков и др. По состоянию на июль 2016 г. акции компании принадлежали: Российской Федерации – 33%; Республике Саха (Якутия) – 25% + 1 акция; восьми муниципальным образованиям РС (Я) («алмазная провинция») – 8%; иным юридическим и физическим лицам – 34%.
В первые годы создания и деятельности компании имелись определенные трудности, вызванные изменением схемы движения алмазного сырья и порядка его сортировки. В дальнейшем положение стабилизировалось. Большое значение для отрасли имел Указ Президента РС (Я) № 363 от 19 февраля 1993 г. «О мерах по развитию алмазодобывающей промышленности в Республике Саха (Якутия) в 1993-1995 гг.», где развитие этой отрасли объявлялось особо важным, приоритетным направлением структурной перестройки экономики республики. Согласно указу, объекты капитального строительства, включенные в государственную программу развития алмазодобывающей промышленности, в первоочередном порядке вносятся в перечень особо важных объектов; также в нем предусмотрены налоговые льготы и другие меры, стимулирующие рост производства [Федоров, 1999а, С. 17].
Являясь одним из крупнейших мировых производителей алмазов, «АЛРОСА» обеспечивала в виде различных налогов и платежей до 70% доходной части бюджета Якутии. Объем производства компании составлял более 97% всех алмазов, добываемых в России, и около 30% мировой добычи. Основные производственные мощности «АЛРОСА» в настоящее время сосредоточены преимущественно в Западной Якутии и Архангельской области. Всего компания разрабатывает 27 месторождений. В производственную базу входит 11 коренных и 16 россыпных месторождений. Коренные месторождения отрабатываются как открытым (карьерным), так и подземным способом. За время своего существования АК «АЛРОСА» превратилась в мощную финансово-промышленную группу, деятельность которой вышла далеко за пределы Якутии: ее предприятия находятся в Архангельской области и Краснодарском крае, Москве, Санкт-Петербурге и Орле. Компания принимает активное участие в добыче алмазов в Анголе. Имеет собственную авиакомпанию.
В 1996 г. была запущена в эксплуатацию одна из крупнейших фабрик в мире на трубке «Юбилейная», в июле того же года – фабрика № 14 в пос. Айхал. В 1997 г. была введена в строй обогатительная фабрика № 13 на самом северном предприятии АК «АЛРОСА» – Анабарском ГОКе. Ранее прииск «Анабар» входил в состав Удачнинского и Айхальского ГОКов, а в 1996 г. был признан самостоятельной структурой АК «АЛРОСА», в 1999 г. получил статус ГОКа. В августе того же года был введен в эксплуатацию первый в России алмазный подземный рудник «Интернациональный».
В 1997 г. было создано акционерное общество «АЛРОСА-Нюрба», контрольный пакет акций которого принадлежит АК «АЛРОСА». В 1999 г. состоялся пуск пилотной обогатительной фабрики № 15, а в 2003 г. – еще более мощной фабрики № 16 Нюрбинского ГОКа. Администрации Нюрбинского улуса принадлежало 10% акций ГОКа, что положительно отражалось на социально-экономическом развитии района. Другое дочернее предприятие, ОАО «Алмазы Анабара», было создано в 1998 г. С 2007 г. «АЛРОСА» в ОАО «Алмазы Анабара» принадлежит 100% акций. ОАО ведет разработку россыпных месторождений на территории Анабарского и Оленёкского районов, имеет свои производственные предприятия в Мирнинском, Олёкминском, Ленском, Нерюнгринском районах и Якутске. Весной 2013 г. ОАО «Алмазы Анабара» консолидировало 100% акций ОАО «Нижне-Ленское», также занимавшегося алмазодобычей в арктических и северных районах РС (Я). Компания имела и собственное гранильное производство. В 2004 г. вступила в строй Светлинская ГЭС, специально ориентированная на нужды алмазодобывающей промышленности [Якутия: историко-культурный атлас, 2007, С. 657-658].
Перспективы развития отрасли в связи с истощением запасов месторождений для открытой выработки связывались с расширением добычи подземным способом. После некоторого перерыва были введены в эксплуатацию подземные рудники «Мир» (2009 г.), «Айхал» (2009 г.), «Удачный» (2014 г.). За 2015 г. в республиканский и местный бюджет от алмазодобывающих предприятий поступило около 38,5 млрд руб. налоговых платежей, что составило 35,7% налоговых доходов бюджета республики, в то время как в 2009 г. эта доля составляла 27%. В отрасли трудилось более 29,6 тыс. чел., или 6,3% от общего числа всех занятых в республике [Экономика..., 2016, С. 49-50].
Другой флагман промышленности Якутии – золотодобывающая промышленность, напротив, вступила в период затяжного финансово-экономического кризиса. Производство металла снизилось с 35 т в 1991 г. до 23 т в 1996 г. Но в связи с резким падением производства золота в Магаданской области Якутия все еще занимала в этот период первое место в России по добыче драгоценного металла [История Якутии, 2001, С. 197]. Однако эти показатели достигались лишь путем перевода отрасли с обработки россыпей на золоторудную добычу. Относительно стабильный уровень добычи золота в середине 1990-х годов сохраняли только АО «Алданзолото» и АО «Индигирзолото», остальные предприятия золотодобывающей промышленности были убыточными [Оглезнева, 1999, С. 54]. Политика реструктуризации отрасли, проводившаяся правительством РС (Я) и направленная на снижение издержек производства путем освобождения его от социальной инфраструктуры, желаемых результатов не дала. В целом объемы золотодобычи начиная с 1995 г. постоянно снижались, достигнув низшего показателя 11,74 т в 1998 г. Некоторой стабилизации ситуации удалось добиться путем диверсификации производства и увеличением (с трети до половины, а затем и более) добычи рудного золота. Разработкой золота занимались не только акционерные компании и общества, но и старательские артели и кочевые общины [Якутия: историко-культурный атлас, 2007, С. 643-644].
В настоящее время республика добывает в основном россыпное золото (75%), на рудное золото приходится только 25% всего объема добычи. Эта тенденция присуща всей золотодобыче в России: разработка крупных рудных месторождений золота идет крайне медленными темпами из-за недостаточности инвестиций и заметного устаревания техники и оборудования. Добыча золота в РС (Я) составила в 1999 г. – 13,81 т; 2000 г. – 17,18; 2001 г. – 16,08; 2002 г. – 18,0; 2003 г. – 19,5; 2004 г. – 21,0; 2005 г. – 21,94; 2006 г. – 23,63 т.
В связи с непрерывным снижением мировой цены на золото экономические показатели развития золотодобывающей промышленности в республике из года в год ухудшались. Так, в 2001 г. отрасль стала полностью убыточной, относительной стабилизации удалось достичь только в 2002-2003 гг. [Якутия: размещение..., 2005, С. 131].
Финансово-экономические проблемы золотодобывающей промышленности руководство Якутии пыталось решить в том числе с помощью привлечения зарубежных инвестиций. Так, в 1996 г. Правительство РС (Я), ФПК «Сахазолото» и ирландское холдинговое объединение Celtic Resources подписали соглашение о разработке крупнейшего в мире Нежданинского месторождения в Томпонском районе. Совместное российско-ирландское предприятие намеревалось построить на месторождении обогатительную фабрику путем привлечения кредитов в размере 200 млн долл. Однако ввиду низкого содержания золота и резкого падения его цены на мировом уровне ирландские инвесторы вскоре потеряли интерес к данному проекту. После принятия 4 августа 2001 г. Федерального закона «Об участке недр, право пользования которыми может быть представлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении)» компания Celtic Resources объявила, что она нашла инвестиции и готова начать освоение месторождения. Правительство РС (Я) вновь подготовило распоряжение, в котором был назначен новый ответственный недропользователь на месторождении – «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания (ОАО ЮВГК)». Спустя сравнительно короткий срок, в начале декабря 2003 г. был введен в работу первый пусковой комплекс Нежданинской золотоизвлекательной фабрики [Там же, С. 132-133]. В 2005 г. в ОАО «ЮВГК» появился новый акционер – крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс Золота», которая постепенно вытеснила других участников, и ирландская компания Celtic Resources утратила контроль над месторождением.
С 2010 г. золотодобывающая отрасль постепенно выходит из кризиса. В 2015 г. было добыто 25,1 т золота, что на 35,6% больше, чем в 2009 г. Увеличение объема добычи связано с вводом в эксплуатацию новых россыпных месторождений, а также рудных месторождений «Рябиновое» и «Подголечное» в Алданском районе, вовлечением в эксплуатацию разведанных запасов на месторождении «Таборное», «Гросс» в Олёкминском районе, месторождения россыпного золота «Сохатиное» в Верхнеколымском районе и др. Поскольку золотодобыча начала расти во всех регионах Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) сместилась на четвертое место по этому показателю [Экономика..., 2016, С. 52].
Рыночные реформы 1990-х годов вызвали затяжной структурный кризис российской экономики, разрыв межтерриториальных хозяйственных связей, взаимные неплатежи, непродуманные управленческие реорганизации. Все это привело к нарастанию кризисных явлений и в деятельности предприятий одной из старейших отраслей промышленности Якутии – угольной. Как результат стагнации производства из года в год стали снижаться отчетные показатели: если в 1990 г. было добыто 16 949 тыс. т, то в 1995 г. – 11 785 тыс. т, 1997 г. – 10 470 тыс. т, 1998 г. – 9587 тыс. т [Промышленность Республики Саха (Якутия), 2003, С. 63]. Некоторую прибыль приносил только разрез «Нерюнгринский», продолжавший поставлять продукцию по договоренностям советской эпохи. В 1994 г. Кангаласский угольный разрез, шахта «Сангарская», разрез «Зырянский» и обогатительные фабрики ПО «Якутуголь» прочно вошли в разряд убыточных [Оглезнева, 1999, С. 57].
С 1997 г. в связи с начавшимся процессом акционирования отрасли руководство ПО «Якутуголь» все настойчивее стало ставить вопрос о ликвидации шахты «Сангарская» ввиду крайней нерентабельности ее эксплуатации. В том же году уже во время составления технико-экономического обоснования и экспертизы документа о ликвидации с шахты уволились 418 работников.
В республиканской газете «Якутия» появилась статья В. Федорова, где была предпринята попытка проанализировать сложившуюся вокруг рудника ситуацию. По мнению автора, «...поспешные "похороны" шахты "Сангарской" продиктованы только желанием "Якутуголя" перед грядущим акционированием побыстрее освободиться от своих убыточных северных подразделений. "Приговор" "Сангарской" подписан на основе двух цифр. Первая: отпускная стоимость тонны угля в республике сегодня – чуть более 170 тыс. рублей. Вторая: себестоимость сангарского угля, по последним расчетам, – около 600 тысяч[1]. Стали звучать речи о том, что наша шахта якобы исчерпала себя, выработала запасы. Это ложь! По всем нормам подготовлены для добычи пласты: "Спутник", "Сапропелевый", "Сложный", "Загадка", "Первый Логовой" и "Второй Логовой". Общие запасы составляют 20 миллионов тонн. Телега опять оказалась впереди лошади: зачем надо было разрушать производство, еще не имея денег на его ликвидацию? Тем более, по расчетам сангарцев, на эту самую ликвидацию потребуется 200 миллиардов, а на закупку нового оборудования для шахты и ее современную реконструкцию – ровно вполовину меньше. Кстати, если бы все должники во главе с "Якутуглем" рассчитались с шахтой, она разом бы получила почти 200 миллиардов и сама со всеми бедами справилась» [Федоров, 1997]. Однако эта статья, одна из немногих, где объективно и честно ставились вопросы дальнейшего промышленного освоения территории республики, так и осталась «гласом вопиющего в пустыне». Не принесли результатов и попытки руководства шахты отстоять ее перед федеральными и республиканскими властями. 1 августа 1998 г. шахта «Сангарская» прекратила свое существование.
В результате деятельности бывших руководителей «Якутугля» была закрыта уже реконструировавшаяся шахта с богатейшими разведанными и подготовленными к добыче запасами угля. На день закрытия общие запасы шахты, как уже упоминалось выше, составляли 20 млн т. При этом на ее ликвидацию требовалось 200 млрд руб., а на современную реконструкцию, на закупку нового оборудования шахтеры просили всего 90 млрд руб.
Ликвидация шахты, как и большинства северных промышленных предприятий, носила стихийный характер. В пласте «Сложный» закрыли подготовленную лаву, оставив 75% оборудования в завале. Потеряв работу, сотни людей с семьями покинули постоянное место жительства в поселке и улусе, которым отдали лучшие годы своей жизни. Вместо спокойной старости с достойной пенсией они получили подорванное в тяжелых и вредных условиях труда здоровье, материальную нестабильность, бытовую неустроенность. Закрытие шахты, являвшейся фактически градообразующим предприятием районного центра Сангар, серьезно подорвало демографическую ситуацию в Кобяйском улусе. Из 12,5 тыс. чел., проживавших в конце 1980-х годов в поселке, на октябрь 2004 г. осталось всего 4,5 тыс. чел. Вместе с шахтой были ликвидированы многие ее подведомственные предприятия, главным образом объекты социальной инфраструктуры: профилакторий, детский сад, санчасть и т.д. [Боякова, 2007, С. 84-85].
В целях сохранения угледобывающей отрасли в 2003 г. была разработана и 1 марта 2004 г. постановлением Правительства РС (Я) утверждена «Программа развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2004 -2008 гг.». При подготовке программы все угледобывающие предприятия в зависимости от транспортной доступности были разделены на северную и южную группы. Приоритетными являлись месторождения Южной Якутии, где, благодаря наличию железнодорожного сообщения, поставка продукции была круглогодичной [Якутия: историко-культурный атлас, 2007, С. 664]. Базу Южно-Якутского угольного комплекса составляли разрез «Нерюнгринский», ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», где начиная с 2001 г. созданы необходимая производственная база и транспортная инфраструктура: АОЗТ «Разрез Олонгринский», ОАО «Денисовское», совместное с Южной Кореей предприятие ООО ИП «Эрэл» [Якутия: размещение..., 2005, С. 184]. С августа 2011г. началась добыча угля на Эльгинском месторождении в Южной Якутии, в 2012 г. на нем была запущена сезонная обогатительная фабрика мощностью до 3 млн т. В 2014 г. на месторождении было добыто 1,45 млн т угля [За горючим камнем, 2020, С. 136]. В целом же в РС (Я) в 2015 г. было добыто 15,2 млн т угля, из которых за пределы республики реализовано 11,2 млн т, в том числе зарубежным клиентам – 6,7 млн т. Основная масса угля экспортировалась в Китай (71,7%), Японию (15,8%), Республику Корея (10%), Украину, Индонезию, КНДР [Экономика..., 2016, С. 50].
В 1990-е годы в республике стала активно развиваться нефтедобывающая промышленность. Как известно, Якутия является одним из перспективных российских регионов в отношении нефтегазоносности. Всего на ее территории открыто 34 месторождения углеводородного сырья, к числу наиболее крупных (с содержанием природного газа более 100 млрд м3) относятся Средневилюйское, Среднетюнгское, Чаяндинское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское и Верхневилючанское месторождения. По запасам нефти наиболее значительными месторождениями являются Талаканское и Среднеботуобинское, запасы которых в сумме достигают 65% от запасов нефти в республике.
Ведущим предприятием нефтегазового комплекса республики являлась холдинговая национальная нефтегазовая компания (ННГК) «Саханефтегаз», в состав которой входили пять акционерных обществ: «Якутгазпром», «Ленагаз», «Ленанефтегаз», «Якутскгеофизика» и «Саханефтегазтрансснаб». Первоначально крупнейшими акционерами холдинга являлись Правительство РС (Я) и НК «Юкос» (до 2007 г.) [Якутия: размещение..., 2005, С. 187-188]. В дальнейшем добыча нефти в Республике Саха (Якутия) велась четырьмя недропользователями: ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Иреляхнефть» (ОАО НК «Роснефть»), ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» (ОАО НК «Роснефть») и ОАО «Ленанефтегаз», а добыча природного газа и газового конденсата четырьмя компаниями: ОАО «ЯТЭК», ОАО «АЛРОСА-Газ» (ОАО НК «Роснефть»), ОАО «Сахатранснефтегаз», ООО «ГДК Ленск-Газ» [Якутия: историко-культурный атлас, 2007, С. 665].
Нефтегазовая промышленность стабильно наращивала обороты весь исследуемый период. В 1992-1995 гг. добыча нефти ежегодно увеличивалась на 30% [Оглезнева, 1999, С. 60]. Показатели, характеризующие развитие нефтегазового комплекса республики в 1995 – 2016 гг., представлены в табл. 34. За 25 лет, с 1990 по 2015 гг., объем добычи нефти вырос в 230,5 раза, а газа – на 37,7%. Подобные ускоренные темпы роста были связаны с изменением приоритетов в промышленном освоении природных ресурсов Якутии: вместо цветной металлургии на первый план вышли отрасли, направленные на добычу нефти и газа, имеющие перспективный, гарантированный спрос. Рост добычи газа в 2005-2010 гг. происходил также за счет принятия программы газификации населенных пунктов республики, ввода комплекса по переработке газового концентрата, увеличения производства сжиженного газа и бензина [Якутия: размещение..., 2005, С. 188].
[1] По ценам 1997 г.
Газификация в республике начала планомерно осуществляться на основании принятой в 2002 г. государственной программы «Газификация населенных пунктов РС (Я) в 2002-2006 годах и основные направления газификации до 2010 года». В первую очередь в эту программу вошли улусы (районы), находящиеся вдоль трассы действующего газопровода Кысыл-Сыр — Якутск (Вилюйский, Кобяйский, Намский, Хангаласский и г. Якутск). Знаковым событием стало открытие в 2003 г. подводного магистрального газопровода через р. Лену – уникального инженерного сооружения, не имеющего аналогов в мире. С конца 1990-х годов компания «АЛРОСА-Газ» ведет строительство газопровода из Таас-Юряхского месторождения через Мирный до Айхала и Удачного. Общая его протяженность 428 км. По окончании строительства предусматривается довести объемы добычи и поставок природного газа в Западном регионе до 1 млрд м3 и тем самым достичь максимального объема добычи газа в республике в З млрд м3 [Там же, С. 189-190].
Большие перспективы руководство республики видело в транспортировке якутской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с помощью нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и «Сила Сибири». Если раньше добыча нефти ограничивалась потребностями жилищно-коммунального хозяйства республики, использовавшего нефть в качестве котельного топлива, то с вводом в эксплуатацию ВСТО (2009 г.) нефтедобывающие предприятия получили возможность организовать поставки нефти за пределы республики. Быстрые темпы развития нефтегазовой промышленности позволяли лидерам Якутии связывать ее будущее экономическое развитие именно с этой отраслью. Президент РС (Я) в 2002-2010 гг. В.А. Штыров подчеркивал: «Нефтегазовая отрасль Якутии развивается очень быстро. И, по сути дела, это будущее экономики нашей республики. Здесь и геологоразведка, и добыча, и переработка углеводородного сырья, и сопутствующие энергетическая, транспортная инфраструктура, решение социальных вопросов, кадры, работа для наших людей» [2010].
Перспективы развития нефтегазовой промышленности были намечены в «Основных направлениях развития нефтяной и газовой промышленности Республики Саха (Якутия) до 2020 года», одобренных Экономическим советом при Правительстве Республики Саха (Якутия) в ноябре 2008 г. В соответствии с этим в нефтяной отрасли планировались: обустройство Талаканского, Алинского, Северо-Талаканского и Восточно-Алинского месторождений, завершение Центрального блока Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), строительство нефтепровода внешнего транспорта от Среднеботуобинского НГКМ до точки врезки в ВСТО в районе Ленска, обустройство нефтяной оторочки Чаяндинского НГКМ, организация нефтеперерабатывающего производства на базе ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», строительство пункта отбора и накопления нефти в Олёкминске. В газовой отрасли приоритетными признавались: расширение Якутского газоперерабатывающего завода, создание Якутского центра газодобычи на базе Чаяндинского НГКМ в рамках Восточной газовой программы ОАО «Газпром», строительство газохимического комплекса в Ленске и газоперерабатывающего завода в Алдане в рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», разработка Среднетюнгского месторождения.
В рамках действующей государственной целевой программы «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2007-2011 годах и основные направления газификации до 2020 года» велись работы по завершению строительства третьей нитки магистрального газопровода Средневилюйское газоконденсатное месторождение — Мастах — Берге — Якутск; строительству второй нитки подводного перехода магистрального газопровода Хатассы — Павловск через р. Лену; газификации Ленска от Отраднинского газоконденсатного месторождения (ООО «Ленск-Газ»); газификации поселков Витим и Пеледуй Ленского района попутным нефтяным газом Талаканского НГКМ; газификации районов Южной Якутии (Ленский, Олёкминский, Алданский и Нерюнгринский районы) [Якутия: размещение..., 2005, С. 191-193; Экономика., 2016, С. 62-63].
В то же время при сохранении в целом сырьевой направленности экономики Якутии в республике с 1990-х годов предпринимались попытки изменения такой ситуации: перспективы связывались в первую очередь с созданием алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности.
Формирование алмазогранильной отрасли в Республике Саха (Якутия) началось в 1991 г., когда постановлением Совета Министров Якутской-Саха ССР № 68 от 8 февраля 1991 г. было принято решение о создании ОАО «Туймаада Даймонд». Ее первым генеральным директором был назначен Г.П. Яковлев [Данилов, 2015, С. 14]. Несмотря на огромные трудности развития отрасли буквально с нуля – отсутствие нормативно-правовой базы, начального капитала, квалифицированных кадров, недостатка управленческого опыта, в условиях финансово-экономического кризиса и галопирующей инфляции в стране первым руководителям компании Г.П. Яковлеву, А.С. Антонову, Н.С. Тимофееву при поддержке научного сообщества во главе с академиком В.П. Ларионовым и тогдашних руководителей республики М.Е. Николаева, В.А. Штырова, В.П. Шамшина, П.Д. Кириллина, Р.А. Бурнашева удалось за короткий срок создать в Якутии крупный центр алмазогранильной промышленности России [Яковлев, 2006]. Уже 24 октября 1992 г. на Сунтарском гранильном заводе совместного АК «Туймаада Даймонд» и японской фирмы Arda Co предприятия «Саха-Джапан Даймонд» был огранен первый якутский бриллиант.
Основной процесс становления алмазогранильной отрасли пришелся на 1993-1995 гг. Если в 1993 г. работа была направлена на строительство и пуск гранильных заводов, на решение вопросов квотирования, лицензирования, сертификации бриллиантов и проблем с сырьем, то в 1994 г. начался поиск путей реализации продукции, покупателей как на внешнем, так и на внутреннем рынке страны. Уже к 1 января 1995 г. в республике имелось 15 гранильных заводов, в том числе 4 в составе совместных предприятий, которые должны были заниматься огранкой алмазов, производством алмазных инструментов. Из них производили продукцию в 1994 г. 9 заводов, в том числе 4 СП. По данным 9 месяцев 1994 г., в алмазоперерабатывающем производстве было занято 900 чел., объем промышленного производства составил 3,5 млрд руб. В январе 1995 г. объем производственных услуг (без стоимости сырья) 3 самостоятельных гранильных заводов из 11 равнялся 946,5 млн руб., из них 801,1 млн руб. (84,6%) приходилось на Якутский гранильный завод [Оглезнева, 1999, С. 52-53].
Финансовые средства, вложенные республикой в организацию переработки алмазов, и установление налоговых льгот позволили на первых порах ежегодно наращивать объемы выпуска бриллиантов. Начиная с 1998 г. стали отчислятся средства в бюджеты всех уровней: в 1998 г. – 13 млн руб., 1999 г. – 24 млн руб., 2000 г. – 31 млн руб. К 2002 г. в Якутии было создано 34 гранильных завода, в том числе в улусах (районах): Намском, Верхневилюйском, Бердигестяхском, Таттинском, Амгинском, Чурапчинском, Майинском, Сунтарском, Борогонском, Хандыгском, Сангарском, Покровском, Нюрбинском. Всего в отрасли было занято 1540 чел., из них 762 огранщика. Однако уже в 2001 г. появились серьезные проблемы с реализацией продукции в связи со снижением спроса на бриллианты на мировом рынке. В 2002 г. алмазоперерабатывающая отрасль имела убыток в размере 90,7 млн руб. Примерно такая же негативная тенденция наблюдалась и в 2003 г.
С ликвидацией суверенитета РС (Я) и потерей возможности финансовой и налоговой поддержки республики, находившаяся все еще на этапе своего становления, гранильная промышленность оказалась в тяжелой ситуации. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 2002 г. № 1373 «Положение о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов» были пересмотрены квоты республики на добываемые алмазы, одновременно гранильные заводы были лишены отсрочки в 180 дней по оплате за алмазное сырье [Якутия: размещение..., 2005, С. 121-123]. Еще одним ударом для алмазоперерабатывающего производства стало решение АК «АЛОСА» в 2008 г. вернуть 18%-й налог на добавленную стоимость для приобретения сырья. Все эти трудности сказались прежде всего на экономике предприятий, вызвали падение производительности труда и, как следствие, снижение уровня заработной платы и высокую текучесть кадров. Постепенно многие заводы были закрыты, в первую очередь в сельской местности.
На начало 2016 г. в республике функционировало 13 гранильных заводов, расположенных в Якутске. Бриллианты реализовывались через международные алмазные биржи и через партнеров. На локальный рынок Якутии поступало 11% всей произведенной продукции, на внутренний российский рынок – 17%, реализация на экспорт составляла 72%. В 2015 г. было произведено бриллиантов на сумму 103 млн долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 г. Реализовано бриллиантов собственного производства в 2015 г. на 174 млн долл. США, что выше уровня 2010 г. в 2,1 раза [Экономика..., 2016, С. 63-64].
Наряду с алмазоперерабатывающей промышленностью в РС (Я) начала создаваться ювелирная промышленность. Первые ювелирные заводы принадлежали АК «Алданзолото», ОАО «Золото Якутии» и АК «Туймаада Даймонд». В 2005 г. ювелирная промышленность насчитывала 13 заводов, размещенных в пяти улусах республики и Якутске. Они производили преимущественно изделия из золота (95%), а также серебра и платины. Самыми крупными предприятиями являлись АК «Алданзолото», ОАО «Золото Якутии» и ООО «Сахаювелир», которые производили 80% всей продукции отрасли. В 2005 г. было изготовлено ювелирных изделий на сумму около 7 млрд руб. Доля изделий из бриллиантов составляла более 30%. За пределами РС (Я) реализовывалось свыше 40% ювелирной продукции [Якутия: историко-культурный атлас, 2007, С. 645].
На 1 января 2016 г. в Якутии функционировало 52 ювелирных предприятия, в том числе мастерские индивидуальных предпринимателей, расположенные в Таттинском, Чурапчинском, Усть-Алданском улусах и Якутске. В 2010 г. было произведено ювелирных изделий на 1147 млн руб, реализовано на 687 млн руб., 2011 г. – соответственно 1125 млн руб. и 461 млн руб., 2012 г. – 1465 млн руб. и 1251 млн руб., 2013 г. – 1471 млн руб. и 1330 млн руб., 2014 г. – 887 млн руб. и 1089 млн руб., 2015 г. – 1616 млн руб. и 539 млн руб.
Снижение показателей в ювелирной промышленности обусловлено теми же причинами, что и в алмазогранильной: нехваткой оборотных средств на приобретение сырья, ростом его стоимости, недостатком высококвалифицированных кадров ювелиров и огранщиков, технологически устаревшим оборудованием, высоким уровнем общего износа основных промышленно-производственных фондов, а также действующими режимами налогообложения, таможенных пошлин и условиями привлекаемых средств [Экономика..., 2016, С. 64-65].
Значительные изменения в постсоветский период произошли в лесной и деревообрабатывающей промышленности. За 1991 – 2002 гг. вывозка древесины сократилась с 3,4 до 0,6 млн м3, в том числе деловой – с 1,9 до 0,3, выпуск пиломатериалов – с 0,8 до 0,17 млн м3. Только за 1995 – 2002 гг. число лесозаготовительных предприятий уменьшилось с 259 до 159. Спад производства был обусловлен резким сокращением объема строительно-монтажных работ, на которые в республике расходуется до 90% делового леса и лесоматериалов, а также импортом и завозом из других регионов страны дешевых и более качественных строительных столярных изделий и мебели, финансовым кризисом самой отрасли, приведшим к банкротству в 1999 г. всех основных лесозаготовительных предприятий региона [Якутия: размещение..., 2005, С. 164-165].
Общая стабилизация российской экономики, реализация государственных программ сельского строительства, поддержки молодых семей, фермерства и т.д. способствовали позитивным сдвигам в лесной и деревообрабатывающей промышленности РС (Я). В целях прекращения спада, развития и повышения эффективности работы лесопромышленного комплекса (ЛПК) были приняты постановление правительства РС (Я) от 2 февраля 2000 г. № 69, План действий по развитию ЛПК РС (Я) на 2000 г., «Основные направления деятельности ЛПК до 2003 г.», «Программа развития лесопромышленного комплекса РС (Я) на 2002-2006 гг.» от 4 июля 2002 г.
Принятые меры государственной поддержки позволили преодолеть затяжной кризис отрасли. Основные перерабатывающие предприятия республики: ОАО «Сахалеспром», ООО «Мас», ОАО «АЛРОСА-Леспром», ОАО «Алданлеспром», ОАО «Табагинская лесная компания» – стали производить экспортную лесопродукцию. Благодаря оснащению оборудованием из Германии, Финляндии, Австрии увеличилась доля глубокой переработки: производство паркета, мебельного щита, клееных и погонажных изделий, оконных рам. Часть предприятий освоила выпуск готовых домов.
По данным Министерства экономики РС (Я), в 2010-2015 гг. лесопромышленный комплекс республики демонстрировал положительную динамику производства. Лесозаготовки осуществляли 284 хозяйствующих субъекта, из которых 256, или 90%, являлись субъектами малого и среднего предпринимательства. В 2015 г. они заготовили 703,4 тыс. м3 бревен хвойных пород, произвели 176,9 тыс. м3 лесоматериалов, построили 226,7 тыс. м2 индивидуальных жилых домов [Экономика..., 2016, С. 65-66].
В результате системного кризиса экономики в 1990-е годы количество предприятий строительной индустрии сократилось со 106 до 43, произошел спад производства всех видов стройматериалов. Продолжали производить продукцию в основном крупные комбинаты: АО «Якутцемент», АО ДСК, АО ЯКСМиК, ЗАО «Якутстройматериалы». Промышленность стройматериалов, как и другие отрасли, испытывала отрицательные последствия кризиса неплатежей и практически лишилась собственных оборотных средств. Минимальные инвестиции в основные фонды привели к их значительному износу, который на некоторых предприятиях доходил до 60% [Якутия: размещение..., 2005, С. 207-208].
Однако постепенно происходила адаптация к новым экономическим отношениям. Предприятия строительной индустрии освоили выпуск новых видов продукции, провели диверсификацию производства, выйдя на рынок подрядных работ в качестве не только поставщиков материалов, но и участников строительного процесса, что дало возможность обеспечить снижение стоимости выполняемых работ и возводимых объектов. Все это в конечном счете заметно повысило ответственность производителей и улучшило качество сдаваемых объектов.
Большие надежды руководство Республики Саха (Якутия) связывало с внедрением в строительную индустрию нового вида теплоизоляционного материала, добываемого в местности Тит-Ары Хангаласского улуса – базальта, горной породы, сформировавшейся из застывшей лавы. Базальтовую продукцию от других аналогов отличает высокая степень термостойкости, в том числе повышенная морозостойкость, полная негорючесть, долговечность, а также достаточно высокий уровень тепло-, звуко- и электроизоляционных свойств. Реализация в Якутии инновационного проекта «Базальт – новые технологии» началась в мае 2010 г., когда было подписано соглашение между Республикой Саха (Якутия) и «РОСНАНО». Инвесторами на раннем этапе выступили Республиканская инвестиционная компания (ОАО «РИК»), ОАО «Банк Москвы» (по программе Российского банка развития «Финансирование для инноваций и модернизации»), в конце 2011 г. проект инвестировали федеральные институты развития «РОСНАНО» и «МСП Банк».
Открытие завода по производству композитных материалов на основе базальтового непрерывного волокна, который разместился в г. Покровске, состоялось 24 июля 2012 г. Предполагалось, что завод будет заниматься выпуском базальтовых плит и базальтового непрерывного волокна для производства разных композитов, которые рассчитывали использовать в различных отраслях народного хозяйства, заменяя ими как металлоконструкции, так и другие материалы. Планировалось, что базальтовое волокно станет применяться в качестве основы для выпуска базальтопластиковой арматуры, фиброармированных пенобетонных блоков, труб, тканей и дорожных сеток. Для развертывания производства и внедрения перспективного инновационного материала было создано ООО «Технология базальтовых материалов». В дальнейшем производство было переориентировано на выпуск различных видов теплоизоляционных плит [Экономика..., 2016, С. 68]. Высококачественная местная базальтовая продукция, которая составляет 90% от общего объема рынка теплоизоляционных материалов на территории РС (Я), начала использоваться на объектах ОАО «ДСК», ДСО «Сэттэ», ООО «Прометей», ООО «Строймонтаж-2002», ООО «Стройкон», ООО «Ирстрой» и других застройщиков.
Резюмируя итоги перехода на рыночные отношения, следует признать, что для развития промышленности Якутии он имел неоднозначные последствия. С одной стороны, произошел обвал промышленного производства, резкое снижение основных показателей и ликвидация многих горнодобывающих предприятий. С другой стороны, в эти годы руководство республики предприняло попытку преодолеть диспропорции в развитии Якутии, разрушить сложившуюся роль сырьевого придатка центра. В бюджете республики, несмотря на трудности с его формированием, ежегодно предусматривались средства на структурную перестройку экономики, создание новых предприятий и производств. В результате подобной политики удельный вес обрабатывающей промышленности с 16,6% в 1992 г. вырос до 23,7% в 1996 г. [Федоров, 1999а, С. 20]. В дальнейшем, с развитием нефтегазового комплекса, в соотношении добывающей и обрабатывающей промышленности вновь стала превалировать первая. Однако в республике к тому времени уже появилось алмазогранильное производство, расширилась обработка камнецветного сырья, началась глубокая переработка древесины, были модернизированы предприятия по переработке мяса, рыбы и молока.
Численность работников промышленных предприятий в годы реформ уменьшилась с 92 668 чел. в 1990 г. до 70 845 чел. в 1998 г., т.е. на 23,5%, в том числе рабочих – на 27,6%. Со стабилизацией экономики количество занятых в промышленном производстве, особенно в горнодобывающих отраслях, стало постепенно увеличиваться. В 2002 г. в добывающей промышленности трудилось 45 000 чел., в обрабатывающей – 17 193 чел., энергетике – 18 562 чел., всего 80 996 чел. [Промышленность..., 2003, С. 38-39]. В конце 2015 г. в промышленности Якутии было задействовано 98 321 чел., в том числе на добыче полезных ископаемых – 48 246 чел., в обрабатывающей промышленности – 18 075 чел., энергетике и водоснабжении – 32 000 чел. [Текущий архив ТО ФСГС по РС (Я). Средняя численность...].
Достаточно целенаправленно проводилась работа по привлечению местных кадров в промышленность. В индустриальных центрах, Мирном и Нерюнгри, были открыты технические институты – филиалы Якутского государственного университета. Расширилась целевая подготовка в вузах страны инженеров, нефтяников, технологов. В АО «Алмазы Анабара», АО «Нижне-Ленское», АК «АЛРОСА» была выстроена система обучения местных жителей рабочим профессиям: проходчика, бульдозериста, экскаваторщика, машиниста компрессорных установок и т.д. Однако большинство действующих в Якутии компаний, естественных монополий, предпочло вахтовую систему освоения месторождений, завозя рабочую силу из других регионов страны.
Если в промышленном секторе в период перехода к рыночным отношениям за счет инерционного развития алмазодобывающей и частично угольной промышленности ситуация была относительно устойчивой, что позволило проводить в Якутии активную социальную политику и даже создать новые сектора экономики – алмазогранильный и ювелирный, а так же перерабатывающие предприятия, то в транспортной сфере спад показателей текущей деятельности сопровождался стремительным износом и разрушением инфраструктуры, созданной в 1960–1980-е гг. Объем перевозок с 1990 по 2000 г. снизился с 42 047 тыс. т до 15 136 тыс. т, т.е. в 2,8 раза. И даже дальнейшая стабилизация экономики не смогла довести показатели деятельности транспорта до уровня конца 1980-х – начала 1990-х годов: в 2005 г. объем перевозок транспортом общего пользования составил 19 493 тыс. т, в 2010 г. – 18 194 тыс. т [Ефремов, 2013, С. 52].
В 1990-е годы значительно ухудшились все параметры деятельности водного транспорта РС (Я). Объемы перевозок в 2000 г. по сравнению с 1990 г. снизились в 5,5 раза, в том числе по внутренним водным путям – в 6 раз. Подвижной состав самоходного и несамоходного грузового флота сократился в 3-3,5 раза, пассажирского и грузопассажирского флота – в 2,5 раза. Количество причалов уменьшилось в 3 раза. Численность персонала снизилась в 2 раза [Якутия: размещение..., 2005, С. 215-218]. Из-за отсутствия финансирования дноуглубительные работы и оснащение водных путей не проводились, что привело к резкому ухудшению проходимости речных путей и безопасности судоходства. В результате практически прекратилось судоходство на реках Яна, Вилюй, Оленёк, Анабар. Катастрофическое снижение количества перевозок по трассе Северного морского пути привело к тому, что были заброшены морские порты Тикси и Зеленый Мыс, полностью разрушены навигационное обеспечение, системы гидрометеопрогнозов и аварийного радионаблюдения в Арктике.
Почти все предприятия, ранее входившие в состав Ленского объединенного речного пароходства, были акционированы. Самостоятельными хозяйствующими субъектами стали порты, пристани, судоремонтные верфи и заводы, снабженческие организации. 23 июня 1994 г. была образована акционерная судоходная компания «Ленское объединенное речное пароходство» (ОАО с 20 июня 1998 г.). Еще ранее на базе судов, приписанных к порту Тикси, было образовано Арктическое морское пароходство, переименованное 12 июня 1993 г. в государственную судоходную компанию (21 декабря 2001 г. стало ОАО). Основным видом деятельности предприятия было определено предоставление внутренних (каботажных) и заграничных морских перевозок. Первоначально компанией владело два акционера: Российская Федерация, которой принадлежало 50% акций минус 1 акция, и Республика Саха (Якутия). 10 мая 2007 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в РС (Я) передало республике в управление свою долю. С момента создания ОАО «Арктическое морское пароходство» им руководил С.А. Анисимов, в 2007 г. его сменил В.И. Степанов. Однако даже смена руководства не смогла выправить финансовое состояние компании, и в 2011 г. она была ликвидирована.
После закрытия Арктического морского пароходства единственным перевозчиком пассажиров и грузов, включая обеспечение северного завоза, осталось Ленское объединенное речное пароходство. Объемы перевозок незначительно увеличились. За 2010-2015 гг. флотом Ленского бассейна было перевезено 19,3 млн т грузов и более 1,8 млн пассажиров, ежегодные объемы перевозок составляли более 3 млн т (в 1999 г. 2,4 млн т), пассажиров – более 300 тыс. чел. (в 1999 г. 169,3 тыс. чел.) [Якутия: ХХ век..., 2001, С. 265; Экономика..., 2016, С. 74].
В целом основные проблемы водного транспорта Республики Саха (Якутия) 1990-х годов сохранились и в начале XXI в., наиболее острой из них является моральный и физический износ флота. По данным Речного регистра, по состоянию на февраль 2016 г. в Ленском бассейне было зарегистрировано более 1600 судов, средний возраст которых составлял 34,6 при нормативе 25 лет [Экономика..., 2016, С. 75]. Кроме того, требуются модернизация береговой, прежде всего портовой инфраструктуры, строительство новых причалов и терминалов, улучшение водных речных и морских путей сообщения.
Внедрение новых механизмов хозяйствования и прекращение государственного дотирования отрицательно сказались и на деятельности авиапредприятий республики. Перестали поступать новые воздушные суда, усугубились финансовые проблемы. Созданная в 1970–1980-е годы сеть из 33 аэропортов и около 300 посадочных площадок была заброшена, в оставшихся в районных центрах аэропортах перестали проводиться ремонтные работы взлетно-посадочных полос. Резко снизились объемы всех авиатранспортных перевозок: если в 1994 г. было доставлено 1338,2 тыс. пассажиров и 43,9 тыс. т грузов и почты, то в 2000 г. только 569,5 тыс. чел. и 39,4 тыс. т соответственно [Якутия: размещение..., 2005, С. 224-225]. Отрасль вступила в череду бесконечных структурных реорганизаций. Приказом министра гражданской авиации (ГА) СССР от 21 января 1991 г. Якутское управление ГА было преобразовано в концерн «Якутавиа», а в июне того же года на базе Якутского авиаотряда создали самостоятельные аэропорт «Якутск» и авиакомпанию «Якутавиатранс». С декабря 1991 г. воздушный транспорт Якутии перешел под юрисдикцию республики. В январе 1993 г. концерн «Якутавиа» ликвидировали и на его базе создали Национальную авиакомпанию (НАК) «СахаАвиа», в которую, за исключением Мирнинского, переданного АК «АЛРОСА», вошли все авиапредприятия республики. 5 июня 1996 г. в Якутском аэропорту открыли новый аэровокзал с международным залом с пропускной способностью 100 пассажиров в час и внутрироссийским 600 пассажиров в час [Негенбля, 2007, С. 240].
Между тем финансовое состояние НАК «СахаАвиа» из года в год ухудшалось, и в июне 1997 г. произошла очередная реорганизация: из ее состава были выделены самостоятельные авиакомпании «Вилюй» и «Полярные авиалинии». В октябре того же года из НАК вывели аэропорт Якутск как самостоятельное предприятие. В связи с образованием в составе НАК производственного комплекса местных воздушных линий и спецприменения бывшее Маганское авиапредприятие перебазировалось в Якутский аэропорт, а сам аэропорт Маган был закрыт. Тогда же указом президента РС (Я) М.Е. Николаева «в целях обновления парка воздушных судов новыми типами авиационной техники, улучшения потребностей РС (Я) в грузовых авиаперевозках, а также в соответствии с концепцией развития гражданской авиации Республики Саха (Якутия)» образовали акционерную авиакомпанию «Саха авиалинии» с базированием в Якутском аэропорту [Об образовании..., 1997]. Примерно через год из-за сложного финансового состояния в результате дефолта 1998 г. авиакомпания «Саха авиалинии» прекратила свое существование.
С общей стабилизацией экономики России наметился выход гражданской авиации из затяжного кризиса. В марте 2000 г. новая авиакомпания «Илин» (генеральный директор А.В. Корякин), базировавшаяся в Магане, получила лицензию на грузопассажирские авиаперевозки и выполнение авиационных работ. В 2002 г. была принята государственная целевая программа «Развитие воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 гг.». Во исполнение ее в результате объединения НАК «СахаАвиа» и авиакомпании «Якутские авиалинии» в январе 2003 г. была образована новая авиакомпания «Якутия» (генеральный директор И.А. Простит). Главной целью ее определялись стабилизация авиаперевозок, «создание реальных экономических условий для устойчивого функционирования и дальнейшего развития воздушного транспорта Якутии с обеспечением необходимого уровня безопасности полетов и культуры обслуживания пассажиров». В 2005 г. открылась первая международная воздушная линия Якутск — Харбин — Якутск [Негенбля, 2007, С. 240-241]. Началось обновление парка судов: авиакомпания пополнилась самолетами Ан-140, Boeing 737-700, Boeing 737-800, Bombardier Q300, Sukhoi SuperJet 100. В 2012 г. в аэропорту г. Якутска введен в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс пропускной способностью 700 пассажиров в час.
Высокие транспортные издержки привели к резкому росту цен на авиабилеты, особенно на межулусном уровне. В целях социальной поддержки населения Правительство РС (Я) с 2002 г. ввело программу субсидирования социально значимых внутриулусных авиаперевозок, на реализацию которой ежегодно из республиканского бюджета выделялось до 200 млн руб. Тариф, оплачивавшийся населением, при субсидировании в среднем составлял лишь 27%. На межулусных направлениях с 2012 г. реализовывалась программа по субсидированию из бюджета республики межрайонных пассажирских авиационных перевозок от районных центров арктической зоны республики до узловых аэропортов Якутск и Полярный. Программа была разработана для категорий жителей региона в возрасте до 23 лет и старше 55 лет. Субсидируемый специальный тариф составлял 50%. Заметным подспорьем для северян стала так же федеральная программа субсидирования полетов до центральных городов России, городов Сибири и Дальнего Востока, введенная для молодежи и лиц старшего возраста. Однако из-за ограниченности бюджетных средств эти социально ориентированные меры осуществлялись в минимальном объеме [Экономика..., 2016, С. 75-76]. В целом авиатранспорт в РС (Я) и в настоящее время продолжает испытывать серьезные финансово-экономические трудности.
Основным видом транспорта во внутриулусных перевозках являлся автомобильный, роль которого неизмеримо возросла после ликвидации системы малой авиации. Наземными перевозками занималось большое количество автотранспортных предприятий различных форм собственности и подчиненности, а также индивидуальные предприниматели. Основными грузоперевозчиками являлись: АО «Сахаавтотранс» (до 90% всех автоперевозок в РС (Я)), обслуживавшее центральные и южные улусы, где так же работал ведомственный транспорт старателей, энергетиков, дорожников и частные автоперевозчики; автотранспорт АК «АЛРОСА», выполнявший перевозки в арктических, восточных и юго-западных улусах и осуществлявший обслуживание западной группы улусов от Ленска до Саскылаха; компания «Сахаагротехсервис», преимущественно работавшая в сельских улусах. Основную номенклатуру грузов составляли уголь, нефтепродукты и котельное топливо для ЖКХ и объектов энергетики, стройматериалы и продовольствие. Грузы завозились с железнодорожных станций Алдан, Беркакит, Томмот [Якутия: размещение..., 2005, С. 218-219].
Со свертыванием промышленного производства значительно уменьшились и перевозки автомобильным транспортом. Если в 1990 г. с его помощью было перевезено 15 356 тыс. т грузов, то в 2000 г. – только 2287 тыс. т, или почти в 6,6 раза меньше. С некоторым оживлением экономики и началом освоения новых месторождений природных ресурсов на юге и западе республики (так называемые мегапроекты) объем перевозок немного увеличился: в 2005 г. было перевезено грузов общего пользования 5089 тыс. т, в 2009 г. – 5477 тыс. т. В 2010 г. объем автомобильных перевозок в связи с расширением работы железнодорожного транспорта несколько снизился до 3311 тыс. т [Ефремов, 2013, С. 52]. Грузооборот автомобильного транспорта в целом также незначительно, но стабильно повышался: в 2000 г. – 1635 млн т/км, 2010 г. – 1391 млн, 2015 г. – 2280 млн т/км [Статистический ежегодник..., 2019, С. 423].
Из-за недостатка финансирования в постсоветский период преимущественное развитие получили сезонные коммуникации: речные, автозимники, грунтовые дороги, которые отличались более быстрым обустройством при относительно небольших эксплуатационных затратах. Общая протяженность путей сообщения республики к 1990 г. составляла около 46 тыс. км, в том числе автомобильных 27,3 тыс. км (с твердым покрытием 8,3 тыс. км), железнодорожных – 0,259 тыс. км, судоходных путей – 16,8 тыс. км, трубопроводов – 1,5 тыс. км. К 2000 г. транспортная сеть уменьшилась до 42,2 тыс. км за счет сокращения автомобильных дорог до 23,7 тыс. км и внутренних водных путей до 16,1 тыс. км при росте железнодорожного строительства до 650 км и магистральных трубопроводов до 1,8 тыс. км [Ефремов, 2013, С. 51].
В начале XXI в. руководство республики стало уделять больше внимания улучшению путей сообщения. Были построены и реконструированы федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», а также региональные автомобильные дороги «Амга», «Кобяй», «Анабар», «Умнас», «Яна». За 2010-2015 гг. введено в эксплуатацию 351,2 км федеральных автомобильных дорог, более 2000 пог. м искусственных сооружений на них, 212 км республиканских дорог с 1423,2 пог. м искусственных сооружений. Тем не менее темпы дорожного строительства отставали от общероссийских показателей: по итогам 2014 г. Республика Саха (Якутия) по удельному весу дорог с твердым покрытием занимала 7-е место в ДФО с показателем 3,7 км на 1 тыс. км2, что было в 10 раз ниже среднероссийского значения в 37 км на 1 тыс. км2 [Экономика..., 2016, С. 74].
Следует подчеркнуть, что руководство Республики Саха (Якутия) всегда придавало большое значение вопросам железнодорожного строительства, прежде всего завершению сооружения начатой еще в советский период дороги Беркакит — Томмот — Якутск. Несмотря на большие финансовые трудности во всех отраслях экономики в кризисные 1990-е годы, из бюджета республики было направлено на сооружение железнодорожной магистрали 300 млн руб. 15 августа 1997 г. началось рабочее движение поездов на участке Алдан — Томмот [История Якутии, 2001, С. 196]. В результате усилий руководства республики, сумевшего добиться с 2005 г. федерального финансирования дальнейшего строительства железной дороги, на которое суммарно, включая бюджет РС (Я), выделили 44,9 млрд руб., на завершающем этапе было проложено 439 км железнодорожных путей, возведено более 486 обслуживающих сооружений, в том числе 66 мостовых переходов. 15 ноября 2011 г. с участием президента РФ Д.А. Медведева состоялась укладка «золотого звена» на станции Нижний Бестях. 30 августа 2014 г. на линии Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях) было открыто движение грузовых поездов [Экономика..., 2016, С. 73].
В последние десятилетия ХХ в. значительно выросло значение связи как отрасли экономики. Увеличились масштабы строительства автоматических телефонных станций как в городах, так и в сельской местности. Благодаря этому уже в начале 1990-х были ликвидированы очереди на установку домашних телефонов.
Республика Саха (Якутия) стала одним из лидеров в освоении цифровых технологий. Активно строились волоконно-оптические линии, для 345 населенных пунктов использовались средства спутниковой связи. На 1 января 2016 г. техническая возможность доступа к сети Интернет была предоставлена операторами связи в 426 населенных пунктах, в которых проживало около 97% от общей численности населения РС (Я). В республике действовали крупные операторы сотовой связи: Якутский филиал ОАО «Вымпел-Ком» («Билайн»), Якутское региональное отделение Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон», филиал ОАО «МТС» в РС (Я). В зоне их охвата находилось 465 населенных пунктов (в том числе 394 в сельской местности), где проживало 98,4% населения Якутии [Там же, С. 81-83].
Активно развивается в республике сфера информационных технологий (ИТ), с которой связано качественное развитие большинства отраслей и государственного управления. Компании ведут системную интеграцию, веб- и мобильные разработки и т.д. В качестве инфраструктуры поддержки начинающих ИТ-компаний с 2012 г. функционирует ГАУ «Технопарк «Якутия» и АО «Венчурная компания «Якутия». Среди успешных резидентов Технопарка в сфере высоких технологий можно выделить компанию «Сулус Геймс» (ООО «МайТона») братьев Афанасия и Алексея Ушницких, занимающуюся разработкой игр и приложений. Игры компании выпущены в 20 странах, включая США, Китай, Японию, Испанию, Францию и др. Компанией разработано более 11 игровых приложений, позволивших охватить порядка 1 млн игроков по всему миру [Экономика..., 2016, С. 69].
Динамичное развитие связи и информационных технологий в республике не только значительно улучшило коммуникации в регионе, но и наглядно показало возможности успешного партнерства государства и частного предпринимательства. Якутия стала одним из первых регионов РФ, где был создан Комитет по делам малого и среднего бизнеса (1992 г.). Основы государственной политики в этой сфере были определены Указом Президента РС (Я) от 22 августа 1994 г. № 840 «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Саха (Якутия)», которым предусматривалось предоставление льгот по налогообложению; целевое выделение финансовых средств республиканским, улусным и городским фондам поддержки предпринимательства в размере не менее 1% от доходной части бюджета. В результате реализации этой политики к 1996 г. на территории Якутии действовало более 3000 малых предприятий, в которых трудилось свыше 37 тыс. чел, или 7% от численности всех занятых. В основном они работали в сфере торговли, строительных и посреднических услуг, а также наладили выпуск небольших партий продукции легкой, деревообрабатывающей, пищевой промышленности [Федоров, 1999а, С. 21].
Однако отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей, несогласованность действий федеральных и региональных звеньев поддержки предпринимательства, недостаточная развитость кредитного финансирования бизнеса, ограничение доступа к производственным мощностям и т.д. привели в конечном счете к сокращению числа малых предприятий. В 2001 г. в РС (Я) было зарегистрировано 2,7 тыс. малых предприятий, в 2003 г. – 2,3 тыс., в 2005 г. – 2,6 тыс. [Моисеева, Ващук, 2006, С. 148, 150].
Начиная с 2010 г. в РС (Я) реализуется Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2020 г., в которой были определены приоритеты развития малого бизнеса как важнейшей составляющей социально-экономического развития республики. В регионе создана нормативно-правовая база, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей, инфраструктура финансовой, информационно-консультационной, образовательной и имущественной поддержки бизнеса. Для стартового развития малого бизнеса была образована сеть бизнес-инкубаторов. Все эти меры способствовали увеличению числа предпринимателей в регионе. В 2010 г. их было уже 10,0 тыс., 2015 г. – 13,9 тыс. Сектор малого и среднего бизнеса был представлен индивидуальными предпринимателями (73%), малыми предприятиями (26,6%), средними предприятиями (0,3%). В них было занято 31,6% экономически активного населения [Экономика..., 2016, С. 120, 122].
Таким образом, экономические реформы, направленные на формирование рыночных отношений, проходили в Республике Саха (Якутия) неравномерно и имеют противоречивые итоги. Как и в целом по стране, радикальные социально-экономические преобразования оказались слабо подготовленными и малопродуктивными. Форсированные темпы внедрения рыночных отношений привели к обвальному разрушению межрегиональных хозяйственных связей, резкому снижению производства промышленной продукции, закрытию целого ряда крупных горнодобывающих предприятий и рабочих поселков, уничтожению социальной и производственной инфраструктуры, упадку транспортной системы, росту безработицы и социальной напряженности. Лишь относительно стабильное развитие алмазодобывающей промышленности, к распределению доходов которой республика, благодаря политике суверенитета, получила доступ, позволило профинансировать строительство социальных объектов – Национального центра медицины, спортивных сооружений, учреждений образования и науки, а также создание перерабатывающих производств. Остается открытым вопрос об эффективности и обоснованности принятых в 1990-е годы мер по развитию промышленности, однако бесспорно стремление руководства республик и этого периода к преодолению узкосырьевой направленности экономики региона.
Тем не менее, новый этап индустриального освоения в начале XXI в. традиционно связывался с разработкой природных ресурсов Южной и Западной Якутии в рамках так называемых мегапроектов, предусмотренных Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Ускоренное развитие нефтегазодобывающей промышленности, строительство нефтепроводов ВСТО и «Сила Сибири», ввод в эксплуатацию Эльгинского угольного разреза и т.д. изменили направленность экономики РС (Я) с минерально-сырьевой на топливно-энергетическую. Расширение индустриального освоения природных ресурсов неизбежно вызовет сокращение площадей, предназначенных для ведения традиционного хозяйства коренных народов и в какой-то мере обострит экологические проблемы региона. В целях защиты среды обитания, традиционных систем жизнеобеспечения и этнической культуры Правительство РС (Я) приняло в 1996 г. закон «Об особо охраняемых природных территориях РС (Я)», а в 2010 г. первый и пока единственный в РФ закон «Об этнологической экспертизе».
Не удалось преодолеть и тенденцию завоза трудовых ресурсов для промышленности из-за пределов республики. На большинстве месторождений, которые в ходе заключительного этапа приватизации оказались в собственности российских и зарубежных олигархов, возобладал преимущественно вахтовый характер освоения, где местным кадрам зачастую отводилась роль лишь вспомогательного персонала.
Итоги экономического развития Республики Саха (Якутия) в конце XX – начале XXI в. показывают, что кризисные явления в промышленном производстве и развитии транспорта еще не до конца преодолены, хотя появились первые признаки снятия инфраструктурных ограничений, создаются современные производства, включая ИТ-отрасль, растет эффективность системы управления социально-экономическими процессами.