Деятельность политических партий. Общественные движения и религиозные организации.
Последние 15 лет XX в., отмеченные демократическими преобразованиями в стране, вызвали заметное оживление общественной жизни Якутии. В это время в республике начинается трансформация традиционных общественных организаций (профсоюз, комсомол, научные, научно-технические, культурно-просветительные общества, спортивные ассоциации и т.д.). Появляются новые общественные организации; распространение получают так называемые неформальные объединения. Так, в начале 1990-х годов возникли молодежные общественные организации, которые принимали активное участие в общественно-политической жизни республики. Студенческая молодежь объединилась в организации «Эдэр саас», «Тобул», «Тумэн»; среди творческой и научной молодежи была известна организация «Союз молодой интеллигенции».
На волне суверенизации автономных республик РСФСР, расширения их политико-правового статуса, процесса разграничения их полномочий с федеральным центром в Якутии значительно увеличилось количество различных политических, общественных, культурных, национальных и религиозных объединений, выражавших интересы широких слоев населения.
В 90-е годы XX в. особенно энергично проявилось возрожденческое движение коренных народов Якутии. Начавшийся еще в конце 1980-х процесс «национального пробуждения» сопровождался включением людей в общественно-политическую жизнь республики, ростом их интереса к своей истории, культуре и языку. В 1990 г. начал деятельность Союз общественных объединений и граждан «Саха омук». В его состав вошли следующие общественные образования: Ассоциация мастеров народного творчества, Ассоциация народных медиков, ассоциация «Литератор Якутии», общества «Саха кэскилэ», «Саха тыла», «Осуохай». Основной своей целью Союз провозгласил всестороннее содействие процессу гармоничного демографического, культурного, духовного, социального и экономического развития якутского народа [Краткий информационный справочник..., 1995, С. 6]. Президентом Союза был избран А.С. Борисов, вице-президентом – В. Николаев.
В первом номере общественно-политического журнала «Илин», учрежденного «Саха омук» совместно с Министерством культуры Якутской-Саха АССР, создание этой общественной организации было отнесено к важнейшим событиям 1990 г. Подчеркивался тот факт, что в историческом отношении «Саха омук» является продолжателем традиций культурно-просветительного общества, основанного передовой якутской интеллигенцией еще в 1920 г. и незаконно репрессированного в 30-е годы. В своей деятельности «Саха омук» придерживалась следующих основных принципов: суверенитет – основа самоопределения коренных наций и представителей других народов Якутии; отсутствие конфронтации; созидательная направленность; опора на культуру, просветительскую деятельность; надежда на собственные силы [Важнейшие события..., 1991].
В состав организации вошли известные деятели культуры, писатели, журналисты. С первых дней своей деятельности «Саха омук» выпускала собственный печатный орган – газету «Тускул», издававшуюся как приложение к популярной республиканской газете «Кыым», с мая 1991 г.– журнал «Илин». За короткое время «Саха омук» стала влиятельной общественно-политической силой, с мнением и позицией которой власти республики вынуждены были считаться [Сидоров, 2017, С. 174]. Лидеры общества занимали важные государственные и общественные посты в республике. Для многих членов организации активное участие в работе «Саха омук» впоследствии явилось «возможностью войти во власть и попытаться претворить в жизнь свои проекты, свое видение жизни» [Сидоров, 2009, С. 142].
Другое крыло якутского национально-демократического движения было представлено общественной организацией «Саха кэскилэ» [Игнатьева, 1999, С. 105]. Учредительный сугулаан (съезд) организации состоялся 28 февраля 1993 г. Своей целью она провозгласила «вхождение народа саха в круг развитых цивилизованных стран в качестве народа, обладающего своей государственностью» [Краткий информационный справочник..., 1995, С. 10]. Разработанная членами «Саха кэскилэ» программа была опубликована в популярной в 90-х годах прошлого века газете «Сахаада» и вызвала широкий общественный резонанс [Саха кэскилэ..., 1993]. В декабре 1996 г. состоялся съезд «Саха кэскилэ», на котором присутствовали руководители Республики Саха (Якутия). В дальнейшем лидеры и участники организации больше стали углубляться в работу объединений, которые входили в состав «Саха кэскилэ». Так во второй половине 1990-х годов стали появляться самостоятельные национально-просветительские организации: «Кут-сур», «Ийэ тыл», «Сайдыс», «Якутия к XXI веку» и др., деятельность которых была направлена на возрождение традиционной культуры народа саха.
Обе организации – «Саха омук» и «Саха кэскилэ» в значительной мере способствовали пробуждению общественно-политической активности населения, много внимания уделяли вопросам развития суверенитета республики, приняли активное участие во всенародном обсуждении Конституции (Основного Закона) РС (Я), сыграв тем самым свою роль в политической истории Якутии.
Важно отметить, что именно при активном участии этих обществ состоялся первый Конгресс народа саха, проходивший 13-17 декабря 1992 г. в Якутске [Народ саха..., 2003, С. 316]. В конгрессе приняли участие 365 делегатов из всех районов и от крупных общественных объединений республики, а также делегации из Татарстана и Горного Алтая, представители якутской диаспоры из Красноярского края, Иркутской и Магаданской областей, всего 240 приглашенных. Они обсудили вопросы обустройства жизни народа саха в условиях перехода к рыночной экономике и дальнейшего общественно-политического развития республики.
С пленарным докладом «Народ саха по пути возрождения» выступил народный писатель Якутии Софр.П. Данилов, который с чувством высокой гражданской ответственности, обстоятельно и правдиво осветил современное положение якутов и высказал свое видение дальнейших путей развития родного народа [Данилов, 2007, С. 29-30]. В течение двух дней работы Конгресса выступили 45 делегатов и приглашенных гостей, были приняты такие важные документы, как «Обращение к народу саха» и «Обращение ко всем народам Республики Саха (Якутия)». Кроме того, в «Предложениях к Верховному Совету, к Президенту и Правительству Республики Саха (Якутия)» были подняты вопросы о купле-продаже земли, статусе гражданина республики, о разработке и принятии долгосрочной программы коренного улучшения жизни сельского населения, демографии и увеличении численности якутов, о предоставлении якутам, проживающим и работающим в северных улусах, льгот, предусмотренных для представителей малочисленных северных этносов, о принятии правительственных мер по обеспечению участия, обустройства и закрепления представителей коренного населения в горной промышленности и т.д.
Было решено создать Координационный совет Конгресса народа саха с целью постоянного общественного контроля за ходом реализации принятых предложений; отстаивания прав людей в социальной, экономической, политической, культурной и международной сферах. Координационный совет был зарегистрирован Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) 29 апреля 1993 г. В последующие годы он провел несколько выездных заседаний и круглых столов во многих районах республики.
Якутская республиканская общественно-политическая организация «Конгресс народа саха» была зарегистрирована 18 ноября 2002 г., 27-28 сентября 2007 г. состоялся II Конгресс народа саха, посвященный 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. В нем приняли участие 444 делегата из всех улусов республики, Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Красноярска, Новосибирска, а также Эвенкии и других регионов страны. Пленарное заседание Конгресса прошло 27 сентября – в день принятия Декларации о государственном суверенитете республики. Также состоялись совместное заседание Союза писателей Якутии, Департамента по делам печати и телерадиовещания РС (Я) и кафедры якутской филологии ЯГУ; совещание редакторов улусных (районных) газет. Во второй день работы Конгресса был избран новый состав Координационного совета во главе с Е.П. Жирковым. В него вошел 61 представитель от всех улусов республики и общественной рабочей группы [Конгресс..., 2012, С. 13].
Конгрессы как общенациональное собрание, способное аккумулировать и выразить мнение всего народа саха, стали важным общественным явлением в политической истории Якутии. Но в отличие от первого Конгресса, второй в большей мере представлял собой часть официального празднования юбилейной даты, подчеркивающей прогрессивное значение присоединения Якутии к России, и не выдвигал каких-либо принципиальных лозунгов и требований.
В 2000-х годах началось ослабление значимости гражданских инициатив в политической жизни республики, главным образом вследствие интеграции народных интересов в государственные проекты. Члены движения «Саха кэскилэ», как выше говорилось, углубились в научную и просветительскую деятельность, а лидеры «Саха омук» влились в политический истеблишмент республики. По мнению социолога У.А. Винокуровой, «Общество "Саха омук" растаяло в правительственных структурах, не сумев реализовать идею созыва съезда народа саха» [Винокурова, 1994, С. 84-85].
1990-е годы также стали периодом бурной общественной деятельности представителей малочисленных народов Севера, организации которых проявляли активность на протяжении всей новейшей истории республики. В декабре 1989 г. состоялся учредительный съезд первой Ассоциации народностей Севера Якутской АССР, впоследствии началось деление на отдельные национальные ассоциации. В 1991-1992 гг. были образованы Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия), Ассоциация эвенков г. Якутска, родовые общины [Григорьев, 2011, С. 17, 19-20]. С февраля 1992 г. по апрель 1993 г. в Якутии прошли всероссийские и республиканские съезды эвенков и эвенов, съезды и конференции юкагиров, долган и чукчей. В 1995 г. «с целью повышения духовного развития долганского народа» была зарегистрирована Ассоциация долган Республики Саха (Якутия) [Ассоциация..., 2007, С. 56]. В 1999 г. прошел учредительный съезд общественной организации «Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)», председателем которой стал Б.А. Николаев. Эта структура объединяла эвенков Якутии и ставила своей целью возрождение и сохранение национального языка и культуры.
При содействии законодательных и исполнительных органов власти Республики Саха (Якутия) на протяжении 1990-х годов была создана основная юридическая база, гарантирующая право аборигенного населения на социально-экономическое и этнокультурное развитие. Республиканским парламентом были приняты законы, создающие условия для экономической деятельности, сохранения традиционного уклада, образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера: «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении» (раздел IV. О правовом статусе национального районного сельского (кочевого) Совета народных депутатов Якутской-Саха ССР), «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера», «Об альтернативной военной службе представителей малочисленных народов Севера», «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», «Об оленеводстве» и др. Благодаря этому, к началу XXI в. коренные малочисленные народы Якутии сумели сохранить свою национальную культуру, идентичность и общественную активность.
Актуализация национальной проблематики вылилась так же в создание добровольных общественных организаций, образованных по национальному признаку: ассоциаций, землячеств, обществ, союзов, общин и т.д. Национально-культурные объединения народов России, проживающих на территории Якутии, стали неотъемлемой частью общественно-политической жизни республики. Среди них татаро-башкирский центр «Якташ», украинское землячество «Криниця», «Союз армян Якутии», бурятская община «Байкал», Ассоциация корейцев, казахская общественная организация «Алатау», кыргызская община, узбекский национально-культурный центр «Узбекская диаспора», таджикская община «Сомониён», азербайджанская община «Хэзер» и др., созданные для сохранения, восстановления и развития языка, фольк лора, культуры нации и удовлетворения духовных потребностей членов этих добровольных организаций [Игнатьева, 2007б].
Одним из многочисленных национально-культурных объединений республики была «Русская община», целями которой стали защита и реализация гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав и свобод русского народа, сохранение и поддержка его духовности, языка и культуры, исторического наследия русского населения в Якутии и др. Так, усилиями членов общины были организованы русские воскресные школы на базе средней школы № 26 г. Якутска и муниципального гуманитарного лицея, Православная детская духовная школа, фольклорный ансамбль «Русь», казачий хор, секция по русской борьбе «Слада», оздоровительный клуб «Детка» и др. В 1993 г. на базе средней школы № 14 г. Нерюнгри начала действовать экспериментальная площадка республиканского значения по теме «Русская национальная школа в суверенной Республике Саха (Якутия)». В том же году «Русская община», объединявшая местные отделения в городах Нерюнгри, Алдане, Удачном, Ленске, Покровске и рабочих поселках Усть-Мая и Сангар, вошла в состав Конгресса русских общин России. С этого времени начинается политизация ее деятельности, лидеры общины придерживались принципа «долевого национализма», т.е. требовали определенной доли русских в государственном аппарате в соответствии с их долей в общем населении республики. Как этнополитическая организация в декабре 1993 г. принимала участие в выборах в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я); из кандидатов в депутаты, поддерживаемых общиной, парламентарием стал только член Якутского казачьего полка В.П. Гавриленко.
Одним из важных итогов работы первого Конгресса народа саха было предложение Президенту и Правительству РС (Я) провести Ассамблею народов Якутии с целью сохранения и укрепления духа взаимопонимания, дружелюбия и доверия друг к другу между представителями разных наций [Конгресс..., 2012, С. 12]. Эта инициатива была поддержана руководством республики, и 26-27 апреля 1994 г. в г. Якутске прошла I Ассамблея народов Якутии. Ко времени ее созыва было создано Министерство по делам народов Республики Саха (Якутия), на которое были возложены функции сбора и анализа информации о состоянии и динамике социально-экономических и общественно-политических процессов на местах, подготовка прогнозов о тенденциях развития межнациональных отношений и предложений по их совершенствованию. В работе Ассамблеи приняли участие 358 делегатов 42 национальностей от 10 национально-культурных объединений, президент РС (Я) М.Е. Николаев, лидеры общественно-политических партий и движений Якутии [Материалы Ассамблеи..., 1995, С. 49-112].
Работа I Ассамблеи народов Якутии дала заметный толчок дальнейшему формированию национально-культурных объединений в республике. Так, в работе II Ассамблеи, состоявшейся 23 апреля 1997 г., принимали участие 384 делегата 73 национальностей от 30 национально-культурных объединений, действовавших на территории республики. Одним из основных итогов II Ассамблеи стало создание общественного движения «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)», которое объединило в своих рядах общественные организации народов республики. С 1998 г. Ассамблея народов РС (Я) имеет так же статус регионального отделения общероссийского движения «Ассамблея народов России». III съезд Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия) состоялся в апреле 2003 г. В ее работе приняли участие 314 делегатов 45 национальностей из 35 улусов (районов) – представители 40 национально-культурных объединений, 10 отделений общественного движения «Ассамблея народов РС (Я)». После этого Ассамблея народов РС (Я) собиралась на свой очередной форум в 2012 г., в год 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. В ее работе приняли участие более 600 делегатов. V съезд Ассамблеи состоялся в 2017 г., в год ее 20-летнего юбилея. В рамках мероприятия прошло заседание Совета по вопросам государственной национальной политики при Главе РС (Я), обсуждение актуальных вопросов национальной политики и межнациональных отношений на различных дискуссионных площадках.
В настоящее время, по данным Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я), в республике официально зарегистрированы и действуют 4 национально-культурных автономии, 13 казачьих обществ, 164 общины коренных малочисленных народов Севера, 70 культурно-национальных объединений [Отчет исполнительных органов...].
Все общественные объединения Якутии, созданные по национальному признаку, проводят разностороннюю работу, направленную на укрепление межнационального мира и гражданского согласия в республике. В 2013 г. Указом Президента РС (Я) была утверждена Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия), призванная стать ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления в решении задач в сфере межнациональных отношений, взаимодействия с национальными общественными и религиозными объединениями, казачьими обществами. Распоряжением Президента РС (Я) утвержден План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и Концепции государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы; принят Закон РС (Я) «Об уполномоченном по правам коренных малочисленных народов в Республике Саха (Якутия)».
В Якутии, как и во всей стране, на рубеже веков возросло внимание общественности к негативным последствиям промышленного освоения территории республики, а экологические проблемы стали важным фактором консолидации социальной активности населения [Игнатьева, 1993; Боль и трагедия..., 1997; Ignatyeva, 2003]. Толчком к этому послужила политика гласности, в результате которой стало известно о фактах природоразрушающей производственной деятельности алмазодобывающих предприятий, а также о негативных последствиях 12 подземных ядерных взрывов в Булунском, Верхневилюйском, Кобяйском и Мирнинском районах, проведенных в 1974-1987 гг. [Максимов, 1992, С. 27; Бурцев, Колодезникова, 1997]. Беспокойство местного населения вызывали снижение качества питьевой воды и рост онкологических заболеваний, что напрямую связывалось с промышленной деятельностью. Жители четырех Вилюйских районов начали открыто выступать за контроль над деятельностью промышленных предприятий и Вилюйской ГЭС для спасения реки Вилюй.
Партийное руководство решило перехватить инициативу: проблемы охраны природы впервые были обсуждены на заседании бюро Якутского ОК КПСС. Под председательством первого секретаря Нюрбинского райкома КПСС Р.Ю. Шипкова 30 октября 1990 г. состоялась учредительная научно-практическая конференция экологической общественности Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского, Сунтарского, Кобяйского улусов и г. Мирного. На ней выступили известные ученые Д.Д. Саввинов, В.Г. Кривошапкин, И.А. Матвеев, народные депутаты Верховного Совета республики В.И. Степанов, Е.С. Секов, представители улусов Н.Л. Игнатьев – Билгэ, Н.П. Павлов, П.Н. Мартынов, Э.Д. Соколов – Тулусхан и др.
Участники конференции приняли декларацию, в которой было заявлено об образовании общественного комитета «Вилюй»; написали открытое письмо-требование к председателям Верховных Советов: СССР – А.И. Лукьянову; РСФСР – Б.Н. Ельцину; Якутской-Саха ССР – М.Е. Николаеву, где говорилось: «...сознавая всю ответственность перед будущими поколениями о сохранении жизни, всей экологической среды в регионе р. Вилюй, требуем: объявить регион бассейна р. Вилюй зоной экологического бедствия» (цит. по [Степанов, 2000]). Комитет по экологии Верховного Совета республики XII созыва, учитывая требования активистов Вилюйской группы районов, инициировал принятие специального постановления Президиума Верховного Совета РС (Я) «О комплексе первоочередных мер по оздоровлению экологической обстановки в бассейне р. Вилюй» от 20 марта 1992 г. Для его реализации 27 апреля 1992 г. Правительство РС (Я) приняло постановление «О неотложных социально-экономических и природоохранных мероприятиях по стабилизации экологической обстановки в бассейне р. Вилюй» [Архив Главы..., Ф. 1550. Оп. 2а. Д. 6. Л. 43-54].
Первыми председателями комитета «Вилюй» были писатель Э.Д. Соколов – Тулусхан и общественник из Нюрбы П.Н. Мартынов. Комитет проводил научно-практические конференции и общественные слушания по вопросам оздоровления экологической обстановки на р. Вилюй, налаживал связи с администрациями Вилюйских улусов и государственными структурами. Были опубликованы результаты исследований о загрязнениях бассейна р. Вилюй, куда сбрасывались промышленные отходы Мирнинского, Айхальского и Удачнинского ГОКов. Из одного только карьера «Мир» с 1977 по 1989 гг. сброс загрязненной воды составил около 60 млн кубометров [Гоголев, 2001, С. 124]. В 1993 г. представители комитета, выступавшие против испытания на территории Якутии ядерного оружия, химических и других ядовитых веществ, приняли участие в первой радиологической экспедиции «Марха-93» в местах подземных ядерных взрывов «Кристалл» и «Кратон-3», которые сопровождались аварийными выбросами [Радиационное загрязнение..., 1993].
В 1994 г. при содействии комитета «Вилюй» были проведены общественные экологические слушания по вопросам промышленного освоения нового алмазного месторождения на речке Накын. Жители Нюрбинского улуса предложили оставить это месторождение для будущих поколений и были готовы к проведению референдума по этому вопросу. В этой ситуации органы власти республики систематически информировали население о мероприятиях по охране окружающей среды, в частности о проведении превентивных природоохранных работ на трубках «Ботуобинская» и «Нюрбинская». Общественный экологический комитет «Вилюй» и сегодня продолжает свою деятельность [Васильев – Мандар, 2005, С. 52-53].
Активизация республиканского экологического движения также связана с появившимися в 1986 г. планами строительства водоотвода для перекачки стока Амги в заречные районы Якутии и трех леспромхозов в верховьях реки [Григорьев, 2012]. Комитет «Защита реки Амга» возник как ответ местного населения на угрозу ухудшения экологической ситуации и условий для ведения традиционного хозяйства.
В начале 1990-х годов остро стоял вопрос о защите рек Адыча и Колыма в связи с планированием строительства на последней Усть-Среднеканской ГЭС. В связи с этим активно велся сбор подписей среди населения северных улусов против строительства ГЭС, состоялись митинги общественности Верхнеколымского и Среднеколымского районов в пос. Зырянка, г. Среднеколымске, с. Нелемное. В мае 1993 г. президент РС (Я) М.Е. Николаев написал председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину и министру топлива и энергетики Ю.К. Шафранику открытое письмо «О недопустимости строительства Усть-Среднеканской ГЭС на р. Колыме» [Там же].
К концу 80-х – началу 90-х годов XX в. в Якутии возникли десятки общественных организаций экологической направленности, в том числе детские.
Так, 8 сентября 1991 г. состоялась учредительная конференция Детского экологического центра. На ней присутствовали 138 делегатов из 25 районов Якутии. Основной деятельностью данного центра стало содействие повышению уровня экологического образования, распространению полученных детьми знаний, умений и навыков бережного отношения к природе, участие в мероприятиях по защите окружающей среды, создание условий для сохранения культурных ценностей. В конце 90-х годов возобновило свою деятельность Якутское региональное отделение Всероссийского общества охраны природы; в декабре 2013 г. состоялась республиканская конференция этой организации, избран ее председатель, начался прием новых членов, был заключен договор о взаимодействии и сотрудничестве с Министерством природы РС (Я), подписаны соглашения с общеобразовательными школами и СВФУ им. М.К. Аммосова [Гертер, Бурцева, 2014, С. 40-42].
Модели неэкологичного поведения, заложенные индустриализацией советского периода, воспроизводятся и сегодня, что заставляет общественность республики продолжать активную деятельность по защите природы [Mandelstam-Balzer, 2010; Балзер, 2014]. В частности, в 2009 г. была проведена общественная кампания «Спасем реку Лену!», направленная против планируемой прокладки траншейного нефтепровода, повышающего вероятность утечки нефти в условиях таяния вечной мерзлоты. Масштаб кампании показал, что население Якутии серьезно обеспокоено вопросами экологизации действующих и вновь открываемых производств [Игнатьева, 2012б].
Заметное место в общественной жизни Республики Саха занимает женское движение, имеющее вековую историю. В советское время почти в каждом населенном пункте, учреждении действовали женсоветы. В новейшей истории Якутии это движение также оказалось востребованным. Власти республики стали внимательнее относиться к проблемам женщин в обществе и вступать в диалог с женскими объединениями. В октябре 1995 г. на X съезде женщин Якутии был создан Союз женских организаций Якутии как преемник республиканского женского совета. Данное объединение было учреждено пятью организациями: лигой «Женщины — ученые Якутии», Ассоциацией женщин-предпринимателей РС (Я), Комитетом родителей солдат и матросов РС (Я), женской организацией «Аборигенка» и Дамской академией. На следующем, XI съезде в состав Союза входили уже 20 женских общественных организаций, а также 35 улусных и городских женсоветов [XI съезд..., 2002, C. 25]. Сегодня Союз женских организаций превратился в авторитетную организацию, имеющую своих представителей практически в каждом населенном пункте республики.
Женские организации активно участвуют в общественно-политической жизни Якутии. В 90-х годах XX – начале XXI в. они поднимали вопросы гендерного паритета во властных структурах, вплоть до установления 40%-й квоты представительства женщин на всех уровнях принятия управленческих решений [Там же, C. 29]. Роль женщин в избирательном процессе также стала более заметной: они часто работают членами избирательных комиссий, агитаторами, наблюдателями, но в качестве кандидатов на выборные должности регистрируются нечасто, соответственно, чем выше уровень выборных органов власти, тем меньше в них представлены женщины [Тарасов, Игнатьева, 2000].
В течение постсоветской электоральной истории на должность президента Республики Саха (1991, 1996, 2001, 2014 гг.) претендовали 23 мужчины-кандидата и всего 1 женщина, которая в ходе избирательной кампании сняла свою кандидатуру. По итогам муниципальных выборов 2005 г. среди 400 избранных глав женщины составляли 22% (88 чел.); среди 4383 депутатов представительных органов власти более половины – 2205 чел. [Мярикянова, 2006, C. 75]. В результате последних выборов в 2017 г. среди 211 избранных глав поселений доля женщин составляет 18,48% (39 чел.); среди 2844 депутатов поселений – 49,12%. В настоящее время в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я) представлены 11 женщин-депутатов (15,71%); среди глав 34 муниципальных районов и 2 городских округов республики женщин нет. В связи с этим актуальным остается положение, когда только 22,9% женщин чувствуют и проявляют женскую солидарность, а 50% – ее не ощущают [Винокурова и др., 2004, C. 60]. На вопрос: «Кого бы Вы предпочли избрать депутатом городского собрания при всех равных условиях: мужчину или женщину?» 62,3% респондентов заявили, что депутатом должен быть мужчина и только 21,3% высказались за женщину [Там же, C. 62].
Сегодня женское движение Якутии больше сосредоточено на вопросах государственной поддержки семей, родительства и материнства, занятости населения, реализации права на труд, защиты прав женщин и детей. На XIV съезде, состоявшемся в марте 2016 г., женщины-депутаты выступили с предложением об инициировании проектов федеральных законов о защите женщин от домашнего насилия и жестокого обращения; о внесении изменений в порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в части установления количества точек продажи в зависимости от количества жителей в населенных пунктах; о проведении республиканского референдума на предмет установления полного запрета розничной продажи алкогольной продукции на территории всей республики. Таким образом, так называемый женский вопрос увязывается только с вопросами охраны семьи и материнства, демографии и воспитания детей.
Новое время рождает новые формы общественных движений. Так, на стыке двух веков родилось общереспубликанское движение «Две тысячи добрых дел 2000 года». Толчком к возникновению этого движения послужил добрый почин жителей Мегино-Кангаласского улуса, которые решили возродить якутские традиции народных строек и к 70- летию родного района совершить 70 конкретных дел по благоустройству сел улуса и строительству социальных объектов. Эту инициативу подхватили жители других улусов, и она получила всемерную государственную поддержку: была создана межведомственная исполнительная дирекция под руководством директора АО «Сахаагропромстрой» И.Н. Бочкарева.
В 2000 г. жители и трудовые коллективы республики реализовали 2940 добрых дел. Методом народной стройки были возведены 798 объектов, в том числе: 410 производственных, 90 – образования, 30 – здравоохранения, 163 – культуры, 105 – физкультуры и спорта. Только в одном Верхневилюйском улусе были построены Дом Олонхо, культурно-этнографический центр «Дьөһөгөй», спортивные залы, автомобильный мост через р. Мэнэкээн, средние школы в селах Онхой и Далыр, реконструированы здания библиотеки-музея, медицинских пунктов и др. [Республика Саха (Якутия): навстречу..., 2000]. Впоследствии было принято решение о продолжении общереспубликанского движения добрых дел под девизом «Моя Якутия в XXI веке» во всех улусах, городах и населенных пунктах. Эта общественная инициатива, которая существует и сегодня, стала предтечей современного добровольческого движения в республике.
В современной Якутии пятая часть всех зарегистрированных некоммерческих организаций являются профессиональными союзами. Они объединены в Союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)». В состав Федерации входят структурные организации общероссийских и межрегиональных профсоюзов Общероссийского союза «Федерация независимых профсоюзов России» (ФНПР), действующих на территории республики. Федерация создана в целях координации действий своих членов по представительству и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников. В 2007 г. Федерация профсоюзов Якутии была наделена правом законодательной инициативы. За 10 лет профсоюзы подготовили и внесли на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) 14 законопроектов, из них 8 федеральных, 6 республиканских. Одним из самых значимых документов, который был инициирован Федерацией и принят в 2009 г. парламентом Якутии, является закон «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)» [Романова, 2017].
В Якутии проводится активная работа по налаживанию взаимодействия между общественными объединениями и государственными органами власти. Важную роль в жизни республики сыграло подписание таких документов, как соглашение «Об общественном согласии и гражданском единении в Республике Саха (Якутия)» в 1997 г., «Декларации о консолидации, национальном согласии и взаимодействии власти и общества в Республике Саха (Якутия)» в 2002 г. Подписание Декларации дало толчок созданию Общественно-консультативного совета при Президенте РС (Я). В его состав вошли представители более 30 политических партий, движений и общественных организаций; в 2010 г. – более полусотни общественных формирований, в том числе региональных отделений политических партий. В дальнейшем на заседаниях Общественно-консультативного совета систематически обсуждались вопросы, затрагивающие интересы широких слоев населения, что способствовало не только сохранению стабильной общественно-политической обстановки в республике, но и эффективному решению сложных экономических проблем.
В 2011 г. был принят закон «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)», призванной обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления республики для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества в Якутии. Тогда же был сформирован первый состав Общественной палаты республики из 30 членов сроком на три года.
В декабре 2016 г. была принята новая редакция Закона об Общественной палате республики. Согласно ему правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты обладают некоммерческие организации. Треть состава палаты формируется Главой республики, треть – законодательным органом республики, оставшаяся часть – членами Общественной палаты, утвержденными Главой и Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я).
В настоящее время работает третий состав Общественной палаты, состоящий из 66 членов. Члены Общественной палаты активно сотрудничают с общественными организациями и некоммерческими объединениями Якутии, Общественной палатой РФ; проводят приемы граждан, круглые столы и семинары; готовят предложения по внесению изменений в социально значимые законопроекты; координируют создание общественных советов в улусах (районах) и при органах власти республики. Своей важнейшей задачей Общественная палата считает создание системы учета общественного мнения при принятии управленческих решений органами власти всех уровней.
В 2014 г. были приняты законы «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)» и «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)», а также подпрограмма «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» в рамках государственной программы «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 – 2017 годы». Если в 2010 г. в Республике Саха (Якутия) было 1243 некоммерческие организации (НКО), то наначало 2017 г. – 2109, а социально ориентированных (СОНКО) – 1593. Только за 2016 г. было зарегистрировано 146 новых СОНКО [Маклашова, 2018].
Становление многопартийной системы в Якутии шло в общем русле российских политических процессов. Одной из первых в республике появилась Демократическая партия Якутии, учредительная конференция которой состоялась 3 марта 1991 г.; председателем был избран В.И. Буслаев. Своей основной целью партия считала осуществление в Якутии политических, экономических и социальных преобразований, направленных на формирование гражданского общества, совершенствование конституционного строя и создание эволюционно развивающегося правового государства [Краткий информационный справочник..., 1995, С. 6].
В это же время были образованы Республиканская (народная) партия Якутии (учреждена 13.10.1991), «Народный фронт Якутии» (28.03.1992), общественно-политическое объединение «Либеральный центр» (15.05.1993) и др. В деятельности всех этих общественно-политических структур можно проследить два основных направления: социально-экономическое развитие республики и возрождение традиционной самобытности народов Якутии. Среди своих целей «Народный фронт Якутии» также обозначил «исключение возможности необратимых воздействий на экологию Республики Саха» [Там же, С. 11].
Несмотря на запрет деятельности на территории России Коммунистической партии, в республике создавались отдельные объединения, провозгласившие себя идеологическими правопреемниками КПСС. Уже в ноябре 1991 г. была образована Коммунистическая рабочая партия Якутии; в апреле 1993 г. зарегистрирована Коммунистическая партия Республики Саха (Якутия), которая впоследствии вошла в состав КПРФ и стала работать как ее региональное отделение [Игнатьева, 1999, С. 90].
В Якутии также функционировали региональное отделение Партии экономической свободы (ПЭС), Демократическая партия России (в г. Ленске), Якутское региональное отделение Партии российского единства и согласия (ПРЕС) [Краткий информационный справочник..., 1995, С. 6-12; Опыт..., 2003, С. 120-121].
Одним из ярких примеров, характеризующих сложное многообразие политических и идеологических воззрений того времени и особенности самой республики, является история деятельности партии «Сир» («Земля») Республики Саха (Якутия), которая выступала за возрождение и развитие семейного крестьянского хозяйства. Она была образована 8 апреля 1992 г. на базе Крестьянского союза Якутской-Саха ССР, созданного годом ранее для защиты интересов жителей якутского села в условиях реформ. В этот период шел процесс разгосударствления и приватизации; переход к рыночным отношениям стал причиной глубокого экономического кризиса в аграрных районах, распадались совхозы и другие коллективные хозяйства. В этих условиях в республике начали появляться крестьянские (фермерские) хозяйства. Если в 1990 г. было создано 41 хозяйство, то в 1993 г. уже 1370, 1996 г. – 3710, 2000 г. – 4116 хозяйств [Народ саха..., 2003, С. 308]. Сельское население стало принимать более активное участие в общественно-политической жизни Якутии. Несмотря на свой потенциал, партия «Сир» не получила ожидаемой поддержки селян ввиду противоречивости своих целей. Программа партии представляла собой «эклектичное сочетание различных идеологических ценностей, например, выступала и за частную собственность на землю, и за дальнейшее укрепление советских хозяйств» [Игнатьева, 1999, С. 103]. К середине 1990-х годов деятельность партии фактически прекратилась.
С принятием в декабре 1993 г. Конституции РФ, провозгласившей идеологическое и политическое многообразие, начался новый этап развития многопартийности, в котором проявилась еще одна особенность – всплески активности политических партий стали совпадать с избирательными кампаниями, особенно федерального уровня. В Якутии, как и во многих субъектах России, ежегодно возникали и распадались десятки политических объединений. Несмотря на стихийность данного процесса, именно в этот период окончательно сложилась парламентская система, ставшая неотъемлемой частью современного общественного устройства.
Развитие многопартийности в Республике Саха в определенной степени можно проследить на примере политических кампаний республиканского и федерального уровня. Так, если на первых выборах президента Якутии в 1991 г. партии не оказывали никакого влияния на избирательный процесс, то уже на выборах 1996 г. двое из пяти кандидатов на должность президента республики указали на свою партийную принадлежность: А.Н. Алексеев, член КПРФ и Н.Е. Архипов, член Социал-демократической партии РС (Я). О влиятельности партий можно судить по тому, что за коммуниста А.Н. Алексеева проголосовали 25,5% избирателей, за Н.Е. Архипова 1,5 % избирателей Якутии.
Динамика электоральных предпочтений на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации свидетельствует о популярности Коммунистической партии, которую 12 декабря 1993 г. поддержали 8,6%, 17 декабря 1995 г. – 17,6%, 19 декабря 1999 г. – 22,4% избирателей Якутии. В список партий, преодолевших 5%-й барьер, неизменно входит и Либерально-демократическая партия России, за которую в 1993 г. проголосовали 14,37%, в 1995 г. – 6,8 %, в 1999 г. – 6,12% избирателей республики.
Новый этап формирования политических партий в стране начался в 2001 г., когда был принят Федеральный закон «О политических партиях». В соответствии с ним, все партии должны были пройти перерегистрацию, так как за ними закреплялся статус единственного общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В результате началась ликвидация региональных и межрегиональных политических общественных объединений, поскольку политической партией теперь могла быть только общенациональная организация. Именно в этот период произошел самороспуск многих региональных партий или их преобразование в общественные движения.
На территории Якутии к началу предвыборной кампании в Государственную Думу России 2003 г. было зарегистрировано 22 отделения общероссийских политических партий, 11 из которых приняли активное участие в избирательном процессе. Всего от республики было зарегистрировано 14 кандидатов в составе различных региональных групп, но при этом оказались не представлены «старожилы» политического поля России, попадающие в первую десятку по рейтингу: ЛДПР, «Яблоко», Российская объединенная промышленная партия.
7 декабря 2003 г. политическими партиями, преодолевшими 5%-й барьер, стали «Единая Россия» (38,94%), Союз правых сил (12,24%), КПРФ (9,03%), «Родина» (8,92%), ЛДПР (7,91%); против всех партий проголосовали 5,18 =% избирателей Якутии. Союз правых сил показал в республике самый высокий результат по России. Коммунисты по сравнению с прошлыми выборами получили вдвое меньше голосов (1999 г. – 22,4%). Несмотря на то, что избирательный блок «Родина» в республике преодолел 5%-й барьер, представлявший ее в Якутии Ф.С. Тумусов не вошел в депутатский корпус по партийному списку, так как местное отделение показало невысокие результаты по сравнению с другими региональными группами. Успех ЛДПР говорит о том, что, несмотря на отсутствие в республике ее зарегистрированного регионального отделения, у партии здесь сложился устойчивый электорат, главным образом в промышленных районах с доминирующим русскоязычным населением.
В 2004 г. была внесена поправка в федеральный закон, согласно которой устанавливалось минимальное количество членов партии – 50 тыс., что в 5 раз превосходило предыдущее требование. К этому времени в Республике Саха действовли 23 региональных отделения политических партий: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Союз правых сил, Аграрная партия России и т.д. Внесенная поправка стала основанием для ликвидации многих существовавших в то время общероссийских политических партий и организаций, соответственно, и их отделений в регионах страны. В результате в 2007 г. на территории Якутии функционировали 14, в 2008 г. – 10 региональных отделений политических партий.
Продолжавшийся процесс партийного строительства ознаменовался объединением таких крупных политических партий, как «Единая Россия» и Аграрная партия России; появлением нового объединения «Правое дело», созданного посредством слияния трех партий – Союза правых сил, «Гражданская сила» и Демократической партии России. В итоге этих преобразований в 2009 г. на территории Республики Саха вели свою деятельность семь региональных отделений политических партий – «Единая Россия», Коммунистическая партия РФ, «Справедливая Россия», Либерально-демократическая партия России, «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России».
Выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), состоявшиеся 2 марта 2008 г., впервые проводились по смешанной системе. Отметим, что на предыдущих выборах в республиканский парламент партийная принадлежность кандидатов в депутаты не играла существенной роли. Депутатский корпус первых трех созывов (1993-1997 гг., 1997-2002 гг., 2002-2008 гг.) формировался только по избирательным округам, без учета партийных списков.
Половина состава народных депутатов (35 чел.) избиралась по одномандатным избирательным округам, а другая половина – по партийным спискам. Всего в выборах приняли участие 75,09% избирателей Якутии. По республиканскому избирательному округу наибольшее количество голосов было отдано за партии «Единая Россия» – 52,62%, КПРФ – 15,79%, «Справедливая Россия» – 14,46%, Аграрная партия России – 8,14% и ЛДПР – 6,54%. Таким образом, представительства в Ил Тумэн добились четыре партии из пяти, принимавших участие в выборах; ЛДПР не смогла преодолеть установленный республиканским законодательством барьер в 7%.
В своем «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» от 5 ноября 2008 г. президент России Д.А. Медведев высказал идею о поэтапном снижении минимального количества членов политической партии для государственной регистрации, которую затем внес в Государственную Думу РФ в виде проекта федерального закона. 15 апреля 2009 г. данный законопроект был одобрен Государственной Думой, а 22 апреля 2009 г. – Советом Федерации. Начиная с этого времени отмечается обратная тенденция, характеризующаяся ростом числа общественных и политических объединений. В итоге упрощения порядка регистрации началось увеличение численности политических партий и объединений: в 2011 г. их было зарегистрировано 7, 2012 г. – 43, 2013 г. – 19, 2014 г. – 5.
На выборах в Государственную Думу 2011 г. от Якутии было зарегистрировано в составе региональных групп политических партий 28 кандидатов, в том числе от «Справедливой России» – 7, ЛДПР – 1, «Патриотов России» – 3, КПРФ – 6, «Яблоко» – 3, «Единой России» – 5, «Правого дела» – 3 кандидата. Всего в голосовании приняли участие 60,05% избирателей Якутии. По итогам выборов Республика Саха получила два мандата в Государственную Думу РФ: М.Е. Николаев от партии «Единая Россия», Ф.С. Тумусов – от партии «Справедливая Россия». Третьим думским депутатом от Якутии можно считать И.Н. Абрамова, возглавлявшего дальневосточный список ЛДПР.
В выборах в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) 2013 г., проходивших по мажоритарно-пропорциональной системе, приняли участие 45,4% избирателей республики. Из 22 зарегистрированных региональных отделений общероссийских партий 18 выдвинули своих представителей, 17 – выдвинули кандидатов и по одномандатным округам. Партия «Единая Россия» выдвинула кандидатов по всем 35 одномандатным округам, «Справедливая Россия» и «Трудовая Россия» в 17, КПРФ и «Гражданская платформа» – в 16, ЛДПР – в 14, «Родина» – в 9; остальные партии выдвинули только по одному кандидату.
В избирательные бюллетени по республиканскому избирательному округу были включены 14 политических партий. По итогам выборов только три политические партии были допущены к распределению мандатов в Ил Тумэн: «Единая Россия» (47,41% голосов избирателей), «Справедливая Россия» (16,01%), КПРФ (12,82%). Согласно ст. 82 закона «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)», где говорится, что один мандат передается партии, получившей от 5 до 7% голосов, член ЛДПР получил мандат народного депутата, хотя набрал 6,3% голосов избирателей. Таким образом, впервые в республиканский парламент прошел кандидат от этой партии.
Процесс модернизации политической системы Российской Федерации продолжается. Эффективный межпартийный диалог является одним из ключевых факторов формирования культуры широкого диалога и цивилизованной политической борьбы. В 2015 г. указом Главы Якутии был создан Совет по взаимодействию с региональными отделениями политических партий при Главе РС (Я) с целью эффективного взаимодействия региональных отделений политических партий, органов власти и институтов гражданского общества. В состав Совета вошли представители 22 региональных отделений общероссийских политических партий и объединений. На его заседаниях рассматриваются вопросы развития гражданского общества в Якутии, участия партий в разработке социально значимых проектов законов Республики Саха.
На 15 февраля 2015 г., по данным Министерства юстиции РФ, было зарегистрировано 77 политических партий, из них 33 имели региональные отделения на территории республики. Самым крупным из них является отделение партии «Единая Россия» – 29 723 чел. в 36 районных отделениях. В рядах партии «Справедливая Россия» числится 3753 члена в 26 отделениях по всей Якутии. Региональное отделение Аграрной партии России насчитывает 2226 членов, КПРФ – 2056, ЛДПР – 1508, Российской партии пенсионеров за справедливость – 1884. Остальные филиалы общероссийских партий и объединений в республике насчитывали менее 1000 чел. и почти не были представлены на улусном (районном) уровне.
В постсоветский период особое место в духовной жизни народов республики стала занимать религия. С 1992 по 2012 гг. численность религиозных организаций увеличилась с 3 до 127; также выросло количество религиозных групп. Эти организации представляют 15 конфессий. 62 организации относятся к традиционным для России религиозным верованиям (православие, ислам, иудаизм и буддизм), среди которых лидируют организации Русской православной церкви (РПЦ), что вполне понятно, так как большая часть населения Якутии, в том числе коренные народы, исповедуют православие.
Бурный всплеск религиозности обусловлен ростом национального самосознания и конфессиональной самоидентификации населения Якутии, что дало некоторое преимущество для этнических религий – христианства, мусульманства, буддизма. Немаловажную роль сыграли нестабильность трансформирующегося общества, сопровождавшаяся социально-психологическим дискомфортом и эскапизмом; традиции объединения по религиозному признаку; свободное проникновение новых религий вследствие расширения международных связей [Шишигин, 1994; Николаев, Васильев, 2000; Васильева, Шишигина, 2002].
Торжественное празднование в 1988 г. 1000-летия крещения Руси на государственном уровне обозначило кардинальное изменение отношения государства к религии в целом, особенно к православию. В 1993 г. восстанавливается Якутская и Вилюйская (впоследствии Якутская и Ленская) епархия Русской православной церкви. Первым епископом (с 2000 г. – архиепископом) Германом (Моралиным) была проделана большая работа по распространению православной веры: он ездил в самые отдаленные районы Якутии для крещения населения, поддерживал открытие библиотек и воскресных школ при приходах, способствовал переизданию на якутский язык «Священного писания», молитвослова и катехизиса.
Власти, различные предприятия и общественные объединения, население республики оказали значительную материальную и финансовую поддержку Якутской и Ленской епархии, которой были возвращены отреставрированные Преображенская церковь и Градоякутский Свято-Никольский собор в Якутске; АК «АЛРОСА» построила десятки православных соборов и часовен на всей территории республики; в отдельных улусах церкви возводились методом «народной стройки». В 2005 г. общественность республики широко отметила 135-летие Якутской и Ленской епархии: прошла первая межрегиональная научная церковно-историческая конференция «На службе Богу и якутскому народу», состоялась презентация современного перевода на якутский язык «Нового Завета», открылась специальная экспозиция по истории православия в Якутии в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского [Игнатьева, 2008, С. 242]. Как показало социологическое исследование, проведенное в 2010- 2011 гг. в трех районах и г. Якутске, 50% опрошенных лиц считают себя верующими, при этом 35% – православными. В сельской местности Якутии численность верующих людей гораздо меньше, чем в городе [Астахова, 2012].
При содействии Департамента по делам народов РС (Я) в 2011 г. Якутская и Ленская епархия и Московская патриархия РПЦ подписали договор об издании полного собрания сочинений святителя Иннокентия (Вениаминова); проведена большая работа по преобразованию Якутского духовного училища в Якутскую духовную семинарию. На 1 января 2012 г. епархия подписала «Соглашение о сотрудничестве в разных сферах деятельности» с 13 министерствами и ведомствами федерального и республиканского уровня. Разработан проект сотрудничества Якутской и Ленской епархии с Антинаркотической комиссией РС (Я), которым предусматриваются проведение совместных мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотиков, психосоциальная и духовно-нравственная реабилитация больных наркоманией, развитие реабилитационных организаций и др.
Важное место в религиозном ренессансе занимает формирование неоязыческого движения на основе традиционных верований коренных народов Якутии. Наиболее яркими представителями религиозного неоязычества, тесно связанного с национально-культурным подъемом народа саха, были И. Николаев – Уххан и Л. Афанасьев – Тэрис, посвятившие себя возрождению самобытных дохристианских верований и их духовных ценностей. В 1993 г. была зарегистрирована религиозная организация «Кут-Сюр», духовным отцом которой был Л. Афанасьев – Тэрис. Он разработал «Учение Айыы» – философско-теологическое учение о морали и нравственности, основанное на законах природы; идеологической базой учения выступало «белое» шаманство [Якуты (саха), 2013, С. 369].
В 1994 г. была создана республиканская организация «Итэдэл» («Вера»), которая, согласно ее уставу, являлась научно-культурологическим обществом. Его лидер И.И. Шамаев и члены организации видели свою задачу в распространении «Учения Айыы» и признании его в качестве национальной религии якутов. Разногласия между Л. Афанасьевым – Тэрисом и В.А. Кондаковым (известным народным целителем, почитавшимся в народе как белый шаман) в вопросах о сущности шаманства, его роли и месте в «Учении Айыы» привели к расколу среди представителей неоязычества. Члены образованной впоследствии организации «Сырдык Аартык», руководимой А. Михайловым – Кыта-Баалы, поставили своей целью строительство комплекса Айыы и храмов Айыы в улусах, развитие народного целительства и др. Хотя в настоящее время этой организации нет, ее последователи строят специальные дома-балаганы, где продолжают проводить национальные обряды. Сегодня официально зарегистрированы и функционируют местные религиозные организации «Аар Айыы итэдэлэ» («Религия Аар Айыы») в г. Якутске и с. Сунтар; время от времени стихийно появляются и различные неоязыческие группы.
В республике получили распространение нетрадиционные религиозные организации, связанные с римским католичеством, протестантскими конфессиями (евангельские христиане: баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, представители Новоапостольской церкви) и новыми религиозными движениями (Церковь объединения «Муна» и др.). По данным государственной статистики, их численность постоянно растет: в 1992 г. – 3, 2006 г. – 96, 2016 г. – 180 объединений [Рожин, 2016; Методический справочник..., 2001, С. 45-46]. Как показывают массовые опросы, эти организации пользуются популярностью среди населения республики, несмотря на довольно высокие взносы на их нужды. Новообращенных привлекает внутриобщинная помощь, в том числе материальная, совместное проведение праздников, негативное отношение к алкоголю и курению.
Вместе с тем некоторые из подобных организаций, главным образом новые религиозные движения, признанные на международном и российском уровне деструктивными и тоталитарными, представляют угрозу стабильности общества, поскольку функционируют без официальной регистрации, пропагандируют отчуждение от общества: отказ от гражданского паспорта, несения воинской повинности, обучения детей в школе, запрет на переливание крови, ограничения в питании и т.д. Например, в конце 90-х годов XX в. широкую огласку получили попытки использовать религиозные чувства для провоцирования социальных конфликтов, а также случаи духовной агрессии отдельных религиозных групп (общины евангелистов-пятидесятников в г. Алдане, баптистов-инициативников в пос. Чернышевский), нанесших вред духовно-нравственному здоровью людей, их жизни, имущественным и другим правам.
Удовлетворение интересов и потребностей людей, связанных с их религиозной принадлежностью, является важным компонентом государственной национальной политики Республики Саха. Для регулирования вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и конфессий, функционирует Комиссия по вопросам религиозных объединений РС (Я), в составе которой представители органов власти и управления, народные депутаты, члены различных конфессий, специалисты в области религии и др. В 2004-2005 гг. были созданы муниципальные комиссии по вопросам религиозных объединений в 32 улусах (районах) республики. В соответствии с их решениями были подготовлены и приняты нормативные документы, регулирующие деятельность религиозных объединений в Якутии, в частности вопросы учета и согласования их интересов и потребностей, путей и методов их удовлетворения; поддержки их благотворительной деятельности; распространения идей духовного единства народов республики; организации курсов для государственных служащих; освещения религиозной ситуации в республиканских СМИ и др.
Следует отметить, что для духовного и нравственного развития общества диалог власти и религиозных объединений – представителей мировых религий, конфессий, традиционных верований коренных народов Якутии – имеет позитивное значение. В столице республики в 2002 г. открылся Центр духовной культуры «Арчы», осуществляющий также широкую образовательную, культурную и просветительскую деятельность; в 2005 г. появилась самая северная мечеть России, построенная на личные пожертвования мусульман Якутии. Уважение и поддержку у населения республики вызывает благотворительная деятельность религиозных объединений в домах престарелых, инвалидов, больницах, учреждениях исполнения наказаний; участие в работе Православной республиканской детской школы, еврейской воскресной школы, католической воскресной школы польского общества «Полония», воскресной школы «Союза армян Якутии» и т.д.; восстановление и благоустройство мусульманского кладбища и установление памятника воинам-мусульманам, погибшим в годы Великой Отечественной войны [Игнатьева, 2008].
Таким образом, общественные организации играют значительную роль в политической жизни республики, а сферы и направления их деятельности отличаются многообразием. Власти Якутии всемерно поддерживают общественные инициативы в области государственной конфессиональной политики и религиозной жизни, что способствует распространению толерантности во взаимоотношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий.