наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Общественно-политическое развитие: от сталинской диктатуры к номенклатурной власти.

После победы над гитлеровской Германией и ми­литаристской Японией первоочередной задачей на­шей страны стали восстановление и перевод эконо­мики на мирные рельсы. Уставшие от многих лет напряжения люди ожидали позитивных изменений: улучшения социально-экономического положения, смягчения идеологического диктата и ослабления партийного прессинга. Однако долгожданной либе­рализации общественно-политической жизни так и не произошло. Тоталитарный режим не только не изменился, а наоборот, еще более упрочился.

Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг., посвя­щенные идеологическим вопросам, борьбе с космо­политизмом и преклонением перед «иностранщи­ной», привели к еще большей политизации духовной культуры. Проводились широкомасштабные кампа­нии борьбы против влияния буржуазной культуры Запада и за «перевоспитание» деятелей культуры, искусства и науки, усилились вмешательство в творческий процесс, нивелирование национальных особенностей в быту и культуре. Все это происхо­дило в обстановке укрепления авторитарно-бюро­кратической власти И.В. Ста лина, ставшего к этому времени неограниченным диктатором.

Отмечались ужесточение репрессивных мер го­сударства в отношении своих граждан, вмешатель­ство партийно-государственных органов в общест­венную и частную жизнь. По всему Советскому Союзу прокатилась волна показательных процес­сов, в ходе которых были осуждены члены Еврей­ского антифашистского комитета, группа кремлев­ских врачей и ряд видных партийно-государствен­ных деятелей.

В послевоенные годы политические репрессии не обошли стороной и Якутскую АССР. В 1945- 1950-х годах органами госбезопасности республики были сфабрикованы судебные дела, участников которых обвиняли в антисоветской пропаганде. От­делом МГБ Горного района 14 июня 1945 г. был арестован писатель Ф.Г. Винокуров – Даадар. В сен­тябре–октябре 1945 г. отделом МГБ Нюрбинского района в антисоветской деятельности были обвинены учителя Арангастахской средней школы С.М. Кушатов, М.П. Иванов, П.М. Николаев. В ок­тябре 1946 г. Алданский районный отдел МГБ аре­стовал 14 членов Новой коммунистической партии (Союз друзей свободы), в мае 1947 г. задержал ру­ководителя этой организации В.И. Кабакова-Рыжи­кова. В официальной печати материалы дела полу­чили название «уголовное дело молодежи Алдана». Дело было прекращено 3 декабря 1954 г. за отсутст­вием состава преступления Верховным судом РСФСР [Алексеев, 2007, С. 299].

После проведения громких кампаний борьбы с «буржуазным национализмом» в союзных и авто­номных республиках СССР положение обострилось и в Якутии. Так, в мае 1951 г. опытный руководи­тель, секретарь обкома ВКП(б) И.Е. Винокуров был смещен со своего поста за якобы допущенные по­литические ошибки, вместо него был назначен сто­ронник жесткого курса С.З. Борисов.

В газете «Правда» от 10 декабря 1951 г. вышла статья С. Борисова, А. Суркова, Л. Климовича «За правильное освещение истории якутской литерату­ры». Вслед за этим 6 февраля 1952 г. бюро Якутско­го обкома ВКП(б) приняло постановление «О бур­жуазно-националистических извращениях в осве­щении истории якутской литературы» [Там же, С. 307]. Объектом политических обвинений в буржу­азном национализме стала книга ученого-историка Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветите­ля» [1944а], в которой он определил роль произведе­ний А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д. Не­устроева в развитии духовной культуры якутского народа, писал о необходимости обратиться к их творческому наследию. Особое возмущение партий­ных функционеров вызвало то, что основополож­никами советской якутской литературы были на­званы писатели непролетарского происхождения.

На V пленуме обкома партии 20 марта 1952 г. с критикой книги выступил первый секретарь Якут­ского обкома КПСС С.З. Борисов. Началась мас­штабная кампания разоблачений «националистов» с высоких трибун, в прессе, на радио. Например, гонениям подверглись и другие известные предста­вители интеллигенции: И.М. Романов, Ф.Г. Сафронов, В.В. Местников, Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон, С.П. Данилов. Были арестованы обвиненные в национализме молодой писатель А.И. Федоров и два студента Якутского педагогического инсти­тута.

В марте 1954 г. возникло так называемое «Таттинское дело», по которому было принято специ­альное постановление бюро обкома КПСС от 26 марта 1954 г. «О бандитском проявлении в Таттинском районе». В результате пьяной драки между двумя группировками – якутской молодежью и ра­бочими геофизической экспедиции – погиб рус­ский рабочий. Дело было пересмотрено 14 августа 1956 г. Президиумом Верховного суда РСФСР, кото­рый определил, что формулировка обкома КПСС по обвинению группы таттинской молодежи в бур­жуазном национализме и бандитском нападении не соответствует действительности. Постановление об­кома имело тяжелые последствия для молодежи района. Так, в 1954 г. из поступивших в 8-й к ласс 127 учащихся получили среднее образование только 34 чел., остальных под различными предлогами ис­ключили из школы. На многие годы для молодежи Таттинского района были закрыты двери вузов.

Постановление бюро обкома КПСС от 26 марта 1954 г. отменили только после роспуска КПСС (5 февраля 1992 г. на IX сессии XII созыва Верхов­ного Совета Республики Саха (Якутия) как на­носящее «глубокий моральный ущерб населению района». Верховный Совет постановил считать не имеющей объективного основания политическую оценку произошедшего в Таттинском районе в 1954 г., данную бывшим партийно-государствен­ным руководством республики [Алексеев, 2007, С. 312-315].

В рассматриваемый период продолжалась реали­зация политики насильственной депортации в Якутскую АССР политически неблагонадежных элементов. После окончания войны для работы в золотопромышленной отрасли в республику прибы­ли бывшие военнопленные 2-й ударной армии ге­нерала А.А. Власова и члены «украинских национа­листических организаций». На Алдан, в трест Джугджурзолото направлялись являвшиеся спецпоселенцами немцы, крымские татары и не вырабо­тавшие трудодни колхозники из разных регионов страны. Только в 1948 г. на Алдан было доставлено свыше 1,3 тыс. чел. Возросло число заключенных и в лагерях Дальстроя. В Янском, Индигирском, Зы­рянском и Хандыгском лагерях к 1953 г. их насчи­тывалось более 27 тыс. чел. [История Якутии..., 2005, С. 121-122].

Переход к мирной жизни означал прежде всего восстановление констит уционных для местных Со­ветов и уставных для партийных комитетов форм работы. Во время войны выборы и перевыборы в местные органы не проводились. Полномочия де­путатов I созыва, таким образом, охватили период с 24 декабря 1939 г. по декабрь 1947 г.

20 сентября 1947 г. был оп убли кован Указ Прези­диума Верховного Совета РСФСР «О проведении выборов в краевые, областные, окружные, район­ные, сельские и поселковые Советы депутатов тру­дящихся РСФСР», ставший законодательной базой проведения первых послевоенных выборов, которые состоялись 21 декабря, по словам газет того време­ни, «в обстановке высокого патриотического подъ­ема в стране» [Региональная политика Н.С. Хруще­ва..., 2009, с. 103—104].

В республике из 236 095 избирателей, включен­ных в списки, приняли участие в голосовании 99,79%, при этом в 18 районах республики была достигнута 100% явка [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 276].

Местные органы власти в процессе своего разви­тия в предыдущие годы настолько оптимально вписались в административно-командную систему, что, несмотря на отсутствие правового регулирова­ния вопросов их организации, они эффективно действовали соразмерно поставленным перед ними задачам. Коллизионные проблемы старого законодательства и новой Конституции компенсировались отлаженным механизмом взаимодействия с цент­ральной властью и опекой партийных органов.

Для местной власти этого периода характерна четкая иерархия взаимоотношений с ярко выра­женной доминантой центра. В первые послевоен­ные годы ЦК ВКП(б) продолжал контролировать 70% номенклатурных должностей местного уровня в РСФСР. Его кадровые полномочия простирались до первых лиц горкомов партии и председателей исполкомов Советов городов областного и респуб­ликанского подчинения, первых секретарей райко­мов. С начала 1950-х годов под влиянием полити­ческой обстановки и социально-экономических проблем развития страны стали меняться строго централизованные отношения между центром и ре­гионами. Ряд важных решений свидетельствовал о том, что центр согласился на некоторое перерас­пределение прав в пользу региональных руководи­телей.

Местные Советы и партийные комитеты в пол­ной мере отражали общую реорганизацию государ­ственного аппарата, направленную на борьбу с бю­рократическими тенденциями. В январе 1954 г. Президиум ЦК КПСС принял специальное поста­новление, в котором отмечалось, что «в работе пар­тийного и советского аппарата сложилась вредная бюрократическая практика... основное внимание и силы... сосредоточиваются не на конкретном жи­вом деле», а «на составлении различных многочис­ленных директив, резолюций, справок, писем и отчетов». В этой связи говорилось о необходимости расширения прав районных, областных, краевых и республиканских органов, упрощения и сокраще­ния их отчетности [Региональная политика Н.С. Хрущева..., 2009, С. 92-100].

В эти годы общественно-политическая жизнь, как и в предыдущие периоды, была монополизиро­вана коммунистической партией. Особое внимание уделялось укреплению политической системы, по­вышению эффективности работы партийных орга­низаций на местах.

Идеологическая работа партий ных органов была направлена на всеобщее изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» и «Краткой биографии И.В. Ста­лина», которые должны были стать настольной книгой каждого советского гражданина. В газете «Социалистическая Якутия» в рубрике «Партийная жизнь» постоянно размещалась информация из первичных партий ных организаций о деятельности кружков и школ сети партийного просвещения по изучению основ марксизма-ленинизма, истории ВКП(б) [Соц. Якутия, 1951, 27 окт.].

Для повышения идейно-политического и общеоб­разовательного уровня руководящих работников, улучшения агитационно-массовой работы среди коммунистов партийных организаций проводилась политучеба, в которую вовлекались как рядовые члены партии, так и беспартийные. Возникла сеть курсов и школ при партийных органах, часть ра­ботников нап равлялась в Высшую партийную шко­лу при ЦК ВКП(б).

В 1952-1961 гг. в работе XIX-XXII съездов пар­тии приняли участие от Якутской АССР 18 делега­тов, из них 15 руководящих работников, одна кол­хозница и двое рабочих [История Якутии..., 2005, С. 123]. Делегаты съездов становились активными проводниками политики партии на местах.

В 1947-1964 гг. состоялись XV-XXV Якутские об­ластные партийные конференции, одобрившие ре­шения съездов и отчеты обкома партии. Чаще ста­ли созываться районные партийные конференции и собрания первичных организаций, которые, по сути, явились площадками для проведения партий­ных указаний «сверху».

В послевоенный период экономические функции партийных организаций Якутской АССР не только сохранились, но и расширились. Партийные орга­ны в общественно-политической жизни государства подменяли собой и Советы, и хозяйственные орга­ны, определяя их стратегические и текущие задачи, активно вмешиваясь в их деятельность.

Партийный контроль за деятельностью админи­страции был распространен практически на все предприятия и организации республики. Это стало возможным в связи с быстрым ростом числа ком­мунистов во всех отраслях народного хозяйства.

Общая численность коммунистов – членов Якут­ской организации КПСС в 1946-1964 гг. выросла с 9,3 тыс. до 25 тыс. чел. Повысился их общеобразова­тельный уровень: количество имеющих высшее и среднее образование увеличилось с 25% в 1950 г. до 43% в 1964 г. Одновременно уделялось внимание и социальному составу под лозунгом «приближения к массам», т.е. к народу. В связи с этим увеличива­лось число рабочих-коммунистов и колхозников. Так, в 1947-1964 гг. доля рабочих в составе компар­тии выросла с 9,2 до 31,7%, колхозников – с 14,3 до 24%, при этом сократилось количество служа­щих на 6% [История Якутии..., 2005, С. 123].

КПСС на протяжении всего периода проводила перманентные хозяйственно-идеологические кампа­нии, носившие мобилизационно-командный харак­тер. Систематические проблемы, возникавшие то на одном, то на другом участке хозяйственного строи­тельства, по указанию партийных органов устраня­лись авральными методами мобилизации материальных и людских ресурсов. На проведение в жизнь таких кампаний бросались все средства идеологиче­ской пропаганды. Требование выполнения плана любой ценой, неукоснительного соблюдения реше­ний и директив КПСС в области экономики сопро­вождалось угрозами партийных взысканий.

Важным фактором партийного диктата в рамках сложившейся системы управления экономикой можно считать тот факт, что хозяйственные руко­водители Якутской АССР, включая высшую хозяй­ственную элиту в лице руководителей предприятий вышестоящего подчинения, состояли на партийном учете в первичных партийных организациях по месту работы. В плане партийной дисциплины они были подчинены местным партийным комитетам, которые являлись основным рычагом воздействия на руководителей предприятий.

Без наличия партийного билета невозможно было добиться значительного продвижения по служебной лестнице во всех сферах жизни. Высшим уровнем для беспартийного хозяйственного руководителя могла быть, к примеру, должность начальника до­рожно-строительного участка, лесопункта, предсе­дателя колхоза.

Укрепление местных партийных органов делало еще более иллюзорным властные полномочия Со­ветов. Партийные комитеты определяли политиче­скую линию, исходя из решений съездов партии и пленумов ЦК, используя кадровый механизм и особенности структурной организации, доводили их до местных Советов, для которых на этом этапе стала возможной нормативно-правовая регламента­ция со стороны партийных органов.

Особое место в общественно-политической жиз­ни 1950-х годов и последующих лет занимает ХХ съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., ставший важнейшим событием в истории страны и положивший начало формированию нового общест­венного сознания. На съезде в докладе первого секретаря КПСС Н.С. Хрущева впервые был подвергнут критике режим личной власти И.В. Стали­на, дан толчок процессу обновления советского об­щества; были определены основные изменения в идеологической и организационно-партийной работе. Все эти меры нашли отражение в принятом после съезда постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986а, С. 111-129].

Хрущевская оттепель после осуждения культа личности привела к перестройке не только внутри самой партии, но и в целом по стране. Политиче­ская ситуация в этот период характеризовалась по­явлением принципиально новых по своему характе­ру реалий, в центре которых оказались процесс десталинизации общества и начало его реформирования. Новый импульс получила еще одна тенден­ция, зародившаяся при Сталине, – относительное ослабление роли региональных структур госбезо­пасности. Центральные комитеты компартий союз­ных республик получили право утверждать (по представлению председателей КГБ республик) пер­сональный состав членов коллегий республикан­ских КГБ согласно постановлению Президиума ЦК КПСС от 28 мая 1954 г. Как свидетельствуют доку­менты, в результате этой политики руководители региональных управлений КГБ в ряде случаев пре­вращались в послушное орудие в руках первых секретарей.

Процесс реформирования в Якутии имел кон­кретные проявления, затронувшие жизнь региона в большей или меньшей степени.

Административно-территориальное устройство ЯАССР в рассматриваемый период претерпело су­щественные изменения. Как известно, часть терри­тории республики в административном плане до середины 1950-х годов находилась в двойном под­чинении: республиканском и Главному управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР (Дальстрой). В состав предприятий Дальстроя, располо­женных на территории Оймяконского, Томпонского, Момского, Верхоянского, Усть-Янского, Таттинского и Среднеколымского районов ЯАССР, входи­ли горные управления, прииски, рудники, обогатительные фабрики, угольные разрезы, элек­тростанции, геолого-разведочные предприятия, ав­тобазы и др. Фактически это были «государства в государстве». В 1952 г. было создано Алданское рай­онное геолого-разведочное управление Дальстроя, в сферу деятельности которого, кроме Томпонского района, входили северная часть Усть-Майского, южная часть Оймяконского, правобережные части Намского и Усть-Алданского и южная часть Саккырырского районов, общей площадью 237 тыс. км2 [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 305-306].

В 1954-1957 гг. были расформированы лагеря ГУЛАГ МВД СССР на территории Якутии. После образования Магаданской области в декабре 1953 г. Дальстрой передал осуществляемые им ранее функ­ции партийного и административного руководства выборным территориальным партийным и совет­ским органам.

В связи с упразднением административного управления Дальстроя и установлением границ с Магаданской областью, освоением недровых бо­гатств республики были созданы новые промыш­ленные районы: Верхнеколымский (1954 г.), Мир­нинский (1965 г.) и Усть-Янский (1967 г.). За это время появились новые города: Мирный (1959 г.) и Ленск (1963 г.), поселки городского типа: Усть-Нера, Нижний Куранах (1950 г.), Хандыга, Усть-Мая, Артык (1957 г.), Витим, Нижнеянск и Депутатский (1958 г.), Чернышевский (1961 г.), Айхал, Алмазный (1962 г.), Черский (1963 г.), Мохсоголлох (1964 г.), Усть-Куйга (1967 г.), Лебединый (1969 г.).

В июне 1954 г. в Якутии была создана специаль­ная правительственная комиссия по пересмотру дел осужденных за контрреволюционные преступления. В 1954-1956 гг. были посмертно реабилитированы известные руководители республики М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, И.Н. Барахов, С.В. Васильев, П.М. Певзняк и др. Однако процесс реабилитации репрессированных в 1930-е годы деятелей партии и государства не был доведен до конца и фактически приостановлен в середине 1960-х годов.

Хотя официальная идеология сохраняла догмати­ческий характер, в самом ее фундаменте образова­лась «трещина», поскольку осуждение и критика И.В. Сталина все же лишала ее прежней цельности и монолитности. Частичная либерализация режима нашла выражение и в идеологической сфере. Про­изошло некоторое оживление общественных наук, которые приобрели определенную самостоятель­ность.

16 февраля 1962 г. было принято специальное по­становление Якутского бюро обкома КПСС «Об ис­правлении ошибок в освещении некоторых вопро­сов истории якутской литературы». Но данное постановление явилось половинчатым, поскольку обвинения в буржуазном национализме продолжа­лись. Так, на Х пленуме Якутского областного ко­митета КПСС, состоявшемся 5 июля 1963 г., с док­ладом «Об итогах июньского Пленума ЦК КПСС и задачах идеологической работы областной партий­ной организации» выступил первый секретарь об­кома С.З. Борисов, что послужило основанием для новых обвинений историков Г.П. Башарина, И.М. Романова, Г.Г. Макарова, В.Н. Чемезова, Е.Е. Алексеева и И.А. Аргунова. В связи с объек­тивным освещением политики «военного комму­низма», продразверстки, «красного террора», прово­дившихся в 1920-е годы в Якутии, труды историков объявлялись политически неблагонадежными, а сами ученые обвинялись с высоких трибун в буржуазном национализме. На первом совещании ис­ториков республики, которое состоялось в апреле 1964 г., жесткой критике подверглась книга Е.Е. Алексеева «Роль В.И. Ленина в установлении и упрочении Советской власти в Якутии» (1962). До­пустившие публикации «вредных» статей редактор журнала «По Ленинскому пути» И.И. Варламов и заместитель главного редактора газеты «Кыым» П.И. Филиппов впоследствии были освобождены от занимаемых должностей. Обвинения с ученых были сняты в 1965 г., после вступления в должность пер­вого секретаря обкома КПСС Г.И. Чиряева [Алексеев, 2007, С. 347-349].

В отчетном докладе ЦК КПСС, с которым вы­ступил Н.С. Хрущев на ХХ съезде КПСС, много внимания уделялось работе Советов. Докладчик резко критиковал властные структуры за срыв кон­ституционных сроков проведения сессий, отсутст­вие отчетности исполкомов и депутатов, расценив все это как прямое отступление от норм Консти­туции. Съезд поставил следующие задачи: всемерно развивать советский демократизм, улучшать работу всех советских органов в центре и на местах, укре­плять их связь с массами, усилить их роль в хозяйственном и культурном строительстве [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986а, С. 8-26].

Хотя ХХ съезд КПСС и не принял специальных решений по Советам, но его директивы, направ­ленные на повышение роли и авторитета предста­вительных органов власти, логически требовали конкретизации. В соответствии с его решениями ЦК КПСС 22 января 1957 г. принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связи с массами» [Спра­вочник партийного работника, 1959, С. 448]. Дан­ный документ стал по своей сути государствен­ным актом, явился важной вехой в советском строительстве послевоенного времени. Указанное постановление, несомненно, можно назвать про­граммой деятельности представительных органов государственной власти на долгие годы. Оно давало ответы на многие вопросы, которые не были отра­жены в Конституции СССР. До принятия законов о Советах в конце 1960-х  – 1970-е годы он стал основным нормативным документом в СССР. Как и все партийные документы по этому вопросу, по­становление имело противоречивый характер. С од­ной стороны, в нем говорилось, что пора покон­чить с мелочной опекой партии, а с другой – под­черкивалось, что партийное руководство заключа­ется в укреплении советских органов опытными кадрами. В дальнейшем практика издания подоб­ных постановлений будет встречаться постоянно.

Однако полного разделения полномочий между партийными и советскими органами так и не про­изошло, партийные органы сплошь и рядом занимались несвойственными им функциями. Положе­ние о повышении властных прав Советов оставалось фактически декларацией.

Выполняя решения ХХ съезда, партийные орга­низации на местах стали принимать меры по акти­визации деятельности Советов. Для этого увеличи­вался количественный состав депутатов в Советах, расширялось представительство рабочих (в Верхов­ном Совете ЯАССР оно составляло до 39%), молодых специалистов и женщин, привлекались вне­штатные работники на общественных началах. Постепенно происходили некоторые изменения в содержании и самой организации работы сессий: исполкомы Советов стали тщательнее их готовить, заранее извещались депутаты, они привлекались к подготовке вопросов. Но практически формирова­ние состава и деятельность Советов, как и прежде, всецело зависели от указаний партийных органов. Партийные органы рассматривали каждую канди­датуру в депутаты с учетом возраста, пола, нацио­нальности, образования и социального положения.

Советы народных депутатов во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х годов воплотили в себе достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, они выступали как форма орга­низации государственной власти, сложившаяся в прошлые годы, с другой – в условиях расширения их полномочий и вовлечения в их деятельность как можно большего количества людей посредством по­стоянных комиссий (актива) вбирали в себя не­большие элементы гражданского общества.

В конституционное законодательство автономных республик в 1950-е годы были внесены существен­ные изменения. Особенно заметно это по тем по­правкам, которые п редусмат ривали совершенство­вание избирательной системы и избирательных норм по выборам в Верховный Совет и местные Советы депутатов трудящихся Якутской АССР, а также системы судопроизводства, порядка и формы работы органов власти, управления и суда.

Верховным Советом ЯАССР 18 апреля 1955 г. был утвержден Указ Президиума Верховного Совета Якутской АССР «Об избирательных нормах по вы­борам в районные, сельские (наслежные, кочевые) и поселковые Советы депутатов трудящихся Якут­ской АССР» от 16 декабря 1954 г. В соответствии со ст. 145 Конституции РСФСР были внесены соответствующие изменения в ст. 105 Конституции Якут­ской АССР. По новым избирательным нормам в районный Совет избирался один депутат от 1 тыс. чел. населения; в районе с населением до 35 тыс. чел. – 35 депутатов; в районе с населением свыше 60 тыс. чел. – не более 60 депутатов; в сель­ские и поселковые Советы – один депутат от 100 чел. населения; в селах и поселках с населени­ем до 1500 чел. – 15 депутатов, а с населением свыше 3500 чел. – не более 35 депутатов [Заседа­ния Верховного Совета..., 1955, С. 169].

На этой же сессии был принят закон «О внесе­нии изменений и дополнений в статьи 42, 61, 62, 64 и 109 Конституции (Основного Закона) Якут­ской АССР» [Там же, С. 170-171]. Согласно данному закону устанавливалась новая структура Совета Министров ЯАССР, в состав которого вошли: пред­седатель Совета Министров, председатель Государ­ственной плановой комиссии, председатель Коми­тета государственной безопасности при Совете Министров ЯАССР, министры внутренних дел, здравоохранения, коммунального хозяйства, куль­туры, местной промышленности, промышленности и продовольственных товаров, просвещения, сель­ского хозяйства, социального обеспечения, торгов­ли, финансов, юстиции, начальники управлений автомобильного транспорта и шоссейных дорог, промышленности строительных материалов, топ­ливной промышленности (ст. 42). В составе испол­комов районных и городских Советов депутатов трудящихся создавались новые отделы: автомобиль­ного транспорта и шоссейных дорог, здравоохране­ния, коммунального хозяйства, культуры, народно­го образования, социального обеспечения, торговли и др. (ст. 61, 64). При районных Советах депутатов трудящихся с утверждения Президиума Верховного Совета ЯАССР Министерство внутренних дел ЯАССР стало создавать свои отделы (ст. 62).

Стремление к демократизации нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности. Стал соблюдаться коллегиальный принцип деятельности Верховного Совета, оживилась его законодательная работа. Осуществлялся контроль над исполнитель­но-распорядительными органами, на сессиях Верховного Совета рассматривались вопросы, связан­ные с деятельностью центральных органов управле­ния.

Организационно-правовой формой работы Вер­ховного Совета ЯАССР являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии, которые создавались по всем важнейшим отраслям эконо­мического и социально-культурного развития. Это в значительной мере расширило деятельность Вер­ховного Совета, улучшило подготовку вносимых на его обсуждение вопросов и законопроектов, позво­лило активизировать контроль за точным соблюде­нием актов Верховного Совета и его Президиума.

Заметно улучшилась деятельность Президиума Верховного Совета ЯАССР. Место решений, прини­мавшихся ранее «опросным порядком», заняли пол­ноправные правовые акты, утвержденные в резуль­тате обсуждения при участии широкого круга представителей заинтересованных учреждений.

С расширением прав автономных республик в области административно-территориального устрой­ства Президиум Верховного Совета Якутской АССР стал решать такие вопросы, как образование или упразднение сельских Советов, передача их в со­став другого района, отнесение населенных пунк­тов к категории рабочих поселков, упразднение или передача их в другой район. Президиум при­нимал так же решения об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского (АССР) и районного подчинения, передаче города районного подчинения из одного района в другой с последующим утверждением их указом Президиу­ма Верховного Совета РСФСР. Так, 8 февраля 1963 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета ЯАССР «Об укреплении сельских районов и образовании промышленных районов в Якутской АССР» [Якутия. Хроника..., 2006, С. 89].

Расширение прав автономных республик в сере­дине 1950-х годов в области экономической и со­циально-культурной жизни привело к повышению роли и улучшению деятельности Совета Министров Якутской АССР, в его ведение было передано решение многих вопросов в области бюджета и фи­нансов, промышленности, сельского хозяйства, ка­питального строительства, а также право распоря­жения материальными средствами. Совет Министров республи ки, осуществляя общее руководство эконо­мическим и социально-культурным развитием ре­гиона, направлял, координировал деятельность подведомственных ему органов, заслушивал на сво­их заседаниях доклады представителей органов управления. В целях оптимизации деятельности было произведено укрупнение некоторых мини­стерств и управлений республики.

В рассматриваемый период были несколько рас­ширены полномочия местных Советов депутатов трудящихся республики в области планирования народного хозяйства, производства и распределения продукции местной и кооперативной промышлен­ности, организации жилищного, культурно-бытово­го и дорожного строительства, охраны общественного порядка и решения финансово-бюджетных вопросов, что получило законодательное закрепле­ние в новых Положениях о местных Советах. В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приня­ты новые Положения о местных (сельских и район­ных) Советах депутатов трудящихся, в которых рег­ламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Все принятые поправки, дополнения по формированию органов государственной власти получили отражение в 1958-1959 гг. в Положениях о выборах в Советы, зафиксировавших важный этап в развитии представительных органов власти.

С этого времени положения о выборах становят­ся основным нормативным актом, регулирующим все вопросы формирования органов государствен­ной власти, подготовку, проведение выборов в Со­веты депутатов трудящихся. В марте 1959 г. про­шли выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик и местные советы, в кото­рых участвовали почти 40 тыс. чел. [Иванова, 2002, С. 215]. В местные Советы было избрано 8323 депу­тата, из них 4772 беспартийных, 3489 колхозников, 1068 рабочих, 3210 женщин [Соц. Якутия, 1959, 15 марта].

В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии в 1961 г., появились новые положения, ка­савшиеся представительных органов страны. Так, в ней говорилось о необходимости обсуждения в пе­чати и на собраниях личных и деловых качеств кандидатов в депутаты; систематическом обновле­нии состава руководящих органов; расширении прав местных Советов, участии трудящихся в их деятельности и т.д. Для улучшения работы Советов в Программе содержа лось указание о необходимости обновления не менее 1/3 состава депутатов Со­ветов при проведении выборов. Но поскольку вы­движение кандидатов было монополизировано партийными органами, обновляемость больше всего распространялась на представителей от рабочих, колхозников и интеллигенции. Что касается депу­татов, занимавших руководящие (номенклатурные) должности, то обновляемость в их составе остава­лась весьма условной и была связана только с должностными перемещениями.

В соответствии с указаниями съезда, в целях укрепления связей с населением только за 10 меся­цев 1963 г. перед избирателями отчитались более 40% депутатов местных Советов [Якутская АССР..., 1982, С. 36].

Программа КПСС ввела и такое новшество, как обсуждение Советами запросов депутатов, однако правом запроса народные избранники пользовались редко.

Все это свидетельствовало о постепенной транс­формации представления о местных Советах как общественных структурах. В этой связи дальней­шее их развитие шло в основном по двум направ­лениям: совершенствования правового механизма их деятельности и регламентации различных форм участия в их работе населения.

Приоритетным направлением, как и прежде, яв­лялось укрепление сельсоветов, направленное на усиление общественного фактора в их жизни, со­вершенствование организационных форм работы депутатов и т.д.

Принятые КПСС документы, несомненно, влия­ли на состояние и содержание организационно­массовой работы представительных органов власти. Однако они были главным образом политическими актами. Советы же нуждались в нормативно-право­вых документах, которые бы четко регламентирова­ли их работу, узаконили формы и методы деятель­ности и т.д.

Особенностью следующих выборов в Советы в марте 1963 г. стало то, что они проводились по про­изводственному принципу после перестройки пар­тийных и советских органов, в соответствии с ре­шениями ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС. В Верховный Совет ЯАССР было избрано 195 депу­татов, в их числе: рабочих – 62 чел., колхозни­ков – 24, представителей интеллигенции и служа­щих – 95 [Итоги выборов..., 1963, С. 50-51, 62-63].

В выборах в сельские, районные, поселковые, городские, республиканские Советы депутатов тру­дящихся приняли участие от 98,85 до 99,9% изби­рателей. Состав депутатов местных Советов отра­жал перестройку советских органов: увеличилось число депутатов, занятых непосредственно в про­мышленности или сельскохозяйственном произ­водстве.

В связи с возникновением нового города алмаз­ников Мирного, рабочих поселков Промышленный, Айхал, Чернышевский и др. было образовано 194 избирательных округа, что на 29 ед. больше, чем на предыдущих выборах. В местные Советы всего было избрано 9521 чел., из них 67,45% депутатов впервые. В составе депутатов женщины составили 41,62%, члены и кандидаты в члены КПСС – 38,78%. Примерно половина депутатов (49,53%) ра­ботали непосредственно на производстве – на предприятиях, участках, в бригадах [Якутская АССР..., 1982, С. 36].

Организация и проведение выборов в Верховный Совет ЯАССР и местные Советы осуществлялись с учетом особенностей, связанных с перестройкой партийного и государственного аппарата. В частно­сти, население городов и поселков, выделенных как промышленные из районных Советов, не голосова­ло за депутатов районного (сельского) Совета и не избирало депутатов в областной (сельский) Совет депутатов трудящихся. Население городов избирало депутатов только в те Советы, которые были вклю­чены в территорию данного городского Совета. Со­ответственно жители сел и деревень, наслегов не участвовали в выборах областных (промышленных) Советов [Там же].

В Якутии подобное положение имело место в Якутском, Орджоникидзевском, Томпонском, Оймя­конском и Усть-Янском районах, которые имели деление на промышленные производственные и колхозно-совхозные производственные управления. Таким образом, создавалась сложная система орга­низации выборов в областные и районные Советы, которая, как показала практика, себя не оправдала и впоследствии была отменена.

Всего с 1946 по 1963 г. состоялось пять предвы­борных кампаний в связи с выборами в Верховные Советы СССР, РСФСР и ЯАССР II-VI созывов. В эти годы председателями Президиума Верховного Совета ЯАССР являлись В.А. Протодьяконов (март 1947 г. – декабрь 1948 г.), сменивший на этом посту С.П. Сидорову, П.В. Аммосов (декабрь 1948 г. – март 1954 г.), М.Д. Нартахова (апрель 1954 г. – март 1963 г.).

Главной целью коммунистического строительст­ва, курс на который активно пропагандировался КПСС во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х годов, объявлялось создание общенародного государства. Его формирование квалифицировалось как развитие марксистско-ленинского учения о государстве, возвращение к ленинским теоретическим истокам, преодоление последствий эпохи культа личности. Процесс развития государства виделся в постепенной передаче его функций общественным организациям. В этой связи их статус с конца 1950-х годов стал серьезно возрастать. Общественные объединения (прежде всего, профсоюзы и комсомол) становились активными участниками общественно-политической жизни. Необходимо отметить, что такой подход наиболее полно отвечал господствовавшему тогда пониманию преодоления последствий эпохи культа личности, когда
происходило принижение роли народных масс в общественной и экономической сферах.

Наиболее массовой общественной организацией являлись профсоюзы. Нормативными документами организации их деятельности стали «Положение ВЦСПС о республиканском, краевом и областном совете профсоюзов» от 17 августа 1957 г. [Положе­ние ВЦСПС..., 1963, С. 86-91] и постановление Пле­нума ЦК КПСС «О работе профессиональных сою­зов СССР», утвержденное в декабре 1957 г. [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986а, С. 215-228]. В результате профсоюзы были окончательно огосу­дарствлены, стали неотъемлемой частью советской политической системы, их деятельность полностью отвечала экономическим и идеологическим интере­сам государства.

Профессиональные союзы в Якутии к середине 1960-х годов насчитывали в своих рядах свыше 200 тыс. членов [История Якутии..., 2005, С. 123]. В трудовых коллективах их создание стало обяза­тельным, на них возлагались задачи выполнения производственных планов, воспитания трудящихся в духе верности социалистическим идеалам, культур­но-оздоровительной работы. Но те сферы деятельно­сти, за которые они отвечали (охрана труда, техника безопасности, защита интересов трудового населе­ния), были наименее развитыми. В целом профсо­юзные организации как были, так и остались про­водниками идей и политики Якутской областной организации КПСС, хотя они обладали значитель­ными материальными и финансовыми ресурсами и могли оказывать существенное влияние на реализа­цию мер государственной социальной политики.

Депутаты 5 созыва С.313
Депутаты Верховного Совета СССР V созыва от ЯАССР (слева направо): учитель средней школы № 2 г. Якутска А.Ф. Охлопкова, секретарь Булунского райкома КПСС В.Х. Вырдылин, главный врач республиканского детского костно-туберкулезного санатория Т.П. Дмитриева и Герой Соцтруда доярка колхоза «Победа» Усть-Алданского района Е.И. Бурцева. Москва, 23 декабря 1958 г. Фото В. Соболева. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

Серьезных успехов удалось достигнуть профсоюз­ным организациям в повышении производительно­сти труда, проведении социалистических соревно­ваний, различных трудовых инициатив и починов. Так, в конце 1950-х годов профсоюзы возглавили движение за получение бригадами звания бригады коммунистического труда. Если в 1959 г. в респуб­лике было 300 таких бригад, то в 1962 г. их число возросло до 2219 (в них работало 32 488 чел.). Около 7 тыс. работников промышленных предприятий включились в соревнование за звание ударника коммунистического труда [История Якутской АССР, 1963, С. 328-329].

Партийное руководство особое внимание уделяло подрастающему поколению, а именно комсомоль­ским организациям, из рядов которых готовились кадры для партии. Численность комсомольцев с 19,1 тыс. чел. в 1946 г. выросла до более чем 50 тыс. чел. в 1961 г. [История Якутии..., 2005, С. 123].

Молодежь являлась движущей силой новых строек, развития производства по всей стране по комсомольскому призыву. В республике комсо­мольцы приняли активное участие в возведении нового города Мирный и Вилюйской ГЭС; повсе­местно вошло в практику шефство над животно­водческими фермами, в которых они работали, заменяя доярок и животноводов в выходные и праздничные дни и в летний период, во время сенокосной кампании.

В 1958 г. на предприятиях промышленности, транспорта и связи было занято свыше 300 комсо­мольско-молодежных бригад [История Якутской АССР, 1963, С. 298]. Областной комитет комсомола стал инициатором ударных строек в алмазодобы­вающей промышленности, Бестяхского цементного завода, Табагинского лесокомбината, в районах Крайнего Севера. За активное участие в социалистическом строительстве Якутскую областную ком­сомольскую организацию наградили почетной гра­мотой ЦК ВЛКСМ.

Стали практиковаться такие массовые формы ра­боты, как организация слетов участников соревно­ваний за звание ударников коммунистического тру­да, молодых животноводов из числа членов комсомольско-молодежных бригад, передовиков производства, охотников и звероводов, съездов жен­щин-активистов [Соц. Якутия, 1959, 15 марта; Ис­тория Якутской АССР, 1963, С. 329; Якутия. Хрони­ка..., 2006, С. 106].

Комсомольцы С.314
Комсомольско-молодежный состав теплохода «Таймыр» перед выходом в рейс. Конец 1950-х годов. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

Поддерживались государством и активно созда­вались общественные творческие объединения ра­бочих, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), общественные народные дружины, добровольные отряды народной милиции для поддержания общественного порядка, товари­щеские суды. Была введена практика участия в су­дебных процессах общественных обвинителей. Так, к 1962 г. в Якутии было создано 158 первичных организаций ВОИР, объединивших 5132 члена, что характеризовало высокую трудовую активность на­селения [История Якутской АССР, 1963, С. 329]. Несмотря на изрядную долю формализма, заорганизованность, подконтрольность общественных ор­ганизаций, это были все же первые ростки форми­рования в Советском Союзе гражданского общества, что имело важное значение в постепенном отходе от долгих лет господства сталинской общественной модели.

С середины 1950-х годов происходили непрерыв­ные перестройки государственного аппарата, при­чины которых неоднозначны. Во-первых, они обу­словливались стремлением в соответствии с реше­ниями XX съезда КПСС демократизировать госу­дарственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления; во-вторых, были свя­заны с процессом совершенствования местных ор­ганов государственного управления. Так, в 1956 г. местные органы Министерства внутренних дел СССР были переданы в двойное подчинение: те­перь они находились в ведении не только выше­стоящего отраслевого органа управления, но и мест­ного Совета депутатов трудящихся и его исполни­тельного комитета.

Сочетание принципов отраслевого и территори­ального управления, т.е. решение вопроса взаимо­отношений местных органов власти с центральны­ми ведомствами, являлось одной из актуальных и сложных проблем развития социалистической эко­номики и социалистического способа хозяйствова­ния. Популярная политическая идея рассматривае­мого периода – расширение прав региональных структур управления с целью устранения бюрокра­тических крайностей сверхцентрализованной систе­мы, доставшейся в наследство от И.В. Сталина. Высшей точкой ее практического применения стало создание в 1957 г. совнархозов.

Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. Верховный Совет СССР 10 мая 1957 г. принял закон «О дальнейшем совер­шенствовании организации управления промыш­ленностью и строительством», согласно которому в каждом экономическом административном районе создавался Совет народного хозяйства. Новая сис­тема существенно расширяла реальные полномочия региональных руководителей.

Совнархозы управляли всеми промышленными предприятиями на своей территории вне зависимо­сти от их профиля. При помощи новой системы надеялись наиболее рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить отраслевую изолиро­ванность и ведомственные барьеры. Ожидалось, что новое местное руководство полнее оценит регио­нальные возможности, что будет способствовать более гармоничному развитию отдельных районов. Цель перестройки управления была определена достаточно четко – децентрализация всей хозяйст­венной структуры страны.

Решением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1957 г. Совет народного хозяйства был образован и в Якутской АССР [Там же, С. 293-294]. В его веде­ние передавались алмазная, золотая, оловянная, лесная, угольная и другие отрасли промышленно­сти республики. В Якутии были созданы Управле­ние лесной и деревообрабатывающей промышлен­ности, Якутское территориальное геолого-разведоч­ное управление, Индигирское горно-промышленное управление Министерства геологии и охраны недр СССР и др., проводились отдельные преобразова­ния в связи с усилением государственного регули­рования, повышением роли и значения министерств и ведомств республики в решении местных вопро­сов.

Благодаря созданию совнархозов, реальная власть, и не только на местах, оказалась сосредо­точенной в руках партийных функционеров. Весь штат сталинского контроля – от начальников тер­риториальных управлений госбезопасности, МВД, прокуратуры – до областных статистических управлений был отдан практически в руки терри­ториальных парторганов. Территориальным партор­ганизациям подчинялись также органы народного контроля.

В целом реорганизация системы управления со­циально-экономическими процессами, предприня­тая во второй половине 1950-х – начале 1960-х го­дов, носила противоречивый характер. Она была призвана нормализовать, а затем улучшить ситуа­цию, однако поставленной цели не удалось достиг­нуть. И все же можно говорить об определенных достижениях, особенно в сфере управления про­мышленностью, которые позволили на некоторое время продлить существование социалистической экономической системы.

Сложившаяся ситуация, с одной стороны, демон­стрировала объективность качественно новых взаи­моотношений регионов с центром, с другой – ак­туализировала внимание к местным Советам. Это был уже испробованный тактический прием, наце­ленный на создание общественного резонанса, ко­торый являлся особенно необходимым в условиях обострения социальной ситуации в стране [Козлов, 1999].

В данный период были реализованы меры по совершенствованию структуры центральных орга­нов управления республики. В частности, реше­ниями высших органов РСФСР и Якутской АССР созданы министерства бытового обслуживания, местной, пищевой и топливной промышленности, мелиорации и водного хозяйства. Некоторые мини­стерства получили новые наименования (Мини­стерство коммунального хозяйства, Министерство охраны общественного порядка). Решением прави­тельства был образован ряд новых органов (ве­домств) при Совете Министров Якутской АССР.

Дальнейшее развитие получила местная промыш­ленность. Кооперативные предприятия были пере­даны Министерству местной промышленности, а предприятия рыбной, мясомолочной и соляной промышленности, ранее находившиеся в союзном или союзно-республиканском подчинении, – Ми­нистерству промышленности и продовольственных товаров.

В конечном счете реформа управления промыш­ленностью и строительством повлекла за собой на­рушение единства политической, административно-­территориальной и экономической составляющих местного управления. Именно в этот период осо­бенно отчетливо стала проявляться тенденция их ослабления. Переход к территориальному принципу управления экономикой не привел к усилению влияния местных органов власти на развитие про­изводительных сил Якутской АССР. Напротив, ре­альным результатом перестройки системы управле­ния народным хозяйством конца 1950-х – начала 1960-х годов стало сужение сферы деятельности Советов. Из ведения советских органов были изъя­ты даже предприятия местной промышленности. Советы на местах фактически оказались отстране­ны не только от руководства промышленностью, но и, в значительной степени, от управления сельским хозяйством. С 1962 г. основным звеном, осуществ­лявшим руководство сельским хозяйством, явля­лись производственные совхозно-колхозные управ­ления. До их создания все вопросы (планирования, финансирования, материально-технического снаб­жения колхозов и совхозов, агротехники, ветерина­рии, определения норм выработки, правил внут­реннего распорядка и др.) решались местными Советами. Начиная с этого периода постепенно из органов власти местные Советы стали превращать­ся в органы общественного самоуправления. Они сосредоточили свое внимание на социально-куль­турном обслуживании граждан, культурно-воспита­тельной работе среди населения, охране правопо­рядка и законности, распределении средств из фондов общественного потребления.

Реформа продемонстрировала, насколько партия интегрировалась в советскую хозяйственную систе­му. Так, в 1962-1964 гг. в республике, как и во всей стране, практиковалось создание партийных коми­тетов по производственно-территориальному прин­ципу: для руководства сельским хозяйством суще­ствовало десять партийных организаций, промышленностью – пять, объединявших по 2-5 административных районов.

Разделение в 1962 г. партийных комитетов по производственному принципу повлекло за собой создание сельских и промышленных Советов. На­чалось деление и других общественных структур: профсоюзов и комсомольских организаций [КПСС в резолюциях и решениях..., 1986б, С. 292-293].

После доклада В.В. Гришина на XI пленуме ВЦСПС было принято решение создать в ВЦСПС и во всех республиканских Советах два бюро по руко­водству профсоюзными организациями – промыш­ленности и сельского хозяйства [Гришин, 1962].

Серьезные противоречия обозначились весной 1962 г. Партийную номенклатуру очень обеспокоила передача полномочий сельских партийных органов в руки профессиональных управленцев из межрай­онных производственных колхозно-совхозных управлений. А еще раньше совнархозы стали оттес­нять обкомы от управления промышленностью. Из категории «вождей» они переходили в категорию «помощников». Смириться с этим секретари обко­мов и райкомов не могли.

Отрицательные стороны реорганизации прояви­лись практически сразу: рост аппарата, увеличение расходов на его содержание, несогласованность дей­ствий и т.д. Все это заставило восстановить преж­нюю систему местной власти. Тем не менее гран­диозная перестройка партийных и советских органов в 1962-1964 гг. все же привела к ее дестабилизации. Разделение аппарата, несомненно, вы­звало дезорганизацию региональной системы управ­ления.

Уже через два года Пленум ЦК КПСС того же созыва в том же составе признал целесообразным вернуться к принципу построения партийных орга­низаций и их руководящих органов по территори­ально-производственному принципу. Были восста­новлены единые областные, краевые партийные организации, объединявшие коммунистов террито­риально, безотносительно их работы в промышлен­ности или сельском хозяйстве. Восстанавливались и райкомы партии.

Одновременно происходило усиление функции партийных органов в государственном управлении и хозяйственном строительстве. На ноябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС в целях дальнейшего усиления руководящей роли партии и ее местных органов был рассмотрен вопрос об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций. Пленум признал необходимым вернуться к построению партийных органи­заций по территориально-производственному прин­ципу. Как известно, XXIII съезд КПСС назвал перестройки партийного, советского и хозяйствен­ного аппарата неоправданными, определив их как ошибки, связанные с субъективистским подходом к решению важных экономических и политических проблем [Никита Хрущев..., 2007, С. 37].

После смены власти в организационной структу­ре партийных органов произошли изменения. Уп­разднились парткомы колхозно-совхозных управле­ний. Возобновилась деятельность райкомов на местах. Перестройка затронула и обком КПСС. Были упразднены параллельные бюро по руковод­ству промышленным и сельскохозяйственным про­изводствами, созданы единые отделы, ведавшие идеологической работой, административными и торгово-финансовыми органами. С учетом этого Якутский обком КПСС провел анализ обеспеченности народного хозяйства квалифицированными специалистами. Была утверждена система перепод­готовки партийных и советских работников путем обучения их на постоянно действовавших респуб­ликанских курсах.

Вместе с дальнейшим развитием «внутрипартий­ной демократии» все более отходила в сторону, ис­чезала творческая общественная деятельность пер­вичных партийных организаций, рядовых членов партии и активистов. Жестче и четче становилось «партруководство» работой Советов и общественных организаций – профсоюзов, комсомола и др. Пока еще относительно высокой была степень участия людей в общественной жизни, самодея­тельных формированиях, но уже наступали апатия к общественной работе, нежелание ею заниматься, формализм, ограничение самостоятельности убивало инициативу. Происходил возврат к прежним принципам деятельности командно-административ­ной системы, положение партии в обществе стано­вилось господствующим.

Активизировалась научно-атеистическая пропа­ганда партийных органов. В ноябре 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «Об ошибках в про­ведении научно-атеистической пропаганды среди населения». В Якутии партийные органы провели его широкое обсуждение в различных слоях насе­ления, что повлияло на постепенный отход от со­блюдения религиозных праздников и обрядов наро­дов, населявших республику. Как правило, они были связаны с наиболее значимыми событиями (рождением, вступлением в брак, смертью), соблю­дением обычаев и обрядов в быту, бережным отно­шением к природе, окружающему миру.

В дальнейшем борьба с религиозными пережит­ками прошлого только усилилась. В январе 1964 г., исходя из решений июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС по идеологическим вопросам, ЦК партии принял постановление «О мероприятиях по усиле­нию атеистического воспитания населения». В результате национальные обычаи и обряды при­знавались пережитками прошлого, несовместимыми с социалистическим самосознанием.

В 1950 – 1960-е годы в государственной политике национальные интересы постепенно стали сходить на нет, начали превалировать общесоветские тра­диции, что затем показало всю фиктивность поли­тического самоопределения и самостоятельности как нации каждого народа СССР, в том числе якутского.

Действительность показывала, что теория нацио­нальных отношений в значительной степени опере­жала реальную жизнь. Строгая централизация госу­дарственного, хозяйственного и партийного управ­ления в стране, отсутствие самостоятельности у местных государственных органов лишали инициа­тивы руководителей всех рангов.

Формально суверенные права автономной респуб­лики декларировались и закреплялись в Конститу­циях РСФСР и ЯАССР, однако на деле они не имели никакого значения при определении страте­гических направлений в решении хозяйственных и культурных задач. Более того, суверенитет начал по­пираться и отдельными ведомствами, осуществляв­шими свою деятельность на территории республики. Союзные министерства промышленности стали ос­новными хозяевами природных ресурсов региона.

Согласно ст. 109 Конституции ЯАССР, с 1955 г. государственным флагом Якутской АССР стал при­знаваться государственный флаг РСФСР.

В решениях партии и правительства о националь­ной политике в послевоенный период практически перестали упоминать. Стало свертываться обучение на якутском языке, применение якутского языка на публичных мероприятиях, в делопроизводстве и су­дебной системе. У народа формировалась психология безразличия к судьбам своего национально-государ­ственного образования, складывалось представление о национальной государственности как о совершен­но формальном институте. Впоследствии, когда начнется новое реформирование общества, это ока­жется одной из причин серьезной критики партий­но-государственной политики. Отбросив в сторону решение некоторых проблем, партийные и советские органы сосредоточили свои усилия только на вы­полнении хозяйственных планов.

Одним из ярких примеров проводимой политики в данной сфере стала ликвидация национальных районов, созданных в начале 1930-х годов, с вклю­чением их в территорию новых промышленных районов. Так, по инициативе обкома ВКП(б) были ликвидированы Садынский эвенкийский нацио­нальный (1947 г.) и Саккырырский эвенский нацио­нальный (1962 г.) районы.

Бюро Якутского обкома ВКП(б) 17 сентября 1947 г. приняло постановление «О ликвидации Садынского района Якутской АССР». Данный район, населен­ный преимущественно эвенками, располагался в юго-западной части республики на границе с Крас­ноярским краем и Иркутской областью. 27 октября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Садынский и Чонский сельские Советы ликвидированного района были включены в состав Сунтарского района, Ботуобинский сельский Со­вет – в состав Ленского района [Якутия. Хрони­ка..., 2004б, С. 275-276]. Позднее территория бывше­го Садынского района вошла в состав Мирнинского района, при этом национальный статус сохранил только Садынский сельский Совет.

Характерна реакция партийного руководства на любое проявление несогласия с проводимой полити­кой, даже в отношении местных руководящих кад­ров. Выступившие против разделения Саккырырского района и включения его территории в состав Верхоянского и Кобяйского промышленных районов руководители района – первый секретарь райкома П.И. Чярин, председатель райисполкома С.Н. Струч­ков, директор совхоза «Ленинский» И.Н. Слепцов – были сняты с должностей [Эвено-Бытантайский на­циональный улус, 2012, С. 123-124].

После смещения Н.С. Хрущева в 1965-1966 гг. были упразднены система управления по производ­ственному принципу, разделение на промышленные и сельскохозяйственные районы, восстанавливались ликвидированные районы. Но Саккырырский эвен­ский национальный район, несмотря на то что на­селение неоднократно поднимало этот вопрос, так и не был восстановлен. Секретарь обкома КПСС по идеологии В.Г. Павлов, объясняя, что сутью ле­нинской национальной политики ЦК КПСС явля­ется обеспечение дальнейшего развития жизни и работы малочисленных народов Севера, их занятий сельским хозяйством, совместной жизни и дружбы с великим русским народом, утверждал, что насе­ление зря ставит вопрос о восстановлении района, поскольку в составе двух промышленных районов жить и работать будет лучше [Там же, С. 124]. В приведенном постулате, прозвучавшем из уст партийного функционера, прослеживается новая установка – идея сближения наций, постепенного стирания национальных различий, которая активно внедрялась в массовое сознание советских людей начиная с 1960-х годов.

Лишь в 1989 г. вместо ранее ликвидированного Саккырырского района был образован Эвено-Бытантайский национальный район. Таким образом, из жизни эвенского народа был вычеркнут целый пе­риод развития длиной в четверть века, в результате волюнтаристской политики государства оказались почти забыты родной язык, культура и традиции. Искусственное переселение из мест проживания в промышленные поселки имело отрицательные по­следствия для социально-экономического развития, а также самосознания и других народов Севера.

Вместе с тем следует отметить положительный опыт политики советских органов в улучшении со­циально-экономического положения коренных ма­лочисленных народов Севера. 16 марта 1957 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севе­ра». Только в 1958 г. дополнительные государствен­ные ассигнования на повышение материального и культурного уровня населения районов Крайнего Севера составили 30 млн руб. Вводились налоговые льготы; резко увеличивалось финансирование здра­воохранения и просвещения; местная промышлен­ность освобождалась от уплаты налога с оборота и отчислений от прибыли; значительно повышались закупочные цены почти на все виды сельскохозяй­ственных продуктов, приобретаемых у колхозов и колхозников. Хозяйствам северных районов была оказана дополнительная помощь в оснащении тех­никой и транспортными средствами [Иванова, 2002, С. 224]. Тем самым государство по отношению к народам Крайнего Севера продолжало проводить па­терналистскую политику, начатую в 1930-х годах, для улучшения их материального и социального положения, не ставя при этом целью сохранение и развитие их национальной самобытности, культуры и языка.

В этот же период прошли пышные празднова­ния, посвященные 325-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. В связи с юбилей­ной датой за достигнутые успехи в социально-эко­номическом и культурном развитии республика была отмечена высшей наградой – орденом Лени­на. 1 октября 1957 г. был принят Указ Верховного Совета СССР, утвердивший тезис о добровольном вхождении. Как события важного политического значения широко отмечались 30- и 40-летие Вели­кой Октябрьской социалистической революции. Торжественно прошли юбилеи 25-, 30- и 40-летия образования Якутской АССР.

325 летие вхождения С.318
Руководство СССР на праздничном концерте в Большом театре, посвященном 325-летию вхождения Якутии в состав Российского государства (слева направо): председатель Президиума Верховного Совета ЯАССР М.Д. Нартахова, заместитель председателя Совета Министров СССР А.И. Микоян, председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин, первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов, секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов. Декабрь 1957 г. РГАКФД, б/н.

Таким образом, после ХХ съезда КПСС в стране обозначился определенный поворот к демократиза­ции общественно-политической жизни, которая проходила противоречиво. Это отразилось на функ­ционировании партийных, советских и обществен­ных организаций. Конечно, деятельность партийно­го и государственного аппарата, местных Советов и общественных организаций в указанные годы со­вершенствовалась. Ряды партии, профсоюзов и комсомола выросли количественно и качественно. Расширился состав депутатов всех уровней, нала­живалась их связь с населением, начали регулярно проводиться сессии. Однако Советы не обладали реальной властью, что негативно отразилось на их деятельности, особенно Верховного Совета ЯАССР. Они лишь декларативно функционировали, а фак­тически над Советами продолжала довлеть партий­ная бюрократия в лице обкома, горкомов и райкомов партии. Формализм присутствовал в порядке проведения выборов и в самой избирательной сис­теме. Работа общественных организаций была огра­ничена в основном рамками производственной сфе­ры, а проводимые мероприятия умело направля­лись партийными органами в нужное им русло.

Провозглашение курса на «развернутое строи­тельство коммунизма» при всей утопичности наме­ченных планов означало радикальные изменения и в области социальной политики. С конца 1950-х годов в СССР появ­ляются большие возможности для развития легкой и пищевой промыш­ленности, всех отраслей экономики, работающих для удовлетворения потребностей населения. Начинается массовое производство телевизоров, холодильников и другой бытовой тех­ники, которая постепенно становится общедоступной для граждан. Впервые в советской истории развертывается кампания по строительству жилья, призванная удовлетворить потребно­сти широких слоев городского и сельского населения, а не только но­менклатурной элиты. Ее характер стал более эгалитарным, вследствие чего расширились возможности рядо­вых рабочих и колхозников в получе­нии разнообразных социальных услуг. Больше средств выделялось на разви­тие образования и здравоохранения. В рассматриваемый период выросли показатели продолжительности жизни и образовательного уровня населе­ния.

Между тем в обществе постепенно нарастало социальное недовольство. Несмотря на то, что официально провозглашались и пропагандировались ценности социального ра­венства и социальной однородности, реальный процесс социальной дифференциации не прервал­ся, а вышел на качественно новый уровень.

В период хрущевской оттепели продолжалось социальное расслоение между партийно-государственной элитой и остальной частью общества, между интеллигенцией, рабочими и колхозниками, между городским и сельским населением. Несмотря на значительные достижения в социальной сфере, люди все чаще сталкивались с невозможностью воплотить в жизнь свои потребности, в то время как им сообщали о выполнении планов системы в целом. Последствия подобного типа дифференциации между номенклатурной элитой и остальными гражданами имели социально-политичеcкий характер и оказали влияние на дальнейшее развитие советского общества.

Реальная ситуация в общественно-политической жизни Якутии прикрывалась показным благополучием, различного рода парадными мероприятиями и кампаниями, юбилейными торжествами, часто заведомо надуманными. Все эти противоречивые явления и процессы общественно-политической жизни республики, безусловно, негативно отразились на ее народах, их политической мобильности, социально-политической активности, участии в принятии государственных решений. Это оказало тормозящее влияние на развитие этносов, стало отражением реального правового положения народов в автономной республике в условиях функционирования советской политической системы 1950-х – начала 1960-х годов.

_____________________________

Автор статьи: Иванова Татьяна Спартаковна, д.ю.н., профессор кафедры арктического права и права стран АТР юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.