Образование Якутской АССР.
Долгое время проблеме национально-государственного строительства в РСФСР придавалось только идеологическое значение. Между тем советский исторический опыт решения национального вопроса в настоящее время вызывает большой научный интерес. Одним из результатов революции 1917 г. и Гражданской войны стало преобразование России в федеративную республику и появление на карте нашей страны автономных государственных образований, созданных по национальному признаку [Гильманова, 2013, C. 49; Гильманова, Ильясов, 2013, C. 103; Орешин, 2016, C. 102].
В «Декларации прав народов России» от 2(15) ноября 1917 г. были определены основные принципы деятельности Советского правительства в области национальных отношений многонациональной Советской России: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. В январе 1918 г. была принята «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа», в которой было объявлено, что «Советская Российская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов». Основные положения этой декларации вошли затем в Конституцию РСФСР 1918 г. В ней было закреплено право Советов тех областей, которые отличаются особым бытом и национальным составом, объединенного в автономные областные союзы и т.д., указывалось, что эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР. По декларации Россия признавалась Федерацией советских национальных республик, а по Конституции – автономных национальных союзов, т.е. «автономия» уже в законодательном порядке признавалась элементом федерации [Размахов, 2013, C. 43; Тетуев, 2005, C. 137-138].
20 апреля 1920 г. Сибревком ликвидировал самостоятельность Якутской области и превратил ее в район Иркутской губернии, что стало показателем игнорирования национальных, экономических и географических особенностей Якутии. 22 апреля член Иркутской губернской продовольственной коллегии К.Е. Андреевич представил в Сибревком предложение о сохранении областной самостоятельности Якутии в административном отношении. В частности, он выразил свое сомнение по поводу возможности планомерного управления необъятным Ленским краем из географически удаленного Иркутска. Языковые, культурные и религиозные различия двух регионов представлялись серьезным препятствием для учета особенностей Якутии [Макаров, 1988, С. 10].
В Иркутске 9 мая 1920 г. состоялось совещание по этому вопросу с у частием представителей Якутии: М.К. А ммосова, П.А. Ойунского, Г.С. Ефимова, А.И. Мордвова, Н.Е. Олейникова, К.Е. Андреевича и К.П. Атласова. Якутяне заняли достаточно активную позицию в этом вопросе. Так, М.К. Аммосов заявил о достаточном количестве образованных лиц из числа уроженцев северного края и открыто высказался за создание самостоятельной Якутской губернии. П.А. Ойунский констатировал доступность связи Якутска с Иркутском только в течение короткого лета, а так же резкое усиление контактов Ленского края с иностранными государствами. А.И. Мордвов отметил важность самостоятельного губернского статуса, который может противостоять стремлениям федералистов слиться с Японией. Однако представитель Иркутского губревкома Беленец сформулировал вывод о недостаточности аргументов в пользу сохранения губернской самостоятельности Якутии и наличии стремлений иностранных держав поработить край независимо от его статуса – областного либо районного. Совещание постановило привлечь трех якутских представителей для разработки «конструкции» Якутского района и созвать междуведомственное собрание для решения вопроса о реорганизации области в район [ГАИО, Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 61. Л. 1, 2; Макаров, 1988, С. 103].
11 мая состоялось заседание комиссии по разработке проекта структуры Якутского районного ревкома с участием от якутской стороны Г.С. Ефимова. Было решено избрать комячейку Якутии и утвердить Иркутским губревкомом состав Якутского райревкома в количестве из трех лиц. Самостоятельное решение местных вопросов возлагалось на 13 отделов: управления, финансового, военного, земельного, продовольственного, коммунального хозяйства, труда и социального обеспечения, связи, рабоче-крестьянской инспекции, народного образо - вания, здравоохранения, записи актов гражданского состояния, а также Совета народного хозяйства, отделения юстиции, чрезвычайной следственной комиссии [ГАИО, Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 61. Л. 3].
28 мая 1920 г. совещание представителей трудовых профессиональных организаций Якутии отметило как регресс лишение региона самостоятельности, высказало протест против присоединения Ленского края к Иркутской губернии и настаивало на восстановлении статуса Якутской области [ГАИО, Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 30. Л. 1]. Председатель ревкома Х. Гладунов в своей телеграмме от 4 июня 1920 г. приводил следующие аргументы в поддержку резолюции совещания: перенос управления из Якутска в Иркутск означал переход на юг «лучших сил области»; возникновение длительного ожидания распоряжений по финансовым, административным, продовольственным и прочим вопросам; опоздание с выделением средств, когда на их получение с целью борьбы с эпидемиями на согласования тратились недели. Кроме того, происходили задержки командированных лиц, возникли препятствия в составлении якутских учебных программ, сложились трудности в реформировании судопроизводства, основанного на обычном праве, транспортная связь прерывалась весной и осенью, пути сообщения находились в неудовлетворительном состоянии. Канцелярская волокита представляла собой прямую угрозу навигации с целью обеспечения северного региона промышленными и продовольственными товарами. Якутский район лишился возможности своевременно высылать своего представителя в Иркутск для разрешения насущных хозяйственных, правовых и иных вопросов [ГАИО, Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 45. Л. 1-2].
В декабре 1920 г. вопрос Якутской автономии поставили перед Наркоматом по делам национальностей делегаты Теросинского съезда Советов В.Д. Виленский, С.М. Аржаков и Г.С. Ефимов [Исидор Никифорович Барахов..., 2008, С. 218]. По инициативе заведующего Якутским отделом Сибнаца Г.С. Ефимова при Наркомнаце открылся Якутский отдел, занимавшийся разработкой и продвижением в высшие органы власти «законопроектов принципиального значения, касающихся якутского народа и области». Среди задач отдела значились: издание национальной литературы, борьба с безграмотностью, научное обследование края, охрана памятников старины и т.д. Действия якутских большевиков были аналогичны усилиям руководителей Башкирии во главе с З. Валидовым, которые начали формировать автономную государственность в европейском понимании, поскольку понятие «советская автономия» к тому периоду теоретически было не разработано [НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 5. Л. 19-20; Валеев и др., 1995, С. 14].
16 января 1921 г. секретарь Якутского губбюро РКП(б) М.К. Аммосов сообщил в своей секретной телеграмме члену Сиббюро ЦК РКП(б) Ем. Ярославскому об отрицательном отношении большинства членов местной парторганизации к введению автономии в Якутии и изложил позицию национальной интеллигенции, горячо выступавшей за широкую автономию. М.К. Аммосов просил выслать указания по этому принципиальному вопросу, имевшему, по его мнению, общероссийское значение [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 194. Л. 26]. В другой своей секретной телеграмме в Сиббюро от 26 января 1921 г. он проинформировал о постановлении совещания ответственных партработников, инициированного Якутгуббюро, о преждевременности предоставления статуса автономии для Якутии. Принятое партийное решение объяснялось стремлением «контрреволюционной интеллигенции» поскорее заполучить территориальную и экономическую автономию с целью «обособления» Якутии от Советской России. В случае достижения этой цели тойоны и интеллигенты, как считала некоторая часть якутских партийных руководителей, подорвали бы влияние партийцев среди населения, ссылаясь на отсутствие товаров и чрезмерную централизацию управления, и подтолкнули бы «темную якутскую массу на повстанческое выступление». Однако ввиду широкого проникновения идеи автономии среди якутов, совещание Якутгуббюро посчитало необходимым развернуть агитацию о роли политической автономии, которая будет принята после укрепления советской власти и формирования достаточного количества ответственных партийных кадров в Якутской области [Там же, Оп. 1. Д. 2189. Л. 5-5об.].
В 1920 г. в составе Сибревкома был образован отдел по делам национальностей (Сибнац) с более чем 10 подотделами: якутским, бурятским, горноалтайским, татарским, латышским, литовским и др. Отделы были созданы также при губернских и уездных ревкомах. С середины 1921 г. Сибнац стал полномочным представителем Наркомнаца при Сибревкоме [Гузаров, 2012, С. 71]. Сибнац и якутский подотдел Сибнаца представили докладную записку в Сиббюро РКП(б), в которой обосновывалась необходимость предоставления автономии Якутии. Предпосылками этого являлись этническая однородность и компактность проживания 300 тыс. якутов, составлявших 82% населения Ленского края, занимавшихся скотоводством и земледелием, имевших «достаточную культуру и письменность», а также «несколько десятков лиц с высшим образованием и более 200 со средним образованием». В этой связи приводился также факт гораздо большего воздействия политссылки на якутскую интеллигенцию, нежели на бурятскую. В целом наличие национальной интеллигенции считалось важной составляющей национального самоопределения якутского народа. Анализировались три «группы» интеллектуальной элиты, из которых «самой сильной» считалась «большевистская», распространившая свое влияние не только в региональном центре, но и в улусах, и наслегах. Авторы записки подчеркивали, что отход социалистически настроенной интеллигенции во главе с Р.И. Оросиным от коммунистов начался после превращения Якутской области в район Иркутской губернии. Эта «группа» распалась после раскрытия в Якутске в августе 1920 г. «контрреволюционного заговора». Такая же участь «заговорщиков» постигла и третью «буржуазную» группу под руководством с В.В. Никифорова. В заключении был сформулирован вывод, что якуты имели больше оснований для получения национально-территориальной автономии, нежели буряты [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 170. Л. 23-23об.].
И.Н. Барахов (с правом решающего голоса), П.А. Ойунский (с совещательным голосом), М.К. Аммосов (в качестве приглашенного) участвовали в марте 1921 г. в работе Х съезда РКП(б), на котором И.В. Сталин выступил с докладом «Об очередных задачах партии в национа льном вопросе». Огромное значение для образования автономии имело одноименное постановление, где подчеркивалась необходимость национально-государственного строительства на окраинах Советской России и подготовки местных специалистов. При этом региональные парторганизации предостерегались от слепого копирования политики центра [Винокурова, 2012, С. 26].
После окончания съезда по пути в Якутск в апреле 1921 г. П.А. Ойунский, И.Н. Барахов и ответственный работник ЦК А.В. Агеев поставили перед Сиббюро и Сибревкомом вопрос об образовании Якутской АССР. Однако мнения по этому вопросу разделились. Член Сиббюро В.И. Хотимский и председатель Сибревкома И.Н. Смирнов, учитывая оторванность области, культурную отсталость населения, считали, что организация автономной Якутской Республики не вызовет революционного брожения среди якутов и приведет к ее захвату Японией или США. Их оппоненты – член Сиббюро В.Н. Яковлева и зам. председателя Сибревкома С.Е. Чуцкаев – находили, что отказ в автономии нарушит политику советской власти в национальном вопросе и возбудит среди якутов националистическое движение.
Сиббюро, ввиду того что голоса разделились, представило в ЦК РКП(б) оба предложения. При этом В.Н. Яковлева и С.Е. Чуцкаев высказали особое мнение: отметили отсутствие доказательств облегчения завоевания японским капиталом Якутии после предоставления ей автономии. Отказ якутам в автономном статусе они расценили отступлением от советской национальной политики. Более того, в запрете на государственность усматривалось продолжение дореволюционной политики национального угнетения якутского народа, что было чревато зарождением националистического движения с целью полного выхода Якутии из состава РСФСР. В.И. Хотимский и И.Н. Смирнов также высказали особое мнение, где указывалась близость экономически отсталой Якутской области с Японией, стремящейся к захватам территорий в Сибири. Они отмечали активность «туземной буржуазной интеллигенции», панмонгольских и шовинистических элементов при полном отсутствии пролетариата и слабости «коммунистической туземной организации» РКП(б). В этих условиях автономия вручала «туземным панмонгольски настроенным элементам» политическую власть над якутами, усиливала сепаратизм от РСФСР и способствовала созданию японского плацдарма в Ленском крае.
В апреле 1921 г. в Москве М.К. Аммосов обратился с заявлением в ЦК РКП(б) и в Наркомнац о скорейшем образовании Якутской АССР, так как затягивание этого вопроса отталкивало у частников автономистского движения от сотрудничества с советской властью. Удовлетворение же этого требования, по его мнению, снижало бы возможности захвата Якутии иностранцами. Единственным препятствием к организации национальной государственности М.К. Аммосов считал острый недостаток партийно-советских, хозяйственных и культурных работников [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 12а. Л. 23-25, 31; Макаров, 1988, С. 129-130]. 16 мая 1921 г. Наркомнац, обсудив доклад С.М. Аржакова об автономии Якутии, дал принципиальное согласие на организацию Якутской автономной области. Но в мае 1921 г. оппоненты М.К. А ммосова, П.А. Ойунского и И.Н. Барахова, пользуясь их отсутствием в Якутске, вновь приняли решение о преждевременности Якутской автономии. В июне 1921 г. в Якутск вернулась группа участников Х съезда РКП(б) во главе с новым секретарем Якутгуббюро Г.И. Лебедевым. На состоявшемся II областном партийном собрании в Якутске М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, А.В. Агеев и др. развернули дискуссию с С.В. Васильевым, И.П. Редниковым, М.Ф. Пясецким и др., утверждавшими, что «с экономической точки зрения автономия дать ничего не может», а «отсутствие организованности бедноты» будет препятствовать «возможности осуществить автономию». М.К. Аммосову и его сторонникам удалось с небольшим преимуществом голосов добиться принятия резолюции о поддержке автономии Якутии.
14 июня 1921 г. Оргбюро ЦК РКП(б) за подписью секретаря В.М. Молотова предложило Президиуму ВЦИК создать комиссию для окончательного рассмотрения вопроса об автономии и разработать директиву об административном управлении Якутии и представить ее на утверждение в Политбюро. Для проведения подготовительных мероприятий по образованию автономии в августе 1921 г. при Якутгуббюро создали Якутскую секцию под руководством П.А. Ойунского, а позднее – М.К. Аммосова. 3-9 октября 1921 г. состоялся I губернский съезд представителей уездных и волостных ревкомов Якутской губернии. М.К. А ммосов выступил с докладом об автономии, в котором отметил, что народы Сибири получают автономию с опозданием из- за Гражданской войны, и что она ассоциируется с культурным и экономическим подъемом [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 673. Л. 26; Оп. 2. Д. 12а. Л. 23-25, 31; Макаров, 1988, С. 131-135]. Г.С. Ефимов, представитель беспартийной фракции, заявил, что фракция солидарна с коммунистами, участниками съезда и поддерживает образование автономии в форме «социалистической советской республики». Одновременно он внес предложение о расширении состава ревкома до 7 чел., включив в него 3 беспартийных. П.А. Ойунский согласился с положениями беспартийной фракции [Борьба за установление и упрочение..., 1961, С. 151-153]. 14 октября 1921 г. состоялось заседание Якутгубревкома, на котором была образована комиссия в составе П.А. Ойунского (председатель), С.М. Аржакова, С.Н. Донского-I, Г.С. Ефимова, Л.М. Тверского для разработки будущей Конституции Якутской АССР, «Декларации прав и трудящихся» и определения границ республики. Дату проведения областного съезда Советов для объявления автономии ЯССР определили на 15 марта 1922 г. [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 596. Л. 70; НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 125. Л. 64].
В проекте Декларации подчеркивалось, что «все леса, недра и воды местного краевого значения, советские хозяйства и крупные сельскохозяйственные предприятия со всеми живыми и мертвыми инвентарями объявляются общенациональным достоянием ЯАССР», т.е. народам предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. В текст Декларации комиссия также внесла упоминание об исторической роли беспартийной интеллигенции в культурном возрождении и духовном раскрепощении трудящихся Якутии. Провозглашалась амнистия, и содержался призыв к сотрудничеству к осужденной и лишенной гражданских прав части интеллигенции. В проекте положения Якутгубчека подчинялась Совнаркому ЯАССР, что свидетельствовало о попытке партийно-советского руководства взять под контроль деятельность чрезвычайных органов. Но в декрет ВЦИКа от 27 апреля 1927 г. о создании ЯАССР эти положения не были включены [Макаров, 1993].
20 декабря 1921 г. делегация Якутского ревкома на заседании Сиббюро в Новониколаевске вновь выдвинула вопрос о необходимости образования Якутской АССР. Против выступил секретарь Сиббюро И.И. Ходоровский, аргументировавший свою позицию отсутствием кадров управленцев, и по его предложению было принято решение о создании автономной области. Поэтому в январе 1922 г. Наркомнац согласился только на областной статус Якутии [Макаров, 1988, С. 135-136]. 28 октября 1921 г. Якутгубревком с участием П.А. Ойунского, С.М. Аржакова, А.Г. Козлова и Г.С. Ефимова утвердил с редакционными изменениями и дополнениями проекты «Декларации прав и обязанностей трудящихся» и Постановления об автономии Якутской Советской Социалистической Республики [НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 125. Л. 73об.].
9 января 1922 г. состоялся пленум Якутгуббюро, на котором была обсуждена телеграмма М.К. Аммосова о несогласии с предлагаемым центром статусом областной автономии. Позицию автора телеграммы поддержал Ойунский, указавший на полную подчиненность автономной области Сибревкому и превращении термина «автономия» в ширму. Областной статус исключал «национальное раскрепощение» ввиду усиления волокиты, связанной с оформлением нарядов от центральных наркоматов, направляемых сначала в сибирские центры, оттуда в Иркутск, затем вновь в Сибревком и Сиббюро и, в последнюю очередь, в Якутск. Поэтому Ойунский потребовал в рамках решений губернской партийной конференции, съезда ревкомов и беспартийных конференций жестко поставить вопрос о предоставлении Якутии статуса автономной республики [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 138. Л. 43].
Его поддержал секретарь Якутгуббюро Г.И. Лебедев, который в случае невозможности получения республиканского статуса предлагал сослаться на «борьбу с бандитизмом» в настоящем, но при преобладании противоположного мнения, партийное руководство Якутии должно было добиваться статуса автономной республики. Однако Г.И. Лебедев предложил для начала организовать «буферную республику» ввиду оторванности региона от центра и громадного ее значения в государственном бюджете страны, как поставщика ценной пушнины, «пограничного» положения Якутии, отсталости большинства якутов. Г.И. Лебедев рекомендовал направить запрос М.К. Аммосову с целью получения аргументов центра против создания автономной республики и поручил направить в Москву подробную информацию о географическом устройстве, национальном составе и экономическом положении Ленского края.
С идеей «буфера» не согласился П.А. Ойунский, апеллировавший к самодостаточности Якутии и поставивший на вид М.К. Аммосову, который при первой неудаче с получением республиканского статуса «согласился» на область. П.А. Ойунский предложил созвать краевой съезд, избрать краевой ревком, где вынести окончательное постановление в отношении республиканского либо областного статуса. Он просил дать М.К. Аммосову полномочия на проведение линии, направленной на обретение статуса автономной республики. Пленум поручил партийно-советскому руководству связаться с Москвой по этому вопросу, дополнительно организовать комиссию во главе с представителями региона (А.И. Мордвовым, М.К. Аммосовым, В.Д. Виленским) и до созыва Краевого съезда Советов сформировать Краевой ревком [Там же, Л. 43-43об.].
В Москве М.К. Аммосов сумел добиться поддержки Генерального секретаря ЦК РКП(б) И.В. Сталина по вопросу предоставления Якутии статуса автономной республики. 17 января 1922 г. состоялось заседание Наркомнаца, на котором было принято решение об образовании Якутской АССР. 21 января 1922 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) В.И. Ленин поддержал идею образования Якутской АССР [Макаров, 1996, С. 201]. 22 января 1922 г. состоялся пленум Якутгуббюро, на котором была озвучена информация о том, что после переписки с центром коллегия Наркомнаца отказалась от идеи областного статуса Якутии в пользу республиканского [Там же, Л. 45]. 16 февраля 1922 г. ВЦИК постановил «образовать Автономную Якутскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР». Проект манифеста ревкома по поводу провозглашения ЯАССР, написанный П.А. Ойунским и С.Н. Донским-1, обсуждался и был принят Якутским губбюро РКП(б) [Макаров, 1996, С. 207].
12 марта 1922 г. состоялось заседание пленума Якутгуббюро РКП(б) по вопросу структуры органов власти автономии. Участники заслушали телеграмму члена ВЦИК М.К. Аммосова и заведующего отделом по национальным меньшинствам Наркомнаца А. Плича с предложением в целях сокращения административного аппарата, экономии бюджетных средств на содержание уездов четырехступенную систему административного деления Якутии заменить трехступенной. Это выражалось в понижении статусов городов Якутска, Вилюйска, Олёкминска, Верхоянского, Колымского и Олёкминского уездов. Участники высказались за сокращение органов власти и управления и просили Якутгубревком ускорить разработку структуры наркоматов Якутии [НА РС (Я), Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 796. Л. 10].
Принятие этих судьбоносных решений совпало с кадровыми изменениями в руководстве края. ВЦИК утвердил своим постановлением от 16 марта 1922 г. состав нового Якутского ревкома во главе с П.А. Ойунским. 30 апреля 1922 г. на торжественном заседании с участием представителей партийных организаций, военного командования, профсоюзов и культурно-просветительных учреждений был обнародован манифест нового ревкома. К советской и хозяйственной работе призывались «все дееспособные культурные силы края», в первую очередь национальная интеллигенция. Советы признавались политической основой национальной государственности народов Якутии [Федоров, 1968, С. 121].
27 апреля 1922 г. Президиум ВЦИК издал исторический декрет об образовании Якутской АССР, положивший начало образованию национальной государственности. Согласно ему вводились новые атрибуты государственности: представительный орган – Якутский центральный исполнительный комитет (ЯЦИК); исполнительный – Совет народных комиссаров, наркоматы, определялись внешние границы республики [Макаров, 1996, С. 207-208]. Так, осуществилась мечта поколений прогрессивных деятелей якутского народа по юридическому оформлению государственности. Якутия, пользуясь новым статусом, стала напрямую взаимодействовать с союзными и российскими органами власти. Якутяне стали самостоятельны в сфере культурно-национальной жизни, в области суда и в административно-хозяйственном отношении [Цэцэгма, 2006, С. 229].
Постановлением ревкома ЯАССР от 27 мая 1922 г. были образованы и с 1 июня того же года начали свою деятельность первое (временное) правительство – Совет Народных Комиссаров Якутской АССР во главе с П.А. Ойунским, а также наркоматы внутренних дел, земледелия, финансов, юстиции, промышленности и торговли, просвещения, рабоче-крестьянской инспекции, связи, здравоохранения, управлений статистики, путей сообщения, военного комиссариата [Федоров, 1968, С. 125, 186].
С 27 декабря 1922 г. по 19 января 1923 г. в Якутске проходил I Всеякутский учредительный съезд, законодательно закрепивший образование Якутской АССР. На съезде присутствовали 98 делегатов, в том числе два делегата с совещательным голосом. По данным И.Н. Барахова, из них коммунисты составляли 54 чел., а беспартийные – 44 чел., что свидетельствовало о том, что коммунисты занимали немногим больше половины состава Советов. По национальному составу якутов насчитывалось 53, русских – 37 и прочих – 8. По профессиональному составу рабочих было 13, крестьян – 15, интеллигенции – 54, военных – 11 и прочих – 5 чел. Численность лиц интеллектуальных профессий в два раза превышала число пролетариев и крестьян. По образовательному цензу делегаты распределялись следующим образом: с высшим образованием – 1, с неоконченным высшим – 7, специальным – 3, средним – 16, неоконченным средним – 19, низшим – 38, домашним – 13 и неграмотных – 1 чел. По уровню образованности более половины делегатов имели лишь начальное и домашнее образование [НА РС (Я), Ф. Р-181. Оп. 2. Д. 24. Л. 2].
Делегаты съезда утвердили «Основные положения конструкции Всеякутского съезда Советов трудящихся и красноармейских депутатов, ЯЦИК, его Президиума и СНК о разграничении их прерогатив и деятельности». Съезд избрал Якутский центральный исполнительный комитет в составе 27 членов и 9 кандидатов. На первой сессии ЦИК ЯАССР, состоявшейся 21 января 1923 г., председателем ЯЦИК стал П.А. Ойунский, его заместителем – А.Д. Широких, членами – И.Н. Барахов, М.К. Аммосов, К.К. Байкалов, А.Д. Бахсыров, С.Н. Донской-I, всего 7 чел. Кроме того, были избраны 3 кандидата и секретарь.
На сессии было образовано правительство Якутской АССР – Совет Народных Комиссаров во главе с И.Н. Бараховым, заместителем – С.Н. Донским-I, наркомами: внутренних дел – С.М. Аржаковым, земледелия – С.Н. Донским-I, промышленности и торговли – А.Д. Бахсыровым, просвещения – С.Н. Донским-II, юстиции – А.Д. Стефанюком, финансов – А.А. Семеновым, врио наркома РКИ – П.Л. Киренским, военным комиссаром – П.А. Рубиным, заведующим управлением здравоохранения – И.Н. Скрябиным, заведующим управлением почт и телеграфа – А.А. Пекарским, начальником отдела ГПУ при ЯЦИК – С.М. Аржаковым, заведующим управлением статистики – В.Д. Халдеевым [Петров, 1961, С. 40; Федоров, 1968, С. 127-128].
В 1922 г. в Якутгубревкоме работало 12 сотрудников без учета технического персонала. Из 71 сотрудника волостных ревкомов 93% составляли мужчины с начальным образованием (75%), в возрасте 20-35 лет (71%) и по национальности якуты (93%). 23 августа 1923 г. членами ЯЦИК являлись 27 чел., из которых коммунистов – 17 и беспартийных – 10; якутов – 15, русских – 8, прочих – 4. В 1923 г. в Якутии имелось 38 ответственных работников губернского масштаба и 23 уездного масштаба. В 1923 г. из 438 членов Якутской партийной организации служащие составляли 438 чел. (49%); крестьяне, ремесленники — 98 (22%) и рабочие — 30 (7%). Высшее и среднее образование имели 94 человека (23%), низшее – 209 (52%), малограмотных было 66 (16%) и неграмотных – 35 (9%). По партийному стажу 302 чел. (80%) стали членами РКП(б) с 1920 г., 61 (16%) – с 1918-1919 гг. и 17 (4%) – до 1917 г. В якутской парторганизации горожане составляли 78% [НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 2. Д. 45. Л. 5, 6; Ф. П-3. Оп. 3. Д. 68. Л. 33; Д. 79, Л. 1-6]. В начале 1920-х годов в государственном аппарате большинство составляли работники русской национальности, тогда как удельный вес русских среди населения составлял 17%, а якутов — 83% [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 3. Д. 237. Л. 13; Акор, 1924].
Одной из приоритетных задач стало формирование нового государственного аппарата. В целях подготовки партийных и советских кадров ЦК партии открыл 11 коммунистических университетов. 21 апреля 1921 г. декретом ВЦИК при Наркомате просвещения РСФСР был учрежден Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) – крупнейший центр подготовки национальных кадров. Это высшее партийное учебное заведение до 1924 г. существовало под эгидой Наркомнаца РСФСР, затем до 1930 г. – под опекой ЦИК СССР. Университет состоял из секторов (по национальному признаку) и отделений (по виду специализации). КУТВ имел свои филиалы по всей стране, к 1923 г. имелось 17 филиалов. Их цель заключалась в организации в национальных республиках и областях трехмесячных курсов партийной и советской работы, который обеспечивал очередной прием студентов в КУТВ. Прибывшие из автономных республик слушатели попадали под опеку представительств этих автономий: получали теплую одежду и продовольствие [Чеботарева, 2008, С. 747-749]. Якутское представительство, обнаружив, что в 1922/1923 уч. г. Якутии выделено всего 11 мест в средних и высших учебных заведениях, ходатайствовало об увеличении квот. Поэтому Наркомнац просил Наркомпрос сделать распоряжение об открытии свободного доступа во все вузы РСФСР с отправкой по 15-20 якутов ежегодно [Чеботарева, 2003, С. 234].
По инициативе М.К. Аммосова 13 июня 1920 г. открылись краткосрочные партийно-советские курсы под руководством И.Н. Барахова с охватом 188 чел., в том числе 146 якутов и 42 русских. По социальному положению преобладали якутские хамначчиты (батраки) и русские крестьяне. В качестве лекторов мобилизовали 13 чел., в том числе руководителей республики И.Н. Барахова, М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, С.В. Васильева и др. Курсанты изучали историю РКП(б) и ее программу, Конституцию, внешнюю, аграрную и национальную политику Советского государства. Выпускников направляли на работу в улусные ревкомы [Макаров, 1988, С. 115-116; Клиорина, 2008, С. 23-24].
Партийно-советское руководство активно привлекало к национально-государственному строительству беспартийную интеллигенцию. Интеллигенция инициировала движение, сформировавшее нацию, и явилась своего рода защитной реакцией общественной системы на социальное и национальное насилие [Кеневич, 2011, С. 134-135]. Руководитель Якутской партийной организации М.К. А ммосов верно оценивал роль интеллигенции в обществе, признавая ее авторитет и значимость в жизни якутского народа. В письме в ЦК РКП(б) от 14 августа 1922 г. М.К. Аммосов подчеркивал историческую роль национальной интеллигенции, как наиболее передовой и активной группы якутов, которую нужно обязательно поддерживать, а не уничтожать. С этой целью он предложил разрешить экономическую и политическую свободу деятельности всем социальным группам, вплоть до кулаков и тойонов, и объявить широчайшую амнистию повстанцам, включая членов контрреволюционного правительства – ВЯОНУ [НА РС (Я), Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 394. Л. 39-40; РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 31. Д. 127. Л. 1]. Достойно уважения то обстоятельство, что ради национального мира новое партийное руководство отошло в годы НЭПа от жестких постулатов классовой борьбы. Партийная организация, возглавляемая М.К. Аммосовым, сделала ставку на все патриотические силы народа, в первую очередь на интеллигенцию [Чеботарева, 2008, С. 229, 233].
В условиях ожесточенной конфронтации, раскола общества и политики партийного диктата М.К. Аммосов выступил с идеей национального примирения и согласия, понимая, что только такая политика будет способствовать сохранению родного народа. В июле 1922 г. он обратился с открытым письмом к интеллигенции, призывая ее к сотрудничеству и объединению общих усилий для мирного строительства и возрождения Якутии. Аммосов, в частности, писал: «Долг национальной интеллигенции – активно и горячо взяться за строительство автономной Якутии... Национальная интеллигенция должна проникнуться сознанием своей ответственности перед народом в эту знаменательную эпоху. Я призываю национальную интеллигенцию громко и всенародно заявить о своем переходе на сторон у советской власти. Довольно колебаний. Довольно бесцельной критики. Пора приняться за работу». Национальная интеллигенция ответила на обращение М.К. Аммосова согласием содействовать социалистическому строительству. В августе 1922 г. состоялось совещание интеллигенции, где была четко сформулирована позиция сотрудничества с партийными органами. Представители национальной интеллигенции обратились к той ее части, которая принимала участие в повстанческом движении, с призывом «вернуться к мирному труду на благо родины» [Дьяконова, 2002, С. 168-169, 236].
Политика, проводившаяся в эти годы партийными лидерами Якутии, отражала и общую политику советского руководства по привлечению лояльно настроенной буржуазной интеллигенции к делу социалистического строительства. В постановлении IV совещания при ЦК РКП(б) с работниками национальных республик и областей в июне 1923 г. говорилось, что «...в республиках и областях, стремясь завоевать поддержку трудящихся масс местного населения, необходимо в большей мере, чем в центральных районах, идти навстречу элементам, являющимся революционно-демократическими или даже просто лояльными в отношении к Советской власти. Роль местной интеллигенции в республиках и областях во многих отношениях иная, чем роль интеллигенции в центральных районах Союза Республик. Окраины настолько бедны местными интеллигентными работниками, что каждый из них должен быть привлекаем на сторону Советской власти всеми силами» [КПСС в резолюциях..., 1954, С. 762].
Таким образом, в сложных условиях Гражданской войны 27 апреля 1922 г. была образована Якутская АССР. Народы Якутии впервые обрели свою государственность. Это важное событие способствовало консолидации якутского общества, породило надежды на скорейшее завершение братоубийственной Гражданской войны и национальное возрождение всех народов Якутии, экономики и культуры.
_____________________________
Автор статьи: Антонов Егор Петрович, к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.