Февральская революция и падение царского режима. Первые политические партии и организации.
1917-й год стал поворотным для всей многонациональной России. Однако, в зависимости от уровня социально-экономического развития, отдаленности от центра того или иного национального региона, а также от других обстоятельств, происходившие события имели свои особенности. В национальных регионах в одних случаях они развертывались так же, как в центральных районах страны, с более явными проявлениями классовых интересов и их размежеванием, в других – наряду с поддержкой свержения самодержавия и установлением новой демократической власти происходило переплетение интересов регионального порядка, особенно национально-освободительного движения вплоть до постановки вопроса о полном самоопределении и отделении от России. Политические события в отдаленной от центра якутской окраине развивались по собственному сценарию.
Телеграмма Временного комитета Государственной думы, возглавившего страну после низложения Николая II, городскому голове Якутска П.А. Юшманову о событиях Февральской революции поступила 2 марта 1917 г.; в ней предлагалось обратить «усиленное внимание на правильный ход работы, на оборону и продовольствие для населения» [Алексеев, 1998, С. 59-60]. Вторая телеграмма о свержении монархии и образовании Временного правительства была опубликована в газете «Якутские вопросы» 4 марта 1917 г., т.е. спустя 2 дня, что породило слухи, что царские чиновники области якобы сознательно скрыли ее от народа [Макаров, 1979, С. 198]. Весть о свержении царского режима народ встретил восторженно; уже 3 марта начались массовые митинги и собрания горожан. Власти Якутской области и г. Якутска тем не менее продемонстрировали завидное спокойствие, о чем свидетельствовало посещение и.о. губернатором Д.О. Тизенгаузеном и городским головой П.А. Юшмановым 3 марта спектакля по пьесе Г. Ибсена «Доктор Штокман» в Клубе приказчиков. Не обнаружены документы и о попытках со стороны царских чиновников оказать сопротивление новой власти, хотя при желании они могли это сделать, так как в распоряжении находились местный гарнизон, силы полиции и Якутский городовой казачий полк.
В ночь с 3-го на 4-е марта социал-демократы и эсеры провели совместное заседание и создали коалиционный революционный комитет, в который включили лидеров обеих партийных организаций. Они понимали, что на данном этапе революции у них общая задача – закрепить первые ее успехи и исключить возможности для возврата старого режима.
4 марта на собрании жителей г. Якутска был создан новый орган – Комитет общественной безопасности (КОБ) с исполкомом в составе: большевиков Г.И. Петровского, Е.М. Ярославского и П.А. Слепцова (Ойунского); меньшевиков Г.О. Охнянского, Н.Е. Олейникова и М.В. Акуловского; эсеров П.Ю. Пивоварова, В.Н. Соловьева и И.М. Бланкова. Председателем комитета избрали Г.И. Петровского. И.о. губернатора Д.О. Тизенгаузен, его заместитель, прокурор, судья и др. сложили свои полномочия, всех заключенных освободили из тюрьмы [Там же, С. 202].
В газете «Вестник ЯКОБ» от 4 марта была напечатана телеграмма генерал-губернатора Иркутской губернии А.И. Пильца и.о. губернатора Якутской области Д.О. Тизенгаузену, где предписывалось освободить из ссылки депутатов Государственной думы и обеспечить «почетное их возвращение в Петроград». Информировалось также о сложении 3-4 марта своих функций Якутской городской думой и передаче ее полномочий ЯКОБу. В «Вестнике ЯКОБ» от 6 марта 1917 г. было опубликовано предложение председателя ЯКОБ Г.И. Петровского министру юстиции А.Ф. Керенскому о признании Временным правительством ЯКОБа. В советской историографии участие большевиков в формировании и деятельности КОБ подвергалось критике [Гоголев, 1970, С. 205-207]. Однако лидерство Г.И. Петровского здесь определялось не столько принадлежностью его к социал-демократам, сколько его членством в Государственной думе, и поэтому для всех партий и общества он был самой приемлемой кандидатурой на высшую должность в крае. Большевики, меньшевики и эсеры выступали тогда единым блоком и совместно отстраняли царских чиновников от власти, формировали окружные и волостные КОБы, готовили выборы в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Передача власти старой администрацией новой мирно завершилась в г. Якутске 5 марта. В течение марта–апреля были ликвидированы прежние органы власти и сформированы новые. Под давлением массового движения царская администрация уступила власть без сопротивления. Так, в начале марта в г. Олёкминске был образован КОБ во главе с А.И. Шафраном, 7 марта – Вилюйский КОБ во главе с П.Х. Староватовым, Верхоянский КОБ во главе с И.Н. Поповым и 28 марта – Колымский КОБ во главе с Н.Г. Юдиным [Макаров, 1979, С. 206-209].
Вместе с тем бывшие чиновники, улусные головы, наслежные князцы и тойоны стали внедряться в КОБы, используя свой авторитет и влияние. Об этом свидетельствовали жалобы с мест. Так, 7 апреля 1917 г. из с. Сунтар в Вилюйский КОБ поступила телеграмма об учреждении неким Г. Филипповым еще одного КОБ из числа местных тойонов. В результате народного возмущения председатель Вилюйского КОБ С. Корякин не признал этот альтернативный комитет [НА РС (Я), Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 57. Л. 51]. Сессия Вилюйского окружного КОБ поддержала это решение и организовала перевыборы [Там же, Д. 6. Л. 3]. Возникали и другие сложности, связанные с бездорожьем в северных округах, например, в с. Аллаиха сообщение о выборах КОБ поступило лишь 30 декабря 1917 г., и они состоялись только 22 января 1918 г. [Там же, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 25. Л. 10]. Драматично проходили выборы в Булунский КОБ, которые состоялись 10 и 11 апреля 1917 г. Во время их проведения прибывший для организации избирательной кампании представитель Верхоянского окружного КОБ Охлопков попытался ввести принцип избрания по куриям: от торговцев, мещан, духовенства и т.д., с целью уменьшения представительства от коренного населения, что вызвало недовольство местных жителей. В результате принципиальной позиции делегатов все же удалось провести демократические и равноправные выборы и избрать в КОБ 10 чел. [НА РС (Я), Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 2. Л. 7, 8, 11], а Охлопков был исключен из членов Верхоянского КОБ [Там же, Л. 14-16]. Как видим, выборы проходили по разным сценариям, и соответственно составы комитетов получались разношерстными. Вместо губернаторов и исправников возник институт комиссаров, должности которых иногда занимали совершенно неподготовленные люди, порой проявлявшие удивительную беспомощность в решении текущих вопросов. Так, колымский окружной комиссар занимался такими мелкими делами, как обращение в исполком КОБа с просьбой разрешить нанять в магазин продавца [Там же, Ф. Р-463. Оп. 1. Д. 1. Л. 2, 3].
Инициаторами и организаторами создания политических организаций и объединений в Якутии выступили политссыльные, группировавшиеся по партийному признаку. К февралю 1917 г. в области сформировались две партийные организации: эсеров и социал-демократов (большевиков и меньшевиков).
Самой крупной и влиятельной была организация социалистов-революционеров (эсеров), имевшая свои ячейки в г. Олёкминске, с. Витим, с. Мача и других населенных пунктах. Будучи народниками, эсеры верили в «особый для России путь к социализму» [Политические партии..., 1996, С. 433], добиваясь ликвидации частной собственности, социализации земли, преобразования капиталистических хозяйств в общественное производство с целью устранения конкурентной борьбы, анархии и удовлетворения потребностей общества, уничтожения эксплуатации человека человеком [Там же, С. 435]. Представители этой партии составляли значительную часть политических ссыльных Якутской области, имели большой авторитет среди местной молодежи и так же, как и социал-демократы, создали среди них несколько подпольных кружков. После Февральской революции эсеры активизировали свою деятельность и существенно расширили свои ряды; по некоторым данным, численность членов якутской организации эсеров достигла 200 чел. [Голос труда, 1920, 7 марта]. Для привлечения молодежи эсеры умело использовали примеры из истории своей партии, придавая ореол героизма боевикам-террористам. Так, газета «Социалист» с восторгом писала о Е.Н. Лебедевой, выпускнице Якутской женской гимназии, члене подпольного кружка «Светоч» под руководством политссыльного В.М. Ионова, вступившей в Санкт-Петербурге в Северный боевой летучий отряд эсеров, которая участвовала в неудачном покушении на министра юстиции И.Г. Щегловитова и была казнена в 1908 г. [Социалист, 1917, 22 марта]. Другим кумиром якутской учащейся молодежи был участник нескольких террористических актов П.А. Куликовский, водворенный в якутскую ссылку в 1911 г. после Акатуйской каторги [Алексеев, 1998а, С. 68-69].
О работе социал-демократов, особенно большевиков, написано много и пространно в трудах советских исследователей, которые приукрашивали их роль и место в событиях 1917 г. Марксистские кружки и первые социал-демократические организации в Якутске создавались ссыльными членами РСДРП. До Февральской революции факты приема якутян в местную социал-демократическую организацию, созданную В.П. Ногиным и Е.М. Ярославским еще в 1913 г., неизвестны. В 1916 г. Ярославский организовал нелегальный кружок среди учащейся молодежи. После Февральской революции кружок по изучению программных документов РСДРП «Юный социал-демократ» стал легальным. Среди населения г. Якутска популярностью пользовался так же талантливый оратор, меньшевик Г.О. Охнянский [Ойунский, 1962, С. 23]. Программные установки социал-демократической партии, направленные на свержение самодержавия, учреждение демократической республики, предоставление народам России равноправия и права на самоопределение, улучшение положения рабочего класса и крестьянства [Политические партии., 1996, С. 517] привлекли якутскую молодежь: Платона Слепцова, Максима Аммосова, Степана Аржакова, Степана Васильева, Степана Гоголева, Михаила Ксенофонтова, Исидора Иванова, Мусю Потапову к ее идеалам, совпадавшим с их стремлением помочь своему народу найти путь к более справедливой и достойной жизни.
Несмотря на размежевание между большевиками и меньшевиками, в Якутии члены партии продолжали состоять в единой социал-демократической организации, даже без оформления отдельных фракций. Это объяснялось территориальной удаленностью, отсутствием регулярной связи с центром и спецификой региональных задач.
Однако среди членов социал-демократической организации, как правило, у большевиков и меньшевиков, существовали разные взгляды на происходившие в стране и в регионе события, особенно по вопросам доверия Временному правительству и отношению к войне. Поскольку Г.И. Петровский хоть и являлся большевиком, но был признанным комиссаром Временного правительства в Якутской области, вопрос о доверии к нему до апрельских событий в Петрограде остро не стоял. К тому же среди самих большевиков, даже после апрельских тезисов В.И. Ленина и Апрельской конференции РСДРП(б), не сложилось единого мнения.
Характерно заседание ЯКОБ, состоявшееся 7 мая 1917 г., на котором решались важные вопросы, в том числе об отношении к Временному правительству в связи со вступлением социалистов в коалиционное правительство. Это событие эсер В.Н. Соловьев оценил как «выражение единства революционных сил в России...» [НА РС (Я), Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1. С. 71]. Меньшевик Г.О. Охнянский, приветствуя вступление социалистов во Временное правительство, объяснял, что он «ещё вчера был против этого, полагая, что всю ответственность за разруху, всю тяжесть перехода к новым политическим формам должна взять на себя буржуазия. Несмотря на огромный риск для социалистов, обстоятельства вынудили их разделить власть». Он считал, что за социалистами, ставшими членами Временного правительства, «идут полчища пролетариата и крестьянства», т.е. отождествил задачи рабочих и крестьян с задачами Временного правительства. Эта речь вызвала бурные и продолжительные овации публики [Там же]. Речь же большевика Г.К. Орджоникидзе полностью соответствовала апрельским тезисам В.И. Ленина и решениям Апрельской конференции РСДРП(б) по вопросу об отношении к Временному правительству. В целом он поддерживал вступление социалистов во Временное правительство, хотя и не отрицал определенного риска, с которым оно сопрягалось, и призывал: «К новому правительству нужно отнестись с доверием, поскольку оно углубляет революцию» [Там же].
Дискуссия развернулась вокруг вопроса о войне и мире. Г.О. Охнянский высказывался о необходимости отказа от братания на фронте русских солдат с немецкими, ведущего к ослаблению армии, т.е. выступил с позиций оборончества [Там же, С. 72]. Эсер Клингоф отмечал, что под знаменем А.Ф. Керенского и В.М. Чернова встал весь народ, и призывал: «Доверие правительству!»; «Долой сепаратный мир!». Г.К. Орджоникидзе в своем выступлении допустил продолжение войны до победного конца, т.е., по существу, поддержал Временное правительство [Там же, С. 73], так что вывод советской историографии, что пламенный Серго выступал против оборонцев [Макаров, 1980, С. 11, 12] выглядит несколько натянутым. Только позднее, на митинге социал-демократов в Иркутске, по пути домой из ссылки Г.К. Орджоникидзе высказался за большевистскую позицию по вопросу о войне и мире [Алексеев, 1998а, С. 70, 71].
В июне 1917 г. впервые официально заявил о себе Якутский отдел партии «Народной свободы» (кадетов). Н.Н. Радченко [2000, С. 17] выявила всего 18 членов партии. Социальная основа для этой партии в Якутии изначально была узкой, так как в нее вступали в основном чиновники, служащие областного управления и отдельные представители интеллектуальных профессий. К моменту Февральской революции кадеты предлагали разделить законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, провозгласить гражданское и политическое равноправие граждан, ввести демократические свободы, подчинить правительство Государственной думе. Кадеты выступали противниками принципа федера лизма и отстаивали лозунг культурно-национальной автономии народов России. В аграрном вопросе они планировали наделить землей безземельных и малоземельных крестьян за счет государственных, «кабинетских» (земель императорской семьи), монастырских владений и частичного отчуждения помещичьей земли. Рабочая программа включала меры по либерализации отношений рабочих и предпринимателей [Политические партии..., 1996, С. 267]. Кадеты выступали за созыв Учредительного собрания [Народная свобода, 1917, 6 нояб.]. По данным Н.Н. Радченко [2000, С. 17-18], секретарем Якутского отдела стал М.П. Николаев, до революции служивший управляющим третьим отделением Якутской областной управы, активными членами партии являлись заведующий делопроизводством четвертого отделения Якутской областной управы Н.М. Чагин, акцизный надзиратель Н.С. Корякин, наставник Якутской учительской семинарии С.И. Алексеев, преподаватель женской гимназии, будущий известный историк и краевед Г.А. Попов, юрист Д.Д. Никифоровский, священник И.А. Потапов.
Якутский отдел партии кадетов издавал газету «Народная свобода», на страницах которой ее редакторы М.П. Николаев и С.И. Алексеев излагали свою политическую позицию по различным актуальным вопросам текущей действительности. Кадеты призывали к консолидации «лучших сынов» Якутии [Народная свобода, 1918, 6 февр.]. Однако местное население и якутская интеллигенция отказались встать под их знамена, так как в их программе нерешенным остался земельный вопрос и допускалась конституционная монархия в России. Партия кадетов не пользовалась авторитетом в Якутии. Например, на собрание «Объединенной демократии» 6 января 1918 г. по вопросу о защите прав Учредительного собрания не пригласили представителя от партии «Народной свободы» ввиду того, что она является партией «революционной буржуазии». Кадетская газета отрицала свою принадлженость к буржуазным партиям, ссылаясь на преобладание в своих рядах интеллигенции (ученых, юристов, педагогов и др.), живущей не за счет эксплуатации труда [Народная свобода, 1918, 19 янв., 28 янв.].
С 26 мая по 16 апреля 1917 г. прошел съезд якутских и русских крестьян Якутской области. Для участия вполитической жизни края в дни работы съезда якутской интеллигенцией был создан союз «Свобода». Многим ее членам не нравилось название объединения, ассоциировавшееся с кадетской партией. Переименование союза «Свобода» в Якутский трудовой союз федералистов с принятием новой Программы и Устава состоялось на конференции 25 июня – 1 июля 1917 г. [Макаров, 1980, С. 24]. По состоянию на 2 августа 1917 г. в составе Союза числилось 400 членов [НА РС (Я), Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 72. Л. 1], а к ноябрю 1917 г. число местных комитетов достигло 19-ти с 1198 членами [Якутский голос, 1917, 7 нояб.]. В советской историографии никто из историков не осмеливался сделать подробный анализ программы и устава Союза федералистов, так как на нее были навешаны политические ярлыки «буржуазно-националистической» и «тойонатской» организации [Макаров, 1980, С. 24-25]. В постсоветское время историк Е.Е. Алексеев предпринял попытку проанализировать учредительные документы федералистов с точки зрения внеклассового и внепартийного подхода, но под углом национального вопроса [Алексеев, 1998а, С. 82-84]. Поэтому необходимо детально представить программу этой самой массовой партии в Якутии, состоявшую из 29 статей.
В первом разделе «Государственное устройство России» определялось как единое государство в форме демократической республики во главе с избираемым Президентом. Федеративная Российская Республика состояла из субъектов – областей с правом «самостоятельного устройства и управления во внутренних делах через свои местные законодательные палаты». Во втором разделе излагалось видение государственной и политической организации автономной Сибири «во главе с Сибирской областной думой» с широкими полномочиями вплоть до самостоятельного распоряжения всеми землями, недрами, лесами, водами. В ведении центра оставались вопросы федерального бюджета с валютно-денежной политикой, оборона, уголовно-правовые нормы, международные отношения с вопросами заключения мира и объявления войны. Далее в программе провозглашалось равноправие народов России, естественные права граждан без сословных, национальных, половых, религиозных различий, неприкосновенность личности и жилища, свобода слова и совести, печати и собраний, союзов и стачек. Для народов России предусматривалось культурное самоопределение, включавшее открытие национальных школ и обществ, развитие языка, литературы и культуры.
Особое внимание уделялось вопросам земского самоуправления. Федералисты добивались повсеместного введения в Якутии земского и городского самоуправления на основе всеобщего избирательного права с прямой, равной и тайной подачей голосов граждан. Этим органам самоуправления делегировались хозяйственные, просветительские, административно-полицейские и прочие дела. Предусматривалось, что «союз будет настаивать на широкой поддержке государством земского хозяйства области – ежегодными субсидиями в достаточном размере», поскольку Ленский край в течение столетий вносил в бюджет ясак. В вопросах земельных отношений Союз федера листов ратовал за передачу всей земли в пользование трудового народа на уравнительных началах путем изъятия ее из частного оборота, поскольку она не могла стать «предметом капиталистической эксплуатации». Союз выступал за образование из «кабинетских», монастырских, церковных и частновладельческих земель общенародного земельного фонда. Как видим, аграрная программа федералистов совпадала с программой эсеров. В целях противодействия кулачеству союз предлагал внедрение в крае кредитных, потребительских, производственных, сельскохозяйственных артелей и товариществ. Федералисты признавали верховное право над всей территорией Сибири за Сибирской областной думой. Все земли, занятые местным населением и находившиеся в черте оседлой и кочевой жизни в пределах Якутской области, относились к ведению губернского и окружных органов самоуправления [Документы..., 1957, С. 164-165].
Кроме того, в программе партии федералистов содержались статьи об отделении церкви от государства при отсутствии упоминания об отделении церкви от школы, выборного формирования властных структур, ответственности перед законом должностных лиц, подчинении милиции органам местного самоуправления, независимости и гласности суда присяжных, введении обязательного обучения в начальных школах на родном языке, бесплатности, общедоступности всех ступеней школы – от начальной до высшей, установлении 8-часового рабочего дня, закреплении минимума зарплаты, учреждении профсоюзов, охраны детского и женского труда и государственного страхования. Федералисты обошли такой острый вопрос, как отношение к мировой войне. В их программе предполагалось после окончания войны заменить регулярную армию народным ополчением. Так же отсутствовала их позиция в отношении к частной собственности на землю. В целом, анализ программных установок якутских федералистов показывает их тесную связь с сибирским областничеством и традициями либерализма. Членом Союза федералистов считалось любое лицо, принявшее Программу и Устав Союза. Исполнительными органами Союза являлись: центральный, окружные, городские, сельские и наслежные комитеты. Верховным органом Союза объявлялся Областной съезд, созываемый ежегодно Центральным комитетом, который избирался Съездом в составе 9 человек сроком на один год. Каждый член Союза вносил ежегодно взнос в размере 1 руб., неимущие освобождались от выплат. Конференция избрала ЦК во главе с председателем А.Д. Широких, секретарем Р.И. Оросиным. К сожалению, персональный состав ЦК до сих пор не установлен. Исследователи сходятся во мнении о том, что его членами могли быть избраны В.В. Никифоров, А.И. Софронов, М.И. Шадрин, К.О. Гаврилов, Г.В. Ксенофонтов и другие лидеры национальной интеллигенции [Дьячкова, 2000, С. 54].
6 марта бюро ЯКОБ определило представительство различных партий, объединений, рабочих союзов, кооперативных, культурно-просветительских и других организаций в своем составе, и в марте 1917 г. состоялись выборы в ЯКОБ от этих организаций. От партий эсеров, социал-демократов и союза «Свобода» в ЯКОБ попали по 10 чел. от каждой, от профсоюза торгово-промышленных служащих – 9 чел., общего собрания учащихся Якутска – 4 делегата, в том числе М.К. Аммосов. Своих представителей направили в КОБ общество врачей, средние учебные заведения, редакции газет и т.д. В этом мероприятии приняли участие и сельские общества. Однако полный список членов ЯКОБ до сих пор не выявлен. На одном из его заседаний 15 марта присутствовали 132 делегата [Вестник ИКОБ, 1917, 6 апр.]. Разнородный состав ЯКОБа предопределил сложность и непредсказуемость предстоящей работы.
После реорганизации 14 апреля Исполнительное бюро ЯКОБа состояло из 21 члена, в том числе 6 меньшевиков, 5 большевиков, 7 эсеров и 3 федералистов. Председателем комитета избрали меньшевика Г.О. Охнянского. Был создан революционный трибунал как коллегиальный орган для расследования и судебного разбирательства деятельности местных чиновников царского периода [Макаров, 1979, С. 213, 214]. Вместо упраздненных полицейских управлений в центральных округах назначены комиссарами: в Якутском округе – Н.Е. Олейников, в Олёкминском – А. Шафран, в Вилюйском – Ушаков. В Верхоянском и Колымском округах не стали вводить институт комиссаров, поскольку их управлением ведали соответствующие КОБы. 30 марта 1917 г. Исполнительное бюро ЯКОБ отменило полицейские должности и организовало народную милицию, на содержание которой затрачивалось не более половины средств, предусмотренных на содержание прежней полиции. Также ликвидированы должности заседателей и исправников [НА РС (Я), Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 12. Л. 23]. ЯКОБ освободил из мест лишения свободы всех заключенных и организовал их выезд из Якутии [Аргунов, 1986, С. 129]. Так было покончено с многовековой административной и уголовной ссылкой в крае.
После Февральской революции начался бурный рост профсоюзного движения, ставшего показателем пробуждающегося общественно-политического сознания населения Якутска. Ввиду малочисленности рабочих на мелких кустарных предприятиях профсоюзы создавались по профессиям, а не по предприятиям. По данным Г.Г. Макарова, к началу мая 1917 г. в Якутске существовали уже 12 профессиональных союзов, имевших в своем составе около 1500 чел., в том числе: Союз торгово-промышленных служащих, насчитывавший около 150 членов; Союз учителей – 200; Союз почтово-телеграфных служащих – 50; Союз извозчиков – 64; Союз столяров и плотников – 60; Союз каменщиков, печников и штукатуров –около 85; Союз чернорабочих-якутов [Макаров, 1979, С. 259]. Организаторами и руководителями последнего выступили П.А. Слепцов (Ойунский) и М.К. Аммосов. Рабочие профсоюзы открылись в Вилюйске, Мархе, Покровске, Чурапче, Сунтаре и других местах [Петров, 1952, С. 207-208]. Однако в большинстве улусов и наслегов отсутствовали профсоюзные организации батраков и бедняков ввиду их крайне низкого политического сознания.
Характерной особенностью общественно-политического положения Якутии периода Февральской революции стала запоздалая организация Советов рабочих и солдатских депутатов. Первый Совет солдатских депутатов был избран 31 марта 1917 г. солдатами Якутского гарнизона во главе с меньшевиком М.В. Акуловским. Совет подчинялся Временному правительству, обеспечивал общественный порядок в городе и поддерживал идею продолжения войны с Германией до победного конца. Так, 7 мая 1917 г. Совет солдатских депутатов своим постановлением отправил на фронт 94 воина [НА РС (Я), Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1. Л. 5]. 7 апреля 1917 г. возник Совет казачьих депутатов [Макаров, 1979, С. 266; Федоров, 2013, С. 350], но Совет солдатских депутатов во главе с Акуловским отклонил 25 апреля 1917 г. ходатайство Совета казачьих депутатов об объединении двух Советов. Это решение мотивировалось тем, что пролетарии не имеют никакого отношения к военной службе [НА РС (Я), Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 2. Л. 23, 25].
Совет рабочих депутатов появился 23 апреля 1917 г. [Гоголев, 1970, С. 204]. Он отличался низким уровнем организованности и политической незрелостью ввиду разобщенности рабочих по карликовым кустарным предприятиям и «заводам». Совет рабочих и Совет солдатских депутатов объединились в единый Совет и, несмотря на численное преобладание эсеров и меньшевиков, избрали своим председателем ссыльного большевика Ем. Ярославского. Редакция газеты «Социал-демократ» выразила надежду, что Совет рабочих и солдатских депутатов «будет помогать Комитету общественной безопасности и его исполнительному бюро во всех шагах, направленных к расширению и углублению завоеваний революции» [Борьба за установление..., 1957, С. 49]. По выражению М.К. Аммосова, этот Совет, по существу, оказался «придатком к КОБ».
Некоторые исследователи утверждали, что «попытка использовать ЯКОБ вместо того, чтобы бороться за передачу всей власти Советам была ошибочной» [Гоголев, 1970, С. 205]. Однако в первые два месяца после Февральской революции Советов и, соответственно, двоевластия, в Якутии не было. В Советах тогда преобладали меньшевики и эсеры, считавшие оптимальным постепенный и мирный переход власти от Областного совета к Советам.
Февральская революция политизировала учащуюся молодежь – возник Союз учащихся г. Якутска с литературно-политическим журналом «Юный товарищ». Его первый номер увидел свет 14 мая 1917 г. Последующие номера вышли в виде газеты (1917 г. – № 1, 1 мая; 1918 г. – № 1-7 по 13 февраля) [Якутия. Хроника..., 2002, С. 454]. Один из активных участников молодежного движения в 1917 г. Колесов Г.Г. в одной из своих речей на митинге выразил надежду, что «среди молодежи не должно быть двух мнений» и молодежь должна сочувствовать революционному движению и у частвовать в нем, «быть преданной Временному правительству» [Гоголев, 1970, С. 5]. Однако в начале 1917/1918 уч. г. в среде учащихся произошел раскол, когда организация учащихся эсеров выразила негодование по «захвату власти большевиками» и открыто приветствовала «бабушку русской революции» Е.К. Брешко-Брешковскую [Социалист, 1918, 9 янв.].
В результате Февральской революции впервые появилась возможность открыто почтить память расстрелянных рабочих в 1912 г. на Ленских приисках. Мероприятие с участием либеральных и социалистических партий, общественных организаций прошло 4 апреля на месте «Монастыревской трагедии» и Романовки в г. Якутске, состоялись общая демонстрация, а вечером по инициативе комиссара Г.И. Петровского – митинг под председательством П.А. Куликовского [Там же, 1917, 9 апр.]. В принятой резолюции говорилось о необходимости сохранения памяти о погибших в борьбе с царизмом, а так же был составлен текст телеграммы министру юстиции А.Ф. Керенскому с требованием ареста и суда главных виновников Ленского расстрела и администрации «Лензолото» [Там же]. На одном из заседаний КОБ от 15 марта 1917 г., по инициативе якутских учителей, принято решение установить памятник Н.Г. Чернышевскому (1828 – 1889), отбывшего 12 лет ссылки в г. Вилюйске, и начать сбор средств [Там же, 22 марта]. С 23 марта 1917 г. по 27 июня 1919 г. в кассу Комитета поступило 4628 руб. 34 коп., в том числе от богатого предпринимателя П.А. Кушнарева – 1000 руб. [НА РС (Я), Ф. Р-552. Оп. 1. Д. 4. Л. 16-17]. О работе Комитета свидетельствуют протоколы заседаний за 1917 и 1919 гг. (№ 9, 10) [Там же, Д. 1. Л. 1-7]. По другим данным, на 1 мая 1919 г. собрано по подписным листам 2530 руб. 67 коп. [Якутский областной вестник, 1919, 20 мая; НА РС (Я), Ф. Р-552. Оп. 1. Д. 2. Л. 8-9]. К сожалению, собранная сумма с учетом высоких темпов инфляции обесценилась, и установка памятника не была осуществлена.
Одним из важнейших мероприятий КОБ совместно с политическими партиями и общественными организациями стал I съезд якутов и русских крестьян Якутского, Олёкминского и Вилюйского округов, проходивший с 26 марта по 16 апреля (8 – 29 апреля) [Петров, 1957, С. 42-45; Гоголев, 1970, С. 207-210; Макаров, 1979, С. 234-246; Алексеев, 1998а, С. 69-70]. Съезд принял решения о необходимости введения всеобщего начального обучения на якутском языке и передаче заведования делом просвещения местному самоуправлению; о преобразовании церковно-приходских школ в светские; издании якутского букваря; об отмене классной системы землепользования; подушном разделе покосных земель; передаче церковных и монастырских земель в распоряжение якутских наслегов; предоставлении избирательных прав всем мужчинам и женщинам, достигшим 18-летнего возраста; об отделении церкви от государства; введении 8-часового рабочего дня и еженедельного дня отдыха; установлении минимума заработной платы; создании рабочих союзов и их комитетов [История Якутской АССР, 1957, С. 411]. Простой перечень рассмотренных вопросов и принятых по ним решений показывает консолидацию общественных сил на демократических началах вокруг накопившихся проблем края. Этому способствовало активное участие областного комиссара Г.И. Петровского и видных деятелей социал- демократического движения Ем. Ярославского, Г.К. Орджоникидзе, Г.О. Охнянского и других.
В свободное от работы съезда время якутская интеллигенция проводила дискуссии по вопросам разработки программы союза «Свобода», проект которого был перепечатан в сокращенном виде с комментариями автора под псевдонимом Саха[1] в газете «Вольная Сибирь» [1918, 7 апр.], издававшейся в то время в Петербурге. В первом параграфе проекта авторы, памятуя заветы мыслителя А.Е. Кулаковского о гибели низших в культурном отношении народов под натиском более сильных и цивилизованных, поставили своей задачей сохранение своего племени путем «поднятия их духовного и материального благосостояния». «Ближайшей» задачей авторы проекта определили федеральную автономию Сибири, подтвердив приверженность идеям областничества.
В области культурного строительства на первое место ставилось развитие печатного дела и «всеобщее национальное образование». До полного формирования системы национальной школы допускалось преподавание на русском языке с сохранением его «национального духа». В проекте программы организаторы союза «Свобода» придавали огромное значение вопросу научного изучения родного края – родиноведению. Вместе с тем организаторы Союза не выработали положений по земельному, национальному, финансовому, рабочему и подобным вопросам. В связи с наступлением распутицы делегаты съезда разъехались по домам. Поэтому проект Программы остался незавершенным, а сам Союз считался недозревшим до уровня политической партии.
Итоги работы I съезда якутов и русских крестьян продемонстрировали кульминационный пункт единства вновь созданных властных структур и политических партий, общественных организаций, а также представителей якутов из улусов и русских крестьян из сельских обществ. Они все единодушно высказались за обновление общества на идеях революционно-демократического переустройства. Принятые на съезде решения отражали общественную потребность в радикальных переменах во всех сферах социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни общества. Независимо от того, насколько и в какой степени эти решения воплощались в жизнь, в них сфокусировались стремления всех социальных структур общества к его обновлению.
Кроме политических партий и объединений, в 1917 г. начали создаваться национальные и общественные организации и союзы. Например, еврейское население в Якутске организовало в апреле 1917 г. еврейскую общину, татары и башкиры – мусульманскую, а национальная интеллигенция в июне – культурно-просветительное общество «Саха аймах». Эти общественные организации развернули большую работу по культурному и духовному возрождению своих народов [Алексеев, 1998а, С. 88].
Постановлением Временного правительства от 17 июня 1917 г. «О введении губернских, уездных и волостных земских учреждений в Сибири» Якутская область получила возможность для перехода к земскому самоуправлению [НА РС (Я), Ф. Р-24. Оп. 1. Д. 1. Л. 1]. Впервые были проведены демократические выборы гласных в состав волостных земских учреждений. Выборы в волостные и уездные органы земского самоуправления к концу 1917 г. в основном завершились. 30 января 1918 г. приступило к работе I Якутское областное земское собрание [Там же, Л. 4], которое образовало свой исполнительный орган – Областную земскую управу во главе с В.В. Никифоровым.
Однако, завершив на первых порах революции этап демократизации и консолидации общества, новые структуры власти, партийные и общественные организации, в соответствии со своими программными установками и уставными требованиями, стали проявлять разные подходы в решении поставленных задач, что привело к усилению противоречий и глубокому расколу в обществе.
[1] По данным Н.З. Копырина, под псевдонимом Саха печатался В.В. Никифоров [Копырин, 1996, С. 42].
_____________________________
Автор статьи: Федоров Василий Игнатьевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН