наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Курс на форсированную индустриализацию. Создание основ многоотраслевой промышленности.

В конце 1920-х годов в Советском Союзе произо­шел поворот от НЭПа к директивным методам управления экономикой. В этих условиях провоз­глашенный еще в декабре 1925 г. исторически обос­нованный курс на индустриализацию страны вылился в жесткую политику форсированной тех­нической модернизации для осуществления ее в кратчайшие сроки ценой любых затрат и жертв. Поставленная задача промышленного «скачка» тре­бовала огромных золотовалютных ресурсов для за­купок импортного оборудования в больших объемах. В решении этой сложнейшей проблемы исключительно важная роль принадлежала золото­добывающей промышленности. В 1927 г. было орга­низовано Всесоюзное акционерное общество Союззолото (с 1930 г. Цветметзолото ВСНХ, с 1933 г. Главзолото Наркомтяжпрома, с 1939 г. – Наркомцветмета СССР), а в 1931 г. создан трест «особого типа» Дальстрой, подчиненный непосредственно Совету Труда и Обороны СССР (с 1938 г. НКВД СССР), прииски которого возникли и на террито­рии Якутии. Первым 5-летним планом отрасли, принятым по директиве СНК СССР, предусматри­валось увеличение добычи золота по объединению Союззолото в 4,5 раза, а по Алданским приис­кам – в 3,3 раза [Хатылаев, 1997, С. 31-32, 35]. Та­кие высокие задания, исходившие из потребности страны, не были обеспечены реальными разведан­ными минерально-сырьевыми запасами, производ­ственно-техническими и кадровыми ресурсами, не­обходимыми транспортными и социально-бытовыми условиями на приисках. Все несогласные с нере­альными планами клеймились как «правые укло­нисты». Во второй пятилетке план добычи золота по Главзолоту Наркомтяжпрома СССР и по тресту Якутзолото являлся более сбалансированным, чем в предыдущей. Этому способствовал, в частности, ввод в эксплуатацию богатых приисков Дальстроя на Колыме.

Ввиду решающего значения Алданских приисков для восстановления всей системы Главзолота им уделялось особое внимание, в том числе по вопро­сам финансирования и подвоза грузов. В 1926 г. Ал­дан посетила Комиссия СТО СССР и ВЦИК, в 1929 г. – начальник Союззолото А.П. Серебровский и его заместитель Я.С. Щербинин. В 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии Алданской организации». В 1932 г. члены Политбюро ЦК ВКП(б), председатель Президиума ВЦИК М.И. Калинин и нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе приняли в Москве делегацию Алданских горняков. По итогам этой поездки были приняты важные решения по оказанию помощи в обеспечении техническим оборудованием и в улучшении социально-культурных условий на приисках. В 1933 г. нарком Г.К. Орджоникидзе сообщил о личном шефстве над трестом Якутзолото.

Вопросы развития основной отрасли промышленности Якутии систематически рассматривались на заседаниях бюро обкома ВКП(б) и Совнаркома ЯАССР. VI Всеякутский съезд Советов (1929 г.) и IX Якутская областная партийная конференция (1932 г.) обсуждали специальные доклады руководителей Алданских приисков. Алдан часто посещали секретарь обкома ВКП(б) П.М. Певзняк, председатель СНК ЯАССР Х.П. Шараборин и др. Крупнейшее в отрасли предприятие страны возглавляли кадровые работники советской золотопромышленности: П.А. Этко, А.Р. Альшанский, Я.С. Щербинин. Большую организаторскую работу на приисках проводили секретарь Алданского райкома ВКП(б) Л.З. Корытный, награжденный в 1935 г. орденом Ленина, председатель исполкома районного Совета В.Н. Суханов.

Прииски Алдана 1930-е
Подъем металлосодержащего песка на Алданских золотых приисках. 1930-е годы. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

На пути становления золотодобывающего региона имелись большие трудности. Золото добывалось почти полностью тяжелым ручным трудом. С 1928 г. начался переход от открытых работ к трудоемким шахтным. Не хватало горного оборудования и электроэнергии. Горняки, работавшие в сырых подземных забоях, жили в холодных бараках, отапливаемых дровами. По данным 1929 г., на 1 чел. приходилось лишь 1,5 м2 жилплощади. Даже в 1932 г. до 60% рабочих общежитий были представлены постройками некапитального типа, не имели коммунально-бытовых удобств. С 1928 г., как и по всей стране, существовала нормированная карточная система распределения продуктов питания. Из-за транспортных проблем были моменты, когда запасов продовольствия на приисках оставалось только на несколько дней. Это усиливало спекуляцию, хищение золота и другие негативные явления. В 1931 г. на Алдан прибыло 5,3 тыс. рабочих, а убыло 3,5 тыс. и ежемесячно не хватало 17-50% необходимого контингента [НА РС (Я), Ф. Р-68. Оп. 6. Д. 10. Л. 18].

Несмотря на столь сложное положение на приисках, 20 мая 1929 г. комсомольцы Алдана первыми в Якутии включились в движение ударников, начавшееся в стране по инициативе ленинградцев. Трудовое соревнование, получившее в то время название социалистического, преодолевая недостатки начального этапа своего развития и даже сопротивление его внедрению части рабочих, ширилось, приобретая все новые формы. Его участники разрабатывали встречные планы, организовывали хозрасчетные бригады, конкурсы за звание лучшего по профессии и др. Все это проводилось под руководством партийной, профсоюзной, комсомольской организаций.

20 февраля 1932 г. на прииске «Нижнесталинский» была открыта первая в советской золотодобывающей промышленности комсомольско-молодежная шахта имени секретаря ЦК ВЛКСМ А.В. Косарева. Коллектив в составе группы кадровых горняков и нескольких сотен молодых рабочих возглавил 23-летний горный техник В.А. Рындин. Шахта первой из предприятий Алдана начала выполнять план добычи золота, развернув соревнование на основе сменно-встречного планирования. Как символ трудового успеха, на копре шахты зажглась Красная звезда.

Хотя соревнованием было охвачено в 1932 г. до 80% рабочих Алдана, было много формализма в его организации, недостатков в создании необходимых условий со стороны хозяйственного руководства, и трест Якутзолото находился в числе отстающих. Причина этого заключалась в низком производственно-профессиональном уровне состава рабочих, пополнявшегося постоянно в основном выходцами из деревни, прибывшими по вербовке, по общественному призыву или самотеком, а также в связи с раскулачиванием и выселением раскулаченных (спецпереселенцев) из районов массовой коллективизации. В течение 1930–1931 гг. на Алдан из Сибири и европейской части страны было доставлено 6297 взрослых и детей [Романов, 1998, С. 99].

В 1932–1934 гг. спецпереселенцев завозили не­большими группами. По истечении трех лет раскула­ченные восстанавливались в гражданских правах, если зарекомендовали себя «честной работой, ло­яльным отношением и поддержкой мероприятий советской власти». В 1933 г. в связи с большим от­током рабочей силы в предыдущем году, на Алдан привезли 1168 чел. из исправительно-трудовых ла­герей. Затем начали поступать новые пополнения за счет промпереселенцев – завербовавшихся доб­ровольно и на льготных условиях из районов, по­страдавших от сильного неурожая 1932–1933 г. в Поволжье и на Украине. В 1935–1937 гг. трест Якутзолото принял 2039 таких семей [Там же, С. 89]. Часть этих переселенцев была использована на ра­ботах по сельскохозяйственному освоению Алдана. Кроме того, в 1930 г. Якутский обком ВЛКСМ при­нял решение отправить на золотые прииски 50 чел., из них 75% якутов. В 1931 г. на Алдан была моби­лизована новая группа комсомольцев. В 1932 г. по инициативе Якутской областной организации ВКП(б) на прииски прибыло 1019 якутов [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 182. Д. 2. Л. 8, 9; По заветам Иль­ича, 1930, С. 77; Хатылаев, 1972, С. 118]. В 1933 г. и 1934 г. (за 9 месяцев) поступили еще 867 чел.

Обучение новых пополнений и уже работающих кадров проводилось преимущественно без отрыва от производства. В 1931 г. вводными курсами по горному делу для начинающих было охвачено 600 чел., учебными забоями – 400, различными техническими кружками и школой горпромуча, где стационарно готовили электриков, драгеров, тока­рей, машинистов, – 1107 чел. [Хатылаев, 1986, С. 64, 66]. На приисках возникло движение ЗОТ (За ов­ладение техникой). Районная газета «Алданский рабочий» выпускала «Технические страницы». Рас­ширялся охват техническими кружками, организовывались «технические бои» (конкурсы-диспуты) между коллективами. С 1934 г. была введена сдача гостехэкзамена по рабочим профессиям.

Все это способствовало повышению производст­венно-профессионального уровня горняков и на этой основе – трудовой и творческой активности. В начале октября 1933 г. на Алдане насчитывалось 2482 ударника труда [НА РС (Я), Ф. П-43. Оп. 10. Д.315. Л. 263]. В течение 1933–1934 гг. в ходе Всесо­юзных конкурсов предприятий отрасли забойщики шахты им. А. Косарева С.В. Васильев и С.Н. Чернов выработали «метод подкалки» в спаренных забоях, в корне изменивший традиционный способ работы в шахтах Алдана. Высокопроизводительный метод горняков был поддержан руководством треста Главзолото Наркомтяжпрома СССР и рекомендован для распространения в другие районы добычи россып­ного золота страны. С.В. Васильев был командиро­ван для передачи передового опыта на золотые прииски р. Лены и Забайкалья, награжден орденом Ленина. Одновременно обучались техническим дис­циплинам рабочие, занятые на обслуживании драг, гидравлических установок, электростанций и дру­гого оборудования.

Квалифицированная часть рабочих шахт Алдана, овладевшая в совершенстве горным делом, идя по пути разделения труда в бригадах, вплотную подо­шла к внедрению методов работы зачинателя дви­жения новаторов в стране – донецкого забойщика А.Г. Стаханова.

20 октября 1935 г. бригады забойщиков И.М. Шипицына, Н.С. Галимова, А.Л. Мельникова, первыми вышедшие на стахановскую смену в Ороченском приисковом управлении, вырубили по 5,4—6,8 м3 зо­лотоносных песков на каждого рабочего. Одновре­менно высоких результатов добились три бригады Ленинского управления. Несмотря на показатель­ную организацию первых рекордных достижений, это помогло рассеять скептические настроения о том, что донецкий «уголь рубить — не золото до­бывать». Уже к февралю 1936 г. на А лдане насчиты­валось 1450 стахановцев, и по их количеству трест Якутзолото стал одним из передовых в системе Главзолото. 5 марта 1936 г. Наркомтяжпром СССР наградил 30 алданцев нагрудным знаком «Стахано­вец золотоплатиновой промышленности». Опыт но­ваторов производства изучался в стахановских шко­лах, а сдавшие гостехэкзамены занимались на кур­сах повышенного типа; сами стахановцы проходили 2-годичные курсы мастеров социалистического тру­да. Улучшилось материальное и моральное стиму­лирование передовиков. В октябре 1936 г., несмотря на то, что в начале года были значительно повыше­ны технические нормы выработки, ряды стаханов­цев выросли до 2071 чел., через год — до 2235, в январе 1938 г. их было 2300 чел. [Хатылаев, 1972, с. 160]. Вслед за инициаторами стахановского дви­жения стали широко известны имена забойщи­ков – Н.П. Коробкина, И.В. Куликова, И.Д. Варла­кова, В.И. Стрельцова, А.П. Прищепчикова, Г.И. Ве­дерникова; драгеров – П.Ф. Вырвы, М.И. Черемных, машиниста электростанции А.И. Тарасова, старате­лей – М.Д. Канфазарова, С.И. Флусова и др. В 1939 г. показавший образец стахановского труда забойщик Н.П. Коробкин был удостоен ордена «Знак Почета» [Ковлеков, 1988, С. 38].

К концу 1930-х годов трудовое со­ревнование стало терять прежний ритм. За рекор­дами передовиков скрывались факты замалчивания информации о значительной части рабочих, не вы­полнявших нормы выработки, и желание использо­вать стахановские декады и месячники для штурмового покрытия недобора планового золота. Это стало одной из причин срыва выполнения трестом Якутзолото годовых планов в предвоенные годы.

Развитие отрасли зависело не только от энтузи­азма соревнующихся, но и от решения большого узла производственно-технических и социально-бы­товых проблем на приисках.

Обширная программа технической реконструк­ции действующих и строительства новых предпри­ятий отрасли была выдвинута в решении Политбю­ро ЦК ВКП(б) от 5 ноября 1931 г., в приказе по ВСНХ СССР от 10 ноября того же года, в поста­новлении ЦК ВКП(б) от 23 февраля 1932 г. «О зо­лотой промышленности». Встала задача вывести на новый технический уровень эту отрасль, являв­шуюся одной из самых отстающих, несмотря на свое особое значение для страны.

В Алданском и Южно-Якутском приисковых управлениях Союззолото еще в 1930–1931 гг. появи­лись первые четыре гидравлические установки, но этот способ добычи золота не получил широкого распространения. Во второй пятилетке эксплуати­ровались лишь Незаметнинская, Перебуторнинская, Куранахская гидравлики. Гораздо шире развивалась дражная разработка золота. Летом 1931 г. со значи­тельной задержкой вступили в действие электродраги № 3 и № 4, изготовленные на заводе «Крас­ный путиловец» в Ленинграде. В 1932 г. закончился монтаж паровой драги № 5, выпущенной Иркут­ским заводом им. В.В. Куйбышева. За самоотвер­женный труд по сборке драг, особенно пятой, вы­полненной за рекордный в СССР короткий срок (7,5 месяцев) «в крайне тяжелых условиях», меха­ник А.А. Недвецкий и слесарь Ф.С. Лошкарев были награждены орденом Ленина. В 1934 г. закончилась сборка драги № 6, изготовленной в Иркутске. Это произошло благодаря созданию в 1930-е годы собст­венной машиностроительной базы для золотодобы­вающей промышленности страны.

На подземных работах, ставших решающим зве­ном производства, отбойка золотоносных песков осуществлялась кайлами, откатка по шахте – тач­ками, а выдача на поверхность – в железных бадь­ях с помощью подъемного механизма. 14 ноября 1932 г. на шахте № 8 вступил в эксплуатацию пер­вый на Алдане ленточный транспортер для откатки и подъема нагора золотоносных песков. Поступле­ние технической помощи после поездки в 1932 г. в Москву вдохновило горняков на дальнейшее расши­рение начатых работ. Так, алданцы стали инициа­торами развертывания механизации подземных ра­бот в районах добычи россыпного золота в СССР.

Начинание шахтеров Алдана было поддержано руководством треста Главзолото, и по его рекомен­дации Алдан посетили делегации трестов Лензолото, Амурзолото и Приморзолото. Вместе с тем, на добыче россыпного золота забойщики по-прежнему трудились вручную.

В 1933 г. на Лебедином была введена в строй пер­вая на Алдане обогатительная фабрика с двумя бегунными чашами, а в 1936 г. их количество уве­личилось до 6. Пуск пробной обогатительной фаб­рики после долгих споров среди специалистов от­крыл перед Алданом новые перспективы освоения рудных месторождений золота.

Значительно улучшилась обеспеченность треста Якутзолото различными видами технического обо­рудования. В 1932–1936 гг. количество локомобиль­ных установок увеличилось с 15 до 47, паровых котлов – с 15 до 46, центробежных насосов – с 5 до 71, паровых – с 11 до 50, лебедок – с 5 до 27 [НА РС (Я), Ф. П-43. Оп. 4. Д. 232. Л. 211]. Была вве­дена паровая оттайка мерзлых пород в шахтах и на дражных полигонах. На горноподготовительных ра­ботах применялись 6 экскаваторов. Большое значе­ние имели окончание в 1932 г. строительства пер­вой очереди Селигдарской районной электростанции и ее расширение. Шла подготовка к пуску крупной Якутской ТЭЦ. Однако перебои в электроснабже­нии вызывали значительные простои шахт, драг, золотоизвлекательной фабрики. Несмотря на труд­ности и недостатки в освоении установленных мощностей, техническая модернизация предпри­ятий стала важнейшим фактором значительного улучшения работы треста Якутзолото.

Одновременно решалась и другая сложнейшая за­дача – подготовка технических специалистов. К началу 1930-х годов на Алдане было всего 9 техни­ков и 5 инженеров разного профиля. Новые кадры направлялись объединениями Востокзолото и Главзолото, частично готовились из студентов-якутян в центральных вузах и в Алданском горном технику­ме, открытом в 1930 г. В 1937 г. только на приисках Центрального Алдана насчитывалось 59 инженеров, а техников по всему тресту – 77 чел. [Хатылаев, 2010, С. 102-103]. Среди них были инженеры Е.И. Орлов, Л.М. Жигалов, К.А. Доменов, М.А. Укра­инский, М.Г. Балахнин и др. Вместе с ними труди­лись первые якутские геологи И.П. Лебедкин, Н.Г. Рысаков. В 1935 г. главный инженер треста Якутзолото К.М. Чарквиани был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Кроме того, были иностранные инженеры-консультанты Н. Уимлер, Л. Робертс. Решение проблемы технических специа­листов к концу 1930-х годов подняло организацию производства на качественно новый уровень.

Шахтер Васильев
Шахтер шахты им. А. Косарева, мастер забойного цеха, член ЯЦИК В.С. Васильев. 1930-е годы. РГАКФД. № 0266189.

Заметным событием в развитии отрасли явилось открытие в 1932 г. экспедицией геолога Н.И. Зайце­ва Аллах-Юньского (Джугджурского) золотоносного района, где с октября 1936 г. начало действовать Приисковое управление в составе треста. 13 марта 1939 г. Главвостокзолото Наркомцветмета СССР об­разовало самостоятельный трест Джугджурзолото [НА РС (Я), Ф. Р-839. Оп. 13. Д. 12. Л. 14]. До этого директором Аллах-Юньского Приискового управле­ния работал один из лучших хозяйственных руко­водителей Алдана Т.Т. Полынский. Новый трест Джугджурзолото возглавил Г.А. Лунин, направлен­ный Наркомцветметом. На приисках преобладали старательские работы. Начали применяться паровая оттайка мерзлых пород, экскаваторная добыча зо­лотоносных песков, доставка их на ленточных транспортерах до промприборов. Были пущены электростанции в пос. Аллах-Юнь, на прииске Ми­нор. В 1939 г. эксплуатировались 43 горных участка, в 1940 г. – 57 [Там же, Л. 13]. Впервые после 1937–1939 гг. в 1940–1941 гг. удалось успешно справиться с годовыми планами по добыче золота. 

Алданские и Аллах-Юньские прииски прошли через большие трудности при обеспечении горня­ков жильем и продовольствием, типичные для от­даленных районов нового промышленного освое­ния. Заметные позитивные сдвиги происходили в социальной сфере после принятия постановлений Президиума ВЦИК «О мероприятиях по улучше­нию материально-бытового и социально-культурно­го обслуживания рабочих Промышленно-Алданско­го района» от 20 октября 1932 г., ЦК ВКП(б) «О золотой промышленности» от 23 апреля 1933 г. и СНК СССР от 26 апреля того же года. В них предусматривался комплекс мер по расширению жилищного и культурного строительства, стимули­рованию оплаты труда рабочих. Только за 6 меся­цев 1934 г. в Алданском районе вселились в новые квартиры 1298 чел. Появились первые двухэтажные рабочие общежития. Благоустраивались рабочие по­селки Орочен, Нижнесталинск, Незаметный – последний в 1939 г. был преобразован в г. Алдан. Сло­жилась разветвленная сеть учреждений культуры и здравоохранения. В 1936 г. на Алдане насчитыва­лись 6 больниц, 23 амбулатории, 18 библиотек, включая ведомственные, 58 красных уголков. В 1934–1936 гг. было оборудовано 8 звуковых кино­установок. На Алдан приезжали артисты Москов­ского театра им. Е.Б. Вахтангова и писатели. В 1937 г. 20 рабочих клубов вели разнообразную культурно-массовую работу. Отмена карточной сис­темы распределения продовольственных и промыш­ленных товаров в 1935 г., рост заработной платы в 1933–1936 гг. в 1,5 раза, организация сельскохозяй­ственного освоения приисковых районов и созда­ние подсобных хозяйств способствовали значитель­ному улучшению материальных условий жизни горняков, приобретению их семьями велосипедов, наручных часов, патефонов и других престижных в то время товаров. Известные стахановцы избира­лись в высшие и местные органы государственной власти. С.В. Васильев был членом Совета Национальностей ЦИК СССР, И.Д. Варлаков – депутатом Верховного Совета СССР первого созыва, несколь­ко горняков – членами ЦИК ЯАССР. В 1938 г. П.В. Гуляев и Ф.В. Павлова стали депутатами Вер­ховного Совета ЯАССР.

Вместе с тем горняки отрасли пережили тяже­лые испытания в период политических репрессий 1930-х годов. Еще в 1930 г. главный геолог Алдан­ских приисков С.А. Подъяконов, обвиненный во вредительстве, проходил по сфабрикованному делу Промпартии. Политические процессы против «вре­дительства» в транспортных и торгово-снабженче­ских организациях золотодобывающей промышлен­ности СССР, проведенные в 1930–1931 гг., охватили и Алданский район. В годы «ликвидации кулаче­ства как класса» тысячи зажиточных крестьян, выселенные насильственно из европейских и сибирских регионов страны, прошли через режимные спецпоселки НКВД. Управляющий трестом Якутзолото Я.С. Щербинин, имевший большие заслуги в выходе предприятия в ряды лучших в системе Главзолото, был необоснованно обвинен в троц­кистской вредительской деятельности. В ходе мас­совых репрессий 1937–1938 гг. были арестованы: управляющий трестом А.С. Куприянов, его замес­тители П.Е. Белый, П.Г. Габышев, главный инженер В.В. Савельев, начальник геолого-разведочного бюро И.И. Полевой, старший геолог И.П. Лебедкин, начальник Лебединского рудоуправления Н.Г. Ры­саков, руководители большинства приисковых управлений Алдана, главный инженер Аллах-Юньского приискового управления М.А. Черкашин, ав­томеханик П.А. Чернявский и др. [Алданский ра­бочий, 1937, 28 дек.]. Всего органы НКВД арестовали более 100 сотрудников треста Якутзолото [Алданский рабочий, 1937, 28 дек.; Иванова, 1998, С. 106]. Это парализовало хозяй­ственное и техническое руководство производством и имело для него длительные тяжелые последст­вия. Ужесточились и условия труда горняков в связи с увеличением продолжительности рабочего дня и рабочей недели, а так же принятием суровых мер по укреплению трудовой дисциплины, введен­ных на основе известного Указа Президиума Вер­ховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.

Трудящиеся Якутии принимали посильное уча­стие в развитии золотопромышленных районов. С 1924 по 1942 г. для грузоперевозок на Алдан было законтрактовано 101,2 тыс. подвод, а на Джугджур с 1932 по 1942 г. – 37,7 тыс. [Алексеев, 2004б, С. 84]. С 1923 г. по 1933 г. труженики сельского хозяйства поставили на Алданские прииски 29,3 тыс. гол. живого скота, 35,4 тыс. ц мороженого мяса, 23,6 тыс. ц рыбы и другой продукции. Даже в 1935 г. потреб­ность населения Алданского района в мясе покры­валась на 74,6% за счет республиканского рынка, в рыбе – на 33,3%, в масле – на 40,6%, в овощах – на 51%. В 1938 г. в Аллах-Юньский район было от­правлено 43,6 т рыбы, 19 т брусники и др. [Хатылаев, 1972, С. 129, 191, 197].

Приток местных трудовых ресурсов на прииски был незначительным по многим объективным и субъективным причинам. Низкой была закрепляемость на приисках: в 1932 г. убыло 278 якутов, из них 45 чел. были уволены за прогулы и отказ от рабо­ты, 52 – по болезни, 55 – ушли самовольно, 35 умерли, 91 чел. покинули Алдан по разным другим причинам [НА РС (Я), Ф. Р-52. Оп. 27. Д. 20. Л. 28]. Оставшаяся часть рабочих-якутов находилась в ос­новном в шахте им. А. Косарева и составляла 1/3 ее коллектива. Сменным мастером этих новичков был опытный горняк с Ленских приисков Ф.В. Тарасов. Одним из забойщиков-инструкторов был В.С. Ва­сильев – бывший рабочий-якут с Бодайбинских приисков, член ЦИК ЯАССР и Якутского обкома ВКП(б).

На горных работах, на обслуживании машин и механизмов были задействованы: в 1933 г. – 597 яку­тов, в 1934 г. – 772, в 1937 г. – 244 чел. [Там же, Ф. П-43. Оп. 4. Д. 244. Л. 137; Алданский рабочий, 1934, 27 нояб.]. Рабочие К.В. Гаврильев, М.К. Вино­куров, К.И. Гоголев, П.В. Гуляев, Ф.В. Павлова, Г.В. Татаринов и др. стали ударниками, стахановца­ми. Молодые забойщики И.Н. Макаров, Г.Т. Корни­лов выдвинулись в ряды горных мастеров. При всех трудностях и недостатках этот первый опыт орга­низованного массового вовлечения якутов в сферу промышленного производства оставил заметный след в истории формирования национальных кад­ров рабочих республики.

В 1930-е годы Якутия превратилась в один из ведущих золотопромышленных регионов страны. По общему объему добычи золота за первую и вто­рую пятилетки трест Якутзолото занимал первое место в системе предприятий Главзолото[1]. Всего за период двух первых советских пятилеток трест Якутзолото поставил в валютный фонд страны 66 т драгоценного металла [РГАЭ, Ф. 8153. Оп. 5. Д. 63. Л. 15]. Если рассмотреть в региональном аспекте, во второй пятилетке удельный вес Якутской АССР снизился по системе Главзолото с 22,6% до 12,9%, несмотря на увеличение добычи золота в 1,8 раза по сравнению с предыдущей. Это было вызвано быстрым ростом производства валютного металла в Читинской области и в Красноярском крае, опере­дивших Якутию по данному показателю. Организа­ция в 1939 г. нового треста Джугджурзолото еще более укрепила профилирующую роль этой отрасли для Якутии во всесоюзном разделении труда.

Новые перспективы открылись в связи с под­тверждением прогноза о золотоносности бассейна р. Индигирки, высказанного бывшим главным гео­логом Дальстроя Ю.А. Билибиным. В 1933 г. поис­ковая партия Якутгеолразведтреста установила золотоносность р. Неры – правого притока Инди­гирки [Якутская АССР, 1934, С. 3]. В 1935 г. в вер­ховьях Индигирки поисковые партии Дальстроя открыли ряд обнадеживающих месторождений. 29 июня 1936 г. СНК СССР включил бассейн р. Неры и междуречье рек Нера и Мома в зону геолого­разведочной деятельности Дальстроя [Хатылаев, 2006, с. 20]. В октябре 1936 г. им было решено ор­ганизовать Верхнеиндигирскую разведочно-эксплуа­тационную экспедицию, руководимую В.А. Царе­градским. В качестве рабочей силы ГУЛАГ НКВД СССР отправил первую группу заключенных. Вы­явилась обширная золотоносность бассейна р. Неры и долины рч. Чай-Юрюя. В 1939 г. было образовано Верхнеиндигирское геолого-разведочное управле­ние, а новый золотоносный район вошел в состав Дальстроя. Развернулась подготовка к его промыш­ленной разработке.

В 1930-х годах различными геологическими орга­низациями были установлены перспективные золотопроявления в верховьях р. Яны.

Во второй пятилетке перед страной встала задача создания оловодобывающей промышленности. В условиях, когда небольшие рудники в Карелии и Забайкалье не обеспечивали потребности в олове, возник интерес к поискам его месторождений в За­падном Верхоянье. По материалам поисковых пар­тий В.А. Федорцева и П.А. Алексеева, профессор С.С. Смирнов, приглашенный в 1933 г. в Якутск для научной консультации, предсказал возможность от­крытия в этом районе оловоносной провинции. В 1934 г. по решению СНК СССР было организова­но Якутское отделение треста Союзникельоловоразведка, которое возглавил инженер П.А. Трохачев. Трест снарядил Западно-Верхоянскую поисково-раз­ведочную партию, при которой парторгом ЦК ВКП(б) был назначен опытный партийный работ­ник Якутии А.Г. Габышев. К поисковым работам присоединились еще несколько всесоюзных и регио­нальных геологических организаций. В 1939 г. число поисковых партий увеличилось до 28 [НА РС (Я), Ф. Р-52. Оп. 14. Д. 117. Л. 35; Хатылаев, 2010, С. 126].

Уже в 1936 г. геологическая партия П.П. Епифа­нова открыла богатое месторождение олова в мест­ности Эсе-Хая. За короткий период обнаружены рудные тела: Хонорское, Кестерское, Алыс-Хайское, Бургавлинское и др. 22 октября 1938 г. Наркомтяжпром СССР образовал Управление Якутолово [Ка­зарян, 1989, С. 15; ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 156. Л. 1]. Началось строительство рудника «Эсе-Хая» без ут­вержденного технического плана. Для промывки россыпей применялись деревянные шлюзы. С 1940 г. велось опытное извлечение оловоконцентрата на толчейной установке. Проводилась так же попутная добыча его на Борулахе, Бургавли, Хоноре. Всего в 1938–1939 гг. и за 9 месяцев 1940 г. было получено свыше 85 т оловоконцентрата [ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 158. Л. 47].

После поездки летом 1939 г. на Эсе-Хая профес­соров-консультантов С.С. Смирнова и Л.Г. Подалка был разработан проект строительства комбината, предусматривающий ввод в действие рудника «Эсе-Хая», первой очереди обогатительной фабрики в Батагае производительностью на 500 т руды в сутки и связывающей их узкоколейной железной дорогой. Но строительные работы велись медленными тем­пами из-за плохого обеспечения техникой, квали­фицированными рабочими, стройматериалами и неудовлетворительными жилищно-бытовыми усло­виями. Уже с 1938 г. стала ясна возможность ис­пользования дальстроевского опыта и для освоения оловоносных месторождений Западного Верхоянья. В сентябре 1938 г. в пос. Эсе-Хая была открыта пер­вая исправительно-трудовая колония НКВД ЯАССР; в 1940 г. там размещалось 863 чел. Они представля­ли основную рабочую силу. Главолово Наркомцветмета СССР отправило туда и группу вольнонаем­ных рабочих. На 1 апреля 1940 г. весь персонал Якутолово состоял из 1362 чел. 11 октября 1940 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) эксплуа­тация оловоносных руд бассейна р. Яны была воз­ложена на Дальстрой и 28 февраля 1941 г. образо­вано Янское горно-промышленное управление [ГАМО, Ф. 23. Оп. 1. Д. 158. Л. 145; Д. 156. Л. 13; Ши­роков, 2000, С. 126; 2009, С. 174]. Таким образом, в Заполярном Верхоянье возникла еще одна отрасль промышленности союзного подчинения – оловодо­бывающая.

Однако выполнение высоких директивных пла­нов достигалось экстенсивными методами, нередко разработкой месторождения с наиболее богатым содержанием золота и олова. Отмечались значи­тельными потери металла при добыче простейши­ми промприборами. Не велось никакого учета за­грязненных при этом земельных площадей. Высокоминерализованные промывочные воды из промприборов и от отвалов пород наносили вред местной флоре и фауне. После посещения в 1935 г. Алдана советская писательница А.Д. Коптяева [1977, С. 149], начавшая здесь свое литературное творчест­во, с горечью замечала, что «горы сделались лысыми, вырублен лес в долинах, уныло выглядели на голых пустырях большие деревянные бараки». В то время вопрос об экологических последствиях про­мышленного освоения еще не ставился.

В 1930-е годы впервые в Якутии осуществлялось значительное по тем масштабам строительство про­мышленных предприятий местного значения. Для руководства этим в декабре 1928 г. СНК ЯАССР образовал Центральный Совет народного хозяйства (ЦСНХ). Первыми новостройками стали кирпич­ный, лесопильный и кожевенный заводы, пущен­ные в г. Якутске в 1930 г. Были организованы добы­ча строительного камня в с. Еланка и производство извести в Якутске. В 1932–1933 гг. действовала не­большая лесопильня в с. Турухта. В 1929 г. был ор­ганизован трест Якутстрой, занимавшийся соору­жением жилищно-коммунальных и промышленных объектов. Отдельные средства механизации труда применялись лишь строительной конторой (1935 г.) Якутского управления Главсевморпути (ГУСМП), которой в 1938–1940 гг. руководил Е.Л. Жорницкий [Боякова, 1995, С. 76].

Большое значение имело образование в 1931 г. треста Якутлес, который в течение ряда лет воз­главлял К.К. Байкалов. В состав треста входили Ленский, Олёкминский, Покровский леспромхозы, Алданский лесхоз, Якутский лесозавод, лесосплав­ная контора. Лесоразработки велись вручную на многих разбросанных участках и почти без посто­янной рабочей силы. Только с 1934 г. началась бук­сировка плотов пароходами по р. Лене. Основными потребителями деловой древесины были трест Якутстрой и Якутский лесозавод. В 1930 г. завод выпустил 7,9 тыс. м3 пилопродукции, в 1933 г. – 19,7 тыс., а в 1940 г. – 43,4 тыс. [Хатылаев, 2010, С. 137, 142; Романов, 2012, С. 37]. Кроме того, заготовку и обработку древесины вели предприятия Наркомцветмета СССР, Главсевморпути, транспорт­ные организации и др.

До конца 1930-х годов наиболее значительным производителем строительного материала из мине­рального сырья являлся Якутский кирпичный за­вод. Однако в 1934 г. начались подготовительные работы по строительству Покровского кирпичного завода, вступившего в строй 1 октября 1937 г. Пер­вый в Якутии механизированный кирпичный завод возглавил бывший председатель ЦСНХ Н.М. Цой- Коре. В 1938 г. было произведено 0,9 млн шт. кир­пича, в 1939 г. – 1,9 млн, в 1940 г. – 2,9 млн [Хатылаев, 2010, С. 143].

Позитивные изменения отмечались и в топлив­но-энергетической сфере. В апреле 1929 г. группа молодых рабочих, руководимая горным мастером И.П. Смеховым, приступила к горно-вскрышным работам на Сангаре. В 1930 г. на Кангаласском месторождении действовала разведочная партия Г.Т. Семенова и проводилась пробная добыча угля. Здесь в 1931 г. было добыто 4,1 тыс. т, а на Санга­ре – 6,6 тыс. т угля. Сангарские копи поставляли топливо в основном Ленскому пароходству, а Кангаласские – предприятиям г. Якутска. Они были оснащены примитивными орудиями труда, не име­ли квалифицированных рабочих и прибегали к частичному привлечению труда заключенных. В 1929 г. и в 1932 г. на Сангаре произошли взрывы метана, последний – с человеческими жертвами.

[1] В 1935 г. по объему добычи золота трест Якутзолото уступил Дальстрою, представлявшему особый сектор со­ветской золотопромышленности.

Добыча угля на Кангаласском руднике. 1930-е годы.
Добыча угля на Кангаласском руднике. 1930-е годы. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

В 1934 г. по решению СНК СССР оба предпри­ятия были переданы в ведение Главсевморпути. Это значительно улучшило обеспечение их горным оборудованием, особенно на Сангаре. Здесь был разработан генеральный план эксплуатации место­рождения, построены новая шахта, вместо несколь­ких небольших штолен, и тепловая электростан­ция, а в 1940 г. запущена врубовая машина [Боякова, 1995, С. 70]. Сангарское шахтоуправление стало одной из основных топливных баз на восточ­ном секторе Северного морского пути.

С подготовкой пуска Якутской ЦЭС возрос спрос и на уголь Кангаласской шахты. За первые 6 лет после передачи в ведение ГУСМП добыча угля на Сангарском и Кангаласском месторождениях уве­личилась почти в 5 раз [Там же, С. 72].

В 1932 г. началась разработка Зырянского место­рождения угля АО «Комсеверопуть», а с 1936 г. – Дальстроем для обеспечения топливом Колымского пароходства. В 1939 г. там добывалось 26,7 тыс. т угля [Хатылаев, 2006, С. 57]. Кроме того, в 1934 г. началось освоение Чульманского месторождения, а в 1940 г. – Джебарики-Хайского.

Общий объем добычи угля был еще невелик и в 1940 г. составлял всего 128,5 тыс. т [Чудинов, Готов­цев, 1969, С. 25]. Разрозненные по различным союз­ным и местным ведомствам угольные предприятия не имели единого организационного и техническо­го руководства, не сформировались еще в само­стоятельную отрасль.

В 1933 г. еще до окончания проектных работ в нескольких всесоюзных специализированных орга­низациях началось сооружение основных объектов Якутской ЦЭС. Оборудование поставляли заводы Москвы, Харькова, Ленинграда и других городов. Эта первая крупная паротурбинная электростанция на многолетней мерзлоте была пущена 7 ноября 1937 г. [Гоголев, 1971, С. 73, 78].

Одновременно создавались отрасли по производ­ству продукции широкого потребления. В 1931 г., спустя год после пуска, Якутский кожевенный за­вод выпустил изделий на 478 тыс. руб., превысив весь объем производства местной государственной промышленности Якутии в 1927 г. [Михалев, 1933, С. 14; Докторов, 1971, С. 63]. В ее системе кожзавод был наиболее технически оснащенным предприяти­ем. Здесь имелось 20 машин для выполнения раз­личных производственных операций: тянульных, строгальных, лощильных, прокатных, пошивочных. В 1937 г. было изготовлено 46 тыс. пар обуви. В 1941 г. было выпущено почти вдвое больше про­дукции, чем в 1931 г. Но коллектив испытывал трудности, связанные с аварийным состоянием зольного и дубильного цехов, с перебоями снабже­ния кожсырьем, химическими реагентами.

Из предприятий пищевых отраслей наибольшее значение имел рыбопромышленный трест «Тус-Балык». За годы первой пятилетки удалось увеличить добычу рыбы с 4,4 до 16-17 тыс. ц [НА РС (Я), Ф. Р-52. Оп. 27. Д. 69. Л. 14; Ф. Р-807. Оп. 1. Д. 50. Л. 299]. Трест приобрел укрупненные неводы и несколько моторных лодок. С передачей треста в 1937 г. сис­теме Главсевморпути поступили небольшой катер и автомашина, построены бондарные мастерские в Булуне, засольные сараи в Тит-Ары. В 1939 г. трест был преобразован в самостоятельный Госрыбтрест с организацией Якутского, Алданского, Олёкминского, Усть-Янского рыбозаводов.

Рыбодобычей занимались также артели «Интегралсоюза» – на Севере, Республиканский союз потребкооперации «Холбос» и другие – в бассейне среднего и верхнего течения р. Лены. С 1936 г. рыб­ные промыслы «Интегралсоюза» находились в веде­нии Главсевморпути. В 1941 г. был создан Колымо-Индигирский госрыбтрест, подчиненный Дальстрою.

Увеличивалась добыча соли. После расширения соленакопительной изгороди на Кемпендяе в 1932 г. она выросла до 1,8 тыс. т, а в 1939 г. – до 2,1 тыс. т. На Пеледуе соль производилась более совершен­ным способом, путем выварки в чанах. В 1939 г. там добывалось 1,9 тыс. т соли.

В Якутии увеличилось количество небольших маслодельных, мукомольных и хлебопекарных заве­дений. В 1932 г. в г. Якутске вошел в строй пивова­ренный завод, который в 1941 г. дал 7,6 тыс. г/л продукции [Антонов, 2002б, С. 79].

Таким образом, в годы довоенных пятилеток, по существу, впервые создавалась государственная промышленность местного значения, представлен­ная предприятиями стройиндустрии и топливно­энергетического комплекса, а также отраслями, производящими продукцию широкого потребления. Но эти предприятия были в основном слабомеханизированными и маломощными. Многие ново­стройки начинались без утвержденной проектно-­сметной документации.

Остро стояли вопросы обеспечения рабочей си­лой и технически подготовленными специалистами. Пополнение рабочих шло за счет новичков, не имевших профессиональной подготовки, и кустарей промысловых артелей. В 1930–1931 гг. Якутская об­ластная организация ВЛКСМ выступила с инициа­тивой направить из своих рядов несколько десятков человек на промышленные предприятия Якутска и на Кангаласский рудник. Сангарские копи набира­ли существенную часть новых рабочих в сельских районах Центральной Якутии. На сезонные работы Покровского кирпичного завода вербовались кол­хозники ближайших к нему районов.

Обучение рабочим профессиям шло в процессе производства. Во второй пятилетке на предприяти­ях началась сдача технического минимума. Стацио­нарной подготовкой рабочих техническими профес­сиями стали заниматься с 1929 г. школы ФЗУ при ЦСНХ ЯАССР, а с 1931 г. – при Якутской типогра­фии.

Линотипист гостипографии, ударник Г.И. Макаров. 1937 г.
Линотипист гостипографии, ударник Г.И. Макаров. 1937 г. РГАКФД. № 039146.

Лучше других квалифицированными рабочими был обеспечен Якутский кожзавод, принявший кустарей-кожевников, прибывших из Илимского частного предприятия, закрытого в 1929 г. в Иркут­ской области, а также членов промартели «Крас­ный кожевник» г. Якутска.

Благодаря большой организаторской работе фор­мировался отряд рабочих местной промышленно­сти. Уже в 1932 г. в системе Наркомместпрома и Наркомснаба ЯАССР насчитывалось 1866 чел., со­ставлявших 19,8% промышленных рабочих респуб­лики [Подсчитано по: Романов, 1998, С. 119]. Почти 1/5 рабочих местной промышленности приходилась на якутов. Это был момент максимальной их вер­бовки. В 1940 г. в системе Наркомместпрома ЯАССР трудились 2277 рабочих, представлявших 21,8% все­го рабочего персонала, занятого в промышленности республики (без промкооперации) [Петров, 1992, С. 296; Подсчитано по: Сивцева, 2012, С. 35]. Но к этому времени удельный вес рабочих-якутов значи­тельно сократился.

На предприятиях местной промышленности вы­росли ударники и стахановцы: на кожевенно-обув­ном комбинате – Р. Юлборисов, на Покровском кирпичном заводе – А. Соколова, П. Адамов, на Сангарской шахте – А.Г. Рудых, И.П. Бурнайкин и др.

В начале 1930-х годов в Якутской горнотехниче­ской конторе работали два приглашенных горных инженера и один техник из Ленских приисков. Техническое руководство разработкой Сангарского и Кангаласского угольных месторождений вплоть до 1932 г. осуществлялось горными мастерами-прак­тиками. В Якутском ЦСНХ лишь три специалиста имели высшее образование.

Важное значение в подготовке специалистов средней квалификации имело открытие техникумов в г. Якутске: строительного, дорожного в 1930 г., рыбного хозяйства и речного в 1932 г. Всего к июлю 1941 г. техникумы (строительный, дорожный и рыб­ного хозяйства) выпустили 50 чел. Кроме того, в 1932 г. по линии Наркомместпрома ЯАССР в цент­ральных учебных заведениях обучались 29 чел. В 1936/1937 уч. г. центральные технические вузы гото­вили для Якутии 40 будущих специалистов, в том числе для предприятий Наркомместпрома ЯАССР. На этих предприятиях трудились выпускники центральных учебных заведений – И.П. Готовцев, М.И. Попов, А.К. Андреев, Н.А. Соловьев, Г.Т. Семе­нов и др. [НА РС (Я), Ф. Р-807. Оп. 1. Д. 165. Л. 5, 53; Афанасьев, 1966, С. 243; Айкаров, 1982, С. 35-36].

Так, в годы довоенных пятилеток государствен­ная политика по подготовке специалистов для ме­стной промышленности республики стала давать первые результаты.

Правительство ЯАССР осуществляло меры по кооперированию кустарей, поддержке их кредитами, помощью в приобретении оборудования и материа­лов, в организации новых производств. 17 апреля 1930 г. СНК ЯАССР образовал Якутский областной союз промысловой кооперации – Якпромсоюз [Бурнашева, 1999, С. 58]. На 1 января 1933 г. он объеди­нял 252 артели, в которых трудились 5360 чел. [НА РС (Я), Ф. Р-70. Оп. 1. Д. 169. Л. 83]. Наиболее крупные его предприятия находились на Алдане и в столице республики. В Якутске были промартели «Работ­ница» по швейному делу, «Большевик» – по шор­ному, «Сайсары» – по производству кирпича, «Ме­таллист», «Красный строитель» и др.

После реорганизации в 1932 г. Якпромсоюза в Якутском облпромсовете была проведена децентра­лизация управления с созданием кустовых межрайпромсоюзов – Якутского, Алданского, Олёкминского и Вилюйского. Из них успешнее работал Алданский, освоивший 18 различных видов произ­водства: швейное, кожевенное, металлическое, си­ликатно-керамическое, пищевое, стройматериалов и др. Он увеличил объем продукции с 2,3 млн руб. в 1932 г. до 8,4 млн в 1936 г. [Хатылаев, 1972, С. 192].

Несмотря на резкое снижение количества членов промкооперации в связи с переводом рыболовецко-охотничьих артелей на устав сельхозартелей и отто­ком кустарей на госпредприятия, в 1940 г. в ней состояло 1570 чел. Объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг увеличился с 7,1 млн руб. в 1932 г. до 23,8 млн руб. в 1940 г. (в ценах 1932 г.). В 1941 г. на долю промкооперации приходилась 1/4 всей товарной продукции местного производства в Якутии [25 лет Якутской АССР..., 1947, С. 97; Бурнашева, 1999, С. 63, 74]. Это являлось существенным подспорьем в снабжении населения предметами широкого потребления, и они производились в ос­новном с использованием незавозного сырья. Некоторые артели освоили изготовление новых видов изделий, требующих применения более сложной технологии и оборудования (силикатно-керамиче­ские, кондитерские и др.). Они оказывали так же услуги в общественном питании, бытовом обслу­живании и на извозном транспорте.

Вместе с тем большие потенциальные возможности промкооперации в условиях Якутии использо­вались далеко не достаточно. Не хватало производ­ственных помещений, оборудования, не было устойчивого обеспечения сырьем и материалами из-за неналаженности экономических отношений с поставщиками.

Трудности еще неокрепших предприятий местно­го значения усугубили кадровые потери, нанесен­ные политическими репрессиями. Подверглись необоснованным арестам нарком местной промыш­ленности В.Н. Суханов, инженер-механик наркомата М.И. Попов. Были репрессированы первый дирек­тор ЯЦЭС А.К. Андреев, начальник строительства этой станции Ф.И. Беренда, ее главный инженер П.Ф. Дунаев и др. Среди арестованных оказались даже некоторые рабочие Покровского кирпичного завода, Якутского кожевенно-обувного комбината и типографии. Репрессии не обошли и персонал промкооперации – были арестованы председатели Якпромсовета З.Б. Пресс и артели «Красный строи­тель» С.Ф. Кочмарчик и др.

Исключительно сложными были вопросы разви­тия транспорта. Основным средством внутреннего сухопутного сообщения являлся вьючно-санный транспорт. В 1920-х годах наземная почтово-пасса­жирская связь с другими регионами страны осуще­ствлялась по примитивно оборудованному Иркут­ско-Якутскому тракту.

Главной жизнеобеспечивающей Якутию водной артерией являлась р. Лена, по которой в 1930 г. за­возилось извне до 80% продовольственных и тех­нических грузов [Белинский, 1991, С. 14]. Заготов­ленные в центральных областях страны грузы доставлялись в пункты назначения спустя год и даже два из-за дальности пути и сложности транс­портной схемы, несвоевременного накопления тон­нажа на верхнеленских пристанях и отсутствия механизации погрузочно-разгрузочных работ, ко­роткого навигационного сезона, ограниченного максимально 130 днями. Нередко материальные ценности замерзали в пути до следующей навига­ции. Грузы, поступившие по железной дороге в г. Иркутск и на ст. Тыреть, доставлялись гужевым и автомобильным транспортом на верхнеленские при­стани с последующей отправкой на пароходах и самосплавом до г. Якутска или перевалочных баз на средней Лене и пристани Укулан на р. Алдан. Пароходы совершали также нерегулярные рейсы на р. Вилюй и в низовья р. Лены. 

В мае 1929 г. для улучшения организации судо­ходства по р. Лене было решено создать на базе Якпара Ленское государственное пароходство – Ленгоспар Наркомата путей сообщения СССР. На­чальником временного Управления этого пароход­ства был назначен С.К. Войцеховский. В 1930 г. по постановлению СНК СССР Ленгоспару перешли пароходы и все водное хозяйство, сданные раньше в аренду концессии «Лена Голдфилдс».

Ленское речное пароходство пополнялось новыми мощностями, в том числе буксирным пароходом «Ленин». В 1932 г. было выделено из состава Лен­ского речного флота пароходство Лензолотофлот для улучшения снабжения трестов Якутзолото и Лензолото. В 1936 г. Ленгоспар и Лензолотофлот располагали 67 пароходами и теплоходами, 254 сухогрузными и пассажирскими баржами [Колесов, Потапов, 1937, С. 254]. Горнякам отдаленных приис­ков Лензолотофлот доставлял грузы и по малым рекам на мелкосидящих судах, построенных на Жигаловской верфи, для освоения сложных нави­гационных условий рек Мая, Юдома, Аллах-Юнь, Учур, Олёкма. Проводились значительные работы по углублению фарватера рек Лена и Алдан, обуст­ройству береговых и плавучих знаков, оборудова­нию освещенных стационарных постов.

Другим путем поступления транзитных грузов в Якутию являлась Амуро-Якутская шоссейная доро­га. В 1930 г. на этой стройке были заняты 2 колес­ных и 4 гусеничных трактора, 5 грузовых автома­шин, 16 моторных и 21 тягловый каток, грейдеры, камнедробильные машины, 6 инженеров и 24 тех­ника. Этой крупной стройкой, исключительно сложной по рельефу маршрута и по инженерному решению множества проблем, связанных с особен­ностями ведения работ в условиях вечной мерзло­ты, руководили инженеры С.В. Кондратьев, А.И. Калинин, А.О. Гильде. В Якутии работал Комитет содействия по постройке АЯМ. Преодолев большие трудности, задержавшие срок пуска на год с лиш­ним, с 1 января 1932 г. строители сдали автомаги­страль Большой Невер — Незаметный — Томмот в постоянную эксплуатацию (730 км). Это была пер­вая в Якутии автомобильная дорога, давшая кратчайший и круглогодовой выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль. К концу второй пя­тилетки на АЯМе насчитывалось до 350 грузовых автомашин и несколько почтово-пассажирских ав­тобусов. В 1940 г., несмотря на низкое техническое состояние автопарка и нехватку снегоуборочных машин в зимне-весенний сезон, на долю АЯМа приходилось до 15% всего грузопотока, поступив­шего извне республики [Белинский, 1991, С. 14].

Автотранспорт начал появляться и в некоторых других промышленных очагах. В 1934 г. вступила в эксплуатацию автодорога Сунтар — Кемпендяй. В 1930-е годы открылись автозимники Чуран — Незаметный, Усть-Аллах — Ыныкчан, Ытыга — Ыныкчан, Батамай — Эсе-Хая. Поддерживалась нерегулярная автомобильная связь г. Якутска по грунтовым дорогам с районными центрами – По­кровском, Амгой, Чурапчой, Ытык-Кюелем.

Важное значение для Якутии, особенно для ее северных районов, имело открытие в 1932 г. Север­ного морского пути. 8 сентября 1933 г. в бухту Тикси вошли морские суда «В. Володарский» и «И. Ста­лин», прибывшие с грузами из Архангельска в составе Ленской экспедиции, ведомой ледоколом «Красин» под руководством капитана Я.П. Легздина [НА РС (Я), Ф. Р-499. Оп. 3. Д. 25. Л. 70]. Начались регулярные морские грузоперевозки в Якутию из Европейского Севера страны и с Дальнего Востока. В 1940 г. по Северному морскому пути доставлялось 19% всех завозимых в Якутию грузов [Белинский, 1991, С. 14].

С открытием Севморпути связано транспортное освоение арктических рек Якутии. В 1933 г. образо­вано пароходство Конторы водного транспорта Се­веро-Якутского комбината Главсевморпути при СНК СССР, реорганизованное в 1935 г. в Якутское территориальное управление (ЯТУ ГУСМП). Новое пароходство обслуживало грузоперевозки на участ­ке Якутск — Тикси и частично доставляло грузы на пристань Батамай в устье р. Алдан. В 1938 г. на базе 11 буксирных и 52 несамоходных судов Кон­торы водного транспорта ЯТУ ГУСМП было сфор­мировано Северо-Якутское речное пароходство ГУСМП, осуществлявшее грузоперевозки в низовь­ях р. Лены и по рекам Яна, Анабар, Оленёк.

В 1931 г. первым на р. Колыму прибыл из г. Якут­ска пароход класса река – море «Ленин». В 1932 г. ледокол «Сибиряков» привел еще два парохода. С переходом управления Колымского пароходства в ведение Дальстроя организовывался ежегодный пе­регон судов с Качугской верфи на р. Лене. В 1935 г. число самоходных судов там увеличилось до 15 (без учета катеров, отправленных из Владивостока).

В 1936 г. ЯТУ ГУСМП отправило в составе Яно-Индигирской экспедиции пароходы «О. Шмидт» и «Сасыл-Сысы», начавших судоходство по рекам Ин­дигирка и Яна соответственно. В 1939 г. на базе Индигирского эксплуатационного участка ЯТУ ГУСМП и Колымского речного управления Дальстроя было сформировано Колымо-Индигирское речное пароходство ГУСМП, переданное в 1940 г. Дальстрою. В 1941 г. там насчитывалось 26 самоход­ных судов различного назначения [Боякова, 1995, С. 58-59; Бродкин, 2006, С. 105]. В 1938 г. в связи с развитием добычи олова в Верхоянье ГУСМП обра­зовало отдельный Янский эксплуатационный уча­сток СЯРПа, в составе которого в 1940 г. насчиты­валось 9 пароходов. С 1937 г. началось судоходное освоение рек Оленёк и Анабар. Все это имело боль­шое значение для социально-экономического и культурного развития Крайнего Севера Якутии.

Становление водного транспорта республики было неразрывно связано с помощью судостроите­лей Волги, Днепра, Камы, Иртыша, а также с раз­витием судостроения в Жигалове, Качуге, а с 1933 г. в Пеледуе.

Река Лена, оказавшая огромное влияние на фор­мирование транспортной инфраструктуры всей Якутии, продолжала сохранять ведущую роль в снабжении республики. В 1937 г. суммарный объем грузоперевозок трех пароходств, действовавших на р. Лене, достиг 403 тыс. т, что превысило уровень 1928 г. в 7 раз [Ленское..., 1970, С. 30]. Новые пер­спективы открыло окончание строительства автодо­роги Заярск — Усть-Кут в 1936 г.

В 1930-е годы решались и вопросы развития авиасообщения. По основному маршруту Иркутск — Якутск (1045 км), открытому пилотом А.С. Демчен­ко, почтово-пассажирские рейсы совершались на небольших самолетах советского (МП-1, ПО-7), а также импортного (Юнкерс-10, «Савойя» и др.) производства. Якутская аэростанция принимала ле­том гидросамолеты на Ленской протоке под Якут­ском, а зимой  – на льдине. Время пребывания в пути теперь сократилось до 1-2 дней вместо 25-30 наземными видами транспорта. В 1935 г. в Якутске закончилось строительство постоянного аэродрома.

В 1929 г. открылась авиатрасса Якутск — Томмот пилотом Сибирских авиалиний М.Т. Слепневым. В 1935 г. началось воздушное сообщение по мар­шруту Якутск — Незаметный (пилот А.Р. Романов), а в декабре — Незаметный — Сковородино (ж.-д. станция на Транссибе). В 1935 г. в г. Якутске за счет бюджета ЯАССР была организована «Исполко­мовская авиация», состоявшая из одного летного звена. Самолеты легкого типа (У-2, Я-6) совершали почтово-пассажирские рейсы в Намцы, Чурапчу, Ытык-Кюель, Амгу, Усть-Маю и т.д. В 1937 г. само­лет Иркутского авиаотряда открыл авиалинию Якутск — Аллах-Юнь. В числе пилотов, обслужи­вающих эту трассу, был С.А. Асямов, впоследст­вии Герой Советского Союза [Хроника., 1997, С. 72; Алтунин, 1991, С. 109-110].

В 1935 г. Ленская авиагруппа ГУСМП, существо­вавшая с октября 1934 г., открыла регулярную воз­душную линию Якутск — Тикси (пилоты В.Л. Галышев и А.Н. Грацианский). Она организовывала отдельные рейсы в Эсе-Хая, Оймякон, Крест-Хальджай, Оротукан, Нюрбу. Ее самолеты вели аэрофо­тосъемки по р. Лене и по арктическому побережью, способствуя развитию каботажного судоходства. В 1934 г. летчики Якутской гидролинии М.Т. Слеп­нев и И.П. Доронин приняли участие в спасении из «ледового плена» экипажа парохода «Челюскин» и вошли в число первых Героев Советского Союза. В Оймяконском районе Дальстрой имел Нерский аэропорт.

Экипажи самолетов перевозили пассажиров, зо­лото, пушнину, почтовые грузы. Якутяне с восторгом встречали авиарейсы, активно помогали в строительстве простейших взлетно-посадочных пло­щадок, а горняки Алдана выступили инициаторами сбора средств для производства новых самолетов. Но в районах республики самолеты принимались на естественных лугах, побережьях и протоках рек и на озерах. Поэтому полеты были связаны с боль­шим риском. Для обсуждения вопросов улучшения организации и дальнейшего развития воздушного транспорта в 1936 г. Якутск посетил начальник Восточно-Сибирского управления ГВФ ССР А.Е. Го­лованов (с 1944 г. Главный маршал авиации).

Таким образом, в 1930-е годы шло формирование сложной, комбинированной транспортной инфра­структуры, состоявшей из речного, морского, кабо­тажного, автомобильного, авиационного и гужевого видов сообщения.

Однако внутриреспубликанская наземная связь в Якутии все еще оставалась слаборазвитой; 80% ее территории не имело колесных дорог. Из 35 адми­нистративных районов республики относительно устойчивое сухопутное сообщение с г. Якутском поддерживали лишь четыре, а деаять не имели его с мая по ноябрь [Колесов, Потапов, 1937, С. 257-258].

Бескрайние просторы Якутии осваивали люди самоотверженные и высокопрофессиональные. В 1933 г. и в 1937 г. капитан морского плавания П.Г. Миловзоров совершил два рейса по перегону судов с р. Лены на Колыму. Капитанами первых пароходов «О. Шмидт» на р. Индигирке и «Сасыл-Сысы» – на р. Яне были С.Ф. Дембский и И.Н. Тиркельтауб соответственно. В сложных нави­гационных условиях великой сибирской реки Лены прошли профессиональную закалку капитаны Н.С. Горовацкий, А.Д. Богатырев и др.

Первопроходцы новых видов транспорта в Яку­тии – автомобильного и авиационного – проявля­ли энтузиазм и мужество, нередко рискуя жизнью. В 1930 г. при перелете из Якутска в Сангар погиб­ли пилот самолета «СССР-176» О.А. Кальвиц и члены экипажа. В 1937 г. во время трансарктиче­ского перелета через территорию Якутии потерпел катастрофу самолет Героя Советского Союза С.А. Леваневского, проложившего в 1936 г. беспоса­дочный маршрут Москва — Лос-Анджелес (США).

Политические репрессии 1930-х годов нанесли невосполнимые потери кадровому составу раз­вивающегося транспорта республики. Незаконно объявлены «врагами народа» начальники Ленского госпароходства В.К. Аверин, Конторы водного транспорта ЯТУ ГУСМП С.Н. Мамошкин, инже­нер-механик ЛУРПа А.Ф. Ефимов, капитан парохо­да «Шахтер» М.М. Арбатский, многие машинисты пароходов, директор Красноармейского судоремонт­ного завода в Киренске С.М. Горовацкий, началь­ник Якутской аэростанции П.И. Баринов и др. Были необоснованно арестованы управляющий АЯМзолототранса А.М. Быков, руководители его Неверской и Якутской транспортных контор.

Таким образом, в процессе проведенной в СССР в конце 1920-1930-х годов политики форсирован­ной индустриализации в Якутии развернулось небывалое до того широкое промышленное строи­тельство и транспортное освоение присущими директивной экономике подходами и методами. Это финансировалось почти полностью из бюдже­тов СССР и РСФСР. Даже на развитие промыш­ленности местного подчинения, по данным 1932 г., 78% средств выделялось из центра. В 1934 г. 95% рабочих и служащих в промышленности ЯАССР составляли русские и представители других нацио­нальностей, а якутов было 5% [Михалев, 1933, С. 15; Романов, 1998, С. 120]. Коренное население ак­тивно участвовало в поставке продовольствия в промышленные районы, а так же в перевозке тран­зитных и местных грузов.

Валовая продукция всей промышленности ЯАССР выросла в первой пятилетке в 4 раза, во второй – в 3,8 раза, за 3 года третьей – на 88% [Якутия за 50 лет..., 1967, С. 25]. Высокие темпы ее роста, ха­рактерные и для других национальных регионов Сибири, были обусловлены как реальными дости­жениями, так и низким исходным уровнем про­мышленного производства к началу первой пяти­летки. Здесь развивалась преимущественно горнодобывающая отрасль союзного значения, и в 1940 г. почти 55% промышленных рабочих трудилось на предприятиях Наркомцветмета СССР [Под­считано по: Сивцева, 2012, С. 35]. Заметные сдвиги произошли и в развитии местной промышленно­сти. Все это вызвало изменения в исторически сло­жившейся структуре экономики и социального со­става населения. Уже в 1929 г. доля промышленности в валовой продукции республики достигла 35%, а в 1940 г. – 68% [Докторов, 1971, С. 96; Гоголев, 1972, С. 243]. По единовременной переписи населе­ния 1939 г., из общей численности всех занятых трудом 26,8% составляли рабочие и служащие про­мышленности, строительства, транспорта и связи [Подсчитано по: РГАЭ, Ф. 1562. Оп. 336. Д. 525. Л. 4, 5; Д. 1573, Л. 172-183; Д. 1624. Л. 172-177. Документ предоставлен С.И. Сивцевой]. Данные же по сред­негодовой численности постоянных промышленных рабочих предвоенных лет расходятся в диапазоне 8,9 тыс. – 13,6 тыс. чел. и более [Гоголев, 1972, С. 249; Митупов, 1974, С. 30; Санжиев, 1982, С. 393; Романов, 1998, С. 121; Сивцева, 2012, С. 35]. Это вы­звано тем, что одни авторы оперировали данными на конкретную дату текущего учета, другие – сред­негодовыми, а в материалах Статуправления приво­дились противоречивые сведения о численности постоянных рабочих в промышленности. Но при сравнении их с аналогичными показателями в дру­гих национальных районах Сибири обнаруживает­ся, что по количеству этих рабочих Якутия зани­мала второе место после Бурятии.

За годы индустриализации, которая отвечала ин­тересам всех регионов страны, в Якутии были соз­даны основы многоотраслевой промышленности, оказавшей большое влияние на ускорение социаль­но-экономического развития республики. Вместе с тем, в отличие от Бурятии, где, кроме горнодобы­вающей, создавались машиностроительная, металло­обрабатывающая и электротехническая отрасли ин­дустрии, и частично от Хакасии, промышленное освоение Якутии носило в основном минерально­-сырьевую направленность и территориально локаль­ный, очаговый характер, обусловленный разработкой отдельных, наиболее ценных и дефицитных видов полезных ископаемых. Этот фактор повлиял также на формирование транспортной схемы республики. За пределами горнопромышленных узлов и магист­ральных водных и отдельных наземных путей сооб­щения обширные просторы Якутии оставались не­тронутыми техническими средствами передвижения.

_____________________________

Автор статьи: Хатылаев Михаил Михайлович, д.и.н., профессор исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.