Преодоление последствий военного времени и попытка реформ в сельском хозяйстве.
Великая Отечественная война нанесла огромный урон сельскому хозяйству Якутии. В результате значительных людских потерь на фронтах пострадала наиболее трудоспособная часть мужского населения республики. Тяжелые испытания выпали и на долю тружеников тыла. Продолжительная засуха военных и первых послевоенных лет в центральных сельскохозяйственных районах ЯАССР губительно отразилась на состоянии животноводства – основной отрасли сельскохозяйственного производства региона, главном источнике благосостояния его коренного населения. Если в 1940 г. во всех категориях хозяйств насчитывалось 392,7 тыс. гол. крупного рогатого скота, то в 1945 г. уже 269,6 тыс., т.е. почти на 1/3 меньше. Из 287 тыс. гол. крупного рогатого скота, содержавшегося в личных подворьях сельского населения до войны, в 1945 г. осталось 85,2 тыс. гол. (28%). Общее поголовье лошадей в республике за военный период уменьшилось со 194 до 125 тыс. (на 35%), при этом в личных хозяйствах колхозников сокращение лошадей было десятикратным [Аргунов, 1988б, С. 158].
Война подорвала материально-техническую базу села. Прекращение поставок в Якутию тракторов, машин и запасных частей привело к износу машинно-тракторного парка, сокращению механизации сельскохозяйственных работ в полеводстве. Объем работ с применением техники в годы войны, по сравнению с довоенным уровнем, снизился на 15-20%, заметно уменьшилась роль МТС в заготовке кормов. В итоге сенокошение было механизировано лишь на 9%, сгребание сена – на 6%, силосование – на 3%.
Резкое сокращение трудовых ресурсов в колхозах, ослабление материально-технической базы обусловили ухудшение состояния основного средства производства – земельного фонда Якутии. Несмотря на огромную территорию республики, земельный фонд, пригодный для сельскохозяйственного производства, здесь был крайне невелик – около 1,5% от общей площади земель. Из-за недостатка трудовых ресурсов в годы войны были заброшены отдаленные сенокосные участки, многие пашни превратились в залежи, происходило отчуждение колхозных земель различными предприятиями и организациями. По итогам учета и хозяйственной оценки колхозных посевных массивов, проведенной в 1943-1946 гг., выбраковали 20 тыс. га аласных пахотных земель, 15 тыс. га истощенных пашен перевели в перелоги. В 1947 г. колхозам было возвращено 16,4 тыс. га сенокосов, около 1 тыс. га пахотных земель, незаконно отчужденных другими организациями. В результате общий фонд сельскохозяйственных угодий достиг 4853 тыс. га, в том числе пахотных – 182 тыс. га, сенокосных – 1907 тыс. га, выгонно-пастбищных – 2764 тыс. га. Но при этом площади обрабатываемых пашен, сенокосов и пастбищных у частков оставались мелкоконтурными по своим размерам и были разбросаны небольшими кусочками по огромной таежной территории. Согласно подсчетам специалистов, 11% земельного фонда ЯАССР состояло из участков площадью до 1 га, 31% – от 1 до 5 га. Колхозные пашни, занимавшие 180 тыс. га, были разбросаны на 50 тыс. участков, из них 46 тыс. пашен имели площадь, не превышающую 5 га. Доля полевого кормодобывания в общем балансе производства кормов для общественного скота составляла только 5%, в связи с чем численность скота и его продуктивность полностью зависели от урожая трав на естественных лугах и, в конечном счете, от погодных условий [Там же, С. 157-158].
Программа восстановления и развития сельского хозяйства в Якутской АССР была определена первым послевоенным пятилетним планом, принятым Верховным Советом республики в марте 1947 г. Для выведения сельского хозяйства из состояния кризиса руководству ЯАССР предстояло обратить самое серьезное внимание на вопросы организационно-хозяйственного укрепления колхозов, что позволило бы восстановить материально-техническую базу сельскохозяйственного производства. Выполнение стоящих перед республикой задач должно было опереться на активность и инициативу тружеников села, нацеливалось на эффективное использование общественного земельного фонда и техники. Селянам было необходимо повысить урожайность сельскохозяйственных культур, увеличить общественное поголовье скота, его продуктивность, обеспечить рост валовой и товарной продукции земледелия, укрепить общественное хозяйство колхозов, улучшить работу МТС на основе внедрения передовой техники и агрокультуры в сельском хозяйстве. Также требовалось уделить серьезное внимание развитию пушного промысла и звероводства, укреплению и расширению подсобных хозяйств предприятий и организаций, созданию картофельно-овощной и молочной базы в промышленных районах и вокруг г. Якутска, впервые приступить к строительству колхозных электростанций.
Наиболее тяжелые последствия военного времени в сельском хозяйстве Якутии были связаны с нарушениями Устава сельскохозяйственной артели и проявлялись в нецелевом расходовании трудодней, расхищении общественных земель колхозов, растаскивании колхозной собственности, злоупотреблениях со стороны партийно-советских и хозяйственных работников, нарушении демократических основ управления делами колхозов. Закон о четвертом пятилетнем плане указал на недопустимость нарушений Устава сельскохозяйственной артели и колхозной демократии, потребовав строгого соблюдения процедуры выборов, отчетности правлений колхозов перед общим собранием членов сельскохозяйственной артели.
Устранение нарушений началось в стране с принятия постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в ходе реализации которого в Якутской АССР было изъято и возвращено колхозам республики 25 598 га сенокосных и 911 га пахотных земель, присвоенных различными организациями, 1667 га излишков земли в приусадебных участках колхозников. Проверки выявили и наличие в хозяйствах колхозников скота сверх установленной Уставом нормы. Колхозам были возвращены ранее незаконно изъятые 954 гол. скота, 14 756 кг мяса, 4442 кг масла, 24 117 кг зерна и муки, 11 330 т сена, 42 345 руб. денежных средств. В 911 колхозах были обнаружены факты необоснованного начисления 160 808 трудодней, возвращены трудодни, незаконно начисленные 371 колхознику, на 687 ед. сокращен штат административно-управленческого аппарата [Ковлеков, 1992б, С. 25].
Задачами первостепенной важности в развитии послевоенного сельского хозяйства являлись повышение производительности сельскохозяйственного труда и увеличение доходов колхозников. В связи с этим Правительством СССР было принято постановление от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах». В порядке реализации данного постановления в 408 колхозах Якутской АССР были приняты новые нормы выработки, 170 колхозов приступили к составлению планов расходования трудодней по видам работ, были укомплектованы 342 постоянные полеводческие бригады, создано 725 звеньев с охватом 7010 колхозников. Помимо этого, в 335 колхозах разработали нормы нагрузки на фермах, в 302 ввели новый порядок оплаты труда руководящим работникам. Все это дало возможность повысить процент трудового участия колхозников в сельскохозяйственном производстве. Если в 1947 г. количество колхозников, не выполнявших трудовой минимум, составляло 13,9% от численности всех трудоспособных колхозников, то в 1948 г. этот показатель сократился до 7,5%. В постановлении 1948 г. колхозам также рекомендовалось распределять трудовые доходы по бригадам и звеньям с учетом фактически собранного урожая; устанавливать оплату труда колхозникам, занятым в животноводстве, в зависимости от надоя молока, полученного приплода, прироста живой массы и упитанности скота. При этом за каждый процент перевыполнения плана предусматривалась дополнительная натуральная оплата. В 1949 г. в Якутской АССР она была установлена 4264 колхозникам, в 1950-1953 гг. – 3923 дояркам, 1195 пастухам и 1139 конюхам. В итоге в послевоенные годы ее получили в среднем 14,4% доярок, 11,2% пастухов и 14,9% конюхов [Ковлеков, 1992б, С. 27].
Базой для кардинального подъема сельскохозяйственного производства в послевоенное время должно было стать комплексное планирование сельского хозяйства. В связи с этим во второй половине 1940-х годов большое внимание в СССР было уделено перспективному планированию, призванному упорядочить систему финансирования и распределения ресурсов. Состоявшийся в марте 1947 г. Пленум Якутского обкома партии, обсудив итоги февральского (1947 г.) Пленума Центрального комитета ВКП(б) «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», наметил контрольные цифры развития основных отраслей сельского хозяйства республики на первую послевоенную пятилетку. Согласно решениям пленума, к 1950 г. в Якутии предполагалось увеличить поголовье крупного рогатого скота до 361 тыс. гол., лошадей – до 189,5 тыс., оленей – до 370 тыс., в том числе в колхозах увеличить поголовье крупного рогатого скота до 220 тыс. гол., лошадей – до 160 тыс., оленей – до 200 тыс. Планировался рост посевной площади зерновых культур до 79,8 тыс. га, картофеля – до 10,6 тыс. га, овощей – до 2,7 тыс. га. Валовой сбор зерна необходимо было увеличить не менее чем на 60 тыс. т, при средней урожайности 7,5 ц с гектара. При этом ставилась задача завершения перехода к сплошным районированным сортовым посевам [История Якутской АССР, 1963, С. 265-266].
Однако намеченные планы оказались трудновыполнимыми. На практике была решена лишь задача расширения посевных площадей под зерновые культуры. Причем в погоне за выполнением планов колхозы стали расширять площади озимой и яровой ржи, одновременно сократив посевы наиболее благоприятных для климатических условий Якутии ячменя и овса. В развитии внутрихозяйственного планирования большую роль сыграло постановление партии и Правительства СССР от 9 марта 1955 г. «Об изменении практики планирования сельского хозяйства». Во исполнение данного постановления районными органами власти республики в колхозы были направлены специалисты и ответственные работники для составления перспективных планов развития. С их участием специально назначенные комиссии составляли проекты перспективных планов развития каждого хозяйства на 1955-1960 гг., которые утверждались общими собраниями колхозников. Такая практика впервые за долгое время дала колхозникам возможность принять участие в обсуждении вопросов развития своих хозяйств. Колхозы в своих планах за счет расширения посевных площадей и поднятия урожайности постарались предусмотреть увеличение поголовья крупного рогатого скота, лошадей, оленей, свиней и птицы. За 5 лет планировалось повысить производство мяса в 2 раза, молока – в 2,5 раза, картофеля – в 6 раз, овощей – в 4,5 раза, зерна – на 181%. Однако внутрихозяйственные планы колхозов остались невыполненными вследствие отсутствия на тот момент условий для их осуществления [Ковлеков, 1992б, С. 38].
Важным направлением аграрной политики государства в послевоенные годы являлось организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Одним из знаменательных шагов в решении этой задачи стало укрупнение колхозов, наиболее активно проводившееся в 1950-1952 гг. и завершившееся в основном в 1953 г. Цель укрупнения состояла в подъеме сельского хозяйства на основе роста производственных показателей, комплексной механизации и электрификации сельскохозяйственного производства. Число колхозов в СССР сократилось за это время почти втрое, причем доля хозяйств с посевными площадями свыше 1 тыс. га увеличилась с 10,9 до 52,6% [Народное хозяйство СССР..., 1959, С. 496]. В Якутской АССР, где к лету 1941 г. насчитывалось 1160 колхозов, в 1953 г. их число сократилось до 390 (на 66%). Причем один колхоз, состоявший до войны из 50-60 хозяйств, к началу 1950-х годов объединял в среднем уже более 100 семей [Аргунов, 1988б, С. 159]. По состоянию на 1 января 1953 г. численность колхозов, составлявшая в 1950 г. 741 ед., сократилась до 410 ед., т.е. почти в 2 раза.
Процесс укрупнения колхозов происходил в республике довольно быстрыми темпами и сопровождался ростом концентрации средств производства, а также повышением степени обобществления колхозного производства. Если в 1950 г. на один колхоз приходилось в среднем 58 колхозных дворов, то в 1953 г. – 102, общественной пашни – 117 и 212 га соответственно, крупного рогатого скота – 309 и 731 гол., лошадей – 202 и 428 гол., оленей – 281 и 678 гол. Вместе с тем укрупнение колхозов повысило значение организации и деятельности производственных бригад. В колхозах зоны Усть-А лданской и Мегино- Кангаласской МТС в 1952 г. были созданы комплексные производственные бригады, которые добились положительных результатов в организации производства, более эффективном использовании трудовых ресурсов, техники, механизации производственных процессов. Всего в колхозах Якутии в 1950-е годы действовало 780 полеводческих, 170 огородных, 176 рыболовецких, 382 охотничье-промысловые и оленеводческие бригады. Если в 1953 г. свыше 400 трудодней выработали 25,4% от общей численности трудоспособных колхозников, то в 1954 г. таковые составили 36,4%. С 1955 г. обязательный трудовой минимум, равнявшийся ранее 100 трудодням, увеличился до 150 в 109 колхозах, до 151-175 – в 39, 176-200 – в 13 и свыше 200 – в 1 колхозе. Благодаря созданию крупных производственных коллективов, усиливалось участие колхозников в общественном производстве, повышался стимул для увеличения производительности труда [Ковлеков, 1992б, С. 31, 33-34].
На территории Якутии годы послевоенной пятилетки, за исключением 1946 г., оказались засушливыми. В связи с этим средняя урожайность зерновых культур в республике составляла около 4 ц с гектара. Колхозы ежегодно получали незначительный урожай картофеля, овощей и кормовых корнеплодов. В годы первой послевоенной пятилетки в регионе велась работа по расширению посевных площадей, в результате которой они увеличились на 7048 га. Расширение площадей сопровождалось начавшимся в республике переходом на новую систему земледелия. Если в 1945-1949 гг. в колхозах ЯАССР использовались двух-четырехпольные севообороты, то в апреле 1949 г. Совет Министров Якутской АССР и Якутский обком партии приняли постановление о введении десятипольной системы. Переход к ней привел к тому, что половина посевной площади колхозов оказалась занятой под пар и траву, значительно сократились площади зерновых культур. Повышение урожайности посевных культур тормозилось и в результате несоблюдения многими колхозами агромероприятий по снегозадержанию, вывозу навоза, подготовке семян к севу. Колхозы Якутии еще недостаточно активно внедряли такие передовые агротехнические приемы, как узкорядный и перекрестный сев зерновых кул ьтур; только с 1949 г. в колхозах республики стала применяться процедура обогрева семян зерновых в количестве 54 628 ц (58,9%), было яровизировано – 11 484 ц (12,4%) [Там же, С. 99, 102].
Принятым в СССР в апреле 1949 г. трехлетним планом развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства (1949-1951 гг.) предусматривались изменения в системе общественного животноводства. Для реализации плана в Якутской АССР были предусмотрены мероприятия по увеличению поголовья крупного рогатого скота в колхозах путем улучшения содержания и кормления животных, их полноценного нагула, откорма и укрепления кормовой базы. Одним из обязательных условий развития данной отрасли в республике являлось создание в каждом районе племенных животноводческих ферм. В 1946-1950 гг. в Якутии было организовано десять специальных ферм, в которых содержалось 1440 гол. породного скота.
В итоге в 1945-1952 гг. численность породного и улучшенного скота в регионе выросла с 17,7 тыс. до 46,4 тыс. гол., а общее поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 17,5%, лошадей – на 29,9%, оленей – на 25,8%, овец и коз – на 32,6%, свиней – почти в 2,6 раза. В 1946 г. удалось превзойти довоенные показатели по числу оленей, в 1947 г. – по количеству крупного рогатого скота. Вместе с тем наметившийся рост поголовья скота продолжился лишь до 1948 г., после чего численность скота стала быстрыми темпами снижаться, сократившись в личных хозяйствах колхозников на 29,7%. Основной причиной падения показателей стала засуха 1951 г., вынудившая хозяйства республики значительно сократить поголовье крупного рогатого скота.
Общее снижение показателей по сельскому хозяйству часто являлось следствием принятия непродуманных управленческих решений: чрезмерные по своим объемам обязательные поставки продукции, практика закупок скота у колхозников для выполнения планов колхозов по количеству поголовья в общественном секторе. Сдерживающими факторами роста поголовья и повышения продуктивности скота были также нехватка кормовой базы, необеспеченность скота соответствующими помещениями, слабое внедрение в производство достижений науки и передового опыта, отсутствие механизации трудоемких работ, высокий процент непроизводительного отхода животных. В связи с этим продуктивность животноводства в республике до середины 1950-х годов продолжала оставаться крайне низкой, а сельскохозяйственное производство в целом никак не могло выйти из состояния кризиса, нереализованными оставались планы вывода аграрной сферы на уровень стабильности и процветания [Там же, С. 125-128, 132].
Последствия войны и неблагополучные условия для восстановления промысловой фауны, вызванные продолжительной разрухой, поставили в трудное положение охотничий промысел. За 1946-1950 гг., по сравнению с военными годами, добыча зайца-беляка сократилась в 25,5 раза, соболя – в 3,1 раза, лисицы – на 50%, песца – на 19,2%. В денежном выражении убыток составил 12,5 млн руб. Фактически план послевоенной пятилетки был сорван, что потребовало принятия мер по совершенствованию организации промыслового хозяйства республики. В отрасли стала внедряться бригадная форма работы. В зиму 1947-1948 гг. колхозами было организовано 687 постоянных охотничьих бригад в составе 3207 мужчин, 546 женщин и 149 подростков. Бригадной формой промыслов было охвачено 39-40% контингента охотников. За промысловиками было закреплено 66,2 млн га угодий с построенными на них 1126 охотничьими домами, около 15 тыс. оленей и 1200 лошадей. Охотники-промысловики имели 62,5 тыс. капканов, 28,3 тыс. черканов, 119,4 тыс. песцовых пастей, стали получать новые системы ружей, особенно карабинов и мелкокалиберных винтовок марки ТОЗ. Отдельные промысловики добивались высоких результатов, выполняя за охотничий сезон по 5-11 годовых заданий.
Программным для создания устойчивой сырьевой базы пушного хозяйства в республике явилось постановление Правительства СССР от 30 мая 1950 г. «О мероприятиях по развитию пушного хозяйства в Якутской АССР», согласно которому были повышены заготовительные цены на основные виды пушнины в 2,4 раза, утвержден обязательный ассортимент товаров промыслового назначения для ежегодного завоза в северные районы, стала проводиться работа по акклиматизации и расселению на территории региона ондатры и соболя. С этого времени начались упорядочение и регулирование охотничьего промысла: были установлены ограничения в сроках охоты на пушных зверей, запрещена охота на лисицу, выдру и соболя до особого распоряжения. Двухгодичный запрет на охоту на белку в южных, Оленёкском, частично Олёкминском, Орджоникидзевском и Жиганском районах позволил восстановить ее запасы к сезону 1952-1953 гг. до уровня средней промысловой плотности. С 1952 г. охотничий промысел постепенно стал обобществляться как отрасль колхозного производства. Принятые меры сыграли положительную роль в сфере пушнозаготовок, не только выведя отрасль из кризиса, но и значительно улучшив динамику заготовок. Если в 1948-1951 гг. планы пушнозаготовок ежегодно оставались не выполненными, то за 1952-1955 гг. стоимость сверхплановой продукции составила около 21 млн руб. В 1953 г. удельный вес Якутской АССР в добыче пушнины по РСФСР составил 19%, по Восточной Сибири – 54% [Ковлеков, 1992б, С. 164-165].
В послевоенные годы в Якутской АССР были предприняты усилия для развития звероводства. В республике промышленное звероводство зародилось еще в 1936 г. с организацией в Кобяйском районе Китчанской фермы, входившей в систему потребительской кооперации «Холбос». Из Бийского зверосовхоза было завезено 39 (в том числе 29 самок) серебристо-черных лисиц. В 1938 г. впервые в республике организовали три колхозные зверофермы в Кобяйском районе, по соседству с Китчанской. В 1945 г. две кооперативные зверофермы (Китчанская и Покровская) держали 329 зверей, шесть колхозных – 48 лисиц. В 1947 г. лисы были завезены из Красноярского зверосовхоза. В 1948 г. для укомплектования вновь организуемых звероферм из Седанского зверосовхоза привезли еще 190 серебристо-черных лисиц. Особенно бурный рост звероводства в колхозах ЯАССР наблюдался в 1950-е годы, когда оно являлось рентабельным. Примерно 40% колхозов Якутии имели зверофермы. В 1955 г. колхозы получили от этой отрасли прибыль в размере 6,8 млн руб., что составляло примерно 4% их валового денежного дохода.
Из года в год фермы укреплялись. Если в 1945 г. на одной ферме содержалось в среднем 7 лисиц, то в 1951 г. – 26, 1955 г. – 35. В 1945 г. одна ферма давала в среднем 4300 руб. дохода, а в 1955 г. – 40,7 тыс. руб. За десятилетие (с 1945 г.) фермы укрупнились в 5 раз, доходность одной фермы увеличилась в 9,5 раза. По мере накопления опыта у звероводов увеличивался деловой выход молодняка. Отдельные звероводы добивались довольно высоких показателей. За 1954-1955 гг. звероводы колхоза им. Шверника Орджоникидзевского района И.Н. Соловьев и А.С. Федоров получили в среднем по 5,1 щенку на самку. В течение ряда лет А.Н. Петров и М.А. Петрова из колхоза им. Ленина того же района добились делового выхода более 4 щенков на самку. В целом продукция звероферм составляла в 1953 г. 12% среди основных видов заготовленной пушнины в республике. Однако качество пушно-меховой продукции звероводов Якутии оставляло желать лучшего. Причина этого – отсутствие селекционной работы по пушнотоварным качествам лисицы. На качество шкурки влияли так же неправильное кормление, увеличение в рационе животных рыбных кормов, что приводило к бурению меха. Отсутствие должного внимания к содержанию и кормлению забойных зверей снижало сортность и увеличивало дефектность продукции, сказывалась нехватка компетентных кадров. В 1954-1955 гг. шестимесячные курсы звероводов прошли 90 чел. Только в пяти северных районах имелись зоотехники-звероводы. В 1955 г. Министерство сельского хозяйства Якутской АССР провело двухнедельный семинар по звероводству с приглашением главных зоотехников МТС [Там же, С. 168-169].
С восстановлением в стране предприятий по производству сельскохозяйственной техники в послевоенный период укрепилась материально-техническая база колхозов Якутии. Функции снабжения техникой и запасными частями были возложены на впервые созданное в республике отделение Глававтотракторосбыта. Это способствовало оживлению деятельности существующих машинно-тракторных станций и открытию новых: Мархинской (1949 г.), Олёкминской, Дюпсюнской (1952 г.), Булгунняхтахской (1953 г.), а также Горной лугомелиоративной станции (1951 г.). Постановление партии и Правительства СССР от 21 сентября 1953 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы МТС» создало благоприятные условия для увеличения количества тракторов, поступающих в республику, роста объемов тракторных работ в четвертой пятилетке на 37,9%, пятой – в 2 раза.
Если по состоянию на 1 января 1947 г. в составе МТС находился 151 комбайн и 65 грузовых автомобилей, то на 1 января 1957 г. – 220 комбайнов, в том числе 193 самоходных, 262 автомобиля, из которых 175 грузовых и 81 автоцистерна. По мере укрупнения и организационно-хозяйственного укрепления отдельные колхозы получили возможность приобретать технику. Так, в 1953 г. в шести колхозах имелось 9 тракторов, в 1957 г. – 397 грузовых и 62 легковых автомобиля, 40 тракторов [Ковлеков, 1992б, С. 70–71].
Решение задачи организационно-хозяйственного укрепления колхозов требовало обеспеченности кадрового потенциала в сельском хозяйстве. Укомплектованность сельского хозяйства Якутской АССР квалифицированными кадрами в 1946 г. была довольно низкой и составляла: по зоотехникам – 49,1%, ветврачам – 16,8%, агрономам – 18%, инженерам и техникам-строителям – 4,8%. Из 578 специалистов сельского хозяйства, работавших в системе Министерства земледелия и Министерства животноводства республики, 144 чел. (около 25%) имели высшее образование, из них 54,8% занимали должности в центральном аппарате и подведомственных учреждениях министерств. До 1953 г. абсолютное большинство должностей директоров 18 МТС и их главных специалистов занимали практики и специалисты со средним образованием.
Вместе с тем, несмотря на объективные проблемы послевоенного времени, работники сельского хозяйства Якутии демонстрировали яркие примеры высоких трудовых достижений. В эти годы первыми звания Героя Социалистического Труда были удостоены табунщик Р.И. Константинов и заведующий конетоварной фермой А.Е. Степанов. Многие коневоды показывали хорошие производственные результаты, на практике доказывая доходность отрасли. Колхозники Мегино-Кангаласского, Момского, Таттинского и Чурапчинского районов сохраняли до 96,5-98,6% поголовья лошадей, в течение ряда лет добивались 100%-го делового выхода жеребят и почти полного сохранения взрослого поголовья животных. За такие результаты в 1949 г. звание Героя Социалистического Труда было присвоено А.Н. Саввинову, С.И. Васильеву, Т.С. Лукину и Г.А. Кривошапкину. Труженики Олёкминского района прославились рекордами по выращиванию зерновых в условиях Якутии. В 1949 г. бригада хлеборобов под руководством Н.К. Барамыгина добилась высоких урожаев яровой пшеницы, получив с каждого гектара по 29 ц зерна на площади 65 га. За это достижение Н.К. Барамыгину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Используя новейшие агротехнические приемы, отдельные хозяйства, например колхозы «Терют», «Луч», им. Ф. Энгельса Олёкминского района, им. К. Маркса, «Чолбон», «Красный рабочий» Верхневилюйского района и др., получали устойчивые урожаи зерновых культур до 10-16 ц с одного гектара. В 1952 г. за высокие достижения Сталинскую премию присудили овощеводу колхоза «Новая жизнь» Мегино-Кангаласского района М.Г. Егорову. Огородница Орджоникидзевского района А.И. Ефимова путем многолетнего отбора местной капусты вывела новый сорт, названный ее именем — «Ефимовка»; данный сорт давал неплохие для условий Якутии урожаи. В послевоенный период был отмечен высокой наградой и талантливый организатор колхозного производства Верхневилюйского района С.И. Васильев. Он стал первым и единственным председателем колхоза в ЯАССР, удостоенным звания Героя Социалистического Труда.
Эти успехи при недостаточной материально-технической обеспеченности производства и в сложных климатических условиях давались тяжелым и упорным трудом. Производственные достижения работников сельского хозяйства республики не были массовым явлением, но имели огромное мобилизующее значение, вселяя в сознание людей веру в лучшее будущее [Ковлеков, 1992б, С. 49, 102-103].
И все же, несмотря на предпринятые руководством страны меры, темпы развития сельского хозяйства СССР оставались низкими. В конце 1940-х и начале 1950-х годов происходил постепенный возврат к политике коллективизации 1930-х годов. Усиливалась политика, основанная на принципах централизации и жесткого администрирования, полностью отвергающая демократические принципы управления делами колхозов. Решение проблем сельского хозяйства было направлено в сторону ужесточения дисциплины и порядка, борьбы с различными административными нарушениями, подъема ответственности колхозов перед государством. Происходили усиление давления на село, расширение директивных, централизованных методов управления в решении вопросов сельскохозяйственного производства. Политика выкачивания из аграрной сферы всех имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов, превращения ее в базу для поднятия других отраслей экономики тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Результатом стала организационно-хозяйственная и финансовая слабость большинства колхозов Якутии. Развитие сельского хозяйства региона периода послевоенного «позднего сталинизма» (1946 –1956 гг.) не смогло получить единого системного характера. Меры, предпринятые в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства, носили точечный характер и не были в состоянии повысить заинтересованность колхозного крестьянства в развитии хозяйства республики. Для развития сельского хозяйства в условиях восстановительного этапа и дальнейшего перехода к мирному строительству требовалась разработка новых подходов к управлению и организации колхозного производства.
Смена политического руководства страны повлекла за собой кардинальные перемены в характере и направленности экономического курса. Изменения коснулись прежде всего сельскохозяйственного производства. На сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС впервые в истории колхозного строя открыто были признаны принципиальные ошибки в руководстве аграрным производством. Основную причину отсталости колхозов, особенно в животноводческой отрасли, новое правительство справедливо видело в действующих заготовительных ценах, которые не создавали необходимой заинтересованности колхозов и колхозников в развитии общественного животноводства. Нарушение принципа материальной заинтересованности работников в развитии производства, увеличении его доходности не создавало условий для роста общественного хозяйства. В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, а затем в сентябре того же года на Пленуме ЦК КПСС были намечены первоочередные меры государственной помощи сельскому хозяйству, выработаны основы новой аграрной политики. Центральное место в концепции аграрных преобразований уделялось задачам повышения государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, улучшения технической оснащенности колхозов и совхозов, изменения системы планирования сельскохозяйственного производства, согласно которой государство определяло лишь подлежащий сдаче объем заготовок продукции. В рамках совершенствования налоговой политики были снижены налоги с личных подсобных крестьянских хозяйств, вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади).
Одними из главных направлений политики в сельском хозяйстве второй половины 1950-х годов стали укрепление и расширение основных средств производства и неделимых фондов колхозов. В Якутской АССР в 1958 г. колхозы многих районов добились отчисления в неделимые фонды более 20% своих денежных доходов. Руководство республики рекомендовало колхозам увеличить размер отчисления от денежных доходов в неделимые фонды до 25% и более. Средства неделимых фондов направлялись на строительство производственных и жилых помещений, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, расширение воспроизводства сельского хозяйства. Благодаря таким фондам в Якутии было развернуто строительство в колхозах по типовым проектам, разработанным Якутпроектом, а так же строительными отделами райисполкомов.
В 1959-1960 гг. в колхозах ЯАССР началось строительство помещений для крупного рогатого скота на 31 536 гол., свинарников – на 7470 гол., зернохранилищ – на 2215 т, электростанций – на 1322 кВт, школ – на 810 ученических мест, детсадов и яслей – на 1430 мест, 60 клубов, 54 бань и около 4 тыс. жилых домов для колхозников. Помимо этого, в 1958-1959 гг. колхозы приобрели различной техники на 70,5 млн руб. Вместе с тем в республике был возобновлен процесс укрупнения колхозов, способствовавший концентрации производства, специализации его отдельных отраслей, повышению производительности труда и укреплению колхозов квалифицированными кадрами.
По состоянию на 1 октября 1955 г. в Якутии насчитывалось 328 колхозов, имевших 40 243 двора и население 145 625 чел., 4843 тыс. га сельскохозяйственных угодий. У укрупненных хозяйств было больше финансовых возможностей для приобретения сельскохозяйственных машин, осуществления капитального строительства, специализации хозяйства, сокращения и удешевления управленческого аппарата, улучшения организации труда. Все это в общей совокупности оказывало благотворное влияние на повышение трудовой активности колхозников и их участие в общественном производстве. Так, если в 1953 г. 300 и более трудодней вырабатывали только 45,6% колхозников, то в 1954 г. их число повысилось до 56%. К концу 1960 г. в Якутии насчитывалось 150 колхозов, при этом в среднем каждый из них объединял 239 дворов, имел 7662 га земельных угодий, 1478 гол. крупного рогатого скота, 849 лошадей [Ковлеков, 1992б, С. 32-34].
Вместе с тем процесс укрупнения колхозов, в основном завершившийся в 1964 г., не был лишен недостатков. В ходе укрупнения не всегда учитывались экономическая целесообразность, конкретные территориальные, климатические условия и производственные возможности колхозов. Отсутствие хороших дорог, доступной связи при огромных территориях и разбросанности поселений значительно осложняли деятельность новых колхозов. Необоснованные укрупнения и разукрупнения хозяйств имели и отрицательные последствия. В результате укрупнения забрасывались отдаленные сельскохозяйственные участки, пашни переводились в залежь, ликвидировались малые поселки. Постепенно становилось очевидным, что организационно-структурная перестройка колхозного производства в экстремальных природно-климатических условиях Якутии должна базироваться на реальном учете производственного потенциала, регионально-зональных особенностей региона, размеров земельных фондов, достигнутого уровня технического оснащения и культуры ведения сельскохозяйственного производства [Аргунов, 1988б, С. 160].
Чрезмерное увлечение процессом укрупнения колхозов нередко приводило к чрезмерной гигантомании. Такие крупные сельскохозяйственные районы, как Верхневилюйский и Чурапчинский, имели в 1961 г. по два колхоза. Колхоз им. Исидора Барахова объединял 1033 двора с 1703 трудоспособными членами, располагал 28,5 тыс. га земель сельскохозяйственного пользования, 7752 гол. крупного рогатого скота. В сентябре 1964 г. колхозники артели им. Эрилик Эристиина Чурапчинского района обратились с заявлением в Комитет партгосконтроля ЦК КПСС и Совет Министров СССР о необходимости разукрупнения колхоза. Они писали о том, что колхоз превратился в неуправляемое хозяйство, что такое необдуманное решение привело к бесконтрольности в деятельности правления и заведующих участками, к полному забвению колхозной демократии и бесправию колхозников. Руководители допускали приписки, а председатель правления единолично распоряжался колхозными делами. Все это наносило огромный ущерб экономике колхоза [Ковлеков, 1992б, С. 35-36].
В середине 1950-х годов руководство страны вновь о6ратило внимание на вопрос совершенствования системы оплаты труда колхозников. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1956 г. «О ежемесячном авансировании колхозников и дополнительной оплате труда в колхозах» рекомендовалось на эти цели расходовать не менее 25% денежных доходов и 50% денежных средств, получаемых в виде аванса по контрактации, закупкам и о6язательным поставкам сельскохозяйственной продукции. С этого времени в колхозах стали создаваться переходящие денежные и продовольственные фонды, гарантировавшие регулярную оплату труда. Некоторые колхозы республики стали применять ежемесячное авансирование колхозников. Так, колхоз им. Карла Маркса Намского района в первой половине 1956 г. в порядке ежемесячного авансирования выдал колхозникам 71 616 ру6. Одновременно был пересмотрен порядок дополнительной оплаты за перевыполнение планов по урожайности и продуктивности хозяйства, который стал устанавливаться и утверждаться колхозным собранием. Такие меры являлись важным стимулом роста производительности труда в колхозах, поднимали роль трудодня и повышали заинтересованность колхозников в развитии общественного хозяйства.
С 1957 г. в стране начался перевод колхозов на гарантированную денежную и натуральную оплату труда. В Якутской АССР одним из первых на прогрессивную систему оплаты труда перевели колхоз им. Ленина Таттинского района. Здесь была установлена ежемесячная гарантированная оплата каждого трудодня по 4 ру6. деньгами, 60 г масла, 70 г мяса. В результате внедрения такой системы оплаты значительно возросла производственная активность колхозников. Так, в январе 1958 г. на производстве работало 435 чел., в марте –502, июне – 575, июле – 609. В 1958 г. на указанную систему оплаты труда перешли еще пять колхозов республики, в 1959 г. – 24, 1960 г. – 10. В итоге 26,7% от общего числа колхозов перешли на новую систему оплаты труда.
Однако в ряде хозяйств она была введена без соответствующей экономической и организационной подготовки, без достаточного резерва переходящих денежных средств, гарантировавших регулярную оплату труда. По своей природе колхозы представляли собой хозрасчетные предприятия. Однако самым важным и эффективным являлся внутрихозяйственный расчет, который большинство колхозов еще не применяли. В 1961-1963 гг. такую систему внедрили семь колхозов Якутской АССР. За этот период число хозрасчетных бригад в них увеличилось с 31 до 49 ед. В совхозах республики элементы внутрихозяйственного расчета применялись со времени их создания, т.е. с конца 1950-х годов [Ковлеков, 1992б, С. 42-44].
Особое внимание руководство страны уделило проблемам развития животноводства, главными из которых были крайне низкие заготовительные и закупочные цены на мясо и молоко. Например, в 1948 г. колхозы Якутии за бесценок сдали государству 72% полученного мяса и 64,4% молока. Такое положение, конечно же, не способствовало подъему сельскохозяйственного производства, являлось серьезным препятствием на пути к повышению материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного и личного хозяйства. После 1953 г. в целях практического решения существующей проблемы государственные заготовительные цены на скот и птицу были повышены более чем в 5 раз, на молоко и масло – в 2 раза. Значительно были подняты закупочные цены на продукты, продаваемые колхозами сверх обязательных поставок: на мясо – до 30%, молоко – в 1,5 раза. При этом государственные розничные цены на данные продукты остались прежними, поэтому повышение заготовительных и закупочных цен на колхозную продукцию заметно сблизило соотношение между новыми ценами и себестоимостью сельскохозяйственной продукции. В 1958 г. были установлены единые твердые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Принятые государством меры заметно укрепили экономику колхозов и значительно повысили материальное положение колхозников. Только за 1958-1959 гг. увеличение закупочных цен на рыбу и пушнину дало прямой материальный доход колхозам и колхозникам Якутской АССР в размере 579,2 млн руб., не считая их списанных задолженностей по налогам, натуральным и денежным ссудам государства. Кроме того, были упорядочены расчеты хозяйств с МТС. Установленные твердые ставки по оплате услуг теперь зависели от фактического урожая [Там же, С. 46].
С осени 1953 г. были снижены нормы обязательных поставок зерна и картофеля государству. Для колхозов Якутии выполнение заданий по обязательным поставкам давалось очень тяжело. Плановые показатели объема заготовок постоянно росли, в то время как расценки на сельскохозяйственную продукцию оставались мизерными. Только в редкие, благополучные в погодно-климатическом отношении, годы колхозам удавалось выполнить требуемые задания. За колхозами и индивидуальными сдатчиками республики числилась огромная задолженность – 62 537 ц зерна и 5163 ц картофеля [НА РС (Я), Ф. Р-70. Оп. 74. Д. 2135. Л. 77]. Снижение норм обязательных поставок положительным образом сказалось на результатах работы хозяйств, укреплении их финансового и материального положения. С 1958 г. обязательные поставки, закупочные цены на картофель были повышены в 2,5 раза, цены на овощи – на 25-40%. По мере увеличения валового сбора картофеля и овощей возрастал и объем продажи этих культур государству. В 1955 и 1958 гг. закупочные цены были более дифференцированы по зонам страны с учетом их себестоимости. Однако, несмотря на принимаемые меры, цены на зерновые и картофель все равно не могли в полной мере покрыть затраты якутских колхозов и совхозов на их производство. Выращивание картофеля и овощей оставалось убыточным делом, так как производство этих культур в суровых климатических условиях Севера при существовавшем низком уровне агротехники требовало огромных материальных усилий и финансовых затрат.
Как видно из табл. 15, в послевоенные десятилетия показатели среднегодовых государственных закупок продуктов земледелия в Якутии не были высокими. Несколько возросло производство картофеля и овощей. Вместе с тем в 1960-е годы почти прекратилось производство зерна. Основанием для этого послужили решения январского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС, рассмотревшего вопрос «Об увеличении производства продуктов животноводства».
В нем указывалось на дальнейшее увеличение производства зерна, которое объявлялось решающим условием подъема животноводства. Это породило у республиканских властей идею подчинения земледелия задачам животноводства и свертывания политики выращивания зерновых для производственных целей. Произошел поворот к так называемой «политике зеленки», нанесшей в последующем тяжелый урон экономике региона. До 1956 г. кормовые культуры были представлены корнеплодами, зерновыми и зернобобовыми на силос, одно- и многолетними травами и занимали 6-9% всей посевной площади. В 1960 г. засеваемая ими площадь расширилась до 50%. На XXIII Якутской областной партийной конференции (6-7 февраля 1960 г.) также было заявлено о том, что увеличение посева зерновых на зеленую массу является главным источником повышения объемов сочных кормов. Следуя такой установке, в том же году посевы зерновых с площади 23,3 тыс. га были скошены на сено. Полученные таким образом 24,8 тыс. т зерновых составили лишь 4,6% заготовки сена с естественных сенокосов. С 1959 г. большинство колхозов и совхозов республики стали практиковать использование посевов зерновых («зеленки») на зеленый корм и для выпаса скота. В результате чего в 1960 г. было потравлено скотом 11,7 тыс. га посевов [Ковлеков, 1992б, С. 107].
Таким образом, выдвинутая с 1956-1958 гг. глубоко ошибочная установка на сокращение посевов на зерно, несоразмерное увеличение посевов «на зеленку» и массовое скашивание хлебов на силос и корм скоту в виде соломы привели к резкому снижению уровня культуры земледелия, уменьшению требовательности к качеству семян, подъему паров и внесению удобрений. К тому же отмена с 1959 г. государственных заготовок зерна лишила сельское хозяйство единственного рынка сбыта данной культуры. В это время вводилась свободная продажа хлеба на селе, увеличивался объем завоза концентрированных кормов. В таких условиях у многих руководителей колхозов и совхозов появились иждивенческие настроения. Из-за крайне низкого уровня агротехники и плохого качества семян посевы «зеленки» не давали желаемого урожая. Поэтому почти половина их убиралась просто на солому.
Значительный урон развитию земледелия Якутии нанесла начавшаяся с середины 1950-х годов «кукурузная лихорадка». Руководство республики поставило перед собой задачу удивить весь мир, продвинув зону выращивания этой культуры за Полярный круг. Если в 1954 г. кукуруза выращивалась на якутских полях на площади 277 га, то в 1957 г. – уже на 1650 га. Под новую культуру отводились наиболее плодородные пашни. Для повышения урожайности вносились удобрения, был организован полив. Однако урожаи оставались очень низкими. Колхозам тем не менее рекомендовалось постоянно расширять площади посевов гороха и кормовых бобов, продолжать работу с кукурузой и сахарной свеклой. В соответствии с такой установкой определялись структура и размеры посевных площадей. Колхозы несли крупные убытки, поэтому в 1958 г. посев кукурузы сократился до 186 га, а затем и вовсе прекратился [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 27. Д. 119. Л. 154].
Проводимые эксперименты имели тяжелые последствия для развития земледелия республики. С таким положением были не согласны многие земледельцы, пытавшиеся доказать рентабельность выращивания зерновых культур в северных условиях. Энтузиасты своего дела Ф.Ф. Ефимов, Д.А. Сивцев, В.И. Романов, Н.М. Павлов, Р.М. Охлопков и др. добивались высоких результатов. Не соглашаясь с политикой сокращения посевов зерновых культур, в феврале 1960 г. Ф.Ф. Ефимов организовал звено, чтобы делом доказать доходность зернового хозяйства. Данное звено собирало урожай зерновых от 12 до 16 ц с гектара [Там же, Оп. 30. Д. 400. Л. 8]. Однако в середине 1960-х годов, по существу, началось свертывание зернового хозяйства республики.
В 1950-е годы руководством ЯАССР было уделено большое внимание развитию сельскохозяйственного производства в северных районах. По данным годовых отчетов колхозов за 1957 г., в 18 северных районах республики действовало 78 колхозов, объединявших 7695 хозяйств и 30 443 чел. На тот момент здесь проживало 2349 семейств эвенов, эвенков, чукчей и юкагиров. До 70% валового дохода колхозы получали от оленеводства, пушного промысла и рыболовства. Однако в результате шаблонного руководства и планирования не в полной мере учитывались экономически наиболее целесообразное направление каждого района и колхоза, природно-климатические условия и местные возможности для увеличения продукции сельского и промыслового хозяйства. Эти ошибки указывались в постановлении партии и Правительства СССР от 16 марта 1957 г. «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера», в котором была представлена практическая программа экономического и культурного развития районов Севера. В апреле 1957 г. пленум Якутского обкома партии обсудил вопрос о реализации постановления руководства страны. С учетом рекомендаций пленума колхозы разработали и утвердили на общих собраниях планы развития общественного хозяйства на 1958-1960 гг. В результате для Анабарского, Булунского, Усть-Янского, Аллаиховского, Нижнеколымского, Оленёкского, Жиганского районов было принято следующее сочетание основных отраслей хозяйства: оленеводство, пушной промысел и звероводство; Верхоянского, Момского, Томпонского, Саккырырского и Оймяконского районов: оленеводство, пушной промысел, коневодство, скотоводство и звероводство; Алданского, Тимптонского и Учурского районов и для некоторых наслегов Олёкминского, Сунтарского, Усть-Майского районов: оленеводство и пушной промысел.
Колхозам северных районов была оказана значительная техническая помощь. В 1957-1959 гг. колхозы Крайнего Севера получили 77 тракторов, 28 грузовых автомашин, 34 электростанции, 15 пилорам, сотни других сельскохозяйственных машин, тысячи тонн горюче-смазочных материалов. Со второй половины 1956 г. в колхозах северных районов развернулась работа по меж- и внутрихозяйственному землеустройству. Ее проводила Якутская комплексная землеустроительная экспедиция Министерства сельского хозяйства РСФСР. В результате удалось решить комплексные вопросы организации территории оленьих пастбищ, охотничьих и сельхозугодий, а так же вопросы развития других отраслей колхозного производства. Кроме того, экспедиция проводила специальные экономические, геоботанические, охотоустроительные, мелиоративные и другие обследования и изыскания.
Итогом мероприятий, реализованных в Якутской АССР в соответствии с постановлением от 16 марта 1957 г. по организационно-хозяйственному укреплению колхозов в районах Крайнего Севера, стал постепенный рост производства продукции основных отраслей хозяйства. В 1957-1960 гг. поголовье оленей в колхозах республики увеличилось на 14,5%, производство оленины – на 37,7%, добыча рыбы по группе северных районов – на 22,3%, объем продукции клеточного звероводства вырос в 2,8 раза.
На социально-экономическое развитие народностей Севера оказало влияние быстрое развитие горно-добывающей промышленности. Такие крупные рабочие поселки, как Батагай, Усть-Нера, Эсе-Хая, Депутатский, Артык, Эльгинский и др., стали служить емким рынком сбыта продуктов оленеводства и рыболовства. Развитие воздушного и автомобильного транспорта многократно увеличило объем завоза и вывоза грузов. В населенных пунктах Севера появились электрический свет, новая техника, современные предметы быта. Этим же постановлением было предусмотрено оказание помощи колхозам Севера со стороны промышленных предприятий. Необходимая помощь осуществлялась по четырем направлениям: по линии материально-технического обеспечения, строительства культурно-бытовых объектов и жилищ, развертывания торговли в районах расположения предприятий совнархоза, подготовки местных кадров для промышленности и транспорта.
За 4 года промышленными предприятиями в фонды колхозов было передано бывшее в употреблении и излишнее оборудование, запасные части на сумму 3961 тыс. руб., в том числе 38 автомобилей, 10 тракторов, 14 электростанций. Помимо этого, колхозам было отпущено 3710,5 т горюче-смазочных материалов, 12,2 т зернофуража. Предприятиями совнархоза было построено 7 школ на 1840 ученических мест, 28 детских садов и яслей на 970 мест, 6 клубов и красных уголков на 1042 места, 4 больницы на 90 коек.
В 1958 г. с целью улучшения снабжения рабочих прииска «Депутатский» и прилегающих к нему колхозов Верхоянского района Депутатское отделение Янского продснаба преобразовали в самостоятельный продснаб. Результатом стало увеличение товарооборота более чем в 2 раза. В 1959 г., идя навстречу пожеланиям местного населения, совнархоз принял на обслуживание своего УРСа все колхозы Оймяконского района. При поддержке промышленных предприятий более доступным стало и получение местным населением образования. Если в 1957 г. в Алданском горном техникуме училось 66 студентов из числа коренного якутского населения, то в 1960/1961 уч. г. – 97 чел. По линии подготовки специалистов с высшим образованием в 195701960 гг. совнархоз направил в центральные вузы страны 50 чел., среди которых 31 чел. являлся представителем якутской национальности и малочисленных народностей Севера [Ковлеков, 1992б, С. 39-42].
В целях развития охотничьего хозяйства республики Якутский обком партии и Совет Министров ЯАССР разработали мероприятия по увеличению заготовок пушнины и расселению пушных зверей на 1956-1960 гг. В программе мероприятий предусматривалось полное обобществление труда охотников в тех колхозах, где охотничий промысел еще не являлся колхозным производством или был обобществлен частично, организация постоянных производственных охотничьих бригад с соответствующей материально-технической базой, обеспечивающей полное освоение охотничьих угодий колхоза. Планировалось упорядочить распределение и пользование охотугодьями с таким расчетом, чтобы каждый колхоз промыслового направления имел в своем распоряжении закрепленные угодья; упорядочить внутрихозяйственное охотустройство с целью закрепления охотучастков за бригадами и отдельными охотниками; ввести в систему колхозной практики районов промыслового направления ежегодное проведение предпромысловой разведки запасов и распределения пушнины силами колхозов, рассматривая это мероприятие как составную часть обязательных работ, связанных с выполнением государственного плана по добыче пушнины.
За 1950-1955 гг. в южных и северо-восточных районах Якутии было расселено свыше 2500 витимских соболей. В планируемом пятилетии ставилась задача полностью закончить искусственное расселение соболей в размерах, обеспечивающих восстановление их оптимальной промысловой плотности. В марте 1957 г. данные мероприятия были утверждены Советом Министров РСФСР. Состоявшийся в августе 1957 г. республиканский слет специалистов сельского хозяйства одобрил мероприятия по развитию охотничьего хозяйства и звероводства в регионе. В сентябре того же года правительство республики утвердило новые «Правила охоты и ведения охотничьего хозяйства в Якутской АССР», что позволило расширить зоны освоения охотугодий путем организации глубинных баз, охраны и наведения порядка в использовании запасов пушных зверей [Там же, С. 169-170].
В 1950-1960-е годы решение задачи вывода сельского хозяйства страны из состояния кризиса было поставлено в прямую зависимость от укрепления материально-технической базы отрасли. На смену послевоенному пятилетию, когда обновление машинно-тракторного парка происходило очень медленно, наступил период, когда поставка сельскохозяйственной техники стала увеличиваться. Это позволило в значительной степени сдвинуть с мертвой точки процесс механизации наиболее энергоемких технологических процессов в земледелии и приступить к применению машин на животноводческих фермах.
За 1945-1964 гг. количество тракторов в республике увеличилось в 5,5 раза, а их суммарная мощность - в 6,1 раза; в 9,5 раза выросло количество грузовых автомобилей. В связи с сокращением выращивания зерновых культур, количество комбайнов с 1958 г. значительно не менялось (табл. 16). Несмотря на некоторое увеличение парка машин, производительность труда оставалась низкой из-за проблем в организации производства. Невысокой была выработка продукции на один условный трактор, составившая в 1946-1952 гг. в среднем 193 га мягкой пахоты в год, в 1953-1956 гг. – 206 га. На результатах работы МТС сказывалось преобладание небольших по размеру обрабатываемых площадей. Например, в 1953 г. МТС обработали 12 038 земельных участков, в том числе 5420 (45,2%) пашен размером до 3 га. Укрупнение пашен началось только с 1955 г. Ежегодно около четверти тракторов и комбайнов не участвовало в полевых работах из-за технической неисправности. Не соответствовали требованиям условия содержания техники. Так, в 1954 г. 41,9% тракторов содержались под открытым небом. При проведении полевых работ часто нарушались агротехнические нормы. Одна из причин этого – низкий уровень квалифицированности кадров [Там же, С. 72].
С ростом машинизации сельского хозяйства дальнейший подъем колхозного производства все в большей мере зависел от работы МТС, умелого использования техники, что, в свою очередь, во многом определялось уровнем квалификации инженерно-технических кадров МТС. Численность механизаторов, имеющих квалификацию, не превышала 30% от наличного состава работников. Тормозила рост производства и практика оценки деятельности МТС по выполнению плана работ по мягкой пахоте, а не по результатам выращенного и собранного урожая. Колхозы и совхозы все шире стали внедрять в производство прогрессивные новшества: перевод коров на зимний и ранневесенний отел, их искусственное осеменение, ручная выпойка телят, организация зеленой подкормки коров и др. С весны 1956 г. по опыту передовых животноводов страны внедрялось двух-трехкратное доение коров.
В феврале 1960 г. в совхозе «Якутский» по инициативе директора Е.И. Барыкина, главного инженера Х.А. Пшинцева и механика Н.И. Гончар впервые в республике была внедрена в производство доильная площадка «Елочка». В том же году дояр совхоза «Амгинский» П.И. Яковлев, применяя агрегат «Елочка», доил до 100 коров. Большой резерв производства мяса скрывался в организации нагула скота, подлежащего забою. Развертывалось соревнование доярок за большое молоко. За 1957-1960 гг. число «двухтысячниц» возросло с 30 до 186. Маяками соревнования животноводов являлись Герои Социалистического Труда Е.И. Бурцева, В.П. Трофимова, депутаты Верховного Совета ЯАССР М. Кривошапкина, Г. Гуляева, Д. Иванова и другие мастера сельскохозяйственного производства [Ковлеков, 1992б, С. 139-140].
В 1958 г. в целях совершенствования форм материально-технического обслуживания сельского хозяйства была изменена система технического обслуживания колхозов – машинно-тракторные станции реорганизовывались в ремонтно-технические станции. Теперь колхозы могли сами покупать у государства тракторы, машины и другую технику. Однако средства на приобретение техники у колхозов были ограничены. С 1958 по 1965 г. колхозы и совхозы приобретали по два-три трактора в год на одно хозяйство, количество грузовых машин увеличилось незначительно. Отсутствие средств не позволяло колхозам в полной мере механизировать сельскохозяйственный труд. В 1965 г. подача воды на животноводческих фермах была механизирована лишь на 23%, доение коров – на 5%, очистка помещений для скота – на 0,5%, а раздача кормов выполнялась полностью вручную [Аргунов, 1988б, С. 164].
В послевоенные годы больше внимания стало уделяться развитию электрификации сельского хозяйства, являвшейся основой технического прогресса на селе. В 1955 г. в колхозах республики насчитывалось 95 электростанций, из которых 80 – локомобильные установки, 6 – присоединения к станциям коммунального хозяйства и местной промышленности, 9 – дизельные установки. Но по отчетным данным колхозов республики в 1954 г. 17 колхозных электростанций не функционировали из-за отсутствия запасных частей [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 216. Д. 28. Л. 66-67]. К наиболее полно электрифицированным хозяйствам относились колхоз им. П. Алексеева Таттинского района и колхоз им. Сталина Якутского района, в котором, в частности, действовал электрифицированный зерноочистительный станок производительностью 60 т в час [Ковлеков, 1992б, С. 79-80].
Самый существенный сдвиг в техническом оснащении энергетики произошел в конце 1950-х годов. Большую роль в этом сыграли принятие Советом Министров СССР плана развития сельской электрификации на 1948-1950 гг., а также утверждение «Принципиальной схемы снабжения электроэнергией сельского хозяйства Якутской АССР на 1950-1965 гг.», в которых предусматривалось широкое строительство тепловых электростанций, учитывались возможности присоединения колхозов к электростанциям промышленных предприятий. В июне 1961 г. Совет Министров Якутской АССР утвердил план электрификации сельского хозяйства республики на 1961-1965 гг. с объемом капитальных вложений 17 226 тыс. руб. По многим плановым показателям задания выполнялись. За 1958-1960 гг. в республике было построено и реконструировано 17 электростанций, введено в эксплуатацию 227 км электрических сетей. В 1953 г. было выработано 2300 тыс. кВт ∙ ч, в 1960 г. – 9588 тыс. кВт ∙ ч электроэнергии. Таким образом, объем выработанной электроэнергии вырос в 4 раза, из них на производственные нужды было направлено 36,2%.
На 1 января 1961 г. в ведении Министерства сельского хозяйства Якутской АССР имелось 419 электростанций, в том числе 277 дизельных и 142 локомобильных, общая мощность которых составляла 12 447 кВт. Стоимость вырабатываемой ими электроэнергии являлась высокой: 15-30 коп. за 1 кВт ∙ ч. В основном станции были маломощными: в 1965 г. их стало 667 с мощностью 24 тыс. кВт. Строительство же электростанций укрупненной мощности и высоковольтных линий электропередачи из-за недостаточного финансирования велось медленно [Ковлеков, 1992б, С. 80]. Поэтому при огромных эксплуатационных расходах действующие электростанции еще не могли в полной мере обеспечить сельское хозяйство Якутии постоянной и качественной электроэнергией. Например, энерговооруженность якутского животновода составляла 0,5 л. с., что почти в 30 раз ниже уровня, необходимого для оптимальной индустриализации данной аграрной отрасли хозяйства [Аргунов, 1988б, С. 164].
Послевоенный период характеризуется невысоким уровнем сельского строительства. Из всей суммы капитальных вложений в народное хозяйство республики на развитие сельского хозяйства направлялось лишь 3,5%. Такое положение сохранялось до середины 1960-х годов. Поэтому строительные работы колхозы были вынуждены проводить хозяйственным способом, т.е. за счет собственных средств. Колхозы возводили главным образом хозяйственные постройки: хотоны, телятники, амбары под склады, сараи и проч. Согласно отчетам, в 1952 г. колхозы ЯАССР имели 6456 коровников, из которых только 1027 (15,9%) являлись типовыми. В 1960-е годы в ряде колхозов началось движение по созданию центральных усадеб, которые, согласно принятым планам, должны были стать административными и хозяйственными центрами на местах. В связи с этим активизировалось возведение хозяйственных построек и типовых скотных дворов.
С 1958 г. главным подрядчиком в колхозном строительстве являлся трест Якутсельстрой, выполнявший лишь около 20% всего объема строительно-монтажных работ в колхозах и совхозах. В 1961 г. создали трест Якутстрой, строительные участки которого действовали в 17 районах республики, в том числе в 5 северных. В январе 1962 г. на развитие совхозов северных районов Якутии в 1962-1965 гг. Советом Министров РСФСР было выделено 32,8 млн руб. [Ковлеков, 1992б, С. 68]. Для освоения указанных средств был образован трест Якутсеверстрой. Однако из-за необеспеченности строительных объектов материалами, машинами и оборудованием трест оказался не в состоянии справиться с планом строительно-монтажных работ. Совхозы по-прежнему вынуждены были вести строительство хозяйственным способом. Из-за нерешенных проблем организационного порядка материально-технические ресурсы республиканских строительных трестов были распылены по многочисленным объектам. Так, в 1965 г. в стадии строительства находилось 968 объектов. Попытки государства предоставлять колхозам и совхозам крупные долгосрочные ссуды также не приносили ожидаемых результатов. Согласно существующим положениям Госбанка СССР, ссуды колхозам и совхозам выдавались при условии достижения окупаемости строительства в течение не более 3 лет, тогда как в условиях Якутии из-за высокой сметной стоимости объектов их окупаемость достигалась лишь за 5-7 лет. Стоимость капитального строительства с учетом поясного коэффициента, северных надбавок к заработной плате и значительных транспортных расходов была в среднем в 4 раза выше, чем в центральных областях РСФСР. Поэтому из года в год план ввода в эксплуатацию производственных объектов срывался, велик был объем незавершенного строительства.
В 1960-е годы руководство республики больше внимания стало уделять организации мелиоративных и культурно-технических работ. Начало деятельности в этом направлении положило постановление Совета Министров РСФСР от 12 июня 1962 г. «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры Якутской АССР», в котором предусматривалось проведение в 1963-1965 гг. культурно-технических работ в объеме 100 тыс. га и работ по осушению на 5 тыс. га. На эти цели выделялись 7,7 млн руб., землеройная и мелиоративная техника, транспортные средства и другое оборудование. Путем освоения выделяемых средств в 1961-1965 гг. в результате раскорчевки леса было освоено 16 тыс. га новых земель, проведено поверхностное улучшение лугов на площади 66,5 тыс. га, в том числе в ходе фрезерования – на 18,2 тыс. га, срезки кустарников – на 22,2 тыс. га, дискования и лущения – на 21,1 тыс. га. Подрядными организациями было введено в эксплуатацию 6,6 тыс. га лугов лиманного орошения и 19,7 тыс. га осушенных земель. В результате площадь сенокосных угодий, на которых могла работать техника, увеличилась на 80 тыс. га.
Отдельные хозяйства республики, придавая особое значение мелиорации, проводили все мероприятия на собственные средства. Например, в совхозе «Нюрбинский» собственными силами было построено четыре плотины и 30 км водоотводных каналов. Мегежекская система дополнительно дала 800 га орошаемых лугов, осваивались 5 тыс. га заливных лугов на территории Токосской долины. Колхоз им. Байкалова Мегино-Кангаласского района в 1963-1964 гг. построил 11 земляных плотин, 10 каналов, 2 регулятора стока воды, которые орошали 1050 га лугов. В числе мер по повышению урожайности сельскохозяйственных культур важное место стала занимать химизация земель. За 1963-1966 гг. хозяйства Якутии получили 6308 т минеральных удобрений, однако на поля было внесено лишь 2598 т (41,2%), так как не все руководители хозяйств придавали должное значение минерализации земель [Ковлеков, 1992б, С. 86, 89].
В расширении процесса применения новых способов и методов в сельскохозяйственном производстве, оказания практической помощи хозяйствам Якутии большое значение сыграли учреждения науки. С создания в 1952 г. в составе Якутского филиала АН СССР Института биологии началось комплексное научное изучение проблем развития сельского хозяйства республики. Крупным событием для сельскохозяйственной науки стала организация в 1956 г. Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. С этого времени начала налаживаться селекционная работа. Новые перспективные сорта зерновых, овощных и ягодных культур были созданы Т.Н. Васильевой, П.П. Васильевым, И.Д. Захаровым, М.А. Чертковой и др. Учеными Якутии в этот период проводилось изучение местного якутского скота, что позволило научно обосновать типы скота, пригодные для разведения в северных условиях.
С 1964 г. ученые провели исследования по углубленной зональной и хозяйственной специализации сельского хозяйства. В результате были определены природно-хозяйственные зоны Якутской АССР, специализация и концентрация сельскохозяйственного производства по районам и отдельным хозяйствам, выявлены направления дальнейшего развития отраслей растениеводства и животноводства. В числе первых в СССР экономисты Якутского института сельского хозяйства внедрили прогрессивную систему ежемесячной оплаты труда колхозников по гарантированным денежным расценкам. Впервые в условиях республики на основе изучения и обобщения опыта передовых хозяйств они разработали методологические основы внутрихозяйственной специализации и концентрации производства, организации хозрасчетных специализированных подразделений. Эти достижения сельскохозяйственной науки ЯАССР оказывали прямую практическую помощь в развитии аграрного производства. На базе данных научных разработок во второй половине 1950-х годов начали проводиться мероприятия по совершенствованию нормирования и оплаты труда, введению строгой экономии в затратах, внедрению хозрасчета в производственных единицах и переходу на гарантированную оплату труда. Использование новых подходов в совершенствовании организации трудового процесса в сельском хозяйстве послужило огромным стимулом для развития сельскохозяйственного производства и повышения трудовой активности сельских тружеников [Достижения сельскохозяйственной науки..., 1983, С. 27-29].
После 1953 г. появились положительные изменения в развитии внутриколхозной демократии. Большую роль в этом сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1956 г. «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели» [Решения партии и правительства..., 1968, С. 290-297]. Колхозам было рекомендовано самим дополнять и изменять отдельные положения принятого сельскохозяйственной артелью колхозного устава с учетом местных, конкретных условий. Введение нового порядка планирования сельского хозяйства и предоставление колхозам прав в отношении Устава расширили внутриколхозную демократию, увеличили производственную активность колхозников.
В рассматриваемый период большое внимание было уделено работе с кадрами. В связи с тем, что с конца 1953 г. началось целенаправленное укрепление колхозов и совхозов, МТС (РТС) и сельскохозяйственных органов квалифицированными специалистами, значительно изменился качественный состав сельскохозяйственных кадров. После сентября 1953 г. в составе председателей колхозов и директоров совхозов наблюдались позитивные изменения. В большинстве случаев хозяйствами стали руководить люди с высшим образованием и специалисты сельского хозяйства. Число малограмотных среди специалистов сократилось до минимума. В 1954-1955 гг. из промышленных предприятий республики, а также в порядке помощи из Свердловской области на постоянную работу в МТС Якутии были направлены 390 чел., в том числе директорами – 15 чел., главными специалистами – 80 чел. Численность малограмотных практиков сократилась почти до минимума, на руководящие должности стала выдвигаться молодежь. Среди них были такие талантливые организаторы производства, как С.И. Васильев, С.Г. Жирков, Д.В. Киприянов, М.Д. Петров, С.Н. Платонов, Н.И. Таврат, С.М. Журавлев, И.Д. Теленков, А.С. Халтанов, Н.З. Чукров, Н.И. Прокопьев и многие другие. По данным на 20 октября 1955 г., по системе Министерства сельского хозяйства ЯАССР обеспеченность специалистами составляла 64,2%, половина директоров совхозов и 77% главных специалистов имели высшее образование [Ковлеков, 1992б, С. 52].
Существенную помощь в подготовке специалистов оказывали центральные высшие учебные заведения. Если в 1956 г. 14 сельскохозяйственных институтов направили в Якутию 65 выпускников, то в 1959 г. 40 вузов подготовили 194 специалиста. Якутский и Мархинский курсовые комбинаты за 1958-1960 гг. подготовили свыше 2 тыс. специалистов, повысили квалификацию 2564 чел. [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 27. Д. 179. Л. 19; Оп. 30. Д. 812. Л. 37; Д. 814. Л. 9-19]. С 1956 г. специалистов сельского хозяйства стал готовить Якутский государственный университет. Тем не менее республика испытывала хронический недостаток квалифицированных кадров. По данным на 1 января 1962 г., в ЯАССР не хватало 92 агрономов, 144 зоотехников, 353 ветеринарных работников, 72 механиков. Должности экономистов, инженеров-строителей, прорабов и счетных работников преимущественно замещались практиками. Слабо выдвигались специалисты на руководящие хозяйственные должности. Среди директоров совхозов и председателей колхозов они составляли 30%, бригадиров и заведующих участками колхозов – 4,3% [Ковлеков, 1992б, С. 52].
Новым явлением в жизни якутской деревни этого периода стало создание совхозов. В начале 1957 г. на базе 27 экономически слабых колхозов, 3 МТС и 2 подсобных хозяйств были образованы 4 совхоза: «Амгинский», «Нюрбинский», «Эльгяйский» и «Янский». Новые крупные государственные хозяйства быстро набирали темпы развития. Совхоз «Эльгяйский» (директор С.М. Журавлев) имел 13 тыс. гол. крупного рогатого скота, 5500 лошадей, около 1 тыс. свиней, фермы по разведению серебристо-черных лисиц, выращивал птиц и кроликов. Позже были созданы совхозы «Ленский», «Намский», «Октемский» и «Хатасский», еще девять совхозов были организованы по линии УРСа Якутского совнархоза.
Развертывание в 1950-1960-е годы на территории Якутии добывающих предприятий требовало решения вопросов снабжения их сельскохозяйственной продукцией. Это означало необходимость инвестиций и качественного прорыва в сельскохозяйственном и промысловом секторах. В ноябре 1959 г. Якутский обком КПСС обратился в Совет Министров РСФСР с просьбой об образовании государственных предприятий сельского хозяйства на Севере региона. Веским доводом послужила неприемлемость существующего состояния хозяйства коренного населения для продовольственного обеспечения появляющихся промышленных очагов. Была проведена большая работа по согласованию решений между заинтересованными министерствами и ведомствами, и в результате постановлением Совета Министров РСФСР от 22 ноября 1960 г. на базе 69 северных колхозов Якутии был образован 21 новый совхоз. Республиканские власти приступили к выполнению утвержденного в 1957 г. для всего СССР «Положения о порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и порядке расчетов с колхозниками». Специализация первых северных совхозов была определена Советом Министров РСФСР как промысловая. Государственный сектор в сельском хозяйстве Якутии расширился: в 1959 г. действовало 4 совхоза, в 1961 г. – 28, охватывающих полностью четыре из десяти сельскохозяйственных зон республики. Северные совхозы стали основными поставщиками продукции оленеводства, пушного промысла, клеточного звероводства и коневодства [Винокурова, 2016, С. 194-195].
В связи с созданием в северных районах ЯАССР 8 новых мясозверопромысловых и 13 оленеводческо-зверопромысловых совхозов в середине 1961 г. был организован Якутский республиканский трест совхозов вместо ранее созданных Якутского республиканского управления совхозов и Заполярного треста оленеводческих и зверопромысловых совхозов. Совхозы создавались преимущественно в тех районах, которые больше тяготели к промышленным центрам. Так, совхозы Вилюйской группы районов снабжали сельскохозяйственными продуктами города и поселки алмазодобывающей промышленности, совхозы Мегино-Кангаласского, Орджоникидзевского, Намского, Горного и Усть-Алданского районов обеспечивали потребности г. Якутска, совхозы Алексеевского и Чурапчинского районов – населения центров золотодобывающей промышленности.
Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1957 г., промышленные предприятия стали оказывать помощь колхозам Севера в развитии их хозяйства и культуры, укреплять связи с местными хозяйствами. Эту помощь предприятия совнархоза Якутского экономического административного района осуществляли по четырем направлениям: по линии материально-технического обеспечения, строительства культурно-бытовых объектов и жилищ, развертывания широкой торговли в районах расположения предприятий совнархоза, подготовки местных кадров промышленности и транспорта. Организация совхозов позволила эффективнее использовать природные богатства Севера, вести за счет государства крупные строительные работы, способствовала повышению материального и культурного уровня населения.
Преобразование колхозов в совхозы являлось важным социально-экономическим мероприятием, создающим благоприятные предпосылки для быстрого подъема сельского хозяйства. С развитием совхозной системы улучшилось снабжение промышленных центров сельскохозяйственными продуктами, повысился жизненный уровень тружеников села. Между тем процесс увеличения численности совхозов свидетельствовал о продолжающемся усилении административного давления на село, централизации управления и постепенном огосударствлении аграрной сферы.
Для сельского хозяйства Якутии 1953-1964 гг. были достаточно сложными и противоречивыми. С одной стороны, в этот период труженики села получили надежду на возможность выхода из тяжелейшего кризиса, с другой – бесконечные метания партийного и советского руководства в поисках путей и методов развития не давали реальных практических результатов. Постепенный отход от курса сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС начался после январского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС, поставившего задачу, в ближайшие 5 лет увеличить производство основных продуктов животноводства в 2-3,5 раза. В своей речи на совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик Северо-Запада РСФСР (22 мая 1957 г.) Н.С. Хрущев обозначил следующую задачу – в ближайшие годы догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения. Эти сугубо волюнтаристские решения привели к провалу плана быстрого подъема сельского хозяйства.
В августе 1958 г. состоялось региональное совещание по развитию производительных сил Якутской АССР, на котором была разработана программа ускоренного разрешения продовольственной проблемы. Основные показатели развития сельского хозяйства Якутии на ближайшие 15-20 лет были призваны решить поставленную высшим руководством страны задачу в кратчайший срок. До 1980 г. в ЯАССР планировалось создать продовольственно-сырьевую базу, способную обеспечить возрастающее до 1 млн чел. население республики продовольствием, а промышленность – сельскохозяйственным сырьем. Предполагалось довести производство мяса до 72 тыс. т против 21,1 тыс. т в 1958 г., валовой надой молока – до 537 тыс. т против 173,6 тыс. т соответственно [Аргунов, 1988б, С. 161]. Составленная экономистами Якутии без объективного анализа состояния и перспектив сельского хозяйства региона «фантастическая» программа была обречена на провал. Было очевидно, что для осуществления столь грандиозных замыслов республика не располагает достаточными трудовыми, материально-техническими и природными ресурсами. Задания семилетки по сельскому хозяйству не удалось выполнить. За 1961-1965 гг. валовая продукция сельского хозяйства уменьшилась с 93,2 до 85,4 млн руб., производство мяса сократилось с 41,7 до 40 тыс. т, поголовье крупного рогатого скота – с 354,6 до 327,7 тыс. гол., свиней – с 43 до 20 тыс., лошадей – с 154,8 до 147,7 тыс. Посевные площади в Якутии уменьшились с 96 до 62,2 тыс. га, в том числе зерновых – с 41,5 до 33,1 тыс.; сократились также посевы картофеля и овощей [Там же, С. 164-165]. Примерно с такими же нереальными для исполнения показателями был составлен семилетний план развития сельского хозяйства на 1959—1965 гг.
В целом основным рычагом в намеченном на семилетие экономическом рывке по замыслу республиканского руководства должна была служить организационно-структурная перестройка, в первую очередь максимальное укрупнение хозяйств. Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства СССР. Однако коренного улучшения в развитии сельского хозяйства к 1965 г. не произошло. Сельское хозяйство Якутии и всей страны продолжало развиваться очень медленными темпами. Непоследовательность аграрной политики, проявления волюнтаризма и использование командно-административных методов в управлении отраслью стали главными причинами того, что уровень производства сельскохозяйственных продуктов значительно отставал от роста потребностей в них населения.
_____________________________
Автор статьи: Бурнашева Наталия Ивановна, д.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.