наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Образование Якутской АССР.

Долгое время проблеме национально-государст­венного строительства в РСФСР придавалось толь­ко идеологическое значение. Между тем советский исторический опыт решения национального вопро­са в настоящее время вызывает большой научный интерес. Одним из результатов революции 1917 г. и Гражданской войны стало преобразование России в федеративную республику и появление на карте нашей страны автономных государственных обра­зований, созданных по национальному признаку [Гильманова, 2013, C. 49; Гильманова, Ильясов, 2013, C. 103; Орешин, 2016, C. 102].

В «Декларации прав народов России» от 2(15) но­ября 1917 г. были определены основные принципы деятельности Советского правительства в области национальных отношений многонациональной Со­ветской России: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самооп­ределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких на­циональных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. В январе 1918 г. была принята «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа», в которой было объявлено, что «Советская Российская Республика учреждается на основе доб­ровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов». Основные поло­жения этой декларации вошли затем в Конститу­цию РСФСР 1918 г. В ней было закреплено право Советов тех областей, которые отличаются особым бытом и национальным составом, объединенного в автономные областные союзы и т.д., указывалось, что эти автономные областные союзы входят на на­чалах федерации в РСФСР. По декларации Россия признавалась Федерацией советских национальных республик, а по Конституции – автономных нацио­нальных союзов, т.е. «автономия» уже в законода­тельном порядке признавалась элементом федерации [Размахов, 2013, C. 43; Тетуев, 2005, C. 137-138].

20 апреля 1920 г. Сибревком ликвидировал само­стоятельность Якутской области и превратил ее в район Иркутской губернии, что стало показателем игнорирования национальных, экономических и географических особенностей Якутии. 22 апреля член Иркутской губернской продовольственной коллегии К.Е. Андреевич представил в Сибревком предложение о сохранении областной самостоятель­ности Якутии в административном отношении. В частности, он выразил свое сомнение по поводу возможности планомерного управления необъятным Ленским краем из географически удаленного Ир­кутска. Языковые, культурные и религиозные раз­личия двух регионов представлялись серьезным препятствием для учета особенностей Якутии [Ма­каров, 1988, С. 10].

В Иркутске 9 мая 1920 г. состоялось совещание по этому вопросу с у частием представителей Яку­тии: М.К. А ммосова, П.А. Ойунского, Г.С. Ефимова, А.И. Мордвова, Н.Е. Олейникова, К.Е. Андреевича и К.П. Атласова. Якутяне заняли достаточно актив­ную позицию в этом вопросе. Так, М.К. Аммосов заявил о достаточном количестве образованных лиц из числа уроженцев северного края и открыто вы­сказался за создание самостоятельной Якутской гу­бернии. П.А. Ойунский констатировал доступность связи Якутска с Иркутском только в течение ко­роткого лета, а так же резкое усиление контактов Ленского края с иностранными государствами. А.И. Мордвов отметил важность самостоятельного губернского статуса, который может противостоять стремлениям федералистов слиться с Японией. Од­нако представитель Иркутского губревкома Беленец сформулировал вывод о недостаточности аргумен­тов в пользу сохранения губернской самостоятель­ности Якутии и наличии стремлений иностранных держав поработить край независимо от его стату­са – областного либо районного. Совещание по­становило привлечь трех якутских представителей для разработки «конструкции» Якутского района и созвать междуведомственное собрание для решения вопроса о реорганизации области в район [ГАИО, Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 61. Л. 1, 2; Макаров, 1988, С. 103].

11 мая состоялось заседание комиссии по разра­ботке проекта структуры Якутского районного рев­кома с участием от якутской стороны Г.С. Ефимова. Было решено избрать комячейку Якутии и утвер­дить Иркутским губревкомом состав Якутского райревкома в количестве из трех лиц. Самостоя­тельное решение местных вопросов возлагалось на 13 отделов: управления, финансового, военного, зе­мельного, продовольственного, коммунального хо­зяйства, труда и социального обеспечения, связи, рабоче-крестьянской инспекции, народного образо - вания, здравоохранения, записи актов гражданско­го состояния, а также Совета народного хозяйства, отделения юстиции, чрезвычайной следственной комиссии [ГАИО, Ф. Р-18. Оп. 1.  Д. 61. Л. 3].

28 мая 1920 г. совещание представителей трудовых профессиональных организаций Якутии отме­тило как регресс лишение региона самостоятельно­сти, высказало протест против присоединения Ленского края к Иркутской губернии и настаивало на восстановлении статуса Якутской области [ГАИО, Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 30. Л. 1]. Председатель ревкома Х. Гладунов в своей телеграмме от 4 июня 1920 г. приводил следующие аргументы в поддержку резо­люции совещания: перенос управления из Якутска в Иркутск означал переход на юг «лучших сил об­ласти»; возникновение длительного ожидания рас­поряжений по финансовым, административным, продовольственным и прочим вопросам; опоздание с выделением средств, когда на их получение с целью борьбы с эпидемиями на согласования тра­тились недели. Кроме того, происходили задержки командированных лиц, возникли препятствия в составлении якутских учебных программ, сложились трудности в реформировании судопроизводства, ос­нованного на обычном праве, транспортная связь прерывалась весной и осенью, пути сообщения на­ходились в неудовлетворительном состоянии. Кан­целярская волокита представляла собой прямую угрозу навигации с целью обеспечения северного региона промышленными и продовольственными товарами. Якутский район лишился возможности своевременно высылать своего представителя в Ир­кутск для разрешения насущных хозяйственных, правовых и иных вопросов [ГАИО, Ф. Р-42. Оп. 1. Д. 45. Л. 1-2].

В декабре 1920 г. вопрос Якутской автономии по­ставили перед Наркоматом по делам национальностей делегаты Теросинского съезда Советов В.Д. Ви­ленский, С.М. Аржаков и Г.С. Ефимов [Исидор Никифорович Барахов..., 2008, С. 218]. По инициа­тиве заведующего Якутским отделом Сибнаца Г.С. Ефимова при Наркомнаце открылся Якутский отдел, занимавшийся разработкой и продвижением в высшие органы власти «законопроектов принци­пиального значения, касающихся якутского народа и области». Среди задач отдела значились: издание национальной литературы, борьба с безграмотностью, научное обследование края, охрана памятни­ков старины и т.д. Действия якутских большевиков были аналогичны усилиям руководителей Башки­рии во главе с З. Валидовым, которые начали формировать автономную государственность в европей­ском понимании, поскольку понятие «советская автономия» к тому периоду теоретически было не разработано [НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 5. Л. 19-20; Валеев и др., 1995, С. 14].

16 января 1921 г. секретарь Якутского губбюро РКП(б) М.К. Аммосов сообщил в своей секретной телеграмме члену Сиббюро ЦК РКП(б) Ем. Яро­славскому об отрицательном отношении большин­ства членов местной парторганизации к введению автономии в Якутии и изложил позицию национальной интеллигенции, горячо выступавшей за широкую автономию. М.К. Аммосов просил выслать указания по этому принципиальному вопросу, имевшему, по его мнению, общероссийское значе­ние [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 194. Л. 26]. В другой своей секретной телеграмме в Сиббюро от 26 янва­ря 1921 г. он проинформировал о постановлении совещания ответственных партработников, инициированного Якутгуббюро, о преждевременности предоставления статуса автономии для Якутии. Принятое партийное решение объяснялось стрем­лением «контрреволюционной интеллигенции» по­скорее заполучить территориальную и экономиче­скую автономию с целью «обособления» Якутии от Советской России. В случае достижения этой цели тойоны и интеллигенты, как считала некоторая часть якутских партийных руководителей, подорва­ли бы влияние партийцев среди населения, ссыла­ясь на отсутствие товаров и чрезмерную централи­зацию управления, и подтолкнули бы «темную якутскую массу на повстанческое выступление». Однако ввиду широкого проникновения идеи автономии среди якутов, совещание Якутгуббюро по­считало необходимым развернуть агитацию о роли политической автономии, которая будет принята после укрепления советской власти и формирова­ния достаточного количества ответственных пар­тийных кадров в Якутской области [Там же, Оп. 1. Д. 2189. Л. 5-5об.].

В 1920 г. в составе Сибревкома был образован отдел по делам национальностей (Сибнац) с более чем 10 подотделами: якутским, бурятским, горно­алтайским, татарским, латышским, литовским и др. Отделы были созданы также при губернских и уездных ревкомах. С середины 1921 г. Сибнац стал полномочным представителем Наркомнаца при Сибревкоме [Гузаров, 2012, С. 71]. Сибнац и якут­ский подотдел Сибнаца представили докладную за­писку в Сиббюро РКП(б), в которой обосновыва­лась необходимость предоставления автономии Якутии. Предпосылками этого являлись этническая однородность и компактность проживания 300 тыс. якутов, составлявших 82% населения Ленского края, занимавшихся скотоводством и земледелием, имевших «достаточную культуру и письменность», а также «несколько десятков лиц с высшим обра­зованием и более 200 со средним образованием». В этой связи приводился также факт гораздо боль­шего воздействия политссылки на якутскую интел­лигенцию, нежели на бурятскую. В целом наличие национальной интеллигенции считалось важной составляющей национального самоопределения якутского народа. Анализировались три «группы» интеллектуальной элиты, из которых «самой силь­ной» считалась «большевистская», распространив­шая свое влияние не только в региональном цен­тре, но и в улусах, и наслегах. Авторы записки подчеркивали, что отход социалистически настро­енной интеллигенции во главе с Р.И. Оросиным от коммунистов начался после превращения Якутской области в район Иркутской губернии. Эта «группа» распалась после раскрытия в Якутске в августе 1920 г. «контрреволюционного заговора». Такая же участь «заговорщиков» постигла и третью «буржу­азную» группу под руководством с В.В. Никифоро­ва. В заключении был сформулирован вывод, что якуты имели больше оснований для получения на­ционально-территориальной автономии, нежели бу­ряты [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 170. Л. 23-23об.].

И.Н. Барахов (с правом решающего голоса), П.А. Ойунский (с совещательным голосом), М.К. Аммосов (в качестве приглашенного) участво­вали в марте 1921 г. в работе Х съезда РКП(б), на котором И.В. Сталин выступил с докладом «Об очередных задачах партии в национа льном вопро­се». Огромное значение для образования автономии имело одноименное постановление, где подчеркива­лась необходимость национально-государственного строительства на окраинах Советской России и подготовки местных специалистов. При этом ре­гиональные парторганизации предостерегались от слепого копирования политики центра [Винокуро­ва, 2012, С. 26].

После окончания съезда по пути в Якутск в ап­реле 1921 г. П.А. Ойунский, И.Н. Барахов и ответст­венный работник ЦК А.В. Агеев поставили перед Сиббюро и Сибревкомом вопрос об образовании Якутской АССР. Однако мнения по этому вопросу разделились. Член Сиббюро В.И. Хотимский и председатель Сибревкома И.Н. Смирнов, учитывая оторванность области, культурную отсталость населения, считали, что организация автономной Якут­ской Республики не вызовет революционного бро­жения среди якутов и приведет к ее захвату Японией или США. Их оппоненты – член Сиббюро В.Н. Яковлева и зам. председателя Сибревкома С.Е. Чуцкаев – находили, что отказ в автономии нарушит политику советской власти в националь­ном вопросе и возбудит среди якутов националистическое движение.

Сиббюро, ввиду того что голоса разделились, представило в ЦК РКП(б) оба предложения. При этом В.Н. Яковлева и С.Е. Чуцкаев высказали особое мнение: отметили отсутствие доказательств облег­чения завоевания японским капиталом Якутии пос­ле предоставления ей автономии. Отказ якутам в автономном статусе они расценили отступлением от советской национальной политики. Более того, в запрете на государственность усматривалось про­должение дореволюционной политики национально­го угнетения якутского народа, что было чревато зарождением националистического движения с це­лью полного выхода Якутии из состава РСФСР. В.И. Хотимский и И.Н. Смирнов также высказали особое мнение, где указывалась близость экономи­чески отсталой Якутской области с Японией, стре­мящейся к захватам территорий в Сибири. Они отмечали активность «туземной буржуазной интел­лигенции», панмонгольских и шовинистических элементов при полном отсутствии пролетариата и слабости «коммунистической туземной организа­ции» РКП(б). В этих условиях автономия вручала «туземным панмонгольски настроенным элементам» политическую власть над якутами, усиливала сепа­ратизм от РСФСР и способствовала созданию япон­ского плацдарма в Ленском крае.

В апреле 1921 г. в Москве М.К. Аммосов обратил­ся с заявлением в ЦК РКП(б) и в Наркомнац о скорейшем образовании Якутской АССР, так как затягивание этого вопроса отталкивало у частников автономистского движения от сотрудничества с со­ветской властью. Удовлетворение же этого требова­ния, по его мнению, снижало бы возможности за­хвата Якутии иностранцами. Единственным препятствием к организации национальной госу­дарственности М.К. Аммосов считал острый недос­таток партийно-советских, хозяйственных и куль­турных работников [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 12а. Л. 23-25, 31; Макаров, 1988, С. 129-130]. 16 мая 1921 г. Наркомнац, обсудив доклад С.М. Аржакова об автономии Якутии, дал принципиальное согла­сие на организацию Якутской автономной области. Но в мае 1921 г. оппоненты М.К. А ммосова, П.А. Ойунского и И.Н. Барахова, пользуясь их от­сутствием в Якутске, вновь приняли решение о преждевременности Якутской автономии. В июне 1921 г. в Якутск вернулась группа участников Х съезда РКП(б) во главе с новым секретарем Якутгуббюро Г.И. Лебедевым. На состоявшемся II областном партийном собрании в Якутске М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, А.В. Агеев и др. раз­вернули дискуссию с С.В. Васильевым, И.П. Редни­ковым, М.Ф. Пясецким и др., утверждавшими, что «с экономической точки зрения автономия дать ничего не может», а «отсутствие организованности бедноты» будет препятствовать «возможности осу­ществить автономию». М.К. Аммосову и его сто­ронникам удалось с небольшим преимуществом голосов добиться принятия резолюции о поддержке автономии Якутии.

14 июня 1921 г. Оргбюро ЦК РКП(б) за подписью секретаря В.М. Молотова предложило Президиуму ВЦИК создать комиссию для окончательного рас­смотрения вопроса об автономии и разработать ди­рективу об административном управлении Якутии и представить ее на утверждение в Политбюро. Для проведения подготовительных мероприятий по об­разованию автономии в августе 1921 г. при Якутгуббюро создали Якутскую секцию под руковод­ством П.А. Ойунского, а позднее – М.К. Аммосова. 3-9 октября 1921 г. состоялся I губернский съезд представителей уездных и волостных ревкомов Якутской губернии. М.К. А ммосов выступил с док­ладом об автономии, в котором отметил, что наро­ды Сибири получают автономию с опозданием из- за Гражданской войны, и что она ассоциируется с культурным и экономическим подъемом [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 673. Л. 26; Оп. 2. Д. 12а. Л. 23-25, 31; Макаров, 1988, С. 131-135]. Г.С. Ефимов, представи­тель беспартийной фракции, заявил, что фракция солидарна с коммунистами, участниками съезда и поддерживает образование автономии в форме «со­циалистической советской республики». Одновре­менно он внес предложение о расширении состава ревкома до 7 чел., включив в него 3 беспартийных. П.А. Ойунский согласился с положениями беспартийной фракции [Борьба за установление и упро­чение..., 1961, С. 151-153]. 14 октября 1921 г. состоя­лось заседание Якутгубревкома, на котором была образована комиссия в составе П.А. Ойунского (председатель), С.М. Аржакова, С.Н. Донского-I, Г.С. Ефимова, Л.М. Тверского для разработки будущей Конституции Якутской АССР, «Декларации прав и трудящихся» и определения границ респуб­лики. Дату проведения областного съезда Советов для объявления автономии ЯССР определили на 15 марта 1922 г. [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 596. Л. 70; НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 125. Л. 64].

В проекте Декларации подчеркивалось, что «все леса, недра и воды местного краевого значения, советские хозяйства и крупные сельскохозяйствен­ные предприятия со всеми живыми и мертвыми инвентарями объявляются общенациональным дос­тоянием ЯАССР», т.е. народам предоставлялось право самостоятельно распоряжаться своими при­родными ресурсами. В текст Декларации комиссия также внесла упоминание об исторической роли беспартийной интеллигенции в культурном возро­ждении и духовном раскрепощении трудящихся Якутии. Провозглашалась амнистия, и содержался призыв к сотрудничеству к осужденной и лишен­ной гражданских прав части интеллигенции. В проекте положения Якутгубчека подчинялась Совнаркому ЯАССР, что свидетельствовало о по­пытке партийно-советского руководства взять под контроль деятельность чрезвычайных органов. Но в декрет ВЦИКа от 27 апреля 1927 г. о создании ЯАССР эти положения не были включены [Мака­ров, 1993].

20 декабря 1921 г. делегация Якутского ревкома на заседании Сиббюро в Новониколаевске вновь выдвинула вопрос о необходимости образования Якутской АССР. Против выступил секретарь Сиббюро И.И. Ходоровский, аргументировавший свою позицию отсутствием кадров управленцев, и по его предложению было принято решение о создании автономной области. Поэтому в январе 1922 г. Наркомнац согласился только на областной статус Якутии [Макаров, 1988, С. 135-136]. 28 октября 1921 г. Якутгубревком с участием П.А. Ойунского, С.М. Аржакова, А.Г. Козлова и Г.С. Ефимова утвер­дил с редакционными изменениями и дополнения­ми проекты «Декларации прав и обязанностей тру­дящихся» и Постановления об автономии Якутской Советской Социалистической Республики [НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 125. Л. 73об.].

9 января 1922 г. состоялся пленум Якутгуббюро, на котором была обсуждена телеграмма М.К. Аммо­сова о несогласии с предлагаемым центром стату­сом областной автономии. Позицию автора теле­граммы поддержал Ойунский, указавший на полную подчиненность автономной области Сибревкому и превращении термина «автономия» в ширму. Обла­стной статус исключал «национальное раскрепоще­ние» ввиду усиления волокиты, связанной с оформ­лением нарядов от центральных наркоматов, направляемых сначала в сибирские центры, оттуда в Иркутск, затем вновь в Сибревком и Сиббюро и, в последнюю очередь, в Якутск. Поэтому Ойунский потребовал в рамках решений губернской партийной конференции, съезда ревкомов и бес­партийных конференций жестко поставить вопрос о предоставлении Якутии статуса автономной рес­публики [ГАНО, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 138. Л. 43].

Его поддержал секретарь Якутгуббюро Г.И. Лебе­дев, который в случае невозможности получения республиканского статуса предлагал сослаться на «борьбу с бандитизмом» в настоящем, но при пре­обладании противоположного мнения, партийное руководство Якутии должно было добиваться стату­са автономной республики. Однако Г.И. Лебедев предложил для начала организовать «буферную республику» ввиду оторванности региона от центра и громадного ее значения в государственном бюд­жете страны, как поставщика ценной пушнины, «пограничного» положения Якутии, отсталости большинства якутов. Г.И. Лебедев рекомендовал на­править запрос М.К. Аммосову с целью получения аргументов центра против создания автономной республики и поручил направить в Москву подроб­ную информацию о географическом устройстве, на­циональном составе и экономическом положении Ленского края.

С идеей «буфера» не согласился П.А. Ойунский, апеллировавший к самодостаточности Якутии и по­ставивший на вид М.К. Аммосову, который при первой неудаче с получением республиканского ста­туса «согласился» на область. П.А. Ойунский пред­ложил созвать краевой съезд, избрать краевой рев­ком, где вынести окончательное постановление в отношении республиканского либо областного ста­туса. Он просил дать М.К. Аммосову полномочия на проведение линии, направленной на обретение ста­туса автономной республики. Пленум поручил пар­тийно-советскому руководству связаться с Москвой по этому вопросу, дополнительно организовать комиссию во главе с представителями региона (А.И. Мордвовым, М.К. Аммосовым, В.Д. Виленским) и до созыва Краевого съезда Советов сформировать Краевой ревком [Там же, Л. 43-43об.].

В Москве М.К. Аммосов сумел добиться поддерж­ки Генерального секретаря ЦК РКП(б) И.В. Сталина по вопросу предоставления Якутии статуса авто­номной республики. 17 января 1922 г. состоялось заседание Наркомнаца, на котором было принято решение об образовании Якутской АССР. 21 января 1922 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) В.И. Ле­нин поддержал идею образования Якутской АССР [Макаров, 1996, С. 201]. 22 января 1922 г. состоялся пленум Якутгуббюро, на котором была озвучена информация о том, что после переписки с центром коллегия Наркомнаца отказалась от идеи областно­го статуса Якутии в пользу республиканского [Там же, Л. 45]. 16 февраля 1922 г. ВЦИК постановил «образовать Автономную Якутскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР». Проект манифеста ревкома по поводу провозглашения ЯАССР, написанный П.А. Ойунским и С.Н. Дон­ским-1, обсуждался и был принят Якутским губбюро РКП(б) [Макаров, 1996, С. 207].

12 марта 1922 г. состоялось заседание пленума Якутгуббюро РКП(б) по вопросу структуры органов власти автономии. Участники заслушали телеграм­му члена ВЦИК М.К. Аммосова и заведующего от­делом по национальным меньшинствам Наркомнаца А. Плича с предложением в целях сокращения административного аппарата, экономии бюджетных средств на содержание уездов четырехступенную систему административного деления Якутии заме­нить трехступенной. Это выражалось в понижении статусов городов Якутска, Вилюйска, Олёкминска, Верхоянского, Колымского и Олёкминского уездов. Участники высказались за сокращение органов вла­сти и управления и просили Якутгубревком уско­рить разработку структуры наркоматов Якутии [НА РС (Я), Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 796. Л. 10].

Принятие этих судьбоносных решений совпало с кадровыми изменениями в руководстве края. ВЦИК утвердил своим постановлением от 16 марта 1922 г. состав нового Якутского ревкома во главе с П.А. Ойунским. 30 апреля 1922 г. на торжественном заседании с участием представителей партийных организаций, военного командования, профсоюзов и культурно-просветительных учреждений был об­народован манифест нового ревкома. К советской и хозяйственной работе призывались «все дееспособ­ные культурные силы края», в первую очередь на­циональная интеллигенция. Советы признавались политической основой национальной государствен­ности народов Якутии [Федоров, 1968, С. 121].

27 апреля 1922 г. Президиум ВЦИК издал исто­рический декрет об образовании Якутской АССР, положивший начало образованию национальной государственности. Согласно ему вводились новые атрибуты государственности: представительный ор­ган – Якутский центральный исполнительный ко­митет (ЯЦИК); исполнительный – Совет народ­ных комиссаров, наркоматы, определялись внешние границы республики [Макаров, 1996, С. 207-208]. Так, осуществилась мечта поколений прогрессив­ных деятелей якутского народа по юридическому оформлению государственности. Якутия, пользуясь новым статусом, стала напрямую взаимодействовать с союзными и российскими органами власти. Яку­тяне стали самостоятельны в сфере культурно-на­циональной жизни, в области суда и в админист­ративно-хозяйственном отношении [Цэцэгма, 2006, С. 229].

Постановлением ревкома ЯАССР от 27 мая 1922 г. были образованы и с 1 июня того же года начали свою деятельность первое (временное) правительст­во – Совет Народных Комиссаров Якутской АССР во главе с П.А. Ойунским, а также наркоматы внутренних дел, земледелия, финансов, юстиции, промышленности и торговли, просвещения, рабоче-крестьянской инспекции, связи, здравоохране­ния, управлений статистики, путей сообщения, во­енного комиссариата [Федоров, 1968, С. 125, 186].

С 27 декабря 1922 г. по 19 января 1923 г. в Якут­ске проходил I Всеякутский учредительный съезд, законодательно закрепивший образование Якут­ской АССР. На съезде присутствовали 98 делега­тов, в том числе два делегата с совещательным голосом. По данным И.Н. Барахова, из них коммунисты со­ставляли 54 чел., а беспартийные – 44 чел., что свидетельствовало о том, что коммунисты занима­ли немногим больше половины состава Советов. По национальному составу якутов насчитывалось 53, русских – 37 и прочих – 8. По профессио­нальному составу рабочих было 13, крестьян – 15, интеллигенции – 54, военных – 11 и прочих – 5 чел. Численность лиц интеллектуальных профес­сий в два раза превышала число пролетариев и кре­стьян. По образовательному цензу делегаты рас­пределялись следующим образом: с высшим обра­зованием – 1, с неоконченным высшим – 7, специальным – 3, средним – 16, неоконченным средним – 19, низшим – 38, домашним – 13 и неграмотных – 1 чел. По уровню образованности более половины делегатов имели лишь начальное и домашнее образование [НА РС (Я), Ф. Р-181. Оп. 2. Д. 24. Л. 2].

Делегаты съезда утвердили «Основ­ные положения конструкции Всеякутского съезда Советов трудящихся и красноармейских депутатов, ЯЦИК, его Президиума и СНК о разграничении их прерогатив и деятельности». Съезд избрал Якутский центральный исполнительный комитет в составе 27 членов и 9 кандидатов. На первой сессии ЦИК ЯАССР, состоявшейся 21 января 1923 г., председателем ЯЦИК стал П.А. Ойунский, его за­местителем – А.Д. Широких, чле­нами – И.Н. Барахов, М.К. Аммо­сов, К.К. Байкалов, А.Д. Бахсыров, С.Н. Донской-I, всего 7 чел. Кроме того, были избраны 3 кандидата и секретарь.

На сессии было образовано прави­тельство Якутской АССР – Совет Народных Комиссаров во главе с И.Н. Бараховым, заместителем – С.Н. Донским-I, наркомами: внутренних дел – С.М. Аржаковым, земледелия – С.Н. Донским-I, промышленности и торговли – А.Д. Бахсыровым, просвещения – С.Н. Донским-II, юстиции – А.Д. Стефанюком, финансов – А.А. Семеновым, врио наркома РКИ – П.Л. Киренским, военным комиссаром – П.А. Рубиным, заведующим управле­нием здравоохранения – И.Н. Скрябиным, заве­дующим управлением почт и телеграфа – А.А. Пе­карским, начальником отдела ГПУ при ЯЦИК – С.М. Аржаковым, заведующим управлением статис­тики – В.Д. Халдеевым [Петров, 1961, С. 40; Федоров, 1968, С. 127-128].

первый совнарком ЯАССР
Первый совнарком Якутской АССР. 12 июня 1922 г. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

В 1922 г. в Якутгубревкоме работало 12 сотрудни­ков без учета технического персонала. Из 71 сотрудника волостных ревкомов 93% составляли мужчины с начальным образованием (75%), в воз­расте 20-35 лет (71%) и по национальности якуты (93%). 23 августа 1923 г. членами ЯЦИК являлись 27 чел., из которых коммунистов – 17 и беспартий­ных – 10; якутов – 15, русских – 8, прочих – 4. В 1923 г. в Якутии имелось 38 ответственных ра­ботников губернского масштаба и 23 уездного масштаба. В 1923 г. из 438 членов Якутской партий­ной организации служащие составляли 438 чел. (49%); крестьяне, ремесленники — 98 (22%) и ра­бочие — 30 (7%). Высшее и среднее образование имели 94 человека (23%), низшее – 209 (52%), малограмотных было 66 (16%) и неграмотных – 35 (9%). По партийному стажу 302 чел. (80%) стали членами РКП(б) с 1920 г., 61 (16%) – с 1918-1919 гг. и 17 (4%) – до 1917 г. В якутской парторганизации горожане составляли 78% [НА РС (Я), Ф. Р-49. Оп. 2. Д. 45. Л. 5, 6; Ф. П-3. Оп. 3. Д. 68. Л. 33; Д. 79, Л. 1-6]. В начале 1920-х годов в государственном аппарате большинство составляли работники русской нацио­нальности, тогда как удельный вес русских среди населения составлял 17%, а якутов — 83% [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 3. Д. 237. Л. 13; Акор, 1924].

Одной из приоритетных задач стало формирова­ние нового государственного аппарата. В целях подготовки партийных и советских кадров ЦК партии открыл 11 коммунистических университе­тов. 21 апреля 1921 г. декретом ВЦИК при Нарко­мате просвещения РСФСР был учрежден Комму­нистический университет трудящихся Востока (КУТВ) – крупнейший центр подготовки нацио­нальных кадров. Это высшее партийное учебное заведение до 1924 г. существовало под эгидой Наркомнаца РСФСР, затем до 1930 г. – под опекой ЦИК СССР. Университет состоял из секторов (по национальному признаку) и отделений (по виду специализации). КУТВ имел свои филиалы по всей стране, к 1923 г. имелось 17 филиалов. Их цель заключалась в организации в национальных рес­публиках и областях трехмесячных курсов партийной и советской работы, который обеспечивал очеред­ной прием студентов в КУТВ. Прибывшие из ав­тономных республик слушатели попадали под опе­ку представительств этих автономий: получали теплую одежду и продовольствие [Чеботарева, 2008, С. 747-749]. Якутское представительство, обнаружив, что в 1922/1923 уч. г. Якутии выделено всего 11 мест в средних и высших учебных заведениях, ходатай­ствовало об увеличении квот. Поэтому Наркомнац просил Наркомпрос сделать распоряжение об от­крытии свободного доступа во все вузы РСФСР с отправкой по 15-20 якутов ежегодно [Чеботарева, 2003, С. 234].

По инициативе М.К. Аммосова 13 июня 1920 г. открылись краткосрочные партийно-советские кур­сы под руководством И.Н. Барахова с охватом 188 чел., в том числе 146 якутов и 42 русских. По социальному положению преобладали якутские хамначчиты (батраки) и русские крестьяне. В каче­стве лекторов мобилизовали 13 чел., в том числе руководителей республики И.Н. Барахова, М.К. Ам­мосова, П.А. Ойунского, С.В. Васильева и др. Кур­санты изучали историю РКП(б) и ее программу, Конституцию, внешнюю, аграрную и национальную политику Советского государства. Выпускни­ков направляли на работу в улусные ревкомы [Ма­каров, 1988, С. 115-116; Клиорина, 2008, С. 23-24].

Партийно-советское руководство активно при­влекало к национально-государственному строи­тельству беспартийную интеллигенцию. Интелли­генция инициировала движение, сформировавшее нацию, и явилась своего рода защитной реакцией общественной системы на социальное и нацио­нальное насилие [Кеневич, 2011, С. 134-135]. Руко­водитель Якутской партийной организации М.К. А ммосов верно оценивал роль интеллигенции в обществе, признавая ее авторитет и значимость в жизни якутского народа. В письме в ЦК РКП(б) от 14 августа 1922 г. М.К. Аммосов подчеркивал ис­торическую роль национальной интеллигенции, как наиболее передовой и активной группы яку­тов, которую нужно обязательно поддерживать, а не уничтожать. С этой целью он предложил разре­шить экономическую и политическую свободу дея­тельности всем социальным группам, вплоть до кулаков и тойонов, и объявить широчайшую амни­стию повстанцам, включая членов контрреволюци­онного правительства – ВЯОНУ [НА РС (Я), Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 394. Л. 39-40; РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 31. Д. 127. Л. 1]. Достойно уважения то обстоятельство, что ради национального мира новое партийное ру­ководство отошло в годы НЭПа от жестких посту­латов классовой борьбы. Партийная организация, возглавляемая М.К. Аммосовым, сделала ставку на все патриотические силы народа, в первую очередь на интеллигенцию [Чеботарева, 2008, С. 229, 233].

В условиях ожесточенной конфронтации, раскола общества и политики партийного диктата М.К. Ам­мосов выступил с идеей национального примире­ния и согласия, понимая, что только такая поли­тика будет способствовать сохранению родного народа. В июле 1922 г. он обратился с открытым письмом к интеллигенции, призывая ее к сотруд­ничеству и объединению общих усилий для мирно­го строительства и возрождения Якутии. Аммосов, в частности, писал: «Долг национальной интелли­генции – активно и горячо взяться за строитель­ство автономной Якутии... Национальная интелли­генция должна проникнуться сознанием своей ответственности перед народом в эту знаменатель­ную эпоху. Я призываю национальную интеллиген­цию громко и всенародно заявить о своем переходе на сторон у советской власти. Довольно колеба­ний. Довольно бесцельной критики. Пора принять­ся за работу». Национальная интеллигенция отве­тила на обращение М.К. Аммосова согласием содействовать социалистическому строительству. В августе 1922 г. состоялось совещание интеллиген­ции, где была четко сформулирована позиция со­трудничества с партийными органами. Представи­тели национальной интеллигенции обратились к той ее части, которая принимала участие в пов­станческом движении, с призывом «вернуться к мирному труду на благо родины» [Дьяконова, 2002, С. 168-169, 236].

Политика, проводившаяся в эти годы партийны­ми лидерами Якутии, отражала и общую политику советского руководства по привлечению лояльно настроенной буржуазной интеллигенции к делу со­циалистического строительства. В постановлении IV совещания при ЦК РКП(б) с работниками на­циональных республик и областей в июне 1923 г. говорилось, что «...в республиках и областях, стре­мясь завоевать поддержку трудящихся масс местно­го населения, необходимо в большей мере, чем в центральных районах, идти навстречу элементам, являющимся революционно-демократическими или даже просто лояльными в отношении к Советской власти. Роль местной интеллигенции в республиках и областях во многих отношениях иная, чем роль интеллигенции в центральных районах Союза Рес­публик. Окраины настолько бедны местными ин­теллигентными работниками, что каждый из них должен быть привлекаем на сторону Советской власти всеми силами» [КПСС в резолюциях..., 1954, С. 762].

Таким образом, в сложных условиях Граждан­ской войны 27 апреля 1922 г. была образована Якутская АССР. Народы Якутии впервые обрели свою государственность. Это важное событие спо­собствовало консолидации якутского общества, по­родило надежды на скорейшее завершение братоубийственной Гражданской войны и национальное возрождение всех народов Якутии, экономики и культуры.

_____________________________

Автор статьи: Антонов Егор Петрович, к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.