наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Якутское региональное отделение

Российского исторического общества

Деятельность политических партий. Общественные движения и религиозные организации.

Последние 15 лет XX в., отмеченные демократи­ческими преобразованиями в стране, вызвали за­метное оживление общественной жизни Якутии. В это время в республике начинается трансформа­ция традиционных общественных организаций (профсоюз, комсомол, научные, научно-техниче­ские, культурно-просветительные общества, спор­тивные ассоциации и т.д.). Появляются новые об­щественные организации; распространение получают так называемые неформальные объединения. Так, в начале 1990-х годов возникли молодежные общественные организации, которые принимали активное участие в общественно-политической жизни рес­публики. Студенческая молодежь объединилась в организации «Эдэр саас», «Тобул», «Тумэн»; среди творческой и научной молодежи была известна ор­ганизация «Союз молодой интеллигенции».

На волне суверенизации автономных республик РСФСР, расширения их политико-правового стату­са, процесса разграничения их полномочий с феде­ральным центром в Якутии значительно увеличи­лось количество различных политических, общест­венных, культурных, национальных и религиозных объединений, выражавших интересы широких сло­ев населения.

В 90-е годы XX в. особенно энергично прояви­лось возрожденческое движение коренных народов Якутии. Начавшийся еще в конце 1980-х процесс «национального пробуждения» сопровождался включением людей в общественно-политическую жизнь республики, ростом их интереса к своей ис­тории, культуре и языку. В 1990 г. начал деятель­ность Союз общественных объединений и граждан «Саха омук». В его состав вошли следующие обще­ственные образования: Ассоциация мастеров на­родного творчества, Ассоциация народных медиков, ассоциация «Литератор Якутии», общества «Саха кэскилэ», «Саха тыла», «Осуохай». Основной своей целью Союз провозгласил всестороннее содействие процессу гармоничного демографического, культур­ного, духовного, социального и экономического развития якутского народа [Краткий информацион­ный справочник..., 1995, С. 6]. Президентом Союза был избран А.С. Борисов, вице-президентом – В. Николаев.

В первом номере общественно-политического журнала «Илин», учрежденного «Саха омук» совме­стно с Министерством культуры Якутской-Саха АССР, создание этой общественной организации было отнесено к важнейшим событиям 1990 г. Под­черкивался тот факт, что в историческом отноше­нии «Саха омук» является продолжателем традиций культурно-просветительного общества, основанного передовой якутской интеллигенцией еще в 1920 г. и незаконно репрессированного в 30-е годы. В своей деятельности «Саха омук» придерживалась следую­щих основных принципов: суверенитет – основа самоопределения коренных наций и представителей других народов Якутии; отсутствие конфронтации; созидательная направленность; опора на культуру, просветительскую деятельность; надежда на собст­венные силы [Важнейшие события..., 1991].

В состав организации вошли известные деятели культуры, писатели, журналисты. С первых дней своей деятельности «Саха омук» выпускала собст­венный печатный орган – газету «Тускул», изда­вавшуюся как приложение к популярной республи­канской газете «Кыым», с мая 1991 г.– журнал «Илин». За короткое время «Саха омук» стала влиятельной общественно-политической силой, с мнением и позицией которой власти республики вынуждены были считаться [Сидоров, 2017, С. 174]. Лидеры общества занимали важные государствен­ные и общественные посты в республике. Для мно­гих членов организации активное участие в работе «Саха омук» впоследствии явилось «возможностью войти во власть и попытаться претворить в жизнь свои проекты, свое видение жизни» [Сидоров, 2009, С. 142].

Другое крыло якутского национально-демократи­ческого движения было представлено общественной организацией «Саха кэскилэ» [Игнатьева, 1999, С. 105]. Учредительный сугулаан (съезд) организа­ции состоялся 28 февраля 1993 г. Своей целью она провозгласила «вхождение народа саха в круг раз­витых цивилизованных стран в качестве народа, обладающего своей государственностью» [Краткий информационный справочник..., 1995, С. 10]. Разра­ботанная членами «Саха кэскилэ» программа была опубликована в популярной в 90-х годах прошлого века газете «Сахаада» и вызвала широкий общест­венный резонанс [Саха кэскилэ..., 1993]. В декабре 1996 г. состоялся съезд «Саха кэскилэ», на котором присутствовали руководители Республики Саха (Якутия). В дальнейшем лидеры и участники орга­низации больше стали углубляться в работу объе­динений, которые входили в состав «Саха кэскилэ». Так во второй половине 1990-х годов стали появ­ляться самостоятельные национально-просветитель­ские организации: «Кут-сур», «Ийэ тыл», «Сайдыс», «Якутия к XXI веку» и др., деятельность которых была направлена на возрождение традиционной культуры народа саха.

Обе организации – «Саха омук» и «Саха кэскилэ» в значительной мере способствовали пробужде­нию общественно-политической активности населе­ния, много внимания уделяли вопросам развития суверенитета республики, приняли активное уча­стие во всенародном обсуждении Конституции (Ос­новного Закона) РС (Я), сыграв тем самым свою роль в политической истории Якутии.

Важно отметить, что именно при активном уча­стии этих обществ состоялся первый Конгресс на­рода саха, проходивший 13-17 декабря 1992 г. в Якутске [Народ саха..., 2003, С. 316]. В конгрессе приняли участие 365 делегатов из всех районов и от крупных общественных объединений республи­ки, а также делегации из Татарстана и Горного Алтая, представители якутской диаспоры из Крас­ноярского края, Иркутской и Магаданской облас­тей, всего 240 приглашенных. Они обсудили во­просы обустройства жизни народа саха в условиях перехода к рыночной экономике и дальнейшего об­щественно-политического развития республики.

С пленарным докладом «Народ саха по пути возрождения» выступил народный писатель Якутии Софр.П. Данилов, который с чувством высокой гражданской ответственности, обстоятельно и прав­диво осветил современное положение якутов и вы­сказал свое видение дальнейших путей развития родного народа [Данилов, 2007, С. 29-30]. В течение двух дней работы Конгресса выступили 45 делега­тов и приглашенных гостей, были приняты такие важные документы, как «Обращение к народу саха» и «Обращение ко всем народам Республики Саха (Якутия)». Кроме того, в «Предложениях к Верхов­ному Совету, к Президенту и Правительству Рес­публики Саха (Якутия)» были подняты вопросы о купле-продаже земли, статусе гражданина респуб­лики, о разработке и принятии долгосрочной про­граммы коренного улучшения жизни сельского на­селения, демографии и увеличении численности якутов, о предоставлении якутам, проживающим и работающим в северных улусах, льгот, предусмот­ренных для представителей малочисленных север­ных этносов, о принятии правительственных мер по обеспечению участия, обустройства и закрепле­ния представителей коренного населения в горной промышленности и т.д.

Было решено создать Координационный совет Конгресса народа саха с целью постоянного обще­ственного контроля за ходом реализации принятых предложений; отстаивания прав людей в социаль­ной, экономической, политической, культурной и международной сферах. Координационный совет был зарегистрирован Министерством юстиции Рес­публики Саха (Якутия) 29 апреля 1993 г. В после­дующие годы он провел несколько выездных засе­даний и круглых столов во многих районах республики.

Якутская республиканская общественно-полити­ческая организация «Конгресс народа саха» была зарегистрирована 18 ноября 2002 г., 27-28 сентября 2007 г. состоялся II Конгресс народа саха, посвя­щенный 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. В нем приняли участие 444 делегата из всех улусов республики, Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Красноярска, Новосибирска, а также Эвенкии и других регионов страны. Пленарное заседание Конгресса прошло 27 сентября – в день принятия Декларации о госу­дарственном суверенитете республики. Также со­стоялись совместное заседание Союза писателей Якутии, Департамента по делам печати и телера­диовещания РС (Я) и кафедры якутской филологии ЯГУ; совещание редакторов улусных (районных) газет. Во второй день работы Конгресса был из­бран новый состав Координационного совета во главе с Е.П. Жирковым. В него вошел 61 предста­витель от всех улусов республики и общественной рабочей группы [Конгресс..., 2012, С. 13].

Конгрессы как общенациональное собрание, спо­собное аккумулировать и выразить мнение всего народа саха, стали важным общественным явлени­ем в политической истории Якутии. Но в отличие от первого Конгресса, второй в большей мере пред­ставлял собой часть официального празднования юбилейной даты, подчеркивающей прогрессивное значение присоединения Якутии к России, и не выдвигал каких-либо принципиальных лозунгов и требований.

В 2000-х годах началось ослабление значимости гражданских инициатив в политической жизни республики, главным образом вследствие интегра­ции народных интересов в государственные проек­ты. Члены движения «Саха кэскилэ», как выше говорилось, углубились в научную и просветитель­скую деятельность, а лидеры «Саха омук» влились в политический истеблишмент республики. По мнению социолога У.А. Винокуровой, «Общество "Саха омук" растаяло в правительственных струк­турах, не сумев реализовать идею созыва съезда народа саха» [Винокурова, 1994, С. 84-85].

1990-е годы также стали периодом бурной обще­ственной деятельности представителей малочислен­ных народов Севера, организации которых прояв­ляли активность на протяжении всей новейшей истории республики. В декабре 1989 г. состоялся учредительный съезд первой Ассоциации народно­стей Севера Якутской АССР, впоследствии началось деление на отдельные национальные ассоциации. В 1991-1992 гг. были образованы Ассоциация эве­нов Республики Саха (Якутия), Ассоциация эвен­ков г. Якутска, родовые общины [Григорьев, 2011, С. 17, 19-20]. С февраля 1992 г. по апрель 1993 г. в Якутии прошли всероссийские и республиканские съезды эвенков и эвенов, съезды и конференции юкагиров, долган и чукчей. В 1995 г. «с целью по­вышения духовного развития долганского народа» была зарегистрирована Ассоциация долган Респуб­лики Саха (Якутия) [Ассоциация..., 2007, С. 56]. В 1999 г. прошел учредительный съезд обществен­ной организации «Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)», председателем которой стал Б.А. Николаев. Эта структура объединяла эвенков Якутии и ставила своей целью возрождение и со­хранение национального языка и культуры.

При содействии законодательных и исполнитель­ных органов власти Республики Саха (Якутия) на протяжении 1990-х годов была создана основная юридическая база, гарантирующая право абориген­ного населения на социально-экономическое и эт­нокультурное развитие. Республиканским парла­ментом были приняты законы, создающие условия для экономической деятельности, сохранения традиционного уклада, образа жизни и культуры корен­ных малочисленных народов Севера: «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправ­лении» (раздел IV. О правовом статусе националь­ного районного сельского (кочевого) Совета народ­ных депутатов Якутской-Саха ССР), «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера», «Об альтернативной военной службе представите­лей малочисленных народов Севера», «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», «Об оленеводстве» и др. Благодаря этому, к началу XXI в. коренные малочисленные народы Якутии сумели сохранить свою национальную культуру, идентичность и общественную активность.

Актуализация национальной проблематики вы­лилась так же в создание добровольных обществен­ных организаций, образованных по национальному признаку: ассоциаций, землячеств, обществ, союзов, общин и т.д. Национально-культурные объ­единения народов России, проживающих на терри­тории Якутии, стали неотъемлемой частью общест­венно-политической жизни республики. Среди них татаро-башкирский центр «Якташ», украинское землячество «Криниця», «Союз армян Якутии», бу­рятская община «Байкал», Ассоциация корейцев, казахская общественная организация «Алатау», кыргызская община, узбекский национально-куль­турный центр «Узбекская диаспора», таджикская община «Сомониён», азербайджанская община «Хэ­зер» и др., созданные для сохранения, восстановле­ния и развития языка, фольк лора, культуры нации и удовлетворения духовных потребностей членов этих добровольных организаций [Игнатьева, 2007б].

Одним из многочисленных национально-культур­ных объединений республики была «Русская общи­на», целями которой стали защита и реализация гражданских, экономических, социальных, полити­ческих и культурных прав и свобод русского наро­да, сохранение и поддержка его духовности, языка и культуры, исторического наследия русского насе­ления в Якутии и др. Так, усилиями членов общи­ны были организованы русские воскресные школы на базе средней школы № 26 г. Якутска и муниципального гуманитарного лицея, Православная дет­ская духовная школа, фольклорный ансамбль «Русь», казачий хор, секция по русской борьбе «Слада», оздоровительный клуб «Детка» и др. В 1993 г. на базе средней школы № 14 г. Нерюнгри начала действовать экспериментальная площадка республиканского значения по теме «Русская на­циональная школа в суверенной Республике Саха (Якутия)». В том же году «Русская община», объе­динявшая местные отделения в городах Нерюнгри, Алдане, Удачном, Ленске, Покровске и рабочих по­селках Усть-Мая и Сангар, вошла в состав Кон­гресса русских общин России. С этого времени начинается политизация ее деятельности, лидеры общины придерживались принципа «долевого национализма», т.е. требовали определенной доли русских в государственном аппарате в соответствии с их долей в общем населении республики. Как этнополитическая организация в декабре 1993 г. принимала участие в выборах в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я); из кандидатов в де­путаты, поддерживаемых общиной, парламентарием стал только член Якутского казачьего полка В.П. Гавриленко.

Одним из важных итогов работы первого Кон­гресса народа саха было предложение Президенту и Правительству РС (Я) провести Ассамблею народов Якутии с целью сохранения и укрепления духа взаимопонимания, дружелюбия и доверия друг к другу между представителями разных наций [Кон­гресс..., 2012, С. 12]. Эта инициатива была поддер­жана руководством республики, и 26-27 апреля 1994 г. в г. Якутске прошла I Ассамблея народов Якутии. Ко времени ее созыва было создано Ми­нистерство по делам народов Республики Саха (Якутия), на которое были возложены функции сбора и анализа информации о состоянии и дина­мике социально-экономических и общественно-по­литических процессов на местах, подготовка про­гнозов о тенденциях развития межнациональных отношений и предложений по их совершенствова­нию. В работе Ассамблеи приняли участие 358 де­легатов 42 национальностей от 10 национально-­культурных объединений, президент РС (Я) М.Е. Николаев, лидеры общественно-политических партий и движений Якутии [Материалы Ассамб­леи..., 1995, С. 49-112].

Работа I Ассамблеи народов Якутии дала замет­ный толчок дальнейшему формированию нацио­нально-культурных объединений в республике. Так, в работе II Ассамблеи, состоявшейся 23 апреля 1997 г., принимали участие 384 делегата 73 нацио­нальностей от 30 национально-культурных объеди­нений, действовавших на территории республики. Одним из основных итогов II Ассамблеи стало соз­дание общественного движения «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)», которое объединило в своих рядах общественные организации народов республики. С 1998 г. Ассамблея народов РС (Я) имеет так же статус регионального отделения обще­российского движения «Ассамблея народов России». III съезд Ассамблеи народов Республики Саха (Яку­тия) состоялся в апреле 2003 г. В ее работе приня­ли участие 314 делегатов 45 национальностей из 35 улусов (районов) – представители 40 национально-культурных объединений, 10 отделений об­щественного движения «Ассамблея народов РС (Я)». После этого Ассамблея народов РС (Я) собиралась на свой очередной форум в 2012 г., в год 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государст­ва. В ее работе приняли участие более 600 делега­тов. V съезд Ассамблеи состоялся в 2017 г., в год ее 20-летнего юбилея. В рамках мероприятия прошло заседание Совета по вопросам государственной на­циональной политики при Главе РС (Я), обсуждение актуальных вопросов национальной политики и межнациональных отношений на различных дис­куссионных площадках.

В настоящее время, по данным Управления Ми­нистерства юстиции РФ по РС (Я), в республике официально зарегистрированы и действуют 4 на­ционально-культурных автономии, 13 казачьих об­ществ, 164 общины коренных малочисленных наро­дов Севера, 70 культурно-национальных объединений [Отчет исполнительных органов...].

Все общественные объединения Якутии, создан­ные по национальному признаку, проводят разно­стороннюю работу, направленную на укрепление межнационального мира и гражданского согласия в республике. В 2013 г. Указом Президента РС (Я) была утверждена Концепция государственной на­циональной политики Республики Саха (Якутия), призванная стать ориентиром для органов государ­ственной власти и местного самоуправления в решении задач в сфере межнациональных отноше­ний, взаимодействия с национальными обществен­ными и религиозными объединениями, казачьими обществами. Распоряжением Президента РС (Я) ут­вержден План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Рос­сийской Федерации и Концепции государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы; принят Закон РС (Я) «Об упол­номоченном по правам коренных малочисленных народов в Республике Саха (Якутия)».

В Якутии, как и во всей стране, на рубеже веков возросло внимание общественности к негативным последствиям промышленного освоения территории республики, а экологические проблемы стали важ­ным фактором консолидации социальной активно­сти населения [Игнатьева, 1993; Боль и трагедия..., 1997; Ignatyeva, 2003]. Толчком к этому послужила политика гласности, в результате которой стало известно о фактах природоразрушающей производ­ственной деятельности алмазодобывающих пред­приятий, а также о негативных последствиях 12 подземных ядерных взрывов в Булунском, Верхневилюйском, Кобяйском и Мирнинском районах, проведенных в 1974-1987 гг. [Максимов, 1992, С. 27; Бурцев, Колодезникова, 1997]. Беспокойство мест­ного населения вызывали снижение качества пить­евой воды и рост онкологических заболеваний, что напрямую связывалось с промышленной деятельно­стью. Жители четырех Вилюйских районов начали открыто выступать за контроль над деятельностью промышленных предприятий и Вилюйской ГЭС для спасения реки Вилюй.

Партийное руководство решило перехватить ини­циативу: проблемы охраны природы впервые были обсуждены на заседании бюро Якутского ОК КПСС. Под председательством первого секретаря Нюрбинского райкома КПСС Р.Ю. Шипкова 30 октября 1990 г. состоялась учредительная научно-практиче­ская конференция экологической общественности Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского, Сунтарского, Кобяйского улусов и г. Мирного. На ней выступили известные ученые Д.Д. Саввинов, В.Г. Кривошапкин, И.А. Матвеев, народные депута­ты Верховного Совета республики В.И. Степанов, Е.С. Секов, представители улусов Н.Л. Игнать­ев – Билгэ, Н.П. Павлов, П.Н. Мартынов, Э.Д. Соко­лов – Тулусхан и др.

Участники конференции приняли декларацию, в которой было заявлено об образовании общественного комитета «Вилюй»; на­писали открытое письмо-требование к председате­лям Верховных Советов: СССР – А.И. Лукьянову; РСФСР – Б.Н. Ельцину; Якутской-Саха ССР – М.Е. Николаеву, где говорилось: «...сознавая всю ответственность перед будущими поколениями о сохранении жизни, всей экологической среды в ре­гионе р. Вилюй, требуем: объявить регион бассейна р. Вилюй зоной экологического бедствия» (цит. по [Степанов, 2000]). Комитет по экологии Верховного Совета республики XII созыва, учитывая требова­ния активистов Вилюйской группы районов, ини­циировал принятие специального постановления Президиума Верховного Совета РС (Я) «О комплек­се первоочередных мер по оздоровлению экологи­ческой обстановки в бассейне р. Вилюй» от 20 мар­та 1992 г. Для его реализации 27 апреля 1992 г. Правительство РС (Я) приняло постановление «О неотложных социально-экономических и приро­доохранных мероприятиях по стабилизации эколо­гической обстановки в бассейне р. Вилюй» [Архив Главы..., Ф. 1550. Оп. 2а. Д. 6. Л. 43-54].

Первыми председателями комитета «Вилюй» были писатель Э.Д. Соколов – Тулусхан и общественник из Нюрбы П.Н. Мартынов. Комитет проводил науч­но-практические конференции и общественные слушания по вопросам оздоровления экологической обстановки на р. Вилюй, налаживал связи с адми­нистрациями Вилюйских улусов и государственны­ми структурами. Были опубликованы результаты исследований о загрязнениях бассейна р. Вилюй, куда сбрасывались промышленные отходы Мир­нинского, Айхальского и Удачнинского ГОКов. Из одного только карьера «Мир» с 1977 по 1989 гг. сброс загрязненной воды составил около 60 млн кубомет­ров [Гоголев, 2001, С. 124]. В 1993 г. представители комитета, выступавшие против испытания на тер­ритории Якутии ядерного оружия, химических и других ядовитых веществ, приняли участие в пер­вой радиологической экспедиции «Марха-93» в мес­тах подземных ядерных взрывов «Кристалл» и «Кратон-3», которые сопровождались аварийными выбросами [Радиационное загрязнение..., 1993].

В 1994 г. при содействии комитета «Вилюй» были проведены общественные экологические слушания по вопросам промышленного освоения нового ал­мазного месторождения на речке Накын. Жители Нюрбинского улуса предложили оставить это ме­сторождение для будущих поколений и были гото­вы к проведению референдума по этому вопросу. В этой ситуации органы власти республики система­тически информировали население о мероприятиях по охране окружающей среды, в частности о про­ведении превентивных природоохранных работ на трубках «Ботуобинская» и «Нюрбинская». Общест­венный экологический комитет «Вилюй» и сегодня продолжает свою деятельность [Васильев – Мандар, 2005, С. 52-53].

Активизация республиканского экологического движения также связана с появившимися в 1986 г. планами строительства водоотвода для перекачки стока Амги в заречные районы Якутии и трех лес­промхозов в верховьях реки [Григорьев, 2012]. Ко­митет «Защита реки Амга» возник как ответ мест­ного населения на угрозу ухудшения экологической ситуации и условий для ведения традиционного хозяйства.

В начале 1990-х годов остро стоял вопрос о за­щите рек Адыча и Колыма в связи с планировани­ем строительства на последней Усть-Среднеканской ГЭС. В связи с этим активно велся сбор подписей среди населения северных улусов против строи­тельства ГЭС, состоялись митинги общественности Верхнеколымского и Среднеколымского районов в пос. Зырянка, г. Среднеколымске, с. Нелемное. В мае 1993 г. президент РС (Я) М.Е. Николаев написал председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину и министру топлива и энергетики Ю.К. Шафранику открытое письмо «О недопустимости строительства Усть-Среднеканской ГЭС на р. Колыме» [Там же].

К концу 80-х – началу 90-х годов XX в. в Якутии возникли десятки общественных организаций эко­логической направленности, в том числе детские.

Так, 8 сентября 1991 г. состоялась учредительная конференция Детского экологического центра. На ней присутствовали 138 делегатов из 25 районов Якутии. Основной деятельностью данного центра стало содействие повышению уровня экологического образования, распространению полученных деть­ми знаний, умений и навыков бережного отноше­ния к природе, участие в мероприятиях по защите окружающей среды, создание условий для сохране­ния культурных ценностей. В конце 90-х годов во­зобновило свою деятельность Якутское региональ­ное отделение Всероссийского общества охраны природы; в декабре 2013 г. состоялась республикан­ская конференция этой организации, избран ее председатель, начался прием новых членов, был за­ключен договор о взаимодействии и сотрудничестве с Министерством природы РС (Я), подписаны со­глашения с общеобразовательными школами и СВФУ им. М.К. Аммосова [Гертер, Бурцева, 2014, С. 40-42].

Модели неэкологичного поведения, заложенные индустриализацией советского периода, воспроиз­водятся и сегодня, что заставляет общественность республики продолжать активную деятельность по защите природы [Mandelstam-Balzer, 2010; Балзер, 2014]. В частности, в 2009 г. была проведена обще­ственная кампания «Спасем реку Лену!», направленная против планируемой прокладки траншейно­го нефтепровода, повышающего вероятность утечки нефти в условиях таяния вечной мерзлоты. Мас­штаб кампании показал, что население Якутии серьезно обеспокоено вопросами экологизации дей­ствующих и вновь открываемых производств [Иг­натьева, 2012б].

Заметное место в общественной жизни Республи­ки Саха занимает женское движение, имеющее ве­ковую историю. В советское время почти в каждом населенном пункте, учреждении действовали жен­советы. В новейшей истории Якутии это движение также оказалось востребованным. Власти республи­ки стали внимательнее относиться к проблемам женщин в обществе и вступать в диалог с женски­ми объединениями. В октябре 1995 г. на X съезде женщин Якутии был создан Союз женских органи­заций Якутии как преемник республиканского женского совета. Данное объединение было учреж­дено пятью организациями: лигой «Женщины — ученые Якутии», Ассоциацией женщин-предприни­мателей РС (Я), Комитетом родителей солдат и матросов РС (Я), женской организацией «Абориген­ка» и Дамской академией. На следующем, XI съез­де в состав Союза входили уже 20 женских обще­ственных организаций, а также 35 улусных и городских женсоветов [XI съезд..., 2002, C. 25]. Се­годня Союз женских организаций превратился в авторитетную организацию, имеющую своих представителей практически в каждом населенном пункте республики.

Женские организации активно участвуют в об­щественно-политической жизни Якутии. В 90-х го­дах XX – начале XXI в. они поднимали вопросы гендерного паритета во властных структурах, вплоть до установления 40%-й квоты представительства женщин на всех уровнях принятия управленческих решений [Там же, C. 29]. Роль женщин в избира­тельном процессе также стала более заметной: они часто работают членами избирательных комиссий, агитаторами, наблюдателями, но в качестве канди­датов на выборные должности регистрируются нечасто, соответственно, чем выше уровень выборных органов власти, тем меньше в них представлены женщины [Тарасов, Игнатьева, 2000].

В течение постсоветской электоральной истории на должность президента Республики Саха (1991, 1996, 2001, 2014 гг.) претендовали 23 мужчины-кан­дидата и всего 1 женщина, которая в ходе избира­тельной кампании сняла свою кандидатуру. По итогам муниципальных выборов 2005 г. среди 400 избранных глав женщины составляли 22% (88 чел.); среди 4383 депутатов представительных органов власти более половины – 2205 чел. [Мярикянова, 2006, C. 75]. В результате последних выбо­ров в 2017 г. среди 211 избранных глав поселений доля женщин составляет 18,48% (39 чел.); среди 2844 депутатов поселений – 49,12%. В настоящее время в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я) представлены 11 женщин-депутатов (15,71%); среди глав 34 муниципальных районов и 2 город­ских округов республики женщин нет. В связи с этим актуальным остается положение, когда только 22,9% женщин чувствуют и проявляют женскую солидарность, а 50% – ее не ощущают [Винокуро­ва и др., 2004, C. 60]. На вопрос: «Кого бы Вы пред­почли избрать депутатом городского собрания при всех равных условиях: мужчину или женщину?» 62,3% респондентов заявили, что депутатом должен быть мужчина и только 21,3% высказались за жен­щину [Там же, C. 62].

Сегодня женское движение Якутии больше со­средоточено на вопросах государственной поддерж­ки семей, родительства и материнства, занятости населения, реализации права на труд, защиты прав женщин и детей. На XIV съезде, состоявшемся в марте 2016 г., женщины-депутаты выступили с пред­ложением об инициировании проектов федераль­ных законов о защите женщин от домашнего наси­лия и жестокого обращения; о внесении изменений в порядок лицензирования розничной продажи ал­когольной продукции в части установления коли­чества точек продажи в зависимости от количества жителей в населенных пунктах; о проведении рес­публиканского референдума на предмет установле­ния полного запрета розничной продажи алкогольной продукции на территории всей республики. Таким образом, так называемый женский вопрос увязывается только с вопросами охраны семьи и материнства, демографии и воспитания детей.

Новое время рождает новые формы обществен­ных движений. Так, на стыке двух веков родилось общереспубликанское движение «Две тысячи доб­рых дел 2000 года». Толчком к возникновению это­го движения послужил добрый почин жителей Мегино-Кангаласского улуса, которые решили возро­дить якутские традиции народных строек и к 70- летию родного района совершить 70 конкретных дел по благоустройству сел улуса и строительству социальных объектов. Эту инициативу подхватили жители других улусов, и она получила всемерную государственную поддержку: была создана меж­ведомственная исполнительная дирекция под руко­водством директора АО «Сахаагропромстрой» И.Н. Бочкарева.

В 2000 г. жители и трудовые коллек­тивы республики реализовали 2940 добрых дел. Ме­тодом народной стройки были возведены 798 объек­тов, в том числе: 410 производственных, 90 – образования, 30 – здравоохранения, 163 – культу­ры, 105 – физкультуры и спорта. Только в одном Верхневилюйском улусе были построены Дом Олонхо, культурно-этнографический центр «Дьөһөгөй», спортивные залы, автомобильный мост через р. Мэнэкээн, средние школы в селах Онхой и Далыр, реконструированы здания библиотеки-музея, меди­цинских пунктов и др. [Республика Саха (Якутия): навстречу..., 2000]. Впоследствии было принято ре­шение о продолжении общереспубликанского дви­жения добрых дел под девизом «Моя Якутия в XXI веке» во всех улусах, городах и населенных пунктах. Эта общественная инициатива, которая существует и сегодня, стала предтечей современного добровольческого движения в республике.

В современной Якутии пятая часть всех зареги­стрированных некоммерческих организаций явля­ются профессиональными союзами. Они объедине­ны в Союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)». В состав Федерации входят структурные организации обще­российских и межрегиональных профсоюзов Общероссийского союза «Федерация независимых проф­союзов России» (ФНПР), действующих на территории республики. Федерация создана в целях координа­ции действий своих членов по представительству и защите социально-трудовых прав, производствен­ных, профессиональных, экономических и соци­альных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников. В 2007 г. Федерация профсоюзов Якутии была наделена пра­вом законодательной инициативы. За 10 лет проф­союзы подготовили и внесли на рассмотрение Го­сударственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) 14 законопроектов, из них 8 федеральных, 6 республиканских. Одним из самых значимых доку­ментов, который был инициирован Федерацией и принят в 2009 г. парламентом Якутии, является за­кон «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)» [Романова, 2017].

В Якутии проводится активная работа по нала­живанию взаимодействия между общественными объединениями и государственными органами вла­сти. Важную роль в жизни республики сыграло подписание таких документов, как соглашение «Об общественном согласии и гражданском единении в Республике Саха (Якутия)» в 1997 г., «Декларации о консолидации, национальном согласии и взаимо­действии власти и общества в Республике Саха (Якутия)» в 2002 г. Подписание Декларации дало толчок созданию Общественно-консультативного совета при Президенте РС (Я). В его состав вошли представители более 30 политических партий, дви­жений и общественных организаций; в 2010 г. – более полусотни общественных формирований, в том числе региональных отделений политических партий. В дальнейшем на заседаниях Общественно-­консультативного совета систематически обсужда­лись вопросы, затрагивающие интересы широких слоев населения, что способствовало не только со­хранению стабильной общественно-политической обстановки в республике, но и эффективному ре­шению сложных экономических проблем.

В 2011 г. был принят закон «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)», призванной обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного само­управления республики для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, демокра­тических принципов развития гражданского обще­ства в Якутии. Тогда же был сформирован первый состав Общественной палаты республики из 30 чле­нов сроком на три года.

В декабре 2016 г. была принята новая редакция Закона об Общественной палате республики. Согласно ему правом на вы­движение кандидатов в члены Общественной пала­ты обладают некоммерческие организации. Треть состава палаты формируется Главой республики, треть – законодательным органом республики, ос­тавшаяся часть – членами Общественной палаты, утвержденными Главой и Государственным Собра­нием (Ил Тумэн) РС (Я).

В настоящее время рабо­тает третий состав Общественной палаты, состоя­щий из 66 членов. Члены Общественной палаты активно сотрудничают с общественными организа­циями и некоммерческими объединениями Якутии, Общественной палатой РФ; проводят приемы граждан, круглые столы и семинары; готовят предло­жения по внесению изменений в социально значи­мые законопроекты; координируют создание общественных советов в улусах (районах) и при органах власти республики. Своей важнейшей зада­чей Общественная палата считает создание системы учета общественного мнения при принятии управ­ленческих решений органами власти всех уровней.

В 2014 г. были приняты законы «Об обществен­ном контроле в Республике Саха (Якутия)» и «О государственной поддержке социально ориенти­рованных некоммерческих организаций в Респуб­лике Саха (Якутия)», а также подпрограмма «Под­держка социально ориентированных некоммерческих организаций» в рамках государственной программы «Реализация семейной, демографической и моло­дежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 – 2017 годы». Если в 2010 г. в Республике Саха (Якутия) было 1243 некоммерческие организации (НКО), то наначало 2017 г. – 2109, а социально ориентированных (СОНКО) – 1593. Только за 2016 г. было зарегистрировано 146 новых СОНКО [Маклашова, 2018].

Становление многопартийной системы в Якутии шло в общем русле российских политических про­цессов. Одной из первых в республике появилась Демократическая партия Якутии, учредительная конференция которой состоялась 3 марта 1991 г.; председателем был избран В.И. Буслаев. Своей ос­новной целью партия считала осуществление в Якутии политических, экономических и социаль­ных преобразований, направленных на формирова­ние гражданского общества, совершенствование конституционного строя и создание эволюционно развивающегося правового государства [Краткий информационный справочник..., 1995, С. 6].

В это же время были образованы Республикан­ская (народная) партия Якутии (учреждена 13.10.1991), «Народный фронт Якутии» (28.03.1992), обществен­но-политическое объединение «Либеральный центр» (15.05.1993) и др. В деятельности всех этих общест­венно-политических структур можно проследить два основных направления: социально-экономическое развитие республики и возрождение традиционной самобытности народов Якутии. Среди своих целей «Народный фронт Якутии» также обозначил «ис­ключение возможности необратимых воздействий на экологию Республики Саха» [Там же, С. 11].

Несмотря на запрет деятельности на территории России Коммунистической партии, в республике создавались отдельные объединения, провозгласив­шие себя идеологическими правопреемниками КПСС. Уже в ноябре 1991 г. была образована Ком­мунистическая рабочая партия Якутии; в апреле 1993 г. зарегистрирована Коммунистическая пар­тия Республики Саха (Якутия), которая впоследст­вии вошла в состав КПРФ и стала работать как ее региональное отделение [Игнатьева, 1999, С. 90].

В Якутии также функционировали региональное отделение Партии экономической свободы (ПЭС), Демократическая партия России (в г. Ленске), Якут­ское региональное отделение Партии российского единства и согласия (ПРЕС) [Краткий информаци­онный справочник..., 1995, С. 6-12; Опыт..., 2003, С. 120-121].

Одним из ярких примеров, характеризующих сложное многообразие политических и идеологиче­ских воззрений того времени и особенности самой республики, является история деятельности партии «Сир» («Земля») Республики Саха (Якутия), кото­рая выступала за возрождение и развитие семейного крестьянского хозяйства. Она была образована 8 апреля 1992 г. на базе Крестьянского союза Якутской-Саха ССР, созданного годом ранее для защи­ты интересов жителей якутского села в условиях реформ. В этот период шел процесс разгосударст­вления и приватизации; переход к рыночным отно­шениям стал причиной глубокого экономического кризиса в аграрных районах, распадались совхозы и другие коллективные хозяйства. В этих условиях в республике начали появляться крестьянские (фер­мерские) хозяйства. Если в 1990 г. было создано 41 хозяйство, то в 1993 г. уже 1370, 1996 г. – 3710, 2000 г. – 4116 хозяйств [Народ саха..., 2003, С. 308]. Сельское население стало принимать более актив­ное участие в общественно-политической жизни Якутии. Несмотря на свой потенциал, партия «Сир» не получила ожидаемой поддержки селян ввиду противоречивости своих целей. Программа партии представляла собой «эклектичное сочетание раз­личных идеологических ценностей, например, вы­ступала и за частную собственность на землю, и за дальнейшее укрепление советских хозяйств» [Иг­натьева, 1999, С. 103]. К середине 1990-х годов дея­тельность партии фактически прекратилась.

С принятием в декабре 1993 г. Конституции РФ, провозгласившей идеологическое и политическое многообразие, начался новый этап развития много­партийности, в котором проявилась еще одна осо­бенность – всплески активности политических партий стали совпадать с избирательными кампа­ниями, особенно федерального уровня. В Якутии, как и во многих субъектах России, ежегодно воз­никали и распадались десятки политических объе­динений. Несмотря на стихийность данного про­цесса, именно в этот период окончательно сложилась парламентская система, ставшая неотъемлемой ча­стью современного общественного устройства.

Развитие многопартийности в Республике Саха в определенной степени можно проследить на приме­ре политических кампаний республиканского и фе­дерального уровня. Так, если на первых выборах президента Якутии в 1991 г. партии не оказывали никакого влияния на избирательный процесс, то уже на выборах 1996 г. двое из пяти кандидатов на должность президента республики указали на свою партийную принадлежность: А.Н. Алексеев, член КПРФ и Н.Е. Архипов, член Социал-демократи­ческой партии РС (Я). О влиятельности партий можно судить по тому, что за коммуниста А.Н. Алексеева проголосовали 25,5% избирателей, за Н.Е. Архипова 1,5 % избирателей Якутии.

Динамика электоральных предпочтений на выбо­рах в Государственную Думу Федерального Собра­ния Российской Федерации свидетельствует о по­пулярности Коммунистической партии, которую 12 декабря 1993 г. поддержали 8,6%, 17 декабря 1995 г. – 17,6%, 19 декабря 1999 г. – 22,4% изби­рателей Якутии. В список партий, преодолевших 5%-й барьер, неизменно входит и Либерально-демо­кратическая партия России, за которую в 1993 г. проголосовали 14,37%, в 1995 г. – 6,8 %, в 1999 г. – 6,12% избирателей республики.

Новый этап формирования политических партий в стране начался в 2001 г., когда был принят Феде­ральный закон «О политических партиях». В соот­ветствии с ним, все партии должны были пройти перерегистрацию, так как за ними закреплялся ста­тус единственного общественного объединения, ко­торое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные долж­ности в органах государственной власти. В резуль­тате началась ликвидация региональных и межре­гиональных политических общественных объедине­ний, поскольку политической партией теперь могла быть только общенациональная организация. Имен­но в этот период произошел самороспуск многих региональных партий или их преобразование в об­щественные движения.

На территории Якутии к началу предвыборной кампании в Государственную Думу России 2003 г. было зарегистрировано 22 отделения общероссий­ских политических партий, 11 из которых приняли активное участие в избирательном процессе. Всего от республики было зарегистрировано 14 кандида­тов в составе различных региональных групп, но при этом оказались не представлены «старожилы» политического поля России, попадающие в первую десятку по рейтингу: ЛДПР, «Яблоко», Россий­ская объединенная промышленная партия.

7 декабря 2003 г. политическими партиями, пре­одолевшими 5%-й барьер, стали «Единая Россия» (38,94%), Союз правых сил (12,24%), КПРФ (9,03%), «Родина» (8,92%), ЛДПР (7,91%); против всех партий проголосовали 5,18 =% избирателей Яку­тии. Союз правых сил показал в республике самый высокий результат по России. Коммунисты по сравнению с прошлыми выборами получили вдвое меньше голосов (1999 г. – 22,4%). Несмотря на то, что избирательный блок «Родина» в республике преодолел 5%-й барьер, представлявший ее в Яку­тии Ф.С. Тумусов не вошел в депутатский корпус по партийному списку, так как местное отделение показало невысокие результаты по сравнению с другими региональными группами. Успех ЛДПР го­ворит о том, что, несмотря на отсутствие в респуб­лике ее зарегистрированного регионального отделе­ния, у партии здесь сложился устойчивый электорат, главным образом в промышленных районах с до­минирующим русскоязычным населением.

В 2004 г. была внесена поправка в федеральный закон, согласно которой устанавливалось мини­мальное количество членов партии – 50 тыс., что в 5 раз превосходило предыдущее требование. К это­му времени в Республике Саха действовли 23 ре­гиональных отделения политических партий: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Союз правых сил, Аграр­ная партия России и т.д. Внесенная поправка стала основанием для ликвидации многих существовав­ших в то время общероссийских политических партий и организаций, соответственно, и их отде­лений в регионах страны. В результате в 2007 г. на территории Якутии функционировали 14, в 2008 г. – 10 региональных отделений политических партий.

Продолжавшийся процесс партийного строитель­ства ознаменовался объединением таких крупных политических партий, как «Единая Россия» и Аг­рарная партия России; появлением нового объеди­нения «Правое дело», созданного посредством слия­ния трех партий – Союза правых сил, «Гражданская сила» и Демократической партии России. В итоге этих преобразований в 2009 г. на территории Рес­публики Саха вели свою деятельность семь регио­нальных отделений политических партий – «Единая Россия», Коммунистическая партия РФ, «Справед­ливая Россия», Либерально-демократическая партия России, «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты Рос­сии».

Выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), состоявшиеся 2 мар­та 2008 г., впервые проводились по смешанной сис­теме. Отметим, что на предыдущих выборах в рес­публиканский парламент партийная принадлежность кандидатов в депутаты не играла существенной роли. Депутатский корпус первых трех созывов (1993-1997 гг., 1997-2002 гг., 2002-2008 гг.) формировался только по избирательным округам, без учета пар­тийных списков.

Половина состава народных депутатов (35 чел.) избиралась по одномандатным избирательным ок­ругам, а другая половина – по партийным спи­скам. Всего в выборах приняли участие 75,09% избирателей Якутии. По республиканскому избира­тельному округу наибольшее количество голосов было отдано за партии «Единая Россия» – 52,62%, КПРФ – 15,79%, «Справедливая Россия» – 14,46%, Аграрная партия России – 8,14% и ЛДПР – 6,54%. Таким образом, представительства в Ил Тумэн до­бились четыре партии из пяти, принимавших уча­стие в выборах; ЛДПР не смогла преодолеть уста­новленный республиканским законодательством барьер в 7%.

В своем «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» от 5 ноября 2008 г. прези­дент России Д.А. Медведев высказал идею о по­этапном снижении минимального количества чле­нов политической партии для государственной регистрации, которую затем внес в Государствен­ную Думу РФ в виде проекта федерального закона. 15 апреля 2009 г. данный законопроект был одобрен Государственной Думой, а 22 апреля 2009 г. – Со­ветом Федерации. Начиная с этого времени отме­чается обратная тенденция, характеризующаяся ростом числа общественных и политических объе­динений. В итоге упрощения порядка регистрации началось увеличение численности политических партий и объединений: в 2011 г. их было зарегист­рировано 7, 2012 г. – 43, 2013 г. – 19, 2014 г. – 5.

На выборах в Государственную Думу 2011 г. от Якутии было зарегистрировано в составе регио­нальных групп политических партий 28 кандида­тов, в том числе от «Справедливой России» – 7, ЛДПР – 1, «Патриотов России» – 3, КПРФ – 6, «Яблоко» – 3, «Единой России» – 5, «Правого дела» – 3 кандидата. Всего в голосовании приняли участие 60,05% избирателей Якутии. По итогам выборов Республика Саха получила два мандата в Государственную Думу РФ: М.Е. Николаев от партии «Единая Россия», Ф.С. Тумусов – от партии «Справедливая Россия». Третьим думским депута­том от Якутии можно считать И.Н. Абрамова, воз­главлявшего дальневосточный список ЛДПР.

В выборах в Государственное Собрание (Ил Ту­мэн) РС (Я) 2013 г., проходивших по мажоритарно-­пропорциональной системе, приняли участие 45,4% избирателей республики. Из 22 зарегистрированных региональных отделений общероссийских партий 18 выдвинули своих представителей, 17 – выдвинули кандидатов и по одномандатным округам. Партия «Единая Россия» выдвинула кандидатов по всем 35 одномандатным округам, «Справедливая Россия» и «Трудовая Россия»  в 17, КПРФ и «Граждан­ская платформа» – в 16, ЛДПР – в 14, «Роди­на» – в 9; остальные партии выдвинули только по одному кандидату.

В избирательные бюллетени по республиканскому избирательному округу были включены 14 по­литических партий. По итогам выборов только три политические партии были допущены к распреде­лению мандатов в Ил Тумэн: «Единая Россия» (47,41% голосов избирателей), «Справедливая Рос­сия» (16,01%), КПРФ (12,82%). Согласно ст. 82 закона «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)», где говорится, что один мандат передается партии, получившей от 5 до 7% голо­сов, член ЛДПР получил мандат народного депута­та, хотя набрал 6,3% голосов избирателей. Таким образом, впервые в республиканский парламент прошел кандидат от этой партии.

Процесс модернизации политической системы Российской Федерации продолжается. Эффектив­ный межпартийный диалог является одним из ключевых факторов формирования культуры широ­кого диалога и цивилизованной политической борь­бы. В 2015 г. указом Главы Якутии был создан Совет по взаимодействию с региональными отделе­ниями политических партий при Главе РС (Я) с целью эффективного взаимодействия региональных отделений политических партий, органов власти и институтов гражданского общества. В состав Сове­та вошли представители 22 региональных отделе­ний общероссийских политических партий и объе­динений. На его заседаниях рассматриваются вопросы развития гражданского общества в Яку­тии, участия партий в разработке социально значи­мых проектов законов Республики Саха.

На 15 февраля 2015 г., по данным Министерства юстиции РФ, было зарегистрировано 77 политиче­ских партий, из них 33 имели региональные отде­ления на территории республики. Самым крупным из них является отделение партии «Единая Рос­сия» – 29 723 чел. в 36 районных отделениях. В рядах партии «Справедливая Россия» числится 3753 члена в 26 отделениях по всей Якутии. Региональное отделение Аграрной партии России насчи­тывает 2226 членов, КПРФ – 2056, ЛДПР – 1508, Российской партии пенсионеров за справедливость – 1884. Остальные филиалы общероссийских партий и объединений в республике насчитывали менее 1000 чел. и почти не были представлены на улусном (районном) уровне.

В постсоветский период особое место в духовной жизни народов республики стала занимать религия. С 1992 по 2012 гг. численность религиозных органи­заций увеличилась с 3 до 127; также выросло коли­чество религиозных групп. Эти организации пред­ставляют 15 конфессий. 62 организации относятся к традиционным для России религиозным веровани­ям (православие, ислам, иудаизм и буддизм), среди которых лидируют организации Русской православ­ной церкви (РПЦ), что вполне понятно, так как большая часть населения Якутии, в том числе ко­ренные народы, исповедуют православие.

Бурный всплеск религиозности обусловлен рос­том национального самосознания и конфессиональной самоидентификации населения Якутии, что дало некоторое преимущество для этнических ре­лигий – христианства, мусульманства, буддизма. Немаловажную роль сыграли нестабильность транс­формирующегося общества, сопровождавшаяся со­циально-психологическим дискомфортом и эска­пизмом; традиции объединения по религиозному признаку; свободное проникновение новых религий вследствие расширения международных связей [Шишигин, 1994; Николаев, Васильев, 2000; Ва­сильева, Шишигина, 2002].

Торжественное празднование в 1988 г. 1000-летия крещения Руси на государственном уровне обозна­чило кардинальное изменение отношения государ­ства к религии в целом, особенно к православию. В 1993 г. восстанавливается Якутская и Вилюйская (впоследствии Якутская и Ленская) епархия Рус­ской православной церкви. Первым епископом (с 2000 г. – архиепископом) Германом (Моралиным) была проделана большая работа по распростране­нию православной веры: он ездил в самые отдален­ные районы Якутии для крещения населения, под­держивал открытие библиотек и воскресных школ при приходах, способствовал переизданию на якут­ский язык «Священного писания», молитвослова и катехизиса.

Власти, различные предприятия и общественные объединения, население республики оказали значи­тельную материальную и финансовую поддержку Якутской и Ленской епархии, которой были воз­вращены отреставрированные Преображенская цер­ковь и Градоякутский Свято-Никольский собор в Якутске; АК «АЛРОСА» построила десятки право­славных соборов и часовен на всей территории республики; в отдельных улусах церкви возводи­лись методом «народной стройки». В 2005 г. обще­ственность республики широко отметила 135-летие Якутской и Ленской епархии: прошла первая меж­региональная научная церковно-историческая кон­ференция «На службе Богу и якутскому народу», состоялась презентация современного перевода на якутский язык «Нового Завета», открылась специ­альная экспозиция по истории православия в Яку­тии в Якутском государственном объединенном му­зее истории и культуры народов Севера им. Ем. Яро­славского [Игнатьева, 2008, С. 242]. Как показало социологическое исследование, проведенное в 2010- 2011 гг. в трех районах и г. Якутске, 50% опрошен­ных лиц считают себя верующими, при этом 35% – православными. В сельской местности Яку­тии численность верующих людей гораздо меньше, чем в городе [Астахова, 2012].

При содействии Департамента по делам народов РС (Я) в 2011 г. Якутская и Ленская епархия и Мо­сковская патриархия РПЦ подписали договор об издании полного собрания сочинений святителя Иннокентия (Вениаминова); проведена большая ра­бота по преобразованию Якутского духовного учи­лища в Якутскую духовную семинарию. На 1 ян­варя 2012 г. епархия подписала «Соглашение о сотрудничестве в разных сферах деятельности» с 13 министерствами и ведомствами федерального и республиканского уровня. Разработан проект со­трудничества Якутской и Ленской епархии с Антинаркотической комиссией РС (Я), которым преду­сматриваются проведение совместных мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотиков, психосоциальная и духовно-нравствен­ная реабилитация больных наркоманией, развитие реабилитационных организаций и др.

Важное место в религиозном ренессансе занима­ет формирование неоязыческого движения на осно­ве традиционных верований коренных народов Якутии. Наиболее яркими представителями рели­гиозного неоязычества, тесно связанного с нацио­нально-культурным подъемом народа саха, были И. Николаев – Уххан и Л. Афанасьев – Тэрис, по­святившие себя возрождению самобытных дохри­стианских верований и их духовных ценностей. В 1993 г. была зарегистрирована религиозная орга­низация «Кут-Сюр», духовным отцом которой был Л. Афанасьев – Тэрис. Он разработал «Учение Айыы» – философско-теологическое учение о мо­рали и нравственности, основанное на законах природы; идеологической базой учения выступало «белое» шаманство [Якуты (саха), 2013, С. 369].

В 1994 г. была создана республиканская организация «Итэдэл» («Вера»), которая, согласно ее уставу, яв­лялась научно-культурологическим обществом. Его лидер И.И. Шамаев и члены организации видели свою задачу в распространении «Учения Айыы» и признании его в качестве национальной религии якутов. Разногласия между Л. Афанасьевым – Тэрисом и В.А. Кондаковым (известным народным цели­телем, почитавшимся в народе как белый шаман) в вопросах о сущности шаманства, его роли и месте в «Учении Айыы» привели к расколу среди предста­вителей неоязычества. Члены образованной впо­следствии организации «Сырдык Аартык», руково­димой А. Михайловым – Кыта-Баалы, поставили своей целью строительство комплекса Айыы и хра­мов Айыы в улусах, развитие народного целитель­ства и др. Хотя в настоящее время этой организа­ции нет, ее последователи строят специальные дома-балаганы, где продолжают проводить нацио­нальные обряды. Сегодня официально зарегистри­рованы и функционируют местные религиозные организации «Аар Айыы итэдэлэ» («Религия Аар Айыы») в г. Якутске и с. Сунтар; время от времени стихийно появляются и различные неоязыческие группы.

В республике получили распространение нетра­диционные религиозные организации, связанные с римским католичеством, протестантскими конфес­сиями (евангельские христиане: баптисты, пяти­десятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, представители Новоапостольской церкви) и новыми религиозными движениями (Церковь объе­динения «Муна» и др.). По данным государствен­ной статистики, их численность постоянно растет: в 1992 г. – 3, 2006 г. – 96, 2016 г. – 180 объедине­ний [Рожин, 2016; Методический справочник..., 2001, С. 45-46]. Как показывают массовые опросы, эти организации пользуются популярностью среди населения республики, несмотря на довольно высо­кие взносы на их нужды. Новообращенных привле­кает внутриобщинная помощь, в том числе матери­альная, совместное проведение праздников, нега­тивное отношение к алкоголю и курению.

Вместе с тем некоторые из подобных организа­ций, главным образом новые религиозные движе­ния, признанные на международном и российском уровне деструктивными и тоталитарными, пред­ставляют угрозу стабильности общества, поскольку функционируют без официальной регистрации, пропагандируют отчуждение от общества: отказ от гражданского паспорта, несения воинской повин­ности, обучения детей в школе, запрет на перели­вание крови, ограничения в питании и т.д. Напри­мер, в конце 90-х годов XX в. широкую огласку получили попытки использовать религиозные чув­ства для провоцирования социальных конфликтов, а также случаи духовной агрессии отдельных рели­гиозных групп (общины евангелистов-пятидесятни­ков в г. Алдане, баптистов-инициативников в пос. Чернышевский), нанесших вред духовно-нрав­ственному здоровью людей, их жизни, имуществен­ным и другим правам.

Удовлетворение интересов и потребностей людей, связанных с их религиозной принадлежностью, яв­ляется важным компонентом государственной на­циональной политики Республики Саха. Для регу­лирования вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и конфессий, функ­ционирует Комиссия по вопросам религиозных объединений РС (Я), в составе которой представи­тели органов власти и управления, народные депу­таты, члены различных конфессий, специалисты в области религии и др. В 2004-2005 гг. были созда­ны муниципальные комиссии по вопросам религи­озных объединений в 32 улусах (районах) респуб­лики. В соответствии с их решениями были подготовлены и приняты нормативные документы, регулирующие деятельность религиозных объедине­ний в Якутии, в частности вопросы учета и согла­сования их интересов и потребностей, путей и ме­тодов их удовлетворения; поддержки их благотворительной деятельности; распространения идей духовного единства народов республики; орга­низации курсов для государственных служащих; освещения религиозной ситуации в республикан­ских СМИ и др.

Следует отметить, что для духовного и нравст­венного развития общества диалог власти и рели­гиозных объединений – представителей мировых религий, конфессий, традиционных верований ко­ренных народов Якутии – имеет позитивное зна­чение. В столице республики в 2002 г. открылся Центр духовной культуры «Арчы», осуществляющий также широкую образовательную, культурную и просветительскую деятельность; в 2005 г. появилась самая северная мечеть России, построенная на личные пожертвования мусульман Якутии. Уваже­ние и поддержку у населения республики вызывает благотворительная деятельность религиозных объ­единений в домах престарелых, инвалидов, больни­цах, учреждениях исполнения наказаний; участие в работе Православной республиканской детской школы, еврейской воскресной школы, католической воскресной школы польского общества «Полония», воскресной школы «Союза армян Якутии» и т.д.; восстановление и благоустройство мусульманского кладбища и установление памятника воинам-му­сульманам, погибшим в годы Великой Отечествен­ной войны [Игнатьева, 2008].

Таким образом, общественные организации игра­ют значительную роль в политической жизни рес­публики, а сферы и направления их деятельности отличаются многообразием. Власти Якутии всемерно поддерживают общест­венные инициативы в области государственной конфессиональной политики и религиозной жизни, что способствует распространению толерантности во взаимоотношениях между людьми разных на­циональностей и вероисповеданий.