Национально-государственное строительство в 1920-е годы.
Формирование государственного аппарата Якутской АССР шло по типовой структуре органов власти РСФСР: высший орган власти – Всеякутские съезды Советов, Якутский Центральный Исполнительный Комитет (ЯЦИК), высший орган управления – Совет народных комиссаров ЯАССР, центральные отраслевые органы управления – народные комиссариаты, местные органы власти – местные Советы [Иванова, 2000, С. 15].
Вопросы общественно-политического и социально-экономического развития края в 1920-е годы рассматривались на Всеякутских съездах Советов. На них состоялись выборы членов правительства и представительного органа – ЯЦИК, утверждение Конституции ЯАССР; анализировались вопросы коренизации государственного аппарата, укрепления бюджетов округов и улусов, районирования, колонизации, помощи малочисленным народам; обсуждались развитие Алданской золотой, угольной и местной промышленности, строительство железной дороги от ст. Тайшет до Усть-Кута, Амуро-Якутского и Аяно-Нельканского трактов, поставки продукции сельского хозяйства в Бодайбо и на Алдан; принимались решения о земельной реформе, коллективизации сельского хозяйства; определялись направления культурного строительства, оздоровления быта населения.
Выборы делегатов на Всеякутские съезды Советов в 1920-е годы вызвали огромный интерес среди населения и национальной интеллигенции, о чем свидетельствовала развернувшаяся острая борьба за «места» в Советы между коммунистами и беспартийными, а также образование на IV съезде Советов значительной «беспартийной фракции», которая особо активно выступала при обсуждении актуальных вопросов колонизации незаселенных районов Якутской республики накануне объявленной индустриализации, а также призыва представителей коренных народов на военную службу. РКП(б) предпринимала активные усилия по вытеснению беспартийных из Советов путем лишения выборных прав, что послужило одной из причин антисоветского выступления 1927-1928 гг. [Кротов, 1927, С. 52; Всеякутские..., 1972, С. 6, 74, 103, 105, 147; Антонов, 1998а, С. 34, 46].
В течение 1920-х годов роль съездов Советов как высших органов власти по стране неуклонно снижалась. На их обсуждение ставилось все меньше вопросов, сроки созыва съездов (в 1922-1927 гг. – 1 раз в год, с 1927 г. – 1 раз в два года) нарушались, и в целом работа съездов Советов стала как бы вторичной. Дело в том, что решения по кардинальным вопросам экономики, политики и культуры принимались на пленумах партии, либо на партийных конференциях и съездах партии, поэтому обсуждавшиеся на съездах Советов доклады правительства и наркоматов стали носить информационный и отчетный, а не постановочный характер [Иванова, 1999, С. 28].
ЯЦИК представлял высшую представительную власть республики, проводил федеративную политику в национальном вопросе, экономическом развитии, административном строительстве. ЯЦИКу были свойственны не только законодательные, но и исполнительные, распорядительные и контролирующие функции. При ЯЦИК и его Президиуме действовали различные постоянные и временные, совещательные и полномочные комитеты и комиссии, которые создавались по распоряжению центральных органов и отражали приоритет политики большевиков на тот или иной период времени. ЯЦИК проявил себя в качестве законодательного органа республики, о чем свидетельствовали разработка и принятие Конституций ЯАССР 1925 г. и 1926 г. [Иванова, 2000, С. 16]. Однако в результате укрепления административно-командной системы управления в стране к 1927 г. ЯЦИК фактически утратил статус законодательного органа [Там же, С. 17].
Совет народных комиссаров – правительство республики – проводил в жизнь постановления ЯЦИК, объединял и контролировал деятельность ведомств, имел право отмены постановлений местных исполкомов, издава л постановления и распоряжения в административном и законодательном порядке, утверждал членов коллегии наркоматов. Он также совмещал в себе функции экономического совещания, разрабатывал единый план хозяйственного строительства республики, ведал вопросами бюджетного, финансового и хозяйственно-промышленного характера, обсуждал отчеты и доклады экономических наркоматов. Совнарком Якутии пытался максимально подчинить свою деятельность интересам республики [Иванова, 2000, С. 17]. Так, в 1927 г. предложенную центром реорганизацию, направленную на сужение прав республики, Якутский СНК расценил как угрозу существованию автономии и предложил ввести принцип «кустования» наркоматов, которое означало, что по своей структуре аппарат автономной республики не будет низведен до губернского уровня, а ограничится лишь упрощением и сокращением [Там же, С. 18].
В условиях перехода к НЭПу значительное внимание уделялось местным Советам в рамках «оживления» их деятельности. Президиум ЯЦИК разработал и утвердил следующие Положения: от 4 мая 1925 г. об улусных (волостных) съездах Советов и улусных (волостных) исполнительных комитетах; от 28 сентября 1925 г. – о наслежных и сельских советах ЯАССР; от 27 апреля 1925 г. – об окружных съездах Советов и окружных исполнительных комитетах. В положениях о местных Советах подробно определялись их классовая сущность как органов диктатуры пролетариата и главные задачи по осуществлению социалистических преобразований в Якутии. Положения регламентировали выборность, подотчетность, сменяемость всех Советов снизу доверху. В наслегах и селах сохранялись сходы граждан, но они уже не представляли собой, как раньше, органы власти, а имели совещательный характер, созывались Советом и являлись одной из форм вовлечения населения в управление делами наслега и села [Иванова, 2002, С. 166-167, 171, 173-174].
До реформы в Якутской АССР существовало четырехступенное административно-территориальное устройство. Исторически сложилось, что административное деление разграничивало население по национальному составу: наслег и улус – у якутского населения, село и волость – у русского, род – у северных народностей [Там же, С. 172]. В 1923 г. территория Якутской АССР состояла из 6 округов: Якутского, Вилюйского, Олёкминского, Ленского, Верхоянского и Колымского, 26 улусов, 10 волостей, 354 наслега, 88 сельских обществ и 43 рода [Федоров, 1968, С. 164, 186]. Вопрос о районировании был поставлен в апреле 1923 г. XII съездом РКП(б) в целях «упрощения, удешевления и приближения к массам советского аппарата». В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 3 сентября 1928 г. ЯЦИК в 1928-1929 гг. провел подготовительную работу по административно-экономическому районированию и переходу на трехступенную систему управления. Вопрос был поставлен на обсуждение VI Всеякутского съезда Советов. 4 марта 1929 г. съезд признал потребность перехода от четырехступенной системы управления к трехступенной. Переход осуществлялся в виде упразднения округов и улусов и создания районов. Проведением районирования была разрешена одна из проблем государственного строительства – обеспечено сочетание административного деления с экономическими и национальными особенностями территорий [Иванова, 2002, С. 172-173].
В 1925 г. Дальневосточный ревком предъявил свои территориальные притязания на Алданский округ, принадлежавший Якутской АССР, обосновывая это тем, что Алдан рассматривался как естественное продолжение Амурской золотоносной тайги. Утверждалось, что снабжение Алдана товарами осуществлялось через железную дорогу с юга. Амур имел с северными приисками телеграфную, телефонную и почтовую связь. Планировалось образовать Зейско-Алданский национальный округ с тунгусским населением. Приводились данные, что расстояние от Олёкминска до мест расселения тунгусов Тунгиро-Олёкминского района составляло 20 дней пути, тогда как до пос. Могоча Забайкальской губернии всего лишь 3-4 дня. На северо-востоке Дальревком планировал отторгнуть от Якутии и присоединить к себе Колымский округ ввиду экономического тяготения Колымского края к Анадырско-Чукотскому и Камчатскому районам. Доставка грузов в Якутскую АССР предполагалась через устья рек Индигирки, Колымы, Лены и Яны, т.к. с 1920-х годов население Колымы снабжалось товарами из Владивостока [ГИАСО, Ф. 1038. Оп. 1. Д. 50. Л. 11, 4; НА РС (Я), Ф. Р-181. Оп. 2. Д. 1. Л. 52].
В защиту интересов Якутии выступили руководители республики: и.о. председателя Совнаркома И.Н. Винокуров, секретарь обкома ВКП(б) И.Н. Барахов, представитель ЯЦИК при Президиуме ВЦИК М.К. Аммосов. Так, Аммосов доказывал, что Алданские золотые прииски никогда не были частью «Амурской золотоносной тайги», а всегда имели тесную связь с Ленской речной системой. Граница между ЯАССР и Амурской губернией проходила через Становой хребет. В спорный район только в зиму 1924/1925 г. Якутия перебросила 150 тыс. пудов грузов, в то время как Дальний Восток завез лишь 50 тыс. пудов. Транспортные расходы на перевозку 1 пуда товаропродуктов составляли 5-6 руб. с берегов Лены и 9-10 руб. с р. Амур, в то время как Якутии приходилось транспортировать их на расстояние 2500 км, а Дальнему Востоку – только на 700 км. Аммосов утверждал также, что Алдан является составной частью национальной республики, границы которой закреплены в Конституции ЯАССР, указывал на экономическую и культурную общность тунгусов и якутов [Макаров, 1992, С. 112; НА РС (Я), Ф. Р-181. Оп. 2. Д. 32. Л. 29, 30].
В свою очередь, И.Н. Барахов обосновал несостоятельность требования о присоединении Колымского округа к Камчатской губернии, так как на Колыме в 1920-е годы проживали 40,9% якутов, 17,8% тунгусов и ламутов, 11,6% чукчей, 8,4% юкагиров и 21,3% прочих. Он подчеркивал, что Колыма исторически, экономически и культурно тяготела к Якутии, и передача ее Дальнему Востоку изолировала бы край, поскольку никаких путей сообщения с Петропавловском не было, а с Якутском связь поддерживалась круглогодично [НА РС (Я), Ф. Р-181. Оп. 2. Д. 1. Л. 56].
В 1926 г. Совнарком РСФСР поддержал позицию якутян в территориальном споре с дальневосточниками, закрепив принадлежность Алданского округа за Якутской АССР. Однако большая часть Хатанго-Анабарского края отошла к Енисейской губернии, часть Сунтаро-Олёкминского района и Тунгиро-Олёкминский район – к Иркутской и Амурской губерниям, Алдано-Майский район – Приморской губернии, значительная часть Колымского округа – Камчатской губернии. Кроме того, правительство Якутии в 1930 г. было вынуждено передать Сеймчан, Нелькан, Тунгиро-Чумикан, часть Оймякона и Маи в состав Охотско-Эвенского округа Дальневосточного края [НА РС (Я), Ф. Р-605. Оп. 1. Д. 222. Л. 14, 17]. В результате этих изменений территория Якутской АССР сократилась с 3,5 до 3,1 млн кв. км, но благодаря упорной борьбе якутского руководства, удалось сохранить территориальную целостность республики.
23 марта 1925 г. ЯЦИК принял первую Конституцию Якутской АССР, однако она носила фрагментарный характер и состояла из слабо связанных между собой частей. После принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР была переработана и принята 13 февраля 1926 г. новая Конституция ЯАССР. В Конституции Якутии фиксировалось право республики формировать самостоятельный бюджет. Определялась организация местной власти. Высшим органом власти республики объявлялся Всеякутский съезд Советов, избиравший членов ЯЦИК. Представительный орган власти занимался изменением и дополнением Конституции, законов, актов и т.д. ЯЦИК формировал исполнительный орган – Совет народных комиссаров. При этом Якутская АССР обладала широкими функциями при решении внутренних проблем, частично внешней торговли и военного дела; ряд важнейших функций осуществлялись совместно с органами государственной власти РФ.
Конституция установила государственный герб и флаг ЯАССР. Впервые в республике официально вводился институт гражданства. За всеми гражданами признавалось право свободного пользования родным языком в суде, в управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучать детей в школах на родном языке. Избирательным правом наделялись все граждане ЯАССР, кроме категории «лишенцев». Конституция Якутской АССР окончательно закрепила равноправие женщины и мужчины. В 1920-е годы постепенно начали усиливаться тенденции к переходу от провозглашенных демократических принципов национально-государственного строительства к формированию централизованного унитарного государства [Федоров, 1968, С. 138, 141, 144-146, 148-149, 152, 157, 182, 259]. Конституции отразили основное противоречие общественно-политической жизни страны в советский период – разрыв между словом и делом, между всенародно декларируемым углублением и расширением социалистической демократии и неумолимо растущим реальным влиянием сросшегося партийно-государственного аппарата. В конституционном строительстве восторжествовала концепция полного соответствия конституций автономных образований конституциям СССР и союзных республик. Это предопределило юридическую слабость в закреплении особенностей национальной автономии и отсутствие нормально работающего государственно-правового механизма защиты жизненно важных интересов народов республики. К сожалению, ни одна Конституция ЯАССР ни тогда, ни в последующем не смогла справедливо разрешить проблемы разделения полномочий и разграничения собственности, вопросы использования недровых богатств, трудности на пути духовного возрождения наций [Ермолаев, 1999, С. 13].
На начальном этапе образования национальной государственности Якутии были созданы благоприятные условия для культурного и общественно-политического развития, консолидации якутского и других народов края. I Всеякутский Учредительный съезд Советов постановил считать своевременным переход к национальной школе и содействие изданию учебных пособий и литературы на якутском языке. 30 марта 1924 г. третья сессия ЯЦИК II созыва постановила начать ликвидацию неграмотности, в том числе якутской, в специальных пунктах среди взрослых в возрасте от 18 до 35 лет. В январе 1924 г. Якутский обком РКП(б) обязал публиковать на якутском языке декреты и постановления государственных органов. Ввиду того что государственные учреждения республики обслуживали 95% населения, не владеющего русским языком, в сентябре 1924 г. IV сессия ЯЦИК II созыва приняла решение о переходе государственных органов республики к делопроизводству на якутском языке. Были указаны сроки проведения якутизации для государственных органов ЯАССР – до 1 февраля 1925 г. и в учебных заведениях республики – в течение 4 месяцев. Вводился институт уполномоченных, контролирующих по округам и улусам ликвидацию якутской неграмотности. 20 апреля 1925 г. вышло постановление СНК ЯАССР «О порядке перехода государственных учреждений и организаций ЯАССР на якутское делопроизводство». М.К. Аммосов писал, что якутизация «является наиболее ценным и действительным выражением советской автономии в Якутии». По его подсчетам, на якутский язык перешли 5 окружных, 25 улусных исполкомов, 314 наслежных Советов Якутского, Вилюйского, Верхоянского, Колымского округов, а также 8 наслежных Советов Ленского и Олёкминского округов [Винокурова, 2001, С. 302-307].
Большая работа проводилась в 1920-е гг. и с национальными меньшинствами. Состоявшаяся 17-23 июня 1925 г. IV Якутская областная партийная конференция официально разделила их на три группы: народности Севера – тунгусы, ламуты, юкагиры и др.; русские крестьяне; татары, евреи, корейцы, китайцы и др.
В 1920-е годы руководители автономной Якутии разработали модель комплексного развития коренных малочисленных народов, успешная реализация которой способствовала бы их подлинному национально-культурному возрождению и приостановила бы процессы вымирания и ассимиляции. Оленеводство, рыболовство и пушной промысел аборигенов уже тогда успешно интегрировались в экономику Якутии, но эти рекомендации остались нереализованными. Создание культбаз, красных чумов, передвижных фельдшерских пунктов (красных кибиток) способствовали социокультурному развитию коренных северян.
В Якутской АССР Комитет содействия народностям северных окраин при ЯЦИК (Комитет Севера) был образован 17 июня 1925 г. Первым председателем Комитета назначили П.А. Ойунского. В апреле 1925 г. Президиум ЯЦИК утвердил «Положение об органах власти кочевых и бродячих малых туземных народностей ЯАССР», согласно которому органами власти на местах стали родовые собрания, а в период между их выборами – родовые Советы [Петров, 1992, С. 51-52; Атласов, 1994, С. 18; Петров, 2009, С. 38]. Практическая работа Комитета Севера началась со сбора материалов и сведений о коренном населении тундры и тайги, показавших критическое положение коренных жителей Крайнего Севера. Поэтому главным звеном в работе комитета на первом этапе его деятельности стало оказание срочной помощи бедствующим северянам: снабжение населения продовольствием и орудиями промысла, развертывание различных форм льготного кредитования [Энциклопедия Якутии, 2000, С. 232].
На практику национально-государственного строительства в районах проживания коренных малочисленных народов Севера в значительной степени повлияло т.н. тунгусское восстание, охватившее Охотское побережье и Нельканский район ЯАССР с мая 1924 по август 1925 г. [Ковлеков, 2005]. «Тунгусское восстание» было вызвано обнищанием населения в ходе Гражданской войны, когда резко сократилось поголовье оленей, а извозный промысел по трактам до Охотска и Аяна прекратился. Так, у тунгусов, владевших до революции 50 оленями, осталось лишь по 10 гол. У зажиточного эвенка Гилэмдэ, имевшего 1500 оленей, осталось всего 70 гол. Положение тунгусов усугублялось многочисленными поборами под видом «налогов». Сибторг продал товаров тунгусам на 200 тыс. руб., а вывез ценную пушнину на 1 млн руб. [История Якутии, 2005, С. 53; Антонов, 2014, С. 95-97].
Одной из причин восстания, как отмечал позже председатель Особой комиссии по его ликвидации К.К. Байкалов, стал террор против населения. Так, в 1924 г. органы ОГПУ после пыток расстреляли 5 якутов и тунгусов, арестовали 64 чел., а в 1925 г. еще 250 чел. В Гижиге уполномоченный отдела ОГПУ Осинский арестовал даже начальника милиции, награжденного орденом Красного Знамени. Руководители Охотского побережья не знали языка, традиций, культуры, быта аборигенов. При этом в партийно-советских и карательных органах отсутствовали представители местного населения, не было также ни одной национальной школы [Антонов, 1995а, С. 94; История Якутии, 2005, С. 53; Антонов, 2014, С. 95].
В ночь с 11 на 12 мая с. Нелькан было захвачено отрядом из 32 тунгусов-повстанцев во главе с учителем-эвенком П.В. Карамзиным и участником пепеляевского вторжения якутом М.К. Артемьевым. 7 июня 1924 г. отряд в 130 чел. под их командованием захватил порт Аян. 14 июня в Нелькане Всетунгусский съезд Охотского побережья с участием аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов принял постановление об отделении от Советской республики и образовании независимого государства во главе с «Временным тунгусским национальным управлением» под руководством К. Стручкова, командира отряда П.В. Карамзина и начальника штаба М.К. Артемьева. Мятежники подняли трехцветный флаг «Тунгусской республики», где белый символизировал снег, зеленый – лес, а черный – землю. Ими был заимствован гимн якутских повстанцев. Лидеры мятежа выдвинули требования о соблюдении прав малочисленных народов и личности. Предлагалось также восстановить Охотский и Аянский тракты, т.е. возродить былые экономические связи с Якутией [Гоголев, 1961, С. 25; Антонов, 1995а, С. 94-95; Антонов, 2014, С. 96]. В ночь с 21 на 22 февраля 1925 г. тунгусский повстанческий отряд в 150 чел. под командованием П.В. Карамзина занял с. Новое Устье, в 8 верстах от г. Охотска [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 64-65, 68].
Выдвинутые требования совпадали с позицией председателя ЯЦИК П.А. Ойунского, добивавшегося в Совете Национальностей Верховного Совета возвращения Охотского побережья Якутии с целью выхода республики на внешний рынок, введения в состав Охотского ревкома тунгусов и якутов, организации выборов в местные Советы [Аргунов, 1988б, С. 68; Антонов, 2014, С. 96].
29 июля 1924 г. бюро Якутского обкома РКП(б) постановлением просило ЦК РКП(б) отменить репрессии и налоги в отношении тунгусов со стороны охотских властей и ходатайствовало перед центром о присоединении Охотского побережья к Якутской АССР. 17 ноября 1924 г. Президиум ЯЦИК принял «Воззвание к трудовому тунгусскому народу и ко всем обманутым трудящимся-братьям Нельканского района» с призывом к добровольной и мирной ликвидации всех антисоветских отрядов. Одновременно в 1924 г. в обращении к населению Якутский окружной исполнительный комитет представил повстанцев как грабителей и разбойников, а общество «Саха омук» расценило тунгусский мятеж как авантюру и уголовный бандитизм. Однако Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин посчитал «целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью». Руководствуюсь этим распоряжением, в январе 1925 г. была отправлена комиссия в составе представителей интеллигенции П.И. Оросина, А.В. Давыдова и П.И. Филиппова для переговоров с повстанцами. Однако повстанцы отнеслись недоверчиво к составу комиссии: «Может ли вчерашний повстанец давать кому-либо твердую амнистию?» [Гоголев, 1961, С. 5, 26; Пестерев, 1993, С. 108; Антонов, 1995а, С. 95; 2014, С. 97-98].
21 апреля 1925 г. Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию в составе М.К. Аммосова, Н.К. Антипова, Н.П. Брюханова, М.М. Лашевича, Г.Г. Ягоды для разработки мер военно-экономического характера по ликвидации тунгусского восстания. 7 мая Политбюро ЦК РКП(б) временно подчинил партийно-советские органы Охотского уезда Камчатской губернии комиссии ЦК РКП(б) под руководством К.К. Байкалова; поручило ей провести политические мероприятия по ликвидации тунгусского восстания; ввести в состав управленческих структур Охотского уезда якутов и тунгусов.
Делегация ЯЦИК во главе с Р.Ф. Кулаковским подписала договор о перемирии с начальником штаба повстанцев М.К. Артемьевым. 18 июля 1925 г. отряд П.В. Карамзина так же сдался красным вблизи Охотска. Всего прекратили вооруженное сопротивление 484 повстанца из отряда М.К. Артемьева и 35 повстанцев Карамзина [Башарин, 1996, С. 268].
25 августа 1925 г. в Нелькане К.К. Байкалов обещал практическую реализацию требований тунгусского народа и объявил об амнистии мятежников, но добавил, что в дальнейшем вооруженные выступления будут ликвидироваться силовым путем. В ответ руководство повстанцев предложило национальное самоопределение тунгусов закрепить решениями ЦИК СССР, Совета Национальностей Верховного Совета СССР и ВЦИК, что прекратило бы дробление единого тунгусского народа путем вхождения Охотского побережья в состав Якутии. Свое разделенное состояние они рассматривали как «продукт монархической политики». Перед комиссией ЦК РКП(б) К.К. Байкалов зачитал акт Временного тунгусского национального управления о сложении своих полномочий и сдаче оружия представителю ЯАССР [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 76; Антонов, 2014, С. 98-99]. 5 января 1926 г. Политбюро ЦК ВКП(б) заслушало доклад К.К. Байкалова о ликвидации тунгусского восстания [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 79]. И хотя добиться присоединения Охотского побережья к ЯАССР так и не удалось, позднее, в 1930 г. был все же образован Охотско-Эвенский национальный округ [Антонов, 2014, С. 99].
5-12 марта 1927 г. состоялся I съезд малых народностей Севера с у частием 27 делегатов, которые обсудили вопросы организации органов управления, перехода к оседлому образу жизни, просвещения, здравоохранения, судоустройства и др. Съезд одобрил «Временное положение об управлении туземными народностями и племенами северных окраин РСФСР», утвержденное ВЦИК и Совнаркомом ЯАССР в октябре 1926 г. Съезд внес 15 изменений и дополнений в документ, стремясь приблизить органы управления к коренному населению. Впервые состоялось открытое обсуждение практики национального строительства в районах расселения малочисленных этносов [Петров, 1992, С. 51; История Якутской АССР, 1963, С. 141]. По новому положению, создавались родовые Советы, родовые собрания, районные туземные съезды, районные туземные исполкомы. В выборах 1927-1928 гг. участвовали 31,9% взрослого населения, которые избрали 41 родовой Совет. ВЦИК и СНК РСФСР предоставили родовым Советам 3 октября 1927 г. судебные функции. Судом первой инстанции стал родовой Совет, второй – туземный исполнительный комитет, третьей – народный суд [Петров, 1992, С. 51-52].
Значительное внимание Комитет Севера уделял культурному строительству среди эвенов, эвенков, чукчей, долган и юкагиров. Наиболее целесообразной формой социальнокультурной работы, соответствовавшей кочевому характеру северного хозяйства, оказалось создание сети комплексных культурно-просветительных учреждений – культбаз. В состав культбазы входили школа-интернат, больница, ветеринарный, зоотехнический и краеведческий пункты, метеостанция, передвижные социально-культурные учреждения (кочевые школы, медицинский чум, Красный чум, или Красная яранга). В 1928 г. в Якутии была организована первая Усть-Майская культбаза, позже появились Томпонская (1933 г.) и Оленёкская (1934 г.) [Энциклопедия Якутии, 2000, С. 232].
В 1920-е годы к национальным меньшинствам Якутии относили и русских, которые в то время, по официальным данным, составляли лишь 10,5% населения республики [Игнатьева, 1994, С. 32]. В 1926 г. число русских в Якутии достигло 27 769 чел., в том числе сельских жителей 19 871 чел., проживавших в Якутском, Олёкминском и Вилюйском округах. В марте 1920 г. краевой земельный съезд предоставил якутам право отказывать в аренде своих наделов русским. В результате, если до 1917 г. крестьяне, арендуя земли якутских наслегов, доводили посевы до 150 дес., то в 1927 г. их посевы сократились до 10-15 дес. Земельная теснота, высокие арендные платежи, сокращение побочных заработков в виде извоза вели к их разорению. Недовольные выступили с идеей о создании Ленской области, выходе из состава ЯАССР и вхождении в РСФСР, высказали свои претензии вокруг несправедливого, по их мнению, распределения земельных угодий, сокращения русских школ и чрезмерной якутизации [Петрова, 1993, С. 15-19].
С целью урегулирования возникавших и потенциальных конфликтов, содействия экономическому и культурному росту национальных диаспор 1 марта 1926 г. при ЯЦИК была создана Комиссия по делам национальных меньшинств в составе двух русских, еврея, татарина и корейца. В 1928 г. появилась Центральная комиссия по делам национальных меньшинств при ЯЦИКе. В результате земельных переделов в 1927 г. русским крестьянам досталась значительная часть земель из государственного фонда и угодий якутских наслегов. В 1928 г. русские хозяйства Якутского округа дополнительно получили 4442 дес. земли, что снизило накал конфликта. В районах компактного проживания национальных меньшинств открылись 32 сельсовета, 4 поссовета и 1 райисполком. В 1925 г. из 148 школ 1-й ступени в Якутии функционировали 42 русских, 5 смешанных, 2 татарских, 1 еврейская и 1 корейская школы. В г. Якутске действовали татарский и еврейский клубы, при которых работали библиотеки и кружки ликвидации неграмотности [Там же, С. 19-20].
Еще в 1920 г. 150 корейцев, проживавших в Якутске, по инициативе члена РКП(б) Ким Ю Мея, ходатайствовали перед якутскими властями о создании Корейского общества. В 1925 г. в Алданском округе проживало уже около 3 тыс. корейцев и 1 тыс. китайцев, а в 1928 г. они составляли 60% старателей и рабочих золотых приисков, которых использовали на самых тяжелых участках (лесозаготовках), а их рабочий день достигал 12-13 часов в сутки. С начала 1920-х годов при комячейках на приисках и г. Якутске и Олёкминске были созданы корейские и китайские секции, главной задачей которых являлось вовлечение нацменьшинств в советскую работу. В 1925 г. был сформирован единый Якутский областной исполнительный комитет союза корейцев (Якоблик) и его местные организации. При Якоблике существовал потребительский кооператив, задачей которого было снабжение членов союза продуктами и промышленными товарами, кооперирование производства и реализация товаров. С 1920 г. корейцы Якутии успешно выращивали табак, мак, картофель, капусту, лук и др. В функции союза входила и культурно-просветительная работа среди корейцев. В 1928 г. на прииске Незаметный открылась трехгрупповая корейская школа с 28 учащимися [Петрова, 1993, С. 15-17; Захарова, 2012, С. 163-164].
Активная работа велась и среди других национальных меньшинств Якутии. Наиболее крупными диаспорами в тот период были еврейская, татарская и польская. Евреи представляли собой потомков ссыльных, обрусевших и утративших свою национальную идентичность. Основными их занятиями являлись ремесла и мелкая торговля [Петрова, 1993, С. 15-17]. В 1920-е годы в Якутске функционировала национальная школа, в которой изучали идиш, историю еврейского народа, иудаизм; имелись еврейский клуб и синагога [Васильева, 2012, С. 87].
Татары также были потомками ссыльных и расселялись следующим образом: в Якутске – 500 чел., Олёкминске – 450 чел., Усть-Майске – 50 чел. и т.д. Главными занятиями татар были земледелие и скотоводство. В Якутске имелась татарская артель чернорабочих: грузчиков и ломовых извозчиков. Еще с дореволюционных времен работали две татарские школы: в Якутске и Олёкминске.
В 1926 г. в Якутской АССР проживало 160 поляков, среди которых преобладали рабочие и ремесленники, однако были и крупные руководители, такие как первый нарком финансов ЯАССР В.В. Бируля-Бялыницкий, управляющий почтой и телеграфом А.А. Пекарский, один из организаторов комсомола А.Е. Кугаевский [Боякова, 2012, с. 54].
Таким образом, в Якутской АССР в 1920-е годы удалось создать условия для реализации возможностей равноправного развития всех народов, проживавших в республике. Однако по мере утверждения партийно-государственной системы управления и свертывания новой экономической политики, все чаще стали усиливаться контроль и диктат центральной власти, углублялись деформации общественно-политического развития СССР. Окончательно сформировалось унитарное государство, в котором автономные республики служили лишь декоративным фоном для придания РСФСР символического статуса федерации. В этой ситуации в среде якутской беспартийной интеллигенции возникло движение конфедералистов.
Оппозиционеры И.Г. Кириллов, В.М. Слепцов, П.Г. Оморусов, С.Н. Данилов и Г.В. Афанасьев во главе с юристом и служащим Наркомата финансов ЯАССР П.В. Ксенофонтовым составили программу «Младо-якутской национальной советской социалистической партии середняцко-бедняцкого крестьянства (конфедералистов)». П.В. Ксенофонтов с единомышленниками признавали «авангардную роль пролетарской компартии», но при существовании национальной советской социалистической крестьянской партии П.В. Ксенофонтов ратовал за повышение статуса Якутии до уровня союзной республики, апеллируя к Конституции РСФСР 1918 г. и Декларации прав народов России, где утверждалось о самостоятельном решении трудящимися каждой нации на съездах Советов вопроса о вхождении в состав Советской России, и о праве свободного самоопределения народов вплоть до отделения от РСФСР [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 3. Д. 269. Л. 16; Речь П.В. Ксенофонтова, 1991, С. 19; Антонов, 1999, С. 33-34; 2003, С. 187-188].
Конфедералисты опасались раздачи иностранных концессий на территории ЯАССР из-за угрозы появления анклавов, куда доступ коренным жителям был бы воспрещен, как в Китае. Усиленный приток в республику более культурного «иноплеменного» населения мог, по их мнению, способствовать исчезновению якутов, как этноса, и этим обстоятельством прежде всего обосновывалась необходимость заключения договора о предоставления Якутии статуса союзной республики. П.В. Ксенофонтов предлагал провести постепенную индустриализацию за счет внутренних резервов, без привлечения иностранных концессий. В программу партии был введен пункт о закреплении за ЯАССР права самостоятельного распоряжения своими землями, недрами, водами, лесами. Конфедералисты обвиняли Компартию в подавлении общественной и политической самодеятельности интеллигенции, когда даже депутат Всеякутского съезда Советов не имел права без санкции сверху собрать граждан. Поэтому в программу были включены пункты о гарантиях прав личности, свободы слова, собраний, печати. Провозглашалось так же обособление законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти с регламентацией деятельности СНК ЯАССР Всеякутским съездом Советов, что представлялось конфедералистами творческим развитием идеи о переходе от отделения государства от церкви к отделению государства от партии. Все народы Якутии должны были иметь равные политические права [Программа младо-якутской..., 1991, С. 30; Антонов, 1995а, С. 104; 2003, С. 189-191].
П.В. Ксенофонтов со своей партией выступали противниками унитарного государства по принципу «автономизации», но при этом считали несостоятельной идею о полном отделении Якутии от СССР, поскольку республика зависела от общесоюзной экономики и снабжения. Местная партийная организация ВКП(б) запретила публикацию в печати программы конфедералистов. Оппозиционеры пытались мирным путем внести изменения в Конституцию ЯАССР, но кандидатуры представителей западно-кангаласской интеллигенции на окружные съезды не были избраны, а властные органы зачищены от «социально чуждого элемента». Поэтому единственным путем диалога с властью, как решили конфедералисты, остались подготовка и проведение вооруженной демонстрации с целью обратить внимание центра на национальные проблемы республики [Антонов, 1999, С. 35; 2003, С. 192].
Хотя 22 августа 1927 г. закрытое заседание бюро Якутского обкома ВКП(б) признало лишение свободы «контрреволюционной группы П.В. Ксенофонтова и Артемьева» преждевременным, 10 сентября, по инициативе ОГПУ, начались массовые аресты подозреваемых в антисоветском заговоре, включая представителей национальной интеллигенции. 20 сентября Якутский обком ВКП(б) приостановил задержания известных деятелей республики, а 27 октября И.Н. Барахов сообщил М.К. Аммосову, что большинство интеллигенции не состояло в заговоре, и этим «политическая линия обкома в отношении национальной интеллигенции оправдалась самой жизнью». Этот тезис вошел в проект резолюции пленума Якутского окружного комитета ВКП(б). 18 ноября 1927 г. культурно-просветительное общество «Саха омук» с участием 400 чел. осудило идеологическую платформу и вооруженную форму выступления мятежников [Антонов, 2002а, С. 22; 2003, С. 186, 192-193; Якутия. Хроника..., 2004б, С. 100].
28 сентября 1927 г. скрывшиеся от чекистов члены организации провели учредительное собрание, где утвердили программу и устав партии. На собрании было решено в целях агитации провести «вооруженную демонстрацию» – поход по Якутии с призывом добиваться принятия их проекта изменений в Конституцию ЯАССР. Конфедералистам удалось собрать около 200 своих сторонников и провести в октябре – ноябре демонстрации протеста в нескольких улусах Центральной Якутии, уклоняясь от вооруженных столкновений с отрядами ОГПУ под командованием И.Я. Строда. 24 ноября Политбюро ЦК ВКП(б) в своей телеграмме потребовало депортировать из Якутии всех руководителей и «активных участников бандитизма». 4 декабря 1927 г. в Мытатцах Западно-Кангаласского улуса состоялся объединенный пленум конфедералистов, где избрали генсеком П.В. Ксенофонтова и членов ЦК Младоякутской Советской Социалистической партии конфедералистов [Иванова, 1998, С. 30; Антонов, 2002а, С. 22].
19 декабря 1927 г. закрытое заседание бюро Якутского обкома ВКП(б) одобрило написание К.К. Байкаловым личного письма П.В. Ксенофонтову, где с целью предотвращения новой Гражданской войны и ликвидации повстанчества мирным путем лидеру конфедералистов предлагалось приехать в Якутск под гарантию неприкосновенности и не привлечения к уголовной ответственности. Однако по приезде в Якутск П.В. Ксенофонтов был схвачен и помещен в тюрьму ОГПУ. 17 января 1928 г. он написал письмо своим сторонникам с призывом прекратить сопротивление, искренне поверив сам в возможность переговоров с властями и амнистии по отношению к повстанцам. Между тем 26 января 1928 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о том, что правительству ЯАССР рекомендуется никакие переговоры с представителями «бандитов» не проводить, а делегировать это органам ОГПУ; отозвать К.К. Байкалова в распоряжение ЦК ВКП(б); а также отстранить И.Я. Строда от командования войсками за нарушение оперативных приказов ОГПУ. 27 января отряд С.М. Михайлова, получив письмо от П.В. Ксенофонтова, сдался красным в Амгинском улусе. Отряды И.Г. Кириллова и М.К. Артемьева сложили оружие в Усть-Аиме 6 февраля 1928 г. Руководитель и идеолог движения П.В. Ксенофонтов был признан виновным в организации контрреволюционного заговора и намерении свергнуть советскую власть в Якутии и через присоединение Охотского побережья в союзе с Японией создать буржуазно-демократическое государство. В дальнейшем подобные обвинения станут традиционными при фабрикации дел против якутских интеллигентов. В результате внесудебных приговоров в марте 1928 г. 54 участника восстания были расстреляны, еще 30 чел. получили различные сроки заключения [Иванова, 1998, С. 31-33; Якутия. Хроника..., 2004б, С. 103].
Дело конфедералистов послужило поводом для развязывания репрессий против беспартийной интеллигенции и учащейся молодежи. Обвиняемые получили различные сроки заключения, было выслано почти 150 чел.; многие были отправлены в Соловецкий лагерь особого назначения, из них выжили единицы, бежавшие из лагеря в соседнюю Финляндию. Прибывшая в Якутию комиссия ЦК ВКП(б) и ВЦИК во главе с Я.В. Полуяном оценила события 1927-1928 гг. с крайне негативных, односторонних позиций. Выводы комиссии послужили основанием для принятия ЦК ВКП(б) постановления «О положении в Якутской организации» от 9 августа 1928 г., которое стало политико-идеологической основой для дальнейших репрессий против национальной интеллигенции республики. 29 мая 1928 г. бюро Якутского обкома ВКП(б) приняло постановление о ликвидации культурно-просветительного общества «Саха омук». 5 ноября 1928 г. Президиум ЯЦИК вынес решение о проведении чистки госаппарата по всей республике «от социально чуждых» лиц. Прежние партийно-советские лидеры Якутии: И.Н. Барахов, М.К. Аммосов, С.В. Васильев – наиболее известные и авторитетные в народе руководители – были отозваны из республики в распоряжение ЦК ВКП(б) в Москву [Якутия. Хроника..., 20046, С. 106, 109, 111; 2007, С. 375].
Таким образом, в 1920-е годы в Якутии, как и в других автономных республиках, развернулось активное национально-государственное строительство. Государственность Якутии выступала в форме советской автономной республики, в рамках которой в Конституции ЯАССР были закреплены право народа на самоопределение, легитимность государства, узаконены органы государственной власти, собственное гражданство, внешние границы. На Всеякутских съездах Советов, официально объявленных высшими органами государственной власти, принимались решения по актуальным общественнополитическим, экономическим, социальным и культурным вопросам, но к концу 1920-х гг. роль этих съездов снизилась ввиду того, что решение крупных проблем республики было передано партийным пленумам и партийным конференциям. В ходе районирования Якутской АССР произошел переход от дореволюционной, четырехступенной, к трехступенной системе управления, усовершенствовавшей, упростившей и приблизившей административное управление республики к населению. В результате полемики с руководством Дальнего Востока, благодаря твердой позиции, партийно-советским лидерам республики с помощью национальной интеллигенции удалось отстоять территориальную целостность края от угрозы расчленения. Конституции ЯАССР 1925 г. и 1926 г. сыграли огромную роль в формировании национальной идентичности, национально-культурном и экономическом возрождении народов республики. Тем не менее, они не обеспечили Якутской АССР юридической защиты от произвола и бесконтрольного управления со стороны центра посредством инструкций и циркуляров, а впоследствии и прямых репрессий.
Период 1920-х годов отмечен становлением идентичности, просвещения и культуры малочисленных народов Севера и национальных меньшинств, что стало причиной отсутствия межэтнических конфликтов в республике. Оппозиционная часть интеллигенции разработала программу развития тунгусской государственности, отчасти реализованной на практике после мирной ликвидации «тунгусского мятежа» 1924-1925 гг. Восстание конфедералистов стало утопичной попыткой противостояния процессам имперского строительства, а развернувшиеся после его подавления репрессии 1928-1930 гг. по масштабам не уступали «большому террору» 1930-х годов. Якутизация и коренизация сферы государственного управления и народного просвещения имели огромное значение в формировании новых наций и народностей, развитии национальной государственности и самоуправления. В целом национально-государственное строительство в Якутской АССР было инициировано и реализовывалось РКП(б) и национальной интеллигенцией при широкой поддержке народов республики и стало одним из важнейших социокультурных модернизационных инструментов.
_____________________________
Автор статьи: Антонов Егор Петрович, к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.