Изменение механизма власти и управления в стране. Общественно-политическая жизнь ЯАССР.
В 1920-е годы диссонанс между объективными требованиями социалистического строительства и способностью политического руководства СССР дать на них компетентный ответ стал все более ощутимым. Внутрипартийная борьба, нестабильность в политике и связанные с ними хозяйственные кризисы 1923, 1927–1929 гг. привели к возврату административно-командных методов руководства, упрочению государственных форм хозяйствования. Это потребовало замены старых кадров партийногосударственной системы новыми, послушными исполнителями вышестоящей власти, вчерашними сторонниками политики «военного коммунизма».
Осуществление форсированного экономического рывка страны в конце 1920–1930-х годов, замена альтернативного пути строительства рыночного социализма стратегией свертывания НЭПа стали основанием для развязывания широкомасштабной кампании борьбы с «правым оппортунизмом», «классово-враждебными элементами». Низкий уровень культуры, особенно политической, отсутствие демократических традиций в истории страны привели к слому прежней политики и методов ее проведения, внедрению иных идеологических установок. Коренной поворот политики на рубеже 1920–1930-х годов породил ультракоммунистические тенденции. Главный упор делался на дисциплину приказа и использование того энтузиазма, который был разбужен у маргинальных слоев Октябрьской революцией 1917 г.
И.В. Сталин и стоявшая за ним верхушка партийной номенклатуры использовали национальные проблемы в политических целях, желая добиться полной централизации власти и экономики, прибегая к решению национального вопроса насильственными методами, не терпя инакомыслия и неповиновения. Породив территориальную автономию, вопреки здравой ленинской идее об автономии национальной, И.В. Сталин создал источник конфликтов с глубокими последствиями. Увязывание национального вопроса с политикой и вульгаризированной теорией классовой борьбы мешало его решению. То обстоятельство, что на практике победила сталинская концепция автономизации, привело к созданию в рамках империи искусственных национальных образований. Это нашло выражение в резком усилении тенденции к жесткой, чрезмерной централизации по мере формирования и утверждения командно-административной системы управления с конца 1920 – начала 1930-х гг., во все более серьезном нарушении суверенных прав союзных республик и самоуправленческих прав автономии начиная с 1930-х годов, в организации массовых репрессий национальных кадров республик в 1920–1930-х гг. и т.д.
В целом для истории Якутии данного периода характерны общероссийские тенденции складывания тоталитарной системы, которая была нацелена на моральное и физическое подавление инакомыслящих и «остатков недобитой контрреволюции» со времен Гражданской войны. Внесудебные политические репрессии стали играть все более важную роль среди методов политического руководства. Рассуждая о средствах организации людей и средствах принуждения, Сталин подчеркивал, что «репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступления...» [цит. по: Иванова, 1998, С. 50]. Для обоснования необходимости репрессий все шире стал использоваться тезис об обострении классовой борьбы. Значительную часть людей направляли в исправительно-трудовые лагеря, сеть которых в начале 1930-х годов была существенно расширена. Кроме раскулаченных, в лагеря хлынул из городов поток нэпманов, бывших членов антисоветских партий, бывших участников различных оппозиций, в большинстве своем давно отошедших от всякой политической деятельности, бывших офицеров, старой интеллигенции и т.д.
В феврале 1928 г. по просьбе руководителей республики в связи с «тунгусским вопросом» и для обследования политического, хозяйственного и культурного состояния ЯАССР прибыла правительственная комиссия во главе с членом ВЦИК Я.В. Полуяном. Через 2 дня после прибытия комиссии начались массовые аресты и расстрелы без суда. Связав выступление П.В. Ксенофонтова с позицией партийно-советского руководства республики, комиссия ЦК ВКП(б) и ВЦИК охарактеризовала ее как проявление «правого уклона», отметила перерождение партийно-советских кадров в «идеологов буржуазного национализма».
27 марта 1928 г. на объединенном пленуме Якутского обкома ВКП(б) и областной контрольной комиссии по докладу М.К. Аммосова была принята резолюция «О причинах бандитского движения 1927-1928 гг.», отредактированная 29 марта 1928 г. на бюро обкома ВКП(б). Основной причиной, обусловившей «перерастание контрреволюционных тенденций в форму открытой вооруженной борьбы с Советской властью», пленум считал неправильную линию областного комитета партии в национальном вопросе. По мнению участников пленума, ошибки заключались в амнистии участников антисоветских выступлений 1920-х годов, что позволило «сохранить бандитские кадры», и широком вовлечении в советское строительство «кулацко-националистической интеллигенции». Как следствие этих мер, упоминался заговор «красных партизан» 1927 г., недовольных своим положением. В действительности, на этом пленуме произошел коренной поворот политики «влево»: под флагом борьбы с бандитизмом началось свертывание НЭПа и сведение на нет тех позитивных начинаний, которые были заложены в начале 1920-х гг. Безоговорочно были приняты решения XV съезда ВКП(б) о начале борьбы против «растущих кулацких элементов», оказании помощи бедняцким слоям населения. Взамен старой линии обкома, «ориентированной на верхушку интеллигенции», предлагалось взять решительный курс на вовлечение и выдвижение на руководящую работу батрацко-бедняцких и середняцких слоев населения, привлечение трудовой интеллигенции и оказание помощи «красным партизанам». Пленум выразил одобрение жесткой линии по «ликвидации бандитизма» (это была лишь констатация факта, поскольку партийные органы уже не имели права вмешиваться в дела ОГПУ) и принял решение начать борьбу против «усиливающейся националистической идеологии», что означало начало борьбы с оппозицией внутри партийных организаций национальных республик, ограничение самоуправленче- ских прав автономий.
Материалы, подготовленные комиссией Я.В. Полуяна, послужили основой для принятия ЦК ВКП(б) 9 августа 1928 г. постановления «О положении в Якутской организации». В постановлении указывалось, что «обком при проведении политики по привлечению национальной интеллигенции к советскому строительству допустил ряд серьезных ошибок, оказывая поддержку верхушечной части националистически настроенной якутской интеллигенции, систематически выдвигая ее на руководящую работу... Произошла большая засоренность советского аппарата, что привело к искажению классовой линии в руководстве обкома советским и хозяйственным строительством, в особенности по вопросам торговли и кредита» [Правда, 1928, 11 авг.].
Этот документ имел политическое значение и, по существу, стал идеологическим обоснованием репрессий, направленных против партийных и советских кадров республики. Секретарь обкома партии И.Н. Барахов, председатель Совнаркома ЯАССР М.К. Аммосов и председатель областной контрольной комиссии ВКП(б) С.В. Васильев после принятия постановления были отозваны в распоряжение ЦК ВКП(б). Тогда же из ЦК ВКП(б) поступила директива о проведении земельной реформы, об ограничении и вытеснении капиталистических элементов, о проведении чистки советских, кооперативных и торгово-хозяйственных органов от «классово-чуждых элементов».
Еще 30 марта 1928 г. в бюро обкома ВКП(б) поступило заявление от группы несогласных с изменением политического курса, которые считали, что «...новый курс, установленный большинством последнего Пленума ОК и ОКК, находится в полном противоречии с существующими как общими директивами партии и учением Ленина по национальному вопросу, так и частными и специальными решениями ЦК по Якутии, касающимися практического проведения национальной политики партии» [Архив УФСБ, Д. 2922-р. Л. 223].
Подписавшие заявление (А.А. Назаров, Ткаченко, И.Н. Барахов, Слободской, П.П. Кочнев, П.А. Ойунский, М.К. Аммосов, С.В. Васильев) просили разрешить защиту своих взглядов перед ЦК. Но в последующем, в партийных кругах и материалах печати, исходя из оценки постановления ЦК, политика бывшего руководства республики уже официально стала характеризоваться как проявление «правого уклона» и «буржуазного национализма».
2 сентября 1928 г. состоялась VI Якутская областная партийная конференция. Анализируя причины движения «конфедералистов» 1927-1928 гг., конференция осудила прежнюю политику «амнистирования руководителей белобандитизма и выдвижения их на ответственные посты». Также была признана неправильной линия обкома на привлечение беспартийной интеллигенции в хозяйственное и культурное строительство. Руководствуясь решениями XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.) и директивами ЦК, конференция признала необходимым провести решительное наступление на капиталистические элементы в городе и улусах, осуществить земельную реформу, укрепить советский и торговый аппараты, очистив их от классово-чуждых элементов [История Якутской АССР, 1963, С. 124].
Постановление ЦК ВКП(б) подготовило своеобразный переворот власти в республике, что привело к изменению всей социально-экономической политики. Старые большевистские кадры обкома ВКП(б) были заменены новым составом, согласным с политикой центра и безоговорочно проводящим все указания ЦК ВКП(б), т.е. превратившимся в послушный инструмент административно-командной системы власти. Из 30 членов и кандидатов областного комитета партии, избранных на 5-й областной партийной конференции, 20 членов были выведены из состава обкома на 6-й партконференции. Среди неизбранных были М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.В. Васильев, П.А. Ойунский, С.Н. Донской (младший), Н.Н. Захаренко, А.Ф. Бояров, Н.П. Фаткулов, П.Е. Якутцев и др. Из 49 членов ЯЦИК, избранных на V съезде в феврале 1927 г., не были избраны членами ЯЦИК на VI съезде в марте 1929 г. 36 человек, а из 20 кандидатов в члены ЯЦИК – 18 человек [Илин, 1991, С. 29]. Первые кадры партийных и советских органов были отстранены от руководства республикой по политическим мотивам, а некоторые представители беспартийной интеллигенции были репрессированы.
Свою точку зрения на политику советской власти по отношению к интеллигенции, повстанчеству, на изменение социально-политической обстановки в конце 1920-х годов отстаивали коммунисты И.П. Редников и А.А. Назаров в своих письмах к М.К. Аммосову и И.Н. Барахову. Эта товарищеская переписка перед 6-й областной партийной конференцией попала в руки Якутского отдела ОГПУ и стала идеологическим доказательством существования группы М.К. Аммосова (И.Н. Барахов, А.А. Назаров, И.П. Редников, С.Г. Иванов, И.Н. Винокуров, П.П. Кочнев и др.), которая впоследствии была охарактеризована как буржуазно-националистическая организация. Несогласие с политикой руководства ВКП(б) в конце 1920-х годов стало рассматриваться как контрреволюционная деятельность.
«Великий перелом» Сталина отразился и на политике: вместо старых партийных кадров, которые были обвинены в буржуазном национализме и отошли на задний план, на первый план выдвинулись новые члены ВКП(б), безоговорочно поддерживавшие политику сверхиндустриализации и свертывания НЭПа. В документах того времени они сами между собой проводили четкую грань: старая линия – новая линия, старое руководство – новое руководство. Характерно, что сторонники М.К. Аммосова до конца были последовательны в своих суждениях и взглядах. Несмотря на меньшинство, они активно выступили на областной партийной конференции в августе 1928 г. (И.П. Редников, И.Н. Винокуров, С.Г. Иванов, А.А. Назаров) с защитой линии старого руководства как правильной, ленинской. Именно это обстоятельство послужило основанием для обвинения их в буржуазном национализме в конце 1930-х годов. Обвиняемый С.Г. Иванов 29 марта 1938 г. свидетельствовал: «В 1928 г. в Якутской партийной организации правой оппозиции не было... По приезду комиссии ЦК ВКП(б) происходила борьба между руководством старого состава бюро обкома ВКП(б), которое возглавлялось Аммосовым, Бараховым, Васильевым – с одной стороны, с другой – большинством партийной организации, которое возглавлялось Габышевым А.Г., Чижик Б.М., Браташ Д.Т.» [Архив УФСБ, Д. 1938. Л. 90-91, 97-100, 105-107].
Данное утверждение ни в коей мере не следует рассматривать как личное противоборство в борьбе за власть. Существование разногласий о путях и методах строительства социализма в СССР, в частности в национальных регионах, было объективно обусловлено всем ходом исторического развития страны в 1920-х гг. В письме И.Н. Барахову 15 августа 1928 г. И.П. Редников оспаривал утверждение, что старое руководство придерживалось линии на привлечение беспартийной интеллигенции в советское строительство и опиралось на нее: «Такого документа, такой фиксации в природе, видимо, не существует. Была лишь тактика, иногда ошибочная, с перегибами, но в основном политическая линия состава старого бюро обкома была правильной. Я с открытым сердцем со всей ответственностью заявляю об этом» [Там же, Д. 2899-р. Т. 1. Ч. 1. Л. 14].
После смещения прежнего руководства республики областную партийную организацию стали возглавлять только прикомандированные ЦК ВКП(б) из центра – Н.И. Барышев, П.М. Певзняк, И.Л. Степаненко. Старые кадры коммунистов растворялись в составе новых пополнений из беднейших слоев – поборников форсирования темпов строительства социализма. Если в 1928 г. кандидатов в члены ВКП(б) было только 31 чел., то в следующем году – уже 280, а в 1930 г. – 1249. В 1937 г. до 77% членов областной партийной организации состояло из новых наборов 1928-1935 гг. Периодически проводились «чистки партии» от инакомыслящих и «классово чуждых». Характерно так же, что общеобразовательный уровень коммунистов был очень низким. Так, в 1940 г. 60,4% из них составляли лица с начальным образованием и неграмотные. Несмотря на это, вплоть до 1939 г. существовали жесткие ограничения приема в партию в отношении выходцев из интеллигенции. Все это облегчало тоталитарному режиму использование партийной организации в реализации своих политических и идеологических целей [История Якутии, 2005, С. 78].
Сложившуюся общественно-политическую ситуацию хорошо иллюстрирует выдержка из письма от 10 ноября 1928 г. члена беспартийной фракции на IV Всеякутском съезде А.П. Рязанского своему сыну А.А. Рязанскому, находившемуся в эмиграции в Китае (Мукден): «У нас новая власть и новое отношение к нам, старикам... Все видные беспартийные интеллигенты сняты и снимаются с ответственных постов по республике. Сами М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С. Васильев и весь состав обкома партии теперь попали за преступное покровительское отношение к беспартийной интеллигенции, городскому нэпману и улусному кулачеству. Интеллигенты лишаются избирательных прав. Частная торговля почти сводится на нет, и многие частники уже прекратили свою деятельность, даже часть их сидят в тюрьме» [Архив УФСБ, Д. 23765. Т. 2. Л. 339].
После политических событий 1927-1928 гг. VI Съезд Советов (1929 г.) вывел из состава ЦИК ЯАССР 36 членов из 49. На перевыборах в советы в 1928 г. по классовому признаку было лишено избирательных прав 4,5% взрослого населения республики. На самих же выборах проводилась жесткая линия на преимущественное избрание рабочих, батраков, бедняков, а так же коммунистов и комсомольцев [История Якутии, 2005, С. 78].
В соответствии с установками XV съезда ВКП(б) по укреплению советского и торгового аппарата с 1927-1928 гг. в Якутии прекратилось кредитование частников, была введена карточная система, началась чистка торгового аппарата от «чуждых элементов». С 21 августа по 5 сентября 1930 г. проходило открытое судебное заседание по делу экономической контрреволюции в Якутской государственной торговой организации (Якутторг): бывшего директора С.Н. Донского (старшего), коммерческого директора Л.Б. Патушинского и юрисконсульта В.А. Яковлева [Архив УФСБ, Д. 3278-р. Л. 9].
Бюро обкома ВКП(б), «придавая большое политическое значение этому процессу в момент обостренной классовой борьбы и усиленного наступления на кулацкие и капиталистические элементы», считало, что «к подсудимым должна быть применена высшая мера наказания. в случае полного и безоговорочного признания. возможно заменить 10 годами заключения» [Там же, Д. 2319. Т. 5. Л. 54; НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 4. Д. 163]. Руководство Якутторга обвинялось и в том, что кредитовало крупное частное торговое товарищество «Кыттыгас» промышленными и продовольственными товарами на большие суммы. После открытого судебного процесса в республиканской печати проходит кампания осуждения бывших руководителей Якутторга под лозунгом «чистки советских, кооперативных и торгово-хозяйственных органов от классово-чуждых элементов». С.Н. Донской (старший) был исключен из ВКП(б). Даже П.А. Ойунский, один из первых большевиков в Якутии, выступивший на суде в его защиту, вынужден был признать свою ошибку через газету «Автономная Якутия» [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 4. Д. 98. Л. 82] – этого требовала партийная дисциплина, не принимавшая иной точки зрения, отличной от общей линии обкома.
Дело Якутторга возникло по причине конкуренции с Сибирской государственной торговой организацией (Сибгосторг). Обе организации занимались заготовкой пушнины одновременно, не разграничивая своих функций и не определяя взаимоотношений. Сибгосторг фактически захватил рынок пушнины, так же кредитовал частников и нарушал установленные цены, тем самым привлекая к себе заготовителей пушнины и посредников товара и вытесняя Якутторг. Из-за угрозы срыва договоров с центральными организациями Якутторг стал поступать аналогичным образом, и на этой основе возникли трения. Специально организованная экспертная комиссия, в состав которой вошли работники Сибгосторга, произвольно оперируя цифрами, вынесла заключение об экономической контрреволюции. В 1930-е годы практика фальшивых экспертных комиссий сыграла немалую роль при вынесении приговоров по фактам вредительства на производстве.
В начале 1930 г. отряды ОГПУ жестоко подавили Булунское восстание, возникшее в конце 1929 г. на почве острого недовольства населения севера Якутии политикой насильственной коллективизации и репрессиями. 1 декабря 1929 г. в с. Булун был совершен переворот, в ходе которого арестовали партийное и советское руководство Булунского округа. Восставшие заявили, что остаются на платформе советской власти, но считают необходимым отменить обвинения граждан в политических преступлениях по ст. 58 УК РСФСР; расширить права якутской автономии до союзной республики; дать права действительного самоуправления; признать легальное существование всех социалистических и демократических партий; пересмотреть дела лиц, лишенных избирательных прав и попавших под чистку государственного аппарата; не разделять сельское население северного края по классовому признаку; отменить по всему СССР смертную казнь и т.д.
В течение декабря 1929 г. и января – первой половины февраля 1930 г. первоначальная группа из 27 чел. увеличилась до отряда численностью 296 чел. В качестве руководителей повстанцев в отчетах и рапортах чекистов упоминаются: И. Сивцев, С. Васильев, Г. Шарин, С.В. Васильев, И.Е. Барашков. Для ликвидации Булунского восстания был сформирован Северный сводный отряд войск ОГПУ под командованием А. Доля. К нему вскоре примкнул отряд верхоянских добровольцев во главе с Р.И. Шадриным, отрезавший путь повстанцам в западную тундру. Войска ОГПУ 21 января 1930 г. заняли Кюсюр, 22 января – Булун. 12 февраля повстанцы потерпели поражение в бою в местности Джессей. 21 февраля 1930 г. они были окончательно разгромлены в местности Сиикэй Талах: 29 повстанцев были убиты, включая почти весь командный состав, многие ранены. Отряд ОГПУ также понес потери: 10 чел. убиты и 9 ранены. В итоге в плен попали 208 повстанцев, во время боев и стычек погибли 87 чел. Кроме того, 34 чел. были расстреляны на месте за «пособничество бандитам». По решениям тройки, 31 участника восстания приговорили к расстрелу, остальные получили различные сроки заключения [Алексеев, 1998б, С. 233-236].
В первой половине 1930-х годов сталинским руководством был сфабрикован ряд политических процессов, направленных против старых партийных кадров ленинской школы. К тому времени была отстранена от активного участия в выработке политики партии группа политических деятелей во главе с Н.И. Бухариным. Все более утверждалась командно-административная система. Грубо попирая демократические традиции и нормы партийной жизни, И.В. Сталин и его сторонники все бесцеремоннее и беззастенчивее переходили к свертыванию идейно-теоретических дискуссий и свободного обмена мнениями при обсуждении экономических и социально-политических проблем, от критики – к огульному обвинению инакомыслящих в антипартийной деятельности, применению к ним жестких карательных мер, вплоть до ссылки, лишения свободы, а затем и физического уничтожения.
Для расправы с принципиальными, стойкими деятелями партии использовались различные поводы: их участие в оппозиции в прошлом, недовольство бюрократическими, насильственными методами социалистического строительства и просто высказываемые собственные мысли и идеи, отличные от официально принятых.
Анализ опубликованных и неопубликованных источников позволяет сделать вывод о целенаправленной работе органов НКВД по «выявлению» антисоветской организации в Якутии.
Разработка по созданию мифической разветвленной сети шпионских, вредительско-диверсионных, террористических групп велась по двум направлениям: «буржуазно-националистическому» и «правотроцкистскому».
«Буржуазно-националистическое» представляли М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.В. Васильев, Г.В. Ксенофонтов, К.О. Гаврилов и др., т.е. руководство ЯАССР до 1928 г., обвиненное постановлением ЦК ВКП(б) в «правом уклоне», и представители различных общественно-политических организаций национально-демократической ориентации.
В НКВД ЯАССР была составлена схема националистического движения в Якутии (куда входили такие организации, как «Союз якутов» (1905-1906 гг.), «Саха-аймах» (1917-1920 гг.), «Якутский трудовой союз», участники «антисоветской троцкистской организации» – К.А. Сокольников, С.Г. Потапов, Н.С. Варфоломеев и др. [Архив УФСБ, Д. 9. Т. 2. Л. 19, 53-68; Д. 13, Л. 1, 6; История Якутской АССР, 1963, С. 105].
В 1937-1938 гг. были репрессированы наиболее известные общественно-политические деятели, первые научные кадры, хозяйственные руководители Якутской АССР, в основном проживающие за пределами республики: первый секретарь ЦК КП(б) Киргизии М.К. Аммосов, заведующий сектором Сибири и Дальнего Востока сельскохозяйственного отдела ЦК ВКП(б) И.Н. Барахов, постоянный представитель ЯАССР при ВЦИК С.Н. Донской (младший), бывший директор Якутторга, первый нарком земледелия ЯАССР С.Н. Донской (старший), председатель СНК ЯАССР Х.П. Шараборин, профессор Г.Г. Колесов, экономист «Союззолотоснаба» К.О. Гаврилов, один из первых руководителей ЯАССР, писатель и поэт П.А. Ойунский и др. Основой обвинения послужила деятельность в культурно-просветительном обществе «Саха омук», которое в 1937 г., по распоряжению наркома НКВД Н.И. Ежова, было объявлено буржуазно-националистическим.
Репрессии не обошли стороной 8 председателей правительства Якутской АССР, руководивших республикой в период с 1922 по 1938 г.
Осуждение общественно-политических деятелей стало политическим обоснованием репрессий в Якутии, с этого момента внесудебный произвол приобрел широкий размах, вовлекая в орбиту все новые социальные слои населения, в первую очередь руководство республики. Прослеживается попытка следственных органов НКВД обосновать репрессии в Якутии, выявить связь обвиненных в «буржуазном национализме» с осужденными по делу «правотроцкистского блока». Для достижения этой цели под прикрытием кампании борьбы с вредительством в золотой промышленности были арестованы работники треста Якутзолото, у которых были получены признательные показания. Дело Х.П. Шараборина, представлявшее «правотроцкистское» направление, разработанное НКВД, послужило своеобразным трамплином для раскрытия вредительства во всех отраслях народного хозяйства республики и подвело к оформлению следователями так называемого «антисоветского правотроцкистского буржуазно-националистического блока».
Теперь, когда расследованы дела в отношении мнимых «шпионов» и «вредителей», установлено, что они являлись сфальсифицированными. Признания многих арестованных, обвиненных во вражеской деятельности, были получены путем жестоких, бесчеловечных истязаний.
О широте и размахе репрессий в Якутии имеются лишь отрывочные сведения, но в различных источниках повторяется несколько раз одно и то же число – 1800 чел. арестовано в Якутии только за последний квартал 1938 г. [Иванова, 1998, С. 116].
Известно, что в марте 1938 г. по прямому указанию наркома внутренних дел ЯАССР И.А. Дорофеева были арестованы 1800 чел., в том числе 1022 без санкции прокурора, из них вскоре в тюрьме умерли 18 чел. [Николаев, Ушницкий, 1990, С. 43]. В феврале 1939 г. из 350 подследственных, содержащихся в НКВД ЯАССР, 337 отказались от своих показаний [Там же, С. 107].
Количество репрессированных по политическим мотивам, по изданным в 2002-2005 гг. «Книгам памяти» [Книга памяти, 2002, 2005], составило 14 398 чел. (подсчитано краеведом М.Е. Друзьяновым). Репрессированы 64 делегата I Всеякутского учредительного съезда Советов. В этот список не включены спецпереселенцы, высланные в Якутию: финны – 3694, эстонцы – 753, немцы – 617, литовцы – 3886, русские – 459, украинцы – 671, всего 9080 чел., так как они не были гражданами ЯАССР. Они работали на рыбодобыче, занимались обработкой древесины в леспромхозах: Булунском, Усть-Янском, Жиганском, Верхоянском, Кобяйском, Ленском и Олёкминском районах, а также трудились на золотых приисках в Алданском, Усть-Майском, Оймяконском, Усть-Янском и Верхоянском районах. В эти списки не включены китайцы и корейцы, работавшие в Алданском и Усть-Майском районах на золотых приисках (около 1500 чел.).
Также еще 26 января 1935 г. И. Сталин подписал Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о высылке из Ленинграда на север Сибири и в Якутию сроком на 3-4 года 663 бывших сторонников Г.Е. Зиновьева [Известия ЦК КПСС, 1989, № 7, С. 86]. Аналогичная операция готовилась повсеместно. Так, 17 января 1935 г. Политбюро ЦК Компартии Украины поручило секретариату разработать вопрос о переброске на север и в Сибирь бывших активных троцкистов и зиновьевцев из крупных промышленных центров – Донбасса, Харькова, Днепропетровска, Киева, Одессы. Кроме того, местным партийным организациям было дано задание изучить материалы дел исключенных из партии во время чисток, составить списки изгнанных из ВКП(б) в 1926-1928 гг. за принадлежность «к троцкистскому и троцкистско-зиновьевскому блоку». В сентябре 1936 г., по указанию И.В. Сталина, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление о необходимости «расправы с троцкистско-зиновьевскими мерзавцами..., которые были раньше высланы» [Там же, С. 39]. Так был дан сигнал к физическому уничтожению бывших оппозиционеров, подобно тому, как в недалеком прошлом ставились задачи ликвидации классов, неугодных власти.
Управлением ФСБ России по Республике Саха (Якутия) взято на учет свыше 2 тыс. уголовных (политических) дел 1920-1950-х годов, из которых 1300 было рассмотрено внесудебными органами («тройками», «особыми совещаниями»). В 1950-1960-х гг. основная часть их была тщательно изучена, и 1430 чел., необоснованно репрессированных в 1930-1940-е гг. и начале 1950-х гг., были реабилитированы [Пинчук, 1992, 23 янв.].
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее количество репрессий приходится на первую половину 1938 г.
В Якутии дело под названием «Антисоветский правотроцкистский буржуазно-националистический блок» возникло по аналогии с процессом «Антисоветского правотроцкистского блока», который состоялся в Москве 2–13 марта 1938 г. Руководителями этого «блока», как известно, были признаны Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и М.П. Томский. «Блок» объединил подпольные антисоветские группы «троцкистов», «правых», «зиновьевцев», меньшевиков, эсеров, «буржуазных националистов», осуждение которых стало юридической основой для подобных процессов в регионах.
«Антисоветский правотроцкистский буржуазнонационалистический блок» (АПТБНБ) в Якутии, по замыслу НКВД ЯАССР, представлял собой объединение бывших «троцкистов», «правых» и «буржуазных националистов». Так, в деле М.К. Аммосова упоминается его связь с бывшим членом Политбюро ЦК партии А.И. Рыковым, председателем Совнаркома Узбекской ССР Ф.У. Ходжаевым, т.е. с «право-троцкистским блоком». Это было действительно универсальное объединение, причислив к которому можно было обвинить любого. Следователи добивались от арестованных признаний о связях якутской интеллигенции с контрреволюцией с начала Февральской революции 1917 г. В декабре 1938 г. НКВД СССР дало следующую установку: «1) в кратчайший срок реализовать все материалы следствия относительно лиц, активно ведущих антисоветскую работу в Якутии; 2) имеющиеся активные агентурные разработки по якутской национальности ликвидировать; 3) вскрыть все каналы связей с иностранными разведывательными органами и якутской белоэмиграцией; 4) взять на учет с последующей активной разработкой всех бывших федералистов и участников восстаний 1921–1931 гг.; 5) использовать следствие для приобретения квалифицированной агентуры по национальностям... с тем, чтобы в ближайшее время создать работоспособную агентуру в целях разработки якутской белоэмиграции» [Иванова, 1998, С. 117-118]. НКВД ЯАССР предлагалось практиковать командировки для этих целей в Иркутскую область, Дальневосточный край, Москву и т.д.
«Организационное оформление» АПТБНБ получил намного позже, в апреле 1939 г. в показаниях бывшего секретаря Якутского обкома ВКП(б) П.М. Певзняка. Согласно «схеме», в руководящий центр блока вошли П.М. Певзняк, Х.П. Шараборин, С.М. Аржаков, Н.Н. Окоемов, А.Г. Габышев. Через них осуществлялась связь с А.П. Серебровским (Главзолото), Д.Е. Сулимовым, Т.Р. Рыскуловым (СНК РСФСР), Н.М. Янсоном (Главсевморпуть), А.Б. Гуревичем (Наркомат водных путей сообщения), членом ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым и наркомом связи А.И. Рыковым [Архив УФСБ, Д. 13. Л. 8].
25 апреля – 28 мая 1940 г. состоялось закрытое заседание Верховного суда ЯАССР, в составе председателя Г.Е. Коврижных, народных заседателей С.И. Щекочихина и Ф.И. Сергеева, известное в литературе под названием «Процесс двадцати пяти» или «Центральное дело» [Николаев, Ушницкий, 1990, С. 128-130]. По процессу проходили участники «антисоветского правотроцкистского буржуазно-националистического блока». Вначале в список привлеченных по делу № 2148 вошли 42 чел., некоторые были освобождены, часть из них проходила по другим делам. Перед судом предстали 25 подсудимых, оставшиеся в живых за время предварительного следствия: П.М. Певзняк, С.М. Аржаков, А.Г. Габышев, Г.И. Иванов, П.П. Кочнев, Н.Д. Кривошапкин-Субурусский, Г.Т. Семенов, А.Л. Зызо, Н.В. Бубякин, Н.С. Варфоломеев, А.К. Андреев, А.А. Пономарев, В.Н. Суханов, К.К. Байкалов, И.Д. Емельянов, А.М. Дексиляхов, Н.М. Цой-Коре, В.И. Трофимов, а также А.Ф. Бояров, В.С. Холмашкеев, А.С. Андреевский, Г.М. Павлов, В.А. Булкин, М.И. Попов, Н.С. Ершов, которые были привлечены для «доказательства связей» с бывшими эсерами, троцкистами, меньшевиками. Среди них 15 чел. являлись руководителями республики.
Суд приговорил П.М. Певзняка, С.М. Аржакова, А.Г. Габышева, Г.И. Иванова, А.Ф. Боярова, Н.С. Варфоломеева, Н.В. Бубякина, B.C. Холмашкеева, В.И. Трофимова, В.А. Булкина, А.А. Зызо, А.С. Андреевского, Н.М. Цой-Коре, Г.М. Павлова, А.К. Андреева, П.П. Кочнева к высшей мере наказания с конфискацией имущества; Н.Д. Кривошапкина-Субурусского, Н.С. Ершова, А.М. Дексиляхова, В.Н. Суханова – к лишению свободы сроком на 20 лет каждого с поражением в избирательных правах сроком на 5 лет после отбытия меры наказания, с конфискацией имущества; А.А. Пономарева и М.И. Попова – к лишению свободы сроком на 15 лет каждого с поражением в избирательных правах сроком на 5 лет после отбытия меры наказания; Г.Т. Семенова, ИД. Емельянова, К.К. Байкалова – к лишению свободы сроком на 10 лет каждого с поражением в избирательных правах сроком на 3 года после отбытия меры наказания [Николаев, Ушницкий, 1990, С. 139-140].
В ходе судебного процесса подсудимые предоставили неопровержимые доказательства о применении к ним незаконных методов следствия. В результате было принято частное постановление по указанным фактам. Именно на основании этого решения, кассационного протеста заместителя прокурора ЯАССР по специальным делам А.Г. Елисейчева и кассационных жалоб всех 25 осужденных, Военная коллегия Верховного суда СССР 11 сентября 1940 г. отменила приговор Верховного суда ЯАССР и возвратила дело в 31 томе, 24 приложениях, 3 томах протоколов судебного заседания на новое рассмотрение в НКВД ЯАССР [Архив УФСБ, Д. 1629. Л. 233-234].
Об отмене приговора осужденные не знали, и после подачи ими кассационных жалоб следователи вновь вынуждали многих подписывать признательные показания. П.М. Певзняк в сентябре 1940 г. во время ожидания приговора на 6 листах папиросной бумаги написал карандашом причины дачи им ложных показаний и передал Г.И. Иванову. Затем подал заявление на 150 страницах наркому М.П. Некрасову с опровержением обвинения во вредительстве и просил приобщить документы при вторичном рассмотрении дела. Ему пригрозили расстрелом без суда [Архив УФСБ, Д. 1089. Л. 195]. Окончательные отказы от вынужденных признаний зафиксированы в марте – мае 1941 года. Верховный суд ЯАССР два раза возвращал дело на доследование; вернул его на новое рассмотрение и Военный трибунал Забайкальского военного округа. В итоге дело, разобщенное на части (что тоже считалось нарушением), было направлено Особому совещанию при НКВД СССР под председательством генерального комиссара госбезопасности Л.П. Берии, которое 17 мая, 8, 10, 16 сентября приговорило проходивших по этому процессу к разным срокам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Некоторые из них (П.П. Кочнев, А.А. Пономарев, Г.Т. Семенов) после отбытия срока наказания были осуждены вторично в конце 1940-х годов по прежним обвинениям и сосланы в ссылку. Освобождены в 1950-х годах, реабилитация их продолжалась до 1960-1980-х годов. В отличие от остальных, им посчастливилось при жизни вернуть себе доброе имя.
Организаторы репрессий в Якутии сами были осуждены как участники антисоветских заговоров, троцкистской организации, производившие массовые аресты невинных граждан.
21 января 1940 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила бывшего наркома НКВД ЯАССР И.А. Дорофеева к расстрелу, начальника 2-го отдела З.Н. Беляева – к 15 годам лагерей, начальника 4-го отдела И.Д. Петрова – к 10 годам; 25 июля 1942 г. Военный трибунал войск НКВД Забайкальского округа приговорил А.Я. Вилинова и Ю.П. Мавленко к 8 годам лагерей каждого [Там же, Д. 2142. Л. 159].
Сталинская модель региональной политики центр – регионы была основана на широкомасштабной кадровой чистке. С декабря 1936 г. до марта 1939 г. в среднем во всех регионах сменилось по 2-3 партийных секретаря областного и краевого уровней. Преобладающая часть из смещенных были арестованы и, как правило, расстреляны. При этом снятие первого руководителя порождало цепную реакцию снятий и арестов вплоть до районного и колхозного уровня [Хлевнюк, 2009, С. 224]. Эта модель взаимоотношений центра и регионов порождала крайнюю нестабильность руководящих сетей и ослабление управленческих возможностей аппарата.
Произошедшие в стране перемены как политического, социально-экономического характера, так и в сфере национально-государственного устройства позволили приступить к разработке новой Конституции СССР, которая была принята 5 декабря 1936 г.
Многонациональный состав союзного государства отражался в создании двухпалатного парламента в лице Верховного Совета как высшего законодательного и представительного органа власти. Совет Национальностей избирался гражданами по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам согласно норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области и по 1 – от национального округа. В формировании Совета Национальностей проявился не только многонациональный, но и федеративный характер страны. В этом состоял один из элементов субъектности союзных отношений. Следовательно, автономные образования всех видов тоже фактически являлись субъектами союзных отношений. Конституция СССР впервые регулировала правовое положение АССР, специальная глава посвящалась высшим органам государственной власти автономных республик, предусматривалось принятие ими своих конституций.
Вслед за Конституцией СССР стали приниматься и конституции союзных республик. 21 января 1937 г. на чрезвычайном XVII Всероссийском съезде Советов была принята новая Конституция РСФСР. Статья 1 трактовала РСФСР как социалистическое государство. В статье 13 перечислялись все субъекты Российской Федеративной Республики: края, области, автономные республики, автономные области – всего 47, в том числе 17 автономных республик и 6 автономных областей. Статья 19 перечисляла предметы ведения РСФСР: утверждение конституций автономных республик; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев, областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР; руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей; установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами, всего 26 позиций. Сохранив прежнее положение об утверждении конституций автономных республик, Конституция ввела дополнительный пункт – об утверждении границ и районного деления автономных республик и автономных областей.
Конституция РСФСР 1937 г. закрепила новую систему высших органов государственной власти автономных республик, в основном аналогичную системе высших органов власти союзных республик. Статья 20 предоставляла автономной республике право иметь свою конституцию, «построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР». В случаях расхождения законов РСФСР и автономной республики действовал закон РСФСР.
Специальная статья (ст. 20) законодательно оформила председателей президиумов Верховных Советов автономных республик в качестве заместителей председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Новая Конституция повысила статус автономной республики как субъекта РСФСР, но в то же время узаконила принципы построения унитарного государства, сохраняя подчиненность органов власти и управления по вертикали (проверка работы нижестоящих органов, приостановка, отмена их актов).
В соответствии с основными принципами Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. чрезвычайный IX Всеякутский съезд Советов 3-9 марта 1937 г. обсудил проект новой Конституции Якутской АССР и принял его. Конституция ЯАССР 1937 г. была окончательно утверждена третьей сессией Верховного Совета РСФСР первого созыва 2 июня 1940 г. [Хронологическое собрание…, 1941, С. 809].
В Конституции ЯАССР 1937 г. было закреплено новое общественное и государственное устройство республики, установлена система ее органов государственной власти и управления, определены принципы их организации и деятельности, основные права и обязанности граждан республики, гарантирована более демократичная, чем прежде, избирательная система.
Основной Закон провозгласил Якутскую АССР социалистическим государством рабочих и крестьян, вся власть в котором принадлежит Советам депутатов трудящихся. Положение Конституции СССР о том, что Советы выросли и окрепли в результате завоеваний диктатуры пролетариата, воспроизведенное в конституциях союзных и автономных республик, обусловило уточнение наименования политической основы государства. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в сущности, отражавшие характер органов классового представительства, были преобразованы в Советы депутатов трудящихся, которые, по мнению законодателя, уже точнее отражали социальный состав советского общества. Поэтому политическая основа Якутской АССР как социалистического государства получила однотипное название – Советы депутатов трудящихся.
В гл. II Конституции ЯАССР «Государственное устройство» были определены административно-территориальное деление (ст. 14) и компетенция ЯАССР (ст. 17). Важнейшие конституционные изменения в организации высших органов государственной власти и управления были зафиксированы в гл. III и IV Конституции Якутской АССР. Конституция узаконила в качестве высшего законодательного органа государственной власти республики Верховный Совет ЯАССР, избираемый всеми гражданами ЯАССР по избирательным округам сроком на 4 года (ст. 18-21). Верховный Совет сосредоточил в своих руках всю полноту высшей государственной власти автономной республики. Возросла его роль как органа представительной демократии.
Верховный Совет ЯАССР как представительный и законодательный орган осуществлял свои функции периодически на сессиях, созываемых два раза в год. В период между сессиями постоянно действующим органом являлся Президиум Верховного Совета, решавший специфические, характерные только для него вопросы.
Верховный Совет осуществлял все права, присвоенные республике согласно ст. 13 и 17 Конституции ЯАССР, поскольку эти права не входили, по Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов: Президиума Верховного Совета, Совнаркома и народных комиссариатов Якутской АССР. В круг прав и полномочий Верховного Совета входили самые разнообразные государственные, социально-экономические, культурные вопросы. Одной из основных сторон его деятельности были руководство и координация работы образуемых им органов республики. В соответствии со ст. 17 Верховный Совет принимал Конституцию, вносил в нее изменения, осуществлял контроль за ее исполнением, устанавливал административное деление, определял границы районов, городов республики и вносил на утверждение Верховного Совета РСФСР. Большое место в его работе занимали рассмотрение и утверждение народнохозяйственного плана, республиканского бюджета и т.п.
Верховный Совет ЯАССР устанавливал государственные и местные налоги, сборы и неналоговые доходы, осуществлял контроль за порядком использования природных богатств, проведением законов, охраной государственного порядка и прав граждан. В исключительной его компетенции находились: формирование высших государственных органов республики – Президиума Верховного Совета; правительства – Совнаркома; избрание Верховного суда ЯАССР и его председателя; назначение наркомов, прокурора республики.
Поскольку Верховный Совет республики не являлся постоянно действующим органом, важное место было отведено Президиуму Верховного Совета, осуществлявшему в период между сессиями Верховного Совета ЯАССР функции высшего органа государственной власти на территории республики. Президиум Верховного Совета был подотчетен во всей своей деятельности Верховному Совету. По Конституции, Президиум Верховного Совета ЯАССР обладал широкой компетенцией: созывал сессии Верховного Совета; давал толкование законов ЯАССР, издавал указы; проводил референдум; отменял постановления и распоряжения правительства ЯАССР, решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся в случае их несоответствия закону; по представлению главы правительства ЯАССР освобождал от должности и назначал отдельных глав отраслевых органов управления с последующим внесением соответствующих решений на утверждение Верховного Совета ЯАССР; присваивал почетные звания автономной республики (ст. 28).
Конституция сохраняла прежний высший орган государственного управления республики – Совет Народных Комиссаров (СНК), однако его правовое положение существенно изменилось. Конституция ЯАССР 1937 г., определив место СНК ЯАССР как исполнительно-распорядительного органа в системе органов государственной власти и управления республики, более четко разграничила компетенцию и порядок нормотворчества этих органов. СНК издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и ЯАССР, постановлений и распоряжений СНК СССР и РСФСР и проверял их исполнение, являлся органом, ответственным и подотчетным Верховному Совету ЯАССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета ЯАССР.
Совнарком ЯАССР объединял и направлял работу наркоматов ЯАССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединял и проверял работу уполномоченных общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов; принимал меры по выполнению народнохозяйственного плана, бюджета, по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан; руководил деятельностью исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся.
Народные комиссары возглавляли соответствующие отрасли государственного управления, подчиняясь как СНК ЯАССР, так и соответствующим наркоматам РСФСР. Таким образом, новая Конституция существенно изменила правовое положение народных комиссариатов ЯАССР. В ней отсутствовало прежнее деление наркоматов на объединенные и автономные.
В гл. V Конституция узаконила положение, согласно которому органами государственной власти на местах являются Советы депутатов трудящихся, избираемые соответственно трудящимися района, города, поселка, села, наслега сроком на 2 года.
К компетенции Советов депутатов трудящихся Основной Закон республики отнес следующие вопросы: руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, местный бюджет, руководство деятельностью подчиненных им органов управления, охрану государственного порядка, соблюдение законности, охрану прав граждан и содействие усилению обороноспособности страны.
Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты, а в небольших поселениях – председатель и секретарь Совета. Исполнительные и распорядительные органы Советов осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов и вышестоящих государственных органов и непосредственно подчинялись как Совету, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.
В Конституции Якутской АССР были отражены особенности организации местных Советов в соответствии с сохранившимися особенностями административно-территориального устройства республики. В частности, наряду с сельскими и поселковыми Советами, Конституция узаконила наслежные и кочевые Советы. Сессии Советов депутатов трудящихся созывались исполнительными и распорядительными органами в следующем порядке: районных – не реже 6 раз в год, кочевых – не реже 1 раза в 2 месяца, а остальных Советов не реже 1 раза в месяц. Вышестоящие Советы имели право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов и их исполнительных и распорядительных органов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов.
В республике, как во всем Союзе, была установлена единая система судов, построенная применительно к ее административно-территориальному делению, первым звеном которой был народный суд. Он избирался гражданами района сроком на 3 года на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Надзор за деятельностью судебных органов возлагался на высший судебный орган республики – Верховный суд, избираемый Верховным Советом ЯАССР сроком на 5 лет. Конституция предусматривала ведение судопроизводства на якутском, русском, эвенкийском и эвенском языках.
Высший надзор за соблюдением требований социалистической законности всеми органами государственного управления и подведомственными им учреждениями, а также должностными лицами и гражданами на территории Якутской АССР, согласно ее Конституции, осуществлялся как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР и Прокурора ЯАССР.
Конституция ЯАССР в гл. IX узаконила новую советскую избирательную систему, основанную на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Все граждане Якутской АССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, согласно ст. 99 Конституции, получили право участвовать в выборах и быть избранными.
Конституция Якутской АССР определила, что выборы осуществляются по избирательным округам в соответствии со следующими нормами (ст. 105): районный Совет – 1 депутат от 1000 чел. населения; в районе с населением до 25 тыс. чел. избираются 25 депутатов; в районе с населением свыше 60 тыс. чел. избираются не более 60 депутатов; в городской Совет – один депутат не менее чем от 350 и не более чем от 500 чел. населения; в городах с населением до 12 тыс. жителей избираются 35 депутатов; в сельский и поселковый Советы – 1 депутат от 100 чел. населения; в селах и поселках с населением до 1000 чел. избираются 9 депутатов, а с населением свыше 2500 чел. – не более 25 депутатов.
Кандидатуры при выборах по избирательным округам выдвигались общественными организациями и обществами трудящихся. Регламентировались отчетность депутатов перед избирателями о своей работе и деятельности Совета и отзыв по решению большинства избирателей в любое время.
Компетенция ЯАССР в области государственного строительства состояла в том, что она принимала свою Конституцию, вносила ее на утверждение Верховного Совета РСФСР, контролировала ее соблюдение; формировала свои высшие органы государственной власти, управления и суда (Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, правительство – Совет Народных Комиссаров, Верховный суд), устанавливала и вносила на утверждение Верховного Совета союзной республики свои решения, касающиеся районного деления, границ районов и городов.
Однако некоторые полномочия автономной республики, зафиксированные в конституционных актах в самой общей форме, не были обеспечены надлежащими правовыми гарантиями. Например, Всеякутские съезды Советов и ЦИК ЯАССР принимали постановления, имеющие силу закона, по вопросам, касающимся местных особенностей государственного строительства, в частности, о запрещении калыма, отделении хотона от юрты, коренных земельных переделах, коренизации аппарата, а также по вопросам борьбы с суевериями, шаманством и др. Кроме того, Якутский ЦИК, принимая то или иное решение на основе актов общероссийского законодательства, вносил в них существенные дополнения и изменения применительно к местным условиям.
Конституция ЯАССР 1937 г. (пункт а, ст. 40) указывала, что Совет Народных Комиссаров Якутской АССР объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов. Но и здесь не было уточнено, какие правовые гарантии предусматриваются для объединения и проверки работы последних со стороны правительства ЯАССР. Местные Советы депутатов трудящихся по Конституции ЯАССР 1937 г. не обладали подобными правами. В достаточной мере статус автономной республики не был гарантирован и определял в основном организационные отношения. Конституционные нормы автономной республики действовали в части организации органов государственной власти, а по остальным вопросам фактически не имели практического значения. Профсоюзам, лишенным права проведения забастовок и других активных форм защиты трудящихся, отводилась роль «приводного ремня к массам» в выполнении установленных сверху производственных заданий, организации культурно-массовых и оздоровительных работ. В 1937 г. профсоюзы Якутии объединяли свыше 35 тыс. человек. Комсомольская и пионерская организации, несмотря на их многообразную работу среди молодежи, были подчинены целям воспитания ее в духе преданности идеям и делу правившей коммунистической партии [История Якутии, 2001, С. 79].
12 декабря 1937 г. прошли выборы Верховного Совета СССР первого созыва, а 26 июня 1938 г. – Верховных Советов РСФСР и ЯАССР. Депутатами Верховного Совета СССР были избраны партийно-советские работники П.М. Певзняк, Н.Г. Фаткулов, А.Г. Габышев, Н.Н. Окоемов, С.М. Аржаков, С.И. Сидорова, писатель П.А. Ойунский, забойщик И.Д. Варлаков, колхозницы Д.П. Новикова и И.Д. Олесова, оленевод Н.К. Курилов, охотник Н.В. Шемяков; депутатами Верховного Совета РСФСР ста ли партийный работник П.В. Аммосов, капитан А.Д. Богатырев, учительница Л.Е. Комаренко. В Верховный Совет ЯАССР было избрано 130 депутатов, в том числе 32 рабочих, 92 колхозника и 16 служащих. Председателем Президиума Верховного Совета ЯАССР первого созыва была выдвинута активистка женского движения С.П. Сидорова. В декабре 1938 г. состоялись выборы в местные советы ЯАССР, завершившие формирование органов власти всех уровней [Избранные..., 2009, С. 55-83; История Якутии, 2005, С. 79].
Промышленное освоение недровых богатств Якутии в 1930-е годы под политическими лозунгами «Завоевание Севера» и «Наступление на Арктику» диктовало необходимость реформы административного управления территорией. Хотя Конституция СССР 1936 г. провозгласила, что автономная республика обладает на своей территории высшей государственной властью, это не соответствовало действительности. Согласно ст. 17 Конституции ЯАССР 1937 г. Верховный Совет устанавливал административное деление ЯАССР, определял границы районов, городов республики и вносил на утверждение Верховного Совета РСФСР.
В период конца 1920-х – 1930-х годов проводилась реформа административно-территориального устройства ЯАССР. Вместо существовавшей окружной системы административного управления предлагался новый способ административно-территориального деления, который должен был соответствовать организации хозяйства республики – районирование. В основу такого подхода предлагался энергетический принцип, т.е. принцип хозяйствования, при котором достигался наибольший экономический эффект при наименьших экономических, человеческих и других затратах [Льоба, 1929, С. 8; Федорова, Пахомов, 2011, С. 67].
21 января 1929 г. Президиум ЯЦИК, по предложению Госплана ЯАССР, рассмотрел вопрос «О принципах районирования ЯАССР» и принял постановление осуществить районирование в первую очередь в трех округах – Якутском, Вилюйском и Олёкминском [Якутия. Хроника..., 2004б, С. 112]. В 1930-1931 гг. районирование коснулось остальной части республики и было образовано всего 25 районов; города Якутск, Вилюйск, Верхоянск, Олёкминск, Среднеколымск перестали считаться уездными центрами. В связи с интенсивным промышленным освоением республики в 1930-е гг. создаются еще 6 новых районов (Оленёкский, Верхневилюйский, Токкинский, Кобяйский, Аллах-Юньский, Якутский) [Федорова, Пахомов, 2011, С. 72-75].
На севере республики районирование имело свои особенности. После затянувшейся гражданской войны народы Севера оказались на грани вымирания, росло недовольство политикой советской власти, вспыхивали вооруженные восстания. Правительство ЯАССР, учитывая сложную обстановку на севере республики, проводило в конце 1920-х – начале 1930-х гг. гибкую национальную политику, опираясь на родовые кочевые Советы, главной задачей которых было «приобщение малых народов к советскому строю». Остро стояли вопросы снабжения населения продовольствием, предметами первой необходимости и транспортной доступности. В связи с этим в январе 1931 г. VIII Якутская областная партийная организация приняла специальную резолюцию «Об очередных задачах работы среди малых народностей Севера ЯАССР».
При проведении административно-территориального районирования в 1930-1931 гг. на территории трех северных округов было образовано 13 районов, из которых 10 получили статус национальных: Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Саккырырский, Томпонский, Усть-Янский. В группу национальных районов также был включен расположенный на западе республики Садынский национальный район, населенный преимущественно эвенками [Боякова, 1995, С. 22].
По мере промышленного развития советской экономики, с охватом северных территорий, части Якутии, Чукотки, Магадана, принятие волюнтаристских решений для сталинского руководства становилось более очевидным. Решение о создании треста Дальстрой принималось Политбюро ЦК ВКП(б) с целью освоения разведанных месторождений и на основе перспективных оценок, сделанных геолого-разведочными и геолого-поисковыми экспедициями, работавшими в районах Колымы во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов. По данным геологических прогнозов, запасы золота в бассейнах рек Колымы и Индигирки занимали одно из первых мест в мире, составляя более 20% всех известных мировых запасов. Запасы олова были наибольшими в Союзе [Бацаев, Козлов, 2002, С. 10].
Территория Дальстроя, которая в 1930-1940-х гг. имела тенденцию к расширению (вне зависимости от административно-территориального деления страны), выделялась в особый, практически автономный район. По уровню властных полномочий Дальстрой находился вне даже формального подчинения и контроля со стороны органов советской власти Якутской АССР и ДВК, а все решения о его деятельности принимались на уровне ЦК ВКП(б), СНК и СТО СССР, а позднее НКВД СССР и носили секретный характер. Дальстрой формировался как огромный, жестко централизованный, индустриальный лагерь (промлаг), основу рабочей силы которого составляли заключенные Севвостлага ОГПУ–НКВД СССР. В период деятельности Дальстроя, учитывая особый характер этой организации, органы советской власти в промышленных пунктах и поселках не создавались (за исключением г. Магадана, пос. Нера и Зырянка); населенные пункты административно подчинялись соответствующему отраслевому или горнопромышленному управлению.
На подразделения Дальстроя возлагалась задача реконструкции хозяйств местного коренного населения на основе коллективизации. Эта задача носила не столько политический, сколько прикладной, экономический характер. Национальные колхозы создавались для обеспечения быстрорастущего населения Колымы местной сельскохозяйственной продукцией и составляли, наряду с совхозами и подсобными хозяйствами предприятий Дальстроя, основу собственной продовольственной базы. Совхозы Дальстроя имели статус сельскохозяйственных предприятий системы ГУЛАГа НКВД СССР и, по сути, являлись сельхозлагерями. Наряду с сельским хозяйством в рамках подсобного производства в национальных районах развивалась местная легкая и пищевая промышленность. Значение колхозно-совхозной системы, созданной в 1932–1941 гг., проявилось во время Великой Отечественной войны, когда снабжение, в том числе и продовольственное, было значительно сокращено. Создание Дальстроя, как и всей системы ГУЛАГа, должно было стать убедительным доказательством эффективности репрессивно-карательных мер не только для подавления уголовников и классовых врагов, но и для создания элементов социалистической экономики специфическими методами трудового перевоспитания. В частности, на заседании комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) 15 мая 1929 г. отмечалось: «Мы имеем огромные затруднения в деле посылки рабочих на север. Сосредоточение там многих тысяч заключенных поможет нам продвинуть дело хозяйственной эксплуатации природных богатств севера... Рядом мер как административного, так и хозяйственного содействия освобожденным, мы можем побудить их оставаться на севере, тут же заселяя наши окраины» [Там же].
Уже в 1929 г. было принято решение о принудительном выселении из центральных областей на Алдан 800 раскулаченных. В 1931 г. в спецпоселках Алданского района размещалось свыше 1 тыс. семей с детьми. Под контролем спецкомендатур они трудились в шахтах, на лесоповале и других тяжелых работах [История Якутии, 2005, С. 80].
Изначально единый хозяйственный комплекс треста проектировался в долине р. Колымы: здесь планировалось построить административный центр, несколько ГЭС, автотрассу Верхняя Колыма – Якутск. Но мере развития треста его территория существенно увеличилась. В 1939 г. Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940 г. – бассейн р. Анадырь, а в 1941 г. на основании Постановления СНК СССР № 476-312сс от 29 марта – побережье Охотского моря от Пенжинской до Удской губы (Чумикан) и весь бассейн р. Яна в Якутской АССР [Там же, С. 42]. Таким образом, территория Дальстроя увеличилась с 450 тыс. кв. км до 2,256 млн кв. км [Историческая хроника..., 1975, С. 120].
В результате Якутия стала одним из главных центров СССР по размещению лагерей. В 11 районах действовали 106 лагерей для политических узников: в Томпонском – 31 лагерь, Оймяконском – 26, Верхоянском – 22, Алданском – 10, Усть-Майском – 4, Усть-Янском – 6, Среднеколымском – 2, Верхнеколымском – 2, Нижнеколымском – 1, Сунтарском – 1, Ленском – 1 [Иванова, 1998, С. 266-268].
По сути, на смену ленинской модели национальной государственности бывших окраин Российской империи, устоявшейся в 1920-е годы, пришла сталинская модель автономизации, административного управления территориями опережающего развития, экономически выгодными для государства, вне связи с национальными государственными образованиями.
20 июля 1935 г. Президиум ВЦИК ликвидировал Комитет содействия народностям северных окраин [Боякова, 1995, С. 17], основная задача которого состояла в социально-экономическом и культурном развитии народов Севера. Функции Комитета Севера перешли Главному Управлению Северного морского пути (ГУСМП), еще одному хозяйственному монстру подобно Дальстрою, на который в июле 1934 г. были возложены задачи «по изысканию и эксплуатации естественных производительных сил в советской Арктике». К зоне его деятельности была отнесена вся территория за Уралом севернее 62-й параллели (параллель г. Якутска). Согласно утвержденному СНК СССР Положению от 22 июня 1936 г. на него возлагались задачи освоения Северного морского пути; организации морских, речных и воздушных сообщений, радиосвязи и научно-исследовательских работ в Арктике; развития производительных сил и освоения естественных богатств Крайнего Севера; содействия хозяйственному и культурному подъему коренного населения. Кроме того, ГУСМП осуществляло контроль и наблюдение за деятельностью других ведомств и учреждений на Севере [Там же, С. 14-15].
Таким образом, одновременно со свертыванием НЭПа, как и во всей стране, в Якутии происходила смена демократических форм управления – вместо них стали преобладать властно-принудительные методы в управлении социально-экономическими процессами. Усиление командно-административной системы в экономике привело к смене политического режима, старые кадры большевиков были заменены сторонниками форсированных темпов строительства социализма.
_____________________________
Автор статьи: Иванова Татьяна Спартаковна, д.ю.н., профессор кафедры арктического права и права стран АТР юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.