Сельское хозяйство Якутии в условиях НЭПа.
Образование Якутской Автономной Советской Социалистической Республики открыло новые возможности политического и социально-экономического развития для якутского крестьянства. Почти 95% населения новой республики, проживавшее в сельской местности, занималось скотоводством, земледелием, охотничьим и рыболовным промыслами. Но аграрный сектор находился в состоянии глубокого кризиса, обусловленного последствиями революционного переворота и гражданского противостояния. Традиционное сельское хозяйство коренного населения было основано на малопроизводительном ручном труде. Основной отраслью являлось животноводство; земледелие занимало второе место, а охота и рыболовство имели подсобное значение. По данным 1917 г., животноводство давало 62,4% общей валовой продукции сельского хозяйства, земледелие – 13,2%, рыболовство – 8%, охота и пушной промысел – 16,4% [Народ саха..., 2003, С. 233]. По всей территории края было распространено скотоводство, за исключением арктических оленеводческих и промысловых территорий.
Традиционные хозяйственные занятия базировались на пользовании природными ресурсами: наличие земельных угодий и промысловых участков, благоприятствование погодно-климатических условий определяли благосостояние населения так же, как и непрерывность, стабильность хозяйственных занятий. Смена властей и социальные конфликты с мобилизацией человеческих и материальных ресурсов обеими сторонами Гражданской войны совершенно подорвали сельское хозяйство и промыслы.
Вопросы землепользования ко времени образования Якутской автономии находились только на стадии решения. Земельным отделом Якутского ревкома еще в 1920 г. было принято постановление «О регулировании землепользования в Якутской области», отменявшее дореволюционную «классную систему», а так же разослана инструкция о порядке переделов покосных угодий. Для подавляющей части населения, занятого скотоводством, решение об уравнительном распределении всех покосных земель было принципиально важным. Но в силу региональных особенностей социального развития и политической ситуации первые аграрные мероприятия остались незавершенными. В якутских наслегах господствовали патриархально-родовые порядки и общинные традиции, которым были присущи «политическое влияние и патриархальный авторитет тойоната» [Макаров, 1988, С. 151], не утратившего экономическую базу. Несмотря на пошатнувшееся положение, родовая элита оставалась влиятельной социальной силой.
Отдаленность малонаселенного края и отсутствие развитых коммуникаций служили причинами запаздывания и определенных деформаций при реализации принимаемых Центром решений. Так, когда в европейской части страны уже завершалась Гражданская война и назревал переход к НЭПу, в Якутии только вводили продразверстку. В июне 1920 г. Якутский продком объявил по трем южным уездам раскладку продразверстки на мясо и масло, в августе – на сено и хлеб. Были установлены жесткие нормы отпуска населению основных продуктов питания и промтоваров. Проблема снабжения городского населения должна была решаться за счет продразверстки.
Зимой 1920/1921 года продразверстка, особенно по хлебу, шла с большим трудом. Плановому изъятию сельскохозяйственной продукции подверглись не только зажиточные хозяйства, но и середняцкие, и даже бедняцкие. Например, в Восточно-Кангаласской волости раскладка мяса была проведена по душам, а не по количеству владеющих скотом. Подобные перегибы не могли не вызывать недовольства крестьян, их стремления уклониться от грабительского изъятия продуктов. Но сокрытие запасов от продразверстки каралось судом и конфискацией имущества [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 18. Л. 27]. При этом крупные запасы продуктов были обнаружены только у единиц: у известных богачей Кушнаревых, купца Ершова. Общими усилиями к весне 1921 г. в Якутской губернии сумели выполнить план продразверстки по мясу, маслу и фуражу.
В марте 1921 г. состоялся X съезд РКП(б), провозгласивший новую экономическую политику (НЭП), которая заменила продразверстку продналогом. Как уже отмечалось, НЭП была объявлена в сложный для Якутии период: только недавно вошли в практику методы управления «военного коммунизма», в регионе начались военные конфликты между сторонниками и противниками советской власти. В этих условиях 9 апреля 1921 г. Якутский губревком и губпродком издали приказ о переходе от продразверстки к продналогу, а также о свободной торговле сельхозпродуктами. Но продажа и покупка хлеба, мяса, масла и молока была разрешена только крестьянам Якутского и Вилюйского уездов, выполнивших план продразверстки [Там же, Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 277. Л. 44; Оп. 2. Д. 2. Л. 73]. Была начата разъяснительная работа об обложении продовольственным налогом. В целом просветительская работа о принципах НЭПа среди сельских масс развернулась лишь летом 1921 г., когда в Якутию вернулись делегаты X съезда РКП(б) И.Н. Барахов, П.А. Ойунский, а так же М.К. Аммосов с большой группой партийных советских работников, направленных Сиббюро и ЦК РКП(б).
Центральная власть объявила курс на политическую и экономическую либерализацию, свободу торговли и частной собственности. А губернская организация РКП(б) в Якутии потратила много сил на выявление и социальную изоляцию «чуждых элементов», которыми признавались не только открытые противники большевизма, но и просто лица, имевшие успешный опыт бизнеса при царизме. Но именно такие граждане в центральной части страны составили прослойку удачливых нэпманов [Карр, 1990, С. 665], их свободное предпринимательство и торговля могли масштабно развернуть возможности НЭПа и в Якутии.
По всей стране основная масса крестьян восприняла НЭП с надеждой на улучшение своей жизни. Теперь и якутским крестьянам вместо продовольственной разверстки можно было выплатить фиксированный налог, размер которого определялся по достатку хозяйства и был существенно меньше норм разверстки. Налог носил ярко выраженный «классовый» характер: батраки и беднота освобождались от налога, подавляющую его часть выплачивала зажиточная часть крестьянства. Несмотря на позднее введение продналога, только по Якутскому уезду с августа по сентябрь 1921 г. поступило 5 тыс. пудов мяса и скота около 11 тыс. пудов, а по Вилюйскому уезду для треста Лензолото было сдано около 1300 гол. скота [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 18. Л. 24, 26-27].
Но принцип обложения продналогом оказался неадаптированным к текущим и региональным особенностям хозяйствования. Губернская власть сразу столкнулась с дороговизной самого сбора сельхозналога на обширной территории, где еще продолжались военные действия, и часть населения вела кочевой образ жизни [ГАРФ, Ф. А-259. Оп. 9б. Д. 1482. Л. 3]. Сельхозналог вызывал много вопросов у якутских крестьян. В частности, критерии среднего количества скота на одно хозяйство были рассчитаны для Центральной России, где продовольственные ресурсы крестьян включали в себе более объемную, чем на Севере, долю продукции земледелия, огородничества, подразумевалось наличие мелкого скота (козы, овцы), домашней птицы.
Во всех округах Якутии держали крупный рогатый скот и лошадей, но их удельный вес по хозяйствам был дифференцирован по районам. Так, в Центральном Якутском округе по состоянию на 1917 г. на 1 хозяйство в среднем приходилось 9,5 гол. рогатого скота и 2 лошади, и при безусловном снижении показателей после Гражданской войны все равно был выше, чем в северных округах. Например, в Булунском округе эти показатели в относительно благополучном 1926 г. были 0,19 и 0,08 [Атласов, 1992, С. 45]. Необходимо подчеркнуть, что в силу климатических условий доходность сельского хозяйства в целом и земледелия в частности была низкой. Для значительной части населения по основным видам продналог оказался непосильным [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 22. Л. 2].
Официально при НЭПе все повинности были отменены, но, несмотря на это, тяжелым бременем для крестьян оставалась трудовая повинность, введенная Якутским ревкомом летом 1920 г. С декабря 1920 г. по февраль 1921 г. около 460 крестьян-якутов из Восточно-Кангаласского и Западно-Кангаласского улусов Якутского округа, а так же волостей Олёкминского округа были мобилизованы на заготовку леса, пиломатериалов и строительство Ботомского железоплавильного завода. Прибывших со своими орудиями труда, гужевым транспортом и фуражом крестьян на тяжелой работе плохо кормили, не обеспечивали рабочей одеждой, элементарными бытовыми условиями. К началу весеннего полевого сезона и сенокосной страды большинство мобилизованных самовольно отбыли, чтобы приступить к сельскохозяйственным работам [Там же, Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 9. Л. 49].
В рабочей силе нуждались Бодайбинские золотые прииски, набравшие 500 рабочих осенью 1920 г. в основном из Якутска и приречных поселков. В мае 1921 г. Сибревком постановил прислать из Якутии в распоряжение Лензолота еще 1000 чел., Якутский военный комиссариат с 11 июля по 11 августа 1921 г. с трудом собрал около 760 чел. [Там же, Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 263. Л. 17]. Кампания проходила в разгар сенокосной страды и означала длительный отрыв от хозяйств, что было чревато не только временными трудностями. Многие крестьяне уклонялись от призыва путем бегства в тайгу или нанесением себе увечий. Насильственная мобилизация спровоцировала протестное поведение скотоводов и земледельцев, привела к массовому у ходу их с приисков и вовлечению в активизировавшиеся антисоветские группировки. Чтобы остановить процесс, Якутский губревком был вынужден 26 ноября 1921 г. принять постановление об амнистии лиц, дезертировавших с работ на приисках Лензолото «по своей несознательности» [Там же, Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 35. Л. 67]. Как видно, политическая ситуация для реализации НЭПа в Якутии была весьма сложной.
В сфере сельского хозяйства позиции новой власти были еще непрочными, существовали лишь «точечные» ростки нового. К 1921 г. в Якутской губернии функционировали 32 коллективных хозяйства в виде коммун, артелей и товариществ по обработке земли, они были мелкими, местами даже карликовыми: в среднем на 1 колхоз приходилось 11, в основном бедняцких, хозяйств. В собственности колхозов и совхозов находилось 478,5 дес. земли против 28 607 дес. у единоличников [Там же, Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 264. Л. 3]. Якутский губземком за 1920-1922 гг. докладывал: «из числа существующих свыше полутора десятка разных наименований колхозов немногие из них можно отнести к твердым, крепко спаянным и вполне, по своей сущности, представляющих именно коллективное хозяйство. У большинства именующихся колхозами все признаки лишь общественной обработки земли». Такая оценка соответствовала реальному положению: даже руководящие органы признавали призрачность аграрных преобразований и наличие неразрешенных проблем в сельском хозяйстве Советской Якутии [Бровченко, 2015, С. 174].
На состояние сельского хозяйства пагубно влияла затянувшаяся Гражданская война на территории Якутии: страдали сезонные работы и производство продукции, происходила мобилизация трудоспособных рабочих рук на обе стороны воюющих. Очаги повстанчества вспыхивали и после разгрома летом 1923 г. отрядов А.Н. Пепеляева, разрывая мирный ход сельского труда и промыслов. Война отвлекала от производительного труда значительную часть населения. В зоне военных действий были разграблены личные и недавно возникшие коллективные хозяйства. Мирное население покидало насиженные места, забрасывались покосные луга, промысловые участки.
Прежде всего огромный урон был нанесен основной отрасли экономики края – животноводству. На военные нужды угонялось конепоголовье, скот забивался на провиант; в результате повсеместно резко сократилось поголовье частного крупного рогатого скота, упала численность рабочих лошадей. Животноводство пришло в упадок во всех округах Якутии и сильно пострадало в Якутском округе. Так, во II Чакырском наслеге Амгинского улуса Якутского округа за зиму 1921-1922 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 41%, в Верхне-Бологурском – на 42%, во II Скараульском – на 44%, в Жемконском – на 49%, в Кеннянском – на 69%. Общее сокращение поголовья крупного рогатого скота по 10 наслегам Амгинского улуса составило 39%, а лошадей – до 51%. Из Ботурусского улуса на провиант было забито 300 гол. скота; 590 лошадей было угнано; из Таттинского улуса было угнано 700 лошадей [Атласов, 1992, С. 42]. В соседних Борогонском и Дюпсинском улусах количество обоих видов скота сократилось до 40%. Всего к 1923 г. в четырех южных округах (Якутском, Вилюйском, Олёкминском, Ленском), в которых проживало большинство якутского населения и была сосредоточена основная масса поголовья скота, осталось лишь 377 442 гол. крупного рогатого скота и 95 399 лошадей, что составило соответственно 78,3% и 74,2% дореволюционного поголовья [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 17. Л. 187]. По всей Якутии сократились посевы зерновых, в упадок пришли оленеводство, пушной промысел и рыболовство.
Введение единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) выявило значительную дифференциацию налогооблагаемых хозяйств Якутии. Положение о сельхозналоге 1924 г. определяло общие нормы налогообложения для всего СССР. Унифицированный подход не устраивал республиканскую власть, которая решительно ставила вопрос об учете региональных особенностей хозяйствования. Так, председатель СНК ЯАССР С.М. Аржаков в октябре 1924 г. телеграфировал в СНК РСФСР о несогласии с разрядами сельхозналога и просил 150% надбавку на исчисляемый налог вместо предложенной 45% [ГАРФ, Ф. А-259. Оп. 8б. Д. 2823. Л. 8]. Просьба была отклонена, но постоянный представитель СНК ЯАССР в Москве С.Н. Донской в 1925 г. активно ставил перед центральной властью вопрос об ЕСХН для населения республики. Он указывал, что действует в интересах скотоводов и земледельцев, которые на своих собраниях «отмечали дефекты в системе налогового обложения сельских хозяйств, высказывали пожелания и выносили постановления о пересмотре положения о порядке взимания сельхозналога» [Там же, Оп. 9б. Д. 1488. Л. 48]. Постпред добился принятия постановления СНК РСФСР от 21 ноября 1925 г. «Об изменении Положения о сельхозналоге в части, касающейся Якутской АССР». Кроме ряда существенных облегчений для традиционно многодетных сельских семей республики, принципиально важным был пункт об освобождении от сельхозналога хозяйств, где на едока приходились 1 гол. крупного рогатого скота и земли не более 1/4 дес. [Там же, Л. 5]. В 1928 г. от сельхозналога было освобождено 24 721 хозяйство, что составляло 40% всех хозяйств республики [Санникова, 2007, С. 21].
Для восстановления хозяйства и налаживания новой жизни для аграрной Якутии главным вопросом был земельный. Экономические механизмы НЭПа должны были способствовать успеху землеустройства и стимулировать материальную заинтересованность крестьян. Но сельское хозяйство страдало от дефицита техники и инвентаря, семенного материала, от незавершенности процессов перераспределения земель в улусных хозяйствах. Земельный вопрос обсуждался на I Всеякутском Учредительном съезде Советов 1923 г., затем вышло апрельское постановление III сессии ЯЦИК 1924 г. «О коренном уравнительном распределении земель в наслегах и селениях Якутской республики», которое послужило основой для земельных переделов 1924–1928 гг. Реформирование земельных отношений касалось землеустройства и хозяйственного устройства и было направлено на уравнительное подушное распределение земли между различными группами крестьянских хозяйств. Наркомзему ЯАССР поручалось в первую очередь провести уравнительное распределение в тех наслегах, где сохранилась еще классная система землепользования. Переделы осуществлялись окружными, улусными и волостными исполкомами по всей Якутии, кроме северных округов.
Распределению подлежали все покосные земли, за исключением закрепленных за коллективными и общественными хозяйствами, культурно-просветительными и медицинскими учреждениями. В государственный земельный фонд отходили церковные и казенно-оброчные земли, ранее не переданные колхозам или земельным органам советской власти. Летом 1924 г. начались земельные переделы в Якутском, Олёкминском и Вилюйском округах. По этим основным скотоводческим округам были учтены площади сенокосных угодий. Процесс продвигался медленно по целому кругу причин, в том числе из- за отсутствия специалистов по землеустройству: в распоряжении Наркомзема республики до 1926 г. была 1 штатная единица землеустроителя. По Якутскому округу общее число хозяйств, охваченных земпеределом в 1924–1926 гг., составило около 70% [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 48. Л. 89].
В самом начале обнаружились острые разногласия по поводу принципа распределения земельных угодий. Также не оказалось единого критерия оценки сенокосов: по урожайности или по площади, что было критически важным для животноводческих хозяйств. При подавляющей неграмотности населения все вопросы обсуждались публично. Из-за споров в оценках урожайности земельный передел затянулся, например, на 3 года в наслегах Амгинского, Намского улусов, и только к лету 1927 г. завершился в Мегинском и Ботурусском улусах [Там же, Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 35. Л. 107, 116]. Тем не менее основные площади сенокосов по всей республике удалось поделить к 1928 г.
В переделах 1924–1927 гг. осмотр земельных угодий, оценка их качества и возможной урожайности производились избранными наслежным общим сходом земельными депутатами. Старая наслежная и улусная верхушка добивалась присутствия своих представителей – грамотных, имеющих административный опыт. Выборы проходили по родовому принципу, что благоприятствовало состоятельным землевладельцам, спекулирующим на традициях и обладающим большим влиянием среди неграмотных, экономически зависимых сородичей. Специфика ситуации в республике заключалась в том, что фактический собственник земли – тойон – при отсутствии юридического оформления частной собственности мог участвовать в крестьянских земельных переделах. Данное обстоятельство создавало видимость правового равноправия, скрывало статусные границы в сельской иерархии. Бесспорно, что владельцы лучших и крупных земельных участков были заинтересованы в сохранении своих позиций и всемерно сопротивлялись реальному переделу.
Земля делилась сначала между родами, а затем уже распределялась внутри рода между семьями по паям. Такой порядок земельного передела вызывал межродовые конфликты, бесконечные споры между депутатами различных родов. Каждая сторона оформляла жалобы в адрес республиканской власти, Наркомзем ЯАССР был завален обращениями и был вынужден рассматривать бесконечные иски.
Земельные переделы высветили давние земельные претензии, существующее неравенство в землепользовании. Так, постановлением ЯЦИК 1924 г. «О коренном уравнительном распределении земель в наслегах и селениях Якутской республики» было предпринято урегулирование земельных взаимоотношений занятого сельским хозяйством русского и якутского населения. Земельным обществам русских крестьян в разное время были выделены сенокосные участки из государственного фонда, а также передавалась часть угодий близлежащих наслегов. В восстановительный период русским сельским обществам было передано 5536 дес. земли. Однако в русских селениях продолжала сохраняться неравномерность в землепользовании как внутри сельских обществ, так и между отдельными сельскими обществами. Например, в Бестяхском сельском обществе на 1 хозяйство приходилось 6,87 дес. земельных угодий, включая 2,27 дес. сенокоса. В Мархинском, Павловском и Владимирском же селениях 1 хозяйство имело 8,48 дес. земли, из них 3,75 – сенокоса [Там же, Оп. 3. Д. 207. Л. 17; Атласов, 1992, С. 52].
В многонациональной Якутии земельные переделы обнаружили слабость землеустройства и нехватку земли среди всех групп коренного населения. Так, в образованном в 1925 г. Алданском округе выявлено 152 пригодных для сенокошения участка. Постановлением от 9 февраля 1925 г. ЯЦИК в первую очередь отводил эти земли местному населению – перешедшим на оседлость эвенкам. Алданские эвенки организовались в 12 артелей, за которыми закрепили 129 сенокосных участков общей площадью 250 дес. Одновременно все травостойные участки, находящиеся на территории кочевых родов, закреплялись за последними. Распределение покосов между родовичами или отдача их в аренду решались на родовом собрании алданских эвенков.
Земельные переделы продолжались несколько лет и в основном достигли своей цели. Например, по Центральному Якутскому округу к 1 октября 1928 г. из 231 земельного общества были завершены переделы: сенокосных угодий – в 219 обществах, хлебопахотных участков – в 196 и усадебных – в 181 [Санников, 2003, С. 17]. Земельным участком наделялись все граждане без различия пола и возраста, кроме лишенных прав по суду и добровольно отказавшихся от получения земельных наделов. Через эту общинно-передельную форму использования земли были созданы условия для восстановления и подъема сельского хозяйства края. Землю выделили всем, кто желал заниматься сельским хозяйством. Но для массы работающих на земле сохранились и чересполосица, и дальноземье.
Несмотря на то что переделы прошли в очень сложных условиях (при слабой организации и отсутствии квалифицированных кадров землемеров, грамотных в правовом отношении), удалось увеличить группу хозяйств со средней землеобеспеченностью от 5,1 до 10 дес. Число хозяйств, имевших до 10 дес., увеличилось в результате земпеределов на 12,1% [История Якутской АССР, 1963, С. 92]. Произошло улучшение обеспеченности землей преобладающей части бедняков и середняков. Земельные переделы подтвердили ликвидацию «классной системы» землепользования, хотя не удалось достичь действительного уравнения землевладения между хозяйствами [Санникова, 2007, С. 17-27]. При повсеместной чересполосице, составлявшей десятки верст, внутри сельских общин не была изжита социальная дифференциация: например, в Намском улусе лучшие и ближайшие земли остались в руках зажиточных хозяйств, а бедняки и батраки оказались на дальних неудобьях. Очевидным было и неравенство в размерах сельскохозяйственных паев. Например, в Дюпсинском улусе пай тойонов равнялся 20 возам, тогда как пай бедняков – 1 возу [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 29. Л. 56]. Бедняцкая часть населения оказалась в сложной ситуации: не имея достаточных материально-технических ресурсов к освоению полученных наделов (рабочего скота, орудий труда), люди были вынуждены наниматься в работники к обеспеченным землякам.
Именно на материально-техническую поддержку сельского производства силами организованных в коллективные хозяйства крестьян была направлена государственная поддержка в 1920-е годы. Ориентацию на целевую поддержку от Центра при восстановлении хозяйства молодой республики подтвердила I Якутская областная партийная конференция (24-31 декабря 1922 г.), отметившая, что успешное выполнение хозяйственных задач «зависит от размеров, видов помощи и поддержки российского пролетариата в виде различных ссуд и кредитов» [История Якутской АССР, 1963, С. 74]. Позже, когда государство обозначило новые приоритеты в аграрной сфере, было налажено системное снабжение инвентарем и промышленными товарами. Отметим, что еще до сплошной коллективизации была очерчена официальная линия поддержки именно коллективных хозяйств. Кредитные линии, снабжение техникой и инвентарем стали привилегией исключительно колхозов.
В первые же годы советской власти были организованы прокатные пункты, чей парк сельскохозяйственных машин и орудий должен был обслуживать уборочные кампании в улусах. Летом 1921 г. во всех 6 прокатных пунктах по Якутии, кроме старых кос-литовок, имелось 7 сенокосилок и 3 конных граблей. Пункты обслуживали прежде всего бедноту, бывших партизан, демобилизованных из Красной армии. Уполномоченные Наркомзема, активисты окружных парторганизаций ездили по наслегам, агитировали крестьянские сходы и кооперации, разъясняли необходимость трудовых артелей, объединения усилий и инвентаря. Нехватка орудий труда, в первую очередь сеноуборочной техники, для успешных сельскохозяйственных работ была очевидной.
Потребность якутских крестьян в сельхозмашинах и орудиях также была высокой, особенно в кормозаготовках для скота, где традиционно господствовал ручной труд. Показательно, что даже ручная коса-литовка применялась лишь в прогрессивных хозяйствах, а подавляющая масса крестьян пользовалась старинной косой-горбушей. Поступившую летом 1920 г. первую партию кос-литовок распределяли под строгим контролем из расчета 1 коса на 60 чел. населения. В отдаленных же северных округах с постоянным дефицитом товарного снаб жения сельскохозяйственные работы выполняли с использованием архаичных технологий и инвентаря [НА РС (Я), Ф. Р-50. Оп. 3. Д. 61. Л. 127].
Осенью 1921 г. Якутский губпродком получил в качестве помощи от центральной власти 20 косилок, 10 конных граблей и 3463 литовок; к лету 1922 г. в Наркомзем республики поставили 20 косилок, 10 конных граблей, а осенью 1923 г. – еще 60 косилок. Тогда же по линии сельскохозяйственного кредитного общества были приобретены 15 косилок, 9 конных граблей. Всего за 1922–1923 гг. Якутский Наркомзем получил и распространил сельскохозяйственный инвентарь на сумму более чем 300 тыс. руб. [Там же, Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 46. Л. 55].
После национализации земель и разрушения старой системы землепользования Советское государство оказывало населению Якутии большую помощь кредитами, семенами и сельскохозяйственным инвентарем. В ноябре 1923 г. был учрежден Якутский государственный сельский склад (Якгоссель-склад), а также было создано кредитное общество «Салгабыл», которое также занималось снабжением сельскохозяйственным инвентарем и техникой. Оно сыграло заметную роль в развитии сельского хозяйства. Общество выделяло столь необходимые в этот период кредиты на приобретение инвентаря, семян, строительство и т.д. Бедняцким и середняцким хозяйствам за 1924–1927 гг. выдано кредитов на 2392 тыс. руб. Для сельского хозяйства с 1923 по 1927 г. распределено 5615 плугов, 377 сеялок, 330 борон, 89 конных грабель, 1425 жаток и 657 веялок [Авдеев, Головных, 1971, С. 55].
В марте 1925 г. был создан Якутский сельскохозяйственный союз, объединивший сельхозкооперативы и занимавшийся заготовками пушнины и продуктов. Населению стали выдаваться кредиты деньгами и сельскохозяйственными машинами, активизировалась деятельность кредитных товариществ на местах. Кредиты предоставляли бедняцким и середняцким хозяйствам, появившимся первым производственным коллективам. К 1925 г. общество «Салгабыл» объединяло 17 товариществ, к 1926 г. – 23 товарищества, в которых состояло уже более 5 тыс. чел. Якутская республика за 1923/1924 г. получила ссуду 127 тыс. руб., а в 1926 г. сумма ссуд достигла 485 тыс. руб. Семенных ссуд получено в 1923 г. на 30 тыс. руб., а в 1924 г. – на 50 тыс. руб. Ссуда предоставлялась и натурой; за восстановительный период якутские земледельцы получили в виде ссуды более 100 тыс. пудов семенного зерна [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 35. Л. 67]. Государственный кредит существенно снижал экономическую зависимость бедняцких хозяйств, ограничивая частную ростовщическую деятельность. Впоследствии постановлением СНК РСФСР от 2 ноября 1927 г. и СНК ЯАССР от 5 марта 1929 г. сельскохозяйственные и семенные ссуды населению за 1924–1925 гг. были просто списаны, так как население не смогло расплатиться.
Как известно, первыми формами кооперации в Якутии были товарищества по обработке земли (ТОЗы), представлявшие простейшую форму коллективного труда. В 1922–1925 гг. в результате организационной работы выросло число сельскохозяйственных кооперативов: их стало 18, они объединяли 1510 чел.; сельские жители так же состояли членами кредитных кооперативов. К сожалению, независимая активность сельскохозяйственных и кредитных кооперативов оказалась недолгой. С 1927 г. их деятельность пошла на спад и постепенно влилась в общую государственную систему хозяйственного администрирования [Бурнашева, 2011, С. 250-251].
Колхозное движение в Якутии в это время было еще слабым: коллективные хозяйства были мелкими, местами даже карликовыми. В среднем на 1 колхоз приходилось 11 хозяйств. Была различной и степень обобществления средств производства, площадей посевов и поголовья скота. На местах организация труда и распределение продуктов часто не отвечали принципам сельхозартели. Так, в Вилюйском округе обобществлению подвергли не весь основной сельхозинвентарь, а только приобретенный под кредиты товариществ; в некоторых наслегах колхозы не обобществили молочный и рабочий скот, продукцию сенокосов. К 1928 г. всеми видами кооперации было охвачено около 15 тыс. хозяйств, что составляло уже четверть всех крестьянских хозяйств. Из этих 15 тыс. более 2 тыс. входили в колхозы.
За 1923–1925 гг. для крестьян было реализовано 251 сенокосилка и 234 конных граблей, что значительно повысило техническую оснащенность хозяйств. Насыщенность 1 га посева земледельческим инвентарем в эти годы значительно выросла: в 1928 г. она составляла 7 руб. 47 коп. (на 1 га). Весной 1928 г. «Яксельсоюз» получил сельхозинвентарь на сумму 40 тыс. руб., 95% которого было распределено по товариществам и артелям. По линии общества «Салгабыл» по республике 3 земледельческих округа получили 880 тыс. руб. из бюджета на приобретение сельскохозяйственных машин. С кредитных обществ были списаны старые долги.
По переписи 1917 г., 97% хозяйств Якутии не имели сельскохозяйственных машин и орудий (всего насчитывалось 40 косилок и 6 конных граблей), четверть хозяйств была без рабочего скота. С 1921 по 1929 г. удалось расширить парк сельскохозяйственных машин и инвентаря до 15 181 ед., включая 7 тракторов, 470 шт. сеялок, 300 жаток, 190 молотилок. Рост технической оснащенности, бесспорно, позитивно влиял на развитие сельского хозяйства, система сбытоснабженческой кооперации была ориентирована на обслуживание кооперативов и колхозов, объединяющих бедняцко-середняцкую часть сельского населения. В единоличном же крестьянском подворье преобладающая часть техники и инвентаря оставалась в руках кулацко-зажиточных хозяйств: к 1929 г. 6% крестьянских хозяйств владели 76,4% всего инвентаря [НА РС (Я), Ф. Р-50. Оп. 5. Д. 135. Л. 72]. Несмотря на все сложности, в восстановительный период наметились благоприятные тенденции в сельском хозяйстве. В результате земельных переделов и поддержки трудового крестьянства расширилась посевная площадь: в 1926 г. она занимала 23 781 га, в 1927 г. – 28 562 га, а к 1929 г. – 30 700 га. Площади выросли за счет бедняцких, середняцких и новых коллективных хозяйств.
Наметилась стабилизация в животноводстве, подорванном годами Гражданской войны, неурожаев и эпизоотий. Установление мира в основных скотоводческих районах, налоговая и материально-техническая поддержка сочетались с разработкой ветеринарных программ, борьбой с угрозами и последствиями засухи. В центральных районах Якутии внедрялись элементы новой культуры скотоводства: в отделенных от жилья скотопомещениях, с нормированным питанием и соблюдением зооветеринарных норм ухода. Трудолюбие якутских скотоводов в условиях мира и относительной стабильности повлияло на постепенное увеличение поголовья в животноводстве: к 1928 г. количество крупного рогатого скота увеличилось до 494,3 тыс. гол., включая 205,5 тыс. коров, что превысило самый высокий дореволюционный показатель лета 1917 г. [Аргунов, 1985б, С. 84].
Спецификой республики было то, что на северных территориях земельный передел не проводился. В 1925 г. Верхоянский окружной исполком разослал постановление ЯЦИК об уравнительном распределении земель и распространил инструкцию о землепользовании. Инструкция предусматривала обязательное проведение земельного передела, но на практике к реальному переделу земли не приступали. Колымский окружной исполком 14 апреля 1925 г. вынес постановление об отмене классной системы землепользования и о наделении сенокосными угодьями всех граждан, достигших совершеннолетия без различия пола и возраста; также запрещалось пользование землей по наследству. Как и в Центральной Якутии, при проведении мелиоративных работ, выпуске озер хозяин признавался собственником улучшенных участков, но пользоваться новыми покосами он мог в последующие 6 лет. Подушное перераспределение колымских земель было организовано только к лету 1927 г.
Пристальное внимание к положению малочисленных аборигенных народов было отличительной чертой национальной политики первых лет советской власти. Малочисленные народы Якутии в период гражданских столкновений оказались в особо уязвимом положении, что показало так называемое Тунгусское восстание 1924–1925 гг., спровоцированное негуманными политическими и экономическими шагами местных представителей советской власти [Ковлеков, 2005].
Преобразования сельского хозяйства в северных районах затруднялись крайней отдаленностью, бездорожьем и малочисленностью населения, ведущего преимущественно кочевой образ жизни. Почти десятилетнее отставание реформ в земельных отношениях было обусловлено тяжелым социально-экономическим положением территорий традиционного проживания эвенков, эвенов, юкагиров и чукчей Якутии. В первом полугодии 1926 г. на Севере поработала специальная правительственная комиссия республики, которая оценила социально-экономическую ситуацию как крайне тяжелую. Было признано резкое сокращение поголовья оленей и крупного рогатого скота на 80% и 22% по сравнению с 1917 г. Разруха была очевидной: в частности, в Колымском округе общее поголовье скота и лошадей в 1926 г. составляло лишь половину численности такового перед революцией. Кроме политических потрясений, большой ущерб животноводству Севера нанесли вспышки эпидемий, череда наводнений и засушливых лет.
За годы междувластья и военных столкновений разрушились снабженческие сети, обветшал промысловый инвентарь, были разграблены и пришли в упадок рыболовные и охотничьи участки. Население северных округов сильно обнищало; на Колыме особенно сильно голодали юкагирские стойбища. В Верхоянском и Колымском округах лишенные одежды и охотничьих припасов люди, чтобы выжить, зимой выкапывали и ели евражек (суслик арктический). Из-за территориальной отдаленности и длительного охвата повстанческим движением на Севере не проводились работы по административной организации, советизации населенных пунктов и социальной поддержке населения. Например, советизация Хатанго-Анабарского района Якутской АССР была проведена только в 1928 г. [Анабарский улус..., 2005, С. 92].
Правительства Якутской АССР и РСФСР вложили большие средства в подъем хозяйства Севера. Кроме торговых льгот, для северных районов были выделены финансы на хлебные и продовольственные магазины: за 1926–1927 гг. было отпущено 107 тыс. руб., еще 79,4 тыс. руб. было израсходовано в 1927–1928 гг. как безвозвратные дотации. На восстановление хозяйства и решение проблем соц- культбыта с 1925 г. по 1928 г. было выделено 1366 тыс. руб., на борьбу с последствиями стихийных бедствий, эпизоотий в 1925–1927 гг. изыскали еще 100 290 руб. [НА РС (Я), Ф. Р-55. Оп. 2. Д. 35. Л. 93]. На эти средства были закуплены олени для вновь организованных товариществ, проведена работа по оказанию зооветеринарной помощи. Для обслуживания потребительских и производственных нужд северян с 1927 г. стала функционировать так называемая интегральная кооперация. Сначала было 2 простейших кооператива и 20 товарных лавок, но их количество быстро росло и достигло в 1929 г. 14 и 36 соответственно. Строились склады для продовольствия, закладывались новые пристани на северных реках. Параллельно происходил прорыв в социальном развитии Якутского Севера: строились школы и больницы. В 1927/1928 уч. г. в трех северных округах работали 23 школы на 700 учащихся, а в следующем учебном году – уже 40 школ на 1250 мест, что позволило охватить школьным обучением до 50% детей местного населения.
Важной вехой восстановительного периода, когда показатели валовой продукции сельского хозяйства и промышленности впервые за послереволюционный период приблизились к показаниям 1913 г., считается 1925 год. Прошедший в декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) объявил государственным приоритетом курс на социалистическую индустриализацию. Строительство промышленно развитой страны подразумевало дальнейшую интеграцию сырьевых регионов в единое экономическое поле. Динамичное развитие аграрного сектора должно было стать одним из условий успешного индустриального прорыва за счет внутренних ресурсов. В подобной ситуации особое внимание уделялось партийной работе в национальных сырьевых провинциях. В сентябре 1925 г. ЦК ВКП(б) положительно оценил деятельность партийной организации Якутской Республики, отметив успехи «в общем правильном проведении национальной политики, обеспечивающей обслуживание запросов основной массы якутского населения» [История Якутской АССР, 1963, С. 105]. Пройдет меньше трех лет и оценка Центра поменяется кардинально, что будет связано с принципиальными изменениями в государственной политике.
В силу отсутствия полной статистики и мониторинга аграрного сектора в период военных конфликтов 1920-х гг. достоверных данных о реальных результатах НЭПа в республике нет. Можно предположить, что сельское хозяйство не смогло стать рыночным в масштабах Якутии. Половинчатость и незавершенность земельных реформ не позволили создать широкую социальную базу собственников, готовых вступить в активные рыночные отношения. У большинства скотоводов и земледельцев просто не было излишков в товарных объемах, поскольку при невысокой производительности труда, слабой технической оснащенности в сельскохозяйственном секторе обеспечивался только прожиточный минимум.
Воспользоваться временными преимуществами новой политики смогла лишь малая часть занятых в сельском хозяйстве и в торговле сельскохозяйственной продукцией. В основном это были те, чей исторический срок существования был уже ограничен: предприимчивый крестьянин-единоличник, хозяйствующее частное лицо постепенно становились фигурой, политически нежелательной, экономически второстепенной, подлежащей уничтожению. Территориальная и коммуникационная специфика Якутии всегда препятствовала формированию сельских рынков на первичных поселенческих уровнях. Для подавляющей части скотоводов и земледельцев, живущих на отдаленных и малодоступных местах, были недоступны поставки собственной сельхозпродукции на рынок, активный товарно-денежный обмен. Таким образом, нехватка товарных и финансовых ресурсов у крестьянской массы фактически обесценивали механизмы НЭПа в республике.
Политика снабжения населения сельскохозяйственными машинами и орудиями в восстановительный период преследовала конкретную социальную цель – помощь бедняцким и середняцким хозяйствам в обработке полученных земельных наделов. Такая помощь была необходима: в ходе земельной реформы значительно сократилось число крупных и увеличилось число мелких хозяйств, неспособных проявить высокую товарность. Это характерный результат земельных переделов 1920-х годов. Льготное пользование ранее проведенными расчистками, свобода аренды земли в условиях НЭПа открывали возможности только зажиточным хозяйствам, обладающим ресурсами. Единственным выходом из экономической зависимости для бедняцко-батрацких слоев могла стать кооперация: равноправная, экономически обоснованная, способная в обозримые сроки окупить себя, вернуть ссуды и кредиты деловым партнерам.
В республике предпринимались поиски путей подъема производительности труда в аграрной сфере. Все понимали, что маломощные скотоводческие и земледельческие хозяйства пройдут через длительный период роста и укрепления. Операционным планом землеустроительных работ Наркомзема ЯАССР на 1927/1928 г. допускалась «необходимость длительной работы по подготовке перехода от общинной формы к коллективной» и «для образования более прогрессивных форм землепользования намечалось их разнообразие: поселковое, отрубное, хуторское, широкополосное (групповое)». Признавая «идеологическую слабость» подобных вариантов, местное аграрное руководство предполагало существование отрубной и хуторской системы крестьянского хозяйства как закономерно вытекающей из географических условий развития сельского хозяйства. Во внимание принималась также специфика территориального размещения хозяйств и луговых ресурсов, диктующая существование мелких колхозов и товариществ (белех ыал) как наиболее рациональной формы кооперации. Впоследствии мнение о жизнеспособности аласного (хуторского) крестьянского хозяйства как базы благосостояния крепкого единоличника было объявлено антисоветским. Существование коллективов на основе соседской общины, на принципах родства – «бригады-хутора» и «бригады-дворки» – было признано недопустимым извращением принципов колхозного строительства.
Известным постановлением ЦК ВКП(б) «О положении в Якутской организации» от 9 августа 1928 г. и решениями 4-й областной партконференции практически отбрасывался принцип учета национальной специфики ведения сельского хозяйства в республике. Этим постановлением ответственность за медленный рост советской экономики в Якутии и трудности в становлении торговли и кредитной системы были возложены на «националистически настроенную» якутскую интеллигенцию. Она же обвинялась в сильных политических позициях кулачества в сельской местности. Таким образом, к 1929 г. развитие сельского хозяйства республики было поставлено на рельсы единого, унифицированного администрирования без системного изучения и обоснования рационального использования сельскохозяйственных ресурсов с учетом климатических особенностей и этнических традиций хозяйствования. На конференции аграрников-марксистов в декабре 1929 г. окончательно была сформулирована четкая схема дальнейшего существования всего советского крестьянства: пользуясь всеми рычагами социалистического государства, повести крестьян по пути скорейшей обязательной кооперации в коллективные хозяйства с целью их превращения в единственного, подчиненного центральной дисциплине поставщика сельхозпродукции.
Таким образом, в 1920-е годы сельское хозяйство Якутии развивалось в сложных условиях. Кроме общих трудностей для страны, пережившей Первую мировую и Гражданскую войны, были специфические вызовы для отдаленной республики, где военные столкновения и отдельные очаги повстанчества вспыхивали и после окончания в 1923 г. Гражданской войны. Не исключалась угроза экономических интервенций, особенно на северных малонаселенных территориях с разрушенной системой снабжения и торговли. Слабость коммуникаций, региональные традиции социальных отношений длительное время замедляли и частично видоизменяли политико-административные меры новой власти.
О реальных результатах НЭПа в республике судить сложно, в том числе и из-за отсутствия достоверных данных о динамике развития экономики республики в период военных конфликтов. По всей видимости, сельское хозяйство Якутии в целом не сумело полностью «переформатироваться», стать реально рыночным для большинства скотоводов и земледельцев. Прежде всего, половинчатость и незавершенность земельных реформ не позволили создать широкую социальную базу собственников, готовых вступить в рыночные отношения. При этом нельзя не отметить позитивного воздействия НЭПа в сельском хозяйстве Якутии как политики смягчения отношения к производителям и собственникам сельскохозяйственной продукции. Прекращение военно-коммунистических реквизиций и период мирных социальных отношений благотворно сказались на стабилизации сельского хозяйства. Бесспорным фактором подъема стала целенаправленная системная государственная поддержка материально-технического оснащения аграрного сектора в республике.
_____________________________
Автор статьи: Винокурова Лилия Иннокентьевна, к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.