Общественно-политическая жизнь: нарастание «застойных» явлений и демократизация в годы «перестройки».
После смещения в октябре 1964 г. Н.С. Хрущева попытки либерализации политической системы постепенно были свернуты. Первые действия нового руководства страны состояли в отмене хрущевских реформ в области партийно-государственного управления: аннулировались деление партии и ротация, были восстановлены Политбюро и пост Генерального секретаря, ликвидировались совнархозы и воссоздавались традиционные министерства. С конца 1960-x годов в общественно-политической жизни страны усилился идеологический контроль и диктат, преследование любого инакомыслия. Значительно повысилась роль КГБ в обществе, был создан специальный отдел по борьбе с внутренней оппозицией – Пятое управление. Формы и методы репрессивной политики несколько обновились. Кроме судебных, стали широко применяться административные меры: увольнение с работы, лишение гражданства и т.п. Расширилась сеть специальных психиатрических лечебниц в системе КГБ и МВД.
В середине 1960-х годов КПСС декларировала, что в СССР построено «развитое социалистическое общество как закономерная ступень первой фазы коммунистической формации» (или «развитой социализм»). Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии, провозгласила принцип демократического централизма, что обусловило укрепление централизованной государственной структуры. Было заявлено о формировании новой исторической общности людей – советского народа.
В целом период 1965 – 1985 гг. окончательно обнажил реальный механизм функционирования политической системы советского общества. КПСС стала единолично осуществлять все государственные функции и, по существу, сосредоточила всю власть в своих руках. Органы государственной власти реализовали и придавали легитимность распоряжениям партийных органов [Коржихина, 1994, С. 183-212; Советское общество, 1997, С. 400-445; Верт, 1998, С. 432-467]. В Якутии как составной части СССР происходили те же процессы: усиление позиций партийно-государственной номенклатуры, контроль над всеми сферами экономической и общественной жизни, дальнейшая идеологизация духовной жизни.
20 октября 1965 г. пленум Якутского обкома партии освободил С.З. Борисова от должности первого секретаря Якутского обкома КПСС за допущенные ошибки в руководстве «как в области хозяйственного строительства, так и в работе с кадрами и интеллигенцией». Первым секретарем обкома был избран Г.И. Чиряев [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 226. Д. 3. Л. 1-10; Ф. П-3509. Оп. 2. Д. 3. Л. 36], который проработал на этом посту до мая 1982 г. Его преемником стал затем Ю.Н. Прокопьев (1982–1991 гг.).
В 1970-e годы и в первой половине 1980-x годов руководящие органы КПСС все больше сосредоточивались на задачах непосредственного управления развитием народного хозяйства и повышения контролирующих функций. В Основной Закон страны – Конституцию СССР 1977 г. – была внесена статья 6, согласно которой КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, основой государственных и общественных организаций». Таким образом, уже законодательно закреплялось то, что не государственные органы, а «коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР» [Конституция СССР, 1977, С. 3].
Практика работы Якутского обкома не составляла исключения. Якутский обком и райкомы держали под контролем все вопросы, связанные с работой промышленности, строительства и транспорта. Без одобрения обкома, местной партийной организации не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение в сфере экономики и культуры. Все более расширяя свои командные функции, партийный аппарат брал на себя решение практически всех повседневных вопросов, подменяя тем самым советские, хозяйственные и общественные организации. Произошло фактическое огосударствление партии.
В связи с этим Якутский обком партии большое значение придавал подготовке и обучению кадров. К концу 1960-x годов 90 из 93 секретарей райкомов и горкомов имели высшее образование, более половины были специалистами народного хозяйства. В аппарате обкома работало 8 кандидатов наук. На 1 января 1981 г. все секретари горкомов и райкомов партии имели высшее образование, 82,2% из них, кроме того, имели высшее партийно-политическое образование, 77% являлись специалистами народного хозяйства. Все секретари первичных организаций имели высшее и среднее образование, из них 46,3% являлись специалистами народного хозяйства [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 34. Л. 55, 384]. В 1974 г. в рядах партии насчитывалось 37,4 тыс. коммунистов, а в 1985 г. стало уже 52 тыс. Среди них были представители 73 национальностей Советского Союза [Гоголев, 2015, С. 243-244].
При этом ведущее место в социальном составе партии принадлежало рабочему классу. Если в 1970 г. рабочих и колхозников среди вступавших в партию было 59,4%, то в 1973 г. – 72,9%. В результате в областной партийной организации рабочие и труженики сельского хозяйства составляли к этому времени 53%. Усиление роли КПСС в жизни республики хорошо отображает динамика роста численности коммунистов: если на 1 января 1966 г. в областной партийной организации состояло 30 215 чел., то зимой 1986 г. – 53 685 чел. Такой показатель был достаточно высоким для республики с общим населением всего около 1 млн чел.
Состоявшийся еще в феврале 1967 г. пленум XXVII областной партийной конференции отметил организационное и политическое укрепление партийной организации, усиление ее роли в решении политических и хозяйственных задач. Якутский обком в практику руководства народным хозяйством республики стал внедрять новые формы и методы организационно-партийной работы: перспективное планирование, социологические исследования, проведение научно-практических конференций по вопросам партийного, хозяйственного и культурного строительства. Шире привлекались научно-исследовательские институты и отдельные ученые, учитывались научные рекомендации.
Так, 25-29 марта 1969 г. было проведено II научное совещание по проблемам развития и размещения производительных сил ЯАССР. В совещании участвовали 1173 чел., в их числе представители Госплана РСФСР, союзных федеративных министерств, ведущих научных учреждений Москвы, Ленинграда, Новосибирска, других городов и областей страны. Рекомендации, выработанные на этом совещании, легли в основу разработки планов девятой пятилетки (1971-1975 гг.), а также перспективных разработок до 1980 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 34. Л. 49-51].
В этой ситуации дальнейшей концентрации власти в руках партийных органов Советы, в том числе и Верховный Совет, оставались «декоративным» органом, лишенным политического влияния. В Якутии Советы также были значительно ущемлены и не могли существенно влиять на социально-экономическое развитие республики. Положение усугублялось еще и тем, что Советы были правомочны руководить и распоряжаться только местными отраслями народного хозяйства и не имели права контроля за деятельностью отраслей союзного подчинения, которые, как известно, составляли основную часть промышленного производства в республике.
В 1967 г. в Якутии насчитывались 31 районный, 2 городских, 297 сельских, 47 поселковых и 7 городских (районного подчинения) Советов [Якутская АССР..., 1982, С. 78]. Их деятельность перестраивалась на основе постановления ЦК КПСС от 8 марта 1967 г. «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся». В начале апреля 1967 г. было проведено республиканское совещание председателей исполкомов районных и городских Советов для обсуждения поставленных задач. Эти вопросы также рассматривались и на сессиях районных, сельских и поселковых Советов.
Советом Министров ЯАССР в штаты 17 районных Советов были введены инструкторы по организационно-массовой работе, а при Якутском горисполкоме создан организационно-инструкторский отдел. 25 декабря 1968 г. Верховный Совет республики принял закон «О сельском (наслежном), поселковом Совете депутатов трудящихся Якутской АССР» [Заседания..., 1969], в котором были четко определены полномочия, права и обязанности Советов, подчеркивалась их роль как органов государственной власти.
В эти годы впервые стало практиковаться соревнование сельских и поселковых Советов за звание населенного пункта образцового общественного порядка и быта. Новой формой организации массово-политической и культурно-просветительной работы в северных районах республики явились созданные вместо «красных чумов» агитационно-культурные бригады. Оснащенные современными техническими средствами для демонстрации кино и воспроизведения звукозаписи, они имели возможность более доходчиво и наглядно проводить лекции, беседы, кинолектории среди оленеводов, охотников и рыбаков самых отдаленных участков. Имея в своем составе медиков, работников торговли и службы быта, эти бригады нередко сочетали культурно-просветительную работу с другими видами обслуживания населения.
Все это показывает определенное улучшение деятельности местных Советов, усиление их связи с населением. 12 марта 1967 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся, а также в Верховные Советы РСФСР и ЯАССР. В Верховный Совет ЯАССР было избрано 200 депутатов. Среди них 112 якутов, 68 русских, 9 украинцев, 6 эвенов и эвенков, 2 чукчей, 1 юкагир и представители других национальностей. Состав Верховного Совета республики обновился более чем наполовину – 146 чел. избраны депутатами впервые. Женщины составляли 31,8% депутатов, 50,3% депутатов были в возрасте до 40 лет [Соц. Якутия, 1967, 17 марта; НА РС (Я), Ф. Р-50. Оп. 58. Д. 134. Л. 7]. Важное значение имел процесс подбора кадров советских органов. Среди председателей и секретарей исполкомов местных Советов возрос удельный вес работников с высшим и средним образованием.
В 1963-1979 гг. председателем Президиума Верховного Совета Якутской АССР, членом Президиума и заместителем председателя Президиума Верховного Совета РСФСР работала А.Я. Овчинникова. На этих ответственных государственных постах наиболее полно раскрылись ее организаторские способности и талант руководителя. Она внесла большой вклад в развитие экономики и культуры родной республики и России. Именно в эти годы происходило повышение роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, принятие новых конституций СССР, союзных и автономных республик, укрепление кадрами советских органов. В 1979 г. председателем Президиума Верховного Совета Якутской АССР стала Е.Н. Горохова, в марте 1985 г. ее сменила Л.Н. Григорьева, которая занимала этот пост до ноября 1989 г.
В работе XXIV съезда КПСС 30 марта – 9 апреля 1971 г. от Якутской областной партийной организации приняли участие 13 делегатов. Нужно признать, что положения съезда о политической системе и развитии социалистической демократии привели на практике к повышению роли Советов как органов государственной власти на местах. В сентябре 1972 г. четвертая сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР». В обстановке повышения роли Советов в политической системе общества в июне 1971 г. состоялись выборы в Верховный Совет ЯАССР, в 31 районный, 9 городских (республиканского и районного подчинения), 304 сельских (наслежных) и 49 поселковых Советов.
В выборах всех уровней приняло участие 99,37-99,98 % избирателей. В Верховный Совет ЯАССР восьмого созыва было избрано 202, а в местные Советы – 10 865 депутатов [Якутская АССР..., 1982, С. 112]. Большинство из них были рабочие и колхозники, непосредственно занятые на производстве. Значительно обновился состав Советов. Из 202 депутатов 124 впервые были избраны депутатами Верховного Совета ЯАССР. Аналогичными были результаты выборов и в местные Советы. В соответствии с общей политикой особое внимание обращалось на партийную прослойку. Поэтому среди депутатов Верховного Совета ЯАССР всех созывов количество членов партии поддерживалось на уровне не менее 50 %.
На второй сессии Верховного Совета ЯАССР восьмого созыва были приняты законы «О районном Совете депутатов трудящихся Якутской АССР» и «О городском Совете депутатов трудящихся Якутской АССР». В них были определены основные права и обязанности местных Советов. В частности, четко устанавливалось, что Советы решают все вопросы местного значения независимо от их ведомственной подчиненности. Улучшили свою работу сельские и поселковые Советы – наиболее многочисленное массовое звено в системе Советов. В 1972 г. в социалистическом соревновании в честь 50-летия образования Союза ССР были признаны победителями десять Советов, в том числе Арылахский Верхнеколымского, Тебюляхский Момского, Дабанский Олёкминского, Мюрюнский Усть-Алданского, Алмазный Мирнинского районов.
В 1960 – 1970-е годы интенсивно развивалось законодательство республики. Принимаются такие нормативные акты, как закон «О бюджетных правах Якутской АССР и местных Советов депутатов трудящихся», законы о порядке отзыва депутатов Верховного Совета Якутской АССР и депутатов районного, городского, сельского, поселкового Советов депутатов трудящихся, положения о постоянных комиссиях Верховного Совета Якутской АССР и местных Советов депутатов трудящихся.
Верховный Совет Якутской АССР в соответствии с Законом РСФСР о бюджетных правах РСФСР, автономных республик и местных Советов Российской Федерации принял в декабре 1962 г. Закон о бюджетных правах республики. Этот закон исходил из единства бюджетной системы и финансовой политики государства и обеспечил дальнейшее повышение роли автономной республики и местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве, в решении финансово-бюджетных вопросов [Заседания..., 1963].
Важное значение для повышения роли органов государственной власти на местах имели принятые Верховным Советом республики в 1969-1971 гг. законы о сельском и поселковом, районном, городском и районном в городе Советах депутатов трудящихся Якутской АССР.
В 1971-1975 гг. в ведение районных и городских Советов Якутской АССР были переданы более 200 предприятий и хозяйственных организаций, ранее находившихся в республиканском подчинении, в соответствии с союзным законодательством увеличены отчисления в местные бюджеты. Президиум Верховного Совета республики утвердил Положение о депутатских группах и депутатских постах местных Советов депутатов трудящихся. Эти меры оказали большое влияние на активизацию деятельности Советов всех уровней и подчиненных им органов управления.
Между тем в вопросах социального развития в районах и городах, где превалировала союзная промышленность, Советы и их органы выступали только в роли просителей, что привело к хроническому отставанию развития социальной инфраструктуры республики. Не изменилась роль местных Советов как органов власти и после принятия Верховным Советом закона «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР» (1972). Местные Советы лишь частично расширили свою сферу деятельности, но в основном оставались бесправными. В их ведении был весьма ограниченный круг вопросов социально-культурного строительства.
Такое положение Советов подтверждалось и практикой формирования депутатского корпуса Советов всех уровней, которая так же находилась в компетенции партийного аппарата. Так называемая разнарядка четко регулировала состав «органов народной власти» на местах. Кандидатуры будущих народных депутатов согласовывались на различных уровнях и только после их утверждения партийными комитетами выносились на всеобщее обсуждение. Так, в декабре 1983 г. бюро обкома КПСС рассмотрело вопрос «О кандидатах в депутаты Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва от ЯАССР» [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 298. Д. 13. Л. 7]. Безусловно, среди выдвинутых депутатов были достойные кандидатуры, но в условиях отсутствия демократии и безальтернативного характера выборов они фактически являлись избранниками аппарата, а не народа. Показатели же участия избирателей в выборах и единодушная поддержка предложенных кандидатов в депутаты (обычно более 99%) свидетельствовали, скорее всего, о равнодушии народа вследствие его отчуждения от реального участия в решении государственных вопросов.
Обсуждение новой Конституции СССР 1977 г., как и ее предшественницы, представляло собой хорошо организованную массовую политическую кампанию, в процессе которой предлагалось увеличить срок полномочий местных Советов до 5 лет, ввести обязательное требование для депутатов о трудовых навыках, обязать депутатов отчитываться перед избирателями о своей работе.
Конституция СССР 1977 г. носила скорее декларативный характер, оставляя без существенных изменений сложившуюся политическую систему. Основной Закон еще более усугубил несоответствие конституционных статей реальному положению местных Советов. Все создаваемые при них общественные институты, будучи ориентированы на формирование общественного мнения о всенародном представительстве, не решали вопрос демократизации и эффективности. «Всенародное представительство» предполагало лишь массовость, но не степень участия в решении не только государственных, но и местных вопросов. К началу 1980-х годов в СССР было 51 565 местных Советов, в которые было избрано 2 млн 285 тыс. депутатов |Советы..., 1984, С. 7].
В новом конституционном законодательстве СССР значительное место отводилось правовому статусу автономной республики, ее роли в решении хозяйственных, социально-культурных и государственных вопросов. Принятая в соответствии с новыми Конституциями СССР и РСФСР Конституция Якутской АССР 1978 г. отражала успехи республики в социально-культурном строительстве, подтверждала ее государственно-правовой статус, учитывала новую демографическую ситуацию в республике (за 40 лет численность ее населения возросла в 2 раза, причем якуты уже не составляли большинства), характер развития народного хозяйства (общий объем промышленного производства возрос в 30 раз, республика продолжала оставаться сырьевым регионом, но постоянно проживающее население преимущественно было занято в аграрном секторе) [Заседания..., 1978, С. 9].
Конституция Якутской АССР была принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета ЯАССР девятого созыва 31 мая 1978 г. как составная часть единого конституционного законодательства СССР.
Основной Закон СССР 1977 г. закреплял: «Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению». Согласно ст. 66 Конституции ЯАССР, к ведению Якутской АССР относилось 12 направлений государственной деятельности (около 40 вопросов). В области национально-государственного строительства республика имела следующие права: принятие Конституции ЯАССР и внесение в нее изменений; контроль за ее соблюдением; разработка законодательства автономной республики; охрана государственного порядка, прав и свобод граждан; установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определение своего районного деления и решение иных вопросов административно-территориального устройства ЯАССР в соответствии с законодательством союзной республики и др.
Якутская АССР самостоятельно определяла свое районное деление и решала иные вопросы административно-территориального устройства в соответствии с законодательством РСФСР (ст. 71 Конституции ЯАССР). В этот период Якутская АССР состояла из 32 районов: Абыйского, Алданского, Алексеевского, Аллаиховского, Амгинского, Анабарского, Булунского, Верхневилюйского, Верхнеколымского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Жиганского, Кобяйского, Ленинского, Ленского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Момского, Намского, Нижнеколымского, Оймяконского, Олёкминского, Оленёкского, Орджоникидзевского, Среднеколымского, Сунтарского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского и Чурапчинского и городов республиканского подчинения: Якутска, Мирного, Нерюнгри.
В ведении Якутской АССР в области обеспечения комплексного экономического и социального развития на своей территории находились:
- проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой республики;
- обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
- разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета автономной республики и утверждение отчетов об их исполнении;
- руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
- установление в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики доходов, поступающих на образование государственного бюджета республики;
- руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
- контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики за пользованием землей, недрами, лесами и водами;
- охрана окружающей среды;
- руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
- руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями автономной республики, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением;
- охрана памятников истории и культуры и др.
Вопросы принятия Конституции, установления районного деления, утверждения государственных планов экономического и социального развития и бюджета автономной республики, а также отчетов об их исполнении были переданы в ведение Верховного Совета АССР согласно ст. 131 Конституции РСФСР. Другие вопросы, отнесенные к компетенции Верховного Совета, содержались в ст. 66, 92 и др. Конституции Якутской АССР. Перечень полномочий органов власти республики, представленный в ст. 66 Конституции ЯАССР, формально не являлся исчерпывающим. Но фактически республика только по некоторым из них принимала окончательное решение.
В феврале 1980 г. состоялись выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик. Они проходили одновременно с выборами в местные Советы народных депутатов.
В Якутской АССР было образовано 205 избирательных округов, всего в выборах участвовали 531 922 избирателя, или 99,9% [Итоги..., 1980, С. 8-9]. В Верховный Совет ЯАССР избрано 205 депутатов, большинство которых составляли члены и кандидаты в КПСС (64,9%). Изменения, произошедшие в социальной структуре населения, подтверждаются следующими данными: 50,2% депутатов являлись представителями рабочего класса, служащих было 49,3%, колхозников – лишь 0,5%. Высшее образование имели 51,2% депутатов, среднее – 41%, ученую степень и звание – 7,3%. Примечательно, что почти во всех созывах Верховного Совета ЯАССР периода «развитого социализма» примерно половину депутатов составляли женщины, что свидетельствует о равном гендерном представительстве в выборной власти. В непосредственной реализации власти народа ЯАССР важную роль играли местные Советы народных депутатов автономной республики. Вместе с Верховным Советом ЯАССР они образовывали единую систему органов ее государственной власти, политическую основу ЯАССР (ст. 2 Конституции ЯАССР).
Среди общественных организаций в этот период особое место принадлежит профсоюзам. Они к этому времени объединяли почти всех рабочих и служащих и значительную часть сельских тружеников. Количество членов профсоюзов выросло с 230 тыс. чел. на начало 1966 г. до 380 тыс. в 1975 г., что составляло 96,4% к общему числу работавших [Справочный материал..., 1977, С. 22].
Роль профсоюзов как одного из важнейших звеньев общей политической системы СССР росла во многих сферах: в управлении производством, организации социалистического соревнования, коммунистическом воспитании трудящихся, улучшении условий их труда, быта и отдыха и т.д. Таким образом, они охватывали почти все стороны жизни трудовых коллективов. Именно профсоюзам как самой многочисленной общественной организации отводилась функция «школы коммунизма», «связующего звена» между властью и массами трудящихся.
Главной сферой деятельности профсоюзов являлась производственная. В свете постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ профсоюзы уделяли особое внимание вопросам социалистического соревнования, вели работу по мобилизации трудящихся на досрочное выполнение годовых планов и пятилетки в целом. В 1974 г. в социалистическом соревновании участвовало 85% работающих, в том числе в движении «За коммунистическое отношение к труду» – 45,9%. Получили дальнейшее расширение и такие формы развития общественной активности, как постоянно действующие производственные совещания, различные общества технического творчества рабочих и т.д.
Профсоюзы также усилили надзор за применением администрациями предприятий законодательства о труде. Так, за три года пятилетки ЯОСПС оказал юридическую помощь 9500 рабочим и служащим. В 1974 г. было рассмотрено 1254 обращения трудящихся – заявлений, писем и жалоб, создано 20 общественных юридических консультаций [Якутская АССР..., 1982, С. 114]. Профсоюзы осуществляли контроль за соблюдением правил и норм охраны труда и техники безопасности, за выполнением планов жилищного и культурно-бытового строительства, работой предприятий торговли, общественного питания и службы быта.
Но, будучи в конце 70-х – 80-е годы придатком партийных и хозяйственных органов и выступая исполнителями решений партии, профсоюзы не имели самостоятельности и не могли возглавить коллективные выступления трудящихся за свои трудовые и социальные права (забастовки, пикеты и др.) и занимались в основном распределением санаторно-курортных путевок, организацией летнего отдыха детей и другими социально-бытовыми вопросами.
Массовой общественной организацией в этот период являлись и комсомольские организации. Областная комсомольская организация на 1 января 1966 г. насчитывала в своих рядах около 50 тыс. юношей и девушек. Ее рост происходил в основном за счет приема в комсомол молодежи, занятой непосредственно на производстве. Только за 1968-1969 гг. в комсомол было принято 2500 молодых рабочих и колхозников. В результате в рядах областной комсомольской организации к концу 1969 г. насчитывалось 56 258 чел., из них занятых в производственной сфере – 58% [Там же, С. 80].
Сотни комсомольско-молодежных коллективов, бригад, экипажей ударно трудились на кимберлитовых трубках «Мир» и «Айхал», на золотых приисках Алдана и Джугджура, Яны и Индигирки, на строительстве уникального сооружения на вечной мерзлоте – Вилюйской ГЭС, газопровода Таас Тумус — Якутск, который прокладывался по глухой тайге, через топи и болота. Многие передовики за досрочное выполнение заданий VIII пятилетки были награждены орденами и медалями.
Комсомол активно помогал развитию народного хозяйства республики. Ежегодно по комсомольским путевкам тысячи молодых людей направлялись в промышленность, транспорт и сельское хозяйство. Только за 1972-1973 гг. в различные отрасли производства и сферы обслуживания пришли 9640 комсомольцев. За это же время свыше 3 тыс. выпускников средних школ, следуя патриотическому движению «школа — производство — вуз», получили трудовую прописку в колхозах и совхозах. Всего 29 тыс. комсомольцев были заняты непосредственно в сфере материального производства. К концу 1975 г. в Якутии насчитывалось 1507 первичных комсомольских организаций, объединявших более 91 тыс. юношей и девушек. Они действовали почти на всех предприятиях и стройках, во всех учреждениях и учебных заведениях [Там же, С. 114].
Всесоюзной ударной стройкой комсомола Якутии стало сооружение горно-обогатительного комбината «Удачный». Ударными комсомольскими объявлены также работы, осуществляемые трестом Якутнефтегазразведка, строительство Малого БАМа и сооружение Южно-Якутского угольного комплекса. На этих стройках работали около 6 тыс. юношей и девушек. Всего 1215 комсомольско-молодежных коллективов трудились в цехах заводов и фабрик, на приисках и драгах, предприятиях транспорта и связи, на стройках и в совхозах. Они выступали инициаторами многих починов.
Комсомольско-молодежная бригада шахтеров рудника Эмельджак Алданского района являлась инициатором движения «Зажги свою звезду». Комсомольско-молодежные фермы совхоза им. Ленина Мегино-Кангаласского района и им. партизана Заболоцкого Усть-Алданского района были инициаторами движения «За большое молоко» – за достижение двухтысячного рубежа (т.е. 2 тыс. кг молока от одной коровы в год). Бригада СМУ-2 Вилюйгэсстроя на всесоюзной ударной стройке ГОКа «Удачный» первой объявила 10-дневную трудовую вахту в честь 40-летия стахановского движения.
Существенную помощь народному хозяйству оказывали студенты. Только за два года свыше 8 тыс. представителей учащейся молодежи участвовали в строительстве таких крупнейших объектов, как Вилюйская ГЭС, Якутская ГРЭС, Покровский промышленный комплекс, поселки Айхал и Удачный, в реконструкции Нижне-Куранахской, Лебединской золотоизвлекательных фабрик. Их руками были построены так же многочисленные животноводческие помещения в совхозах, жилые дома, больницы и т.д. В этих стройках активно участвовали студенческие строительные отряды, прибывавшие в Якутию из других городов и республик страны.
В эти годы зародилось движение наставников. Первыми в республике поддержали его бригадир бетонщиков на стройке ГОКа «Удачный», депутат Верховного Совета СССР М.Ф. Горлов, бригадир СМУ-1 Якуттяжстроя, депутат Верховного Совета ЯАССР А.И. Скуратова, старший дояр совхоза «Амгинский» П.И. Яковлев и учитель Тойбохойской средней школы Герой Социалистического Труда Г.Е. Бессонов. В 1972 г. в республике работало около 400 наставников, в 1973 г. их стало вдвое больше [Якутская АССР..., 1982, С. 115]. Они помогали молодым овладевать профессиональными навыками, становиться настоящими кадровыми рабочими.
В эти годы молодежь активно привлекали в органы государственной власти: депутатами Верховного Совета СССР были 2, Верховного Совета ЯАССР – 36, местных Советов – около 3 тыс. членов ВЛКСМ. Комсомол был представлен и в руководящих органах профсоюзов и других общественных организаций. Все это обеспечивало активное участие молодежи в хозяйственном, культурном и государственном строительстве.
В целом же партийно-государственная власть уделяла больше внимания новым формам общественной активности на производстве и в охране порядка. Так, в этот период появляются органы народного контроля. В 1971 г. в Якутии насчитывалось, кроме республиканского, районных и городских комитетов, 2453 группы и поста народного контроля. Большое внимание уделялось гласности контроля как важному средству повышения его действенности. В этих целях широко использовались средства массовой информации. Ежемесячно в республиканских газетах «Кыым» и «Социалистическая Якутия», а также в районных выпускались листки народного контроля, где вскрывались имеющиеся недостатки. Практиковались выступления народных контролеров по радио и телевидению. Использовались также партийные и комсомольские собрания. Результаты наиболее важных проверок передавались на рассмотрение правоохранительных органов.
К работе органов народного контроля широко привлекались рабочие, труженики сельского хозяйства, служащие, пенсионеры. В 1973 г. свыше 20 тыс. чел. являлись членами постов и групп, многие – общественными инспекторами, руководителями отделов и комиссий в комитетах народного контроля. Эти органы представляли большую общественную силу и как одна из форм «социалистической демократии» получили свое дальнейшее развитие.
Прочно вошли в практику возникшие в период «развитого социализма» добровольные народные дружины (ДНД). Они помогали государственным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. В эти годы ДНД стали действовать почти во всех населенных пунктах. Налаживание их работы имело особенно важное значение в тех местах, где не было органов милиции. Большую роль играли так же товарищеские суды. Кроме ДНД, активно работали комиссии по делам несовершеннолетних и другие организации, оказывающие содействие в охране общественного порядка. В 1966 г. в республике насчитывалось 660 дружин, районные и городские штабы дружин объединяли 26 тыс. членов ДНД [Там же, С. 81].
В 1970-е годы производственной активности населения способствовали юбилейные мероприятия, посвященные 50-летию Якутской АССР и СССР. Так, в июне 1972 г. бюро обкома партии совместно с Советом Министров ЯАССР, президиумом ЯОСПС рассмотрели итоги социалистического соревнования в честь 50-летия Якутской АССР и признали победителями трудовые коллективы: производственного объединения Якуталмаз, комбината Алданзолото, Якутского кожевенно-обувного комбината, управлений Якутскэнерго и Якуттяжстрой, совхоза им. Ленина Мегино-Кангаласского района и др. Им были вручены на вечное хранение красные знамена Якутского обкома КПСС, Совета Министров Якутской АССР, ЯОСПС. Все они были занесены в Книгу трудовой славы в честь 50-летия Якутской АССР, а их фотографии помещены на республиканскую Доску почета. Кроме того, за успехи в социалистическом соревновании награждены Почетной грамотой обкома КПСС, Совета Министров ЯАССР и ЯОСПС 17 коллективов [Якутская АССР..., 1982, С. 105].
Во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР 13 коллективов удостоились юбилейных почетных знаков ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, в том числе объединение Якуталмаз, комбинат Алданслюда, Якутская швейная фабрика, совхоз «Момский» и др. Прииск «Кулар» и совхоз «Среднеколымский» стали имени 50-летия СССР. 65 трудовых коллективов по итогам социалистического соревнования в честь 50-летия СССР попали на республиканскую Доску почета и в Книгу трудовой славы.
Поощрение таким образом целых предприятий сплачивало людей, в общественном сознании поддерживался дух коллективизма. В 1975 г. различными формами соревнования было охвачено почти 290 тыс. чел., или 85% трудового населения республики. Широко стали известны движения «За коммунистическое отношение к труду», наставников молодежи, «За себя и за того парня» (эти слова из песни М. Фрадкина стали трудовым лозунгом в преддверии 30-летия Победы в Великой Отечественной войне).
В 1970 – 1980-е годы в условиях сложившейся административно-командной системы происходила дальнейшая идеологизация различных сфер деятельности государства. Этот процесс особенно затронул культуру и науку. Понятие «идеологическая дисциплина», никогда не уходившее из советских общественных наук, становится едва ли не важнейшим, и общество описывается по тем шаблонам, которые задавались Отделом науки ЦК KПCC. Именно в эти годы происходит разгром ряда направлений исторической науки, экономики, социологии. Под предлогом «методологических ошибок» была возрождена практика приклеивания политических ярлыков. На совещании историков Якутии (24-25 декабря 1974 г.) вновь был поднят вопрос о литературном наследии и политической деятельности одного из зачинателей якутской литературы А.Е. Кулаковского. Совещание также констатировало недостаточную изученность таких вопросов, как «становление развитого социализма, строительство коммунизма в условиях Севера», и рекомендовало уделить внимание научной разработке проблем современности, особенно истории развитого социализма и роли коммунистической партии в построении социализма [Соц. Якутия, 1975, 14 февр.].
В рассматриваемые годы Якутская областная партийная организация располагала достаточно солидными возможностями в области идеологической деятельности. С каждым годом росло число обучавшихся в системе партийного и комсомольского политпросвещения, слушателей теоретических, методологических и других семинаров по изучению теоретического наследия В.И. Ленина, документов и материалов XXIV съезда КПСС. Расширялась уже сложившаяся прежде сеть политического просвещения – Дом политпросвещения, общество «Знание», университеты марксизма-ленинизма, в организациях и учреждениях на общественных началах организовывались кабинеты политпросвещения, общественно-политические библиотеки и т.д. В комсомольских организациях республики ежегодно проводилась общественно-политическая аттестация – Ленинский зачет. Однако многие мероприятия в области идеологического воспитания носили формальный и шаблонный характер. Идеологическую функцию выполняли и учреждения культуры и искусства. Репертуар театров, деятельность культурно-просветительных учреждений строго контролировались партийными органами.
Огромная роль в идеологизации массового сознания была отведена средствам массовой информации и печати, которые были вмонтированы в структуру власти и стали ее придатком. Пресса являлась мощным средством информирования населения и пропаганды. Направленность же и содержание пропаганды, а нередко и формы ее, строго регламентировались центральным аппаратом КПСС и партийными организациями на местах [Якимов, 2000, С. 119-151].
В 1985 г. в республике выходило 52 газеты разовым тиражом в 355 тыс. экз., охват населения телевещанием составлял 98,9% [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 34. Л. 431-432]. Но из-за тотальной идеологической цензуры отсутствовала свобода печати. Республиканские газеты «Социалистическая Якутия», «Кыым», районная печать, радио и телевидение являлись органами Якутского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров ЯАССР, а так же районных партийных и советских властей. Под контролем органов безопасности и партийного аппарата находились распространение политического инакомыслия среди населения, деятельность религиозных организаций, увлечение «иностранщиной», прослушивание радиостанций «Голос Америки», «Немецкая волна» и др.
Отсутствие политического и идеологического плюрализма придавало заорганизованность общественно-политической жизни. Отчуждение населения от реальной власти, сосредоточенной в руках партийно-советско-хозяйственной номенклатуры, формировало политическую пассивность и безразличие. В общественно-политической жизни республики происходили те же застойные процессы, что и в целом в Советском Союзе: якутяне жили в условиях жестких политических и экономических ограничений их прав и свобод.
Проводимая идеологизированная унификация массового сознания укрепляла партийную власть и одновременно направлялась на «единство и слияние наций» СССР. Внешне же общественно-политическая жизнь в республике, как и по всей стране, производила впечатление благополучия. Один за другим следовали пышные юбилейные торжества: 50-летие, 60-летие Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 350-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и т.д. Однако за этим внешним благополучием вызревали глубинные процессы. Уже начиная с конца 1960-x годов в Центральной России и других регионах Союза ССР стало формироваться диссидентское движение, включавшее в себя национальные, национально-религиозные, правозащитные движения, движение за выезд на историческую родину. В Якутии подобных явлений не было, однако в межнациональных отношениях внутри республики существовали реальные проблемы. Интенсивная миграция и деформации в области национальной политики – сокращение национальных школ и преподавания родных языков, русификация духовной культуры – способствовали утрате многими коренными жителями языка и национальных традиций, диспропорции в социальном обеспечении коренного и приезжего населения. Ухудшал межнациональные отношения в республике так же тот факт, что в общественных науках, официальной пропаганде и, следовательно, в массовом сознании господствовал тезис «о многовековой экономической и культурной отсталости туземных народов», о необходимости подтягивания их до уровня «развитых народов».
Практика обыденной языковой, культурной дискриминации коренного населения не могла не порождать серьезное напряжение в межнациональных отношениях, проявления которого не становились предметом гласности или серьезного анализа. В тех случаях, когда конфликт не удавалось затушевать или полностью скрыть, власти интерпретировали его как нарушение общественного порядка.
Так, в Якутске в ночь с 11 на 12 июня 1979 г. произошла групповая драка между якутами – студентами Якутского госуниверситета и русскими жителями города. Конфликт возник из-за того, что трое русских рабочих нанесли оскорбление четырем студентам-якутам. Затем они применили огнестрельное оружие и ранили трех студентов. В дальнейшем из-за неправомерных действий милиции и солдат внутренней охраны, которые в целях предотвращения драки стали бить дубинками и поливать водой студентов, конфликт разрастался, в него было вовлечено около 150 человек, которые теперь выступали уже против милиции и военных. С большим трудом с помощью преподавателей университета и комсомольского актива студентов удалось успокоить. Виновные трое студентов-якутов и четверо русских были наказаны за хулиганские действия [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 257. Д. 22. Л. 58-61; Оп. 298, Д. 13. Л. 3-14, 16-18, 34-51, 29-31, 56-64, 82-83].
Партийному комитету университета, преподавательскому составу было вменено в обязанность усилить работу по интернациональному воспитанию учащихся. Как видно из материалов проверки, проведенной Якутским обкомом КПСС, местные власти трактовали проявление межнационального конфликта как хулиганские действия «на почве опьянения». В целом руководящие органы недооценивали существующие в этой области проблемы и по ряду объективных причин односторонне и поверхностно реагировали на предкризисные явления, трудности и противоречия общественного развития.
В обществе зрели и другие социальные проблемы. Политизация сверху сталкивалась с закономерным интересом населения к удовлетворению своих повседневных потребностей. В социальной сфере в 1970-1980-е годы появляется номенклатурная прослойка так называемых ответственных работников, пользующихся привилегиями – особенно в системе распределения материальных благ в условиях повсеместного дефицита. Приоритетное положение в этом именно партийных и советских работников особенно было очевидно на местном уровне, где каждый был как на ладони.
Темпы экономического развития в 1970-е – начале 1980-х годов снизились до уровня стагнации, которая затронула все сферы жизни. Этому способствовали социально-экологические проблемы, появившиеся в связи с активным промышленным освоением природных богатств и увеличением доли горнодобывающей отрасли республики. Значительно ухудшилось состояние р. Вилюй в результате сброса минерализованных вод НПО Якуталмаз, что стало открыто обсуждаться только к концу 1980-х. В результате затопления Вилюйского водохранилища было потеряно около 10 тыс. га заливных лугов для скотоводства, 150 тыс. га лесной площади [Гоголев, 2015, С. 250-251]. Эвенки верхнего Вилюя, проживающие в Садынском районе, в результате развития алмазодобывающей промышленности были вынуждены покинуть свои родные места, которые попали в зону затопления.
К середине 1980-х годов противоречия в организации местной власти проявлялись в полной мере как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной (регионы — центр). Существующая система не могла решить ни вопросы эффективности государственного управления, ни вопросы удовлетворения общественно-политических и социальноэкономических потребностей общества. Таким образом, политический кризис имел системный характер, выйти из него, реформируя какую-либо одну плоскость, было невозможно.
Принцип народовластия, который выражался в съездах Советов, деформировался начиная с 1940 – 1950-х годов, когда съезды перестали созываться. Несмотря на то, что власть периодически выдвигала лозунги о демократизации политической системы СССР, это носило половинчатый, противоречивый характер, так как Советы находились под контролем партийных органов, которые и диктовали направления и содержание их деятельности. Органы местной власти рассматривались как непосредственно приближенные к населению институты, призванные прежде всего содействовать проведению государственной политики. При этом считалось, что наиболее востребованным окажется их организационно-массовое предназначение.
Как известно, в марте 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития», который не сумел решить многочисленные проблемы, а в 1987 г. была выдвинута идея «перестройки». Руководством страны было заявлено о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». Были приняты законы о расширении прав предприятий, об индивидуальной трудовой деятельности, о создании кооперативов и др.
С началом перестройки стало казаться, что проблемы и недоработки системы легко устранимы через преобразование и демократизацию самих Советов. По словам М.С. Горбачева, «ни о какой настоящей демократизации общества не может быть и речи, если не включить в этот процесс Советы, если не осуществить новаторские перемены в их положении» [Горбачев, 1988, С. 110].
Как и прежде, укрепление Советов заключалось в активизации их деятельности и расширении хозяйственных полномочий. На это было направлено принятое в 1986 г. совместное постановление партии и правительства «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС». Модернизационная психология советского времени выражалась в постоянном обновлении состава Советов, что должно было демонстрировать их сближение с массами. Советы народных депутатов воспринимались правящей коммунистической партией как регуляторы социально-экономических реформ.
В общественно-политической жизни Якутии произошло событие, которое вызвало большой резонанс. В конце марта – начале апреля 1986 г. в Якутске регулярно происходили столкновения на катке между молодежью русской национальности и студентами Якутского госуниверситета. Кульминацией явилась стычка, произошедшая 1 апреля, когда большая группа городских подростков и молодежи в количестве 60-80 чел., вооруженная палками, цепями, хоккейными к люшками и другими подручными средствами, стала избивать находившихся на катке лиц, в основном студентов. Нападению подверглись даже девушки и школьники, приехавшие на республиканские соревнования. Работники правоохранительных органов оказались не готовы и не сумели вовремя пресечь беспорядки, из-за чего нападавшие безнаказанно ушли.
Студенты ЯГУ и других учебных заведений организовали демонстрацию протеста против бездействия городских, областных властей и МВД [Алексеев, 1998б, С. 8]. Следует отметить, что, несмотря на поднятую волну «антинационалистической» истерии, правоохранительными органами республики в целом была проведена объективная проверка по этому факту. Для политического разбирательства была создана специальная комиссия из числа сотрудников ЦК КПСС и КГБ СССР, которая составила служебную справку о спровоцированных русскими подростками драках и протестной демонстрации студентов. 5 мая 1986 г. было принято постановление Секретариата ЦК КПСС об антиобщественном движении с националистической направленностью в Якутии.
Это постановление затронуло почти все сферы жизни республики. В частности, вторыми или первыми секретарями во всех райкомах партии обязательно должны были назначаться лица русской национальности, а во всех учебных заведениях число студентов должно было быть пропорционально количеству русского и якутского населения. В Якутском государственном университете провели чистку и сменили руководство.
События получили соответствующую оценку в центральных органах. На ХХ съезде ВЛКСМ (апрель 1987 г.) первый секретарь ЦК ВЛКСМ В.И. Мироненко, говоря о межнациональных столкновениях в Алма-Ате, Якутске, Фрунзе и на Северном Кавказе, охарактеризовал их как проявления «национальной кичливости и ограниченности» [Комсомольская правда, 1987, 16 апр.]. В феврале 1988 г. состоялся пленум ЦК КПСС, посвященный национальной политике партии. На нем выступил секретарь ЦК КПСС Е.К. Лигачев, который отметил, что в молодежной среде наблюдаются националистические заблуждения: «например, известные события в Алма-Ате, Якутии, прибалтийских республиках» [Материалы пленума..., 1988, С. 39]. Эти оценки партийных руководителей позволили некоторым исследователям считать событие в Якутии началом межнациональных конфликтов в СССР [Халипов, 1988; Римаренко, 1989].
Через некоторое время ЦК КПСС принял постановление, где признал свою ошибку: «Трактовку локальных инцидентов среди молодежи города Якутска в 1986 году как “антиобщественные действия националистического характера” считать необоснованной» [Известия, 1990, № 8, С. 66]. Но до сих пор в некоторых изданиях, особенно в учебных пособиях, можно встретить такие выражения: «1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В марте – апреле произошли стычки в Якутске между студентами-якутами и русской молодежью» [Новейшая история..., 1999, С. 366]. Только с 1990-х годов стало возможным приступить к объективному изучению событий. Так, вышла на якутском языке книга «Балыырдаах 1986 сыл (Апрельские события 1986 г.)», в которой были опубликованы документы, относящиеся к данной проблеме [Балыырдаах 1986 сыл, 1996].
Середина 1980-х годов в истории Якутии характеризовалась усиленной бюрократизацией партийно-государственного аппарата. Органы государственной власти реализовали и придавали легитимность распоряжениям партийных органов. Высшие органы власти республики давно превратились в исполнительные структуры союзного центра. Превалирующая сырьевая направленность добывающей экономики Якутии обусловила слабое развитие других отраслей и отставание социальной инфраструктуры в целом.
Именно в середине 1980-х годов, с началом перестройки и демократизации общественной жизни, нерешенные проблемы национального строительства начинают проявляться со всей очевидностью. До конца 1980-х годов национально-государственное устройство в СССР строилось на федеративной основе, предполагавшей принцип иерархии национальных субъектов. К данному периоду противоречия между федеративным устройством и сверхцентрализованной системой управления наиболее обострились. Центр не смог или не захотел разрешить эти противоречия. В итоге с 1988-1989 гг. усиливается стремление многих союзных республик к самоопределению. В 1990 г. Верховные Советы республик приняли декларации о государственном суверенитете и приоритете республиканских законов перед союзными: Литовская, Эстонская, Латвийская, Армянская и Азербайджанская ССР провозглашают свой суверенитет. Это было начало «парада суверенитетов».
Конец 1980-х остался в истории как период демократизации общества, наибольшей активности населения, в том числе образования большого количества общественных организаций. Это было своего рода реакцией на многолетнее единообразие бюрократического подхода к общественным организациям. С провозглашением в 1987 г. политики и гласности средства массовой информации начали сначала робкую, а затем и широкую кампанию критики существующего строя и пересмотра истории советского общества. К 1988 г. усиливается интерес общества к прошлому, характерной чертой в это время является открытый антисталинизм.
Бесспорно, появление на общественной арене Якутии новых объединений и движений было связано с утверждением гласности. В частности, в 1987 г. в Якутске появилась неформальная общественно-политическая организация «Радикал». Основной ее задачей было укрепление народовластия путем усиления связи горожан с советскими органами. Летом 1989 г. была создана независимая группа «Саха тыла», целью которой было расширение в республике статуса якутского языка и его закрепление на законодательном уровне. В феврале 1990 г. организация стала называться «Саха кэскилэ»: переименованием участники движения подчеркивали преемственность с культурно-просветительным обществом «Саха омук» (1920-1928 гг.) и научно-исследовательской организацией «Саха кэскилэ» (1925-1930 гг.).
Декларируемой целью общественного движения Якутии стало приобретение более высокого статуса союзной республики. При обсуждении проекта «Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР» члены «Саха кэскилэ» выдвинули альтернативный проект, согласно которому суверенная республика не может находиться в двойном подчинении СССР и РСФСР, поэтому должна входить в состав союзного государства [Игнатьева, 1999, С. 53].
По мнению специалистов, в Якутии в 1988-1989 гг. также появились первые неформальные объединения с экологической направленностью [Там же, С. 85]. Именно на почве защиты экологии произошли первые публичные конфликты официальных органов власти с возникшими общественными объединениями. Наступление эпохи гласности после тотального насаждения официальной точки зрения пробудило дремлющие настроения стихийного протеста. Население с восторгом воспринимало любые критические выступления в адрес решений центральной власти, в том числе вполне разумных. Ярким примером этому служит дискуссия вокруг вопроса застройки природного участка «Зеленый луг», расположенного в пойме протоки в пределах столичного Якутска.
В 1987 г. Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план развития города Якутска. Главный архитектор института Якутгражданпроект Ю.И. Холмогоров считал, что основные направления генерального плана – это освоение намывных территорий в районе «Зеленого луга». Проектировщики предполагали вернуть Якутску первоначальное историческое значение, т.е. город должен выйти фасадом к реке Лене, при этом застройка поймы бывшей протоки Лены должна была упорядочить план города [Молодежь Якутии, 1987, 12 сент.].
Это был архитектурный проект, позволявший снизить остроту жилищной проблемы, поскольку в городе отсутствовали пригодные для массовой застройки площадки. В новом микрорайоне планировалось возвести дома современной планировки, создать предприятия соцкультбыта. Однако совершенно неожиданно именно вокруг этого проекта вспыхнула ожесточенная полемика.
Противники застройки «Зеленого луга» представляли собой две большие группы. Первую составляли жители аварийных и неблагоустроенных деревянных домов, которые настаивали на сносе старого и ветхого жилья в центре города и постройке на его месте нового. Другой была группа собственно экологов и специалистов по изучению вечномерзлых грунтов. И те и другие выступали под флагом защиты «Зеленого луга» как «любимого и единственного места отдыха горожан». В 1987-1989 гг. в средствах массовой информации велась дискуссия на эту тему. Общественно-политическая организация «Радикал» провела общегородской опрос по застройке поймы протоки [Там же, 1988, 1 нояб.]. Однако, несмотря на все усилия общественников, микрорайон на «Зеленом лугу» был построен и стал частью жилой зоны Якутска.
Период гласности способствовал участию общественных организаций Якутии в региональной политике. Так, в 1988-1989 гг. оживилась деятельность общественно-политического клуба «Радикал». Это было связано с выборами народных депутатов в 1989 г. Предвыборная кампания проходила в условиях бурной политической активности народа. «Радикал» подготовил свою декларацию, в которой главной была идея многопартийности [Декларация..., 1990]. В самом начале клуб связывал свою деятельность с работой инициативной группы «Демократический союз содействия перестройке» (ДССП).
26 ноября 1989 г. инициативная группа во главе с Д.Д. Петровым провела собрание, на котором был учрежден Народный фронт Якутии (НФЯ) [Соц. Якутия, 1989, 1 дек.]. Основной лозунг движения – «Консолидация, возрождение, развитие»; направление деятельности: борьба за сохранение среды обитания человека, пропаганда истоков, фундаментальных ценностей и достижений человечества, освобождение республики от двойного подчинения как сырьевого придатка; основная цель – добиться союзного статуса республики [Там же, 1990, 20 окт.]. Народный фронт Якутии и его филиалы в городах Мирный и Нерюнгри участвовали в разработке Декларации о суверенитете. Представители НФЯ, в частности Д.Д. Петров, имели непосредственное отношение к разработке новой Конституции Республики Саха (Якутия).
В январе 1989 г. в Москве проходила учредительная конференция Всесоюзного просветительского общества «Мемориал». Якутскую инициативную группу представляли журналисты И. Ушницкий и П. Гуляев. 13 января 1989 г. состоялось первое заседание инициативной группы по созданию общества «Мемориал» в Якутске. В нее вошли К.Г. Туралысов, А.Д. Сыроватский, В.Н. Гуляев, А.А. Калашников, П.Г. Шишмарев, И.Е. Федосеев, И.П. Ушницкий, П.П. Гуляев и др. На своих заседаниях они обсуждали вопросы сооружения памятника жертвам сталинских репрессий, увековечивания памяти лидеров республики П.А. Ойунского и М.К. Аммосова [Молодежь Якутии, 1989, 16 февр.]. По мнению Е.Е. Алексеева, организатора общества «Мемориал», к прошлому может быть возврат до тех пор, пока существуют зоны умалчивания. Он считал, что единственно верный путь избежать этого заключается в широкой гласности [Там же].
21 апреля 1989 г. состоялось собрание инициативной группы, где были заслушаны и обсуждены доклады Е.Е. Алексеева о белых пятнах в истории Якутии и П.Н. Гуляева о работе учредительной конференции общества «Мемориал» в Москве. Итогом собрания стало учреждение общества «Мемориал» в Якутии и организация научной группы в составе 17 чел. и пресс-группы в количестве 6 чел. Председателем правления общества избран Е.Е. Алексеев. Якутское отделение определило два направления своей деятельности: сохранение и увековечивание памяти жертв сталинизма и восстановление исторической правды, изучение причин террора 1930-1950-х годов.
В целом в рассматриваемый период в стране продолжала функционировать двойная система власти: партийная и советская. Они действовали параллельно сверху донизу. Чем выше по ступеням управления поднималась система, тем больше власть переходила от государственных и хозяйственных органов к партийным. Это было характерно для всех регионов Союза, в том числе Якутии. Советы, профсоюзы и комсомол являлись фактически послушными исполнителями волевых решений партии. Прежней оставалась политическая система и после смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. Меры, принятые Ю.В. Андроповым для преодоления надвигающегося кризиса системы, не затронули ее политических основ. Попытки ужесточить трудовую дисциплину, усилить борьбу с коррупцией были свернуты после кончины Ю.В. Андропова в 1984 г. Его преемником стал представитель консервативного крыла Политбюро ЦК КПСС К.У. Черненко, который тогда уже был тяжело болен и, по сути, управлять страной не мог.
Предпринятые в годы перестройки попытки реабилитации государственной системы с использованием в условиях кризиса модернизационного общества традиционного механизма «оживления» Советов и перераспределения полномочий центра и регионов привели к необратимым процессам. Советская система, существовавшая в тесной взаимосвязи с партийной, не смогла выжить при утере гегемонии партии.
Дальнейшее дифференцированное развитие органов местной власти по пути регионализации (федерализации) и муниципализации было предопределено существовавшим в советское время разграничением их полномочий. В свою очередь, местное самоуправление оказалось заложником двойственной природы Советов и под влиянием обострения политической борьбы пошло по пути традиционной для себя иерархии отношений с центром. Общие для страны противоречия социально-экономического и политического развития, наиболее отчетливо проявляющиеся на местном и региональном уровне, подготовили широкомасштабные реформы начала 1990-х годов. В динамике их осуществления четко прослеживается трансформация взглядов на природу и содержание местной власти, ее функциональное назначение.
_____________________________
Авторы статьи: Иванова Татьяна Спартаковна, д.ю.н., профессор кафедры арктического права и права стран АТР юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова;
Васильева Нина Дмитриевна, к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН;
Ермолаева Юлия Никифоровна, к.и.н., профессор, зав. кафедрой всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.