наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Общественно-политическая жизнь: нарастание «застойных» явлений и демократизация в годы «перестройки».

После смещения в октябре 1964 г. Н.С. Хрущева попытки либерализации политической системы по­степенно были свернуты. Первые действия нового руководства страны состояли в отмене хрущевских реформ в области партийно-государственного управления: аннулировались деление партии и ро­тация, были восстановлены Политбюро и пост Ге­нерального секретаря, ликвидировались совнархозы и воссоздавались традиционные министерства. С конца 1960-x годов в общественно-политической жизни страны усилился идеологический контроль и диктат, преследование любого инакомыслия. Зна­чительно повысилась роль КГБ в обществе, был создан специальный отдел по борьбе с внутренней оппозицией – Пятое управление. Формы и методы репрессивной политики несколько обновились. Кроме судебных, стали широко применяться адми­нистративные меры: увольнение с работы, лишение гражданства и т.п. Расширилась сеть специальных психиатрических лечебниц в системе КГБ и МВД.

В середине 1960-х годов КПСС декларировала, что в СССР построено «развитое социалистическое общество как закономерная ступень первой фазы коммунистической формации» (или «развитой со­циализм»). Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии, провозгласила принцип демократи­ческого централизма, что обусловило укрепление централизованной государственной структуры. Было заявлено о формировании новой исторической общности людей – советского народа.

В целом период 1965 – 1985 гг. окончательно обна­жил реальный механизм функционирования политической системы советского общества. КПСС стала единолично осуществлять все государственные функции и, по существу, сосредоточила всю власть в своих руках. Органы государственной власти реа­лизовали и придавали легитимность распоряжениям партийных органов [Коржихина, 1994, С. 183-212; Советское общество, 1997, С. 400-445; Верт, 1998, С. 432-467]. В Якутии как составной части СССР происходили те же процессы: усиление позиций партийно-государственной номенклатуры, контроль над всеми сферами экономической и общественной жизни, дальнейшая идеологизация духовной жизни.

20 октября 1965 г. пленум Якутского обкома пар­тии освободил С.З. Борисова от должности первого секретаря Якутского обкома КПСС за допущенные ошибки в руководстве «как в области хозяйствен­ного строительства, так и в работе с кадрами и интеллигенцией». Первым секретарем обкома был избран Г.И. Чиряев [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 226. Д. 3. Л. 1-10; Ф. П-3509. Оп. 2. Д. 3. Л. 36], который прора­ботал на этом посту до мая 1982 г. Его преемником стал затем Ю.Н. Прокопьев (1982–1991 гг.).

В 1970-e годы и в первой половине 1980-x годов руководящие органы КПСС все больше сосредоточивались на задачах непосредственного управле­ния развитием народного хозяйства и повышения контролирующих функций. В Основной Закон страны – Конституцию СССР 1977 г. – была вне­сена статья 6, согласно которой КПСС объявля­лась «руководящей и направляющей силой совет­ского общества, ядром его политической системы, основой государственных и общественных органи­заций». Таким образом, уже законодательно закре­плялось то, что не государственные органы, а «коммунистическая партия определяет генераль­ную перспективу развития общества, линию внут­ренней и внешней политики СССР» [Конституция СССР, 1977, С. 3].

Практика работы Якутского обкома не составля­ла исключения. Якутский обком и райкомы держа­ли под контролем все вопросы, связанные с работой промышленности, строительства и транспорта. Без одобрения обкома, местной партийной органи­зации не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение в сфере экономики и культуры. Все более расширяя свои командные функции, партийный аппарат брал на себя решение практи­чески всех повседневных вопросов, подменяя тем самым советские, хозяйственные и общественные организации. Произошло фактическое огосударст­вление партии.

В связи с этим Якутский обком партии большое значение придавал подготовке и обучению кадров. К концу 1960-x годов 90 из 93 секретарей райкомов и горкомов имели высшее образование, более поло­вины были специалистами народного хозяйства. В аппарате обкома работало 8 кандидатов наук. На 1 января 1981 г. все секретари горкомов и райкомов партии имели высшее образование, 82,2% из них, кроме того, имели высшее партийно-политическое образование, 77% являлись специалистами народ­ного хозяйства. Все секретари первичных организа­ций имели высшее и среднее образование, из них 46,3% являлись специалистами народного хозяйст­ва [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 34. Л. 55, 384]. В 1974 г. в рядах партии насчитывалось 37,4 тыс. коммунистов, а в 1985 г. стало уже 52 тыс. Среди них были представители 73 национальностей Советского Союза [Гоголев, 2015, С. 243-244].

При этом ведущее место в социальном составе партии принадлежало рабочему классу. Если в 1970 г. рабочих и колхозников среди вступавших в партию было 59,4%, то в 1973 г. – 72,9%. В резуль­тате в областной партийной организации рабочие и труженики сельского хозяйства составляли к этому времени 53%. Усиление роли КПСС в жизни рес­публики хорошо отображает динамика роста чис­ленности коммунистов: если на 1 января 1966 г. в областной партийной организации состояло 30 215 чел., то зимой 1986 г. – 53 685 чел. Такой показатель был достаточно высоким для республики с общим населением всего около 1 млн чел.

Встреча с Косыгиным С. 385
Встреча партийно-хозяйственного актива Якутской АССР с председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. Якутск, март 1974 г. Фотофонд НА РС (Я). Фотоальбом «Пребывание члена Политбюро КПСС, председателя СМ СССР А.Н. Косыгина в Якутии», № 36.

Состоявшийся еще в феврале 1967 г. пленум XXVII областной партийной конференции отметил организационное и политическое укрепление пар­тийной организации, усиление ее роли в решении политических и хозяйственных задач. Якутский об­ком в практику руководства народным хозяйством республики стал внедрять новые формы и методы организационно-партийной работы: перспективное планирование, социологические исследования, про­ведение научно-практических конференций по во­просам партийного, хозяйственного и культурного строительства. Шире привлекались научно-исследо­вательские институты и отдельные ученые, учиты­вались научные рекомендации.

Так, 25-29 марта 1969 г. было проведено II науч­ное совещание по проблемам развития и размеще­ния производительных сил ЯАССР. В совещании участвовали 1173 чел., в их числе представители Госплана РСФСР, союзных федеративных мини­стерств, ведущих научных учреждений Москвы, Ленинграда, Новосибирска, других городов и об­ластей страны. Рекомендации, выработанные на этом совещании, легли в основу разработки планов девятой пятилетки (1971-1975 гг.), а также перспек­тивных разработок до 1980 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 34. Л. 49-51].

В этой ситуации дальнейшей концентрации вла­сти в руках партийных органов Советы, в том чис­ле и Верховный Совет, оставались «декоративным» органом, лишенным политического влияния. В Якутии Советы также были значительно ущемле­ны и не могли существенно влиять на социально­-экономическое развитие республики. Положение усугублялось еще и тем, что Советы были право­мочны руководить и распоряжаться только местны­ми отраслями народного хозяйства и не имели права контроля за деятельностью отраслей союзно­го подчинения, которые, как известно, составляли основную часть промышленного производства в республике.

В 1967 г. в Якутии насчитывались 31 районный, 2 городских, 297 сельских, 47 поселковых и 7 го­родских (районного подчинения) Советов [Якут­ская АССР..., 1982, С. 78]. Их деятельность пере­страивалась на основе постановления ЦК КПСС от 8 марта 1967 г. «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся». В начале апреля 1967 г. было проведено республикан­ское совещание председателей исполкомов район­ных и городских Советов для обсуждения постав­ленных задач. Эти вопросы также рассматривались и на сессиях районных, сельских и поселковых Советов.

Советом Министров ЯАССР в штаты 17 район­ных Советов были введены инструкторы по орга­низационно-массовой работе, а при Якутском гор­исполкоме создан организационно-инструкторский отдел. 25 декабря 1968 г. Верховный Совет респуб­лики принял закон «О сельском (наслежном), по­селковом Совете депутатов трудящихся Якутской АССР» [Заседания..., 1969], в котором были четко определены полномочия, права и обязанности Со­ветов, подчеркивалась их роль как органов государ­ственной власти.

В эти годы впервые стало практиковаться сорев­нование сельских и поселковых Советов за звание населенного пункта образцового общественного по­рядка и быта. Новой формой организации массово­-политической и культурно-просветительной работы в северных районах республики явились созданные вместо «красных чумов» агитационно-культурные бригады. Оснащенные современными техническими средствами для демонстрации кино и воспроизве­дения звукозаписи, они имели возможность более доходчиво и наглядно проводить лекции, беседы, кинолектории среди оленеводов, охотников и рыба­ков самых отдаленных участков. Имея в своем со­ставе медиков, работников торговли и службы быта, эти бригады нередко сочетали культурно-просвети­тельную работу с другими видами обслуживания населения.

Все это показывает определенное улучшение дея­тельности местных Советов, усиление их связи с населением. 12 марта 1967 г. прошли выборы в мест­ные Советы депутатов трудящихся, а также в Вер­ховные Советы РСФСР и ЯАССР. В Верховный Со­вет ЯАССР было избрано 200 депутатов. Среди них 112 якутов, 68 русских, 9 украинцев, 6 эвенов и эвенков, 2 чукчей, 1 юкагир и представители дру­гих национальностей. Состав Верховного Совета республики обновился более чем наполовину – 146 чел. избраны депутатами впервые. Женщины составляли 31,8% депутатов, 50,3% депутатов были в возрасте до 40 лет [Соц. Якутия, 1967, 17 марта; НА РС (Я), Ф. Р-50. Оп. 58. Д. 134. Л. 7]. Важное зна­чение имел процесс подбора кадров советских ор­ганов. Среди председателей и секретарей исполко­мов местных Советов возрос удельный вес работников с высшим и средним образованием.

В 1963-1979 гг. председателем Президиума Вер­ховного Совета Якутской АССР, членом Президиу­ма и заместителем председателя Президиума Вер­ховного Совета РСФСР работала А.Я. Овчинникова. На этих ответственных государственных постах наиболее полно раскрылись ее организаторские способности и талант руководителя. Она внесла большой вклад в развитие экономики и культуры родной республики и России. Именно в эти годы происходило повышение роли Советов в хозяйст­венном и культурном строительстве, принятие новых конституций СССР, союзных и автономных республик, укрепление кадрами советских органов. В 1979 г. председателем Президиума Верховного Со­вета Якутской АССР стала Е.Н. Горохова, в марте 1985 г. ее сменила Л.Н. Григорьева, которая занима­ла этот пост до ноября 1989 г.

В работе XXIV съезда КПСС 30 марта – 9 апре­ля 1971 г. от Якутской областной партийной органи­зации приняли участие 13 делегатов. Нужно при­знать, что положения съезда о политической систе­ме и развитии социалистической демократии приве­ли на практике к повышению роли Советов как органов государственной власти на местах. В сен­тябре 1972 г. четвертая сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР». В обстановке повы­шения роли Советов в политической системе обще­ства в июне 1971 г. состоялись выборы в Верховный Совет ЯАССР, в 31 районный, 9 городских (респуб­ликанского и районного подчинения), 304 сельских (наслежных) и 49 поселковых Советов.

В выборах всех уровней приняло участие 99,37-99,98 % избирателей. В Верховный Совет ЯАССР восьмого созыва было избрано 202, а в местные Советы – 10 865 депутатов [Якутская АССР..., 1982, С. 112]. Большинство из них были рабочие и кол­хозники, непосредственно занятые на производстве. Значительно обновился состав Советов. Из 202 депутатов 124 впервые были избраны депутатами Верховного Совета ЯАССР. Аналогичными были результаты выборов и в местные Советы. В соот­ветствии с общей политикой особое внимание об­ращалось на партийную прослойку. Поэтому среди депутатов Верховного Совета ЯАССР всех созывов количество членов партии поддерживалось на уров­не не менее 50 %.

На второй сессии Верховного Совета ЯАССР восьмого созыва были приняты законы «О район­ном Совете депутатов трудящихся Якутской АССР» и «О городском Совете депутатов трудящихся Якут­ской АССР». В них были определены основные права и обязанности местных Советов. В частнос­ти, четко устанавливалось, что Советы решают все вопросы местного значения независимо от их ве­домственной подчиненности. Улучшили свою рабо­ту сельские и поселковые Советы – наиболее мно­гочисленное массовое звено в системе Советов. В 1972 г. в социалистическом соревновании в честь 50-летия образования Союза ССР были признаны победителями десять Советов, в том числе Арылахский Верхнеколымского, Тебюляхский Момского, Дабанский Олёкминского, Мюрюнский Усть-Алданского, Алмазный Мирнинского районов.

В 1960 – 1970-е годы интенсивно развивалось за­конодательство республики. Принимаются такие нормативные акты, как закон «О бюджетных пра­вах Якутской АССР и местных Советов депутатов трудящихся», законы о порядке отзыва депутатов Верховного Совета Якутской АССР и депутатов районного, городского, сельского, поселкового Со­ветов депутатов трудящихся, положения о постоян­ных комиссиях Верховного Совета Якутской АССР и местных Советов депутатов трудящихся.

Верховный Совет Якутской АССР в соответствии с Законом РСФСР о бюджетных правах РСФСР, автономных республик и местных Советов Россий­ской Федерации принял в декабре 1962 г. Закон о бюджетных правах республики. Этот закон исходил из единства бюджетной системы и финансовой по­литики государства и обеспечил дальнейшее повышение роли автономной республики и местных Со­ветов в хозяйственном и культурном строительстве, в решении финансово-бюджетных вопросов [Засе­дания..., 1963].

Важное значение для повышения роли органов государственной власти на местах имели принятые Верховным Советом республики в 1969-1971 гг. за­коны о сельском и поселковом, районном, город­ском и районном в городе Советах депутатов тру­дящихся Якутской АССР.

В 1971-1975 гг. в ведение районных и городских Советов Якутской АССР были переданы более 200 предприятий и хозяйственных организаций, ранее находившихся в республиканском подчине­нии, в соответствии с союзным законодательством увеличены отчисления в местные бюджеты. Прези­диум Верховного Совета республики утвердил Положение о депутатских группах и депутатских пос­тах местных Советов депутатов трудящихся. Эти меры оказали большое влияние на активизацию деятельности Советов всех уровней и подчиненных им органов управления.

Доставка бюллетеней С. 387
Доставка авиацией в отдаленные поселки Якутии бюллетеней для проведения голосования по выборам в Верховный Совет СССР. 1966 г. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

Между тем в вопросах социального развития в районах и городах, где превалировала союзная про­мышленность, Советы и их органы выступали толь­ко в роли просителей, что привело к хроническому отставанию развития социальной инфраструктуры республики. Не изменилась роль местных Советов как органов власти и после принятия Верховным Советом закона «О статусе депутатов Советов депу­татов трудящихся в СССР» (1972). Местные Советы лишь частично расширили свою сферу деятельно­сти, но в основном оставались бесправными. В их ведении был весьма ограниченный круг вопросов социально-культурного строительства.

Такое положение Советов подтверждалось и прак­тикой формирования депутатского корпуса Советов всех уровней, которая так же находилась в компе­тенции партийного аппарата. Так называемая раз­нарядка четко регулировала состав «органов народ­ной власти» на местах. Кандидатуры будущих народных депутатов согласовывались на различных уровнях и только после их утверждения партийны­ми комитетами выносились на всеобщее обсужде­ние. Так, в декабре 1983 г. бюро обкома КПСС рас­смотрело вопрос «О кандидатах в депутаты Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва от ЯАССР» [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 298. Д. 13. Л. 7]. Без­условно, среди выдвинутых депутатов были достой­ные кандидатуры, но в условиях отсутствия демо­кратии и безальтернативного характера выборов они фактически являлись избранниками аппарата, а не народа. Показатели же участия избирателей в выборах и единодушная поддержка предложенных кандидатов в депутаты (обычно более 99%) свиде­тельствовали, скорее всего, о равнодушии народа вследствие его отчуждения от реального участия в решении государственных вопросов.

Обсуждение новой Конституции СССР 1977 г., как и ее предшественницы, представляло собой хо­рошо организованную массовую политическую кампанию, в процессе которой предлагалось увели­чить срок полномочий местных Советов до 5 лет, ввести обязательное требование для депутатов о трудовых навыках, обязать депутатов отчитываться перед избирателями о своей работе.

Конституция СССР 1977 г. носила скорее деклара­тивный характер, оставляя без существенных изме­нений сложившуюся политическую систему. Основ­ной Закон еще более усугубил несоответствие кон­ституционных статей реальному положению местных Советов. Все создаваемые при них общественные институты, будучи ориентированы на формирование общественного мнения о всенародном представи­тельстве, не решали вопрос демократизации и эф­фективности. «Всенародное представительство» пред­полагало лишь массовость, но не степень участия в решении не только государственных, но и местных вопросов. К началу 1980-х годов в СССР было 51 565 местных Советов, в которые было избрано 2 млн 285 тыс. депутатов |Советы..., 1984, С. 7].

В новом конституционном законодательстве СССР значительное место отводилось правовому статусу автономной республики, ее роли в решении хозяйственных, социально-культурных и государст­венных вопросов. Принятая в соответствии с новы­ми Конституциями СССР и РСФСР Конституция Якутской АССР 1978 г. отражала успехи республики в социально-культурном строительстве, подтверждала ее государственно-правовой статус, учитывала новую демографическую ситуацию в республике (за 40 лет численность ее населения возросла в 2 раза, причем якуты уже не составляли большинства), ха­рактер развития народного хозяйства (общий объем промышленного производства возрос в 30 раз, рес­публика продолжала оставаться сырьевым регио­ном, но постоянно проживающее население пре­имущественно было занято в аграрном секторе) [Заседания..., 1978, С. 9].

Конституция Якутской АССР была принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета ЯАССР девятого созыва 31 мая 1978 г. как состав­ная часть единого конституционного законодатель­ства СССР.

Основной Закон СССР 1977 г. закреплял: «Авто­номная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает во­просы, относящиеся к ее ведению». Согласно ст. 66 Конституции ЯАССР, к ведению Якутской АССР относилось 12 направлений государственной дея­тельности (около 40 вопросов). В области нацио­нально-государственного строительства республика имела следующие права: принятие Конституции ЯАССР и внесение в нее изменений; контроль за ее соблюдением; разработка законодательства авто­номной республики; охрана государственного по­рядка, прав и свобод граждан; установление поряд­ка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управ­ления; определение своего районного деления и ре­шение иных вопросов административно-территори­ального устройства ЯАССР в соответствии с законодательством союзной республики и др.

Якутская АССР самостоятельно определяла свое районное деление и решала иные вопросы админи­стративно-территориального устройства в соответ­ствии с законодательством РСФСР (ст. 71 Консти­туции ЯАССР). В этот период Якутская АССР со­стояла из 32 районов: Абыйского, Алданского, Алексеевского, Аллаиховского, Амгинского, Ана­барского, Булунского, Верхневилюйского, Верхнеколымского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Жиганского, Кобяйского, Ленинского, Ленского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Момского, Намского, Нижнеколымского, Оймяконского, Олёкминского, Оленёкского, Орджоникидзевского, Сред­неколымского, Сунтарского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского и Чурапчинского и городов республиканского подчинения: Якутска, Мирного, Нерюнгри.

В ведении Якутской АССР в области обеспече­ния комплексного экономического и социального развития на своей территории находились:

  1. проведе­ние единой социально-экономической политики, руководство экономикой республики;
  2. обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
  3. разработка и утверж­дение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета автономной республики и утверждение отчетов об их исполнении;
  4. руководство осуществлением бюд­жетов районов и городов республиканского подчи­нения;
  5. установление в соответствии с законода­тельством Союза ССР и союзной республики доходов, поступающих на образование государст­венного бюджета республики;
  6. руководство отрасля­ми народного хозяйства республиканского под­чинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
  7. контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики за пользованием землей, нед­рами, лесами и водами;
  8. охрана окружающей среды;
  9. руководство жилищным и коммунальным хозяйст­вом, торговлей и общественным питанием, быто­вым обслуживанием населения, жилищным строи­тельством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
  10. руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреж­дениями автономной республики, здравоохранени­ем, физической культурой и спортом, социальным обеспечением;
  11. охрана памятников истории и куль­туры и др.

Вопросы принятия Конституции, установления районного деления, утверждения государственных планов экономического и социального развития и бюджета автономной республики, а также отчетов об их исполнении были переданы в ведение Вер­ховного Совета АССР согласно ст. 131 Конституции РСФСР. Другие вопросы, отнесенные к компетен­ции Верховного Совета, содержались в ст. 66, 92 и др. Конституции Якутской АССР. Перечень пол­номочий органов власти республики, представлен­ный в ст. 66 Конституции ЯАССР, формально не являлся исчерпывающим. Но фактически респуб­лика только по некоторым из них принимала окон­чательное решение.

В феврале 1980 г. состоялись выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик. Они проходили одновременно с выборами в местные Советы народных депутатов.

В Якутской АССР было образовано 205 избира­тельных округов, всего в выборах участвовали 531 922 избирателя, или 99,9% [Итоги..., 1980, С. 8-9]. В Верховный Совет ЯАССР избрано 205 депутатов, большинство которых составляли члены и кандидаты в КПСС (64,9%). Изменения, произошедшие в социальной структуре населения, подтверждаются следующими данными: 50,2% де­путатов являлись представителями рабочего класса, служащих было 49,3%, колхозников – лишь 0,5%. Высшее образование имели 51,2% депутатов, сред­нее – 41%, ученую степень и звание – 7,3%. Примечательно, что почти во всех созывах Верхов­ного Совета ЯАССР периода «развитого социализ­ма» примерно половину депутатов составляли женщины, что свидетельствует о равном гендерном представительстве в выборной власти. В непосред­ственной реализации власти народа ЯАССР важ­ную роль играли местные Советы народных депу­татов автономной республики. Вместе с Верховным Советом ЯАССР они образовывали единую систему органов ее государственной власти, политическую основу ЯАССР (ст. 2 Конституции ЯАССР).

Среди общественных организаций в этот период особое место принадлежит профсоюзам. Они к этому времени объединяли почти всех рабочих и служащих и значительную часть сельских тружени­ков. Количество членов профсоюзов выросло с 230 тыс. чел. на начало 1966 г. до 380 тыс. в 1975 г., что составляло 96,4% к общему числу работавших [Справочный материал..., 1977, С. 22].

Роль профсоюзов как одного из важнейших звеньев общей политической системы СССР росла во многих сферах: в управлении производством, организации социалистического соревнования, ком­мунистическом воспитании трудящихся, улучшении условий их труда, быта и отдыха и т.д. Таким об­разом, они охватывали почти все стороны жизни трудовых коллективов. Именно профсоюзам как са­мой многочисленной общественной организации отводилась функция «школы коммунизма», «свя­зующего звена» между властью и массами трудя­щихся.

Главной сферой деятельности профсоюзов явля­лась производственная. В свете постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ профсоюзы уделяли особое внимание во­просам социалистического соревнования, вели ра­боту по мобилизации трудящихся на досрочное вы­полнение годовых планов и пятилетки в целом. В 1974 г. в социалистическом соревновании участвовало 85% работающих, в том числе в движении «За коммунистическое отношение к труду» – 45,9%. Получили дальнейшее расширение и такие формы развития общественной активности, как постоянно действующие производственные совещания, различ­ные общества технического творчества рабочих и т.д.

Профсоюзы также усилили надзор за применени­ем администрациями предприятий законодательст­ва о труде. Так, за три года пятилетки ЯОСПС оказал юридическую помощь 9500 рабочим и слу­жащим. В 1974 г. было рассмотрено 1254 обращения трудящихся – заявлений, писем и жалоб, создано 20 общественных юридических консультаций [Якут­ская АССР..., 1982, С. 114]. Профсоюзы осуществля­ли контроль за соблюдением правил и норм охра­ны труда и техники безопасности, за выполнением планов жилищного и культурно-бытового строи­тельства, работой предприятий торговли, общест­венного питания и службы быта.

Но, будучи в конце 70-х – 80-е годы придатком партийных и хозяйственных органов и выступая исполнителями решений партии, профсоюзы не имели самостоятельности и не могли возглавить коллективные выступления трудящихся за свои трудовые и социальные права (забастовки, пикеты и др.) и занимались в основном распределением санаторно-курортных путевок, организацией летне­го отдыха детей и другими социально-бытовыми вопросами.

Массовой общественной организацией в этот период являлись и комсомольские организации. Об­ластная комсомольская организация на 1 января 1966 г. насчитывала в своих рядах около 50 тыс. юно­шей и девушек. Ее рост происходил в основном за счет приема в комсомол молодежи, занятой непо­средственно на производстве. Только за 1968-1969 гг. в комсомол было принято 2500 молодых рабочих и колхозников. В результате в рядах областной комсо­мольской организации к концу 1969 г. насчитыва­лось 56 258 чел., из них занятых в производственной сфере – 58% [Там же, С. 80].

Сотни комсомольско-молодежных коллективов, бригад, экипажей ударно трудились на кимберли­товых трубках «Мир» и «Айхал», на золотых при­исках Алдана и Джугджура, Яны и Индигирки, на строительстве уникального сооружения на вечной мерзлоте – Вилюйской ГЭС, газопровода Таас Тумус — Якутск, который прокладывался по глухой тайге, через топи и болота. Многие передовики за досрочное выполнение заданий VIII пятилетки были награждены орденами и медалями.

Комсомольцы на работе С. 390
Отряд «Якутский комсомолец» на укладке последнего звена рельсов на станции Беркакит. 29 октября 1977 г. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

Комсомол активно помогал развитию народного хозяйства республики. Ежегодно по комсомольским путевкам тысячи молодых людей направлялись в промышленность, транспорт и сельское хозяйство. Только за 1972-1973 гг. в различные отрасли произ­водства и сферы обслуживания пришли 9640 ком­сомольцев. За это же время свыше 3 тыс. выпуск­ников средних школ, следуя патриотическому движению «школа — производство — вуз», получи­ли трудовую прописку в колхозах и совхозах. Всего 29 тыс. комсомольцев были заняты непосредственно в сфере материального производства. К концу 1975 г. в Якутии насчитывалось 1507 первичных комсомольских организаций, объеди­нявших более 91 тыс. юношей и деву­шек. Они действовали почти на всех предприятиях и стройках, во всех учреждениях и учебных заведениях [Там же, С. 114].

Всесоюзной ударной стройкой ком­сомола Якутии стало сооружение горно-обогатительного комбината «Удачный». Ударными комсомольски­ми объявлены также работы, осуществляемые трестом Якутнефтегазразведка, строительство Малого БАМа и сооружение Южно-Якутского уголь­ного комплекса. На этих стройках работали около 6 тыс. юношей и де­вушек. Всего 1215 комсомольско-мо­лодежных коллективов трудились в цехах заводов и фабрик, на приисках и драгах, предприятиях транспорта и связи, на стройках и в совхозах. Они выступали инициаторами многих по­чинов.

Комсомольско-молодежная бригада шахтеров рудника Эмельджак Алдан­ского района являлась инициатором движения «За­жги свою звезду». Комсомольско-молодежные фер­мы совхоза им. Ленина Мегино-Кангаласского района и им. партизана Заболоцкого Усть-Алданского района были инициаторами движения «За большое молоко» – за достижение двухтысячного рубежа (т.е. 2 тыс. кг молока от одной коровы в год). Бригада СМУ-2 Вилюйгэсстроя на всесоюзной ударной стройке ГОКа «Удачный» первой объявила 10-дневную трудовую вахту в честь 40-летия стаха­новского движения.

Существенную помощь народному хозяйству оказывали студенты. Только за два года свыше 8 тыс. представителей учащейся молодежи участво­вали в строительстве таких крупнейших объектов, как Вилюйская ГЭС, Якутская ГРЭС, Покровский промышленный комплекс, поселки Айхал и Удач­ный, в реконструкции Нижне-Куранахской, Лебе­динской золотоизвлекательных фабрик. Их руками были построены так же многочисленные животно­водческие помещения в совхозах, жилые дома, больницы и т.д. В этих стройках активно участво­вали студенческие строительные отряды, прибы­вавшие в Якутию из других городов и республик страны.

В эти годы зародилось движение наставников. Первыми в республике поддержали его бригадир бетонщиков на стройке ГОКа «Удачный», депутат Верховного Совета СССР М.Ф. Горлов, бригадир СМУ-1 Якуттяжстроя, депутат Верховного Совета ЯАССР А.И. Скуратова, старший дояр совхоза «Амгинский» П.И. Яковлев и учитель Тойбохойской средней школы Герой Социалистического Труда Г.Е. Бессонов. В 1972 г. в республике работало око­ло 400 наставников, в 1973 г. их стало вдвое боль­ше [Якутская АССР..., 1982, С. 115]. Они помогали молодым овладевать профессиональными навыка­ми, становиться настоящими кадровыми рабо­чими.

В эти годы молодежь активно привлекали в ор­ганы государственной власти: депутатами Верховно­го Совета СССР были 2, Верховного Совета ЯАССР – 36, местных Советов – около 3 тыс. чле­нов ВЛКСМ. Комсомол был представлен и в руко­водящих органах профсоюзов и других обществен­ных организаций. Все это обеспечивало активное участие молодежи в хозяйственном, культурном и государственном строительстве.

В целом же партийно-государственная власть уделяла больше внимания новым формам общест­венной активности на производстве и в охране по­рядка. Так, в этот период появляются органы на­родного контроля. В 1971 г. в Якутии насчитывалось, кроме республиканского, районных и городских комитетов, 2453 группы и поста народного контро­ля. Большое внимание уделялось гласности контро­ля как важному средству повышения его действен­ности. В этих целях широко использовались средства массовой информации. Ежемесячно в рес­публиканских газетах «Кыым» и «Социалистиче­ская Якутия», а также в районных выпускались листки народного контроля, где вскрывались имею­щиеся недостатки. Практиковались выступления народных контролеров по радио и телевидению. Использовались также партийные и комсомольские собрания. Результаты наиболее важных проверок передавались на рассмотрение правоохранительных органов.

К работе органов народного контроля широко привлекались рабочие, труженики сельского хозяй­ства, служащие, пенсионеры. В 1973 г. свыше 20 тыс. чел. являлись членами постов и групп, мно­гие – общественными инспекторами, руководите­лями отделов и комиссий в комитетах народного контроля. Эти органы представляли большую об­щественную силу и как одна из форм «социали­стической демократии» получили свое дальнейшее развитие.

Прочно вошли в практику возникшие в период «развитого социализма» добровольные народные дружины (ДНД). Они помогали государственным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. В эти годы ДНД стали дей­ствовать почти во всех населенных пунктах. Налаживание их работы имело особенно важное значе­ние в тех местах, где не было органов милиции. Большую роль играли так же товарищеские суды. Кроме ДНД, активно работали комиссии по делам несовершеннолетних и другие организации, оказы­вающие содействие в охране общественного поряд­ка. В 1966 г. в республике насчитывалось 660 дру­жин, районные и городские штабы дружин объединяли 26 тыс. членов ДНД [Там же, С. 81].

В 1970-е годы производственной активности на­селения способствовали юбилейные мероприятия, посвященные 50-летию Якутской АССР и СССР. Так, в июне 1972 г. бюро обкома партии совместно с Советом Министров ЯАССР, президиумом ЯОСПС рассмотрели итоги социалистического соревнования в честь 50-летия Якутской АССР и признали победителями трудовые коллективы: производственного объединения Якуталмаз, комбината Алданзолото, Якутского кожевенно-обувного комбината, управле­ний Якутскэнерго и Якуттяжстрой, совхоза им. Ле­нина Мегино-Кангаласского района и др. Им были вручены на вечное хранение красные знамена Якут­ского обкома КПСС, Совета Министров Якутской АССР, ЯОСПС. Все они были занесены в Книгу трудовой славы в честь 50-летия Якутской АССР, а их фотографии помещены на республиканскую Доску почета. Кроме того, за успехи в социалисти­ческом соревновании награждены Почетной грамотой обкома КПСС, Совета Министров ЯАССР и ЯОСПС 17 коллективов [Якутская АССР..., 1982, С. 105].

Во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР 13 коллективов удостоились юбилейных почетных знаков ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, в том числе объединение Якуталмаз, комбинат Алданслюда, Якутская швейная фабрика, совхоз «Момский» и др. Прииск «Кулар» и совхоз «Среднеко­лымский» стали имени 50-летия СССР. 65 трудовых коллективов по итогам социалисти­ческого соревнования в честь 50-летия СССР попа­ли на республиканскую Доску почета и в Книгу трудовой славы.

Поощрение таким образом целых предприятий сплачивало людей, в общественном сознании под­держивался дух коллективизма. В 1975 г. различны­ми формами соревнования было охвачено почти 290 тыс. чел., или 85% трудового населения респуб­лики. Широко стали известны движения «За ком­мунистическое отношение к труду», наставников молодежи, «За себя и за того парня» (эти слова из песни М. Фрадкина стали трудовым лозунгом в преддверии 30-летия Победы в Великой Отечест­венной войне).

Награда за труд С. 392
Главный инженер комбината Якуталмаз Л. Желябин (2-й справа) накануне 100-летия Ленина принимает от первого секретаря Якутского ОК КПСС Г. Чиряева юбилейную почетную грамоту ЦК КПСС, СМ и ВС СССР за успехи в развитии алмазодобывающей промышленности. 1970 г. Фото В. Яковлева. РГАКФД, № 1-101481.

В 1970 – 1980-е годы в условиях сложившейся административно-командной системы происходила дальнейшая идеологизация различных сфер деятельности государства. Этот процесс особенно затронул культуру и науку. Понятие «идеологическая дисциплина», никогда не уходившее из советских общественных наук, становится едва ли не важнейшим, и общество описывается по тем шаблонам, которые задавались Отделом науки ЦК KПCC. Именно в эти годы происходит разгром ряда направлений исторической науки, экономики, социологии. Под предлогом «методологических ошибок» была возрождена практика приклеивания политических ярлыков. На совещании историков Якутии (24-25 декабря 1974 г.) вновь был поднят вопрос о литературном наследии и политической деятельности одного из зачинателей якутской литературы А.Е. Кулаковского. Совещание также констатировало недостаточную изученность таких вопросов, как «становление развитого социализма, строительство коммунизма в условиях Севера», и рекомендовало уделить внимание научной разработке проблем современности, особенно истории развитого социализма и роли коммунистической партии в построении социализма [Соц. Якутия, 1975, 14 февр.].

В рассматриваемые годы Якутская областная партийная организация располагала достаточно со­лидными возможностями в области идеологической деятельности. С каждым годом росло число обучав­шихся в системе партийного и комсомольского по­литпросвещения, слушателей теоретических, мето­дологических и других семинаров по изучению теоретического наследия В.И. Ленина, документов и материалов XXIV съезда КПСС. Расширялась уже сложившаяся прежде сеть политического просвеще­ния – Дом политпросвещения, общество «Знание», университеты марксизма-ленинизма, в организа­циях и учреждениях на общественных началах организовывались кабинеты политпросвещения, об­щественно-политические библиотеки и т.д. В ком­сомольских организациях республики ежегодно проводилась общественно-политическая аттеста­ция – Ленинский зачет. Однако многие мероприя­тия в области идеологического воспитания носили формальный и шаблонный характер. Идеологиче­скую функцию выполняли и учреждения культуры и искусства. Репертуар театров, деятельность куль­турно-просветительных учреждений строго контролировались партийными органами.

Огромная роль в идеологизации массового созна­ния была отведена средствам массовой информа­ции и печати, которые были вмонтированы в структуру власти и стали ее придатком. Пресса яв­лялась мощным средством информирования насе­ления и пропаганды. Направленность же и содер­жание пропаганды, а нередко и формы ее, строго регламентировались центральным аппаратом КПСС и партийными организациями на местах [Якимов, 2000, С. 119-151].

В 1985 г. в республике выходило 52 газеты разо­вым тиражом в 355 тыс. экз., охват населения теле­вещанием составлял 98,9% [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 34. Л. 431-432]. Но из-за тотальной идеологической цензуры отсутствовала свобода пе­чати. Республиканские газеты «Социалистическая Якутия», «Кыым», районная печать, радио и телеви­дение являлись органами Якутского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Минист­ров ЯАССР, а так же районных партийных и совет­ских властей. Под контролем органов безопасности и партийного аппарата находились распространение политического инакомыслия среди населения, дея­тельность религиозных организаций, увлечение «иностранщиной», прослушивание радиостанций «Голос Америки», «Немецкая волна» и др.

Отсутствие политического и идеологического плюрализма придавало заорганизованность общест­венно-политической жизни. Отчуждение населения от реальной власти, сосредоточенной в руках пар­тийно-советско-хозяйственной номенклатуры, фор­мировало политическую пассивность и безразличие. В общественно-политической жизни республики происходили те же застойные процессы, что и в целом в Советском Союзе: якутяне жили в услови­ях жестких политических и экономических ограни­чений их прав и свобод.

Проводимая идеологизированная унификация массового сознания укрепляла партийную власть и одновременно направлялась на «единство и слия­ние наций» СССР. Внешне же общественно-поли­тическая жизнь в республике, как и по всей стра­не, производила впечатление благополучия. Один за другим следовали пышные юбилейные торжест­ва: 50-летие, 60-летие Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 350-летие вхождения Якутии в состав Российского государст­ва и т.д. Однако за этим внешним благополучием вызревали глубинные процессы. Уже начиная с конца 1960-x годов в Центральной России и других регионах Союза ССР стало формироваться дисси­дентское движение, включавшее в себя националь­ные, национально-религиозные, правозащитные движения, движение за выезд на историческую ро­дину. В Якутии подобных явлений не было, однако в межнациональных отношениях внутри республи­ки существовали реальные проблемы. Интенсивная миграция и деформации в области национальной политики – сокращение национальных школ и преподавания родных языков, русификация духов­ной культуры – способствовали утрате многими коренными жителями языка и национальных тра­диций, диспропорции в социальном обеспечении коренного и приезжего населения. Ухудшал межна­циональные отношения в республике так же тот факт, что в общественных науках, официальной пропаганде и, следовательно, в массовом сознании господствовал тезис «о многовековой экономиче­ской и культурной отсталости туземных народов», о необходимости подтягивания их до уровня «раз­витых народов».

Практика обыденной языковой, культурной дис­криминации коренного населения не могла не по­рождать серьезное напряжение в межнациональных отношениях, проявления которого не становились предметом гласности или серьезного анализа. В тех случаях, когда конфликт не удавалось затушевать или полностью скрыть, власти интерпретировали его как нарушение общественного порядка.

Так, в Якутске в ночь с 11 на 12 июня 1979 г. произошла групповая драка между якутами – сту­дентами Якутского госуниверситета и русскими жителями города. Конфликт возник из-за того, что трое русских рабочих нанесли оскорбление четы­рем студентам-якутам. Затем они применили огне­стрельное оружие и ранили трех студентов. В дальнейшем из-за неправомерных действий ми­лиции и солдат внутренней охраны, которые в це­лях предотвращения драки стали бить дубинками и поливать водой студентов, конфликт разрастался, в него было вовлечено около 150 человек, которые теперь выступали уже против милиции и военных. С большим трудом с помощью преподавателей университета и комсомольского актива студентов удалось успокоить. Виновные трое студентов-яку­тов и четверо русских были наказаны за хулиган­ские действия [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 257. Д. 22. Л. 58-61; Оп. 298, Д. 13. Л. 3-14, 16-18, 34-51, 29-31, 56-64, 82-83].

Партийному комитету университета, преподава­тельскому составу было вменено в обязанность уси­лить работу по интернациональному воспитанию учащихся. Как видно из материалов проверки, про­веденной Якутским обкомом КПСС, местные власти трактовали проявление межнационального конфлик­та как хулиганские действия «на почве опьянения». В целом руководящие органы недооценивали су­ществующие в этой области проблемы и по ряду объективных причин односторонне и поверхностно реагировали на предкризисные явления, трудности и противоречия общественного развития.

В обществе зрели и другие социальные пробле­мы. Политизация сверху сталкивалась с закономер­ным интересом населения к удовлетворению своих повседневных потребностей. В социальной сфере в 1970-1980-е годы появляется номенклатурная про­слойка так называемых ответственных работников, пользующихся привилегиями – особенно в системе распределения материальных благ в условиях по­всеместного дефицита. Приоритетное положение в этом именно партийных и советских работников особенно было очевидно на местном уровне, где каждый был как на ладони.

Темпы экономического развития в 1970-е – на­чале 1980-х годов снизились до уровня стагнации, которая затронула все сферы жизни. Этому способствовали социально-экологические проблемы, поя­вившиеся в связи с активным промышленным ос­воением природных богатств и увеличением доли горнодобывающей отрасли республики. Значитель­но ухудшилось состояние р. Вилюй в результате сброса минерализованных вод НПО Якуталмаз, что стало открыто обсуждаться только к концу 1980-х. В результате затопления Вилюйского водохранили­ща было потеряно около 10 тыс. га заливных лугов для скотоводства, 150 тыс. га лесной площади [Го­голев, 2015, С. 250-251]. Эвенки верхнего Вилюя, проживающие в Садынском районе, в результате развития алмазодобывающей промышленности бы­ли вынуждены покинуть свои родные места, кото­рые попали в зону затопления.

К середине 1980-х годов противоречия в органи­зации местной власти проявлялись в полной мере как в горизонтальной плоскости, так и в верти­кальной (регионы — центр). Существующая систе­ма не могла решить ни вопросы эффективности государственного управления, ни вопросы удовле­творения общественно-политических и социально­экономических потребностей общества. Таким об­разом, политический кризис имел системный характер, выйти из него, реформируя какую-либо одну плоскость, было невозможно.

Принцип народовластия, который выражался в съездах Советов, деформировался начиная с 1940 – 1950-х годов, когда съезды перестали созываться. Несмотря на то, что власть периодически выдвига­ла лозунги о демократизации политической систе­мы СССР, это носило половинчатый, противоречи­вый характер, так как Советы находились под контролем партийных органов, которые и диктова­ли направления и содержание их деятельности. Ор­ганы местной власти рассматривались как непо­средственно приближенные к населению институты, призванные прежде всего содействовать проведе­нию государственной политики. При этом счита­лось, что наиболее востребованным окажется их организационно-массовое предназначение.

Как известно, в марте 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического раз­вития», который не сумел решить многочисленные проблемы, а в 1987 г. была выдвинута идея «пере­стройки». Руководством страны было заявлено о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». Были приняты законы о расши­рении прав предприятий, об индивидуальной тру­довой деятельности, о создании кооперативов и др.

С началом перестройки стало казаться, что проб­лемы и недоработки системы легко устранимы че­рез преобразование и демократизацию самих Сове­тов. По словам М.С. Горбачева, «ни о какой настоящей демократизации общества не может быть и речи, если не включить в этот процесс Советы, если не осуществить новаторские перемены в их положении» [Горбачев, 1988, С. 110].

Как и прежде, укрепление Советов заключалось в активизации их деятельности и расширении хо­зяйственных полномочий. На это было направлено принятое в 1986 г. совместное постановление пар­тии и правительства «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социаль­но-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС». Модернизационная психоло­гия советского времени выражалась в постоянном обновлении состава Советов, что должно было де­монстрировать их сближение с массами. Советы народных депутатов воспринимались правящей коммунистической партией как регуляторы соци­ально-экономических реформ.

В общественно-политической жизни Якутии про­изошло событие, которое вызвало большой резо­нанс. В конце марта – начале апреля 1986 г. в Якутске регулярно происходили столкновения на катке между молодежью русской национальности и студентами Якутского госуниверситета. Кульмина­цией явилась стычка, произошедшая 1 апреля, ког­да большая группа городских подростков и молоде­жи в количестве 60-80 чел., вооруженная палками, цепями, хоккейными к люшками и другими под­ручными средствами, стала избивать находившихся на катке лиц, в основном студентов. Нападению подверглись даже девушки и школьники, приехав­шие на республиканские соревнования. Работники правоохранительных органов оказались не готовы и не сумели вовремя пресечь беспорядки, из-за чего нападавшие безнаказанно ушли.

Студенты ЯГУ и других учебных заведений ор­ганизовали демонстрацию протеста против бездей­ствия городских, областных властей и МВД [Алексеев, 1998б, С. 8]. Следует отметить, что, несмотря на поднятую волну «антинационалистической» ис­терии, правоохранительными органами республики в целом была проведена объективная проверка по этому факту. Для политического разбирательства была создана специальная комиссия из числа сотрудников ЦК КПСС и КГБ СССР, которая соста­вила служебную справку о спровоцированных рус­скими подростками драках и протестной демонстрации студентов. 5 мая 1986 г. было приня­то постановление Секретариата ЦК КПСС об ан­тиобщественном движении с националистической направленностью в Якутии.

Это постановление затронуло почти все сферы жизни республики. В частности, вторыми или пер­выми секретарями во всех райкомах партии обяза­тельно должны были назначаться лица русской на­циональности, а во всех учебных заведениях число студентов должно было быть пропорционально ко­личеству русского и якутского населения. В Якут­ском государственном университете провели чистку и сменили руководство.

События получили соответствующую оценку в центральных органах. На ХХ съезде ВЛКСМ (ап­рель 1987 г.) первый секретарь ЦК ВЛКСМ В.И. Ми­роненко, говоря о межнациональных столкновениях в Алма-Ате, Якутске, Фрунзе и на Северном Кав­казе, охарактеризовал их как проявления «нацио­нальной кичливости и ограниченности» [Комсо­мольская правда, 1987, 16 апр.]. В феврале 1988 г. состоялся пленум ЦК КПСС, посвященный нацио­нальной политике партии. На нем выступил секре­тарь ЦК КПСС Е.К. Лигачев, который отметил, что в молодежной среде наблюдаются националистиче­ские заблуждения: «например, известные события в Алма-Ате, Якутии, прибалтийских республиках» [Материалы пленума..., 1988, С. 39]. Эти оценки партийных руководителей позволили некоторым исследователям считать событие в Якутии началом межнациональных конфликтов в СССР [Халипов, 1988; Римаренко, 1989].

Через некоторое время ЦК КПСС принял поста­новление, где признал свою ошибку: «Трактовку ло­кальных инцидентов среди молодежи города Якут­ска в 1986 году как “антиобщественные действия националистического характера” считать необосно­ванной» [Известия, 1990, № 8, С. 66]. Но до сих пор в некоторых изданиях, особенно в учебных пособи­ях, можно встретить такие выражения: «1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В мар­те – апреле произошли стычки в Якутске между студентами-якутами и русской молодежью» [Новей­шая история..., 1999, С. 366]. Только с 1990-х годов стало возможным приступить к объективному изу­чению событий. Так, вышла на якутском языке книга «Балыырдаах 1986 сыл (Апрельские события 1986 г.)», в которой были опубликованы документы, относящиеся к данной проблеме [Балыырдаах 1986 сыл, 1996].

Середина 1980-х годов в истории Якутии харак­теризовалась усиленной бюрократизацией партий­но-государственного аппарата. Органы государст­венной власти реализовали и придавали легитим­ность распоряжениям партийных органов. Высшие органы власти республики давно превратились в исполнительные структуры союзного центра. Превалирующая сырьевая направленность добывающей экономики Якутии обусловила слабое развитие других отраслей и отставание социальной инфраструктуры в целом.

Именно в середине 1980-х годов, с началом пе­рестройки и демократизации общественной жизни, нерешенные проблемы национального строительства начинают проявляться со всей очевидностью. До конца 1980-х годов национально-государственное устройство в СССР строилось на федеративной основе, предполагавшей принцип иерархии нацио­нальных субъектов. К данному периоду противоре­чия между федеративным устройством и сверхцент­рализованной системой управления наиболее обострились. Центр не смог или не захотел разре­шить эти противоречия. В итоге с 1988-1989 гг. усиливается стремление многих союзных республик к самоопределению. В 1990 г. Верховные Советы республик приняли декларации о государственном суверенитете и приоритете республиканских зако­нов перед союзными: Литовская, Эстонская, Лат­вийская, Армянская и Азербайджанская ССР про­возглашают свой суверенитет. Это было начало «парада суверенитетов».

Конец 1980-х остался в истории как период де­мократизации общества, наибольшей активности населения, в том числе образования большого ко­личества общественных организаций. Это было своего рода реакцией на многолетнее единообразие бюрократического подхода к общественным органи­зациям. С провозглашением в 1987 г. политики и гласности средства массовой информации начали сначала робкую, а затем и широкую кампанию критики существующего строя и пересмотра исто­рии советского общества. К 1988 г. усиливается ин­терес общества к прошлому, характерной чертой в это время является открытый антисталинизм.

Бесспорно, появление на общественной арене Якутии новых объединений и движений было свя­зано с утверждением гласности. В частности, в 1987 г. в Якутске появилась неформальная общест­венно-политическая организация «Радикал». Основ­ной ее задачей было укрепление народовластия пу­тем усиления связи горожан с советскими органами. Летом 1989 г. была создана независимая группа «Саха тыла», целью которой было расширение в республике статуса якутского языка и его закреп­ление на законодательном уровне. В феврале 1990 г. организация стала называться «Саха кэскилэ»: пе­реименованием участники движения подчеркивали преемственность с культурно-просветительным об­ществом «Саха омук» (1920-1928 гг.) и научно-ис­следовательской организацией «Саха кэскилэ» (1925-1930 гг.).

Декларируемой целью общественного движения Якутии стало приобретение более высокого статуса союзной республики. При обсуждении проекта «Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР» члены «Саха кэскилэ» выдвинули альтернативный проект, согласно которому суве­ренная республика не может находиться в двойном подчинении СССР и РСФСР, поэтому должна входить в состав союзного государства [Игнатьева, 1999, С. 53].

По мнению специалистов, в Якутии в 1988-1989 гг. также появились первые неформальные объединения с экологической направленностью [Там же, С. 85]. Именно на почве защиты экологии произошли первые публичные конфликты офици­альных органов власти с возникшими обществен­ными объединениями. Наступление эпохи глас­ности после тотального насаждения официальной точки зрения пробудило дремлющие настроения стихийного протеста. Население с восторгом вос­принимало любые критические выступления в ад­рес решений центральной власти, в том числе вполне разумных. Ярким примером этому служит дискуссия вокруг вопроса застройки природного участка «Зеленый луг», расположенного в пойме протоки в пределах столичного Якутска.

В 1987 г. Совет Министров РСФСР утвердил ге­неральный план развития города Якутска. Главный архитектор института Якутгражданпроект Ю.И. Хол­могоров считал, что основные направления гене­рального плана – это освоение намывных террито­рий в районе «Зеленого луга». Проектировщики предполагали вернуть Якутску первоначальное ис­торическое значение, т.е. город должен выйти фаса­дом к реке Лене, при этом застройка поймы быв­шей протоки Лены должна была упорядочить план города [Молодежь Якутии, 1987, 12 сент.].

Это был архитектурный проект, позволявший снизить остроту жилищной проблемы, поскольку в городе отсутствовали пригодные для массовой за­стройки площадки. В новом микрорайоне планиро­валось возвести дома современной планировки, создать предприятия соцкультбыта. Однако совер­шенно неожиданно именно вокруг этого проекта вспыхнула ожесточенная полемика.

Противники застройки «Зеленого луга» представ­ляли собой две большие группы. Первую составля­ли жители аварийных и неблагоустроенных дере­вянных домов, которые настаивали на сносе старого и ветхого жилья в центре города и по­стройке на его месте нового. Другой была группа собственно экологов и специалистов по изучению вечномерзлых грунтов. И те и другие выступали под флагом защиты «Зеленого луга» как «любимого и единственного места отдыха горожан». В 1987-1989 гг. в средствах массовой информации велась дискуссия на эту тему. Общественно-политическая организация «Радикал» провела общегородской оп­рос по застройке поймы протоки [Там же, 1988, 1 нояб.]. Однако, несмотря на все усилия общест­венников, микрорайон на «Зеленом лугу» был по­строен и стал частью жилой зоны Якутска.

Период гласности способствовал участию обще­ственных организаций Якутии в региональной по­литике. Так, в 1988-1989 гг. оживилась деятельность общественно-политического клуба «Радикал». Это было связано с выборами народных депутатов в 1989 г. Предвыборная кампания проходила в условиях бурной политической активности народа. «Ра­дикал» подготовил свою декларацию, в которой главной была идея многопартийности [Деклара­ция..., 1990]. В самом начале клуб связывал свою деятельность с работой инициативной группы «Де­мократический союз содействия перестройке» (ДССП).

26 ноября 1989 г. инициативная группа во главе с Д.Д. Петровым провела собрание, на котором был учрежден Народный фронт Якутии (НФЯ) [Соц. Якутия, 1989, 1 дек.]. Основной лозунг движения – «Консолидация, возрождение, развитие»; направ­ление деятельности: борьба за сохранение среды обитания человека, пропаганда истоков, фундамен­тальных ценностей и достижений человечества, освобождение республики от двойного подчинения как сырьевого придатка; основная цель – добиться союзного статуса республики [Там же, 1990, 20 окт.]. Народный фронт Якутии и его филиалы в городах Мирный и Нерюнгри участвовали в разработке Декларации о суверенитете. Представители НФЯ, в частности Д.Д. Петров, имели непосредственное от­ношение к разработке новой Конституции Респуб­лики Саха (Якутия).

В январе 1989 г. в Москве проходила учредительная конференция Всесоюзного просветитель­ского общества «Мемориал». Якутскую инициатив­ную группу представляли журналисты И. Ушницкий и П. Гуляев. 13 января 1989 г. состоялось пер­вое заседание инициативной группы по созданию общества «Мемориал» в Якутске. В нее вошли К.Г. Туралысов, А.Д. Сыроватский, В.Н. Гуляев, А.А. Калашников, П.Г. Шишмарев, И.Е. Федосеев, И.П. Ушницкий, П.П. Гуляев и др. На своих засе­даниях они обсуждали вопросы сооружения па­мятника жертвам сталинских репрессий, увекове­чивания памяти лидеров республики П.А. Ойунского и М.К. Аммосова [Молодежь Якутии, 1989, 16 февр.]. По мнению Е.Е. Алексеева, организатора общества «Мемориал», к прошлому может быть возврат до тех пор, пока существуют зоны умал­чивания. Он считал, что единственно верный путь избежать этого заключается в широкой гласности [Там же].

21 апреля 1989 г. состоялось собрание инициатив­ной группы, где были заслушаны и обсуждены доклады Е.Е. Алексеева о белых пятнах в истории Якутии и П.Н. Гуляева о работе учредительной конференции общества «Мемориал» в Москве. Ито­гом собрания стало учреждение общества «Мемори­ал» в Якутии и организация научной группы в составе 17 чел. и пресс-группы в количестве 6 чел. Председателем правления общества избран Е.Е. Алексеев. Якутское отделение определило два направления своей деятельности: сохранение и уве­ковечивание памяти жертв сталинизма и восста­новление исторической правды, изучение причин террора 1930-1950-х годов.

В целом в рассматриваемый период в стране продолжала функционировать двойная система власти: партийная и советская. Они действовали параллельно сверху донизу. Чем выше по ступеням управления поднималась система, тем больше власть переходила от государственных и хозяйст­венных органов к партийным. Это было характерно для всех регионов Союза, в том числе Якутии. Со­веты, профсоюзы и комсомол являлись фактически послушными исполнителями волевых решений пар­тии. Прежней оставалась политическая система и после смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. Меры, принятые Ю.В. Андроповым для преодоления над­вигающегося кризиса системы, не затронули ее политических основ. Попытки ужесточить трудовую дисциплину, усилить борьбу с коррупцией были свернуты после кончины Ю.В. Андропова в 1984 г. Его преемником стал представитель консервативно­го крыла Политбюро ЦК КПСС К.У. Черненко, ко­торый тогда уже был тяжело болен и, по сути, управлять страной не мог.

Предпринятые в годы перестройки попытки реа­билитации государственной системы с использова­нием в условиях кризиса модернизационного обще­ства традиционного механизма «оживления» Советов и перераспределения полномочий центра и регио­нов привели к необратимым процессам. Советская система, существовавшая в тесной взаимосвязи с партийной, не смогла выжить при утере гегемонии партии.

Дальнейшее дифференцированное развитие орга­нов местной власти по пути регионализации (феде­рализации) и муниципализации было предопреде­лено существовавшим в советское время разграни­чением их полномочий. В свою очередь, местное самоуправление оказалось заложником двойствен­ной природы Советов и под влиянием обострения политической борьбы пошло по пути традиционной для себя иерархии отношений с центром. Общие для страны противоречия социально-экономическо­го и политического развития, наиболее отчетливо проявляющиеся на местном и региональном уров­не, подготовили широкомасштабные реформы на­чала 1990-х годов. В динамике их осуществления четко прослеживается трансформация взглядов на природу и содержание местной власти, ее функ­циональное назначение.

_____________________________

Авторы статьи: Иванова Татьяна Спартаковна, д.ю.н., профессор кафедры арктического права и права стран АТР юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова;

Васильева Нина Дмитриевна, к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;

Ермолаева Юлия Никифоровна, к.и.н., профессор, зав. кафедрой всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.