Общественно-политическое развитие: от сталинской диктатуры к номенклатурной власти.
После победы над гитлеровской Германией и милитаристской Японией первоочередной задачей нашей страны стали восстановление и перевод экономики на мирные рельсы. Уставшие от многих лет напряжения люди ожидали позитивных изменений: улучшения социально-экономического положения, смягчения идеологического диктата и ослабления партийного прессинга. Однако долгожданной либерализации общественно-политической жизни так и не произошло. Тоталитарный режим не только не изменился, а наоборот, еще более упрочился.
Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг., посвященные идеологическим вопросам, борьбе с космополитизмом и преклонением перед «иностранщиной», привели к еще большей политизации духовной культуры. Проводились широкомасштабные кампании борьбы против влияния буржуазной культуры Запада и за «перевоспитание» деятелей культуры, искусства и науки, усилились вмешательство в творческий процесс, нивелирование национальных особенностей в быту и культуре. Все это происходило в обстановке укрепления авторитарно-бюрократической власти И.В. Ста лина, ставшего к этому времени неограниченным диктатором.
Отмечались ужесточение репрессивных мер государства в отношении своих граждан, вмешательство партийно-государственных органов в общественную и частную жизнь. По всему Советскому Союзу прокатилась волна показательных процессов, в ходе которых были осуждены члены Еврейского антифашистского комитета, группа кремлевских врачей и ряд видных партийно-государственных деятелей.
В послевоенные годы политические репрессии не обошли стороной и Якутскую АССР. В 1945- 1950-х годах органами госбезопасности республики были сфабрикованы судебные дела, участников которых обвиняли в антисоветской пропаганде. Отделом МГБ Горного района 14 июня 1945 г. был арестован писатель Ф.Г. Винокуров – Даадар. В сентябре–октябре 1945 г. отделом МГБ Нюрбинского района в антисоветской деятельности были обвинены учителя Арангастахской средней школы С.М. Кушатов, М.П. Иванов, П.М. Николаев. В октябре 1946 г. Алданский районный отдел МГБ арестовал 14 членов Новой коммунистической партии (Союз друзей свободы), в мае 1947 г. задержал руководителя этой организации В.И. Кабакова-Рыжикова. В официальной печати материалы дела получили название «уголовное дело молодежи Алдана». Дело было прекращено 3 декабря 1954 г. за отсутствием состава преступления Верховным судом РСФСР [Алексеев, 2007, С. 299].
После проведения громких кампаний борьбы с «буржуазным национализмом» в союзных и автономных республиках СССР положение обострилось и в Якутии. Так, в мае 1951 г. опытный руководитель, секретарь обкома ВКП(б) И.Е. Винокуров был смещен со своего поста за якобы допущенные политические ошибки, вместо него был назначен сторонник жесткого курса С.З. Борисов.
В газете «Правда» от 10 декабря 1951 г. вышла статья С. Борисова, А. Суркова, Л. Климовича «За правильное освещение истории якутской литературы». Вслед за этим 6 февраля 1952 г. бюро Якутского обкома ВКП(б) приняло постановление «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы» [Там же, С. 307]. Объектом политических обвинений в буржуазном национализме стала книга ученого-историка Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя» [1944а], в которой он определил роль произведений А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д. Неустроева в развитии духовной культуры якутского народа, писал о необходимости обратиться к их творческому наследию. Особое возмущение партийных функционеров вызвало то, что основоположниками советской якутской литературы были названы писатели непролетарского происхождения.
На V пленуме обкома партии 20 марта 1952 г. с критикой книги выступил первый секретарь Якутского обкома КПСС С.З. Борисов. Началась масштабная кампания разоблачений «националистов» с высоких трибун, в прессе, на радио. Например, гонениям подверглись и другие известные представители интеллигенции: И.М. Романов, Ф.Г. Сафронов, В.В. Местников, Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон, С.П. Данилов. Были арестованы обвиненные в национализме молодой писатель А.И. Федоров и два студента Якутского педагогического института.
В марте 1954 г. возникло так называемое «Таттинское дело», по которому было принято специальное постановление бюро обкома КПСС от 26 марта 1954 г. «О бандитском проявлении в Таттинском районе». В результате пьяной драки между двумя группировками – якутской молодежью и рабочими геофизической экспедиции – погиб русский рабочий. Дело было пересмотрено 14 августа 1956 г. Президиумом Верховного суда РСФСР, который определил, что формулировка обкома КПСС по обвинению группы таттинской молодежи в буржуазном национализме и бандитском нападении не соответствует действительности. Постановление обкома имело тяжелые последствия для молодежи района. Так, в 1954 г. из поступивших в 8-й к ласс 127 учащихся получили среднее образование только 34 чел., остальных под различными предлогами исключили из школы. На многие годы для молодежи Таттинского района были закрыты двери вузов.
Постановление бюро обкома КПСС от 26 марта 1954 г. отменили только после роспуска КПСС (5 февраля 1992 г. на IX сессии XII созыва Верховного Совета Республики Саха (Якутия) как наносящее «глубокий моральный ущерб населению района». Верховный Совет постановил считать не имеющей объективного основания политическую оценку произошедшего в Таттинском районе в 1954 г., данную бывшим партийно-государственным руководством республики [Алексеев, 2007, С. 312-315].
В рассматриваемый период продолжалась реализация политики насильственной депортации в Якутскую АССР политически неблагонадежных элементов. После окончания войны для работы в золотопромышленной отрасли в республику прибыли бывшие военнопленные 2-й ударной армии генерала А.А. Власова и члены «украинских националистических организаций». На Алдан, в трест Джугджурзолото направлялись являвшиеся спецпоселенцами немцы, крымские татары и не выработавшие трудодни колхозники из разных регионов страны. Только в 1948 г. на Алдан было доставлено свыше 1,3 тыс. чел. Возросло число заключенных и в лагерях Дальстроя. В Янском, Индигирском, Зырянском и Хандыгском лагерях к 1953 г. их насчитывалось более 27 тыс. чел. [История Якутии..., 2005, С. 121-122].
Переход к мирной жизни означал прежде всего восстановление констит уционных для местных Советов и уставных для партийных комитетов форм работы. Во время войны выборы и перевыборы в местные органы не проводились. Полномочия депутатов I созыва, таким образом, охватили период с 24 декабря 1939 г. по декабрь 1947 г.
20 сентября 1947 г. был оп убли кован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О проведении выборов в краевые, областные, окружные, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР», ставший законодательной базой проведения первых послевоенных выборов, которые состоялись 21 декабря, по словам газет того времени, «в обстановке высокого патриотического подъема в стране» [Региональная политика Н.С. Хрущева..., 2009, с. 103—104].
В республике из 236 095 избирателей, включенных в списки, приняли участие в голосовании 99,79%, при этом в 18 районах республики была достигнута 100% явка [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 276].
Местные органы власти в процессе своего развития в предыдущие годы настолько оптимально вписались в административно-командную систему, что, несмотря на отсутствие правового регулирования вопросов их организации, они эффективно действовали соразмерно поставленным перед ними задачам. Коллизионные проблемы старого законодательства и новой Конституции компенсировались отлаженным механизмом взаимодействия с центральной властью и опекой партийных органов.
Для местной власти этого периода характерна четкая иерархия взаимоотношений с ярко выраженной доминантой центра. В первые послевоенные годы ЦК ВКП(б) продолжал контролировать 70% номенклатурных должностей местного уровня в РСФСР. Его кадровые полномочия простирались до первых лиц горкомов партии и председателей исполкомов Советов городов областного и республиканского подчинения, первых секретарей райкомов. С начала 1950-х годов под влиянием политической обстановки и социально-экономических проблем развития страны стали меняться строго централизованные отношения между центром и регионами. Ряд важных решений свидетельствовал о том, что центр согласился на некоторое перераспределение прав в пользу региональных руководителей.
Местные Советы и партийные комитеты в полной мере отражали общую реорганизацию государственного аппарата, направленную на борьбу с бюрократическими тенденциями. В январе 1954 г. Президиум ЦК КПСС принял специальное постановление, в котором отмечалось, что «в работе партийного и советского аппарата сложилась вредная бюрократическая практика... основное внимание и силы... сосредоточиваются не на конкретном живом деле», а «на составлении различных многочисленных директив, резолюций, справок, писем и отчетов». В этой связи говорилось о необходимости расширения прав районных, областных, краевых и республиканских органов, упрощения и сокращения их отчетности [Региональная политика Н.С. Хрущева..., 2009, С. 92-100].
В эти годы общественно-политическая жизнь, как и в предыдущие периоды, была монополизирована коммунистической партией. Особое внимание уделялось укреплению политической системы, повышению эффективности работы партийных организаций на местах.
Идеологическая работа партий ных органов была направлена на всеобщее изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» и «Краткой биографии И.В. Сталина», которые должны были стать настольной книгой каждого советского гражданина. В газете «Социалистическая Якутия» в рубрике «Партийная жизнь» постоянно размещалась информация из первичных партий ных организаций о деятельности кружков и школ сети партийного просвещения по изучению основ марксизма-ленинизма, истории ВКП(б) [Соц. Якутия, 1951, 27 окт.].
Для повышения идейно-политического и общеобразовательного уровня руководящих работников, улучшения агитационно-массовой работы среди коммунистов партийных организаций проводилась политучеба, в которую вовлекались как рядовые члены партии, так и беспартийные. Возникла сеть курсов и школ при партийных органах, часть работников нап равлялась в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).
В 1952-1961 гг. в работе XIX-XXII съездов партии приняли участие от Якутской АССР 18 делегатов, из них 15 руководящих работников, одна колхозница и двое рабочих [История Якутии..., 2005, С. 123]. Делегаты съездов становились активными проводниками политики партии на местах.
В 1947-1964 гг. состоялись XV-XXV Якутские областные партийные конференции, одобрившие решения съездов и отчеты обкома партии. Чаще стали созываться районные партийные конференции и собрания первичных организаций, которые, по сути, явились площадками для проведения партийных указаний «сверху».
В послевоенный период экономические функции партийных организаций Якутской АССР не только сохранились, но и расширились. Партийные органы в общественно-политической жизни государства подменяли собой и Советы, и хозяйственные органы, определяя их стратегические и текущие задачи, активно вмешиваясь в их деятельность.
Партийный контроль за деятельностью администрации был распространен практически на все предприятия и организации республики. Это стало возможным в связи с быстрым ростом числа коммунистов во всех отраслях народного хозяйства.
Общая численность коммунистов – членов Якутской организации КПСС в 1946-1964 гг. выросла с 9,3 тыс. до 25 тыс. чел. Повысился их общеобразовательный уровень: количество имеющих высшее и среднее образование увеличилось с 25% в 1950 г. до 43% в 1964 г. Одновременно уделялось внимание и социальному составу под лозунгом «приближения к массам», т.е. к народу. В связи с этим увеличивалось число рабочих-коммунистов и колхозников. Так, в 1947-1964 гг. доля рабочих в составе компартии выросла с 9,2 до 31,7%, колхозников – с 14,3 до 24%, при этом сократилось количество служащих на 6% [История Якутии..., 2005, С. 123].
КПСС на протяжении всего периода проводила перманентные хозяйственно-идеологические кампании, носившие мобилизационно-командный характер. Систематические проблемы, возникавшие то на одном, то на другом участке хозяйственного строительства, по указанию партийных органов устранялись авральными методами мобилизации материальных и людских ресурсов. На проведение в жизнь таких кампаний бросались все средства идеологической пропаганды. Требование выполнения плана любой ценой, неукоснительного соблюдения решений и директив КПСС в области экономики сопровождалось угрозами партийных взысканий.
Важным фактором партийного диктата в рамках сложившейся системы управления экономикой можно считать тот факт, что хозяйственные руководители Якутской АССР, включая высшую хозяйственную элиту в лице руководителей предприятий вышестоящего подчинения, состояли на партийном учете в первичных партийных организациях по месту работы. В плане партийной дисциплины они были подчинены местным партийным комитетам, которые являлись основным рычагом воздействия на руководителей предприятий.
Без наличия партийного билета невозможно было добиться значительного продвижения по служебной лестнице во всех сферах жизни. Высшим уровнем для беспартийного хозяйственного руководителя могла быть, к примеру, должность начальника дорожно-строительного участка, лесопункта, председателя колхоза.
Укрепление местных партийных органов делало еще более иллюзорным властные полномочия Советов. Партийные комитеты определяли политическую линию, исходя из решений съездов партии и пленумов ЦК, используя кадровый механизм и особенности структурной организации, доводили их до местных Советов, для которых на этом этапе стала возможной нормативно-правовая регламентация со стороны партийных органов.
Особое место в общественно-политической жизни 1950-х годов и последующих лет занимает ХХ съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., ставший важнейшим событием в истории страны и положивший начало формированию нового общественного сознания. На съезде в докладе первого секретаря КПСС Н.С. Хрущева впервые был подвергнут критике режим личной власти И.В. Сталина, дан толчок процессу обновления советского общества; были определены основные изменения в идеологической и организационно-партийной работе. Все эти меры нашли отражение в принятом после съезда постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986а, С. 111-129].
Хрущевская оттепель после осуждения культа личности привела к перестройке не только внутри самой партии, но и в целом по стране. Политическая ситуация в этот период характеризовалась появлением принципиально новых по своему характеру реалий, в центре которых оказались процесс десталинизации общества и начало его реформирования. Новый импульс получила еще одна тенденция, зародившаяся при Сталине, – относительное ослабление роли региональных структур госбезопасности. Центральные комитеты компартий союзных республик получили право утверждать (по представлению председателей КГБ республик) персональный состав членов коллегий республиканских КГБ согласно постановлению Президиума ЦК КПСС от 28 мая 1954 г. Как свидетельствуют документы, в результате этой политики руководители региональных управлений КГБ в ряде случаев превращались в послушное орудие в руках первых секретарей.
Процесс реформирования в Якутии имел конкретные проявления, затронувшие жизнь региона в большей или меньшей степени.
Административно-территориальное устройство ЯАССР в рассматриваемый период претерпело существенные изменения. Как известно, часть территории республики в административном плане до середины 1950-х годов находилась в двойном подчинении: республиканском и Главному управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР (Дальстрой). В состав предприятий Дальстроя, расположенных на территории Оймяконского, Томпонского, Момского, Верхоянского, Усть-Янского, Таттинского и Среднеколымского районов ЯАССР, входили горные управления, прииски, рудники, обогатительные фабрики, угольные разрезы, электростанции, геолого-разведочные предприятия, автобазы и др. Фактически это были «государства в государстве». В 1952 г. было создано Алданское районное геолого-разведочное управление Дальстроя, в сферу деятельности которого, кроме Томпонского района, входили северная часть Усть-Майского, южная часть Оймяконского, правобережные части Намского и Усть-Алданского и южная часть Саккырырского районов, общей площадью 237 тыс. км2 [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 305-306].
В 1954-1957 гг. были расформированы лагеря ГУЛАГ МВД СССР на территории Якутии. После образования Магаданской области в декабре 1953 г. Дальстрой передал осуществляемые им ранее функции партийного и административного руководства выборным территориальным партийным и советским органам.
В связи с упразднением административного управления Дальстроя и установлением границ с Магаданской областью, освоением недровых богатств республики были созданы новые промышленные районы: Верхнеколымский (1954 г.), Мирнинский (1965 г.) и Усть-Янский (1967 г.). За это время появились новые города: Мирный (1959 г.) и Ленск (1963 г.), поселки городского типа: Усть-Нера, Нижний Куранах (1950 г.), Хандыга, Усть-Мая, Артык (1957 г.), Витим, Нижнеянск и Депутатский (1958 г.), Чернышевский (1961 г.), Айхал, Алмазный (1962 г.), Черский (1963 г.), Мохсоголлох (1964 г.), Усть-Куйга (1967 г.), Лебединый (1969 г.).
В июне 1954 г. в Якутии была создана специальная правительственная комиссия по пересмотру дел осужденных за контрреволюционные преступления. В 1954-1956 гг. были посмертно реабилитированы известные руководители республики М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, И.Н. Барахов, С.В. Васильев, П.М. Певзняк и др. Однако процесс реабилитации репрессированных в 1930-е годы деятелей партии и государства не был доведен до конца и фактически приостановлен в середине 1960-х годов.
Хотя официальная идеология сохраняла догматический характер, в самом ее фундаменте образовалась «трещина», поскольку осуждение и критика И.В. Сталина все же лишала ее прежней цельности и монолитности. Частичная либерализация режима нашла выражение и в идеологической сфере. Произошло некоторое оживление общественных наук, которые приобрели определенную самостоятельность.
16 февраля 1962 г. было принято специальное постановление Якутского бюро обкома КПСС «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы». Но данное постановление явилось половинчатым, поскольку обвинения в буржуазном национализме продолжались. Так, на Х пленуме Якутского областного комитета КПСС, состоявшемся 5 июля 1963 г., с докладом «Об итогах июньского Пленума ЦК КПСС и задачах идеологической работы областной партийной организации» выступил первый секретарь обкома С.З. Борисов, что послужило основанием для новых обвинений историков Г.П. Башарина, И.М. Романова, Г.Г. Макарова, В.Н. Чемезова, Е.Е. Алексеева и И.А. Аргунова. В связи с объективным освещением политики «военного коммунизма», продразверстки, «красного террора», проводившихся в 1920-е годы в Якутии, труды историков объявлялись политически неблагонадежными, а сами ученые обвинялись с высоких трибун в буржуазном национализме. На первом совещании историков республики, которое состоялось в апреле 1964 г., жесткой критике подверглась книга Е.Е. Алексеева «Роль В.И. Ленина в установлении и упрочении Советской власти в Якутии» (1962). Допустившие публикации «вредных» статей редактор журнала «По Ленинскому пути» И.И. Варламов и заместитель главного редактора газеты «Кыым» П.И. Филиппов впоследствии были освобождены от занимаемых должностей. Обвинения с ученых были сняты в 1965 г., после вступления в должность первого секретаря обкома КПСС Г.И. Чиряева [Алексеев, 2007, С. 347-349].
В отчетном докладе ЦК КПСС, с которым выступил Н.С. Хрущев на ХХ съезде КПСС, много внимания уделялось работе Советов. Докладчик резко критиковал властные структуры за срыв конституционных сроков проведения сессий, отсутствие отчетности исполкомов и депутатов, расценив все это как прямое отступление от норм Конституции. Съезд поставил следующие задачи: всемерно развивать советский демократизм, улучшать работу всех советских органов в центре и на местах, укреплять их связь с массами, усилить их роль в хозяйственном и культурном строительстве [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986а, С. 8-26].
Хотя ХХ съезд КПСС и не принял специальных решений по Советам, но его директивы, направленные на повышение роли и авторитета представительных органов власти, логически требовали конкретизации. В соответствии с его решениями ЦК КПСС 22 января 1957 г. принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связи с массами» [Справочник партийного работника, 1959, С. 448]. Данный документ стал по своей сути государственным актом, явился важной вехой в советском строительстве послевоенного времени. Указанное постановление, несомненно, можно назвать программой деятельности представительных органов государственной власти на долгие годы. Оно давало ответы на многие вопросы, которые не были отражены в Конституции СССР. До принятия законов о Советах в конце 1960-х – 1970-е годы он стал основным нормативным документом в СССР. Как и все партийные документы по этому вопросу, постановление имело противоречивый характер. С одной стороны, в нем говорилось, что пора покончить с мелочной опекой партии, а с другой – подчеркивалось, что партийное руководство заключается в укреплении советских органов опытными кадрами. В дальнейшем практика издания подобных постановлений будет встречаться постоянно.
Однако полного разделения полномочий между партийными и советскими органами так и не произошло, партийные органы сплошь и рядом занимались несвойственными им функциями. Положение о повышении властных прав Советов оставалось фактически декларацией.
Выполняя решения ХХ съезда, партийные организации на местах стали принимать меры по активизации деятельности Советов. Для этого увеличивался количественный состав депутатов в Советах, расширялось представительство рабочих (в Верховном Совете ЯАССР оно составляло до 39%), молодых специалистов и женщин, привлекались внештатные работники на общественных началах. Постепенно происходили некоторые изменения в содержании и самой организации работы сессий: исполкомы Советов стали тщательнее их готовить, заранее извещались депутаты, они привлекались к подготовке вопросов. Но практически формирование состава и деятельность Советов, как и прежде, всецело зависели от указаний партийных органов. Партийные органы рассматривали каждую кандидатуру в депутаты с учетом возраста, пола, национальности, образования и социального положения.
Советы народных депутатов во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х годов воплотили в себе достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, они выступали как форма организации государственной власти, сложившаяся в прошлые годы, с другой – в условиях расширения их полномочий и вовлечения в их деятельность как можно большего количества людей посредством постоянных комиссий (актива) вбирали в себя небольшие элементы гражданского общества.
В конституционное законодательство автономных республик в 1950-е годы были внесены существенные изменения. Особенно заметно это по тем поправкам, которые п редусмат ривали совершенствование избирательной системы и избирательных норм по выборам в Верховный Совет и местные Советы депутатов трудящихся Якутской АССР, а также системы судопроизводства, порядка и формы работы органов власти, управления и суда.
Верховным Советом ЯАССР 18 апреля 1955 г. был утвержден Указ Президиума Верховного Совета Якутской АССР «Об избирательных нормах по выборам в районные, сельские (наслежные, кочевые) и поселковые Советы депутатов трудящихся Якутской АССР» от 16 декабря 1954 г. В соответствии со ст. 145 Конституции РСФСР были внесены соответствующие изменения в ст. 105 Конституции Якутской АССР. По новым избирательным нормам в районный Совет избирался один депутат от 1 тыс. чел. населения; в районе с населением до 35 тыс. чел. – 35 депутатов; в районе с населением свыше 60 тыс. чел. – не более 60 депутатов; в сельские и поселковые Советы – один депутат от 100 чел. населения; в селах и поселках с населением до 1500 чел. – 15 депутатов, а с населением свыше 3500 чел. – не более 35 депутатов [Заседания Верховного Совета..., 1955, С. 169].
На этой же сессии был принят закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 42, 61, 62, 64 и 109 Конституции (Основного Закона) Якутской АССР» [Там же, С. 170-171]. Согласно данному закону устанавливалась новая структура Совета Министров ЯАССР, в состав которого вошли: председатель Совета Министров, председатель Государственной плановой комиссии, председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров ЯАССР, министры внутренних дел, здравоохранения, коммунального хозяйства, культуры, местной промышленности, промышленности и продовольственных товаров, просвещения, сельского хозяйства, социального обеспечения, торговли, финансов, юстиции, начальники управлений автомобильного транспорта и шоссейных дорог, промышленности строительных материалов, топливной промышленности (ст. 42). В составе исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся создавались новые отделы: автомобильного транспорта и шоссейных дорог, здравоохранения, коммунального хозяйства, культуры, народного образования, социального обеспечения, торговли и др. (ст. 61, 64). При районных Советах депутатов трудящихся с утверждения Президиума Верховного Совета ЯАССР Министерство внутренних дел ЯАССР стало создавать свои отделы (ст. 62).
Стремление к демократизации нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности. Стал соблюдаться коллегиальный принцип деятельности Верховного Совета, оживилась его законодательная работа. Осуществлялся контроль над исполнительно-распорядительными органами, на сессиях Верховного Совета рассматривались вопросы, связанные с деятельностью центральных органов управления.
Организационно-правовой формой работы Верховного Совета ЯАССР являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии, которые создавались по всем важнейшим отраслям экономического и социально-культурного развития. Это в значительной мере расширило деятельность Верховного Совета, улучшило подготовку вносимых на его обсуждение вопросов и законопроектов, позволило активизировать контроль за точным соблюдением актов Верховного Совета и его Президиума.
Заметно улучшилась деятельность Президиума Верховного Совета ЯАССР. Место решений, принимавшихся ранее «опросным порядком», заняли полноправные правовые акты, утвержденные в результате обсуждения при участии широкого круга представителей заинтересованных учреждений.
С расширением прав автономных республик в области административно-территориального устройства Президиум Верховного Совета Якутской АССР стал решать такие вопросы, как образование или упразднение сельских Советов, передача их в состав другого района, отнесение населенных пунктов к категории рабочих поселков, упразднение или передача их в другой район. Президиум принимал так же решения об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского (АССР) и районного подчинения, передаче города районного подчинения из одного района в другой с последующим утверждением их указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Так, 8 февраля 1963 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета ЯАССР «Об укреплении сельских районов и образовании промышленных районов в Якутской АССР» [Якутия. Хроника..., 2006, С. 89].
Расширение прав автономных республик в середине 1950-х годов в области экономической и социально-культурной жизни привело к повышению роли и улучшению деятельности Совета Министров Якутской АССР, в его ведение было передано решение многих вопросов в области бюджета и финансов, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, а также право распоряжения материальными средствами. Совет Министров республи ки, осуществляя общее руководство экономическим и социально-культурным развитием региона, направлял, координировал деятельность подведомственных ему органов, заслушивал на своих заседаниях доклады представителей органов управления. В целях оптимизации деятельности было произведено укрупнение некоторых министерств и управлений республики.
В рассматриваемый период были несколько расширены полномочия местных Советов депутатов трудящихся республики в области планирования народного хозяйства, производства и распределения продукции местной и кооперативной промышленности, организации жилищного, культурно-бытового и дорожного строительства, охраны общественного порядка и решения финансово-бюджетных вопросов, что получило законодательное закрепление в новых Положениях о местных Советах. В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Все принятые поправки, дополнения по формированию органов государственной власти получили отражение в 1958-1959 гг. в Положениях о выборах в Советы, зафиксировавших важный этап в развитии представительных органов власти.
С этого времени положения о выборах становятся основным нормативным актом, регулирующим все вопросы формирования органов государственной власти, подготовку, проведение выборов в Советы депутатов трудящихся. В марте 1959 г. прошли выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик и местные советы, в которых участвовали почти 40 тыс. чел. [Иванова, 2002, С. 215]. В местные Советы было избрано 8323 депутата, из них 4772 беспартийных, 3489 колхозников, 1068 рабочих, 3210 женщин [Соц. Якутия, 1959, 15 марта].
В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии в 1961 г., появились новые положения, касавшиеся представительных органов страны. Так, в ней говорилось о необходимости обсуждения в печати и на собраниях личных и деловых качеств кандидатов в депутаты; систематическом обновлении состава руководящих органов; расширении прав местных Советов, участии трудящихся в их деятельности и т.д. Для улучшения работы Советов в Программе содержа лось указание о необходимости обновления не менее 1/3 состава депутатов Советов при проведении выборов. Но поскольку выдвижение кандидатов было монополизировано партийными органами, обновляемость больше всего распространялась на представителей от рабочих, колхозников и интеллигенции. Что касается депутатов, занимавших руководящие (номенклатурные) должности, то обновляемость в их составе оставалась весьма условной и была связана только с должностными перемещениями.
В соответствии с указаниями съезда, в целях укрепления связей с населением только за 10 месяцев 1963 г. перед избирателями отчитались более 40% депутатов местных Советов [Якутская АССР..., 1982, С. 36].
Программа КПСС ввела и такое новшество, как обсуждение Советами запросов депутатов, однако правом запроса народные избранники пользовались редко.
Все это свидетельствовало о постепенной трансформации представления о местных Советах как общественных структурах. В этой связи дальнейшее их развитие шло в основном по двум направлениям: совершенствования правового механизма их деятельности и регламентации различных форм участия в их работе населения.
Приоритетным направлением, как и прежде, являлось укрепление сельсоветов, направленное на усиление общественного фактора в их жизни, совершенствование организационных форм работы депутатов и т.д.
Принятые КПСС документы, несомненно, влияли на состояние и содержание организационномассовой работы представительных органов власти. Однако они были главным образом политическими актами. Советы же нуждались в нормативно-правовых документах, которые бы четко регламентировали их работу, узаконили формы и методы деятельности и т.д.
Особенностью следующих выборов в Советы в марте 1963 г. стало то, что они проводились по производственному принципу после перестройки партийных и советских органов, в соответствии с решениями ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС. В Верховный Совет ЯАССР было избрано 195 депутатов, в их числе: рабочих – 62 чел., колхозников – 24, представителей интеллигенции и служащих – 95 [Итоги выборов..., 1963, С. 50-51, 62-63].
В выборах в сельские, районные, поселковые, городские, республиканские Советы депутатов трудящихся приняли участие от 98,85 до 99,9% избирателей. Состав депутатов местных Советов отражал перестройку советских органов: увеличилось число депутатов, занятых непосредственно в промышленности или сельскохозяйственном производстве.
В связи с возникновением нового города алмазников Мирного, рабочих поселков Промышленный, Айхал, Чернышевский и др. было образовано 194 избирательных округа, что на 29 ед. больше, чем на предыдущих выборах. В местные Советы всего было избрано 9521 чел., из них 67,45% депутатов впервые. В составе депутатов женщины составили 41,62%, члены и кандидаты в члены КПСС – 38,78%. Примерно половина депутатов (49,53%) работали непосредственно на производстве – на предприятиях, участках, в бригадах [Якутская АССР..., 1982, С. 36].
Организация и проведение выборов в Верховный Совет ЯАССР и местные Советы осуществлялись с учетом особенностей, связанных с перестройкой партийного и государственного аппарата. В частности, население городов и поселков, выделенных как промышленные из районных Советов, не голосовало за депутатов районного (сельского) Совета и не избирало депутатов в областной (сельский) Совет депутатов трудящихся. Население городов избирало депутатов только в те Советы, которые были включены в территорию данного городского Совета. Соответственно жители сел и деревень, наслегов не участвовали в выборах областных (промышленных) Советов [Там же].
В Якутии подобное положение имело место в Якутском, Орджоникидзевском, Томпонском, Оймяконском и Усть-Янском районах, которые имели деление на промышленные производственные и колхозно-совхозные производственные управления. Таким образом, создавалась сложная система организации выборов в областные и районные Советы, которая, как показала практика, себя не оправдала и впоследствии была отменена.
Всего с 1946 по 1963 г. состоялось пять предвыборных кампаний в связи с выборами в Верховные Советы СССР, РСФСР и ЯАССР II-VI созывов. В эти годы председателями Президиума Верховного Совета ЯАССР являлись В.А. Протодьяконов (март 1947 г. – декабрь 1948 г.), сменивший на этом посту С.П. Сидорову, П.В. Аммосов (декабрь 1948 г. – март 1954 г.), М.Д. Нартахова (апрель 1954 г. – март 1963 г.).
Главной целью коммунистического строительства, курс на который активно пропагандировался КПСС во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х годов, объявлялось создание общенародного государства. Его формирование квалифицировалось как развитие марксистско-ленинского учения о государстве, возвращение к ленинским теоретическим истокам, преодоление последствий эпохи культа личности. Процесс развития государства виделся в постепенной передаче его функций общественным организациям. В этой связи их статус с конца 1950-х годов стал серьезно возрастать. Общественные объединения (прежде всего, профсоюзы и комсомол) становились активными участниками общественно-политической жизни. Необходимо отметить, что такой подход наиболее полно отвечал господствовавшему тогда пониманию преодоления последствий эпохи культа личности, когда
происходило принижение роли народных масс в общественной и экономической сферах.
Наиболее массовой общественной организацией являлись профсоюзы. Нормативными документами организации их деятельности стали «Положение ВЦСПС о республиканском, краевом и областном совете профсоюзов» от 17 августа 1957 г. [Положение ВЦСПС..., 1963, С. 86-91] и постановление Пленума ЦК КПСС «О работе профессиональных союзов СССР», утвержденное в декабре 1957 г. [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986а, С. 215-228]. В результате профсоюзы были окончательно огосударствлены, стали неотъемлемой частью советской политической системы, их деятельность полностью отвечала экономическим и идеологическим интересам государства.
Профессиональные союзы в Якутии к середине 1960-х годов насчитывали в своих рядах свыше 200 тыс. членов [История Якутии..., 2005, С. 123]. В трудовых коллективах их создание стало обязательным, на них возлагались задачи выполнения производственных планов, воспитания трудящихся в духе верности социалистическим идеалам, культурно-оздоровительной работы. Но те сферы деятельности, за которые они отвечали (охрана труда, техника безопасности, защита интересов трудового населения), были наименее развитыми. В целом профсоюзные организации как были, так и остались проводниками идей и политики Якутской областной организации КПСС, хотя они обладали значительными материальными и финансовыми ресурсами и могли оказывать существенное влияние на реализацию мер государственной социальной политики.
Серьезных успехов удалось достигнуть профсоюзным организациям в повышении производительности труда, проведении социалистических соревнований, различных трудовых инициатив и починов. Так, в конце 1950-х годов профсоюзы возглавили движение за получение бригадами звания бригады коммунистического труда. Если в 1959 г. в республике было 300 таких бригад, то в 1962 г. их число возросло до 2219 (в них работало 32 488 чел.). Около 7 тыс. работников промышленных предприятий включились в соревнование за звание ударника коммунистического труда [История Якутской АССР, 1963, С. 328-329].
Партийное руководство особое внимание уделяло подрастающему поколению, а именно комсомольским организациям, из рядов которых готовились кадры для партии. Численность комсомольцев с 19,1 тыс. чел. в 1946 г. выросла до более чем 50 тыс. чел. в 1961 г. [История Якутии..., 2005, С. 123].
Молодежь являлась движущей силой новых строек, развития производства по всей стране по комсомольскому призыву. В республике комсомольцы приняли активное участие в возведении нового города Мирный и Вилюйской ГЭС; повсеместно вошло в практику шефство над животноводческими фермами, в которых они работали, заменяя доярок и животноводов в выходные и праздничные дни и в летний период, во время сенокосной кампании.
В 1958 г. на предприятиях промышленности, транспорта и связи было занято свыше 300 комсомольско-молодежных бригад [История Якутской АССР, 1963, С. 298]. Областной комитет комсомола стал инициатором ударных строек в алмазодобывающей промышленности, Бестяхского цементного завода, Табагинского лесокомбината, в районах Крайнего Севера. За активное участие в социалистическом строительстве Якутскую областную комсомольскую организацию наградили почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.
Стали практиковаться такие массовые формы работы, как организация слетов участников соревнований за звание ударников коммунистического труда, молодых животноводов из числа членов комсомольско-молодежных бригад, передовиков производства, охотников и звероводов, съездов женщин-активистов [Соц. Якутия, 1959, 15 марта; История Якутской АССР, 1963, С. 329; Якутия. Хроника..., 2006, С. 106].
Поддерживались государством и активно создавались общественные творческие объединения рабочих, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), общественные народные дружины, добровольные отряды народной милиции для поддержания общественного порядка, товарищеские суды. Была введена практика участия в судебных процессах общественных обвинителей. Так, к 1962 г. в Якутии было создано 158 первичных организаций ВОИР, объединивших 5132 члена, что характеризовало высокую трудовую активность населения [История Якутской АССР, 1963, С. 329]. Несмотря на изрядную долю формализма, заорганизованность, подконтрольность общественных организаций, это были все же первые ростки формирования в Советском Союзе гражданского общества, что имело важное значение в постепенном отходе от долгих лет господства сталинской общественной модели.
С середины 1950-х годов происходили непрерывные перестройки государственного аппарата, причины которых неоднозначны. Во-первых, они обусловливались стремлением в соответствии с решениями XX съезда КПСС демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления; во-вторых, были связаны с процессом совершенствования местных органов государственного управления. Так, в 1956 г. местные органы Министерства внутренних дел СССР были переданы в двойное подчинение: теперь они находились в ведении не только вышестоящего отраслевого органа управления, но и местного Совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета.
Сочетание принципов отраслевого и территориального управления, т.е. решение вопроса взаимоотношений местных органов власти с центральными ведомствами, являлось одной из актуальных и сложных проблем развития социалистической экономики и социалистического способа хозяйствования. Популярная политическая идея рассматриваемого периода – расширение прав региональных структур управления с целью устранения бюрократических крайностей сверхцентрализованной системы, доставшейся в наследство от И.В. Сталина. Высшей точкой ее практического применения стало создание в 1957 г. совнархозов.
Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. Верховный Совет СССР 10 мая 1957 г. принял закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», согласно которому в каждом экономическом административном районе создавался Совет народного хозяйства. Новая система существенно расширяла реальные полномочия региональных руководителей.
Совнархозы управляли всеми промышленными предприятиями на своей территории вне зависимости от их профиля. При помощи новой системы надеялись наиболее рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить отраслевую изолированность и ведомственные барьеры. Ожидалось, что новое местное руководство полнее оценит региональные возможности, что будет способствовать более гармоничному развитию отдельных районов. Цель перестройки управления была определена достаточно четко – децентрализация всей хозяйственной структуры страны.
Решением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1957 г. Совет народного хозяйства был образован и в Якутской АССР [Там же, С. 293-294]. В его ведение передавались алмазная, золотая, оловянная, лесная, угольная и другие отрасли промышленности республики. В Якутии были созданы Управление лесной и деревообрабатывающей промышленности, Якутское территориальное геолого-разведочное управление, Индигирское горно-промышленное управление Министерства геологии и охраны недр СССР и др., проводились отдельные преобразования в связи с усилением государственного регулирования, повышением роли и значения министерств и ведомств республики в решении местных вопросов.
Благодаря созданию совнархозов, реальная власть, и не только на местах, оказалась сосредоточенной в руках партийных функционеров. Весь штат сталинского контроля – от начальников территориальных управлений госбезопасности, МВД, прокуратуры – до областных статистических управлений был отдан практически в руки территориальных парторганов. Территориальным парторганизациям подчинялись также органы народного контроля.
В целом реорганизация системы управления социально-экономическими процессами, предпринятая во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов, носила противоречивый характер. Она была призвана нормализовать, а затем улучшить ситуацию, однако поставленной цели не удалось достигнуть. И все же можно говорить об определенных достижениях, особенно в сфере управления промышленностью, которые позволили на некоторое время продлить существование социалистической экономической системы.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, демонстрировала объективность качественно новых взаимоотношений регионов с центром, с другой – актуализировала внимание к местным Советам. Это был уже испробованный тактический прием, нацеленный на создание общественного резонанса, который являлся особенно необходимым в условиях обострения социальной ситуации в стране [Козлов, 1999].
В данный период были реализованы меры по совершенствованию структуры центральных органов управления республики. В частности, решениями высших органов РСФСР и Якутской АССР созданы министерства бытового обслуживания, местной, пищевой и топливной промышленности, мелиорации и водного хозяйства. Некоторые министерства получили новые наименования (Министерство коммунального хозяйства, Министерство охраны общественного порядка). Решением правительства был образован ряд новых органов (ведомств) при Совете Министров Якутской АССР.
Дальнейшее развитие получила местная промышленность. Кооперативные предприятия были переданы Министерству местной промышленности, а предприятия рыбной, мясомолочной и соляной промышленности, ранее находившиеся в союзном или союзно-республиканском подчинении, – Министерству промышленности и продовольственных товаров.
В конечном счете реформа управления промышленностью и строительством повлекла за собой нарушение единства политической, административно-территориальной и экономической составляющих местного управления. Именно в этот период особенно отчетливо стала проявляться тенденция их ослабления. Переход к территориальному принципу управления экономикой не привел к усилению влияния местных органов власти на развитие производительных сил Якутской АССР. Напротив, реальным результатом перестройки системы управления народным хозяйством конца 1950-х – начала 1960-х годов стало сужение сферы деятельности Советов. Из ведения советских органов были изъяты даже предприятия местной промышленности. Советы на местах фактически оказались отстранены не только от руководства промышленностью, но и, в значительной степени, от управления сельским хозяйством. С 1962 г. основным звеном, осуществлявшим руководство сельским хозяйством, являлись производственные совхозно-колхозные управления. До их создания все вопросы (планирования, финансирования, материально-технического снабжения колхозов и совхозов, агротехники, ветеринарии, определения норм выработки, правил внутреннего распорядка и др.) решались местными Советами. Начиная с этого периода постепенно из органов власти местные Советы стали превращаться в органы общественного самоуправления. Они сосредоточили свое внимание на социально-культурном обслуживании граждан, культурно-воспитательной работе среди населения, охране правопорядка и законности, распределении средств из фондов общественного потребления.
Реформа продемонстрировала, насколько партия интегрировалась в советскую хозяйственную систему. Так, в 1962-1964 гг. в республике, как и во всей стране, практиковалось создание партийных комитетов по производственно-территориальному принципу: для руководства сельским хозяйством существовало десять партийных организаций, промышленностью – пять, объединявших по 2-5 административных районов.
Разделение в 1962 г. партийных комитетов по производственному принципу повлекло за собой создание сельских и промышленных Советов. Началось деление и других общественных структур: профсоюзов и комсомольских организаций [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986б, С. 292-293].
После доклада В.В. Гришина на XI пленуме ВЦСПС было принято решение создать в ВЦСПС и во всех республиканских Советах два бюро по руководству профсоюзными организациями – промышленности и сельского хозяйства [Гришин, 1962].
Серьезные противоречия обозначились весной 1962 г. Партийную номенклатуру очень обеспокоила передача полномочий сельских партийных органов в руки профессиональных управленцев из межрайонных производственных колхозно-совхозных управлений. А еще раньше совнархозы стали оттеснять обкомы от управления промышленностью. Из категории «вождей» они переходили в категорию «помощников». Смириться с этим секретари обкомов и райкомов не могли.
Отрицательные стороны реорганизации проявились практически сразу: рост аппарата, увеличение расходов на его содержание, несогласованность действий и т.д. Все это заставило восстановить прежнюю систему местной власти. Тем не менее грандиозная перестройка партийных и советских органов в 1962-1964 гг. все же привела к ее дестабилизации. Разделение аппарата, несомненно, вызвало дезорганизацию региональной системы управления.
Уже через два года Пленум ЦК КПСС того же созыва в том же составе признал целесообразным вернуться к принципу построения партийных организаций и их руководящих органов по территориально-производственному принципу. Были восстановлены единые областные, краевые партийные организации, объединявшие коммунистов территориально, безотносительно их работы в промышленности или сельском хозяйстве. Восстанавливались и райкомы партии.
Одновременно происходило усиление функции партийных органов в государственном управлении и хозяйственном строительстве. На ноябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС в целях дальнейшего усиления руководящей роли партии и ее местных органов был рассмотрен вопрос об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций. Пленум признал необходимым вернуться к построению партийных организаций по территориально-производственному принципу. Как известно, XXIII съезд КПСС назвал перестройки партийного, советского и хозяйственного аппарата неоправданными, определив их как ошибки, связанные с субъективистским подходом к решению важных экономических и политических проблем [Никита Хрущев..., 2007, С. 37].
После смены власти в организационной структуре партийных органов произошли изменения. Упразднились парткомы колхозно-совхозных управлений. Возобновилась деятельность райкомов на местах. Перестройка затронула и обком КПСС. Были упразднены параллельные бюро по руководству промышленным и сельскохозяйственным производствами, созданы единые отделы, ведавшие идеологической работой, административными и торгово-финансовыми органами. С учетом этого Якутский обком КПСС провел анализ обеспеченности народного хозяйства квалифицированными специалистами. Была утверждена система переподготовки партийных и советских работников путем обучения их на постоянно действовавших республиканских курсах.
Вместе с дальнейшим развитием «внутрипартийной демократии» все более отходила в сторону, исчезала творческая общественная деятельность первичных партийных организаций, рядовых членов партии и активистов. Жестче и четче становилось «партруководство» работой Советов и общественных организаций – профсоюзов, комсомола и др. Пока еще относительно высокой была степень участия людей в общественной жизни, самодеятельных формированиях, но уже наступали апатия к общественной работе, нежелание ею заниматься, формализм, ограничение самостоятельности убивало инициативу. Происходил возврат к прежним принципам деятельности командно-административной системы, положение партии в обществе становилось господствующим.
Активизировалась научно-атеистическая пропаганда партийных органов. В ноябре 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». В Якутии партийные органы провели его широкое обсуждение в различных слоях населения, что повлияло на постепенный отход от соблюдения религиозных праздников и обрядов народов, населявших республику. Как правило, они были связаны с наиболее значимыми событиями (рождением, вступлением в брак, смертью), соблюдением обычаев и обрядов в быту, бережным отношением к природе, окружающему миру.
В дальнейшем борьба с религиозными пережитками прошлого только усилилась. В январе 1964 г., исходя из решений июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС по идеологическим вопросам, ЦК партии принял постановление «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения». В результате национальные обычаи и обряды признавались пережитками прошлого, несовместимыми с социалистическим самосознанием.
В 1950 – 1960-е годы в государственной политике национальные интересы постепенно стали сходить на нет, начали превалировать общесоветские традиции, что затем показало всю фиктивность политического самоопределения и самостоятельности как нации каждого народа СССР, в том числе якутского.
Действительность показывала, что теория национальных отношений в значительной степени опережала реальную жизнь. Строгая централизация государственного, хозяйственного и партийного управления в стране, отсутствие самостоятельности у местных государственных органов лишали инициативы руководителей всех рангов.
Формально суверенные права автономной республики декларировались и закреплялись в Конституциях РСФСР и ЯАССР, однако на деле они не имели никакого значения при определении стратегических направлений в решении хозяйственных и культурных задач. Более того, суверенитет начал попираться и отдельными ведомствами, осуществлявшими свою деятельность на территории республики. Союзные министерства промышленности стали основными хозяевами природных ресурсов региона.
Согласно ст. 109 Конституции ЯАССР, с 1955 г. государственным флагом Якутской АССР стал признаваться государственный флаг РСФСР.
В решениях партии и правительства о национальной политике в послевоенный период практически перестали упоминать. Стало свертываться обучение на якутском языке, применение якутского языка на публичных мероприятиях, в делопроизводстве и судебной системе. У народа формировалась психология безразличия к судьбам своего национально-государственного образования, складывалось представление о национальной государственности как о совершенно формальном институте. Впоследствии, когда начнется новое реформирование общества, это окажется одной из причин серьезной критики партийно-государственной политики. Отбросив в сторону решение некоторых проблем, партийные и советские органы сосредоточили свои усилия только на выполнении хозяйственных планов.
Одним из ярких примеров проводимой политики в данной сфере стала ликвидация национальных районов, созданных в начале 1930-х годов, с включением их в территорию новых промышленных районов. Так, по инициативе обкома ВКП(б) были ликвидированы Садынский эвенкийский национальный (1947 г.) и Саккырырский эвенский национальный (1962 г.) районы.
Бюро Якутского обкома ВКП(б) 17 сентября 1947 г. приняло постановление «О ликвидации Садынского района Якутской АССР». Данный район, населенный преимущественно эвенками, располагался в юго-западной части республики на границе с Красноярским краем и Иркутской областью. 27 октября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Садынский и Чонский сельские Советы ликвидированного района были включены в состав Сунтарского района, Ботуобинский сельский Совет – в состав Ленского района [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 275-276]. Позднее территория бывшего Садынского района вошла в состав Мирнинского района, при этом национальный статус сохранил только Садынский сельский Совет.
Характерна реакция партийного руководства на любое проявление несогласия с проводимой политикой, даже в отношении местных руководящих кадров. Выступившие против разделения Саккырырского района и включения его территории в состав Верхоянского и Кобяйского промышленных районов руководители района – первый секретарь райкома П.И. Чярин, председатель райисполкома С.Н. Стручков, директор совхоза «Ленинский» И.Н. Слепцов – были сняты с должностей [Эвено-Бытантайский национальный улус, 2012, С. 123-124].
После смещения Н.С. Хрущева в 1965-1966 гг. были упразднены система управления по производственному принципу, разделение на промышленные и сельскохозяйственные районы, восстанавливались ликвидированные районы. Но Саккырырский эвенский национальный район, несмотря на то что население неоднократно поднимало этот вопрос, так и не был восстановлен. Секретарь обкома КПСС по идеологии В.Г. Павлов, объясняя, что сутью ленинской национальной политики ЦК КПСС является обеспечение дальнейшего развития жизни и работы малочисленных народов Севера, их занятий сельским хозяйством, совместной жизни и дружбы с великим русским народом, утверждал, что население зря ставит вопрос о восстановлении района, поскольку в составе двух промышленных районов жить и работать будет лучше [Там же, С. 124]. В приведенном постулате, прозвучавшем из уст партийного функционера, прослеживается новая установка – идея сближения наций, постепенного стирания национальных различий, которая активно внедрялась в массовое сознание советских людей начиная с 1960-х годов.
Лишь в 1989 г. вместо ранее ликвидированного Саккырырского района был образован Эвено-Бытантайский национальный район. Таким образом, из жизни эвенского народа был вычеркнут целый период развития длиной в четверть века, в результате волюнтаристской политики государства оказались почти забыты родной язык, культура и традиции. Искусственное переселение из мест проживания в промышленные поселки имело отрицательные последствия для социально-экономического развития, а также самосознания и других народов Севера.
Вместе с тем следует отметить положительный опыт политики советских органов в улучшении социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера. 16 марта 1957 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера». Только в 1958 г. дополнительные государственные ассигнования на повышение материального и культурного уровня населения районов Крайнего Севера составили 30 млн руб. Вводились налоговые льготы; резко увеличивалось финансирование здравоохранения и просвещения; местная промышленность освобождалась от уплаты налога с оборота и отчислений от прибыли; значительно повышались закупочные цены почти на все виды сельскохозяйственных продуктов, приобретаемых у колхозов и колхозников. Хозяйствам северных районов была оказана дополнительная помощь в оснащении техникой и транспортными средствами [Иванова, 2002, С. 224]. Тем самым государство по отношению к народам Крайнего Севера продолжало проводить патерналистскую политику, начатую в 1930-х годах, для улучшения их материального и социального положения, не ставя при этом целью сохранение и развитие их национальной самобытности, культуры и языка.
В этот же период прошли пышные празднования, посвященные 325-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. В связи с юбилейной датой за достигнутые успехи в социально-экономическом и культурном развитии республика была отмечена высшей наградой – орденом Ленина. 1 октября 1957 г. был принят Указ Верховного Совета СССР, утвердивший тезис о добровольном вхождении. Как события важного политического значения широко отмечались 30- и 40-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Торжественно прошли юбилеи 25-, 30- и 40-летия образования Якутской АССР.
Таким образом, после ХХ съезда КПСС в стране обозначился определенный поворот к демократизации общественно-политической жизни, которая проходила противоречиво. Это отразилось на функционировании партийных, советских и общественных организаций. Конечно, деятельность партийного и государственного аппарата, местных Советов и общественных организаций в указанные годы совершенствовалась. Ряды партии, профсоюзов и комсомола выросли количественно и качественно. Расширился состав депутатов всех уровней, налаживалась их связь с населением, начали регулярно проводиться сессии. Однако Советы не обладали реальной властью, что негативно отразилось на их деятельности, особенно Верховного Совета ЯАССР. Они лишь декларативно функционировали, а фактически над Советами продолжала довлеть партийная бюрократия в лице обкома, горкомов и райкомов партии. Формализм присутствовал в порядке проведения выборов и в самой избирательной системе. Работа общественных организаций была ограничена в основном рамками производственной сферы, а проводимые мероприятия умело направлялись партийными органами в нужное им русло.
Провозглашение курса на «развернутое строительство коммунизма» при всей утопичности намеченных планов означало радикальные изменения и в области социальной политики. С конца 1950-х годов в СССР появляются большие возможности для развития легкой и пищевой промышленности, всех отраслей экономики, работающих для удовлетворения потребностей населения. Начинается массовое производство телевизоров, холодильников и другой бытовой техники, которая постепенно становится общедоступной для граждан. Впервые в советской истории развертывается кампания по строительству жилья, призванная удовлетворить потребности широких слоев городского и сельского населения, а не только номенклатурной элиты. Ее характер стал более эгалитарным, вследствие чего расширились возможности рядовых рабочих и колхозников в получении разнообразных социальных услуг. Больше средств выделялось на развитие образования и здравоохранения. В рассматриваемый период выросли показатели продолжительности жизни и образовательного уровня населения.
Между тем в обществе постепенно нарастало социальное недовольство. Несмотря на то, что официально провозглашались и пропагандировались ценности социального равенства и социальной однородности, реальный процесс социальной дифференциации не прервался, а вышел на качественно новый уровень.
В период хрущевской оттепели продолжалось социальное расслоение между партийно-государственной элитой и остальной частью общества, между интеллигенцией, рабочими и колхозниками, между городским и сельским населением. Несмотря на значительные достижения в социальной сфере, люди все чаще сталкивались с невозможностью воплотить в жизнь свои потребности, в то время как им сообщали о выполнении планов системы в целом. Последствия подобного типа дифференциации между номенклатурной элитой и остальными гражданами имели социально-политичеcкий характер и оказали влияние на дальнейшее развитие советского общества.
Реальная ситуация в общественно-политической жизни Якутии прикрывалась показным благополучием, различного рода парадными мероприятиями и кампаниями, юбилейными торжествами, часто заведомо надуманными. Все эти противоречивые явления и процессы общественно-политической жизни республики, безусловно, негативно отразились на ее народах, их политической мобильности, социально-политической активности, участии в принятии государственных решений. Это оказало тормозящее влияние на развитие этносов, стало отражением реального правового положения народов в автономной республике в условиях функционирования советской политической системы 1950-х – начала 1960-х годов.
_____________________________
Автор статьи: Иванова Татьяна Спартаковна, д.ю.н., профессор кафедры арктического права и права стран АТР юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.