наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Развитие промышленности и транспорта.

Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от организации бесперебойного тылового обеспечения Красной Армии, что представляло ис­ключительно трудную задачу в условиях, когда на­ступление немецко-фашистских войск и их союз­ников опиралось на мощный военно-промышленный потенциал оккупированных ими стран почти всей Европы. Отражение нависшей угрозы было возмож­но только при максимальной мобилизации всех сил многонационального советского народа.

В Якутии, в отличие от Урала и Сибири, не было промышленных предприятий, эвакуированных из европейской части СССР, а также собственной крупной обрабатывающей промышленности. Однако она являлась поставщиком важнейших видов стра­тегического сырья – золота, олова, слюды и др.

Ведущая отрасль индустрии республики – золо­тодобывающая промышленность – была представ­лена союзными трестами Якут- и Джугджурзолото Наркомцветмета СССР, а так же Индигирским гор­но-промышленным управлением Дальстроя НКВД СССР, организованным в 1944 г. в Оймяконском районе ЯАССР.

Война вызвала сложные негативные процессы в отрасли. После первых мобилизаций военнообязан­ных в 1941-1942 гг. (6678 чел.) на Алдане возник острый дефицит рабочей силы, прежде всего ква­лифицированной [Петров, 1992, С. 31, 35]. В тресте Якутзолото обеспеченность рабочей силой снизи­лась до 53,2%. Уже к 1 сентября 1942 г. здесь из 4907 рабочих 1897 чел. были женщинами, 1193 – мужчинами старше 40 лет, 525 – инвалидами и подростками [Там же, С. 36].

В 1943 г. в связи с проведением военных призы­вов и выездом на прежние места жительства оста­лось лишь 18% рабочих-забойщиков от числа заня­тых на предприятиях треста Якутзолото в июне 1941 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 415]. Такое количественное и качественное сни­жение состава рабочих кадров для Алданских при­исков, самых крупных и механизированных в дан­ной отрасли промышленности Якутии, создало исключительно большие трудности в эксплуатации шахт, силовых установок, драг и Лебединской рудной фабрики.

В отличие от Якутзолото, трест Джугджурзолото разрабатывал старательским ручным способом наи­более богатые прииски нового промышленного района, за исключением организованной на Ыныкчане экскаваторной добычи золота. В первые годы Великой Отечественной войны там проводилась лишь частичная мобилизация мужчин на фронт, но с начала войны расширилось вовлечение жен­щин в производство (к марту 1942 г. их насчитыва­лось более 300 чел.). Положение резко изменилось с 1943 г., когда началась массовая мобилизация воен­нообязанных, и 806 чел. из числа рабочих треста ушли на фронт. В 1944 г. трест Джугджурзолото был обеспечен рабочей силой только на 62% от плановых показателей.

Драги, экскаваторы, электростанции, рудообраба­тывающая фабрика и технологический транспорт работали на износ при сокращении до минимума или вообще прекращении завоза запасных частей. В 1940-1942 гг. заявки треста Джугджурзолото на получение запасных частей удовлетворялись на 33,4-52,5%. Еще сложнее было положение на Ал­дане, где прежде существовал значительный техни­ческий парк. Потребовалась организация изготов­ления различных запасных частей и даже сложных узлов и деталей на Алданском машремзаводе в ус­ловиях режима жесткой экономии сырья и мате­риалов. Производственная деятельность треста Якутзолото осложнялась и тем, что добыча золота все больше переносилась на отдаленные прииски Учурского, Тыркандинского, Тимптонского рай­онов, расположенных от Алдана за сотни километ­ров при почти полном бездорожьи. Сокращение объема финансирования геолого-разведочных работ не только сказывалось на детальном изучении этих малообследованных районов, но и создавало про­блемы для дальнейшего развития отрасли в целом.

Война принесла горнякам, помимо потери род­ных и близких на фронтах, резкое ухудшение жи­лищно-бытовых условий, усиление социальных бо­лезней. Были введены месячные нормы снабжения продуктами питания. Мясо, рыба, дичь отпуска­лись при наличии завоза по централизованным фондам и региональным заготовкам в размере норм, установленных исполнительными комитетами местных органов власти. Нормы выдачи продуктов горнякам как занятым в оборонной отрасли про­мышленности имели некоторые преимущества по сравнению с общим базовым размером их отпуска рабочим, но они не компенсировали трудозатраты на тяжелых горных работах.

На фоне обострения военно-политической обста­новки на фронтах и социально-экономических про­блем в тылу на золотых приисках Алдана и Джугджура произошли отдельные рецидивы уголовно­?преступных проявлений. Так, в конце 1942 – на­чале 1943 г. на Алдане действовал бандитский вооруженный отряд Е.Н. Павлова в составе 30 чел., напавший на прииск «Хатырхай» и старательский участок «Крутой». Бандитская группа В.Н. Орлова, орудовавшая в Аллах-Юньском районе, насчитыва­ла 30 чел. и состояла в основном из старателей, вступивших в сговор с некоторыми людьми из вооруженной охраны приисков. В 1942 г. она совер­шила налеты на прииски «Евканджа» и «Светлый» треста Джугджурзолото. При ее ликвидации было изъято до 11 кг золота [Алексеев, 1996, C. 94, 96; 2004а, C. 147].

Руководящие органы власти республики и золо­топромышленных районов Якутии направляли уси­лия горняков на преодоление создавшихся трудно­стей военного времени, мобилизацию всех внутренних резервов производства. Была организо­вана широкая поддержка патриотического движе­ния, призывавшего не покидать рабочее место, не выполнив дневное производственное задание. Ле­том 1943 г. на Алдане был введен 12-часовой рабо­чий день вместо 10-часового и без выходных. Про­водились сокращение рабочих в подсобных цехах, перемещение высвобожденных трудовых ресурсов непосредственно на добычу золота, а также массо­вое привлечение женщин к горным работам. В свя­зи с уменьшением объема государственного сектора работ трест Якутзолото расширял старательскую добычу золота. Его промывку вели не только арте­ли кадровых старателей, но и вновь организован­ные женские старательские бригады, а также «золотничники» – домохозяйки, дети, старики, работавшие на отвалах и целиках, оставшихся от прежних эксплуатационных работ.

Военная обстановка изменила многое в организа­ции традиционного Всесоюзного соревнования предприятий золотодобывающей промышленности страны. Движение новаторов приняло новое, поис­тине военно-патриотическое звучание. Известные стахановцы В.А. Лобанов, М.Д. Канфазаров (Алдан), В.П. Валентов, С.И. Мургин (Джугджур) и другие первыми встали на боевую вахту, поддержав почин молодых рабочих Москвы, Свердловска «работать и за товарища, ушедшего на фронт». Когда осенью 1941 г. молодые рабочие Горьковского автозавода и Уралмаша выступили с призывом организовать со­ревнование фронтовых бригад, движение двухсотников стало приобретать качественно новый харак­тер. Теперь оно начало переход от рекордов отдельных новаторов к высоким трудовым достиже­ниям целых коллективов. Так, в 1943 г. в тресте Якутзолото в нем участвовали 66 комсомольско-молодежных бригад в составе 500 чел., в тресте Джугджурзолото – 100 и 1500 соответственно [Ковлеков, 1988, C. 57-58].

Достойный пример показывали коммунисты и комсомольцы, на которых возлагалась особая от­ветственность. В 1942 г. на Джугджуре забойщик- коммунист С.Ф. Филатов выполнял по две-три нормы за смену даже на участках с тяжелыми гор­ными условиями. На прииске «Юдома» (директор А.П. Салов) все 675 членов комсомольско-молодеж­ных бригад были двухсотниками, стахановцами и ударниками [Сивцев, 1988, С. 219-220]. Значительно­му расширению движения двухсотников способствовало также распространение через стахановские школы метода многоперфораторного бурения в многокамерных (до 25-30) забоях, выработанного забойщиком В.П. Валентовым (прииск «Ыныкчан») на основе опыта мастеров скоростного бурения других горнодобывающих регионов страны. Это новшество позволяло повысить производительность труда забойщика в несколько раз при 5-7-кратном сокращении числа занятых в забое. Почин был полностью поддержан Главзолото Наркомцветмета СССР для внедрения в других золотопромышлен­ных районах Советского Союза. В 1942 г., как и в 1941 г., трест Джугджурзолото уже 3 октября дос­рочно завершил свой годовой план, сдав в конце года 5205 кг золота [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 418]. Это был рекордный показатель за весь предшествующий период его деятельности. По итогам Всесоюзного соревнования предприятий отрасли в июне и августе 1942 г. трест Джугджурзолото, а прииск «Ыныкчан» в сентябре удостои­лись третьей премии Наркомцветмета СССР.

В январе и феврале 1943 г. прииску «Ыныкчан», получившему первую Всесоюзную премию, было присвоено звание «Лучший прииск цветной метал­лургии» с вручением переходящего Красного знаме­ни ГКО. В марте 1943 г. коллектив прииска высту­пил с обращением, развернуть предмайское соревнование работников золотой промышленности страны, приняв обязательство выполнить 4-месяч­ный план добычи золота на 150% [Вклад народов Якутии..., 1985, С. 144, 146]. С начала войны до июня 1943 г. трудовые достижения коллективов треста Джугджурзолото и входящих в него приис­ков 11 раз отмечались премиями Наркомцветмета СССР и ВЦСПС [Там же, С. 188].

В ходе Всесоюзного соревнования 1943 г. горня­ки, воодушевленные разгромом немецко-фашист­ских войск под Сталинградом и Курском, широко поддержали патриотические движения за право подписи трудового рапорта фронтам Красной Ар­мии и создание Фонда Победы. В тресте Джугджурзолото в соревнование включились 82,55% рабочих, что обеспечило перевыполнение государ­ственного плана 1943 г. В результате 3136 передовых горняков треста Джугджурзолото добились права подписи трудового рапорта войскам Ленинградско­го фронта, прорвавшим в январе 1944 г. вражескую блокаду Ленинграда [Ковлеков, 1988, С. 71].

Во Всесоюзном соревновании 1944 г. горняк и треста Джугджурзолото добились новых успехов. Трест, отмеченный в январе – марте 1944 г. пре­миями Наркомцветмета СССР и ВЦСПС за пере­выполнение планов добычи металла, уже 20 апреля рапортовал о досрочном завершении 4-месячного задания. Наркомцветмет СССР и ВЦСПС 9 мая 1944 г. приняли решение о присвоении этому пере­довому предприятию почетного звания «Лучший трест золотоплатиновой промышленности СССР» и о вручении ему переходящего Красного знамени ГКО [Вклад народов Якутии..., 1985, С. 247, 251]. Горнякам так же поступила приветственная теле­грамма члена Государственного Комитета Обороны А.И. Микояна. Красное знамя ГКО коллектив трес­та удерживал в течение апреля – июня 1944 г. Луч­шие показатели имели прииски «Ыныкчан», «Ми­нор» и «Юдома». Годовой план 1944 г. трест выполнил на 100,2% при нехватке более трети не­обходимой рабочей силы.

Сложнее было положение в тресте Якутзолото. Несмотря на напряженный труд горняков Алдана, план первых двух военных лет не был выполнен. И только с 1943 г. обозначились признаки преодо­ления отставания. На одном из важных для уве­личения добычи золота предприятии – руднике «Лебединый» – уже не осталось ни одного отстаю­щего в сменном задании [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 416]. В 1943-1944 гг. на приис­ках треста Якутзолото в соревновани и участвовало до 95-97% рабочих [Ковлеков, 1988, С. 68]. Летом 1943 г. трест впервые выполнил производственную программу второго квартала, хотя годовое задание выполнить не удалось. 1944 г. стал для горняков Алдана годом больших трудовых побед – трест Якутзолото вышел в ряды передовых в системе Главзолото Наркомцветмета СССР. За 10 месяцев 1944 г. он был 7 раз отмечен премиями Наркомцветмета СССР и ВЦСПС, а в июле – сентябре удерживал переходящее Красное знамя ГКО СССР. «Ленинский» как лучший прииск треста трижды удостаивался переходящего Красного знамени ГКО СССР. Уже 27 октября 1944 г. трест Якутзолото дос­рочно завершил годовое задание по добыче золота. Год закончился перевыполнением плана золотодо­бычи на 11,6% и превышением показателя 1943 г. на 12% [Вклад народов Якутии..., 1985, С. 285]. Данное достижение стало результатом не только повышенного содержания золота на отдельных при­исках, но и, прежде всего, роста производительно­сти труда. Благодаря этому трест добился успеха, имея значительный недобор рабочей силы.

В тяжелейших условиях горняки Алдана и Джугджура трудились на пределе человеческих сил. При 10-часовом рабочем дне люди работали в летние месяцы даже дольше и без выходных. Рабочие под­собных предприятий треста Якутзолото выходили на 5 часов во второй половине рабочего времени на промывку золота [Петров, 1992, С. 36]. Для сотрудников различных организаций и учреждений вы­ходные дни являлись «Днями золота».

Забойщики треста Якутзолото Н.П. Коробкин, П.В. Гуляев, Г.Я. Васильев, А.Л. Мельников; Джугджурзолото – В.П. Валентов, И.В. Лыткин, С.И. Мургин и многие другие показывали высокий пример стахановского труда.

Драгеры треста Якутзолото Н.Н. Волков, М.О. Шишлянников, М.И. Черемных, П.Ф. Вырва и другие, работая на запасных частях, изготовленных из утильлома, обеспечивали успешное проведение промывочного сезона. Упорно овладевая техникой, ударно трудились комсомольско-молодежные брига­ды С.Т. Жемалетдинова на драге и Ф.М. Масютина на участке извлечения золота из руды.

Большую помощь в поддержании в рабочем состоянии золотоизвлекательных машин и оборудования в условиях острого дефицита запасных частей оказывали рационализаторы. Всего за годы войны на предприятиях трестов Якут- и Джугджурзолото было внедрено в производство 753 рационализаторских предложения [Ковлеков, 1988, С. 70]. Авторами нескольких ценных инициатив являлись рационализаторы И.П. Назаров, Л.Г. Ерыкалов, А.А. Белов, Л.И. Казанцев, В.А. Эстеркес и др.

Военное время вызвало массовое вовлечение женщин в горные работы, где прежде применение их труда не имело существенного места. Уже в августе 1942 г. только на прииске «Орочен-2» треста Якутзолото на добычу золота вышли 188 женщин, из них 92 домохозяйки – жены красноармейцев [Вклад народов Якутии…, 1985, С. 70]. К 1944 г. до 47,4% золотодобытчиков Алдана были женщинами [Ковлеков, 1988, С. 54]. Осенью 1943 г. на приисках треста Джугджурзолото было занято 738 работниц [Гусак, 1999, С. 214].

На Алдане Е. Отраднова, Е. Винокурова, Меньшова и другие успешно овладели профессией забойщика, считавшейся сугубо мужской. Бригада забойщицы Е. Отрадновой выполняла до 160% сменного плана. В соревновании по профессиям, организованном в 1944 г. на участке «Верхнесталинский», откатчице Колотушкиной было присвоено звание лучшей. На прииске «Ыныкчан» треста Джугджурзолото забойщица А. Ломакина являлась одной из ведущих стахановок. На участке «Юр» О.Н. Плахина возглавляла самостоятельную женскую старательскую бригаду, выполнявшую норму на 165-193%.

В период летних каникул организовывались десятки ученических бригад. Только в сезон 1944 г. на добычу золота вышли 630 учащихся Алданского округа. В соревновании учащихся, проведенном по призыву коллектива школы № 2 г. Алдана, победителями стали сестры Нина, Галина и Валентина Качановы. На прииске им. ЯЦИК ученица Ведюшенко завоевала звание лучшей откатчицы. Заменив ушедших на фронт братьев, мужей и отцов, женщины и дети совершили в тяжелые годы войны поистине трудовой подвиг.

В военное время, как и в предыдущие годы, применялся принудительный труд «бывших кула­ков», занятых в Ленинском приисковом управле­нии, на руднике «Лебединый», приисках им. ЯЦИК, «Тырканда», подсобных предприятиях, сельхозрабо­тах Алдана. На 1 июля 1941 г. на приисках «Ми­нор», «Юр» треста Джугджурзолото находилось 836 высланных членов семей польских военноплен­ных. На Алдане в 1942 г. их было 700 чел. [Сивцева, 2000, С. 50]. Но в том же году использование труда поляков, высланных в 1940 г. для работы на приис­ках и лесозаготовках, прекратилось из-за плохого физического состояния контингента. К горным ра­ботам привлекались так же заключенные исправи­тельно-трудовых лагерей НКВД ЯАССР. Так, на Алдане существовало до десяти так их лагерей [Ал­данский рабочий, 1995, 7 июля].

Золотодобывающие тресты Якутии, закрепив дос­тигнутые в 1944 г. результаты, встретили в 1945 г. долгожданный День Победы новыми трудовыми ус­пехами. Вступив во Всесоюзное соревнование пред­приятий отрасли, коллектив треста Джугджурзолото выполнил производственный план первого квартала 1945 г. на 122,9%, завоевав переходящее Красное знамя Наркомцветмета СССР и ВЦСПС. Трест Якутзолото занял в январе – марте 3-е место, в ап­реле – 2-е, а в мае – 1-е с вручением Красного знамени Наркомцветмета СССР и ВЦСПС.

Как видно, на всем протяжени и Великой Отече­ственной войны трест Джугджурзолото, а с 1944 г. и Як утзолото находились в ряду передовых пред­приятий Наркомцветмета СССР.

В эти трудные годы трест Джугджурзолото воз­главлял В.А. Собко, Якутзолото – С.Ф. Мальцев. В 1941-1945 гг. горняки треста Якутзолото сдали государству 15,6 т валютного металла, Джугджурзолото – 23 т [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 444; Грязнухина, 2007б, С. 178]. Этого они доби­лись тяжелым трудом, не считаясь с продолжитель­ностью рабочего дня и лишениями военного време­ни. За годы войны только по тресту Джугджурзолото количество двухсотников увеличилось в 20 раз, стахановцев – в 3 раза, ударников – в 2.

Военные годы тяжело отразились на состоянии золотодобывающей отрасли. В чрезвычайных усло­виях того времени происходили резкое сокращение геолого-поисковых изысканий с концентрацией раз­ведочных работ на детализации ранее открытых месторождений, разработка золотоносных площадей с повышенным содержанием металла, что привело к серьезному истощению минерально-сырьевой базы трестов. Так, в конце войны число прииско­вых управлений треста Джугджурзолото сократи­лось с восьми до четырех, а в Якутзолото с 1943 г. усиленно эксплуатировались новые золотоносные участки с повышенной кондицией на Тырканде и Учуре. Положение осложнялось физическим изно­сом промышленного оборудования и технологиче­ского транспорта, ухудшением состояния техники безопасности, снижением качественного состава ра­бочей силы, падением уровня жизни.

На северо-востоке Якутии Дальстрой НКВД СССР проводил интенсивную геолого-разведочную подготовку к промышленному освоению месторож­дений золота в верховьях р. Индигирки, которые от­носились к наиболее перспективным. Эти работы сопровождались попутно-опробовательной добычей золота. Разработка прииска «Победа» началась в 1942 г. В 1943 г. вступил в действие прииск «Панфи­ловский», в 1944 г. – прииски «Тирехтях» и «Ольчан», являвшийся самым крупным и богатым из всех ранее известных. 29 ноября 1944 г. на одном из перспективных месторождений района начало свою деятельность Маршальское приисковое управление. Шла подготовка к пуску прииска им. А.И. Покрыш­кина (Нелькан). Одновременно проводилось строи­тельство зданий для работников управленческого аппарата, службы лагерной охраны, жилых домов для вольнонаемных рабочих и бараков для заключенных.

В составе Дальстроя 29 августа 1944 г. было обра­зовано Индигирское горно-промышленное управле­ние (ИГПУ) на базе уже действовавших и еще строившихся приисков [Хатылаев, 1992, С. 27; Его­ров, Винокуров, 2006, С. 119]. Его начальником на­значили А.В. Ломоносова, главным инженером – Н.С. Соколова. Административным центром ИГПУ стал новый поселок Усть-Нера, расположенный в 1042 км от Магадана. В открытии и изучении Верхнеиндигирского золотоносного района большие заслуги имели В.А. Цареградский (начальник Верхне- индигирской экспедиции Дальстроя), А.П. Васьков- ский (главный геолог), Ю.Н. Трушков (заместитель главного геолога), С.Д. Раковский (начальник Верхнеиндигирского геолого-разведочного района), Е.Т. Шаталов (главный геолог райуправления) и многие другие. Верхнеиндигирский золотопромыш­ленный район, вслед за Джугджурским, стал вто­рым в Якутии районом, где золотоносные месторож­дения были открыты не путем случайных опробовательных поисков, как на Алдане, а в результате планомерно организованных геологических работ.

Отсутствие автодороги не позволяло завозить тя­желое техническое оборудование. Добыча золота осуществлялась с помощью примитивных лотков и деревянных шлюзов с механической подачей воды насосами. Горные механизмы и машины стали поступать только с началом автомобильного движения по трассе Аркагала — Усть-Нера в конце 1944 г. Под­земные работы проводились при свете факелов, а подъем горной массы осуществлялся воротками в бадьях, изготовленных из железных бочек. Развер­нулось строительство ремонтных мастерских, рай­онной электростанции в Усть-Нере, проведение электролиний до Ольчана и Маршальского.

Не хватало рабочей силы. Заключенные Индигирского лагеря были заняты на геолого-разведочных, горно-подготовительных, горно-эксплуатационных, лесозаготовительных, строительных, сельскохозяйст­венных и дорожных работах. Их рабочий день длил­ся 12-14 часов. Кроме того, заключенные трудились на руднике «Аляскитовый», где с 1944 г. велась под­готовка к организации добычи вольфрама. Однако в военные годы контингент заключенных сильно со­кратился ввиду их высокой смертности и других причин. Вольнонаемных в ИГПУ в 1944 г. насчиты­валось всего 1250 чел. [Широков, 2009, С. 320]. Для покрытия дефицита рабочей силы Дальстрой в мар­те 1945 г. собрал 1700 заключенных из разных лагерей, и уже в январе 1946 г. в ИГПУ их насчитыва­лось 4808 чел. (59,6% от общей численности рабочих) [Зеляк, 2004, С. 118; Хатылаев, 2006, С. 30]. Среди них было немало осужденных по политическим моти­вам. В 1945 г. Дальстрой решил отправить на прииск «Победа» группу спецпереселенцев [Широков, 2009, С. 304]. Одновременно прибыло пополнение из моло­дежи, направленной по комсомольским путевкам. Благодаря завозу дешевой рабочей силы и высокому содержанию золота в песках, ИГПУ удалось быстро стать важным звеном в системе предприятий Дальстроя и уже в 1945 г. увеличить добычу метал ла до 19,7 т [Бацаев, 2002, С. 143; Зеляк, 2004, С. 118]. Ос­тальные горно-промышленные управления Дальстроя сдали в 1945 г. всего 53,9 т золота [ГАМО, Ф. 137. Оп. 16. Д. 62. Л. 37][1]. Среди предприятий ИГПУ лучших производственных показателей добился при­иск «Маршальский», завоевавший в 1945 г. переходя­щее Красное знамя ГКО СССР.

Итак, в годы Великой Отечественной войны тресты Джугджур- и Якутзолото, а также возник­шее в этот период Индигирское горно-промышлен­ное управление Дальстроя сдали государству не менее 60 т валютного металла.

 

[1] Документ предоставлен В.Г. Зеляком.

Оккупация вражескими войсками слюдодобы­вающих рудников на Кольском полуострове и в Карелии, сокращение разведанных запасов этого стратегического сырья в Красноярском крае и Ир­кутской области вызвали необходимость и неот­ложность промышленного освоения слюдяных ме­сторождений Алданского района ЯАССР. Случайное открытие в октябре 1940 г. в 65 км от г. Томмот ме­сторождения слюды-флогопита охотником В.Н. За­харовым в бассейне р. Эмельджак (приток р. Ыллымах) подтвердилось летом 1941 г. разведочными работами геологического отряда горного инженера А.С. Амеландова с участием представителя треста Союзслюда Л.К. Нихтофинстера. По распоряжению СНК СССР от 21 ноября 1941 г. Наркомат промстройматериалов СССР 8 декабря 1941 г. образовал Алданское рудоуправление треста Союзслюда, кото­рое возглавил А.К. Ермолов [Хатылаев, 1992, С. 78; 2002, С. 47-48].

В течение 1942 г. были организованы два рудни­ка – «Эмельджак» и «Колтыкон» (небольшое месторождение вблизи г. Алдан, открытое геологами в 1940 г.), цех обработки (колки) слюды, Томмотская транспортная и Тындинская грузоперевалочная базы, набор рабочей силы, доставка оборудования и инструментов.

Первооткрыватель С.271
Первооткрыватель Эмельджакского слюдяного месторождения, участник Великой Отечественной войны В.Н. Захаров. Фотофонд Алданского историко-краеведческого музея, № 83-84.

К добыче слюды рудоуправление приступило вес­ной 1942 г. Контингент рабочих насчитывал 217 чел. и состоял из мужчин, не призванных на фронт по состоянию здоровья, женщин и подростков. Позд­нее доставили группу спецпереселенцев, которых к 1 января 1944 г. на Эмельджаке насчитывалось 33 чел. [НА РС (Я), Ф. Р-70. Оп. 69. Д. 179. Л. 2; Сив­цева, 2012, С. 105].

Прибывшие на Эмельджак, где сосредоточились основные горно-эксплуатационные работы, обуст­раивались в палатках, землянках, наспех сооружен­ных срубленных домах. Эксплуатацию рудника пришлось начать даже без горно-подготовительных работ. Добыча слюды велась карьерным способом с помощью кувалды, лома, лопаты, кирки. Порой приходилось выбирать наиболее крупные кристал­лы. Был механизирован лишь труд бурильщиков, которых не хватало. Продолжительность рабочего дня составляла 10-12 часов.

В борьбе с трудностями проявляли себя передо­вики производства: на Эмельджаке – бурильщики И.А. Степанов, Н.А. Плоцкий, откатчицы П.М. Ма­кеева, Н.И. Каменская, на Колтыконе – бурильщик В.М. Чудов, в цехе колки – К.П. Никулина и др. За трудовые успехи во Всесоюзном соревновании 1942 г. Алданскому рудоуправлению была вручена премия Наркомпромстройматериалов СССР и ВЦСПС. В 1944-1945 гг. рудоуправление значитель­но укрепилось. Началась механизация горных ра­бот. В 1945 г. на Эмельджаке прошел запуск элек­тростанции. Среднегодовая численность рабочих достигла 452 чел. [Дегтярева, 2004, С. 216; Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 446]. Из 65 чле­нов комсомольско-молодежных бригад 42 чел. явля­лись стахановцами. Одной из таких бригад успеш­но руководила Е. Васильева.

Объем добычи слюды-сырца ежегодно возрастал и в 1942-1945 гг. составил 8699 т [Гусак, 1997, С. 26; Хатылаев, 2010, С. 232]. В таежной глуши в столь кратчайший срок с момента открытия флогопито­вого месторождения возникла новая – слюдодобы­вающая – отрасль всесоюзного подчинения. Значе­ние этого факта усиливалось особенностью сложившейся обстановки, когда в условиях военно­го времени резко обострилась потребность в слюде как электроизоляционном материале для предпри­ятий промышленности, прежде всего оборонной.

В годы Великой Отечественной войны Алданской экспедицией Всесоюзного треста № 13 добывался горный хрусталь, применявшийся в производстве оптических приборов. В 1944 г. на долю Якутии приходилась почти четверть всесоюзной добычи данного ценного минерала [Петров, 1992, С. 55].

На севере Якутии Янское горно-промышленное управление (ЯГПУ) Дальстроя сконцентрировало финансовые и трудовые ресурсы для ускорения пуска Эсе-Хайского оловянного рудника, Батагайской обогатительной фабрики, электростанции, ав­тодороги Эсе-Хая — Батагай (20 км), необходимой для доставки руды на фабрику, строительства жи­лья для специалистов и вольнонаемных рабочих. Для наращивания темпов их сооружения к лесоза­готовительным и грузоперевозочным работам при­влекались местные жители. Только в 1942 г. на гру­зоперевозки было мобилизовано до 200 колхозников, 900 лошадей и 420 оленей [Гоголев, 1971, С. 132]. Была создана разветвленная сеть лагерей для за­ключенных, отправленных из центральных регио­нов страны по железной дороге в Приморье, а от­туда через порт Находка водным транспортом до устья р. Яны. Вслед за ранее действовавшей Эсе-Хайской исправительно-трудовой колонией появи­лись лагерные пункты на рудниках «Кестер», «Илин-Таас», в поселках Батагай, Буравли, Юттях, на речных пристанях и в других местах. На лесо­заготовительных участках, геологических полигонах имелись лагерные командировки.

Труд заключенных, являвшихся там основной ра­бочей силой, применялся на всех видах работ: гео­лого-разведочных, лесозаготовительных, горно-экс­плуатационных и т.д. Вскоре быстрый рост их численности постепенно сменился ее значительным сокращением и увеличением количества вольнона­емных рабочих. В 1942-1943 гг. в ЯГПУ положение стало столь сложным, что регистрировались случаи нападения заключенных на бойцов лагерной охра­ны [Казарян, 1989б, С. 37; Широков, 2009, С. 294].

Производственные объекты возводились без гене­рального плана будущего оловокомбината. В 1941 г. в основном закончилось строительство Эсе-Хайского рудника на главных жилах месторождения оло­ва. В 1942 г. была пущена Батагайская электростан­ция мощностью 552 кВт. 19 марта 1943 г., хотя и с задержкой, вступила в строй первая очередь Батагайской горно-обогатительной фабрики № 418. Но из-за обнаружения технологических дефектов она находилась на реконструкции с начала 1944 г. до мая 1945 г. [Казарян, 1989б, С. 39]. Создавшееся поло­жение вынудило с 1944 г. приступить к эксплуата­ции рудника «Кестер» и вводу в действие сезонной обогатительной установки. Добыча оловоконцентрата в ЯГПУ увеличивалась, достигнув максимально­го уровня в 1943 г.: 352 т против 177 т в 1941 г., т.е. 9,1% от всего объема его производства по Дальстрою. Всего в 1941-1945 гг. ЯГПУ поставило 1442 т оловоконцентрата [ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 154. Л. 5]. Так в тяжелых условиях военного времени шло становление еще одной отрасли промышленности союзного значения.

Предприятия другой важной отрасли горнодобывающей промышленности – угольной – подчи­нялись различным ведомствам: Сангарское и Согинское шахтоуправления – Главсевморпути, Зырянское – Дальстрою НКВД СССР, Кангаласское и Джебарики-Хайское – Управлению местной топливной промышленности при СНК ЯАССР.

Погрузка угля. С. 272
Погрузка угля на шахте «Джебарики-Хая». 1942 г. Фотофонд НА РС (Я), № 9307.

Угольные шахтоуправления действовали в очень трудных условиях. Кангаласская и Джебарики-Хайская шахты даже шпуры в угольный пласт бурили коловоротом с самодельным наконечником, изготовленным из головок рельс, откатку вели в деревянных вагонетках вручную. Кангаласский рудник частично использовал конную тягу. Шахты освещались керосиновыми лампами «летучая мышь» или коптилками.

Крайне ухудшилась обеспеченность рабочей силой в связи с массовыми призывами мужчин на фронт. Например, на Кангаласском руднике, работавшем только по заказам предприятий г. Якутска и частично Ленского пароходства, среднегодовая численность рабочих в 1942 г. составляла лишь 22 чел., в 1943 г. – 34 чел., а на Джебарики-Хайском – 40 и 59 соответственно [Чудинов, Готовцев, 1969, С. 26; Хатылаев, 1992, С. 94]. Во избежание производственного срыва к работам на Кангаласской шахте приходилось временно привлекать заключенных и мобилизовывать молодежь из различных организаций г. Якутска. В годы войны на фронт ушли 522 сангарца, в основном горняки. На их место направляли мобилизованных из различных районов республики женщин и подростков. В 1942 г. было доставлено около 200 финнов и немцев, депортированных из Ленинградской области, часть из них направили в шахты. В 1944 г. прибыли 130 чел., депортированных из Калмыкии. Снижение качественного состава рабочих и технических кадров, ухудшение состояния техбезопасности привели в 1943 г. к сильному взрыву в шахте № 2 с человеческими жертвами. Принятием срочных мер шахтоуправление увеличило среднегодовую численность рабочих до 453 чел. [Гурьев, Слепцов, 2002, С. 33; Сивцева, 2012, С. 109, 112].

Несмотря на трудности, Сангарский рудник был самым механизированным угледобывающим предприятием Якутии. В 1942 г. поступили две врубовые машины, а геологоразведчики сдали в эксплуатацию новые угольные пласты. В 1944 г. рудник впервые за ряд лет справился с планом. Здесь работали известные в Якутии горняки. В 1945 г. ГУСМП присвоило 44 шахтерам почетное звание «Почетный полярник СССР», в том числе А.Г. Рудых, Е.И. Цыпандину, Г.Е. Максимову, Л.Г. Горбунову и др. Среди стахановцев-двухсотников была бывшая домохозяйка А.Н. Колмогорова. Рудник являлся основным опорным предприятием ГУСМП, обеспечивающим бункеровку морских судов восточного сектора Севморпути для его бесперебойного функционирования в условиях военного времени. В 1943 г. ГУСМП организовало разработку Согинского месторождения для обеспечения местным топливом морского порта Тикси.

На Зырянском месторождении в 1942–1943 гг. Дальстрой осуществил разведку двух мощных угольных пластов на Эрозионном и Буор-Кемюсском участках. Основные эксплуатационные мероприятия сосредоточились на разработке подземным способом. В 1943 г. была открыта шахта № 5 на ключе Эрозионный. В 1942 г. Дальстрой построил электростанцию. Бурение шпуров для взрывных работ осуществлялось электросверлами, откатка угля – вручную по рельсовым путям, а выдача его на поверхность – подъемными машинами. Для вывоза угля началась укладка узкоколейной железной дороги. Основную рабочую силу представляли заключенные Зырянского лагеря. Потребителями добытого угля являлись Колымо-Индигирское пароходство, морские суда ГУСМП и Чаун-Чукотское управление Дальстроя.

В целом в период Великой Отечественной войны, несмотря на некоторые колебания в динамике за отдельные годы, происходило увеличение угледобычи как по основным месторождениям, так и по всей отрасли. Так, если в 1940 г. Сангарский рудник выдал 69,3 тыс. т угля, то в 1945 г. – 135 тыс. т; Кангаласский – 22,5 и 45,2 тыс. т соответственно; Джебарики-Хайский – 4 и 37,3 тыс. т; Зырянский – 26,5 и 83,1 тыс. т [Митюшкин, 1960, С. 127; Гурьев, Слепцов, 2002, С. 85–86; Хатылаев, 2006, С. 68; 2010, С. 236–237]. Общий объем добычи угля по Якутии вырос со 175,4 тыс. т в 1941 г. до 321,2 тыс. т в 1945 г. [Чудинов, Готовцев, 1969, С. 25, 30]. При этом 3/4 всей добычи угля в республике приходилось на долю общесоюзных ведомств. Часть продукции отрасли вывозилась за пределы Якутии – в Иркутскую область и на Чукотку.

Горняки Якутии, как и всех регионов страны, напряженно трудились, чтобы дать родине больше золота, слюды, олова и угля. Наряду с этим предпринимались большие усилия по развитию отраслей, производящих строительные материалы, выпуску изделий хозяйственно-бытового назначения и продовольственной продукции. Все это потребовало от руководства республики в условиях резкого сокращения завоза извне принятия энергичных мер по вовлечению в промышленный оборот местных сырьевых источников.

Самым крупным механизированным предприятием по производству строительных материалов из местного минерального сырья являлся Покровский кирпичный завод. Трудности военного времени вынудили приостановить сооружение объектов его второй очереди. Вместо ушедших на фронт квалифицированных рабочих набрали 181 чел. на сезонные работы из районов Якутии и спецпереселенцев, из которых трудоспособными оказались лишь 117 чел. Из-за постоянной смены состава персонала среднегодовая численность рабочих по основному производству не превышала 156 чел.

Коллектив кирпичного завода, используя внутренние резервы, добивался немалых успехов. Для этого только в 1943 г. было обучено разным профессиям 166 чел. Увеличились протяженность водопроводной сети, внутризаводских рельсовых путей и число вагонеток. На 1 января 1944 г. на заводе насчитывалось 43 стахановца и 77 ударников. Все это способствовало успешному выполнению годовых планов. В 1942 г. было наформовано 1,8 млн шт. кирпича, в 1943 г. – 3,2 млн шт. кирпича-сырца, а выпуск обожженного кирпича вырос с 1,4 до 2,9 млн шт. соответственно [Вклад народов Якутии…, 1985, С. 202–203]. Из рабочих лучших показателей добились стахановцы-двухсотники Г.В. Игнатов, И.К. Емельянов, М.М. Гец и др. Благодаря такой интенсификации труда Покровский завод производил в эти трудные годы больше кирпича, чем в 1940 г., рекордном по выпуску продукции с момента пуска предприятия. В 1942 г. вступили в действие небольшие заводы по производству извести в Верхнем Бестяхе, огнеупорных и абразивных изделий, в 1943 г. – стеклозавод в Якутске, в 1944 г. – Намсырский кирпичный завод.

Однако основным строительным материалом в Якутии оставалась деловая древесина. На долю треста Якутлес (Ленский, Олёкминский леспромхо­зы, Покровский лесхоз) приходилось до 30% объе­ма лесозаготовок в республике. В 1942 г. на лесо­участках работали 425 чел. (подсчитано по [Петров, 1992, С. 57]). Из-за нехватки постоянных рабочих и транспортных средств на осенне-зимний период мобилизовывались колхозники со своими подвода­ми. Только в сезон 1942/1943 гг. к лесозаготовкам было привлечено 727 чел. с гужевым транспортом. Кроме того, в марте 1943 г. в Ленском районе ЯАССР насчитывалось 1408 спецпереселенцев, ра­ботавших в лесной отрасли. В ней же их было занято: в Олёкминском районе – 642 чел., Орджоникидзевском – 227 чел. [Сивцева, 2000, С. 56]. В составе постоянных рабочих треста и привлечен­ных кадров было много женщин. Все лесозаготови­тельные работы проводились вручную. Такое пре­обладание неквалифицированной рабочей силы, наряду с другими трудностями военного времени, привело к снижению общего объема заготовок де­ловой древесины по сравнению с довоенным 1940 г.

Деловая древесина, сплавленная с верховьев р. Ле­ны, поступала на Якутский лесозавод, который обеспечивал пиломатериалами строительные и де­ревообрабатывающие предприятия столицы респуб­лики и ряда ее северных районов. Небольшой Пеледуйский лесозавод снабжал пиломатериалами местную судоверфь ГУСМП.

Заготовкой и переработкой древесины занима­лись также горнодобывающие предприятия Наркомцветмета СССР и Дальстроя НКВД СССР, про­мышленные комбинаты (промкомбинаты).

Резкое сокращение завоза товаров извне остро поставило вопрос об организации в республике производства изделий хозяйственно-бытового на­значения из местных материалов и сырья на пред­приятиях Наркомместпрома и промысловой коопе­рации ЯАССР.

В 1942 г. в Якутске были построены картонно­бумажная и спичечная фабрики. Наиболее значи­тельным предприятием по производству товаров широкого потребления являлся Якутский кожевен­но-обувной комбинат, где было занято от 93 до 105 чел., изготавливавших 60-70 тыс. пар обуви в год. Коллектив работал в аварийных цехах, на из­ношенном оборудовании, испытывал большой де­фицит дубильных экстрактов, заменяя их настой­ками из коры ивы и лиственницы. Но здесь было подготовлено значительное число рабочих высокой квалификации. Ведущей силой являлись стахановцы-двухсотники: мастер по пошиву ичиг П.Т. Пер­фильева, кожевник, отдельщик хрома Р.М. Юлборисов, рабочие С.М. Григорьев, Х.В. Моисеев и др.

В годы войны в районах Якутии ускорилось соз­дание сети промкомбинатов. Они были организова­ны в Алданском округе, Олёкминском, Ленском, Сунтарском, Нюрбинском и Кобяйском районах. Промкомбинаты поставляли кирпичи, известь, ме­бель, изготавливали сани, седла, выполняли заказы по пошиву одежды и ремонту обуви. Наиболее крупными предприятиями в этой сфере являлись Мегино-Кангаласский и Алданский промкомбина­ты, Якутская мастерская обозостроения.

В системе промысловой кооперации насчитыва­лось 31 предприятие, освоившее 18 различных про­изводств. В 1945 г. общий объем их продукции пре­высил уровень 1940 г. в 2,2 раза [25 лет Якутской АССР..., 1947, С. 95, 97]. При этом промартель «Ра­ботница» выполняла даже военные заказы по ши­тью шинелей, жилетов и теплых рукавиц. Олёкминская промартель изготавливала алебастр.

Благодаря усилиям руководящих и хозяйствен­ных структур, уже в 1943 г. предприятия Наркомместпрома ЯАССР 82% своей продукции производили из местного сырья и материалов; промысловой кооперации – 75%; коопинсоюза – 59%. В 1944 г. объем продукции местной промышленности увели­чился до 10,8 млн руб. против 6,8 млн руб. в 1940 г. (на 58,8%) [Вклад народов Якутии..., 1985, С. 195, 368]. Изменилась и структура выпускаемой продук­ции в связи с освоением 80 новых видов изделий. В Якутии производились оконное стекло, наждач­ная бумага, бруски, огнеупорные стройматериалы, ламповое стекло, спички, картон, искусственная олифа, скипидар, сети и неводы из конских волос, валенки и др.

Расширялась сеть предприятий по продовольст­венному снабжению населения. В г. Якутске были пущены полумеханизированный хлебокомбинат, колбасная и кондитерская фабрики. В 14 районах имелись пищекомбинаты с подсобным хозяйством, проводилась заготовка дикорастущих ягод и грибов [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 477; 25 лет Якутской АССР..., 1947, С. 96].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны произошло значительное развитие местной промышленности, использовавшей сырьевые ресур­сы самой республики. Однако так как эти пред­приятия находились в г. Якутске и центральных районах, их продукция являлась практически не­доступной для населения сельской глубинки, со­ставлявшего большинство жителей Якутии, не только из-за территориальной удаленности, но и, прежде всего, ввиду отсутствия денежной оплаты труда в колхозах и массового голода.

Как уже отмечалось, после выхода постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» от 6 января 1942 г. на севере Якутии раз­вернулась активная деятельность по его реализа­ции. Специалисты отправлялись из рыбопромысло­вых регионов Азово-Черноморья и Каспия. Для работы на промыслах Якутского госрыбтреста в пе­риод летней навигации 1942 г. в ЯАССР доставили спецпереселенцев: преимущественно литовцев, а также финнов и немцев, депортированных из Ле­нинградской области. Всего по состоянию на март 1943 г. в Булунском, Усть-Янском и Жиганском районах их насчитывалось 6046 чел. [Сивцева, 2012, С. 109].

Спецпереселенцы оказались в исключительно трудном положении не только из-за суровых при­родно-климатических условий Арктики и неустро­енности быта, но и ввиду неприспособленности к новому виду занятия, а так же непригодности по возрасту и состоянию здоровья. Общая численность их значительно сокращалась в результате высокой смертности и низкой рождаемости, хотя эти потери власти стремились компенсировать административ­ным перемещением на Север депортированных ра­нее из Поволжья немцев. Данные группы немцев перевозили из Алтайского края, являвшегося про­межуточным местом их временного размещения. Часть спецпереселенцев работала на Якутском и Олёкминском рыбозаводах.

Кроме того, как указывалось ранее, в конце лет­ней навигации 1942 г. в Булунский, Жиганский и Кобяйский районы были переселены по решению Якутского обкома ВКП(б) и СНК ЯАССР члены 41 колхоза Чурапчинского района в составе 4988 чел. [Петров, 1992, С. 304]. Так, в кратчайшие сроки в эти четыре северные района было завезено всего свыше 11 тыс. чел. К ним присоединились члены рыболовецких колхозов и бригад сельскохозяйст­венных артелей. Частично привлекался труд заклю­ченных исправительно-трудовой колонии № 7, орга­низованной летом 1942 г. в Булунском районе вблизи Трофимовского промучастка.

Якутский рыбтрест был передан в ведение Наркомрыбпрома СССР. Он объединил 13 рыбозаводов (после создания 6 новых), 5 моторно-рыболовецких станций (после 1943 г.), 38 рыбоколхозов [Вклад на­родов Якутии..., 1985, С. 351]. При этом девять ры­бозаводов находились в основных промысловых районах: Булунском, Усть-Янском, Жиганском. В бассейнах средней Лены, других рек и на озерах работали рыболовецкие бригады колхозов и по­требкооперации.

Плакат Больше рыбы С.275
Плакат «Больше рыбы фронту!». Автор Л.М. Габышев. 1942 г.

Правительство ЯАССР оказывало большую по­мощь в развертывании деятельности рыбной отрас­ли. Для обеспечения солью предприятий рыбодобычи с 1942 г. занимавшееся производством соли предприятие в пос. Кемпендяй было переведено с прежней примитивной технологи и сбора самоса­дочной соли на способ ее выварки путем оборудо­вания четырех чанов. На Пеледуе вступили в дей­ствие три новые варницы. Годовая производственная мощность заводов составила 8 тыс. т. Численность персонала на Пеледуйском заводе увеличили за счет спецпереселенцев (немцев и литовцев), на Кемпендяйском – заключенных колонии НКВД ЯАССР. В годы войны добыча соли выросла в 2,2 раза, достигнув в 1945 г. рекордного уровня – 9,3 тыс. т [Якутия за 50 лет..., 1967, С. 35].

Предприятия местной промышленности Якутии выполняли различные заказы рыбной отрасли. На­пример, они поставили 123 тыс. м3 строительного леса, 25 тыс. м3 пиломатериалов, 3,5 млн шт. кирпи­ча, рыболовные сети, лодки, боч котару и спецодежду [Вклад народов Якутии..., 1985, С. 351].

В период Великой Отечественной войны, несмот­ря на невыполнение плана за первые два года, в 1941-1945 гг. было сдано государству 405 тыс. ц рыбы, из них впервые в 1942-1945 гг. вывезено за пределы ЯАССР 106,8 тыс. ц для снабжения фронта и тыла (подсчитано по [История Якутской АССР, 1963, С. 234; Петров, 1992, С. 76]). Это придало рыб­ной отрасли республики общесоюзное значение. В 1943 г. за выполнение правительственного зада­ния по добыче рыбы 7 чел. удостоились орденов и медалей. Всего за годы войны свыше 500 чел. полу­чили различные награды, почетные знаки отличия и грамоты. В их числе были колхозники А.С. Ноев, Е.А. Агеев, С.Н. Малышев и др. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 1. Д. 468. Л. 420; История Якутской АССР, 1963, С. 234-235]. Перевыполняли планы ры­боловецкий колхоз им. Молотова (Булунский рай­он), Тит-Аринский, Трофимовский, Якутский, Кобяйский, Алданский и другие рыбозаводы.

Вместе с тем усиленный вылов рыбы, продикто­ванный нуждами военного времени, негативно от­разился на естественном воспроизводстве промы­словых запасов. Тяжелые условия труда и быта, организационные недостатки, преобладание в со­ставе рабочей силы контингента, непригодного фи­зически и профессионально для занятия рыболов­ством, привели к многочисленным и неоправданным человеческим жертвам.

На северо-востоке Якутии действовал Колымо-Индигирский госрыбтрест, объединявший Аллаиховский, Нижне-, Средне- и Верхнеколымский ры­бозаводы. С 1941 г. он вошел в состав Управления рыбопромысловых хозяйств Дальстроя. К началу 1943 г. на этих четырех рыбпромхозах насчитыва­лось 640 вольнонаемных рыбаков и спецпереселенцев [Горохов, Сучковская, 2000, С. 22].

Развитие всех отраслей промышленности во мно­гом зависело от работы энергетиков. Основные энергетические мощности республики размещались в территориально локальных промышленных уз­лах – Северо-Восточном, Южно- и Центрально­якутском, в которых действовали промышленные предприятия различных наркоматов. Для развития золотодобывающей промышленности Южной Яку­тии важное значение имел пуск в декабре 1941 г. Якокутской электростанции мощностью 4,2 тыс. кВт [Гоголев, 1971, С. 131]. В том же году закончи­лось строительство Чульманской электростанции. В 1944 г. была введена в строй небольшая электро­станция в пос. Укулан, в 1945 г. – в пос. Эмельджак. Они обслуживали предприятия слюдяной промышленности системы Наркомпромстройматериалов СССР. В 1942 г. кроме Батагайской электро­станции были введены в эксплуатацию Эсе-Хайская и Янская, расположенные на территории производственной деятельности ЯГПУ Дальстроя. Началось сооружение Усть-Нерской районной теп­ловой электростанции для энергоснабжения золо­тых приисков ИГПУ. Небольшие энергомощности вступили в действие в ряде городов и поселков республики, в Булунском районе – в связи с раз­витием рыбной промышленности. Коллективы Якутской и Якокутской ЦЭС организовали массо­вые соревнования за безаварийную работу агрега­тов, экономию топлива и электротехнических мате­риалов, сыгравшие немалую роль в условиях дефицита запасных частей и всего необходимого. В ходе соревнований лучший рационализатор Якут­ской ЦЭС А.А. Чуев изобрел аппарат для обдувки кипятильных труб, широко применявшийся в ком­мунальных хозяйствах РСФСР [Ковлеков, 1988, С. 70]. Своим напряженным трудом по строительст­ву новых энергомощностей и улучшению работы действующих кадры энергетиков способствовали бесперебойной работе предприятий по добыче стра­тегических видов полезных ископаемых, а также местной промышленности. Однако во многих сель­ских районах республики еще не было собственных электростанций.

В военное время большое значение имело обеспечение слаженного функционирования транспорта. Транзитные грузы поступали в Якутию только по трем направлениям: по р. Лене, автомобильному пути Большой Невер — г. Алдан и Северному морскому пути. Военные годы тяжело отразились на состоянии отрасли – вызвали высокий износ транспортных средств, отток квалифицированных кадров, снижение темпов прироста объема грузоперевозок по сравнению с довоенным периодом. Но благодаря постоянному увеличению поступления грузов в Якутию по Северному морскому пути, общий объем их завоза в 1940–1945 гг. вырос с 540 до 665 тыс. т [Белинский, 1991, С. 14]. Значительно сокращался удельный вес Ленского речного флота и Неверской автомагистрали в завозе из других регионов, а Колымская автодорога еще не играла существенной роли.

Во внутриреспубликанских грузоперевозках ведущее место занимал речной транспорт. Ленское пароходство вывозило военнослужащих, отправлявшихся на фронт, доставляло транзитные грузы с верхнеленских пристаней, проводило буксировку плотов с лесозаготовительных пунктов до г. Якутска, перевозило стройматериалы, уголь, соль и другие местные грузы. В сезон 1944 г. оно имело 36 самоходных судов, 151 ед. несамоходного состава, которыми было перевезено 318 тыс. т груза [Вклад народов Якутии…, 1985, С. 317].

Разгрузка топлива С.276
Разгрузка топлива, прибывшего в рамках поставок по ленд-лизу, на пристани Якутска. 1944 г. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

Возросло значение Северо-Якутского речного пароходства (СЯРП) в связи с увеличением удельного веса Севморпути в грузоперевозках в Якутию. За годы Великой Отечественной войны количество пароходов и теплоходов СЯРП выросло более чем в 2 раза, а число барж увеличилось в 2,5 раза. В 1942 г. СЯРП перевезло грузов на 68% больше, чем в 1940 г. [История Якутской АССР, 1963, С. 235]. Росло мастерство буксировки большегрузных караванов. Наилучшие достижения в навигации 1944 г. имели экипажи пароходов «Шевелев» (капитан Пуляевский), «Верхоянск» (капитан Дружин), «Партизан Щетинкин» (капитан Марков), добившиеся перевыполнения плана грузоперевозок при безаварийной работе и экономии топлива [Вклад народов Якутии…, 1985, С. 288]. В летнюю навигацию 1944 г. Северо-Якутское речное пароходство ГУСМП имело 13 ед. самоходного флота, несамоходного – 84 ед., перевезло 217 тыс. т груза [Там же, С. 316–317]. Янское речное пароходство Главсевморпути обеспечивало доставку транзитных грузов, поступавших по Северному морскому пути, до пристаней ЯГПУ Дальстроя и г. Верхоянска. В составе Колымо-Индигирского речного пароходства в 1942 г. было 19 самоходных судов, которые перевыполняли планы грузоперевозок. Их объем увеличился с 98,8 тыс. т в 1941 г. до 115,6 тыс. т в 1945 г. [Бродкин, 2006, С. 116; Широков, 2009, С. 253]. За годы войны выросли мощности местного судостроения и ремонтной службы. Так, Пеледуйская судоверфь стала крупнейшим на р. Лене предприятием деревянного баржестроения, поставив тоннаж общей грузоподъемностью 125 тыс. т; вступили в действие судоремонтные предприятия в Жатае и Янске.

Таким образом, главным видом транспорта для Якутии являлся водный, осуществлявший доставку транзитных и местных грузов до пунктов назначе­ния, поддерживая функционирование всех сфер жизнеобеспечения да лекой республики в трудные годы войны.

Самым отстающим звеном был наземный транс­порт. На огромной территории Якутии, несмотря на значительную роль автомобильных грузоперево­зок в ее промышленных очагах, основным видом сухопутного транспорта оставался гужевой, осуще­ствлявшийся с использованием лошадей, оленей и волов. В годы войны сократился удельный вес ав­топеревозок по Неверскому направлению, ухудши­лось техническое состояние грузовых машин ввиду отсутствия запасных частей. В тресте Якутзолото острый дефицит автопокрышек вынудил перевести машины на плотнотельные покрышки местного производства из утильрезины. Из-за нехватки го­рючего частично его заменили твердым топливом.

В 1942-1943 гг. была построена зимняя автодоро­га Качикатцы — Томмот протяженностью 340 км с участием около 500 чел., преимущественно комсо­мольцев и женщин [История Якутской АССР, 1963, С. 235]. В годы войны так же строился автозимник Эльдикан — Усть-Ыныкчан.

Накануне войны к северо-восточной границе Якутии (район р. Делянкир) вышла Колымская ав­тотрасса [ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 47. Л. 5]. Она пере­секла в 1941 г. границу ЯАССР на 876-м километре от бухты Нагаево. Проходя по территории ЯАССР 598 км, трасса вышла к концу 1942 г. к пос. Хандыга на р. Алдан. Кроме того, закончилось строитель­ство автодороги Аркагала — Усть-Нера. Все это открыло возможность Дальстрою установить круг­логодичное автомобильное сообщение между Ко­лымским и Индигирским золотопромышленными районами и выхода к речному пути по Алдану. Якутия получила сухопутную связь с морским пор­том Нагаево. Но дорога шириной 4 м была проло­жена по сложному маршруту и со многими нару­шениями технических норм дорожного строитель­ства, поэтому нуждалась в дальнейшем улучшении для повышения ее категории (класса). Автодорога строилась силами заключенных лагерей ГУЛАГа с большими людскими потерями. Вслед за этим на­чалось строительство автозимника Хандыга — Томпорук — Эсе-Хая. В Янском оловоносном районе вступила в эксплуатацию автодорога Эсе-Хая — Батагай протяженностью 20 км.

Заметные изменения произошли в развитии воз­душного транспорта. Была проведена реконструк­ция Якутского авиапорта для посадки самолетов новых типов «Дуглас», Ли-2, а также военных са­молетов американского производства, отправленных по ленд-лизу. Дальстрой построил новые аэродро­мы в пос. Хандыга и с. Оймякон, имел аэроплощад­ки в нескольких районах. Сократилось время и улучшились условия полета пассажиров, выезжав­ших в центральные города. Самолеты малой авиа­ции осуществляли нерегулярные почтово-пассажирские связи между г. Якутском и некоторыми районными центрами.

Самолет АлСИба С.277
Передача самолетов, построенных в США, представителю АлСиб. 1944 г. Фотофонд Музея РО ДОСААФ РС (Я).

Особое место в развитии воздушного сообщения в Якутии занимало открытие авиатрассы Аляска — Сибирь (АлСиб). Ее третий и четвертый этапы протяженностью 2498 км (по маршруту Сеймчан — Якутск — Киренск) проходили в основном над тер­риторией ЯАССР. Управление воздушной трассы и командный пункт 4-го авиаполка дислоцировались в столице республики. В Якутском аэропорту 28 октября 1942 г. приземлилась первая группа ис­требителей «Киттихаук» под командованием на­чальника авиатрассы, Героя Советского Союза И.П. Мазурука (1906–1989) [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 220; Широков, 2009, С. 256]. За период действия авиаперегоночной трассы (с октября 1942 г. по октябрь 1945 г.) по ней проследовало 8084 само­лета [Широков, 2009, С. 257]. На труднейшей пере­гоночной воздушной трассе Фэрбенкс (Аляска) — Красноярск произошло 44 случая авиакатастроф, погибло 113 советских авиаторов. Кроме своего ос­новного назначения трасса использовалась для пе­ревозки грузов и пассажиров. В годы войны по ней с посадками в Якутске летали в США самолеты наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова, посла СССР в США А.А. Громыко, а также вице­-президента США Г. Уоллеса и др. [Негенбля и др., 2012, С. 189, 196, 204].

Летчики Алсиба С.278
Летчики перегоночной авиации в минуты отдыха. 1944 г. Фотофонд Музея РО ДОСААФ РС (Я).
8-й ТАП С. 278
Летный состав 8-го транспортного авиационного полка слушает политинформацию. Июль 1944 г. Фотофонд Музея РО ДОСААФ РС (Я).

После закрытия авиатрассы в Якутии остались установленное навигационное оборудование, подго­товленные запасные аэроплощадки в районах рес­публики. Часть летно-вспомогательного персонала, имевшего опыт выполнения ответственного правительственного задания по перегону боевых самоле­тов, пополнила состав местных авиаторов. В их числе был известный летчик В.И. Кузьмин, впо­следствии Герой Социалистического Труда. Все это послужило дальнейшему развитию гражданского воздушного транспорта в Якутии.

Итак, в тяжелейших условиях военного времени был сделан важный шаг к дальнейшему развитию промышленности и транспорта Якутии. С 1940 по 1945 гг. объем валовой продукции всей промышлен­ности республики вырос в 2,2 раза [Якутия за 50 лет..., 1967, С. 19]. Горно-добывающая направлен­ность развития экономики республики не только сохранилась, но и укрепилась за счет начала освое­ния Индигирского золотоносного района, возник­новения новой отрасли (слюдяной), становления Янского оловодобывающего предпри­ятия, а так же строительства Джебарики-Хайской угольной шахты. Про­изошли серьезные сдвиги в местной промышленности, освоении произ­водства новых видов изделий. Впер­вые рыбопродукция стала вывозиться за пределы республики. В трудней­ших условиях работники транспорта успешно справились со сложной за­дачей перевозок грузов и пассажиров. Особенностью развития транспортных связей явилось усиление роли Север­ного морского пути в завозе грузов в Якутию. Значительные изменения произошли в сфере воздушного транспорта и автодорожного строи­тельства. Все это было итогом повсе­дневного созидательного труда десят­ков тысяч людей многих национальностей, оставшихся в глубоком тылу, а также тех, кто оказался здесь вслед­ствие политических репрессий и различных право­нарушений. Они в суровые годы войны отдавали все свои силы делу приближения победы над фа­шистскими захватчиками.

_____________________________

Автор статьи: Хатылаев Михаил Михайлович, д.и.н., профессор исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.