Курс на форсированную индустриализацию. Создание основ многоотраслевой промышленности.
В конце 1920-х годов в Советском Союзе произошел поворот от НЭПа к директивным методам управления экономикой. В этих условиях провозглашенный еще в декабре 1925 г. исторически обоснованный курс на индустриализацию страны вылился в жесткую политику форсированной технической модернизации для осуществления ее в кратчайшие сроки ценой любых затрат и жертв. Поставленная задача промышленного «скачка» требовала огромных золотовалютных ресурсов для закупок импортного оборудования в больших объемах. В решении этой сложнейшей проблемы исключительно важная роль принадлежала золотодобывающей промышленности. В 1927 г. было организовано Всесоюзное акционерное общество Союззолото (с 1930 г. Цветметзолото ВСНХ, с 1933 г. Главзолото Наркомтяжпрома, с 1939 г. – Наркомцветмета СССР), а в 1931 г. создан трест «особого типа» Дальстрой, подчиненный непосредственно Совету Труда и Обороны СССР (с 1938 г. НКВД СССР), прииски которого возникли и на территории Якутии. Первым 5-летним планом отрасли, принятым по директиве СНК СССР, предусматривалось увеличение добычи золота по объединению Союззолото в 4,5 раза, а по Алданским приискам – в 3,3 раза [Хатылаев, 1997, С. 31-32, 35]. Такие высокие задания, исходившие из потребности страны, не были обеспечены реальными разведанными минерально-сырьевыми запасами, производственно-техническими и кадровыми ресурсами, необходимыми транспортными и социально-бытовыми условиями на приисках. Все несогласные с нереальными планами клеймились как «правые уклонисты». Во второй пятилетке план добычи золота по Главзолоту Наркомтяжпрома СССР и по тресту Якутзолото являлся более сбалансированным, чем в предыдущей. Этому способствовал, в частности, ввод в эксплуатацию богатых приисков Дальстроя на Колыме.
Ввиду решающего значения Алданских приисков для восстановления всей системы Главзолота им уделялось особое внимание, в том числе по вопросам финансирования и подвоза грузов. В 1926 г. Алдан посетила Комиссия СТО СССР и ВЦИК, в 1929 г. – начальник Союззолото А.П. Серебровский и его заместитель Я.С. Щербинин. В 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии Алданской организации». В 1932 г. члены Политбюро ЦК ВКП(б), председатель Президиума ВЦИК М.И. Калинин и нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе приняли в Москве делегацию Алданских горняков. По итогам этой поездки были приняты важные решения по оказанию помощи в обеспечении техническим оборудованием и в улучшении социально-культурных условий на приисках. В 1933 г. нарком Г.К. Орджоникидзе сообщил о личном шефстве над трестом Якутзолото.
Вопросы развития основной отрасли промышленности Якутии систематически рассматривались на заседаниях бюро обкома ВКП(б) и Совнаркома ЯАССР. VI Всеякутский съезд Советов (1929 г.) и IX Якутская областная партийная конференция (1932 г.) обсуждали специальные доклады руководителей Алданских приисков. Алдан часто посещали секретарь обкома ВКП(б) П.М. Певзняк, председатель СНК ЯАССР Х.П. Шараборин и др. Крупнейшее в отрасли предприятие страны возглавляли кадровые работники советской золотопромышленности: П.А. Этко, А.Р. Альшанский, Я.С. Щербинин. Большую организаторскую работу на приисках проводили секретарь Алданского райкома ВКП(б) Л.З. Корытный, награжденный в 1935 г. орденом Ленина, председатель исполкома районного Совета В.Н. Суханов.
На пути становления золотодобывающего региона имелись большие трудности. Золото добывалось почти полностью тяжелым ручным трудом. С 1928 г. начался переход от открытых работ к трудоемким шахтным. Не хватало горного оборудования и электроэнергии. Горняки, работавшие в сырых подземных забоях, жили в холодных бараках, отапливаемых дровами. По данным 1929 г., на 1 чел. приходилось лишь 1,5 м2 жилплощади. Даже в 1932 г. до 60% рабочих общежитий были представлены постройками некапитального типа, не имели коммунально-бытовых удобств. С 1928 г., как и по всей стране, существовала нормированная карточная система распределения продуктов питания. Из-за транспортных проблем были моменты, когда запасов продовольствия на приисках оставалось только на несколько дней. Это усиливало спекуляцию, хищение золота и другие негативные явления. В 1931 г. на Алдан прибыло 5,3 тыс. рабочих, а убыло 3,5 тыс. и ежемесячно не хватало 17-50% необходимого контингента [НА РС (Я), Ф. Р-68. Оп. 6. Д. 10. Л. 18].
Несмотря на столь сложное положение на приисках, 20 мая 1929 г. комсомольцы Алдана первыми в Якутии включились в движение ударников, начавшееся в стране по инициативе ленинградцев. Трудовое соревнование, получившее в то время название социалистического, преодолевая недостатки начального этапа своего развития и даже сопротивление его внедрению части рабочих, ширилось, приобретая все новые формы. Его участники разрабатывали встречные планы, организовывали хозрасчетные бригады, конкурсы за звание лучшего по профессии и др. Все это проводилось под руководством партийной, профсоюзной, комсомольской организаций.
20 февраля 1932 г. на прииске «Нижнесталинский» была открыта первая в советской золотодобывающей промышленности комсомольско-молодежная шахта имени секретаря ЦК ВЛКСМ А.В. Косарева. Коллектив в составе группы кадровых горняков и нескольких сотен молодых рабочих возглавил 23-летний горный техник В.А. Рындин. Шахта первой из предприятий Алдана начала выполнять план добычи золота, развернув соревнование на основе сменно-встречного планирования. Как символ трудового успеха, на копре шахты зажглась Красная звезда.
Хотя соревнованием было охвачено в 1932 г. до 80% рабочих Алдана, было много формализма в его организации, недостатков в создании необходимых условий со стороны хозяйственного руководства, и трест Якутзолото находился в числе отстающих. Причина этого заключалась в низком производственно-профессиональном уровне состава рабочих, пополнявшегося постоянно в основном выходцами из деревни, прибывшими по вербовке, по общественному призыву или самотеком, а также в связи с раскулачиванием и выселением раскулаченных (спецпереселенцев) из районов массовой коллективизации. В течение 1930–1931 гг. на Алдан из Сибири и европейской части страны было доставлено 6297 взрослых и детей [Романов, 1998, С. 99].
В 1932–1934 гг. спецпереселенцев завозили небольшими группами. По истечении трех лет раскулаченные восстанавливались в гражданских правах, если зарекомендовали себя «честной работой, лояльным отношением и поддержкой мероприятий советской власти». В 1933 г. в связи с большим оттоком рабочей силы в предыдущем году, на Алдан привезли 1168 чел. из исправительно-трудовых лагерей. Затем начали поступать новые пополнения за счет промпереселенцев – завербовавшихся добровольно и на льготных условиях из районов, пострадавших от сильного неурожая 1932–1933 г. в Поволжье и на Украине. В 1935–1937 гг. трест Якутзолото принял 2039 таких семей [Там же, С. 89]. Часть этих переселенцев была использована на работах по сельскохозяйственному освоению Алдана. Кроме того, в 1930 г. Якутский обком ВЛКСМ принял решение отправить на золотые прииски 50 чел., из них 75% якутов. В 1931 г. на Алдан была мобилизована новая группа комсомольцев. В 1932 г. по инициативе Якутской областной организации ВКП(б) на прииски прибыло 1019 якутов [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 182. Д. 2. Л. 8, 9; По заветам Ильича, 1930, С. 77; Хатылаев, 1972, С. 118]. В 1933 г. и 1934 г. (за 9 месяцев) поступили еще 867 чел.
Обучение новых пополнений и уже работающих кадров проводилось преимущественно без отрыва от производства. В 1931 г. вводными курсами по горному делу для начинающих было охвачено 600 чел., учебными забоями – 400, различными техническими кружками и школой горпромуча, где стационарно готовили электриков, драгеров, токарей, машинистов, – 1107 чел. [Хатылаев, 1986, С. 64, 66]. На приисках возникло движение ЗОТ (За овладение техникой). Районная газета «Алданский рабочий» выпускала «Технические страницы». Расширялся охват техническими кружками, организовывались «технические бои» (конкурсы-диспуты) между коллективами. С 1934 г. была введена сдача гостехэкзамена по рабочим профессиям.
Все это способствовало повышению производственно-профессионального уровня горняков и на этой основе – трудовой и творческой активности. В начале октября 1933 г. на Алдане насчитывалось 2482 ударника труда [НА РС (Я), Ф. П-43. Оп. 10. Д.315. Л. 263]. В течение 1933–1934 гг. в ходе Всесоюзных конкурсов предприятий отрасли забойщики шахты им. А. Косарева С.В. Васильев и С.Н. Чернов выработали «метод подкалки» в спаренных забоях, в корне изменивший традиционный способ работы в шахтах Алдана. Высокопроизводительный метод горняков был поддержан руководством треста Главзолото Наркомтяжпрома СССР и рекомендован для распространения в другие районы добычи россыпного золота страны. С.В. Васильев был командирован для передачи передового опыта на золотые прииски р. Лены и Забайкалья, награжден орденом Ленина. Одновременно обучались техническим дисциплинам рабочие, занятые на обслуживании драг, гидравлических установок, электростанций и другого оборудования.
Квалифицированная часть рабочих шахт Алдана, овладевшая в совершенстве горным делом, идя по пути разделения труда в бригадах, вплотную подошла к внедрению методов работы зачинателя движения новаторов в стране – донецкого забойщика А.Г. Стаханова.
20 октября 1935 г. бригады забойщиков И.М. Шипицына, Н.С. Галимова, А.Л. Мельникова, первыми вышедшие на стахановскую смену в Ороченском приисковом управлении, вырубили по 5,4—6,8 м3 золотоносных песков на каждого рабочего. Одновременно высоких результатов добились три бригады Ленинского управления. Несмотря на показательную организацию первых рекордных достижений, это помогло рассеять скептические настроения о том, что донецкий «уголь рубить — не золото добывать». Уже к февралю 1936 г. на А лдане насчитывалось 1450 стахановцев, и по их количеству трест Якутзолото стал одним из передовых в системе Главзолото. 5 марта 1936 г. Наркомтяжпром СССР наградил 30 алданцев нагрудным знаком «Стахановец золотоплатиновой промышленности». Опыт новаторов производства изучался в стахановских школах, а сдавшие гостехэкзамены занимались на курсах повышенного типа; сами стахановцы проходили 2-годичные курсы мастеров социалистического труда. Улучшилось материальное и моральное стимулирование передовиков. В октябре 1936 г., несмотря на то, что в начале года были значительно повышены технические нормы выработки, ряды стахановцев выросли до 2071 чел., через год — до 2235, в январе 1938 г. их было 2300 чел. [Хатылаев, 1972, с. 160]. Вслед за инициаторами стахановского движения стали широко известны имена забойщиков – Н.П. Коробкина, И.В. Куликова, И.Д. Варлакова, В.И. Стрельцова, А.П. Прищепчикова, Г.И. Ведерникова; драгеров – П.Ф. Вырвы, М.И. Черемных, машиниста электростанции А.И. Тарасова, старателей – М.Д. Канфазарова, С.И. Флусова и др. В 1939 г. показавший образец стахановского труда забойщик Н.П. Коробкин был удостоен ордена «Знак Почета» [Ковлеков, 1988, С. 38].
К концу 1930-х годов трудовое соревнование стало терять прежний ритм. За рекордами передовиков скрывались факты замалчивания информации о значительной части рабочих, не выполнявших нормы выработки, и желание использовать стахановские декады и месячники для штурмового покрытия недобора планового золота. Это стало одной из причин срыва выполнения трестом Якутзолото годовых планов в предвоенные годы.
Развитие отрасли зависело не только от энтузиазма соревнующихся, но и от решения большого узла производственно-технических и социально-бытовых проблем на приисках.
Обширная программа технической реконструкции действующих и строительства новых предприятий отрасли была выдвинута в решении Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 ноября 1931 г., в приказе по ВСНХ СССР от 10 ноября того же года, в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 февраля 1932 г. «О золотой промышленности». Встала задача вывести на новый технический уровень эту отрасль, являвшуюся одной из самых отстающих, несмотря на свое особое значение для страны.
В Алданском и Южно-Якутском приисковых управлениях Союззолото еще в 1930–1931 гг. появились первые четыре гидравлические установки, но этот способ добычи золота не получил широкого распространения. Во второй пятилетке эксплуатировались лишь Незаметнинская, Перебуторнинская, Куранахская гидравлики. Гораздо шире развивалась дражная разработка золота. Летом 1931 г. со значительной задержкой вступили в действие электродраги № 3 и № 4, изготовленные на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде. В 1932 г. закончился монтаж паровой драги № 5, выпущенной Иркутским заводом им. В.В. Куйбышева. За самоотверженный труд по сборке драг, особенно пятой, выполненной за рекордный в СССР короткий срок (7,5 месяцев) «в крайне тяжелых условиях», механик А.А. Недвецкий и слесарь Ф.С. Лошкарев были награждены орденом Ленина. В 1934 г. закончилась сборка драги № 6, изготовленной в Иркутске. Это произошло благодаря созданию в 1930-е годы собственной машиностроительной базы для золотодобывающей промышленности страны.
На подземных работах, ставших решающим звеном производства, отбойка золотоносных песков осуществлялась кайлами, откатка по шахте – тачками, а выдача на поверхность – в железных бадьях с помощью подъемного механизма. 14 ноября 1932 г. на шахте № 8 вступил в эксплуатацию первый на Алдане ленточный транспортер для откатки и подъема нагора золотоносных песков. Поступление технической помощи после поездки в 1932 г. в Москву вдохновило горняков на дальнейшее расширение начатых работ. Так, алданцы стали инициаторами развертывания механизации подземных работ в районах добычи россыпного золота в СССР.
Начинание шахтеров Алдана было поддержано руководством треста Главзолото, и по его рекомендации Алдан посетили делегации трестов Лензолото, Амурзолото и Приморзолото. Вместе с тем, на добыче россыпного золота забойщики по-прежнему трудились вручную.
В 1933 г. на Лебедином была введена в строй первая на Алдане обогатительная фабрика с двумя бегунными чашами, а в 1936 г. их количество увеличилось до 6. Пуск пробной обогатительной фабрики после долгих споров среди специалистов открыл перед Алданом новые перспективы освоения рудных месторождений золота.
Значительно улучшилась обеспеченность треста Якутзолото различными видами технического оборудования. В 1932–1936 гг. количество локомобильных установок увеличилось с 15 до 47, паровых котлов – с 15 до 46, центробежных насосов – с 5 до 71, паровых – с 11 до 50, лебедок – с 5 до 27 [НА РС (Я), Ф. П-43. Оп. 4. Д. 232. Л. 211]. Была введена паровая оттайка мерзлых пород в шахтах и на дражных полигонах. На горноподготовительных работах применялись 6 экскаваторов. Большое значение имели окончание в 1932 г. строительства первой очереди Селигдарской районной электростанции и ее расширение. Шла подготовка к пуску крупной Якутской ТЭЦ. Однако перебои в электроснабжении вызывали значительные простои шахт, драг, золотоизвлекательной фабрики. Несмотря на трудности и недостатки в освоении установленных мощностей, техническая модернизация предприятий стала важнейшим фактором значительного улучшения работы треста Якутзолото.
Одновременно решалась и другая сложнейшая задача – подготовка технических специалистов. К началу 1930-х годов на Алдане было всего 9 техников и 5 инженеров разного профиля. Новые кадры направлялись объединениями Востокзолото и Главзолото, частично готовились из студентов-якутян в центральных вузах и в Алданском горном техникуме, открытом в 1930 г. В 1937 г. только на приисках Центрального Алдана насчитывалось 59 инженеров, а техников по всему тресту – 77 чел. [Хатылаев, 2010, С. 102-103]. Среди них были инженеры Е.И. Орлов, Л.М. Жигалов, К.А. Доменов, М.А. Украинский, М.Г. Балахнин и др. Вместе с ними трудились первые якутские геологи И.П. Лебедкин, Н.Г. Рысаков. В 1935 г. главный инженер треста Якутзолото К.М. Чарквиани был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Кроме того, были иностранные инженеры-консультанты Н. Уимлер, Л. Робертс. Решение проблемы технических специалистов к концу 1930-х годов подняло организацию производства на качественно новый уровень.
Заметным событием в развитии отрасли явилось открытие в 1932 г. экспедицией геолога Н.И. Зайцева Аллах-Юньского (Джугджурского) золотоносного района, где с октября 1936 г. начало действовать Приисковое управление в составе треста. 13 марта 1939 г. Главвостокзолото Наркомцветмета СССР образовало самостоятельный трест Джугджурзолото [НА РС (Я), Ф. Р-839. Оп. 13. Д. 12. Л. 14]. До этого директором Аллах-Юньского Приискового управления работал один из лучших хозяйственных руководителей Алдана Т.Т. Полынский. Новый трест Джугджурзолото возглавил Г.А. Лунин, направленный Наркомцветметом. На приисках преобладали старательские работы. Начали применяться паровая оттайка мерзлых пород, экскаваторная добыча золотоносных песков, доставка их на ленточных транспортерах до промприборов. Были пущены электростанции в пос. Аллах-Юнь, на прииске Минор. В 1939 г. эксплуатировались 43 горных участка, в 1940 г. – 57 [Там же, Л. 13]. Впервые после 1937–1939 гг. в 1940–1941 гг. удалось успешно справиться с годовыми планами по добыче золота.
Алданские и Аллах-Юньские прииски прошли через большие трудности при обеспечении горняков жильем и продовольствием, типичные для отдаленных районов нового промышленного освоения. Заметные позитивные сдвиги происходили в социальной сфере после принятия постановлений Президиума ВЦИК «О мероприятиях по улучшению материально-бытового и социально-культурного обслуживания рабочих Промышленно-Алданского района» от 20 октября 1932 г., ЦК ВКП(б) «О золотой промышленности» от 23 апреля 1933 г. и СНК СССР от 26 апреля того же года. В них предусматривался комплекс мер по расширению жилищного и культурного строительства, стимулированию оплаты труда рабочих. Только за 6 месяцев 1934 г. в Алданском районе вселились в новые квартиры 1298 чел. Появились первые двухэтажные рабочие общежития. Благоустраивались рабочие поселки Орочен, Нижнесталинск, Незаметный – последний в 1939 г. был преобразован в г. Алдан. Сложилась разветвленная сеть учреждений культуры и здравоохранения. В 1936 г. на Алдане насчитывались 6 больниц, 23 амбулатории, 18 библиотек, включая ведомственные, 58 красных уголков. В 1934–1936 гг. было оборудовано 8 звуковых киноустановок. На Алдан приезжали артисты Московского театра им. Е.Б. Вахтангова и писатели. В 1937 г. 20 рабочих клубов вели разнообразную культурно-массовую работу. Отмена карточной системы распределения продовольственных и промышленных товаров в 1935 г., рост заработной платы в 1933–1936 гг. в 1,5 раза, организация сельскохозяйственного освоения приисковых районов и создание подсобных хозяйств способствовали значительному улучшению материальных условий жизни горняков, приобретению их семьями велосипедов, наручных часов, патефонов и других престижных в то время товаров. Известные стахановцы избирались в высшие и местные органы государственной власти. С.В. Васильев был членом Совета Национальностей ЦИК СССР, И.Д. Варлаков – депутатом Верховного Совета СССР первого созыва, несколько горняков – членами ЦИК ЯАССР. В 1938 г. П.В. Гуляев и Ф.В. Павлова стали депутатами Верховного Совета ЯАССР.
Вместе с тем горняки отрасли пережили тяжелые испытания в период политических репрессий 1930-х годов. Еще в 1930 г. главный геолог Алданских приисков С.А. Подъяконов, обвиненный во вредительстве, проходил по сфабрикованному делу Промпартии. Политические процессы против «вредительства» в транспортных и торгово-снабженческих организациях золотодобывающей промышленности СССР, проведенные в 1930–1931 гг., охватили и Алданский район. В годы «ликвидации кулачества как класса» тысячи зажиточных крестьян, выселенные насильственно из европейских и сибирских регионов страны, прошли через режимные спецпоселки НКВД. Управляющий трестом Якутзолото Я.С. Щербинин, имевший большие заслуги в выходе предприятия в ряды лучших в системе Главзолото, был необоснованно обвинен в троцкистской вредительской деятельности. В ходе массовых репрессий 1937–1938 гг. были арестованы: управляющий трестом А.С. Куприянов, его заместители П.Е. Белый, П.Г. Габышев, главный инженер В.В. Савельев, начальник геолого-разведочного бюро И.И. Полевой, старший геолог И.П. Лебедкин, начальник Лебединского рудоуправления Н.Г. Рысаков, руководители большинства приисковых управлений Алдана, главный инженер Аллах-Юньского приискового управления М.А. Черкашин, автомеханик П.А. Чернявский и др. [Алданский рабочий, 1937, 28 дек.]. Всего органы НКВД арестовали более 100 сотрудников треста Якутзолото [Алданский рабочий, 1937, 28 дек.; Иванова, 1998, С. 106]. Это парализовало хозяйственное и техническое руководство производством и имело для него длительные тяжелые последствия. Ужесточились и условия труда горняков в связи с увеличением продолжительности рабочего дня и рабочей недели, а так же принятием суровых мер по укреплению трудовой дисциплины, введенных на основе известного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.
Трудящиеся Якутии принимали посильное участие в развитии золотопромышленных районов. С 1924 по 1942 г. для грузоперевозок на Алдан было законтрактовано 101,2 тыс. подвод, а на Джугджур с 1932 по 1942 г. – 37,7 тыс. [Алексеев, 2004б, С. 84]. С 1923 г. по 1933 г. труженики сельского хозяйства поставили на Алданские прииски 29,3 тыс. гол. живого скота, 35,4 тыс. ц мороженого мяса, 23,6 тыс. ц рыбы и другой продукции. Даже в 1935 г. потребность населения Алданского района в мясе покрывалась на 74,6% за счет республиканского рынка, в рыбе – на 33,3%, в масле – на 40,6%, в овощах – на 51%. В 1938 г. в Аллах-Юньский район было отправлено 43,6 т рыбы, 19 т брусники и др. [Хатылаев, 1972, С. 129, 191, 197].
Приток местных трудовых ресурсов на прииски был незначительным по многим объективным и субъективным причинам. Низкой была закрепляемость на приисках: в 1932 г. убыло 278 якутов, из них 45 чел. были уволены за прогулы и отказ от работы, 52 – по болезни, 55 – ушли самовольно, 35 умерли, 91 чел. покинули Алдан по разным другим причинам [НА РС (Я), Ф. Р-52. Оп. 27. Д. 20. Л. 28]. Оставшаяся часть рабочих-якутов находилась в основном в шахте им. А. Косарева и составляла 1/3 ее коллектива. Сменным мастером этих новичков был опытный горняк с Ленских приисков Ф.В. Тарасов. Одним из забойщиков-инструкторов был В.С. Васильев – бывший рабочий-якут с Бодайбинских приисков, член ЦИК ЯАССР и Якутского обкома ВКП(б).
На горных работах, на обслуживании машин и механизмов были задействованы: в 1933 г. – 597 якутов, в 1934 г. – 772, в 1937 г. – 244 чел. [Там же, Ф. П-43. Оп. 4. Д. 244. Л. 137; Алданский рабочий, 1934, 27 нояб.]. Рабочие К.В. Гаврильев, М.К. Винокуров, К.И. Гоголев, П.В. Гуляев, Ф.В. Павлова, Г.В. Татаринов и др. стали ударниками, стахановцами. Молодые забойщики И.Н. Макаров, Г.Т. Корнилов выдвинулись в ряды горных мастеров. При всех трудностях и недостатках этот первый опыт организованного массового вовлечения якутов в сферу промышленного производства оставил заметный след в истории формирования национальных кадров рабочих республики.
В 1930-е годы Якутия превратилась в один из ведущих золотопромышленных регионов страны. По общему объему добычи золота за первую и вторую пятилетки трест Якутзолото занимал первое место в системе предприятий Главзолото[1]. Всего за период двух первых советских пятилеток трест Якутзолото поставил в валютный фонд страны 66 т драгоценного металла [РГАЭ, Ф. 8153. Оп. 5. Д. 63. Л. 15]. Если рассмотреть в региональном аспекте, во второй пятилетке удельный вес Якутской АССР снизился по системе Главзолото с 22,6% до 12,9%, несмотря на увеличение добычи золота в 1,8 раза по сравнению с предыдущей. Это было вызвано быстрым ростом производства валютного металла в Читинской области и в Красноярском крае, опередивших Якутию по данному показателю. Организация в 1939 г. нового треста Джугджурзолото еще более укрепила профилирующую роль этой отрасли для Якутии во всесоюзном разделении труда.
Новые перспективы открылись в связи с подтверждением прогноза о золотоносности бассейна р. Индигирки, высказанного бывшим главным геологом Дальстроя Ю.А. Билибиным. В 1933 г. поисковая партия Якутгеолразведтреста установила золотоносность р. Неры – правого притока Индигирки [Якутская АССР, 1934, С. 3]. В 1935 г. в верховьях Индигирки поисковые партии Дальстроя открыли ряд обнадеживающих месторождений. 29 июня 1936 г. СНК СССР включил бассейн р. Неры и междуречье рек Нера и Мома в зону геологоразведочной деятельности Дальстроя [Хатылаев, 2006, с. 20]. В октябре 1936 г. им было решено организовать Верхнеиндигирскую разведочно-эксплуатационную экспедицию, руководимую В.А. Цареградским. В качестве рабочей силы ГУЛАГ НКВД СССР отправил первую группу заключенных. Выявилась обширная золотоносность бассейна р. Неры и долины рч. Чай-Юрюя. В 1939 г. было образовано Верхнеиндигирское геолого-разведочное управление, а новый золотоносный район вошел в состав Дальстроя. Развернулась подготовка к его промышленной разработке.
В 1930-х годах различными геологическими организациями были установлены перспективные золотопроявления в верховьях р. Яны.
Во второй пятилетке перед страной встала задача создания оловодобывающей промышленности. В условиях, когда небольшие рудники в Карелии и Забайкалье не обеспечивали потребности в олове, возник интерес к поискам его месторождений в Западном Верхоянье. По материалам поисковых партий В.А. Федорцева и П.А. Алексеева, профессор С.С. Смирнов, приглашенный в 1933 г. в Якутск для научной консультации, предсказал возможность открытия в этом районе оловоносной провинции. В 1934 г. по решению СНК СССР было организовано Якутское отделение треста Союзникельоловоразведка, которое возглавил инженер П.А. Трохачев. Трест снарядил Западно-Верхоянскую поисково-разведочную партию, при которой парторгом ЦК ВКП(б) был назначен опытный партийный работник Якутии А.Г. Габышев. К поисковым работам присоединились еще несколько всесоюзных и региональных геологических организаций. В 1939 г. число поисковых партий увеличилось до 28 [НА РС (Я), Ф. Р-52. Оп. 14. Д. 117. Л. 35; Хатылаев, 2010, С. 126].
Уже в 1936 г. геологическая партия П.П. Епифанова открыла богатое месторождение олова в местности Эсе-Хая. За короткий период обнаружены рудные тела: Хонорское, Кестерское, Алыс-Хайское, Бургавлинское и др. 22 октября 1938 г. Наркомтяжпром СССР образовал Управление Якутолово [Казарян, 1989, С. 15; ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 156. Л. 1]. Началось строительство рудника «Эсе-Хая» без утвержденного технического плана. Для промывки россыпей применялись деревянные шлюзы. С 1940 г. велось опытное извлечение оловоконцентрата на толчейной установке. Проводилась так же попутная добыча его на Борулахе, Бургавли, Хоноре. Всего в 1938–1939 гг. и за 9 месяцев 1940 г. было получено свыше 85 т оловоконцентрата [ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 158. Л. 47].
После поездки летом 1939 г. на Эсе-Хая профессоров-консультантов С.С. Смирнова и Л.Г. Подалка был разработан проект строительства комбината, предусматривающий ввод в действие рудника «Эсе-Хая», первой очереди обогатительной фабрики в Батагае производительностью на 500 т руды в сутки и связывающей их узкоколейной железной дорогой. Но строительные работы велись медленными темпами из-за плохого обеспечения техникой, квалифицированными рабочими, стройматериалами и неудовлетворительными жилищно-бытовыми условиями. Уже с 1938 г. стала ясна возможность использования дальстроевского опыта и для освоения оловоносных месторождений Западного Верхоянья. В сентябре 1938 г. в пос. Эсе-Хая была открыта первая исправительно-трудовая колония НКВД ЯАССР; в 1940 г. там размещалось 863 чел. Они представляли основную рабочую силу. Главолово Наркомцветмета СССР отправило туда и группу вольнонаемных рабочих. На 1 апреля 1940 г. весь персонал Якутолово состоял из 1362 чел. 11 октября 1940 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) эксплуатация оловоносных руд бассейна р. Яны была возложена на Дальстрой и 28 февраля 1941 г. образовано Янское горно-промышленное управление [ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 158. Л. 145; Д. 156. Л. 13; Широков, 2000, С. 126; 2009, С. 174]. Таким образом, в Заполярном Верхоянье возникла еще одна отрасль промышленности союзного подчинения – оловодобывающая.
Однако выполнение высоких директивных планов достигалось экстенсивными методами, нередко разработкой месторождения с наиболее богатым содержанием золота и олова. Отмечались значительными потери металла при добыче простейшими промприборами. Не велось никакого учета загрязненных при этом земельных площадей. Высокоминерализованные промывочные воды из промприборов и от отвалов пород наносили вред местной флоре и фауне. После посещения в 1935 г. Алдана советская писательница А.Д. Коптяева [1977, С. 149], начавшая здесь свое литературное творчество, с горечью замечала, что «горы сделались лысыми, вырублен лес в долинах, уныло выглядели на голых пустырях большие деревянные бараки». В то время вопрос об экологических последствиях промышленного освоения еще не ставился.
В 1930-е годы впервые в Якутии осуществлялось значительное по тем масштабам строительство промышленных предприятий местного значения. Для руководства этим в декабре 1928 г. СНК ЯАССР образовал Центральный Совет народного хозяйства (ЦСНХ). Первыми новостройками стали кирпичный, лесопильный и кожевенный заводы, пущенные в г. Якутске в 1930 г. Были организованы добыча строительного камня в с. Еланка и производство извести в Якутске. В 1932–1933 гг. действовала небольшая лесопильня в с. Турухта. В 1929 г. был организован трест Якутстрой, занимавшийся сооружением жилищно-коммунальных и промышленных объектов. Отдельные средства механизации труда применялись лишь строительной конторой (1935 г.) Якутского управления Главсевморпути (ГУСМП), которой в 1938–1940 гг. руководил Е.Л. Жорницкий [Боякова, 1995, С. 76].
Большое значение имело образование в 1931 г. треста Якутлес, который в течение ряда лет возглавлял К.К. Байкалов. В состав треста входили Ленский, Олёкминский, Покровский леспромхозы, Алданский лесхоз, Якутский лесозавод, лесосплавная контора. Лесоразработки велись вручную на многих разбросанных участках и почти без постоянной рабочей силы. Только с 1934 г. началась буксировка плотов пароходами по р. Лене. Основными потребителями деловой древесины были трест Якутстрой и Якутский лесозавод. В 1930 г. завод выпустил 7,9 тыс. м3 пилопродукции, в 1933 г. – 19,7 тыс., а в 1940 г. – 43,4 тыс. [Хатылаев, 2010, С. 137, 142; Романов, 2012, С. 37]. Кроме того, заготовку и обработку древесины вели предприятия Наркомцветмета СССР, Главсевморпути, транспортные организации и др.
До конца 1930-х годов наиболее значительным производителем строительного материала из минерального сырья являлся Якутский кирпичный завод. Однако в 1934 г. начались подготовительные работы по строительству Покровского кирпичного завода, вступившего в строй 1 октября 1937 г. Первый в Якутии механизированный кирпичный завод возглавил бывший председатель ЦСНХ Н.М. Цой- Коре. В 1938 г. было произведено 0,9 млн шт. кирпича, в 1939 г. – 1,9 млн, в 1940 г. – 2,9 млн [Хатылаев, 2010, С. 143].
Позитивные изменения отмечались и в топливно-энергетической сфере. В апреле 1929 г. группа молодых рабочих, руководимая горным мастером И.П. Смеховым, приступила к горно-вскрышным работам на Сангаре. В 1930 г. на Кангаласском месторождении действовала разведочная партия Г.Т. Семенова и проводилась пробная добыча угля. Здесь в 1931 г. было добыто 4,1 тыс. т, а на Сангаре – 6,6 тыс. т угля. Сангарские копи поставляли топливо в основном Ленскому пароходству, а Кангаласские – предприятиям г. Якутска. Они были оснащены примитивными орудиями труда, не имели квалифицированных рабочих и прибегали к частичному привлечению труда заключенных. В 1929 г. и в 1932 г. на Сангаре произошли взрывы метана, последний – с человеческими жертвами.
[1] В 1935 г. по объему добычи золота трест Якутзолото уступил Дальстрою, представлявшему особый сектор советской золотопромышленности.
В 1934 г. по решению СНК СССР оба предприятия были переданы в ведение Главсевморпути. Это значительно улучшило обеспечение их горным оборудованием, особенно на Сангаре. Здесь был разработан генеральный план эксплуатации месторождения, построены новая шахта, вместо нескольких небольших штолен, и тепловая электростанция, а в 1940 г. запущена врубовая машина [Боякова, 1995, С. 70]. Сангарское шахтоуправление стало одной из основных топливных баз на восточном секторе Северного морского пути.
С подготовкой пуска Якутской ЦЭС возрос спрос и на уголь Кангаласской шахты. За первые 6 лет после передачи в ведение ГУСМП добыча угля на Сангарском и Кангаласском месторождениях увеличилась почти в 5 раз [Там же, С. 72].
В 1932 г. началась разработка Зырянского месторождения угля АО «Комсеверопуть», а с 1936 г. – Дальстроем для обеспечения топливом Колымского пароходства. В 1939 г. там добывалось 26,7 тыс. т угля [Хатылаев, 2006, С. 57]. Кроме того, в 1934 г. началось освоение Чульманского месторождения, а в 1940 г. – Джебарики-Хайского.
Общий объем добычи угля был еще невелик и в 1940 г. составлял всего 128,5 тыс. т [Чудинов, Готовцев, 1969, С. 25]. Разрозненные по различным союзным и местным ведомствам угольные предприятия не имели единого организационного и технического руководства, не сформировались еще в самостоятельную отрасль.
В 1933 г. еще до окончания проектных работ в нескольких всесоюзных специализированных организациях началось сооружение основных объектов Якутской ЦЭС. Оборудование поставляли заводы Москвы, Харькова, Ленинграда и других городов. Эта первая крупная паротурбинная электростанция на многолетней мерзлоте была пущена 7 ноября 1937 г. [Гоголев, 1971, С. 73, 78].
Одновременно создавались отрасли по производству продукции широкого потребления. В 1931 г., спустя год после пуска, Якутский кожевенный завод выпустил изделий на 478 тыс. руб., превысив весь объем производства местной государственной промышленности Якутии в 1927 г. [Михалев, 1933, С. 14; Докторов, 1971, С. 63]. В ее системе кожзавод был наиболее технически оснащенным предприятием. Здесь имелось 20 машин для выполнения различных производственных операций: тянульных, строгальных, лощильных, прокатных, пошивочных. В 1937 г. было изготовлено 46 тыс. пар обуви. В 1941 г. было выпущено почти вдвое больше продукции, чем в 1931 г. Но коллектив испытывал трудности, связанные с аварийным состоянием зольного и дубильного цехов, с перебоями снабжения кожсырьем, химическими реагентами.
Из предприятий пищевых отраслей наибольшее значение имел рыбопромышленный трест «Тус-Балык». За годы первой пятилетки удалось увеличить добычу рыбы с 4,4 до 16-17 тыс. ц [НА РС (Я), Ф. Р-52. Оп. 27. Д. 69. Л. 14; Ф. Р-807. Оп. 1. Д. 50. Л. 299]. Трест приобрел укрупненные неводы и несколько моторных лодок. С передачей треста в 1937 г. системе Главсевморпути поступили небольшой катер и автомашина, построены бондарные мастерские в Булуне, засольные сараи в Тит-Ары. В 1939 г. трест был преобразован в самостоятельный Госрыбтрест с организацией Якутского, Алданского, Олёкминского, Усть-Янского рыбозаводов.
Рыбодобычей занимались также артели «Интегралсоюза» – на Севере, Республиканский союз потребкооперации «Холбос» и другие – в бассейне среднего и верхнего течения р. Лены. С 1936 г. рыбные промыслы «Интегралсоюза» находились в ведении Главсевморпути. В 1941 г. был создан Колымо-Индигирский госрыбтрест, подчиненный Дальстрою.
Увеличивалась добыча соли. После расширения соленакопительной изгороди на Кемпендяе в 1932 г. она выросла до 1,8 тыс. т, а в 1939 г. – до 2,1 тыс. т. На Пеледуе соль производилась более совершенным способом, путем выварки в чанах. В 1939 г. там добывалось 1,9 тыс. т соли.
В Якутии увеличилось количество небольших маслодельных, мукомольных и хлебопекарных заведений. В 1932 г. в г. Якутске вошел в строй пивоваренный завод, который в 1941 г. дал 7,6 тыс. г/л продукции [Антонов, 2002б, С. 79].
Таким образом, в годы довоенных пятилеток, по существу, впервые создавалась государственная промышленность местного значения, представленная предприятиями стройиндустрии и топливноэнергетического комплекса, а также отраслями, производящими продукцию широкого потребления. Но эти предприятия были в основном слабомеханизированными и маломощными. Многие новостройки начинались без утвержденной проектно-сметной документации.
Остро стояли вопросы обеспечения рабочей силой и технически подготовленными специалистами. Пополнение рабочих шло за счет новичков, не имевших профессиональной подготовки, и кустарей промысловых артелей. В 1930–1931 гг. Якутская областная организация ВЛКСМ выступила с инициативой направить из своих рядов несколько десятков человек на промышленные предприятия Якутска и на Кангаласский рудник. Сангарские копи набирали существенную часть новых рабочих в сельских районах Центральной Якутии. На сезонные работы Покровского кирпичного завода вербовались колхозники ближайших к нему районов.
Обучение рабочим профессиям шло в процессе производства. Во второй пятилетке на предприятиях началась сдача технического минимума. Стационарной подготовкой рабочих техническими профессиями стали заниматься с 1929 г. школы ФЗУ при ЦСНХ ЯАССР, а с 1931 г. – при Якутской типографии.
Лучше других квалифицированными рабочими был обеспечен Якутский кожзавод, принявший кустарей-кожевников, прибывших из Илимского частного предприятия, закрытого в 1929 г. в Иркутской области, а также членов промартели «Красный кожевник» г. Якутска.
Благодаря большой организаторской работе формировался отряд рабочих местной промышленности. Уже в 1932 г. в системе Наркомместпрома и Наркомснаба ЯАССР насчитывалось 1866 чел., составлявших 19,8% промышленных рабочих республики [Подсчитано по: Романов, 1998, С. 119]. Почти 1/5 рабочих местной промышленности приходилась на якутов. Это был момент максимальной их вербовки. В 1940 г. в системе Наркомместпрома ЯАССР трудились 2277 рабочих, представлявших 21,8% всего рабочего персонала, занятого в промышленности республики (без промкооперации) [Петров, 1992, С. 296; Подсчитано по: Сивцева, 2012, С. 35]. Но к этому времени удельный вес рабочих-якутов значительно сократился.
На предприятиях местной промышленности выросли ударники и стахановцы: на кожевенно-обувном комбинате – Р. Юлборисов, на Покровском кирпичном заводе – А. Соколова, П. Адамов, на Сангарской шахте – А.Г. Рудых, И.П. Бурнайкин и др.
В начале 1930-х годов в Якутской горнотехнической конторе работали два приглашенных горных инженера и один техник из Ленских приисков. Техническое руководство разработкой Сангарского и Кангаласского угольных месторождений вплоть до 1932 г. осуществлялось горными мастерами-практиками. В Якутском ЦСНХ лишь три специалиста имели высшее образование.
Важное значение в подготовке специалистов средней квалификации имело открытие техникумов в г. Якутске: строительного, дорожного в 1930 г., рыбного хозяйства и речного в 1932 г. Всего к июлю 1941 г. техникумы (строительный, дорожный и рыбного хозяйства) выпустили 50 чел. Кроме того, в 1932 г. по линии Наркомместпрома ЯАССР в центральных учебных заведениях обучались 29 чел. В 1936/1937 уч. г. центральные технические вузы готовили для Якутии 40 будущих специалистов, в том числе для предприятий Наркомместпрома ЯАССР. На этих предприятиях трудились выпускники центральных учебных заведений – И.П. Готовцев, М.И. Попов, А.К. Андреев, Н.А. Соловьев, Г.Т. Семенов и др. [НА РС (Я), Ф. Р-807. Оп. 1. Д. 165. Л. 5, 53; Афанасьев, 1966, С. 243; Айкаров, 1982, С. 35-36].
Так, в годы довоенных пятилеток государственная политика по подготовке специалистов для местной промышленности республики стала давать первые результаты.
Правительство ЯАССР осуществляло меры по кооперированию кустарей, поддержке их кредитами, помощью в приобретении оборудования и материалов, в организации новых производств. 17 апреля 1930 г. СНК ЯАССР образовал Якутский областной союз промысловой кооперации – Якпромсоюз [Бурнашева, 1999, С. 58]. На 1 января 1933 г. он объединял 252 артели, в которых трудились 5360 чел. [НА РС (Я), Ф. Р-70. Оп. 1. Д. 169. Л. 83]. Наиболее крупные его предприятия находились на Алдане и в столице республики. В Якутске были промартели «Работница» по швейному делу, «Большевик» – по шорному, «Сайсары» – по производству кирпича, «Металлист», «Красный строитель» и др.
После реорганизации в 1932 г. Якпромсоюза в Якутском облпромсовете была проведена децентрализация управления с созданием кустовых межрайпромсоюзов – Якутского, Алданского, Олёкминского и Вилюйского. Из них успешнее работал Алданский, освоивший 18 различных видов производства: швейное, кожевенное, металлическое, силикатно-керамическое, пищевое, стройматериалов и др. Он увеличил объем продукции с 2,3 млн руб. в 1932 г. до 8,4 млн в 1936 г. [Хатылаев, 1972, С. 192].
Несмотря на резкое снижение количества членов промкооперации в связи с переводом рыболовецко-охотничьих артелей на устав сельхозартелей и оттоком кустарей на госпредприятия, в 1940 г. в ней состояло 1570 чел. Объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг увеличился с 7,1 млн руб. в 1932 г. до 23,8 млн руб. в 1940 г. (в ценах 1932 г.). В 1941 г. на долю промкооперации приходилась 1/4 всей товарной продукции местного производства в Якутии [25 лет Якутской АССР..., 1947, С. 97; Бурнашева, 1999, С. 63, 74]. Это являлось существенным подспорьем в снабжении населения предметами широкого потребления, и они производились в основном с использованием незавозного сырья. Некоторые артели освоили изготовление новых видов изделий, требующих применения более сложной технологии и оборудования (силикатно-керамические, кондитерские и др.). Они оказывали так же услуги в общественном питании, бытовом обслуживании и на извозном транспорте.
Вместе с тем большие потенциальные возможности промкооперации в условиях Якутии использовались далеко не достаточно. Не хватало производственных помещений, оборудования, не было устойчивого обеспечения сырьем и материалами из-за неналаженности экономических отношений с поставщиками.
Трудности еще неокрепших предприятий местного значения усугубили кадровые потери, нанесенные политическими репрессиями. Подверглись необоснованным арестам нарком местной промышленности В.Н. Суханов, инженер-механик наркомата М.И. Попов. Были репрессированы первый директор ЯЦЭС А.К. Андреев, начальник строительства этой станции Ф.И. Беренда, ее главный инженер П.Ф. Дунаев и др. Среди арестованных оказались даже некоторые рабочие Покровского кирпичного завода, Якутского кожевенно-обувного комбината и типографии. Репрессии не обошли и персонал промкооперации – были арестованы председатели Якпромсовета З.Б. Пресс и артели «Красный строитель» С.Ф. Кочмарчик и др.
Исключительно сложными были вопросы развития транспорта. Основным средством внутреннего сухопутного сообщения являлся вьючно-санный транспорт. В 1920-х годах наземная почтово-пассажирская связь с другими регионами страны осуществлялась по примитивно оборудованному Иркутско-Якутскому тракту.
Главной жизнеобеспечивающей Якутию водной артерией являлась р. Лена, по которой в 1930 г. завозилось извне до 80% продовольственных и технических грузов [Белинский, 1991, С. 14]. Заготовленные в центральных областях страны грузы доставлялись в пункты назначения спустя год и даже два из-за дальности пути и сложности транспортной схемы, несвоевременного накопления тоннажа на верхнеленских пристанях и отсутствия механизации погрузочно-разгрузочных работ, короткого навигационного сезона, ограниченного максимально 130 днями. Нередко материальные ценности замерзали в пути до следующей навигации. Грузы, поступившие по железной дороге в г. Иркутск и на ст. Тыреть, доставлялись гужевым и автомобильным транспортом на верхнеленские пристани с последующей отправкой на пароходах и самосплавом до г. Якутска или перевалочных баз на средней Лене и пристани Укулан на р. Алдан. Пароходы совершали также нерегулярные рейсы на р. Вилюй и в низовья р. Лены.
В мае 1929 г. для улучшения организации судоходства по р. Лене было решено создать на базе Якпара Ленское государственное пароходство – Ленгоспар Наркомата путей сообщения СССР. Начальником временного Управления этого пароходства был назначен С.К. Войцеховский. В 1930 г. по постановлению СНК СССР Ленгоспару перешли пароходы и все водное хозяйство, сданные раньше в аренду концессии «Лена Голдфилдс».
Ленское речное пароходство пополнялось новыми мощностями, в том числе буксирным пароходом «Ленин». В 1932 г. было выделено из состава Ленского речного флота пароходство Лензолотофлот для улучшения снабжения трестов Якутзолото и Лензолото. В 1936 г. Ленгоспар и Лензолотофлот располагали 67 пароходами и теплоходами, 254 сухогрузными и пассажирскими баржами [Колесов, Потапов, 1937, С. 254]. Горнякам отдаленных приисков Лензолотофлот доставлял грузы и по малым рекам на мелкосидящих судах, построенных на Жигаловской верфи, для освоения сложных навигационных условий рек Мая, Юдома, Аллах-Юнь, Учур, Олёкма. Проводились значительные работы по углублению фарватера рек Лена и Алдан, обустройству береговых и плавучих знаков, оборудованию освещенных стационарных постов.
Другим путем поступления транзитных грузов в Якутию являлась Амуро-Якутская шоссейная дорога. В 1930 г. на этой стройке были заняты 2 колесных и 4 гусеничных трактора, 5 грузовых автомашин, 16 моторных и 21 тягловый каток, грейдеры, камнедробильные машины, 6 инженеров и 24 техника. Этой крупной стройкой, исключительно сложной по рельефу маршрута и по инженерному решению множества проблем, связанных с особенностями ведения работ в условиях вечной мерзлоты, руководили инженеры С.В. Кондратьев, А.И. Калинин, А.О. Гильде. В Якутии работал Комитет содействия по постройке АЯМ. Преодолев большие трудности, задержавшие срок пуска на год с лишним, с 1 января 1932 г. строители сдали автомагистраль Большой Невер — Незаметный — Томмот в постоянную эксплуатацию (730 км). Это была первая в Якутии автомобильная дорога, давшая кратчайший и круглогодовой выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль. К концу второй пятилетки на АЯМе насчитывалось до 350 грузовых автомашин и несколько почтово-пассажирских автобусов. В 1940 г., несмотря на низкое техническое состояние автопарка и нехватку снегоуборочных машин в зимне-весенний сезон, на долю АЯМа приходилось до 15% всего грузопотока, поступившего извне республики [Белинский, 1991, С. 14].
Автотранспорт начал появляться и в некоторых других промышленных очагах. В 1934 г. вступила в эксплуатацию автодорога Сунтар — Кемпендяй. В 1930-е годы открылись автозимники Чуран — Незаметный, Усть-Аллах — Ыныкчан, Ытыга — Ыныкчан, Батамай — Эсе-Хая. Поддерживалась нерегулярная автомобильная связь г. Якутска по грунтовым дорогам с районными центрами – Покровском, Амгой, Чурапчой, Ытык-Кюелем.
Важное значение для Якутии, особенно для ее северных районов, имело открытие в 1932 г. Северного морского пути. 8 сентября 1933 г. в бухту Тикси вошли морские суда «В. Володарский» и «И. Сталин», прибывшие с грузами из Архангельска в составе Ленской экспедиции, ведомой ледоколом «Красин» под руководством капитана Я.П. Легздина [НА РС (Я), Ф. Р-499. Оп. 3. Д. 25. Л. 70]. Начались регулярные морские грузоперевозки в Якутию из Европейского Севера страны и с Дальнего Востока. В 1940 г. по Северному морскому пути доставлялось 19% всех завозимых в Якутию грузов [Белинский, 1991, С. 14].
С открытием Севморпути связано транспортное освоение арктических рек Якутии. В 1933 г. образовано пароходство Конторы водного транспорта Северо-Якутского комбината Главсевморпути при СНК СССР, реорганизованное в 1935 г. в Якутское территориальное управление (ЯТУ ГУСМП). Новое пароходство обслуживало грузоперевозки на участке Якутск — Тикси и частично доставляло грузы на пристань Батамай в устье р. Алдан. В 1938 г. на базе 11 буксирных и 52 несамоходных судов Конторы водного транспорта ЯТУ ГУСМП было сформировано Северо-Якутское речное пароходство ГУСМП, осуществлявшее грузоперевозки в низовьях р. Лены и по рекам Яна, Анабар, Оленёк.
В 1931 г. первым на р. Колыму прибыл из г. Якутска пароход класса река – море «Ленин». В 1932 г. ледокол «Сибиряков» привел еще два парохода. С переходом управления Колымского пароходства в ведение Дальстроя организовывался ежегодный перегон судов с Качугской верфи на р. Лене. В 1935 г. число самоходных судов там увеличилось до 15 (без учета катеров, отправленных из Владивостока).
В 1936 г. ЯТУ ГУСМП отправило в составе Яно-Индигирской экспедиции пароходы «О. Шмидт» и «Сасыл-Сысы», начавших судоходство по рекам Индигирка и Яна соответственно. В 1939 г. на базе Индигирского эксплуатационного участка ЯТУ ГУСМП и Колымского речного управления Дальстроя было сформировано Колымо-Индигирское речное пароходство ГУСМП, переданное в 1940 г. Дальстрою. В 1941 г. там насчитывалось 26 самоходных судов различного назначения [Боякова, 1995, С. 58-59; Бродкин, 2006, С. 105]. В 1938 г. в связи с развитием добычи олова в Верхоянье ГУСМП образовало отдельный Янский эксплуатационный участок СЯРПа, в составе которого в 1940 г. насчитывалось 9 пароходов. С 1937 г. началось судоходное освоение рек Оленёк и Анабар. Все это имело большое значение для социально-экономического и культурного развития Крайнего Севера Якутии.
Становление водного транспорта республики было неразрывно связано с помощью судостроителей Волги, Днепра, Камы, Иртыша, а также с развитием судостроения в Жигалове, Качуге, а с 1933 г. в Пеледуе.
Река Лена, оказавшая огромное влияние на формирование транспортной инфраструктуры всей Якутии, продолжала сохранять ведущую роль в снабжении республики. В 1937 г. суммарный объем грузоперевозок трех пароходств, действовавших на р. Лене, достиг 403 тыс. т, что превысило уровень 1928 г. в 7 раз [Ленское..., 1970, С. 30]. Новые перспективы открыло окончание строительства автодороги Заярск — Усть-Кут в 1936 г.
В 1930-е годы решались и вопросы развития авиасообщения. По основному маршруту Иркутск — Якутск (1045 км), открытому пилотом А.С. Демченко, почтово-пассажирские рейсы совершались на небольших самолетах советского (МП-1, ПО-7), а также импортного (Юнкерс-10, «Савойя» и др.) производства. Якутская аэростанция принимала летом гидросамолеты на Ленской протоке под Якутском, а зимой – на льдине. Время пребывания в пути теперь сократилось до 1-2 дней вместо 25-30 наземными видами транспорта. В 1935 г. в Якутске закончилось строительство постоянного аэродрома.
В 1929 г. открылась авиатрасса Якутск — Томмот пилотом Сибирских авиалиний М.Т. Слепневым. В 1935 г. началось воздушное сообщение по маршруту Якутск — Незаметный (пилот А.Р. Романов), а в декабре — Незаметный — Сковородино (ж.-д. станция на Транссибе). В 1935 г. в г. Якутске за счет бюджета ЯАССР была организована «Исполкомовская авиация», состоявшая из одного летного звена. Самолеты легкого типа (У-2, Я-6) совершали почтово-пассажирские рейсы в Намцы, Чурапчу, Ытык-Кюель, Амгу, Усть-Маю и т.д. В 1937 г. самолет Иркутского авиаотряда открыл авиалинию Якутск — Аллах-Юнь. В числе пилотов, обслуживающих эту трассу, был С.А. Асямов, впоследствии Герой Советского Союза [Хроника., 1997, С. 72; Алтунин, 1991, С. 109-110].
В 1935 г. Ленская авиагруппа ГУСМП, существовавшая с октября 1934 г., открыла регулярную воздушную линию Якутск — Тикси (пилоты В.Л. Галышев и А.Н. Грацианский). Она организовывала отдельные рейсы в Эсе-Хая, Оймякон, Крест-Хальджай, Оротукан, Нюрбу. Ее самолеты вели аэрофотосъемки по р. Лене и по арктическому побережью, способствуя развитию каботажного судоходства. В 1934 г. летчики Якутской гидролинии М.Т. Слепнев и И.П. Доронин приняли участие в спасении из «ледового плена» экипажа парохода «Челюскин» и вошли в число первых Героев Советского Союза. В Оймяконском районе Дальстрой имел Нерский аэропорт.
Экипажи самолетов перевозили пассажиров, золото, пушнину, почтовые грузы. Якутяне с восторгом встречали авиарейсы, активно помогали в строительстве простейших взлетно-посадочных площадок, а горняки Алдана выступили инициаторами сбора средств для производства новых самолетов. Но в районах республики самолеты принимались на естественных лугах, побережьях и протоках рек и на озерах. Поэтому полеты были связаны с большим риском. Для обсуждения вопросов улучшения организации и дальнейшего развития воздушного транспорта в 1936 г. Якутск посетил начальник Восточно-Сибирского управления ГВФ ССР А.Е. Голованов (с 1944 г. Главный маршал авиации).
Таким образом, в 1930-е годы шло формирование сложной, комбинированной транспортной инфраструктуры, состоявшей из речного, морского, каботажного, автомобильного, авиационного и гужевого видов сообщения.
Однако внутриреспубликанская наземная связь в Якутии все еще оставалась слаборазвитой; 80% ее территории не имело колесных дорог. Из 35 административных районов республики относительно устойчивое сухопутное сообщение с г. Якутском поддерживали лишь четыре, а деаять не имели его с мая по ноябрь [Колесов, Потапов, 1937, С. 257-258].
Бескрайние просторы Якутии осваивали люди самоотверженные и высокопрофессиональные. В 1933 г. и в 1937 г. капитан морского плавания П.Г. Миловзоров совершил два рейса по перегону судов с р. Лены на Колыму. Капитанами первых пароходов «О. Шмидт» на р. Индигирке и «Сасыл-Сысы» – на р. Яне были С.Ф. Дембский и И.Н. Тиркельтауб соответственно. В сложных навигационных условиях великой сибирской реки Лены прошли профессиональную закалку капитаны Н.С. Горовацкий, А.Д. Богатырев и др.
Первопроходцы новых видов транспорта в Якутии – автомобильного и авиационного – проявляли энтузиазм и мужество, нередко рискуя жизнью. В 1930 г. при перелете из Якутска в Сангар погибли пилот самолета «СССР-176» О.А. Кальвиц и члены экипажа. В 1937 г. во время трансарктического перелета через территорию Якутии потерпел катастрофу самолет Героя Советского Союза С.А. Леваневского, проложившего в 1936 г. беспосадочный маршрут Москва — Лос-Анджелес (США).
Политические репрессии 1930-х годов нанесли невосполнимые потери кадровому составу развивающегося транспорта республики. Незаконно объявлены «врагами народа» начальники Ленского госпароходства В.К. Аверин, Конторы водного транспорта ЯТУ ГУСМП С.Н. Мамошкин, инженер-механик ЛУРПа А.Ф. Ефимов, капитан парохода «Шахтер» М.М. Арбатский, многие машинисты пароходов, директор Красноармейского судоремонтного завода в Киренске С.М. Горовацкий, начальник Якутской аэростанции П.И. Баринов и др. Были необоснованно арестованы управляющий АЯМзолототранса А.М. Быков, руководители его Неверской и Якутской транспортных контор.
Таким образом, в процессе проведенной в СССР в конце 1920-1930-х годов политики форсированной индустриализации в Якутии развернулось небывалое до того широкое промышленное строительство и транспортное освоение присущими директивной экономике подходами и методами. Это финансировалось почти полностью из бюджетов СССР и РСФСР. Даже на развитие промышленности местного подчинения, по данным 1932 г., 78% средств выделялось из центра. В 1934 г. 95% рабочих и служащих в промышленности ЯАССР составляли русские и представители других национальностей, а якутов было 5% [Михалев, 1933, С. 15; Романов, 1998, С. 120]. Коренное население активно участвовало в поставке продовольствия в промышленные районы, а так же в перевозке транзитных и местных грузов.
Валовая продукция всей промышленности ЯАССР выросла в первой пятилетке в 4 раза, во второй – в 3,8 раза, за 3 года третьей – на 88% [Якутия за 50 лет..., 1967, С. 25]. Высокие темпы ее роста, характерные и для других национальных регионов Сибири, были обусловлены как реальными достижениями, так и низким исходным уровнем промышленного производства к началу первой пятилетки. Здесь развивалась преимущественно горнодобывающая отрасль союзного значения, и в 1940 г. почти 55% промышленных рабочих трудилось на предприятиях Наркомцветмета СССР [Подсчитано по: Сивцева, 2012, С. 35]. Заметные сдвиги произошли и в развитии местной промышленности. Все это вызвало изменения в исторически сложившейся структуре экономики и социального состава населения. Уже в 1929 г. доля промышленности в валовой продукции республики достигла 35%, а в 1940 г. – 68% [Докторов, 1971, С. 96; Гоголев, 1972, С. 243]. По единовременной переписи населения 1939 г., из общей численности всех занятых трудом 26,8% составляли рабочие и служащие промышленности, строительства, транспорта и связи [Подсчитано по: РГАЭ, Ф. 1562. Оп. 336. Д. 525. Л. 4, 5; Д. 1573, Л. 172-183; Д. 1624. Л. 172-177. Документ предоставлен С.И. Сивцевой]. Данные же по среднегодовой численности постоянных промышленных рабочих предвоенных лет расходятся в диапазоне 8,9 тыс. – 13,6 тыс. чел. и более [Гоголев, 1972, С. 249; Митупов, 1974, С. 30; Санжиев, 1982, С. 393; Романов, 1998, С. 121; Сивцева, 2012, С. 35]. Это вызвано тем, что одни авторы оперировали данными на конкретную дату текущего учета, другие – среднегодовыми, а в материалах Статуправления приводились противоречивые сведения о численности постоянных рабочих в промышленности. Но при сравнении их с аналогичными показателями в других национальных районах Сибири обнаруживается, что по количеству этих рабочих Якутия занимала второе место после Бурятии.
За годы индустриализации, которая отвечала интересам всех регионов страны, в Якутии были созданы основы многоотраслевой промышленности, оказавшей большое влияние на ускорение социально-экономического развития республики. Вместе с тем, в отличие от Бурятии, где, кроме горнодобывающей, создавались машиностроительная, металлообрабатывающая и электротехническая отрасли индустрии, и частично от Хакасии, промышленное освоение Якутии носило в основном минерально-сырьевую направленность и территориально локальный, очаговый характер, обусловленный разработкой отдельных, наиболее ценных и дефицитных видов полезных ископаемых. Этот фактор повлиял также на формирование транспортной схемы республики. За пределами горнопромышленных узлов и магистральных водных и отдельных наземных путей сообщения обширные просторы Якутии оставались нетронутыми техническими средствами передвижения.
_____________________________
Автор статьи: Хатылаев Михаил Михайлович, д.и.н., профессор исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.