наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Февральская революция и падение царского режима. Первые политические партии и организации.

1917-й год стал поворотным для всей много­национальной России. Однако, в зависимости от уровня социально-экономического развития, отдаленности от центра того или иного национального региона, а также от других обстоятельств, происходившие события имели свои особенности. В на­циональных регионах в одних случаях они развер­тывались так же, как в центральных районах страны, с более явными проявлениями классовых интересов и их размежеванием, в других – наряду с поддержкой свержения самодержавия и установлением новой демократической власти происходило переплетение интересов регионального порядка, особенно национально-освободительного движения вплоть до постановки вопроса о полном самоопре­делении и отделении от России. Политические со­бытия в отдаленной от центра якутской окраине развивались по собственному сценарию.

Телеграмма Временного комитета Государствен­ной думы, возглавившего страну после низложения Николая II, городскому голове Якутска П.А. Юш­манову о событиях Февральской революции посту­пила 2 марта 1917 г.; в ней предлагалось обратить «усиленное внимание на правильный ход работы, на оборону и продовольствие для населения» [Алексеев, 1998, С. 59-60]. Вторая телеграмма о сверже­нии монархии и образовании Временного прави­тельства была опубликована в газете «Якутские вопросы» 4 марта 1917 г., т.е. спустя 2 дня, что породило слухи, что царские чиновники области яко­бы сознательно скрыли ее от народа [Макаров, 1979, С. 198]. Весть о свержении царского режима народ встретил восторженно; уже 3 марта начались массовые митинги и собрания горожан. Власти Якутской области и г. Якутска тем не менее проде­монстрировали завидное спокойствие, о чем свиде­тельствовало посещение и.о. губернатором Д.О. Тизенгаузеном и городским головой П.А. Юшмановым 3 марта спектакля по пьесе Г. Ибсена «Доктор Штокман» в Клубе приказчиков. Не обнаружены документы и о попытках со стороны царских чи­новников оказать сопротивление новой власти, хотя при желании они могли это сделать, так как в распоряжении находились местный гарни­зон, силы полиции и Якутский городовой казачий полк.

В ночь с 3-го на 4-е марта социал-демократы и эсеры провели совместное заседание и создали коалицион­ный революционный комитет, в который включили лидеров обеих партийных организаций. Они пони­мали, что на данном этапе революции у них общая задача – закрепить первые ее успехи и исключить возможности для возврата старого режима.

4 марта на собрании жителей г. Якутска был создан новый орган – Комитет общественной безо­пасности (КОБ) с исполкомом в составе: большеви­ков Г.И. Петровского, Е.М. Ярославского и П.А. Слеп­цова (Ойунского); меньшевиков Г.О. Охнянского, Н.Е. Олейникова и М.В. Акуловского; эсеров П.Ю. Пивоварова, В.Н. Соловьева и И.М. Бланкова. Председателем комитета избрали Г.И. Петровского. И.о. губернатора Д.О. Тизенгаузен, его заместитель, прокурор, судья и др. сложили свои полномочия, всех заключенных освободили из тюрьмы [Там же, С. 202].

петровский в статье
Г.И. Петровский – комиссар Временного правительства по Якутской области (март - май 1917 г.). Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

В газете «Вестник ЯКОБ» от 4 марта была напе­чатана телеграмма генерал-губернатора Иркутской губернии А.И. Пильца и.о. губернатора Якутской области Д.О. Тизенгаузену, где предписывалось ос­вободить из ссылки депутатов Государственной думы и обеспечить «почетное их возвращение в Петроград». Информировалось также о сложении 3-4 марта своих функций Якутской городской ду­мой и передаче ее полномочий ЯКОБу. В «Вестни­ке ЯКОБ» от 6 марта 1917 г. было опубликовано предложение председателя ЯКОБ Г.И. Петровского министру юстиции А.Ф. Керенскому о признании Временным правительством ЯКОБа. В советской историографии участие большевиков в формирова­нии и деятельности КОБ подвергалось критике [Го­голев, 1970, С. 205-207]. Однако лидерство Г.И. Пет­ровского здесь определялось не столько принад­лежностью его к социал-демократам, сколько его членством в Государственной думе, и поэтому для всех партий и общества он был самой приемлемой кандидатурой на высшую должность в крае. Боль­шевики, меньшевики и эсеры выступали тогда еди­ным блоком и совместно отстраняли царских чи­новников от власти, формировали окружные и во­лостные КОБы, готовили выборы в Советы рабо­чих, крестьянских и солдатских депутатов. Передача власти старой администрацией новой мирно завершилась в г. Якутске 5 марта. В течение марта–апреля были ликвидированы прежние орга­ны власти и сформированы новые. Под давлением массового движения царская администрация усту­пила власть без сопротивления. Так, в начале мар­та в г. Олёкминске был образован КОБ во главе с А.И. Шафраном, 7 марта – Вилюйский КОБ во главе с П.Х. Староватовым, Верхоянский КОБ во главе с И.Н. Поповым и 28 марта – Колымский КОБ во главе с Н.Г. Юдиным [Макаров, 1979, С. 206-209].

Вместе с тем бывшие чиновники, улусные голо­вы, наслежные князцы и тойоны стали внедряться в КОБы, используя свой авторитет и влияние. Об этом свидетельствовали жалобы с мест. Так, 7 ап­реля 1917 г. из с. Сунтар в Вилюйский КОБ посту­пила телеграмма об учреждении неким Г. Филиппо­вым еще одного КОБ из числа местных тойонов. В результате народного возмущения председатель Вилюйского КОБ С. Корякин не признал этот аль­тернативный комитет [НА РС (Я), Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 57. Л. 51]. Сессия Вилюйского окружного КОБ поддер­жала это решение и организовала перевыборы [Там же, Д. 6. Л. 3]. Возникали и другие сложности, свя­занные с бездорожьем в северных округах, например, в с. Аллаиха сообщение о выборах КОБ поступило лишь 30 декабря 1917 г., и они состоя­лись только 22 января 1918 г. [Там же, Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 25. Л. 10]. Драматично проходили выборы в Булунский КОБ, которые состоялись 10 и 11 апреля 1917 г. Во время их проведения прибывший для организации избирательной кампании представи­тель Верхоянского окружного КОБ Охлопков попы­тался ввести принцип избрания по куриям: от тор­говцев, мещан, духовенства и т.д., с целью уменьшения представительства от коренного насе­ления, что вызвало недовольство местных жителей. В результате принципиальной позиции делегатов все же удалось провести демократические и равно­правные выборы и избрать в КОБ 10 чел. [НА РС (Я), Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 2. Л. 7, 8, 11], а Охлопков был исключен из членов Верхоянского КОБ [Там же, Л. 14-16]. Как видим, выборы проходили по разным сценариям, и соответственно составы ко­митетов получались разношерстными. Вместо гу­бернаторов и исправников возник институт комис­саров, должности которых иногда занимали совершенно неподготовленные люди, порой прояв­лявшие удивительную беспомощность в решении текущих вопросов. Так, колымский окружной ко­миссар занимался такими мелкими делами, как об­ращение в исполком КОБа с просьбой разрешить нанять в магазин продавца [Там же, Ф. Р-463. Оп. 1. Д. 1. Л. 2, 3].

члены КОБ
Члены Якутского комитета общественной безопасности. 1917 г. Фотофонд НА РС (Я), № 649.

Инициаторами и организаторами создания поли­тических организаций и объединений в Якутии выступили политссыльные, группировавшиеся по партийному признаку. К февралю 1917 г. в области сформировались две партийные организации: эсе­ров и социал-демократов (большевиков и меньше­виков).

Самой крупной и влиятельной была организация социалистов-революционеров (эсеров), имевшая свои ячейки в г. Олёкминске, с. Витим, с. Мача и других населенных пунктах. Будучи народниками, эсеры верили в «особый для России путь к социализму» [Политические пар­тии..., 1996, С. 433], добиваясь ликви­дации частной собственности, социа­лизации земли, преобразования капиталистических хозяйств в обще­ственное производство с целью устра­нения конкурентной борьбы, анархии и удовлетворения потребностей обще­ства, уничтожения эксплуатации че­ловека человеком [Там же, С. 435]. Представители этой партии составля­ли значительную часть политических ссыльных Якутской области, имели большой авторитет среди местной мо­лодежи и так же, как и социал-демо­краты, создали среди них несколько подпольных кружков. После Февраль­ской революции эсеры активизирова­ли свою деятельность и существенно расширили свои ряды; по некоторым данным, численность членов якутской организации эсеров достигла 200 чел. [Голос труда, 1920, 7 марта]. Для привлечения мо­лодежи эсеры умело использовали примеры из ис­тории своей партии, придавая ореол героизма бое­викам-террористам. Так, газета «Социалист» с восторгом писала о Е.Н. Лебедевой, выпускнице Якутской женской гимназии, члене подпольного кружка «Светоч» под руководством политссыльного В.М. Ионова, вступившей в Санкт-Петербурге в Се­верный боевой летучий отряд эсеров, которая уча­ствовала в неудачном покушении на министра юс­тиции И.Г. Щегловитова и была казнена в 1908 г. [Социалист, 1917, 22 марта]. Другим кумиром якутской уча­щейся молодежи был участник нескольких террори­стических актов П.А. Куликовский, водворенный в якутскую ссылку в 1911 г. после Акатуйской каторги [Алексеев, 1998а, С. 68-69].

О работе социал-демократов, особенно большеви­ков, написано много и пространно в трудах совет­ских исследователей, которые приукрашивали их роль и место в событиях 1917 г. Марксистские кружки и первые социал-демократические органи­зации в Якутске создавались ссыльными членами РСДРП. До Февральской революции факты приема якутян в местную социал-демократическую органи­зацию, созданную В.П. Ногиным и Е.М. Ярослав­ским еще в 1913 г., неизвестны. В 1916 г. Ярослав­ский организовал нелегальный кружок среди учащейся молодежи. После Февральской революции кружок по изучению программных документов РСДРП «Юный социал-демократ» стал легальным. Среди населения г. Якутска популярностью пользо­вался так же талантливый оратор, меньшевик Г.О. Охнянский [Ойунский, 1962, С. 23]. Программ­ные установки социал-демократической партии, направленные на свержение самодержавия, учрежде­ние демократической республики, предоставление народам России равноправия и права на самоопре­деление, улучшение положения рабочего класса и крестьянства [Политические партии., 1996, С. 517] привлекли якутскую молодежь: Платона Слепцова, Максима Аммосова, Степана Аржакова, Степана Васильева, Степана Гоголева, Михаила Ксенофон­това, Исидора Иванова, Мусю Потапову к ее идеа­лам, совпадавшим с их стремлением помочь своему народу найти путь к более справедливой и достой­ной жизни.

Несмотря на размежевание между большевиками и меньшевиками, в Якутии члены партии продол­жали состоять в единой социал-демократической организации, даже без оформления отдельных фракций. Это объяснялось территориальной уда­ленностью, отсутствием регулярной связи с цент­ром и спецификой региональных задач.

Однако среди членов социал-демократической организации, как правило, у большевиков и мень­шевиков, существовали разные взгляды на проис­ходившие в стране и в регионе события, особенно по вопросам доверия Временному правительству и отношению к войне. Поскольку Г.И. Петровский хоть и являлся большевиком, но был признанным комиссаром Временного правительства в Якутской области, вопрос о доверии к нему до апрельских событий в Петрограде остро не стоял. К тому же среди самих большевиков, даже после апрельских тезисов В.И. Ленина и Апрельской конференции РСДРП(б), не сложилось единого мнения.

Характерно заседание ЯКОБ, состоявшееся 7 мая 1917 г., на котором решались важные вопросы, в том числе об отношении к Временному правитель­ству в связи со вступлением социалистов в коалиционное правительство. Это событие эсер В.Н. Со­ловьев оценил как «выражение единства революционных сил в России...» [НА РС (Я), Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1. С. 71]. Меньшевик Г.О. Охнянский, при­ветствуя вступление социалистов во Временное правительство, объяснял, что он «ещё вчера был против этого, полагая, что всю ответственность за разруху, всю тяжесть перехода к новым политиче­ским формам должна взять на себя буржуазия. Несмотря на огромный риск для социалистов, об­стоятельства вынудили их разделить власть». Он считал, что за социалистами, ставшими членами Временного правительства, «идут полчища пролета­риата и крестьянства», т.е. отождествил задачи рабочих и крестьян с задачами Временного прави­тельства. Эта речь вызвала бурные и продолжи­тельные овации публики [Там же]. Речь же больше­вика Г.К. Орджоникидзе полностью соответствовала апрельским тезисам В.И. Ленина и решениям Ап­рельской конференции РСДРП(б) по вопросу об отношении к Временному правительству. В целом он поддерживал вступление социалистов во Вре­менное правительство, хотя и не отрицал опреде­ленного риска, с которым оно сопрягалось, и при­зывал: «К новому правительству нужно отнестись с доверием, поскольку оно углубляет революцию» [Там же].

Дискуссия развернулась вокруг вопроса о войне и мире. Г.О. Охнянский высказывался о необходи­мости отказа от братания на фронте русских сол­дат с немецкими, ведущего к ослаблению армии, т.е. выступил с позиций оборончества [Там же, С. 72]. Эсер Клингоф отмечал, что под знаменем А.Ф. Керенского и В.М. Чернова встал весь народ, и призывал: «Доверие правительству!»; «Долой сепа­ратный мир!». Г.К. Орджоникидзе в своем выступ­лении допустил продолжение войны до победного конца, т.е., по существу, поддержал Временное пра­вительство [Там же, С. 73], так что вывод советской историографии, что пламенный Серго выступал против оборонцев [Макаров, 1980, С. 11, 12] выгля­дит несколько натянутым. Только позднее, на ми­тинге социал-демократов в Иркутске, по пути до­мой из ссылки Г.К. Орджоникидзе высказался за большевистскую позицию по вопросу о войне и мире [Алексеев, 1998а, С. 70, 71].

В июне 1917 г. впервые официально заявил о себе Якутский отдел партии «Народной свободы» (каде­тов). Н.Н. Радченко [2000, С. 17] выявила всего 18 членов партии. Социальная основа для этой пар­тии в Якутии изначально была узкой, так как в нее вступали в основном чиновники, служащие об­ластного управления и отдельные представители интеллектуальных профессий. К моменту Февраль­ской революции кадеты предлагали разделить зако­нодательную, исполнительную и судебную ветви власти, провозгласить гражданское и политическое равноправие граждан, ввести демократические сво­боды, подчинить правительство Государственной думе. Кадеты выступали противниками принципа федера лизма и отстаивали лозунг культурно-нацио­нальной автономии народов России. В аграрном вопросе они планировали наделить землей беззе­мельных и малоземельных крестьян за счет госу­дарственных, «кабинетских» (земель императорской семьи), монастырских владений и частичного отчу­ждения помещичьей земли. Рабочая программа включала меры по либерализации отношений рабо­чих и предпринимателей [Политические партии..., 1996, С. 267]. Кадеты выступали за созыв Учреди­тельного собрания [Народная свобода, 1917, 6 нояб.]. По данным Н.Н. Радченко [2000, С. 17-18], секрета­рем Якутского отдела стал М.П. Николаев, до рево­люции служивший управляющим третьим отделе­нием Якутской областной управы, активными членами партии являлись заведующий делопроиз­водством четвертого отделения Якутской областной управы Н.М. Чагин, акцизный надзиратель Н.С. Корякин, наставник Якутской учительской се­минарии С.И. Алексеев, преподаватель женской гимназии, будущий известный историк и краевед Г.А. Попов, юрист Д.Д. Никифоровский, священник И.А. Потапов.

Якутский отдел партии кадетов издавал газету «Народная свобода», на страницах которой ее ре­дакторы М.П. Николаев и С.И. Алексеев излагали свою политическую позицию по различным акту­альным вопросам текущей действительности. Каде­ты призывали к консолидации «лучших сынов» Якутии [Народная свобода, 1918, 6 февр.]. Однако местное население и якутская интеллигенция отка­зались встать под их знамена, так как в их про­грамме нерешенным остался земельный вопрос и допускалась конституционная монархия в России. Партия кадетов не пользовалась авторитетом в Якутии. Например, на собрание «Объединенной де­мократии» 6 января 1918 г. по вопросу о защите прав Учредительного собрания не пригласили пред­ставителя от партии «Народной свободы» ввиду того, что она является партией «революционной буржуазии». Кадетская газета отрицала свою принадлженость к буржуазным партиям, ссылаясь на преобладание в своих рядах интеллигенции (ученых, юристов, педагогов и др.), живущей не за счет эксплуатации труда [Народная свобода, 1918, 19 янв., 28 янв.].

С 26 мая по 16 апреля 1917 г. прошел съезд якутских и русских крестьян Якутской области. Для участия вполитической жизни края в дни работы съезда якутской интеллигенцией был создан союз «Свобода». Многим ее членам не нравилось назва­ние объединения, ассоциировавшееся с кадетской партией. Переименование союза «Свобода» в Якут­ский трудовой союз федералистов с принятием но­вой Программы и Устава состоялось на конферен­ции 25 июня – 1 июля 1917 г. [Макаров, 1980, С. 24]. По состоянию на 2 августа 1917 г. в составе Союза числилось 400 членов [НА РС (Я), Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 72. Л. 1], а к ноябрю 1917 г. число местных комитетов достигло 19-ти с 1198 членами [Якутский голос, 1917, 7 нояб.]. В советской историографии никто из историков не осмеливался сделать подробный анализ программы и устава Союза федералистов, так как на нее были навешаны политические ярлыки «буржуазно-на­ционалистической» и «тойонатской» организации [Макаров, 1980, С. 24-25]. В постсоветское время историк Е.Е. Алексеев предпринял попытку про­анализировать учредительные документы федера­листов с точки зрения внеклассового и внепартий­ного подхода, но под углом национального вопроса [Алексеев, 1998а, С. 82-84]. Поэтому необходи­мо детально представить программу этой самой массовой партии в Якутии, состоявшую из 29 ста­тей.

газета якутский голос
Газета Якутского трудового союза федералистов «Якутский голос». Газетный фонд НА РС (Я).

В первом разделе «Государственное устройство России» определялось как единое государство в форме демократической республики во главе с из­бираемым Президентом. Федеративная Российская Республика состояла из субъектов – областей с правом «самостоятельного устройства и управления во внутренних делах через свои местные законодательные палаты». Во втором разделе излагалось ви­дение государственной и политической организа­ции автономной Сибири «во главе с Сибирской областной думой» с широкими полномочиями вплоть до самостоятельного распоряжения всеми землями, недрами, лесами, водами. В ведении цен­тра оставались вопросы федерального бюджета с валютно-денежной политикой, оборона, уголовно­-правовые нормы, международные отношения с во­просами заключения мира и объявления войны. Далее в программе провозглашалось равноправие народов России, естественные права граждан без сословных, национальных, половых, религиозных различий, неприкосновенность личности и жилища, свобода слова и совести, печати и собраний, союзов и стачек. Для народов России предусматри­валось культурное самоопределение, включавшее открытие национальных школ и обществ, развитие языка, литературы и культуры.

Особое внимание уделялось вопросам земского самоуправления. Федералисты добивались повсе­местного введения в Якутии земского и городского самоуправления на основе всеобщего избирательно­го права с прямой, равной и тайной подачей голо­сов граждан. Этим органам самоуправления делеги­ровались хозяйственные, просветительские, административно-полицейские и прочие дела. Пре­дусматривалось, что «союз будет настаивать на ши­рокой поддержке государством земского хозяйства области – ежегодными субсидиями в достаточном размере», поскольку Ленский край в течение столе­тий вносил в бюджет ясак. В вопросах земельных отношений Союз федера листов ратовал за передачу всей земли в пользование трудового народа на уравнительных началах путем изъятия ее из част­ного оборота, поскольку она не могла стать «пред­метом капиталистической эксплуатации». Союз выступал за образование из «кабинетских», мона­стырских, церковных и частновладельческих земель общенародного земельного фонда. Как видим, аг­рарная программа федералистов совпадала с про­граммой эсеров. В целях противодействия кулаче­ству союз предлагал внедрение в крае кредитных, потребительских, производственных, сельскохозяй­ственных артелей и товариществ. Федералисты признавали верховное право над всей территорией Сибири за Сибирской областной думой. Все земли, занятые местным населением и находившиеся в черте оседлой и кочевой жизни в пределах Якут­ской области, относились к ведению губернского и окружных органов самоуправления [Документы..., 1957, С. 164-165].

Кроме того, в программе партии федералистов содержались статьи об отделении церкви от госу­дарства при отсутствии упоминания об отделении церкви от школы, выборного формирования власт­ных структур, ответственности перед законом долж­ностных лиц, подчинении милиции органам мест­ного самоуправления, независимости и гласности суда присяжных, введении обязательного обучения в начальных школах на родном языке, бесплатно­сти, общедоступности всех ступеней школы – от начальной до высшей, установлении 8-часового ра­бочего дня, закреплении минимума зарплаты, учреждении профсоюзов, охраны детского и женского труда и государственного страхования. Федерали­сты обошли такой острый вопрос, как отношение к мировой войне. В их программе предполагалось после окончания войны заменить регулярную ар­мию народным ополчением. Так же отсутствовала их позиция в отношении к частной собственности на землю. В целом, анализ программных установок якутских федералистов показывает их тесную связь с сибирским областничеством и традициями либе­рализма. Членом Союза федералистов считалось любое лицо, принявшее Программу и Устав Союза. Исполнительными органами Союза являлись: цен­тральный, окружные, городские, сельские и наслежные комитеты. Верховным органом Союза объ­являлся Областной съезд, созываемый ежегодно Центральным комитетом, который избирался Съез­дом в составе 9 человек сроком на один год. Каждый член Союза вносил ежегодно взнос в размере 1 руб., неимущие освобождались от выплат. Конференция избрала ЦК во главе с председателем А.Д. Широ­ких, секретарем Р.И. Оросиным. К сожалению, пер­сональный состав ЦК до сих пор не установлен. Исследователи сходятся во мнении о том, что его членами могли быть избраны В.В. Никифоров, А.И. Софронов, М.И. Шадрин, К.О. Гаврилов, Г.В. Ксенофонтов и другие лидеры национальной интеллигенции [Дьячкова, 2000, С. 54].

6 марта бюро ЯКОБ определило представительст­во различных партий, объединений, рабочих сою­зов, кооперативных, культурно-просветительских и других организаций в своем составе, и в марте 1917 г. состоялись выборы в ЯКОБ от этих органи­заций. От партий эсеров, социал-демократов и союза «Свобода» в ЯКОБ попали по 10 чел. от каж­дой, от профсоюза торгово-промышленных служа­щих – 9 чел., общего собрания учащихся Якут­ска – 4 делегата, в том числе М.К. Аммосов. Своих представителей направили в КОБ общество врачей, средние учебные заведения, редакции газет и т.д. В этом мероприятии приняли участие и сельские общества. Однако полный список членов ЯКОБ до сих пор не выявлен. На одном из его заседаний 15 марта присутствовали 132 делегата [Вестник ИКОБ, 1917, 6 апр.]. Разнородный состав ЯКОБа предопределил сложность и непредсказуемость предстоящей работы.

После реорганизации 14 апреля Исполнительное бюро ЯКОБа состояло из 21 члена, в том числе 6 меньшевиков, 5 большевиков, 7 эсеров и 3 феде­ралистов. Председателем комитета избрали меньше­вика Г.О. Охнянского. Был создан революционный трибунал как коллегиальный орган для расследова­ния и судебного разбирательства деятельности местных чиновников царского периода [Макаров, 1979, С. 213, 214]. Вместо упраздненных полицейских управлений в центральных округах назначены ко­миссарами: в Якутском округе – Н.Е. Олейников, в Олёкминском – А. Шафран, в Вилюйском – Уша­ков. В Верхоянском и Колымском округах не стали вводить институт комиссаров, поскольку их управ­лением ведали соответствующие КОБы. 30 марта 1917 г. Исполнительное бюро ЯКОБ отменило поли­цейские должности и организовало народную ми­лицию, на содержание которой затрачивалось не более половины средств, предусмотренных на со­держание прежней полиции. Также ликвидированы должности заседателей и исправников [НА РС (Я), Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 12. Л. 23]. ЯКОБ освободил из мест лишения свободы всех заключенных и организовал их выезд из Якутии [Аргунов, 1986, С. 129]. Так было покончено с многовековой административной и уголовной ссылкой в крае.

После Февральской революции начался бурный рост профсоюзного движения, ставшего показате­лем пробуждающегося общественно-политического сознания населения Якутска. Ввиду малочисленно­сти рабочих на мелких кустарных предприятиях профсоюзы создавались по профессиям, а не по предприятиям. По данным Г.Г. Макарова, к началу мая 1917 г. в Якутске существовали уже 12 профес­сиональных союзов, имевших в своем составе око­ло 1500 чел., в том числе: Союз торгово-промыш­ленных служащих, насчитывавший около 150 членов; Союз учителей – 200; Союз почтово-телеграфных служащих – 50; Союз извозчиков – 64; Союз сто­ляров и плотников – 60; Союз каменщиков, печ­ников и штукатуров –около 85; Союз чернорабо­чих-якутов [Макаров, 1979, С. 259]. Организаторами и руководителями последнего выступили П.А. Слеп­цов (Ойунский) и М.К. Аммосов. Рабочие профсоюзы открылись в Вилюйске, Мархе, Покровске, Чурапче, Сунтаре и других местах [Петров, 1952, С. 207-208]. Однако в большинстве улусов и насле­гов отсутствовали профсоюзные организации бат­раков и бедняков ввиду их крайне низкого полити­ческого сознания.

Характерной особенностью общественно-полити­ческого положения Якутии периода Февральской революции стала запоздалая организация Советов рабочих и солдатских депутатов. Первый Совет солдатских депутатов был избран 31 марта 1917 г. солдатами Якутского гарнизона во главе с меньше­виком М.В. Акуловским. Совет подчинялся Временному правительству, обеспечивал общественный порядок в городе и поддерживал идею продолжения войны с Германией до победного конца. Так, 7 мая 1917 г. Совет солдатских депутатов своим постанов­лением отправил на фронт 94 воина [НА РС (Я), Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1. Л. 5]. 7 апреля 1917 г. возник Со­вет казачьих депутатов [Макаров, 1979, С. 266; Фе­доров, 2013, С. 350], но Совет солдатских депутатов во главе с Акуловским отклонил 25 апреля 1917 г. ходатайство Совета казачьих депутатов об объеди­нении двух Советов. Это решение мотивировалось тем, что пролетарии не имеют никакого отношения к военной службе [НА РС (Я), Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 2. Л. 23, 25].

Совет рабочих депутатов появился 23 апреля 1917 г. [Гоголев, 1970, С. 204]. Он отличался низким уровнем организованности и политической незре­лостью ввиду разобщенности рабочих по карлико­вым кустарным предприятиям и «заводам». Совет рабочих и Совет солдатских депутатов объедини­лись в единый Совет и, несмотря на численное преобладание эсеров и меньшевиков, избрали своим председателем ссыльного большевика Ем. Ярослав­ского. Редакция газеты «Социал-демократ» вырази­ла надежду, что Совет рабочих и солдатских депу­татов «будет помогать Комитету общественной безопасности и его исполнительному бюро во всех шагах, направленных к расширению и углублению завоеваний революции» [Борьба за установление..., 1957, С. 49]. По выражению М.К. Аммосова, этот Совет, по существу, оказался «придатком к КОБ».

Некоторые исследователи утверждали, что «по­пытка использовать ЯКОБ вместо того, чтобы бо­роться за передачу всей власти Советам была оши­бочной» [Гоголев, 1970, С. 205]. Однако в первые два месяца после Февральской революции Советов и, соответственно, двоевластия, в Якутии не было. В Советах тогда преобладали меньшевики и эсеры, считавшие оптимальным постепенный и мирный переход власти от Областного совета к Советам.

Февральская революция политизировала учащую­ся молодежь – возник Союз учащихся г. Якутска с литературно-политическим журналом «Юный това­рищ». Его первый номер увидел свет 14 мая 1917 г. Последующие номера вышли в виде газеты (1917 г. – № 1, 1 мая; 1918 г. – № 1-7 по 13 февраля) [Яку­тия. Хроника..., 2002, С. 454]. Один из активных участников молодежного движения в 1917 г. Ко­лесов Г.Г. в одной из своих речей на митинге выразил наде­жду, что «среди молодежи не должно быть двух мнений» и молодежь должна сочувствовать револю­ционному движению и у частвовать в нем, «быть преданной Временному правительству» [Гоголев, 1970, С. 5]. Однако в начале 1917/1918 уч. г. в среде учащихся произошел раскол, когда организация учащихся эсеров выразила негодование по «захвату власти большевиками» и открыто приветствовала «бабушку русской революции» Е.К. Брешко-Брешковскую [Социалист, 1918, 9 янв.].

демонстрация о ленских приисках
Демонстрация в г. Якутске, посвященная жертвам расстрела рабочих на Ленских приисках в 1912 г. 4 апреля 1917 г. Фотофонд Черкехского музея, Ф. 2, Д. 37-72.

В результате Февральской революции впервые появилась возможность открыто почтить память расстрелянных рабочих в 1912 г. на Ленских приис­ках. Мероприятие с участием либеральных и со­циалистических партий, общественных организаций прошло 4 апреля на месте «Монастыревской траге­дии» и Романовки в г. Якутске, состоялись общая демонстрация, а вечером по инициативе комиссара Г.И. Петровского – митинг под председательством П.А. Куликовского [Там же, 1917, 9 апр.]. В принятой резолюции говорилось о необходимости сохра­нения памяти о погибших в борьбе с царизмом, а так же был составлен текст телеграммы министру юстиции А.Ф. Керенскому с требованием ареста и суда главных виновников Ленского расстрела и ад­министрации «Лензолото» [Там же]. На одном из заседаний КОБ от 15 марта 1917 г., по инициативе якутских учителей, принято решение установить памятник Н.Г. Чернышевскому (1828 – 1889), отбыв­шего 12 лет ссылки в г. Вилюйске, и начать сбор средств [Там же, 22 марта]. С 23 марта 1917 г. по 27 июня 1919 г. в кассу Комитета поступило 4628 руб. 34 коп., в том числе от богатого предпринимателя П.А. Кушнарева – 1000 руб. [НА РС (Я), Ф. Р-552. Оп. 1. Д. 4. Л. 16-17]. О работе Комитета свидетель­ствуют протоколы заседаний за 1917 и 1919 гг. (№ 9, 10) [Там же, Д. 1. Л. 1-7]. По другим данным, на 1 мая 1919 г. собрано по подписным листам 2530 руб. 67 коп. [Якутский областной вестник, 1919, 20 мая; НА РС (Я), Ф. Р-552. Оп. 1. Д. 2. Л. 8-9]. К сожале­нию, собранная сумма с учетом высоких темпов инфляции обесценилась, и установка памятника не была осуществлена. 

Одним из важнейших мероприятий КОБ совме­стно с политическими партиями и общественными организациями стал I съезд якутов и русских кре­стьян Якутского, Олёкминского и Вилюйского ок­ругов, проходивший с 26 марта по 16 апреля (8 – 29 апреля) [Петров, 1957, С. 42-45; Гоголев, 1970, С. 207-210; Макаров, 1979, С. 234-246; Алексеев, 1998а, С. 69-70]. Съезд принял решения о необходи­мости введения всеобщего начального обучения на якутском языке и передаче заведования делом про­свещения местному самоуправлению; о преобразо­вании церковно-приходских школ в светские; изда­нии якутского букваря; об отмене классной системы землепользования; подушном разделе покосных зе­мель; передаче церковных и монастырских земель в распоряжение якутских наслегов; предоставлении избирательных прав всем мужчинам и женщинам, достигшим 18-летнего возраста; об отделении церк­ви от государства; введении 8-часового рабочего дня и еженедельного дня отдыха; установлении ми­нимума заработной платы; создании рабочих сою­зов и их комитетов [История Якутской АССР, 1957, С. 411]. Простой перечень рассмотренных вопросов и принятых по ним решений показывает консоли­дацию общественных сил на демократических на­чалах вокруг накопившихся проблем края. Этому способствовало активное участие областного комис­сара Г.И. Петровского и видных деятелей социал- демократического движения Ем. Ярославского, Г.К. Орджоникидзе, Г.О. Охнянского и других.

В свободное от работы съезда время якутская интеллигенция проводила дискуссии по вопросам разработки программы союза «Свобода», проект которого был перепечатан в сокращенном виде с комментариями автора под псевдонимом Саха[1] в газете «Вольная Сибирь» [1918, 7 апр.], издававшей­ся в то время в Петербурге. В первом параграфе проекта авторы, памятуя заветы мыслителя А.Е. Кулаковского о гибели низших в культурном отноше­нии народов под натиском более сильных и циви­лизованных, поставили своей задачей сохранение своего племени путем «поднятия их духовного и материального благосостояния». «Ближай­шей» задачей авторы проекта определили федераль­ную автономию Сибири, подтвердив привержен­ность идеям областничества.

В области культурного строительства на первое место ставилось развитие печатного дела и «всеоб­щее национальное образование». До полного форми­рования системы национальной школы допускалось преподавание на русском языке с сохранением его «национального духа». В проекте программы орга­низаторы союза «Свобода» придавали огромное зна­чение вопросу научного изучения родного края – родиноведению. Вместе с тем организаторы Союза не выработали положений по земельному, нацио­нальному, финансовому, рабочему и подобным вопросам. В связи с наступлением распутицы делегаты съезда разъехались по домам. Поэтому проект Программы остался незавершенным, а сам Союз считался не­дозревшим до уровня политической партии.

Итоги работы I съезда якутов и русских кресть­ян продемонстрировали кульминационный пункт единства вновь созданных властных структур и по­литических партий, общественных организаций, а также представителей якутов из улусов и русских крестьян из сельских обществ. Они все единодуш­но высказались за обновление общества на идеях революционно-демократического переустройства. Принятые на съезде решения отражали обществен­ную потребность в радикальных переменах во всех сферах социально-экономической, общественно-по­литической и культурной жизни общества. Незави­симо от того, насколько и в какой степени эти решения воплощались в жизнь, в них сфокусиро­вались стремления всех социальных структур об­щества к его обновлению.

Кроме политических партий и объединений, в 1917 г. начали создаваться национальные и общест­венные организации и союзы. Например, еврейское население в Якутске организовало в апреле 1917 г. еврейскую общину, татары и башкиры – мусуль­манскую, а национальная интеллигенция в июне  – культурно-просветительное общество «Саха аймах». Эти общественные организации развернули боль­шую работу по культурному и духовному возрож­дению своих народов [Алексеев, 1998а, С. 88].

Постановлением Временного правительства от 17 июня 1917 г. «О введении губернских, уездных и волостных земских учреждений в Сибири» Якут­ская область получила возможность для перехода к земскому самоуправлению [НА РС (Я), Ф. Р-24. Оп. 1. Д. 1. Л. 1]. Впервые были проведены демократиче­ские выборы гласных в состав волостных земских учреждений. Выборы в волостные и уездные орга­ны земского самоуправления к концу 1917 г. в ос­новном завершились. 30 января 1918 г. приступило к работе I Якутское областное земское собрание [Там же, Л. 4], которое образовало свой исполни­тельный орган  – Областную земскую управу во главе с В.В. Никифоровым.

Однако, завершив на первых порах революции этап демократизации и консолидации общества, новые структуры власти, партийные и обществен­ные организации, в соответствии со своими про­граммными установками и уставными требования­ми, стали проявлять разные подходы в решении поставленных задач, что привело к усилению про­тиворечий и глубокому расколу в обществе.

[1] По данным Н.З. Копырина, под псевдонимом Саха печатался В.В. Никифоров [Копырин, 1996, С. 42].

_____________________________

Автор статьи: Федоров Василий Игнатьевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН