наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Наращивание индустриального потенциала республики.

К середине 1960-х годов СССР в результате ус­коренной модернизации ценой неимоверных уси­лий и жертв превратился в сверхдержаву с мощ­ным промышленным и научным потенциалом. Быстрыми темпами развивались атомная промыш­ленность, авто- и кораблестроение, нефтехимия, электроника. Страна первой в мире вышла в кос­мос, овладела новейшими военными технологиями. При этом модернизационные процессы в Совет­ском Союзе так и не закончились, а экономика продолжала развиваться экстенсивными методами. Высокие темпы индустриализации и наращивание объемов продукции достигались за счет опережаю­щего включения в промышленный оборот природ­ных и трудовых ресурсов, роста основных фондов. Приоритет отдавался развитию отраслей тяжелой промышленности в ущерб производству предметов потребления. Гипертрофированный рост военно­промышленного комплекса также требовал все большего привлечения новых сырьевых источни­ков, центр добычи которых постепенно перемещался из Европейской России в Сибирь и на Дальний Восток.

Якутская АССР к этому времени уже заняла прочное место в общей макроструктуре экономики СССР как поставщик драгоценных и цветных ме­таллов валютного и стратегического назначения. Горнодобывающая специализация региона продолжала углубляться. На базе открытых в конце 1950-х – начале 1960-х годов новых месторождений алмазов, коксующегося угля и природного газа на­чалось создание крупных индустриальных комплек­сов в Западной и Южной Якутии. На северо-вос­токе республики строился мощный Депутатский оловодобывающий комбинат. На XXIII съезде КПСС, наметившем ускоренное наращивание произ­водительных сил северо-востока СССР в VIII пяти­летке (1966-1970 гг.), были поставлены задачи присту­пить к промышленному освоению Усть-Вилюйского месторождения газа, обеспечить дальнейшее увели­чение добычи алмазов, золота, олова и других цветных металлов [Якутская АССР..., 1982, С. 38].

Для централизации управления процессами ос­воения и в соответствии с решениями сентябрьско­го (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улуч­шении управления промышленностью» была созда­на сеть общесоюзных ведомств: объединение Якутзолото (25 ноября 1965 г.), трест Якутуголь (28 марта 1966 г.), комбинаты Якуталмаз и Айхалалмаз, преобразованные 6 августа 1969 г. в объеди­нение Якуталмаз [Промышленность..., 1993, С. 42, 58, 85].

Реорганизация управления по отраслевому прин­ципу и создание ведомств являлись составной частью самой масштабной советской экономической реформы, направленной на «повышение эффектив­ности и ускорение темпов роста общественного производства, на переход в качественно новый этап развития социалистических методов хозяйствова­ния – от преимущественно административных к экономическим» [Якутская АССР..., 1982, С. 39-40]. Реформа, получившая в честь своего идеолога – председателя Совета Министров СССР А.Н. Косы­гина (1964 – 1980) название «косыгинская», мыс­лилась как комплекс мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятель­ность хозрасчетного звена (предприятия или орга­низации), усовершенствовать централизованное планирование. Было сокращено до пяти количество директивно планируемых показателей, обязатель­ных для выполнения предприятиями. К ним были отнесены: объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. При этом административная обязательность заданий со­хранялась [История России, 2005, С. 485].

В Якутской АССР перевод предприятий на новые условия начался позднее, чем в целом в стране: в конце 1966 – начале 1967 г. Учитывалась особен­ность экономической специализации Якутии – в ее промышленности ведущую роль играла горнодобы­вающая отрасль, предприятия которой являлись убыточными или малорентабельными.

Главным условием для перехода к новому поряд­ку планирования и экономического стимулирова­ния была рентабельность предприятий, поэтому в коллективах разрабатывалась система мероприятий, направленных на ее повышение. Важное значение придавалось выявлению резервов производства, борьбе за экономию и бережливость.

На комбинате Якуталмаз была проведена боль­шая работа по изучению технико-экономических показателей предшествующих лет и разработке но­вых нормативов. Для повышения выхода готовой продукции совместно с научно-исследовательскими институтами были разработаны мероприятия по улучшению технологического процесса на обогатительных фабриках. Комбинат улучшил состояние учета и состав основных производственных фондов, усилил их активную часть; перевел основные цехи на хозяйственный расчет. Были разработаны положения о порядке образования, начисления и ис­пользования фондов материального поощрения, со­циально-культурных мероприятий и жилищного строительства, о порядке премирования [Якутская АССР..., 1982, С. 41].

Экономическая реформа положительно сказалась на деятельности Якутского кожевенно-обувного комбината: планово-убыточное предприятие пре­вратилось в рентабельное. Для этого были осуще­ствлены меры по повышению фондоотдачи, перестройке сложившегося порядка сбыта готовой продукции и материально-технического снабжения с переходом к прямым связям с потребителями и поставщиками [Там же, С. 42].

Массовое развертывание хозяйственной реформы в Якутии произошло в 1968-1969 гг., когда основ­ные промышленные и транспортные предприятия республики перешли на хозрасчет. На 1 января 1969 г. в новых условиях работало 49 промышлен­ных предприятий, или 21% от общей их численно­сти в регионе, на долю которых приходились 51% валовой продукции и 96% прибыли. В августе 1969 г. предприятий, работавших по новым прин­ципам, было уже 137. В 1970 г. реформа в республике вступила в свой завершающий этап – в ее русло вовлекались оставшиеся предприятия про­мышленности, транспорта и капитального строительства. К концу года в Якутской АССР в новых условиях планирования и экономического стимулирования работало 78% предприятий, на долю кото­рых приходилось 99,2% реализуемой продукции [Там же, С. 46].

Однако осуществление хозяйственной реформы 1965 г. встретилось с серьезными трудностями, при­чинами которых были ее непоследовательность и половинчатость. Уже в 1966-1967 гг. стали прояв­ляться негативные стороны. Новые показатели и поощрительные меры вводились с трудом. Предприятиям было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. В 1972-1973 гг. руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административ­ной структуре с ограничением прав предприятий. Валовые показатели вновь стали играть ведущую роль в экономической жизни [История России, 2005, С. 485].

Годы хозяйственной реформы упрочили отраслевую специализацию управления промышленностью Якутии. Индустрия республики почти полностью управлялась центральными ведомствами. К концу 1970-х годов здесь действовало 369 предприятий со­юзного подчинения, 1480 союзно-федерального и только 178 местного. На долю предприятий со­юзного подчинения приходилось 73% промышлен­ной продукции Якутии [История Якутии, 2001, С. 137].

Алмазодобывающая промышленность представля­ла самую молодую отрасль горнодобывающей про­мышленности Якутии. По своей производственной мощности и технической оснащенности она зани­мала ведущее место в структуре промышленного потенциала республики. Плановые задания по рос­ту добычи алмазов достаточно успешно выполня­лись за счет ввода в эксплуатацию новых производ­ственных мощностей и освоения вновь открытых месторождений.

В апреле 1966 г. первый секретарь Якутского обкома КПСС Г.И. Чиряев добился на приеме у председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина включения в VIII пятилетний план развития народного хозяйства интенсификации производства действовавших обогатительных фабрик № 1, 2, 4, 5 рудника «Мирный», обогатительной фабрики № 8 рудника «Айхал»,
драг № 201 и 202 прииска «Ирелях»; строительства подземного рудника в трубке «Мир»; завершения строительства обогатительной фабрики № 8 на месторождении «Айхал»; начала промышленного освоения крупнейшего в мире месторождения алмазов трубки «Удачная». Для решения всех вышеназванных задач 9 марта 1967 г. Президиум Совета Министров СССР принял постановление «О мерах по ускоренному освоению месторождения трубки “Удачная” и дальнейшему развитию алмазодобывающей промышленности в ЯАССР», которое также предусматривало возведение второй очереди Вилюйской ГЭС, развитие социальной инфраструктуры строившихся городов и рабочих поселков [Слепцов, 1991, С. 45-46].

Алмазная фабрика Мирный С. 399
Общий вид алмазной обогатительной фабрики № 2 в г. Мирном. 1960-е годы. РГАКФД, б/н.

21 октября 1966 г. в эксплуатацию была сдана обогатительная фабрика № 3 в г. Мирном, ровно через год она достигла проектной мощности. На этой фабрике впервые была освоена отечественная технология извлечения минералов из алмазодобывающих руд. Для алмазодобывающих предприятий была закуплена новейшая по тем временам техника: электрические скальные экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-8, мощные дизель-электрические бульдозеры, буровые станки шпекового вращательного бурения СВБ-2 и БТС-2, самосвалы МАЗ-525, БелАЗ-540, КрАЗ-222 и т.д. [Якутская АССР…, 1982, С. 42].

Для создания энергетической базы алмазодобывающего комплекса было решено построить на р. Вилюй каскад из девяти водосборных плотин, которые должны были обеспечить водоснабжение дражных полигонов и обогатительных фабрик. Первая в мире гидроэлектростанция на вечной мерзлоте – Вилюйская – стала полигоном для испытания многих новаторских идей и разработок советских инженеров и ученых. 

Вилюйская ГЭС С. 399
Строительство Вилюйской ГЭС. 1975 г. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

Под руководством начальника строительства Е.Н. Батенчука и главного инженера Г.Ф. Биянова здесь впервые в СССР были применены гладкий откол скалы, проходка туннелей с понижением температуры скалы, освоена цементация скальных оснований в вечномерзлой среде и т.д. [Батенчук, 1979, С. 59], построена камненабросная плотина высотой в 75 м и впервые в мировой прак­тике – ее суглинистый экран. Крупнейшим в мире являлся сегментный затвор гидроэлектростанции. Впервые в мире для таких суровых природно-кли­матических условий были изготовлены трансформа­торы, построено закрытое распределительное уст­ройство [Мухамедьяров, 1968]. 7 октября 1967 г. промышленный ток дал первый агрегат ГЭС, 5 де­кабря того же года – второй пусковой агрегат. Окончательно она была сдана в эксплуатацию в 1970 г. С 1968 г. началось сооружение второй очере­ди, которая была запущена на год раньше намечен­ного срока – 21 декабря 1975 г. За строительство ГЭС бригадиры монтажников М.Р. Дьячек и слеса­рей А.Б. Новолодский удостоились звания Героя Социалистического Труда [Якутская АССР..., 1982, С. 56, 86]. Самоотверженно трудились на строитель­стве гидроэлектростанции на Вилюе И.А. Асеев, Л.К. Перепелкин, Ф.М. Бабушкин, М.И. Васильев, А.Г. Негуляева и др. [Промышленность..., 1993, С. 67].

Наращивание производственного потенциала, внедрение новейших технологий, концентрация зна­чительных трудовых ресурсов (в конце 1960-х годов в системе объединения Якуталмаз было сосредото­чено уже около 20 тыс. рабочих и инженерно-тех­нических работников) позволили в кратчайшие сроки создать на западе Якутии отечественную ал­мазодобывающую промышленность. К 1970 г. в от­расли действовали шесть обогатительных фабрик, две драги, горные работы велись на пяти место­рождениях. Добыча алмазов за годы VIII пятилет­ки (1966-1970 гг.) выросла в 4,3 раза (при плане в 2,9 раза) [Там же, С. 96, 106]. За успехи в развитии новой отрасли советской индустрии объединение Якуталмаз было награждено орденом Ленина (1966 г.), а г. Мирный – орденом Трудового Красного Знаме­ни (1970 г.) [История Якутии, 2001, С. 138].

Определенную роль в динамичном развитии от­расли сыграло и внедрение на комбинатах Якуталмаз и Айхалалмаз новой системы хозяйствования вследствие экономической реформы 1965 г. С пере­ходом на новые условия труда с 1 апреля 1967 г. сократилось число плановых показателей, утверждаемых свыше, расширились права предприятий в планировании и управлении производством. За первые девять месяцев работы в условиях реформы на Якуталмазе общая рентабельность производства превысила плановую на 4,8%, расчетную – на 3,3%, фондоотдача увеличилась на 11,4%. Благода­ря этому комбинат образовал солидный фонд раз­вития производства и экономического стимулиро­вания, в том числе на материальное поощрение было выделено 2,1 млн руб., на социально-культурные мероприятия и жилищное строительство – 703 тыс. руб. [Якутская АССР..., 1982, С. 43].

Достаточно стабильно развивалась в 1960-е годы и старейшая отрасль промышленности Якутии – золотодобывающая. Рост добычи золота за пятиле­тие (1966-1970 гг.) составил 46% [Промышлен­ность..., 1993, С. 106]. Столь заметное увеличение промышленного производства обусловливалось в основном экстенсивными факторами – освоением новых проектных мощностей. Так, в 1966 г. была введена в эксплуатацию Куранахская золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ). В то же время опреде­ленные сдвиги происходили и вследствие технического перевооружения предприятий. В 1970 г. завершилась полная механизация основных произ­водственных процессов (разработка, транспорти­ровка и промывка) на предприятиях золотодобы­вающей промышленности. На Лебединской ЗИФ впервые в стране был использован метод ионооб­менного бесфильтрационного процесса извлечения золота из цианистых пульп. В 1968-1970 гг. на ионообменной установке была отработана новая эффективная сорбционная технология извлечения металла.

Техническое перевооружение угольной и слюдя­ной промышленности, внедрение элементов хозрас­чета позволили и в этих отраслях добиться опреде­ленных успехов. В 1965 г. Сангарским шахтоуправ­лением достигнута рекордная добыча угля за все годы существования рудника: получено 341,1 тыс. т угля. Всего же за 1966-1970 гг. горняки Сангара добыли 1 млн 627 тыс. т угля. В 1970 г. на шахте впервые внедрен комбайн «Урал-2М», успешная эксплуатация которого позволила увеличить произ­водительность труда до 200 т угля за одну смену. Комбайн использовала бригада под руководством инженера Н.А. Быкова, впоследствии кандидата технических наук, научного сотрудника Института горного дела Севера ЯФ СО АН СССР [Боякова, 2007, С. 81]. Коллектив угольной шахты Джебарики-Хая, установив в очистной лаве высокопроизводи­тельный комбайн, а также механизированную по­садочную гидрокрепь, добился роста выработки и освобождения горняков от тяжелого ручного труда. В слюдяной промышленности на руднике «Эльконка» был начат переход на многоцикличную проход­ку подземных выработок одним забоем [Якутская АССР..., 1982, С. 53].

В VIII пятилетке успешно завершилось строи­тельство первого в мире газопровода на вечной мерзлоте Таас-Тумус — Якутск — Покровск, поло­жившего начало новой отрасли промышленности республики – газодобывающей. В проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации этого уникального газопровода активное участие приняли ученые Института мерзлотоведе­ния, Института физико-технических проблем Севера и других институтов ЯФ СО АН СССР. Впервые под руко­водством будущего академика РАН В.П. Ларионова были разработаны но­вые технологии сварки при низких климатических температурах Крайне­го Севера.

Газопровод С. 401
Газопровод Таас-Тумус — Якутск. 1967 г. ЯГОМИКНС, КПФ-21760.

Магистраль газопровода строилась с двух сторон: от пос. Промышленный — конечного пункта месторождения и от г. Якутска. Строительству уникальной газовой магистрали помогали все регионы и республики тогда еще единой страны. Генеральным подрядчиком стал один из крупнейших в СССР трест Нефтепроводмонтаж, имевший опыт строительства трубопроводов в Коми АССР и на о. Сахалин [Якутская АССР…, 1982, С. 54].

Строительство было закончено в 1967 г.; 24 октября на 114-м километре от Промышленного был заварен последний шов трубопровода. 31 октября 1967 г. газ впервые поступил на промышленные и жилые объекты г. Якутска. К концу года вся первая очередь газопровода протяженностью в 410 км была сдана в эксплуатацию. Валовая добыча газа в 1970 г. составила уже 184 млн м3 [Якутия за 70 лет…, 1987, С. 17]. В январе 1968 г. на Якутской центральной электростанции был введен в эксплуатацию котел на газовом топливе. Мощность ее за счет перевода на газ увеличилась до 27,5 тыс. кВт. В Якутске началось строительство Якутской ГРЭС на газотурбинных агрегатах. В 1970 г. первая в СССР крупная электростанция на природном газе вошла в строй. Мощность обоих газотурбинных агрегатов Якутской ГРЭС составила 50 тыс. кВт [Якутская АССР…, 1982, С. 54-55].

Промышленное освоение сопровождалось быст­рым ростом энерговооруженности предприятий. В 1966 г. введена в эксплуатацию вторая очередь Чульманской ГРЭС. В 1970 г. в низовьях Колымы для обслуживания морского порта Зеленый Мыс начала действовать первая в СССР плавучая элек­тростанция «Северное сияние – 1». В алмазной про­винции появились высоковольтные линии электро­передач от Вилюйской ГЭС до Мирного и Ленска, затем до Айхала и Удачного. Мощность энергосис­тем с 1965 по 1970 г. возросла с 244,5 тыс. до 680 тыс. кВт, выработка электроэнергии увеличи­лась с 627,7 млн до 1400 млн кВт · ч. Энерговоору­женность труда в промышленности повысилась бо­лее чем в 1,5 раза [Там же, С. 56]. 

Всего же к концу пятилетки в республике дейст­вовало 220 промышленных предприятий, объем промышленной продукции увеличился почти в 2 раза (в целом по Союзу ССР – в 1,5) [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 233. Д. 30. Л. 23]. Особенно быстрыми тем­пами развивались энергетика (показатели ее по сравнению с 1965 г. выросли в 2,3 раза), цветная металлургия (в 2,6 раза), легкая промышленность (в 2,3 раза). Производительность труда в результате ус­пешного внедрения хозяйственной реформы в про­мышленности увеличилась на 62,8%. В эти годы введено в строй 42 крупных промышленных объек­та, в том числе завод по ремонту измерительной техники, Якутский и Айхальский комбинаты строи­тельных материалов, Табагинский лесокомбинат [Промышленность..., 1993, с. 99]. Удельный вес ва­ловой продукции промышленности союзного под­чинения с 66,9% в 1965 г. увеличился до 76,3% в 1970 г. При этом в 1970 г. предприятия союзных ми­нистерств располагали 92,6% основных производст­венных фондов [Якутская АССР..., 1982, С. 57].

Перспективы дальнейшей индустриализации Яку­тии определило II научное совещание по проблемам развития производительных сил Якутской АССР, ко­торое, как указывалось выше, проходило в Якутске в марте 1969 г. Главными направлениями развития экономики республики совещание определило:

— ускоренное развитие отраслей сложившейся специализации, прежде всего цветной металлургии, на основе дальнейшего технического прогресса, во­влечения в эксплуатацию новых богатейших место­рождений;

— создание на базе разведанных крупных высо­коэффективных месторождений новых отраслей: га­зовой промышленности, черной металлургии, а также резкое расширение мощностей угольной про­мышленности;

— создание мощной энергетической базы на ос­нове использования местных и дешевых топливных ресурсов;

— создание форсированными темпами крупных экономических районных баз строительной индуст­рии в рациональном сочетании с привлечением за­возных прогрессивных материалов и облегченных конструкций;

— обеспечение опережающих темпов развития всех видов транспорта, включая железнодорожный, имея в виду, что транспорт на северо-востоке стра­ны является основным условием освоения края, осью всей экономической жизни;

— интенсификацию всех отраслей сельскохозяй­ственного производства;

— рациональное использование трудовых ресур­сов, подготовку квалифицированной рабочей силы из числа местного населения, широкое привлечение кадров из других областей, преодоление их текуче­сти [Промышленность..., 1993, С. 81-82, 204].

Таким образом, экономическое развитие республики на ближайшие десятилетия по-прежнему связывалось с интенсивным промышленным освоением природных богатств региона. Предстояло ускоренными темпами ввести в эксплуатацию новые месторождения газа, угля, нефти; на первый план выдвигалось развитие топливно-энергетического комплекса. Форсированное освоение предлагалось обеспечить за счет экстенсивных факторов: освоения новых месторождений, широкого привлечения трудовых ресурсов из-за пределов республики.

Сырьевая направленность экономики республики была закреплена на XXIV и XXV съездах КПСС. Первый секретарь Якутского обкома КПСС Г.И. Чиряев, выступая в 1976 г. на XXV съезде КПСС, провозглашал: «Перед республикой открываются вдохновляющие перспективы… Возрастает добыча алмазов, золота, других цветных металлов. Расширится геологическое изучение территории… Есть все предпосылки для создания в перспективе новой угольно-металлургической базы страны, ряда крупных предприятий других отраслей промышленности» [РГАНИ, Ф. 1. Оп. 7. Д. 63. Л. 106].

Косыгин приехал С. 402
Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин (в центре) и первый секретарь Якутского ОК КПСС Г.И. Чиряев (справа) во время осмотра карьера трубки «Мир». Город Мирный, март 1974 г. Фото Е. Порядина. Фотофонд НА РС (Я), № 4480.

В марте 1974 г. Якутию посетил председатель Со­вета Министров СССР А.Н. Косыгин. Он побывал на строительстве Вилюйской ГЭС, на производст­венных объектах Мирного, Чернышевского, Нерюнгри и Якутска. Однако первый в истории визит в республику руководителя страны такого ранга был связан прежде всего с началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с ответвлением до Беркакита (Малый БАМ) и формирования Южно-Якутского территориально­производственного комплекса. Рас­сматривались также возможности создания Чульман-Алданского ТПК. По итогам пребывания главы совет­ского правительства в Якутии было принято постановление ЦК КПСС «О комплексном развитии производи­тельных сил Якутской АССР на период до 1980 г.», закрепившее при­оритеты ускоренного развития топ­ливно-энергетического комплекса рес­публики [Там же, Л. 105-106].

Перспективные планы развития экономики ЯАССР до 1990 г. так же отражали общие тенденции форсиро­ванного освоения нефтегазовых мес­торождений Западной Якутии и Нерюнгринского угольного разреза, фор­мирования здесь крупных экспортно ориентированных производств, что окончательно низводило республику до роли сырьевого придатка центра [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 245. Д. 100. Л. 25; Оп. 249. Д. 143. Л. 3-4]. Уже III на­учное совещание по долгосрочной программе раз­вития производительных сил ЯАССР, состоявшееся 19-22 июня 1979 г. в г. Якутске (участвовало около 1200 чел., представлявших Госплан СССР, Совет Министров РСФСР, Госплан РСФСР, союзные и федеральные министерства и ведомства, ведущие научные учреждения Москвы, Ленинграда, Сверд­ловска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Хабаровска, Владивостока, Магадана и др.; заслушано 320 докладов и сообщений, в прени­ях выступило 104 чел.), несмотря на заявленный комплексный характер рассмотрения проблем эко­номики Якутии, зафиксировало все более углуб­ляющуюся диспропорциональность структуры эко­номики республики в сторону горнодобывающих отраслей [НА РС(Я), Ф. П-3. Оп. 257. Д. 23. Л. 58-59].

С середины 1970-х годов в экономике СССР воз­никли кризисные явления. Наблюдалось замедле­ние развития научно-технического прогресса, мо­ральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности, усилилось отставание инфра­структуры от основного производства; наметился ресурсный кризис, выразившийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, удорожании добываемого для промышлен­ности сырья [Российская история, 1997, С. 289].

Указанные проблемы были характерны и для экономики Якутии. Тревожные симптомы сниже­ния темпов экономического роста затронули даже наиболее динамично развивавшуюся алмазодо­бывающую промышленность. Запасы руды, извле­каемой открытым способом, ко второй половине 1970-х годов оказались исчерпаны. С 1976 г. плано­вые показатели производственного объединения Якуталмаз достигались с большим напряжением. Особенно остро эта проблема ощущалась на карь­ерах трубок «Мир», «Айхал», «Интернациональная» [Слепцов, 1991, С. 57]. Преодолеть трудности было решено традиционным путем – наращиванием объемов геологической разведки и введением в эксплуатацию новых месторождений. Распоряжением Совета Министров СССР от 17 мая 1980 г. была создана специализированная геологическая экспе­диция № 12 Приленского геолого-разведочного объ­единения Мингео СССР по поискам новых корен­ных месторождений алмазов. В октябре этого же года было принято постановление Совета Минист­ров СССР «О мерах по дальнейшему развитию ал­мазодобывающей промышленности и усилению геолого-разведочных работ на алмазы в Якутской АССР в 1981-1990 гг.». Одновременно ускоренными темпами велось строительство Удачнинского ГОКа и обогатительной фабрики № 12, объявленных Все­союзной ударной комсомольской стройкой. Первая очередь ГОКа была завершена в 1976 г., вторая – в 1978 г. Полностью же на проектную мощность фабрика № 12 вышла в декабре 1980 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 70]. В 1983 г. были введены новые мощности по добыче руды на при­иске «Сытыканский». Однако полностью прииск начал функционировать лишь в конце 1986 г. В 1984 г. были получены первые алмазы на место­рождении Эбэлэх в Анабарском районе [Слепцов, 1991, С. 61].

Большое внимание было уделено и техническому перевооружению отрасли. Только в 1976-1980 гг. в реконструкцию и перевооружение предприятий ал­мазодобывающей промышленности было вложено 26 млн руб. К началу 80-х годов на карьерах рабо­тали экскаваторы с емкостью ковша 12,5 м3, само­свалы грузоподъемностью 75 и 120 т, погрузчики с емкостью ковша 8 м3, мощная бульдозерная техни­ка. На всех фабриках были установлены бесшаровые мельницы, в том числе на фабрике № 12 – де­вятиметровые. Была освоена новая технология пенной сепарации [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 71]. В отрасли сложился мощный отряд рабочих, инженеров и техников. На начало 1985 г. их насчитывалось около 47 тыс. чел. [Слеп­цов, 1991, С. 199]. Здесь трудились Герои Социалистического Труда экскаваторщики С.М. Васильев и Н.В. Титов, слесарь-монтажник М.Р. Дьячек, сле­сарь-наладчик С.Р. Коростелев, сепараторщица Р.И. Томилова, лауреаты Ленинской премии инже­нер А.Н. Степанов, директор института «Якутниипроалмаз» А.Ф. Галкин и др. [Грани..., 1981, С. 39, 47, 76, 107].

В то же время даже эта, считавшаяся передовой отрасль не могла обеспечить устойчивой положи­тельной динамики развития. Здесь, как и во всей стране в целом, наблюдались простои оборудова­ния, транспорта, недостаточное использование мощ­ностей, недоукомплектованность технологическим оборудованием и т.д. Так, только за 1967-1970 гг. неплановые простои обогатительных фабрик и драг составили 5579 часов, а коэффициент использова­ния и производительность основного оборудования на горных, буровых и транспортных работах был в 2-3 раза ниже средних показателей зарубежных алмазодобытчиков [Промышленность..., 1993, С. 97-98]. Выполнение плана производственным объединением Якуталмаз учитывалось только с точки зрения валовых показателей. При этом госу­дарство рассчитывалось по одной цене за высоко­качественные ювелирные алмазы и мелкие техни­ческие, в то время как на мировом рынке 1 карат ювелирного алмаза стоил около 14 тыс. долл., 1 ка­рат мелких технических алмазов – 2,5 долл. [Слеп­цов, 1991, С. 54-55].

Противоречивые тенденции наблюдались в раз­витии и другой ведущей от расли промышленности Якутии – золотодобывающей. В 1970–1980-е годы значительно укрепилась производственная база от­расли. В 1971-1975 гг. были освоены новые место­рождения Энтузиасты и Омчикандя в Усть-Янском районе, что позволило значительно улучшить плановые показатели ГОКа «Куларзолото». В 1975 г. полностью завершилась реконструкция ведущего предприятия отрасли – Куранахской ЗИФ. Она была переведена на прогрессивный сорбционный процесс извлечения золота. В конце декабря 1975 г. с некоторым опережением сроков вошла в строй и дала первую продукцию Сарылахская золотосурь­мяная фабрика. С пуском ее впервые в республике стала добываться сурьма. Развернулось строительст­во Адычанского и Хатыннахского приисков, дороги на прииск Нежданинский, завода по ремонту зем­леройной техники в г. Якутске. В 1970-е годы в состав объединения Якутзолото входили комбинаты Алданзолото, Джугджурзолото, Индигирзолото, Куларзолото. За заслуги в развитии золотодобываю­щей промышленности коллективы комбината Алданзолото и объединения Якутзолото были на­граждены соответственно орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Управ­ляющему объединением Т.Г. Десяткину и рабочим П.В. Гуляеву, П.А. Новгородцеву, Н.Р. Горковенко, В.С. Рагозину, П.И. Быканову было присвоено зва­ние Героя Социалистического Труда.

На горных работах, как и в алмазной промыш­ленности, применялись мощные экскаваторы, само­свалы с большой грузоподъемностью, бульдозеры и промывочные установки. В структуре бульдозерно­го парка горных предприятий 38% по численности и 53% по мощности занимала высокопроизводи­тельная импортная техника фирм «Фиат Эллис», «Катерпиллер» и «Комацу». При разработке золото­носных россыпей началось внедрение поточно-кон­вейерной схемы вскрышных работ с использовани­ем роторного экскаватора и отвалообразователя, транспортно-обогатительного комплекса ТОК-200. Однако все это не могло компенсировать в целом нерентабельной работы отрасли. На большинстве приисков технологические процессы осуществля­лись на устаревшей технике, которая была в основе своей мало приспособлена к суровым природно­климатическим условиям Севера [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 73-75]. Повсеместно встре­чались факты ее простоя, нерационального исполь­зования оборудования. Велика была доля ручного труда. Если в конце 1960-х годов в промышленно­сти около 60% рабочих было занято ручным тру­дом, в том числе в цветной металлургии 41%, то через 10 лет эти показатели сократились лишь на 8% [Овчинникова, 1986, С. 101; Промышленность..., 1993, С. 83]. В этих условиях ПО Якутзолото начало разрабатывать мелкие, непромышленные месторождения, расширять сезонные работы, для которых ежегодно завозили до 1500-3000 рабочих, и орга­низовывать широкую старательскую добычу. В 1979 г. старательскими артелями добывалось уже 33% общего объема золота по объединению [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 75].

В дальнейшем показатели золотодобычи продол­жали падать. В 1980-е годы неравномерно работали все горно-обогатительные комбинаты: Алданзолото, Джугджурзолото, Индигирзолото и Куларзолото и оловодобывающий Депутатский ГОК. Среди при­чин ухудшения основных технико-экономических показателей ПО Якутзолото можно отметить истощение ресурсов сырья в некогда богатом Куларском золотоносном районе, вследствие этого расширение эксплуатации месторождений с низким содержани­ем металла, недостаточное использование произ­водственных мощностей и т.д.

Форсированными темпами с 1979 г. велось строи­тельство Депутатского ГОКа. Был создан специаль­ный трест Депутатскстрой с общей численностью строителей 1175 чел. В строительство крупнейшего на Северо-Востоке предприятия по добыче олова было вложено более 600 млн руб. В 1980-е годы так же начались подготовительные работы для строительства Нежданинского золоторудного ком­бината, приисков Нерский, Адычинский [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 111-113].

Относительно динамично развивался в исследуе­мый период лишь топливно-энергетический ком­плекс республики. За 20 лет, с 1965 г. по 1985 г., вы­работка электроэнергии выросла в 8,7 раза, добыча угля – в 10,6 раза, газа с 1970 по 1985 г. – в 5,5 раза [Якутия за 70 лет..., 1987, С. 17].

Во второй половине 1960-х годов угольная про­мышленность выделилась в самостоятельную от­расль горнодобывающей промышленности. В 1966 г., как указывалось выше, был создан трест «Якут­уголь» с непосредственным подчинением Министер­ству угольной промышленности СССР. В 1970-е го­ды было проведено техническое переоснащение угольных шахт и разрезов, хотя механизация труда все еще оставалась на низком уровне. Завершились строительство шахты Джебарики-Хая, реконструк­ция Зырянского угольного разреза.

Создание в 1970-е годы Южно-Якутского ТПК – первого в зоне Байкало-Амурской магистрали про­мышленного узла – являлось частью долгосрочно­го проекта по формированию в Якутии четвертой угольно-металлургической базы страны. Этот уникальный комплекс стал последней крупной стройкой СССР.

В 70-е годы XX в. считалось, что система терри­ториально-производственных комплексов является наиболее рациональной формой организации ре­гионального хозяйства. Разработка южноякутских угольных месторождений по показателям себестои­мости и удельным капитальным вложениям была более экономичной в сравнении с другими бассейнами коксующихся углей: Кузнецким, Карагандин­ским и Донецким. Большой интерес к месторожде­нию угля проявил и и японские компании. В счет кредита, предоставленного японской стороной, Со­ветский Союз закупил для разработки месторожде­ний Южной Якутии автотранспортную, землерой­ную технику и другое оборудование и материалы [Акинин, 2009, С. 380].

Создание ТПК предполагало несколько этапов, при этом завершение основной задачи по строи­тельству и вводу в эксплуатацию объектов Южно-­Якутского территориально-производственного ком­плекса планировалось после 2000 г. В его состав должны были войти угольный разрез на 13 млн т, обогатительная фабрика по переработке 9 млн т угля в год, ГРЭС мощностью 630 тыс. кВт, новый город Нерюнгри. Уже в 1983 г. в Японию, в соот­ветствии с советско-японским соглашением, пред­полагалось поставить первые 3,2 млн т нерюнгринского угля. Для строительства комплекса было создано два мощных строительных объединения – комбинат Якутуглестрой и управление Нерюнгригрэсстрой, сконцентрирована значительная рабочая сила – почти 16 тыс. чел. [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 6].

На первом этапе намечался пуск Нерюнгринского угольного разреза, ГРЭС, обогатительной фабрики, строительство железнодорожной линии Тында — Беркакит (Малый БАМ). Особое значение имела техника. Учитывая, что потери от применения меха­низмов, не рассчитанных для работы в экстремаль­ных условиях Крайнего Севера, составляли ежегод­но до 150 млн руб., проектом предусматривалось использование специально сконструированной для Нерюнгри отечественной техники: 120-180-тонных автосамосвалов (БелАЗов), экскаваторов (ЭКГ-20), буровых машин СБШ-250-55 и т.п. Новая отечест­венная техника начала поступать лишь к середине 80-х годов XX в. – с опозданием на 10 лет. Поэто­му проекты были переориентированы на импорт­ную технику, приобретение которой потребовало валютных средств. С 1974 г. по 1985 г. на закупку такой техники было потрачено около 1 млрд руб. Однако импортная техника оказалась неприспособ­ленной к работе в северных условиях. Это привело к отставанию вскрышных работ, что вынудило ру­ководство отрасли и стройки вводить в эксплуата­цию головные образцы отечественной техники без полного комплекса испытаний. Над созданием, до­водкой и усовершенствованием горной техники ра­ботали 32 научно-исследовательских института и проектно-конструкторских бюро. К этим пробле­мам добавились потери техники, оборудования, за­пасных частей из-за неудовлетворительного хране­ния, а так же пожара на автобазе № 4 15 января 1979 г. Сложившаяся на строительстве Южно-Якут­ского ТПК напряженная ситуация была предметом рассмотрения на заседаниях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЯАССР. Только за 1975-1977 гг. Совет Министров ЯАССР принял 17 постановле­ний, касавшихся развития Южной Якутии [Аки­нин, 2009, С. 381].

Еще за год до сдачи в постоянную эксплуатацию железной дороги БАМ — Тында — Беркакит, как только были проложены рельсы до станции Уголь­ная, 26 октября 1978 г. на Нерюнгринском разрезе начались горно-эксплуатационные работы [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 77]. До конца пятилетки потребителям других областей, в основ­ном зоны БАМа, было отгружено около 3 млн т угля. В первой половине 80-х годов формирование первой очереди Южно-Якутского ТПК было в ос­новном завершено. В 1984 г. построена крупнейшая в стране углеобогатительная фабрика, вступил в строй угольный разрез «Нерюнгринский» и первая очередь Нерюнгринский ГРЭС мощностью 570 тыс. кВт. Общие капиталовложения по соору­женным к 1985 г. объектам составили около 3 млрд руб., а по всему ТПК – более 3,5 млрд руб. В 1985 г. на долю Южно-Якутского ТПК приходи­лось более 34% всей товарной продукции, произве­денной в зоне Байкало-Амурской магистрали. За эти годы в районах Южной Якутии были разведа­ны запасы новых крупных месторождений. Так, геологами проведена детальная разведка Таежного, Тарыннахского, Десовского месторождений желез­ных руд. В непосредственной близости от них были открыты месторождения коксующихся углей с ут­вержденными мощностями по добыче 23 млн т угля в год. Значительные запасы выявлены на Селигдарском апатитовом месторождении [Аргунов, 1988б, С. 65].

В первой половине 1980-х годов производство то­пливно-энергетических ресурсов в республике уве­личилось почти в 2,5 раза, в том числе добыча угля в переводе на условное топливо – в 3,8, га­за – в 1,37, гидроэнергии – в 1,09, нефти – в 9 раз. В структуре топливно-энергетического ком­плекса резко увеличилась доля продукции угледо­бывающей промышленности: с 52,7% в 1980 г. до 78,1% в 1985 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 115].

Экспортообразующая отрасль была оснащена мощным современным оборудованием. Только им­портной техники фирм «Мариан», «Юнит Риг», «Комацу» и др. было закуплено на сумму свыше 200 млн инвалютных рублей [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 7]. Применялась и новейшая отечественная техника: экскаваторы ЭКГ-20, ЭКГ-12, 5, М-204 и ЭШ-10/70, бульдозеры мощностью 600 л. с., самосва­лы грузоподъемностью 180 т. Внедрялись новые тех­нологии обогащения угля в тяжелых средах, совре­менные методы разработки угля с применением угольных комбайнов, металлических крепей. Все это увеличило фондовооруженность труда в отрас­ли с 93,2 тыс. руб. в 1980 г. до 140,6 тыс. руб. в 1985 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 115]. Большой вклад в создание и развитие Южно-Якутского ТПК внесли И.И. Пьянков, М.П. Кочнев, В.И. Бочаров, А.П. Платонов, А.В. Но­володский, М.А. Михеев, А.И. Кныш, М.И. Мороз, М.А. Ечин, А.М. Иванов и др. [Ковлеков, 1989, С. 135, 145, 175].

Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание центрального и республиканского руководства к первенцу крупной индустрии в зоне БАМа, форми­рование его шло путями и методами, свойственны­ми директивной экономике, с постоянными авра­лами и срывами плановых заданий. Сооружение комплекса осуществлялось силами трех союзных ведомств – Минуглепрома, Минэнерго, Минтрансстроя СССР, между которыми отсутствовала коор­динация, а часто и вообще какое-либо взаимодей­ствие. Попытка Якутского обкома КПСС создать в ТПК координационный совет при Минуглепроме СССР оказалась неудачной, решения совета не яв­лялись обязательными для подразделений других министерств. Концентрируя в своих руках выделяв­шиеся капиталовложения, ведомства действовали в своих интересах, зачастую не считаясь с мнением местных партийно-государственных органов. Рас­пыление средств не позволило завершить строи­тельство угольно-металлургической базы страны до распада СССР [Акинин, 2009, С. 381].

Строительство даже таких сложных производст­венных объектов, как Нерюнгринская ГРЭС, нача­лось без составления в полном объеме проектно­-технической документации. Постоянно срывались плановые задания по строительству и вводу в дей­ствие промышленных объектов, они выполнялись, особенно в первые годы действия Южно-Якутского ТПК, лишь на 40-50%. Из 26 производственных объектов, предусмотренных к сдаче в эксплуатацию в 1978-1979 гг., в срок было закончено только 8. Обыденным явлением стали приписки объемов вы­полненных работ, простои дорогостоящей импорт­ной техники, разбазаривание дефицитных строи­тельных материалов [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 26, 28-29].

Стройка хронически испытывала дефицит рабо­чих кадров. Текучесть здесь составляла почти 40%. Несомненно, основной причиной этого были не­удовлетворительные условия труда и быта на возве­дении промышленного гиганта. Из года в год не выполнялись планы ввода жилья, школ, детских дошкольных учреждений. Из запланированных в 1975-1976 гг. 304 тыс. м2 жилой площади было вве­дено лишь 180 тыс. м2, или 59,2%. Рабочие были вынуждены сами строить себе временные жилища, получившие название «балки» – не имевшие ника­ких удобств сооружения барачного типа. Как отме­чала посетившая в 1979 г. Всесоюзную ударную комсомольскую стройку комиссия ЦК КПСС, в по­добных времянках жило около 3 тыс. рабочих. По­стоянный дефицит рабочих рук (так, при требуе­мом количестве 20 тыс. чел. на 1 сентября 1979 г. трудилось 11,2 тыс. чел.) восполнялся приемом на работу случайных лиц, нередко освобожденных из мест заключения. Все это приводило к нарушени­ям трудовой дисциплины, пьянству, хулиганству, хищениям государствен­ной собственности. Преступность в г. Нерюнгри только за три первых года строительства ТПК, с 1976 по 1979 г., выросла на 32,9% [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 7-8, 27].

Строительство Нерюнгри С. 409
Строительство г. Нерюнгри. 1982 г. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

Выход на производственную мощ­ность Южно-Якутского ТПК вызвал резкий прирост населения региона. На 1 января 1985 г. число жителей г. Нерюнгри превысило 100 тыс. чел. Однако интенсивный приток населе­ния сопровождался столь же интен­сивным его оттоком, возникновением так называемого «миграционного сквозняка». В начале 1980-х годов в городских поселениях Южной Яку­тии население на 60-70% состояло из людей, проживших здесь не более трех лет [Аргунов, 1988а, С. 150].

Еще одной отраслью топливно­энергетического комплекса, развивавшейся в иссле­дуемый период опережающими темпами, являлась нефтегазовая промышленность.

В связи с резким падением пластового давления на Усть-Вилюйском месторождении и нехваткой газа Совет Министров ЯАССР в 1971 г. принял ре­шение о строительстве газопровода от Мастахского месторождения и подключении его к магистрально­му газопроводу Тас-Тумус — Якутск — Бестях. Подготовка и строительство его велись в сжатые сроки. В июле 1971 г. начались изыскательские и проектные работы на линии будущего газопровода. Через год был утвержден проект его линейной час­ти, выполненный Киевским институтом Южгипротрубопровод. Однако еще до окончательного про­ектного заключения, с августа 1971 г., СМУ № 8 треста Нефтепроводмонтаж приступило к подгото­вительным, а с февраля 1972 г. к основным строительным работам. Уже через год, 27 марта 1973 г., ускоренными темпами, с привлечением ра­бочих других производственных организаций (так, только на перевозке оборудования и грузов было задействовано 12 транспортных предприятий рес­публики) строительство было закончено, мастахский газ по новой стальной магистрали поступил в действующий газопровод Тас-Тумус — Якутск.

Для удовлетворения растущей потребности в газе Центрального района и обеспечения надежности газоснабжения в 1978-1982 гг. была построена вто­рая нитка газопровода Берге — Якутск, а в 1984-1988 гг. – вторая нитка газопровода Мастах — Бер­ге. Подключение Мастахского месторождения вдвое увеличило потребление природного газа в столице республики. Постепенно произошло истощение юрской залежи Мастахского месторождения, и в 1986-1989 гг. был введен в эксплуатацию газопро­вод Кысыл-Сыр — Мастах протяженностью 84 км – Якутск стал обеспечиваться газом Средневилюйского газоконденсатного месторождения [Петров, 2007, С. 209].

В связи с расширением геолого-разведочных ра­бот на нефть и газ, разведанные запасы которых к началу 1976 г., по заданию правительства СССР, необходимо было довести до 1 трлн м3, в конце 1972 г. был создан трест Якутнефтегазразведка Мингео РСФСР. В него вошли три нефтеразведоч­ные экспедиции: Вилюйская, Сангарская, Среднеленская, образованные на базе бывшей Северо-­Якутской экспедиции Якутского геологического управления, а так же две геофизические экспеди­ции, две специализированные вышкомонтажные конторы, строительно-монтажное управление и другие подразделения. В формировании кадров ра­бочих приняли участие опытные буровики из Мол­давии, Башкирии, по комсомольским путевкам в Якутию было направлено 250 демобилизованных воинов. Высоких показателей добились бригады В.Г. Кузьмина, А.М. Ковалева, Н.Е. Журавлева и др. В результате самоотверженных усилий геологов и буровиков в октябре 1975 г. было открыто Верхневилючанское месторождение природного газа [Якут­ская АССР..., 1982, С. 87-88].

В последующее десятилетие нефтегазоразведчики открыли еще 12 месторождений газа, в том числе крупные Среднесоболохское, Нембинское, Ботуобинское. Однако, несмотря на все усилия, директи­вы партии о доведении запасов природного газа в республике до 1 трлн м3, позднее – до 1,2 трлн м3, так и не были выполнены. Всего на 1 января 1981 г. разведанные запасы газа составили 815 млрд м3. Плановые рубежи были достигнуты только в XI пя­тилетке, когда были открыты Среднеботуобинское, Таас-Юряхское и Иреляхское месторождения нефти [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 118]. Для увеличения запасов нефтегазового сырья в Запад­ной Якутии в 1970-1980-е годы были применены подземные ядерные взрывы.

Доставка грузов С. 408
Доставка грузов на буровую установку объединения Ленанефтегазгеология на вертолете МИ-8. 1970-е годы. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

В исследуемый период получила дальнейшее раз­витие лесная промышленность Якутии, на долю которой приходилось 14% лесосырьевых ресурсов страны. В республике развивались преимуществен­но заготовка древесины, производство пиломате­риалов и в незначительной степени – производство стройдеталей, стандартных домов и мебели. Часть выпускаемой продукции лесной промышленности вывозилась в Магаданскую область, Таймырский национальный округ, также на экспорт в Японию через порт Тикси. Якутия поставляла лес, заготовкой которого занимались три леспромхоза: Витим­ский, Ленский, Олёкминский. Однако основными потребителями якутского леса оставались строя­щиеся объекты республики [Якутская АССР..., 1982, С. 89-91]. В 1965-1985 гг. из Якутской АССР вывезе­но 18 045 тыс. м3 древесины, в том числе деловой – 7375 тыс. м3. Производство стандартных домов увеличилось в 3,8 раза, мебели – в 4,3 раза [Якутия за 70 лет, 1987, С. 17].

Темпы роста легкой и пищевой промышленности значительно отставали от аналогичных показателей добывающих отраслей промышленности. Тем не менее определенные сдвиги происходили и в дан­ном направлении. Укреплялась материально-техни­ческая база предприятий. На одном из крупнейших среди них – Якутском кожевенно-обувном пред­приятии прошла реконструкция закройно-штампо­вочного, кожгалантерейного и других цехов, меха­низировано производство обуви, внедрена конвейе­ризация ряда производственных операций. Комби­нат впервые освоил технологию обработки оленьих и конских шкур для изготовления из них меховых изделий. Благодаря этому начался выпуск более 10 новых видов продукции: ковриков, теплых ботинок, меховых женских сапожек, шапок, воротников и др.

Кожевенно-обувной комбинат С. 408
Изделия Якутского кожевенно-обувного комбината. ЯГОМИКНС, фотоальбом «50 лет Якутского кожевенно-обувного комбината», № 2.

В 1965-1985 гг. были введены в эксплуатацию молокозаводы в Якут­ске и Мирном, пос. Чернышевский, завод по розливу виноградных вин в Якутске, пивзаводы в городах Ленске и Олёкминске, сувенирная фабрика «Сардана», Якутский мясокомбинат, реконструированы и расширены ко­жевенно-обувной комбинат, макарон­но-кондитерская и мебельная фабри­ка в Якутске. В районах республики только в 1971-1976 гг. было построено 18 молокозаводов, 9 пунктов механи­зированного забоя скота, хлебозавод в г. Алдане и т.д. Важное значение для развития местной промышленно­сти имело создание производствен­ных объединений. В сформированное в конце 1973 г. объединение «Якутмебель» вошли Якутская мебельная фабрика, Горный и Намский райпромкомбинаты, в Заречное производственное объ­единение – Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Алексеевский, Усть-Алданский райпромкомбинаты. Возникли объединения пищепро­ма в Якутске, Мирном, Алдане, Ленске. Эти меры усилили процесс концентрации и специализации производства, техническое перевооружение отрас­лей, изготовлявших товары народного потребления [Якутская АССР..., 1982, С. 90]. Производство швей­ных изделий за 1965-1985 гг. возросло в 4,5 раза, обуви – в 1,8 раза, цельномолочной продукции – в 5,5 раза, колбасных изделий – в 2 раза [Там же, С. 17-18].

Вместе с тем объем производства товаров народ­ного потребления не отвечал растущим потребно­стям населения. Удельный вес продукции местной промышленности составил в общем товарообороте республики к 1985 г. только 1,4%. По производству товаров на душу населения Якутская АССР зани­мала одно из последних мест в РСФСР [Там же, С. 117], и качество большинства товаров было весь­ма невысоким. Оставляли желать лучшего ассорти­мент и внешний вид изделий. К началу 1980-х годов только 1,1% общего объема продукции местной промышленности ЯАССР выпускалось со знаком качества и индексом «Н» (новинка). Продукция лишь пяти предприятий республики: объединений Якутпромстройматериалы и Якутмебель, Якутского кожевенно-обувного комбината, швейной фабрики, сувенирной фабрики «Сардана» – соответствовала этим требованиям [Овчинникова, 1986, С. 25-26].

Ускоренные темпы индустриального развития Якутии обеспечивались широким развертыванием капитального строительства. За 1965-1985 гг. было освоено 17,3 млрд руб. капитальных вложений [Якутская АССР..., 1982, С. 57, 91; Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 121]. Разумеется, средства направлялись в основном на развитие производст­венной инфраструктуры; строительство жилья, объ­ектов социального и культурного назначения ве­лось по остаточному принципу. С каждым годом накапливался объем незавершенного строительства, многие сооружения, особенно социально-культур­ной сферы, возводились десятилетиями.

Реализация программы промышленного строи­тельства опиралась на развертывание индустрии строительных материалов. Крупнейшей базой строи­тельной промышленности стал Якутско-Покровский комплекс предприятий строительной индустрии. Здесь вступили в строй в конце 1966 г. керамзито­вый цех, в 1969 г. цех минеральной ваты, в 1970 г. дробильно-сортировочная фабрика и Бестяхский за­вод крупнопанельного домостроения. В сентябре 1971 г. пущен в эксплуатацию цементный завод в пос. Мохсоголлох мощностью 200 тыс. т продукции в год. В 1980-е годы введены в строй цех керамзи­тового гравия в пос. Мохсоголлох, цеха сборных же­лезобетонных конструкций и изделий мощностью 35 тыс. м3 в год в г. Якутске и др. В сжатые сроки был построен и в 1988 г. принят в эксплуатацию домостроительный комбинат в Якутске. В результа­те значительно ускорились темпы промышленного и гражданского строительства, началось разверты­вание крупнопанельного домостроения. Облик сто­лицы республики с возведением новых кварталов, современных зданий постепенно преображался. Большой вклад в развитие промышленного и жи­лищного строительства внесли Герои Социалисти­ческого Труда М.Ф. Алексеев и М.С. Сергеев, А.И. Скуратова, М.С. Третьяков и др.

В 1970-е годы возникkа база сельской строитель­ной индустрии и промышленности строительных материалов в поселках Марха (под Якутском), Яро­славский (в Ленском районе). Для проектирования сельских новостроек был создан институт Якутколхозпроект. Довольно интенсивное строительство вели трест Якутсельстрой и объединение Якутмежколхозстрой. Благодаря их деятельности значитель­но укрепилась материально-техническая база сель­ского хозяйства, началось каменное домостроение и благоустройство сел Якутии. В 1970-1980-е годы для жителей Заполярья были построены благоуст­роенные сельские поселки Оленегорск, Белая Гора, Таймылыр, Андрюшкино, Тополиный, интенсивно застраивались районные центры Черский, Чокурдах, Жиганск и др. [Якутская АССР..., 1982, С. 58, 91].

Транспорт занимает исключительно важное ме­сто в экономике Якутии. В 1960-1980-е годы раз­витие получили все виды транспорта республики: речной, морской, авиационный, автомобильный, появились новые, трубопроводный и железнодо­рожный. По-прежнему ведущую роль в перевозках поступающего извне груза играл речной транспорт (на его долю приходилось до 84%). С его развити­ем, особенно после постройки железнодорожной магистрали Тайшет — Лена, заметно снизился удельный вес товаров, завозимых в республику по Северному морскому пути (до 10%, затем до 2%).

В конце 1960-х – начале 1970-х годов произошла модернизация речного флота. Были заменены суда, весь флот переведен на жидкое топливо, введены контейнерные и пакетные перевозки. Ускоренными темпами реконструировали порты Осетрово, Ленск, Якутск и морские арктические порты Тикси и Зе­леный Мыс. Уровень механизации портовых работ уже в начале 1970-х годов составил 83,4% [Там же, С. 59].

По заказу Ленского объединенного речного паро­ходства (ЛОРП) Красноярская верфь начала стро­ить суда грузоподъемностью более 2 тыс. т, способ­ные курсировать не только по рекам, но и по морю. Такого же класса суда-танкеры были заказа­ны в Болгарии. Впервые на реках Якутии в эти годы были освоены суда типа «Морской» финского производства. Благодаря перевооруженности флота перевозки грузов в пункты побережья Северного Ледовитого океана стали осуществляться сквозны­ми рейсами с верховьев Лены из речного порта Осетрово каботажем через морской порт Тикси. К 1985 г. флотом ЛОРП обслуживались бассейны рек Лены с притоками, Яны, Индигирки, Колымы, имелось 338 остановочных пунктов на 65 линиях. В пассажирском обслуживании было занято 66 су­дов, в том числе 44 скоростных [Якутия за 70 лет, 1987, С. 47]. Проведение дноуглубительных работ значительно повысило судоходность северных рек Яны и Индигирки. В связи с ростом потребностей быстро развивающихся приисков Кулара и строи­тельством Депутатского ГОКа возрос грузооборот Нижнеянского речного порта. Здесь велись работы по реконструкции порта и его техническому пере­вооружению [Якутская АССР..., 1982, С. 92].

Экипаж танкера С. 410
Экипаж танкера «50 лет ЯАССР» Ленского объединенного речного пароходства. В первом ряду четвертый слева – капитан танкера, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета ЯАССР М.Ф. Спиридонов. 1975 г. Фотофонд НА РС (Я), № 3886а.

За 20 лет, с 1965 по 1985 г., несмотря на сокра­щение протяженности внутренних водных путей в 1,22 раза, речной флот увеличил перевозку грузов в 3,4 раза, пассажиров – в 1,9 раза [Якутия за 70 лет, 1987, С. 46-47]. За высокие производственные пока­затели Ленское объединенное речное пароходство еще в 1966 г. было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а его начальник П.Н. Иванов в 1967 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1985 г. в системе речного транспорта работали 6325 чел. [Якутия: ХХ век..., 2001, С. 265]. Здесь тру­дились прославленные капитаны, Герои Социали­стического Труда Н.Н. Слабожанин и М.Ф. Спири­донов, Г.И. Банщиков, В.М. Лисовский, Г.В. Суханов, В.К. Усачев и др.

В перевозке внутриреспубликанских грузов главное место по-преж­нему занимал автомобильный транс­порт. Темпам дорожного строительст­ва способствовало индустриальное развитие республики. В эти годы ве­лись реконструкция трассы Большой Невер — Якутск, строительство авто­мобильных дорог Чернышевский — Айхал — Удачный и Якутск — Покровск. Был введен в строй асфаль­тобетонный завод, освоены новая технология покрытий дорог с приме­нением битумно-минеральных смесей и оборудование по дроблению и при­готовлению специальных смесей, де­лающих дорожное покрытие более прочным. Однако дорожное строи­тельство заметно отставало от по­требностей республики. Грузооборот автомобильного транспорта с 1965 по 1985 г. вырос в 5 раз, перевозка пас­сажиров – в 4,6 раза, общая протя­женность сети автомобильных до­рог – лишь на 700 км, в том числе с твердым покрытием на 1700 км, которые в общей автодорожной струк­туре занимали к 1985 г. лишь 26,3% [Якутия за 70 лет, 1987, С. 48-49]. Особенно остро эта проблема стояла в сельской местности, где действова­ли в основном автозимники, а в лет­нее время из-за отсутствия дорог главным средством передвижения становился трактор.

За 1965-1985 гг. в результате даль­нейшего развития авиационного транспорта республики объем перево­зок пассажиров возрос в 3,6 раза, грузов и почты – в 3,5 раза [Там же, С. 50]. Активно применялась авиация в программе химизации сельского хо­зяйства (особенно в 1965-1975 гг.), в пожароохранных мероприятиях и ту­шении лесных пожаров; слаженно действовала санитарная авиация республики. Продолжался процесс тех­нического переоснащения самолетно­го парка, его пополнение реактивны­ми и турбовинтовыми самолетами. В 1970-е годы на местных авиалини­ях началась эксплуатация самолетов Як-40, Л-410; рейсы на Москву, Санкт-Петербург, в города Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и на курорты Черноморского побережья стали совершать реактивные пасса­жирские лайнеры Ту-134, Ту-154, Ил-18. В исследуемый период введе­ны в эксплуатацию аэровокзалы в аэропортах Маган, Мирный, Черский и т.д. Значительный вклад в развитие отрасли внесли В.И. Кузьмин, С.Я. Андросов, Н.И. Бекурин, Л.И. Васягина, В.К. Зинченко, Н.Т. Погодаев, Г.К. Сивцев, Ф.М. Козин, С.А. Цепаев, И.Н. Михайлов и др. [Пестерев, 1997, С. 263, 271, 309].

Авиаторы ПанСиХэ С. 411
Авиаторы Нюрбинского авиапредприятия Якутского управления гражданской авиации братья Пан-Си-Хэ. Поселок Нюрба, Нюрбинский район, октябрь 1988 г. Фото Н. Крылова. Фотофонд НА РС (Я), № 6538.

В апреле 1966 г. Якутское авиапред­приятие получило первый грузовой самолет Ан-12, в мае – еще две та­кие машины. Появление на воздушных трассах этого типа самолета расширило возможности при­менения авиации в грузовых перевозках. Самолета­ми Ан-12 были перевезены тысячи тонн грузов для объектов, строившихся в Удачном, Депутатском, Айхале и Куларе, впервые доставлялись грузы и горючее для полярных станций в Советской Арк­тике. Благодаря воздушной трассе, связывавшей аэропорты Средней Азии с Якутском, жители респуб­лики снабжались ранними фруктами и овощами. Заметную роль в разведке недр республики, строи­тельстве газопровода Мастах — Якутск сыграл Маганский объединенный авиаотряд, получивший в 1967 г. первые вертолеты Ми-2, а через несколько лет – Ми-8 [Негенбля, 2007, С. 239]. Значительный вклад в социально-экономическое развитие Якутии внесли летный и авиатехнический состав Нюрбинского и Батагайского авиаотрядов.

В 1968 г. Полярное управление впервые поручило Нижнеколымскому авиапредприятию работу по подбору льдин и высадке коллектива исследовате­лей дрейфующей станции «Северный полюс – 16». Ответственное задание было успешно выполнено, и с этого года колымские летчики стали неизменны­ми участниками высокоширотных экспедиций. На дрейфующие льдины стали садиться самолеты Ли-2 и Ил-14, а с начала 1970-х годов на станции «Се­верный полюс» из Черского отправлялся Ан-24 [Федорченко, 2003, С. 157].

Новыми видами транспорта для Якутии стали трубопроводный и железнодорожный. Как уже от­мечалось, первый вид связан со строительством га­зопроводов, позволивших начать газификацию г. Якутска, а затем и других населенных пунктов. Железнодорожное строительство связано с сооруже­нием Амуро-Якутской магистрали (АЯМ, или Ма­лого БАМа) как одной из линий Байкало-Амурской магистрали, призванной обеспечить транспортиров­ку угля и других природных ресурсов Южной Яку­тии. В октябре 1975 г. с укладки «серебряного зве­на» пути из Тынды на север, к границе Якутской АССР, началась масштабная работа по строительст­ву Малого БАМа, к которой были привлечены мно­гие коллективы высококвалифицированных транс­портных и мостостроителей, прошедших суровую бамовскую школу, в том числе отряд «Якутский комсомолец». В декабре 1979 г. линия Тында — Беркакит была принята в эксплуатацию, начались ра­боты по ее продолжению до г. Томмота. В 1984 г. открыто пассажирское движение до г. Нерюнгри.

Поезд на Беркакит С. 411
Первый поезд на станции «Золотинка». 1977 г. Фотофонд Музея ИГИиПМНС СО РАН.

7 марта 1985 г. Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск», по которому уже к 1994 г. железнодорожная магистраль долж­на была быть протянута к столице Якутии. Преду­сматривалось сооружение моста через р. Лену, вок­зала, другой транспортной инфраструктуры. Возве­дение этой линии протяженностью 830 км позволило бы осуществить концепцию перспектив­ного развития производительных сил республики и всего Дальневосточного региона по комплексному освоению природных ресурсов Южной и Центральной Якутии [Гоголев, 2001, С. 94; История Якутии, 2001, С. 143]. Однако дальнейшее строительство за­тянулось, а затем и вовсе остановилось из-за недо­финансирования и отсутствия материалов вследст­вие начавшейся в стране перестройки, экономиче­ской нестабильности, инфляции, разрыва хозяйст­венных связей, структурных преобразований.

Достаточно быстрыми темпами в изучаемый пе­риод развивались все виды связи. Большими собы­тиями в 1967 г. явились ввод в эксплуатацию теле­визионной станции «Орбита» в г. Якутске для приема программ центрального телевидения и на­чало работы местного телевидения в г. Мирном. В дальнейшем были построены телевизионные станции в Алдане, Хандыге, Черском и ретрансля­торы в поселках Усть-Нера, Чурапча, Тикси, вне­дрена система трехпрограммного проводного радио­вещания в Якутске [Якутская АССР..., 1982, С. 60, 93]. Уровень телефонизации населения с 1965 по 1985 г. возрос в 4,2 раза, в том числе в городах и рабочих поселках – в 4,5 раза, в сельской местно­сти – в 3,5 раза. Количество трансляционных ра­диоточек увеличилось в 3,6 раза, в том числе в сельской местности – в 2 раза [Якутия за 70 лет, 1987, С. 50-51].

Таким образом, в 1965-1985 гг. в Якутии продол­жался процесс резкого наращивания промышлен­ного и научно-технического потенциала. Индустри­альное развитие края базировалось на форсирован­ном освоении природных ресурсов, создании на этой основе горнодобывающей промышленности. Объем валовой продукции промышленности соста­вил в 1985 г. к уровню 1965 г. почти 400% [Якутия за 70 лет, 1987, С. 14]. По-прежнему сохранялись вы­сокие темпы роста алмазодобывающей, лесной, слюдяной промышленности, появились новые от­расли: нефтегазовая промышленность, производ­ство строительных материалов и конструкций, энергетика; резко возросла угледобыча. К середине 1980-х годов в промышленности и строительстве республики было занято более 28% ее населения [Федорова, 1990, С. 110]. Однако за внешне благопо­лучными показателями динамичного развития про­мышленности республики скрывались многие серь­езные недостатки.

Таблица 22. С. 412
Таблица 22. Темпы роста промышленной продукции по пятилеткам*

Темпы роста объема промышленной продукции (табл. 22) неуклонно снижались. Итоговые положи­тельные показатели достигались в основном за счет форсированного наращивания производственных фондов угледобывающей промышленности.

Как отмечал И.А. Аргунов, высокие темпы рос­та объема промышленной продукции в середине 1960-х годов были связаны со становлением алмазо­добывающей промышленности и увеличением добы­чи золота за счет первоочередной эксплуатации россыпных месторождений, требовавших сравни­тельно ограниченных капитальных вложений и тру­довых ресурсов. Однако этот резкий скачок объема продукции предприятий системы цветной метал­лургии, основанный на экстенсивных факторах пер­воначального освоения, оказался не столь продол­жительным. Для алмазодобывающей промышленно­сти возникла необходимость перехода от открытых разработок кимберлитовых трубок к добыче алмазов с глубинных горизонтов с применением подземных методов извлечения. В золотодобывающей промыш­ленности по мере отработки богатых россыпных месторождений приходилось вовлекать в разработку менее богатые, со сложными горно-геологическими условиями залегания, что вело к снижению произ­водительности труда, а следовательно, и выпуска конечной товарной продукции. Темпы же внедре­ния в производство новой золотоизвлекательной техники и технологии оказались недостаточными для покрытия удорожающих факторов производст­ва. В годы XI пятилетки (1981-1986) падение тем­пов промышленной продукции удалось компенси­ровать лишь резким подъемом добычи угля на Южно-Якутском ТПК: с 3,7 млн т до 14,1 млн т, или в 3,8 раза [Аргунов, 1988а, С. 18]. Вместе с тем производительность труда в промышленности, не­сколько выросшая в годы экономической реформы 1965 г., вновь заметно упала. В 1975 г. по сравнению с 1970 г. она составила 140,9%, в 1980 г. к 1975 г. – 95,9%, в 1985 г. к 1980 г. – 107,3% [Народное хозяй­ство..., 1986, С. 24].

С началом перестройки и провозглашением курса на ускорение социально-экономического развития страны на основании «внедрения новых методов хозяйствования и использования достижений науч­но-технического прогресса» в Якутии, как и повсе­местно в стране, накопившиеся проблемы пытались решить за счет внеэкономических методов интенси­фикации производства, основанных на инерции сложившегося хозяйственного механизма, который уже находился в кризисном положении. На практи­ке это вылилось в кампанию ужесточения трудовой дисциплины и введения дополнительных контроли­рующих бюрократических органов.

Осознание недостаточной эффективности прово­ди вшихся преобразований заставило руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым разработать бо­лее решительные меры для углубления экономиче­ских реформ. Принятые законы «О бригадном подряде» (1986), «О государственном предприятии» (1987), «О кооперации в СССР» (1988), постановле­ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР о рас­ширении прав трудового коллектива и выборе руководителей должны были стимулировать заин­тересованность коллективов в повышении при­быльности производства, перевести большинство предприятий на самофинансирование и хозрасчет. Однако новые явления не затронули давно сло­жившихся основ хозяйственного механизма и не имели реального влияния на экономику Якутии. В условиях нараставших экономических трудно­стей, центробежных тенденций, осложнявшихся политической обстановкой в стране, производство в республике потеряло динамику роста и оказа­лось в депрессивном состоянии, хотя пока еще не вступило в полосу резкого спада.

Несмотря на уже отмеченное постепенное снижение эффектив­ности производства и темпов его роста к середине 1980-х годов, благодаря крупным централизован­ным капиталовложениям из союзного бюджета в развитие алмазодобывающей, угольной, газовой промышленности, электроэнергетики, на протяже­нии ряда лет сдерживался спад валового объема продукции. Так, в 1990 г. промышленное производство в целом оставалось на уровне 1985 г. Такое положение в основном обеспечивалось за счет пу­щенных накануне объектов Южно-Якутского ТПК. В 1985 г. в результате пуска пятой очереди Нерюнгринского разреза добыча угля выросла до 10,5 млн т в год. Сдача в том же году в эксплуа­тацию третьего агрегата Нерюнгринской ГРЭС по­зволила увеличить ее мощность до 570 тыс. кВт. В Западной Якутии разрабатывались Мастахское, Средневилюйское, Иреляхское, Среднеботуобинское и другие месторождения природного газа. В 1987 г. было добыто свыше 1,3 млрд м3. По ма­гистральному газопроводу Кызыл-Сыр — Мас­тах — Якутск — Бестях топливо поступало в Якутск, в населенные пункты Орджоникидзевского, Намского, Кобяйского, Вилюйского районов. Был построен газопровод до г. Мирного. На севере Якутии в 1986 г. вступила в строй первая очередь крупнейшего в СССР Депутатского оловодобываю­щего горно-обогатительного комбината [История Якутии, 2001, С. 170-171].

Относительно стабильно работал в эти го­ды транспорт. В 1990 г. в ЛОРП насчитывалось 1105 транспортных судов, которыми было перевезе­но 12 213 тыс. т грузов и 2175 тыс. пассажиров. В речном флоте Якутии трудилось 15 361 чел. [Яку­тия: ХХ век..., 2001, С. 265].

Тикси порт С. 414
Тиксинский морской торговый порт. Ноябрь 1989 г. Фотофонд НА РС (Я), б/н.

В целом республика продолжала наращивать вклад в общесоюзную экономику в качестве по­ставщика ценных и стратегически важных природ­ных ресурсов. Подобная специализация предусматривалась и плановыми заданиями XII пятилетки (1986-1990). Началось строительство Южно-Якут­ского металлургического комбината, проектирова­лось строительство Селигдарского апатитового завода, Якутского биохимического завода, второй очереди Депутатского ГОКа, нефтеперерабатываю­щего завода в г. Ленске, Адычанской и Чиркуокской ГЭС [Гоголев, 2001, С. 125]. Проекты дальней­шей интенсификации освоения месторождений полезных ископаемых, углубляя сырьевую направ­ленность экономики республики, вступали в про­тиворечие с интересами ее жителей, уже не желав­ших мириться с ведомственным диктатом и пренебрежением к вопросам экологии и здоровья населения.

Ускоренное промышленное освоение территории Якутии, предпринимавшееся прежде всего в целях наращивания военно-промышленного комплекса СССР, обусловливало саму «стихию гонки за высо­кими темпами без экономической, экологической целесообразности и допустимого разумного предела в природопользовании» [Хатылаев, 1992, С. 155]. Первоочередная разработка наиболее доступных месторождений полезных ископаемых, несовершен­ность технологических процессов и оборудования, зачастую не приспособленных к суровым природ­но-климатическим условиям Севера, отсутствие ре­культивационных и природоохранных мероприятий вывели из хозяйственного оборота миллионы гек­таров оленьих пастбищ, заливных лугов, охотничь­их угодий, рыбопромысловых водоемов.

Особенно неблагополучная обстановка сложилась в Вилюйской группе улусов – одном из центров компактного проживания коренных жителей Яку­тии. Штурмовые методы освоения алмазных и неф­тегазоносных месторождений Западной Якутии пре­вратили этот район в зону настоящего экологиче­ского бедствия. Сбросы в бассейн р. Вилюй обогати­тельными фабриками объединения «Якуталмаз» высокоминерализованных дренажных рассолов и технологиче­ских стоков, содержащих соли строн­ция и других агрессивных компонен­тов, а также фенолсероводородных соединений, образовавшихся вследст­вие затопления крупных лесных мас­сивов в зоне строительства Вилюйской ГЭС, привели к губительным последствиям для здоровья людей.

Не менее тяжелые последствия для экологии этих улусов имели 12 подземных ядерных взрывов, произведенных в «на­родно-хозяйственных целях» на терри­тории Мирнинского района в 1970–1980-е годы и сопровождавшихся ава­рийными выбросами в 1974 и 1978 гг. вблизи городов Удачного и Айхал. Исследованиями независимой группы экспертов из Санкт-Петербурга, Якут­ска, Удачного, Нюрбы доказано, что в почвах, донных осадках, растительности, водоемах в районе аварийных объектов «Кратон-3» и «Кристалл» содержатся основные радионуклиды (цезий-137, стронций-90, плутоний-239, 240) в количествах, со­ответствующих параметрам зоны экологического бедствия, как, например, 30-километровая зона Чер­нобыльской АЭС [Бурцев, 1997, С. 7, 41].

Негативное влияние на экологию республики оказывали и другие отрасли промышленности и транспорта. Вырубка лесов шла высокими темпа­ми, но при этом не сопровождалась лесовосстановительными мероприятиями. Дноуглубительные работы, устаревший и изношенный речной и мор­ской флот, выбросы дизельного топлива, стоки коммунальных хозяйств населенных пунктов за­метно ухудшили состояние водных экосистем.

Одностороннее наращивание промышленного по­тенциала в ущерб другим отраслям, прежде всего сельского хозяйства и перерабатывающих произ­водств, усилило диспропорции в структуре эконо­мики республики, обусловило социально-экономи­ческую, демографическую и этнопсихологическую напряженность в регионе.

_____________________________

Автор статьи: Боякова Сардана Ильинична, д.и.н., главный научный сотрудник, и.о. зав. отделом истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.