Наращивание индустриального потенциала республики.
К середине 1960-х годов СССР в результате ускоренной модернизации ценой неимоверных усилий и жертв превратился в сверхдержаву с мощным промышленным и научным потенциалом. Быстрыми темпами развивались атомная промышленность, авто- и кораблестроение, нефтехимия, электроника. Страна первой в мире вышла в космос, овладела новейшими военными технологиями. При этом модернизационные процессы в Советском Союзе так и не закончились, а экономика продолжала развиваться экстенсивными методами. Высокие темпы индустриализации и наращивание объемов продукции достигались за счет опережающего включения в промышленный оборот природных и трудовых ресурсов, роста основных фондов. Приоритет отдавался развитию отраслей тяжелой промышленности в ущерб производству предметов потребления. Гипертрофированный рост военнопромышленного комплекса также требовал все большего привлечения новых сырьевых источников, центр добычи которых постепенно перемещался из Европейской России в Сибирь и на Дальний Восток.
Якутская АССР к этому времени уже заняла прочное место в общей макроструктуре экономики СССР как поставщик драгоценных и цветных металлов валютного и стратегического назначения. Горнодобывающая специализация региона продолжала углубляться. На базе открытых в конце 1950-х – начале 1960-х годов новых месторождений алмазов, коксующегося угля и природного газа началось создание крупных индустриальных комплексов в Западной и Южной Якутии. На северо-востоке республики строился мощный Депутатский оловодобывающий комбинат. На XXIII съезде КПСС, наметившем ускоренное наращивание производительных сил северо-востока СССР в VIII пятилетке (1966-1970 гг.), были поставлены задачи приступить к промышленному освоению Усть-Вилюйского месторождения газа, обеспечить дальнейшее увеличение добычи алмазов, золота, олова и других цветных металлов [Якутская АССР..., 1982, С. 38].
Для централизации управления процессами освоения и в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении управления промышленностью» была создана сеть общесоюзных ведомств: объединение Якутзолото (25 ноября 1965 г.), трест Якутуголь (28 марта 1966 г.), комбинаты Якуталмаз и Айхалалмаз, преобразованные 6 августа 1969 г. в объединение Якуталмаз [Промышленность..., 1993, С. 42, 58, 85].
Реорганизация управления по отраслевому принципу и создание ведомств являлись составной частью самой масштабной советской экономической реформы, направленной на «повышение эффективности и ускорение темпов роста общественного производства, на переход в качественно новый этап развития социалистических методов хозяйствования – от преимущественно административных к экономическим» [Якутская АССР..., 1982, С. 39-40]. Реформа, получившая в честь своего идеолога – председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина (1964 – 1980) название «косыгинская», мыслилась как комплекс мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Было сокращено до пяти количество директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. К ним были отнесены: объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. При этом административная обязательность заданий сохранялась [История России, 2005, С. 485].
В Якутской АССР перевод предприятий на новые условия начался позднее, чем в целом в стране: в конце 1966 – начале 1967 г. Учитывалась особенность экономической специализации Якутии – в ее промышленности ведущую роль играла горнодобывающая отрасль, предприятия которой являлись убыточными или малорентабельными.
Главным условием для перехода к новому порядку планирования и экономического стимулирования была рентабельность предприятий, поэтому в коллективах разрабатывалась система мероприятий, направленных на ее повышение. Важное значение придавалось выявлению резервов производства, борьбе за экономию и бережливость.
На комбинате Якуталмаз была проведена большая работа по изучению технико-экономических показателей предшествующих лет и разработке новых нормативов. Для повышения выхода готовой продукции совместно с научно-исследовательскими институтами были разработаны мероприятия по улучшению технологического процесса на обогатительных фабриках. Комбинат улучшил состояние учета и состав основных производственных фондов, усилил их активную часть; перевел основные цехи на хозяйственный расчет. Были разработаны положения о порядке образования, начисления и использования фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, о порядке премирования [Якутская АССР..., 1982, С. 41].
Экономическая реформа положительно сказалась на деятельности Якутского кожевенно-обувного комбината: планово-убыточное предприятие превратилось в рентабельное. Для этого были осуществлены меры по повышению фондоотдачи, перестройке сложившегося порядка сбыта готовой продукции и материально-технического снабжения с переходом к прямым связям с потребителями и поставщиками [Там же, С. 42].
Массовое развертывание хозяйственной реформы в Якутии произошло в 1968-1969 гг., когда основные промышленные и транспортные предприятия республики перешли на хозрасчет. На 1 января 1969 г. в новых условиях работало 49 промышленных предприятий, или 21% от общей их численности в регионе, на долю которых приходились 51% валовой продукции и 96% прибыли. В августе 1969 г. предприятий, работавших по новым принципам, было уже 137. В 1970 г. реформа в республике вступила в свой завершающий этап – в ее русло вовлекались оставшиеся предприятия промышленности, транспорта и капитального строительства. К концу года в Якутской АССР в новых условиях планирования и экономического стимулирования работало 78% предприятий, на долю которых приходилось 99,2% реализуемой продукции [Там же, С. 46].
Однако осуществление хозяйственной реформы 1965 г. встретилось с серьезными трудностями, причинами которых были ее непоследовательность и половинчатость. Уже в 1966-1967 гг. стали проявляться негативные стороны. Новые показатели и поощрительные меры вводились с трудом. Предприятиям было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. В 1972-1973 гг. руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре с ограничением прав предприятий. Валовые показатели вновь стали играть ведущую роль в экономической жизни [История России, 2005, С. 485].
Годы хозяйственной реформы упрочили отраслевую специализацию управления промышленностью Якутии. Индустрия республики почти полностью управлялась центральными ведомствами. К концу 1970-х годов здесь действовало 369 предприятий союзного подчинения, 1480 союзно-федерального и только 178 местного. На долю предприятий союзного подчинения приходилось 73% промышленной продукции Якутии [История Якутии, 2001, С. 137].
Алмазодобывающая промышленность представляла самую молодую отрасль горнодобывающей промышленности Якутии. По своей производственной мощности и технической оснащенности она занимала ведущее место в структуре промышленного потенциала республики. Плановые задания по росту добычи алмазов достаточно успешно выполнялись за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей и освоения вновь открытых месторождений.
В апреле 1966 г. первый секретарь Якутского обкома КПСС Г.И. Чиряев добился на приеме у председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина включения в VIII пятилетний план развития народного хозяйства интенсификации производства действовавших обогатительных фабрик № 1, 2, 4, 5 рудника «Мирный», обогатительной фабрики № 8 рудника «Айхал»,
драг № 201 и 202 прииска «Ирелях»; строительства подземного рудника в трубке «Мир»; завершения строительства обогатительной фабрики № 8 на месторождении «Айхал»; начала промышленного освоения крупнейшего в мире месторождения алмазов трубки «Удачная». Для решения всех вышеназванных задач 9 марта 1967 г. Президиум Совета Министров СССР принял постановление «О мерах по ускоренному освоению месторождения трубки “Удачная” и дальнейшему развитию алмазодобывающей промышленности в ЯАССР», которое также предусматривало возведение второй очереди Вилюйской ГЭС, развитие социальной инфраструктуры строившихся городов и рабочих поселков [Слепцов, 1991, С. 45-46].
21 октября 1966 г. в эксплуатацию была сдана обогатительная фабрика № 3 в г. Мирном, ровно через год она достигла проектной мощности. На этой фабрике впервые была освоена отечественная технология извлечения минералов из алмазодобывающих руд. Для алмазодобывающих предприятий была закуплена новейшая по тем временам техника: электрические скальные экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-8, мощные дизель-электрические бульдозеры, буровые станки шпекового вращательного бурения СВБ-2 и БТС-2, самосвалы МАЗ-525, БелАЗ-540, КрАЗ-222 и т.д. [Якутская АССР…, 1982, С. 42].
Для создания энергетической базы алмазодобывающего комплекса было решено построить на р. Вилюй каскад из девяти водосборных плотин, которые должны были обеспечить водоснабжение дражных полигонов и обогатительных фабрик. Первая в мире гидроэлектростанция на вечной мерзлоте – Вилюйская – стала полигоном для испытания многих новаторских идей и разработок советских инженеров и ученых.
Под руководством начальника строительства Е.Н. Батенчука и главного инженера Г.Ф. Биянова здесь впервые в СССР были применены гладкий откол скалы, проходка туннелей с понижением температуры скалы, освоена цементация скальных оснований в вечномерзлой среде и т.д. [Батенчук, 1979, С. 59], построена камненабросная плотина высотой в 75 м и впервые в мировой практике – ее суглинистый экран. Крупнейшим в мире являлся сегментный затвор гидроэлектростанции. Впервые в мире для таких суровых природно-климатических условий были изготовлены трансформаторы, построено закрытое распределительное устройство [Мухамедьяров, 1968]. 7 октября 1967 г. промышленный ток дал первый агрегат ГЭС, 5 декабря того же года – второй пусковой агрегат. Окончательно она была сдана в эксплуатацию в 1970 г. С 1968 г. началось сооружение второй очереди, которая была запущена на год раньше намеченного срока – 21 декабря 1975 г. За строительство ГЭС бригадиры монтажников М.Р. Дьячек и слесарей А.Б. Новолодский удостоились звания Героя Социалистического Труда [Якутская АССР..., 1982, С. 56, 86]. Самоотверженно трудились на строительстве гидроэлектростанции на Вилюе И.А. Асеев, Л.К. Перепелкин, Ф.М. Бабушкин, М.И. Васильев, А.Г. Негуляева и др. [Промышленность..., 1993, С. 67].
Наращивание производственного потенциала, внедрение новейших технологий, концентрация значительных трудовых ресурсов (в конце 1960-х годов в системе объединения Якуталмаз было сосредоточено уже около 20 тыс. рабочих и инженерно-технических работников) позволили в кратчайшие сроки создать на западе Якутии отечественную алмазодобывающую промышленность. К 1970 г. в отрасли действовали шесть обогатительных фабрик, две драги, горные работы велись на пяти месторождениях. Добыча алмазов за годы VIII пятилетки (1966-1970 гг.) выросла в 4,3 раза (при плане в 2,9 раза) [Там же, С. 96, 106]. За успехи в развитии новой отрасли советской индустрии объединение Якуталмаз было награждено орденом Ленина (1966 г.), а г. Мирный – орденом Трудового Красного Знамени (1970 г.) [История Якутии, 2001, С. 138].
Определенную роль в динамичном развитии отрасли сыграло и внедрение на комбинатах Якуталмаз и Айхалалмаз новой системы хозяйствования вследствие экономической реформы 1965 г. С переходом на новые условия труда с 1 апреля 1967 г. сократилось число плановых показателей, утверждаемых свыше, расширились права предприятий в планировании и управлении производством. За первые девять месяцев работы в условиях реформы на Якуталмазе общая рентабельность производства превысила плановую на 4,8%, расчетную – на 3,3%, фондоотдача увеличилась на 11,4%. Благодаря этому комбинат образовал солидный фонд развития производства и экономического стимулирования, в том числе на материальное поощрение было выделено 2,1 млн руб., на социально-культурные мероприятия и жилищное строительство – 703 тыс. руб. [Якутская АССР..., 1982, С. 43].
Достаточно стабильно развивалась в 1960-е годы и старейшая отрасль промышленности Якутии – золотодобывающая. Рост добычи золота за пятилетие (1966-1970 гг.) составил 46% [Промышленность..., 1993, С. 106]. Столь заметное увеличение промышленного производства обусловливалось в основном экстенсивными факторами – освоением новых проектных мощностей. Так, в 1966 г. была введена в эксплуатацию Куранахская золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ). В то же время определенные сдвиги происходили и вследствие технического перевооружения предприятий. В 1970 г. завершилась полная механизация основных производственных процессов (разработка, транспортировка и промывка) на предприятиях золотодобывающей промышленности. На Лебединской ЗИФ впервые в стране был использован метод ионообменного бесфильтрационного процесса извлечения золота из цианистых пульп. В 1968-1970 гг. на ионообменной установке была отработана новая эффективная сорбционная технология извлечения металла.
Техническое перевооружение угольной и слюдяной промышленности, внедрение элементов хозрасчета позволили и в этих отраслях добиться определенных успехов. В 1965 г. Сангарским шахтоуправлением достигнута рекордная добыча угля за все годы существования рудника: получено 341,1 тыс. т угля. Всего же за 1966-1970 гг. горняки Сангара добыли 1 млн 627 тыс. т угля. В 1970 г. на шахте впервые внедрен комбайн «Урал-2М», успешная эксплуатация которого позволила увеличить производительность труда до 200 т угля за одну смену. Комбайн использовала бригада под руководством инженера Н.А. Быкова, впоследствии кандидата технических наук, научного сотрудника Института горного дела Севера ЯФ СО АН СССР [Боякова, 2007, С. 81]. Коллектив угольной шахты Джебарики-Хая, установив в очистной лаве высокопроизводительный комбайн, а также механизированную посадочную гидрокрепь, добился роста выработки и освобождения горняков от тяжелого ручного труда. В слюдяной промышленности на руднике «Эльконка» был начат переход на многоцикличную проходку подземных выработок одним забоем [Якутская АССР..., 1982, С. 53].
В VIII пятилетке успешно завершилось строительство первого в мире газопровода на вечной мерзлоте Таас-Тумус — Якутск — Покровск, положившего начало новой отрасли промышленности республики – газодобывающей. В проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации этого уникального газопровода активное участие приняли ученые Института мерзлотоведения, Института физико-технических проблем Севера и других институтов ЯФ СО АН СССР. Впервые под руководством будущего академика РАН В.П. Ларионова были разработаны новые технологии сварки при низких климатических температурах Крайнего Севера.
Магистраль газопровода строилась с двух сторон: от пос. Промышленный — конечного пункта месторождения и от г. Якутска. Строительству уникальной газовой магистрали помогали все регионы и республики тогда еще единой страны. Генеральным подрядчиком стал один из крупнейших в СССР трест Нефтепроводмонтаж, имевший опыт строительства трубопроводов в Коми АССР и на о. Сахалин [Якутская АССР…, 1982, С. 54].
Строительство было закончено в 1967 г.; 24 октября на 114-м километре от Промышленного был заварен последний шов трубопровода. 31 октября 1967 г. газ впервые поступил на промышленные и жилые объекты г. Якутска. К концу года вся первая очередь газопровода протяженностью в 410 км была сдана в эксплуатацию. Валовая добыча газа в 1970 г. составила уже 184 млн м3 [Якутия за 70 лет…, 1987, С. 17]. В январе 1968 г. на Якутской центральной электростанции был введен в эксплуатацию котел на газовом топливе. Мощность ее за счет перевода на газ увеличилась до 27,5 тыс. кВт. В Якутске началось строительство Якутской ГРЭС на газотурбинных агрегатах. В 1970 г. первая в СССР крупная электростанция на природном газе вошла в строй. Мощность обоих газотурбинных агрегатов Якутской ГРЭС составила 50 тыс. кВт [Якутская АССР…, 1982, С. 54-55].
Промышленное освоение сопровождалось быстрым ростом энерговооруженности предприятий. В 1966 г. введена в эксплуатацию вторая очередь Чульманской ГРЭС. В 1970 г. в низовьях Колымы для обслуживания морского порта Зеленый Мыс начала действовать первая в СССР плавучая электростанция «Северное сияние – 1». В алмазной провинции появились высоковольтные линии электропередач от Вилюйской ГЭС до Мирного и Ленска, затем до Айхала и Удачного. Мощность энергосистем с 1965 по 1970 г. возросла с 244,5 тыс. до 680 тыс. кВт, выработка электроэнергии увеличилась с 627,7 млн до 1400 млн кВт · ч. Энерговооруженность труда в промышленности повысилась более чем в 1,5 раза [Там же, С. 56].
Всего же к концу пятилетки в республике действовало 220 промышленных предприятий, объем промышленной продукции увеличился почти в 2 раза (в целом по Союзу ССР – в 1,5) [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 233. Д. 30. Л. 23]. Особенно быстрыми темпами развивались энергетика (показатели ее по сравнению с 1965 г. выросли в 2,3 раза), цветная металлургия (в 2,6 раза), легкая промышленность (в 2,3 раза). Производительность труда в результате успешного внедрения хозяйственной реформы в промышленности увеличилась на 62,8%. В эти годы введено в строй 42 крупных промышленных объекта, в том числе завод по ремонту измерительной техники, Якутский и Айхальский комбинаты строительных материалов, Табагинский лесокомбинат [Промышленность..., 1993, с. 99]. Удельный вес валовой продукции промышленности союзного подчинения с 66,9% в 1965 г. увеличился до 76,3% в 1970 г. При этом в 1970 г. предприятия союзных министерств располагали 92,6% основных производственных фондов [Якутская АССР..., 1982, С. 57].
Перспективы дальнейшей индустриализации Якутии определило II научное совещание по проблемам развития производительных сил Якутской АССР, которое, как указывалось выше, проходило в Якутске в марте 1969 г. Главными направлениями развития экономики республики совещание определило:
— ускоренное развитие отраслей сложившейся специализации, прежде всего цветной металлургии, на основе дальнейшего технического прогресса, вовлечения в эксплуатацию новых богатейших месторождений;
— создание на базе разведанных крупных высокоэффективных месторождений новых отраслей: газовой промышленности, черной металлургии, а также резкое расширение мощностей угольной промышленности;
— создание мощной энергетической базы на основе использования местных и дешевых топливных ресурсов;
— создание форсированными темпами крупных экономических районных баз строительной индустрии в рациональном сочетании с привлечением завозных прогрессивных материалов и облегченных конструкций;
— обеспечение опережающих темпов развития всех видов транспорта, включая железнодорожный, имея в виду, что транспорт на северо-востоке страны является основным условием освоения края, осью всей экономической жизни;
— интенсификацию всех отраслей сельскохозяйственного производства;
— рациональное использование трудовых ресурсов, подготовку квалифицированной рабочей силы из числа местного населения, широкое привлечение кадров из других областей, преодоление их текучести [Промышленность..., 1993, С. 81-82, 204].
Таким образом, экономическое развитие республики на ближайшие десятилетия по-прежнему связывалось с интенсивным промышленным освоением природных богатств региона. Предстояло ускоренными темпами ввести в эксплуатацию новые месторождения газа, угля, нефти; на первый план выдвигалось развитие топливно-энергетического комплекса. Форсированное освоение предлагалось обеспечить за счет экстенсивных факторов: освоения новых месторождений, широкого привлечения трудовых ресурсов из-за пределов республики.
Сырьевая направленность экономики республики была закреплена на XXIV и XXV съездах КПСС. Первый секретарь Якутского обкома КПСС Г.И. Чиряев, выступая в 1976 г. на XXV съезде КПСС, провозглашал: «Перед республикой открываются вдохновляющие перспективы… Возрастает добыча алмазов, золота, других цветных металлов. Расширится геологическое изучение территории… Есть все предпосылки для создания в перспективе новой угольно-металлургической базы страны, ряда крупных предприятий других отраслей промышленности» [РГАНИ, Ф. 1. Оп. 7. Д. 63. Л. 106].
В марте 1974 г. Якутию посетил председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Он побывал на строительстве Вилюйской ГЭС, на производственных объектах Мирного, Чернышевского, Нерюнгри и Якутска. Однако первый в истории визит в республику руководителя страны такого ранга был связан прежде всего с началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с ответвлением до Беркакита (Малый БАМ) и формирования Южно-Якутского территориальнопроизводственного комплекса. Рассматривались также возможности создания Чульман-Алданского ТПК. По итогам пребывания главы советского правительства в Якутии было принято постановление ЦК КПСС «О комплексном развитии производительных сил Якутской АССР на период до 1980 г.», закрепившее приоритеты ускоренного развития топливно-энергетического комплекса республики [Там же, Л. 105-106].
Перспективные планы развития экономики ЯАССР до 1990 г. так же отражали общие тенденции форсированного освоения нефтегазовых месторождений Западной Якутии и Нерюнгринского угольного разреза, формирования здесь крупных экспортно ориентированных производств, что окончательно низводило республику до роли сырьевого придатка центра [НА РС (Я), Ф. П-3. Оп. 245. Д. 100. Л. 25; Оп. 249. Д. 143. Л. 3-4]. Уже III научное совещание по долгосрочной программе развития производительных сил ЯАССР, состоявшееся 19-22 июня 1979 г. в г. Якутске (участвовало около 1200 чел., представлявших Госплан СССР, Совет Министров РСФСР, Госплан РСФСР, союзные и федеральные министерства и ведомства, ведущие научные учреждения Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Хабаровска, Владивостока, Магадана и др.; заслушано 320 докладов и сообщений, в прениях выступило 104 чел.), несмотря на заявленный комплексный характер рассмотрения проблем экономики Якутии, зафиксировало все более углубляющуюся диспропорциональность структуры экономики республики в сторону горнодобывающих отраслей [НА РС(Я), Ф. П-3. Оп. 257. Д. 23. Л. 58-59].
С середины 1970-х годов в экономике СССР возникли кризисные явления. Наблюдалось замедление развития научно-технического прогресса, моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности, усилилось отставание инфраструктуры от основного производства; наметился ресурсный кризис, выразившийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, удорожании добываемого для промышленности сырья [Российская история, 1997, С. 289].
Указанные проблемы были характерны и для экономики Якутии. Тревожные симптомы снижения темпов экономического роста затронули даже наиболее динамично развивавшуюся алмазодобывающую промышленность. Запасы руды, извлекаемой открытым способом, ко второй половине 1970-х годов оказались исчерпаны. С 1976 г. плановые показатели производственного объединения Якуталмаз достигались с большим напряжением. Особенно остро эта проблема ощущалась на карьерах трубок «Мир», «Айхал», «Интернациональная» [Слепцов, 1991, С. 57]. Преодолеть трудности было решено традиционным путем – наращиванием объемов геологической разведки и введением в эксплуатацию новых месторождений. Распоряжением Совета Министров СССР от 17 мая 1980 г. была создана специализированная геологическая экспедиция № 12 Приленского геолого-разведочного объединения Мингео СССР по поискам новых коренных месторождений алмазов. В октябре этого же года было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию алмазодобывающей промышленности и усилению геолого-разведочных работ на алмазы в Якутской АССР в 1981-1990 гг.». Одновременно ускоренными темпами велось строительство Удачнинского ГОКа и обогатительной фабрики № 12, объявленных Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первая очередь ГОКа была завершена в 1976 г., вторая – в 1978 г. Полностью же на проектную мощность фабрика № 12 вышла в декабре 1980 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 70]. В 1983 г. были введены новые мощности по добыче руды на прииске «Сытыканский». Однако полностью прииск начал функционировать лишь в конце 1986 г. В 1984 г. были получены первые алмазы на месторождении Эбэлэх в Анабарском районе [Слепцов, 1991, С. 61].
Большое внимание было уделено и техническому перевооружению отрасли. Только в 1976-1980 гг. в реконструкцию и перевооружение предприятий алмазодобывающей промышленности было вложено 26 млн руб. К началу 80-х годов на карьерах работали экскаваторы с емкостью ковша 12,5 м3, самосвалы грузоподъемностью 75 и 120 т, погрузчики с емкостью ковша 8 м3, мощная бульдозерная техника. На всех фабриках были установлены бесшаровые мельницы, в том числе на фабрике № 12 – девятиметровые. Была освоена новая технология пенной сепарации [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 71]. В отрасли сложился мощный отряд рабочих, инженеров и техников. На начало 1985 г. их насчитывалось около 47 тыс. чел. [Слепцов, 1991, С. 199]. Здесь трудились Герои Социалистического Труда экскаваторщики С.М. Васильев и Н.В. Титов, слесарь-монтажник М.Р. Дьячек, слесарь-наладчик С.Р. Коростелев, сепараторщица Р.И. Томилова, лауреаты Ленинской премии инженер А.Н. Степанов, директор института «Якутниипроалмаз» А.Ф. Галкин и др. [Грани..., 1981, С. 39, 47, 76, 107].
В то же время даже эта, считавшаяся передовой отрасль не могла обеспечить устойчивой положительной динамики развития. Здесь, как и во всей стране в целом, наблюдались простои оборудования, транспорта, недостаточное использование мощностей, недоукомплектованность технологическим оборудованием и т.д. Так, только за 1967-1970 гг. неплановые простои обогатительных фабрик и драг составили 5579 часов, а коэффициент использования и производительность основного оборудования на горных, буровых и транспортных работах был в 2-3 раза ниже средних показателей зарубежных алмазодобытчиков [Промышленность..., 1993, С. 97-98]. Выполнение плана производственным объединением Якуталмаз учитывалось только с точки зрения валовых показателей. При этом государство рассчитывалось по одной цене за высококачественные ювелирные алмазы и мелкие технические, в то время как на мировом рынке 1 карат ювелирного алмаза стоил около 14 тыс. долл., 1 карат мелких технических алмазов – 2,5 долл. [Слепцов, 1991, С. 54-55].
Противоречивые тенденции наблюдались в развитии и другой ведущей от расли промышленности Якутии – золотодобывающей. В 1970–1980-е годы значительно укрепилась производственная база отрасли. В 1971-1975 гг. были освоены новые месторождения Энтузиасты и Омчикандя в Усть-Янском районе, что позволило значительно улучшить плановые показатели ГОКа «Куларзолото». В 1975 г. полностью завершилась реконструкция ведущего предприятия отрасли – Куранахской ЗИФ. Она была переведена на прогрессивный сорбционный процесс извлечения золота. В конце декабря 1975 г. с некоторым опережением сроков вошла в строй и дала первую продукцию Сарылахская золотосурьмяная фабрика. С пуском ее впервые в республике стала добываться сурьма. Развернулось строительство Адычанского и Хатыннахского приисков, дороги на прииск Нежданинский, завода по ремонту землеройной техники в г. Якутске. В 1970-е годы в состав объединения Якутзолото входили комбинаты Алданзолото, Джугджурзолото, Индигирзолото, Куларзолото. За заслуги в развитии золотодобывающей промышленности коллективы комбината Алданзолото и объединения Якутзолото были награждены соответственно орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Управляющему объединением Т.Г. Десяткину и рабочим П.В. Гуляеву, П.А. Новгородцеву, Н.Р. Горковенко, В.С. Рагозину, П.И. Быканову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На горных работах, как и в алмазной промышленности, применялись мощные экскаваторы, самосвалы с большой грузоподъемностью, бульдозеры и промывочные установки. В структуре бульдозерного парка горных предприятий 38% по численности и 53% по мощности занимала высокопроизводительная импортная техника фирм «Фиат Эллис», «Катерпиллер» и «Комацу». При разработке золотоносных россыпей началось внедрение поточно-конвейерной схемы вскрышных работ с использованием роторного экскаватора и отвалообразователя, транспортно-обогатительного комплекса ТОК-200. Однако все это не могло компенсировать в целом нерентабельной работы отрасли. На большинстве приисков технологические процессы осуществлялись на устаревшей технике, которая была в основе своей мало приспособлена к суровым природноклиматическим условиям Севера [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 73-75]. Повсеместно встречались факты ее простоя, нерационального использования оборудования. Велика была доля ручного труда. Если в конце 1960-х годов в промышленности около 60% рабочих было занято ручным трудом, в том числе в цветной металлургии 41%, то через 10 лет эти показатели сократились лишь на 8% [Овчинникова, 1986, С. 101; Промышленность..., 1993, С. 83]. В этих условиях ПО Якутзолото начало разрабатывать мелкие, непромышленные месторождения, расширять сезонные работы, для которых ежегодно завозили до 1500-3000 рабочих, и организовывать широкую старательскую добычу. В 1979 г. старательскими артелями добывалось уже 33% общего объема золота по объединению [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 75].
В дальнейшем показатели золотодобычи продолжали падать. В 1980-е годы неравномерно работали все горно-обогатительные комбинаты: Алданзолото, Джугджурзолото, Индигирзолото и Куларзолото и оловодобывающий Депутатский ГОК. Среди причин ухудшения основных технико-экономических показателей ПО Якутзолото можно отметить истощение ресурсов сырья в некогда богатом Куларском золотоносном районе, вследствие этого расширение эксплуатации месторождений с низким содержанием металла, недостаточное использование производственных мощностей и т.д.
Форсированными темпами с 1979 г. велось строительство Депутатского ГОКа. Был создан специальный трест Депутатскстрой с общей численностью строителей 1175 чел. В строительство крупнейшего на Северо-Востоке предприятия по добыче олова было вложено более 600 млн руб. В 1980-е годы так же начались подготовительные работы для строительства Нежданинского золоторудного комбината, приисков Нерский, Адычинский [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 111-113].
Относительно динамично развивался в исследуемый период лишь топливно-энергетический комплекс республики. За 20 лет, с 1965 г. по 1985 г., выработка электроэнергии выросла в 8,7 раза, добыча угля – в 10,6 раза, газа с 1970 по 1985 г. – в 5,5 раза [Якутия за 70 лет..., 1987, С. 17].
Во второй половине 1960-х годов угольная промышленность выделилась в самостоятельную отрасль горнодобывающей промышленности. В 1966 г., как указывалось выше, был создан трест «Якутуголь» с непосредственным подчинением Министерству угольной промышленности СССР. В 1970-е годы было проведено техническое переоснащение угольных шахт и разрезов, хотя механизация труда все еще оставалась на низком уровне. Завершились строительство шахты Джебарики-Хая, реконструкция Зырянского угольного разреза.
Создание в 1970-е годы Южно-Якутского ТПК – первого в зоне Байкало-Амурской магистрали промышленного узла – являлось частью долгосрочного проекта по формированию в Якутии четвертой угольно-металлургической базы страны. Этот уникальный комплекс стал последней крупной стройкой СССР.
В 70-е годы XX в. считалось, что система территориально-производственных комплексов является наиболее рациональной формой организации регионального хозяйства. Разработка южноякутских угольных месторождений по показателям себестоимости и удельным капитальным вложениям была более экономичной в сравнении с другими бассейнами коксующихся углей: Кузнецким, Карагандинским и Донецким. Большой интерес к месторождению угля проявил и и японские компании. В счет кредита, предоставленного японской стороной, Советский Союз закупил для разработки месторождений Южной Якутии автотранспортную, землеройную технику и другое оборудование и материалы [Акинин, 2009, С. 380].
Создание ТПК предполагало несколько этапов, при этом завершение основной задачи по строительству и вводу в эксплуатацию объектов Южно-Якутского территориально-производственного комплекса планировалось после 2000 г. В его состав должны были войти угольный разрез на 13 млн т, обогатительная фабрика по переработке 9 млн т угля в год, ГРЭС мощностью 630 тыс. кВт, новый город Нерюнгри. Уже в 1983 г. в Японию, в соответствии с советско-японским соглашением, предполагалось поставить первые 3,2 млн т нерюнгринского угля. Для строительства комплекса было создано два мощных строительных объединения – комбинат Якутуглестрой и управление Нерюнгригрэсстрой, сконцентрирована значительная рабочая сила – почти 16 тыс. чел. [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 6].
На первом этапе намечался пуск Нерюнгринского угольного разреза, ГРЭС, обогатительной фабрики, строительство железнодорожной линии Тында — Беркакит (Малый БАМ). Особое значение имела техника. Учитывая, что потери от применения механизмов, не рассчитанных для работы в экстремальных условиях Крайнего Севера, составляли ежегодно до 150 млн руб., проектом предусматривалось использование специально сконструированной для Нерюнгри отечественной техники: 120-180-тонных автосамосвалов (БелАЗов), экскаваторов (ЭКГ-20), буровых машин СБШ-250-55 и т.п. Новая отечественная техника начала поступать лишь к середине 80-х годов XX в. – с опозданием на 10 лет. Поэтому проекты были переориентированы на импортную технику, приобретение которой потребовало валютных средств. С 1974 г. по 1985 г. на закупку такой техники было потрачено около 1 млрд руб. Однако импортная техника оказалась неприспособленной к работе в северных условиях. Это привело к отставанию вскрышных работ, что вынудило руководство отрасли и стройки вводить в эксплуатацию головные образцы отечественной техники без полного комплекса испытаний. Над созданием, доводкой и усовершенствованием горной техники работали 32 научно-исследовательских института и проектно-конструкторских бюро. К этим проблемам добавились потери техники, оборудования, запасных частей из-за неудовлетворительного хранения, а так же пожара на автобазе № 4 15 января 1979 г. Сложившаяся на строительстве Южно-Якутского ТПК напряженная ситуация была предметом рассмотрения на заседаниях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЯАССР. Только за 1975-1977 гг. Совет Министров ЯАССР принял 17 постановлений, касавшихся развития Южной Якутии [Акинин, 2009, С. 381].
Еще за год до сдачи в постоянную эксплуатацию железной дороги БАМ — Тында — Беркакит, как только были проложены рельсы до станции Угольная, 26 октября 1978 г. на Нерюнгринском разрезе начались горно-эксплуатационные работы [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 77]. До конца пятилетки потребителям других областей, в основном зоны БАМа, было отгружено около 3 млн т угля. В первой половине 80-х годов формирование первой очереди Южно-Якутского ТПК было в основном завершено. В 1984 г. построена крупнейшая в стране углеобогатительная фабрика, вступил в строй угольный разрез «Нерюнгринский» и первая очередь Нерюнгринский ГРЭС мощностью 570 тыс. кВт. Общие капиталовложения по сооруженным к 1985 г. объектам составили около 3 млрд руб., а по всему ТПК – более 3,5 млрд руб. В 1985 г. на долю Южно-Якутского ТПК приходилось более 34% всей товарной продукции, произведенной в зоне Байкало-Амурской магистрали. За эти годы в районах Южной Якутии были разведаны запасы новых крупных месторождений. Так, геологами проведена детальная разведка Таежного, Тарыннахского, Десовского месторождений железных руд. В непосредственной близости от них были открыты месторождения коксующихся углей с утвержденными мощностями по добыче 23 млн т угля в год. Значительные запасы выявлены на Селигдарском апатитовом месторождении [Аргунов, 1988б, С. 65].
В первой половине 1980-х годов производство топливно-энергетических ресурсов в республике увеличилось почти в 2,5 раза, в том числе добыча угля в переводе на условное топливо – в 3,8, газа – в 1,37, гидроэнергии – в 1,09, нефти – в 9 раз. В структуре топливно-энергетического комплекса резко увеличилась доля продукции угледобывающей промышленности: с 52,7% в 1980 г. до 78,1% в 1985 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 115].
Экспортообразующая отрасль была оснащена мощным современным оборудованием. Только импортной техники фирм «Мариан», «Юнит Риг», «Комацу» и др. было закуплено на сумму свыше 200 млн инвалютных рублей [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 7]. Применялась и новейшая отечественная техника: экскаваторы ЭКГ-20, ЭКГ-12, 5, М-204 и ЭШ-10/70, бульдозеры мощностью 600 л. с., самосвалы грузоподъемностью 180 т. Внедрялись новые технологии обогащения угля в тяжелых средах, современные методы разработки угля с применением угольных комбайнов, металлических крепей. Все это увеличило фондовооруженность труда в отрасли с 93,2 тыс. руб. в 1980 г. до 140,6 тыс. руб. в 1985 г. [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 115]. Большой вклад в создание и развитие Южно-Якутского ТПК внесли И.И. Пьянков, М.П. Кочнев, В.И. Бочаров, А.П. Платонов, А.В. Новолодский, М.А. Михеев, А.И. Кныш, М.И. Мороз, М.А. Ечин, А.М. Иванов и др. [Ковлеков, 1989, С. 135, 145, 175].
Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание центрального и республиканского руководства к первенцу крупной индустрии в зоне БАМа, формирование его шло путями и методами, свойственными директивной экономике, с постоянными авралами и срывами плановых заданий. Сооружение комплекса осуществлялось силами трех союзных ведомств – Минуглепрома, Минэнерго, Минтрансстроя СССР, между которыми отсутствовала координация, а часто и вообще какое-либо взаимодействие. Попытка Якутского обкома КПСС создать в ТПК координационный совет при Минуглепроме СССР оказалась неудачной, решения совета не являлись обязательными для подразделений других министерств. Концентрируя в своих руках выделявшиеся капиталовложения, ведомства действовали в своих интересах, зачастую не считаясь с мнением местных партийно-государственных органов. Распыление средств не позволило завершить строительство угольно-металлургической базы страны до распада СССР [Акинин, 2009, С. 381].
Строительство даже таких сложных производственных объектов, как Нерюнгринская ГРЭС, началось без составления в полном объеме проектно-технической документации. Постоянно срывались плановые задания по строительству и вводу в действие промышленных объектов, они выполнялись, особенно в первые годы действия Южно-Якутского ТПК, лишь на 40-50%. Из 26 производственных объектов, предусмотренных к сдаче в эксплуатацию в 1978-1979 гг., в срок было закончено только 8. Обыденным явлением стали приписки объемов выполненных работ, простои дорогостоящей импортной техники, разбазаривание дефицитных строительных материалов [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 26, 28-29].
Стройка хронически испытывала дефицит рабочих кадров. Текучесть здесь составляла почти 40%. Несомненно, основной причиной этого были неудовлетворительные условия труда и быта на возведении промышленного гиганта. Из года в год не выполнялись планы ввода жилья, школ, детских дошкольных учреждений. Из запланированных в 1975-1976 гг. 304 тыс. м2 жилой площади было введено лишь 180 тыс. м2, или 59,2%. Рабочие были вынуждены сами строить себе временные жилища, получившие название «балки» – не имевшие никаких удобств сооружения барачного типа. Как отмечала посетившая в 1979 г. Всесоюзную ударную комсомольскую стройку комиссия ЦК КПСС, в подобных времянках жило около 3 тыс. рабочих. Постоянный дефицит рабочих рук (так, при требуемом количестве 20 тыс. чел. на 1 сентября 1979 г. трудилось 11,2 тыс. чел.) восполнялся приемом на работу случайных лиц, нередко освобожденных из мест заключения. Все это приводило к нарушениям трудовой дисциплины, пьянству, хулиганству, хищениям государственной собственности. Преступность в г. Нерюнгри только за три первых года строительства ТПК, с 1976 по 1979 г., выросла на 32,9% [РГАНИ, Ф. 5. Оп. 76. Д. 128. Л. 7-8, 27].
Выход на производственную мощность Южно-Якутского ТПК вызвал резкий прирост населения региона. На 1 января 1985 г. число жителей г. Нерюнгри превысило 100 тыс. чел. Однако интенсивный приток населения сопровождался столь же интенсивным его оттоком, возникновением так называемого «миграционного сквозняка». В начале 1980-х годов в городских поселениях Южной Якутии население на 60-70% состояло из людей, проживших здесь не более трех лет [Аргунов, 1988а, С. 150].
Еще одной отраслью топливноэнергетического комплекса, развивавшейся в исследуемый период опережающими темпами, являлась нефтегазовая промышленность.
В связи с резким падением пластового давления на Усть-Вилюйском месторождении и нехваткой газа Совет Министров ЯАССР в 1971 г. принял решение о строительстве газопровода от Мастахского месторождения и подключении его к магистральному газопроводу Тас-Тумус — Якутск — Бестях. Подготовка и строительство его велись в сжатые сроки. В июле 1971 г. начались изыскательские и проектные работы на линии будущего газопровода. Через год был утвержден проект его линейной части, выполненный Киевским институтом Южгипротрубопровод. Однако еще до окончательного проектного заключения, с августа 1971 г., СМУ № 8 треста Нефтепроводмонтаж приступило к подготовительным, а с февраля 1972 г. к основным строительным работам. Уже через год, 27 марта 1973 г., ускоренными темпами, с привлечением рабочих других производственных организаций (так, только на перевозке оборудования и грузов было задействовано 12 транспортных предприятий республики) строительство было закончено, мастахский газ по новой стальной магистрали поступил в действующий газопровод Тас-Тумус — Якутск.
Для удовлетворения растущей потребности в газе Центрального района и обеспечения надежности газоснабжения в 1978-1982 гг. была построена вторая нитка газопровода Берге — Якутск, а в 1984-1988 гг. – вторая нитка газопровода Мастах — Берге. Подключение Мастахского месторождения вдвое увеличило потребление природного газа в столице республики. Постепенно произошло истощение юрской залежи Мастахского месторождения, и в 1986-1989 гг. был введен в эксплуатацию газопровод Кысыл-Сыр — Мастах протяженностью 84 км – Якутск стал обеспечиваться газом Средневилюйского газоконденсатного месторождения [Петров, 2007, С. 209].
В связи с расширением геолого-разведочных работ на нефть и газ, разведанные запасы которых к началу 1976 г., по заданию правительства СССР, необходимо было довести до 1 трлн м3, в конце 1972 г. был создан трест Якутнефтегазразведка Мингео РСФСР. В него вошли три нефтеразведочные экспедиции: Вилюйская, Сангарская, Среднеленская, образованные на базе бывшей Северо-Якутской экспедиции Якутского геологического управления, а так же две геофизические экспедиции, две специализированные вышкомонтажные конторы, строительно-монтажное управление и другие подразделения. В формировании кадров рабочих приняли участие опытные буровики из Молдавии, Башкирии, по комсомольским путевкам в Якутию было направлено 250 демобилизованных воинов. Высоких показателей добились бригады В.Г. Кузьмина, А.М. Ковалева, Н.Е. Журавлева и др. В результате самоотверженных усилий геологов и буровиков в октябре 1975 г. было открыто Верхневилючанское месторождение природного газа [Якутская АССР..., 1982, С. 87-88].
В последующее десятилетие нефтегазоразведчики открыли еще 12 месторождений газа, в том числе крупные Среднесоболохское, Нембинское, Ботуобинское. Однако, несмотря на все усилия, директивы партии о доведении запасов природного газа в республике до 1 трлн м3, позднее – до 1,2 трлн м3, так и не были выполнены. Всего на 1 января 1981 г. разведанные запасы газа составили 815 млрд м3. Плановые рубежи были достигнуты только в XI пятилетке, когда были открыты Среднеботуобинское, Таас-Юряхское и Иреляхское месторождения нефти [Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 118]. Для увеличения запасов нефтегазового сырья в Западной Якутии в 1970-1980-е годы были применены подземные ядерные взрывы.
В исследуемый период получила дальнейшее развитие лесная промышленность Якутии, на долю которой приходилось 14% лесосырьевых ресурсов страны. В республике развивались преимущественно заготовка древесины, производство пиломатериалов и в незначительной степени – производство стройдеталей, стандартных домов и мебели. Часть выпускаемой продукции лесной промышленности вывозилась в Магаданскую область, Таймырский национальный округ, также на экспорт в Японию через порт Тикси. Якутия поставляла лес, заготовкой которого занимались три леспромхоза: Витимский, Ленский, Олёкминский. Однако основными потребителями якутского леса оставались строящиеся объекты республики [Якутская АССР..., 1982, С. 89-91]. В 1965-1985 гг. из Якутской АССР вывезено 18 045 тыс. м3 древесины, в том числе деловой – 7375 тыс. м3. Производство стандартных домов увеличилось в 3,8 раза, мебели – в 4,3 раза [Якутия за 70 лет, 1987, С. 17].
Темпы роста легкой и пищевой промышленности значительно отставали от аналогичных показателей добывающих отраслей промышленности. Тем не менее определенные сдвиги происходили и в данном направлении. Укреплялась материально-техническая база предприятий. На одном из крупнейших среди них – Якутском кожевенно-обувном предприятии прошла реконструкция закройно-штамповочного, кожгалантерейного и других цехов, механизировано производство обуви, внедрена конвейеризация ряда производственных операций. Комбинат впервые освоил технологию обработки оленьих и конских шкур для изготовления из них меховых изделий. Благодаря этому начался выпуск более 10 новых видов продукции: ковриков, теплых ботинок, меховых женских сапожек, шапок, воротников и др.
В 1965-1985 гг. были введены в эксплуатацию молокозаводы в Якутске и Мирном, пос. Чернышевский, завод по розливу виноградных вин в Якутске, пивзаводы в городах Ленске и Олёкминске, сувенирная фабрика «Сардана», Якутский мясокомбинат, реконструированы и расширены кожевенно-обувной комбинат, макаронно-кондитерская и мебельная фабрика в Якутске. В районах республики только в 1971-1976 гг. было построено 18 молокозаводов, 9 пунктов механизированного забоя скота, хлебозавод в г. Алдане и т.д. Важное значение для развития местной промышленности имело создание производственных объединений. В сформированное в конце 1973 г. объединение «Якутмебель» вошли Якутская мебельная фабрика, Горный и Намский райпромкомбинаты, в Заречное производственное объединение – Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Алексеевский, Усть-Алданский райпромкомбинаты. Возникли объединения пищепрома в Якутске, Мирном, Алдане, Ленске. Эти меры усилили процесс концентрации и специализации производства, техническое перевооружение отраслей, изготовлявших товары народного потребления [Якутская АССР..., 1982, С. 90]. Производство швейных изделий за 1965-1985 гг. возросло в 4,5 раза, обуви – в 1,8 раза, цельномолочной продукции – в 5,5 раза, колбасных изделий – в 2 раза [Там же, С. 17-18].
Вместе с тем объем производства товаров народного потребления не отвечал растущим потребностям населения. Удельный вес продукции местной промышленности составил в общем товарообороте республики к 1985 г. только 1,4%. По производству товаров на душу населения Якутская АССР занимала одно из последних мест в РСФСР [Там же, С. 117], и качество большинства товаров было весьма невысоким. Оставляли желать лучшего ассортимент и внешний вид изделий. К началу 1980-х годов только 1,1% общего объема продукции местной промышленности ЯАССР выпускалось со знаком качества и индексом «Н» (новинка). Продукция лишь пяти предприятий республики: объединений Якутпромстройматериалы и Якутмебель, Якутского кожевенно-обувного комбината, швейной фабрики, сувенирной фабрики «Сардана» – соответствовала этим требованиям [Овчинникова, 1986, С. 25-26].
Ускоренные темпы индустриального развития Якутии обеспечивались широким развертыванием капитального строительства. За 1965-1985 гг. было освоено 17,3 млрд руб. капитальных вложений [Якутская АССР..., 1982, С. 57, 91; Архив ЯНЦ СО РАН, Ф. 5. Оп. 16. Д. 32. Л. 121]. Разумеется, средства направлялись в основном на развитие производственной инфраструктуры; строительство жилья, объектов социального и культурного назначения велось по остаточному принципу. С каждым годом накапливался объем незавершенного строительства, многие сооружения, особенно социально-культурной сферы, возводились десятилетиями.
Реализация программы промышленного строительства опиралась на развертывание индустрии строительных материалов. Крупнейшей базой строительной промышленности стал Якутско-Покровский комплекс предприятий строительной индустрии. Здесь вступили в строй в конце 1966 г. керамзитовый цех, в 1969 г. цех минеральной ваты, в 1970 г. дробильно-сортировочная фабрика и Бестяхский завод крупнопанельного домостроения. В сентябре 1971 г. пущен в эксплуатацию цементный завод в пос. Мохсоголлох мощностью 200 тыс. т продукции в год. В 1980-е годы введены в строй цех керамзитового гравия в пос. Мохсоголлох, цеха сборных железобетонных конструкций и изделий мощностью 35 тыс. м3 в год в г. Якутске и др. В сжатые сроки был построен и в 1988 г. принят в эксплуатацию домостроительный комбинат в Якутске. В результате значительно ускорились темпы промышленного и гражданского строительства, началось развертывание крупнопанельного домостроения. Облик столицы республики с возведением новых кварталов, современных зданий постепенно преображался. Большой вклад в развитие промышленного и жилищного строительства внесли Герои Социалистического Труда М.Ф. Алексеев и М.С. Сергеев, А.И. Скуратова, М.С. Третьяков и др.
В 1970-е годы возникkа база сельской строительной индустрии и промышленности строительных материалов в поселках Марха (под Якутском), Ярославский (в Ленском районе). Для проектирования сельских новостроек был создан институт Якутколхозпроект. Довольно интенсивное строительство вели трест Якутсельстрой и объединение Якутмежколхозстрой. Благодаря их деятельности значительно укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства, началось каменное домостроение и благоустройство сел Якутии. В 1970-1980-е годы для жителей Заполярья были построены благоустроенные сельские поселки Оленегорск, Белая Гора, Таймылыр, Андрюшкино, Тополиный, интенсивно застраивались районные центры Черский, Чокурдах, Жиганск и др. [Якутская АССР..., 1982, С. 58, 91].
Транспорт занимает исключительно важное место в экономике Якутии. В 1960-1980-е годы развитие получили все виды транспорта республики: речной, морской, авиационный, автомобильный, появились новые, трубопроводный и железнодорожный. По-прежнему ведущую роль в перевозках поступающего извне груза играл речной транспорт (на его долю приходилось до 84%). С его развитием, особенно после постройки железнодорожной магистрали Тайшет — Лена, заметно снизился удельный вес товаров, завозимых в республику по Северному морскому пути (до 10%, затем до 2%).
В конце 1960-х – начале 1970-х годов произошла модернизация речного флота. Были заменены суда, весь флот переведен на жидкое топливо, введены контейнерные и пакетные перевозки. Ускоренными темпами реконструировали порты Осетрово, Ленск, Якутск и морские арктические порты Тикси и Зеленый Мыс. Уровень механизации портовых работ уже в начале 1970-х годов составил 83,4% [Там же, С. 59].
По заказу Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Красноярская верфь начала строить суда грузоподъемностью более 2 тыс. т, способные курсировать не только по рекам, но и по морю. Такого же класса суда-танкеры были заказаны в Болгарии. Впервые на реках Якутии в эти годы были освоены суда типа «Морской» финского производства. Благодаря перевооруженности флота перевозки грузов в пункты побережья Северного Ледовитого океана стали осуществляться сквозными рейсами с верховьев Лены из речного порта Осетрово каботажем через морской порт Тикси. К 1985 г. флотом ЛОРП обслуживались бассейны рек Лены с притоками, Яны, Индигирки, Колымы, имелось 338 остановочных пунктов на 65 линиях. В пассажирском обслуживании было занято 66 судов, в том числе 44 скоростных [Якутия за 70 лет, 1987, С. 47]. Проведение дноуглубительных работ значительно повысило судоходность северных рек Яны и Индигирки. В связи с ростом потребностей быстро развивающихся приисков Кулара и строительством Депутатского ГОКа возрос грузооборот Нижнеянского речного порта. Здесь велись работы по реконструкции порта и его техническому перевооружению [Якутская АССР..., 1982, С. 92].
За 20 лет, с 1965 по 1985 г., несмотря на сокращение протяженности внутренних водных путей в 1,22 раза, речной флот увеличил перевозку грузов в 3,4 раза, пассажиров – в 1,9 раза [Якутия за 70 лет, 1987, С. 46-47]. За высокие производственные показатели Ленское объединенное речное пароходство еще в 1966 г. было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а его начальник П.Н. Иванов в 1967 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1985 г. в системе речного транспорта работали 6325 чел. [Якутия: ХХ век..., 2001, С. 265]. Здесь трудились прославленные капитаны, Герои Социалистического Труда Н.Н. Слабожанин и М.Ф. Спиридонов, Г.И. Банщиков, В.М. Лисовский, Г.В. Суханов, В.К. Усачев и др.
В перевозке внутриреспубликанских грузов главное место по-прежнему занимал автомобильный транспорт. Темпам дорожного строительства способствовало индустриальное развитие республики. В эти годы велись реконструкция трассы Большой Невер — Якутск, строительство автомобильных дорог Чернышевский — Айхал — Удачный и Якутск — Покровск. Был введен в строй асфальтобетонный завод, освоены новая технология покрытий дорог с применением битумно-минеральных смесей и оборудование по дроблению и приготовлению специальных смесей, делающих дорожное покрытие более прочным. Однако дорожное строительство заметно отставало от потребностей республики. Грузооборот автомобильного транспорта с 1965 по 1985 г. вырос в 5 раз, перевозка пассажиров – в 4,6 раза, общая протяженность сети автомобильных дорог – лишь на 700 км, в том числе с твердым покрытием на 1700 км, которые в общей автодорожной структуре занимали к 1985 г. лишь 26,3% [Якутия за 70 лет, 1987, С. 48-49]. Особенно остро эта проблема стояла в сельской местности, где действовали в основном автозимники, а в летнее время из-за отсутствия дорог главным средством передвижения становился трактор.
За 1965-1985 гг. в результате дальнейшего развития авиационного транспорта республики объем перевозок пассажиров возрос в 3,6 раза, грузов и почты – в 3,5 раза [Там же, С. 50]. Активно применялась авиация в программе химизации сельского хозяйства (особенно в 1965-1975 гг.), в пожароохранных мероприятиях и тушении лесных пожаров; слаженно действовала санитарная авиация республики. Продолжался процесс технического переоснащения самолетного парка, его пополнение реактивными и турбовинтовыми самолетами. В 1970-е годы на местных авиалиниях началась эксплуатация самолетов Як-40, Л-410; рейсы на Москву, Санкт-Петербург, в города Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и на курорты Черноморского побережья стали совершать реактивные пассажирские лайнеры Ту-134, Ту-154, Ил-18. В исследуемый период введены в эксплуатацию аэровокзалы в аэропортах Маган, Мирный, Черский и т.д. Значительный вклад в развитие отрасли внесли В.И. Кузьмин, С.Я. Андросов, Н.И. Бекурин, Л.И. Васягина, В.К. Зинченко, Н.Т. Погодаев, Г.К. Сивцев, Ф.М. Козин, С.А. Цепаев, И.Н. Михайлов и др. [Пестерев, 1997, С. 263, 271, 309].
В апреле 1966 г. Якутское авиапредприятие получило первый грузовой самолет Ан-12, в мае – еще две такие машины. Появление на воздушных трассах этого типа самолета расширило возможности применения авиации в грузовых перевозках. Самолетами Ан-12 были перевезены тысячи тонн грузов для объектов, строившихся в Удачном, Депутатском, Айхале и Куларе, впервые доставлялись грузы и горючее для полярных станций в Советской Арктике. Благодаря воздушной трассе, связывавшей аэропорты Средней Азии с Якутском, жители республики снабжались ранними фруктами и овощами. Заметную роль в разведке недр республики, строительстве газопровода Мастах — Якутск сыграл Маганский объединенный авиаотряд, получивший в 1967 г. первые вертолеты Ми-2, а через несколько лет – Ми-8 [Негенбля, 2007, С. 239]. Значительный вклад в социально-экономическое развитие Якутии внесли летный и авиатехнический состав Нюрбинского и Батагайского авиаотрядов.
В 1968 г. Полярное управление впервые поручило Нижнеколымскому авиапредприятию работу по подбору льдин и высадке коллектива исследователей дрейфующей станции «Северный полюс – 16». Ответственное задание было успешно выполнено, и с этого года колымские летчики стали неизменными участниками высокоширотных экспедиций. На дрейфующие льдины стали садиться самолеты Ли-2 и Ил-14, а с начала 1970-х годов на станции «Северный полюс» из Черского отправлялся Ан-24 [Федорченко, 2003, С. 157].
Новыми видами транспорта для Якутии стали трубопроводный и железнодорожный. Как уже отмечалось, первый вид связан со строительством газопроводов, позволивших начать газификацию г. Якутска, а затем и других населенных пунктов. Железнодорожное строительство связано с сооружением Амуро-Якутской магистрали (АЯМ, или Малого БАМа) как одной из линий Байкало-Амурской магистрали, призванной обеспечить транспортировку угля и других природных ресурсов Южной Якутии. В октябре 1975 г. с укладки «серебряного звена» пути из Тынды на север, к границе Якутской АССР, началась масштабная работа по строительству Малого БАМа, к которой были привлечены многие коллективы высококвалифицированных транспортных и мостостроителей, прошедших суровую бамовскую школу, в том числе отряд «Якутский комсомолец». В декабре 1979 г. линия Тында — Беркакит была принята в эксплуатацию, начались работы по ее продолжению до г. Томмота. В 1984 г. открыто пассажирское движение до г. Нерюнгри.
7 марта 1985 г. Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск», по которому уже к 1994 г. железнодорожная магистраль должна была быть протянута к столице Якутии. Предусматривалось сооружение моста через р. Лену, вокзала, другой транспортной инфраструктуры. Возведение этой линии протяженностью 830 км позволило бы осуществить концепцию перспективного развития производительных сил республики и всего Дальневосточного региона по комплексному освоению природных ресурсов Южной и Центральной Якутии [Гоголев, 2001, С. 94; История Якутии, 2001, С. 143]. Однако дальнейшее строительство затянулось, а затем и вовсе остановилось из-за недофинансирования и отсутствия материалов вследствие начавшейся в стране перестройки, экономической нестабильности, инфляции, разрыва хозяйственных связей, структурных преобразований.
Достаточно быстрыми темпами в изучаемый период развивались все виды связи. Большими событиями в 1967 г. явились ввод в эксплуатацию телевизионной станции «Орбита» в г. Якутске для приема программ центрального телевидения и начало работы местного телевидения в г. Мирном. В дальнейшем были построены телевизионные станции в Алдане, Хандыге, Черском и ретрансляторы в поселках Усть-Нера, Чурапча, Тикси, внедрена система трехпрограммного проводного радиовещания в Якутске [Якутская АССР..., 1982, С. 60, 93]. Уровень телефонизации населения с 1965 по 1985 г. возрос в 4,2 раза, в том числе в городах и рабочих поселках – в 4,5 раза, в сельской местности – в 3,5 раза. Количество трансляционных радиоточек увеличилось в 3,6 раза, в том числе в сельской местности – в 2 раза [Якутия за 70 лет, 1987, С. 50-51].
Таким образом, в 1965-1985 гг. в Якутии продолжался процесс резкого наращивания промышленного и научно-технического потенциала. Индустриальное развитие края базировалось на форсированном освоении природных ресурсов, создании на этой основе горнодобывающей промышленности. Объем валовой продукции промышленности составил в 1985 г. к уровню 1965 г. почти 400% [Якутия за 70 лет, 1987, С. 14]. По-прежнему сохранялись высокие темпы роста алмазодобывающей, лесной, слюдяной промышленности, появились новые отрасли: нефтегазовая промышленность, производство строительных материалов и конструкций, энергетика; резко возросла угледобыча. К середине 1980-х годов в промышленности и строительстве республики было занято более 28% ее населения [Федорова, 1990, С. 110]. Однако за внешне благополучными показателями динамичного развития промышленности республики скрывались многие серьезные недостатки.
Темпы роста объема промышленной продукции (табл. 22) неуклонно снижались. Итоговые положительные показатели достигались в основном за счет форсированного наращивания производственных фондов угледобывающей промышленности.
Как отмечал И.А. Аргунов, высокие темпы роста объема промышленной продукции в середине 1960-х годов были связаны со становлением алмазодобывающей промышленности и увеличением добычи золота за счет первоочередной эксплуатации россыпных месторождений, требовавших сравнительно ограниченных капитальных вложений и трудовых ресурсов. Однако этот резкий скачок объема продукции предприятий системы цветной металлургии, основанный на экстенсивных факторах первоначального освоения, оказался не столь продолжительным. Для алмазодобывающей промышленности возникла необходимость перехода от открытых разработок кимберлитовых трубок к добыче алмазов с глубинных горизонтов с применением подземных методов извлечения. В золотодобывающей промышленности по мере отработки богатых россыпных месторождений приходилось вовлекать в разработку менее богатые, со сложными горно-геологическими условиями залегания, что вело к снижению производительности труда, а следовательно, и выпуска конечной товарной продукции. Темпы же внедрения в производство новой золотоизвлекательной техники и технологии оказались недостаточными для покрытия удорожающих факторов производства. В годы XI пятилетки (1981-1986) падение темпов промышленной продукции удалось компенсировать лишь резким подъемом добычи угля на Южно-Якутском ТПК: с 3,7 млн т до 14,1 млн т, или в 3,8 раза [Аргунов, 1988а, С. 18]. Вместе с тем производительность труда в промышленности, несколько выросшая в годы экономической реформы 1965 г., вновь заметно упала. В 1975 г. по сравнению с 1970 г. она составила 140,9%, в 1980 г. к 1975 г. – 95,9%, в 1985 г. к 1980 г. – 107,3% [Народное хозяйство..., 1986, С. 24].
С началом перестройки и провозглашением курса на ускорение социально-экономического развития страны на основании «внедрения новых методов хозяйствования и использования достижений научно-технического прогресса» в Якутии, как и повсеместно в стране, накопившиеся проблемы пытались решить за счет внеэкономических методов интенсификации производства, основанных на инерции сложившегося хозяйственного механизма, который уже находился в кризисном положении. На практике это вылилось в кампанию ужесточения трудовой дисциплины и введения дополнительных контролирующих бюрократических органов.
Осознание недостаточной эффективности проводи вшихся преобразований заставило руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым разработать более решительные меры для углубления экономических реформ. Принятые законы «О бригадном подряде» (1986), «О государственном предприятии» (1987), «О кооперации в СССР» (1988), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей должны были стимулировать заинтересованность коллективов в повышении прибыльности производства, перевести большинство предприятий на самофинансирование и хозрасчет. Однако новые явления не затронули давно сложившихся основ хозяйственного механизма и не имели реального влияния на экономику Якутии. В условиях нараставших экономических трудностей, центробежных тенденций, осложнявшихся политической обстановкой в стране, производство в республике потеряло динамику роста и оказалось в депрессивном состоянии, хотя пока еще не вступило в полосу резкого спада.
Несмотря на уже отмеченное постепенное снижение эффективности производства и темпов его роста к середине 1980-х годов, благодаря крупным централизованным капиталовложениям из союзного бюджета в развитие алмазодобывающей, угольной, газовой промышленности, электроэнергетики, на протяжении ряда лет сдерживался спад валового объема продукции. Так, в 1990 г. промышленное производство в целом оставалось на уровне 1985 г. Такое положение в основном обеспечивалось за счет пущенных накануне объектов Южно-Якутского ТПК. В 1985 г. в результате пуска пятой очереди Нерюнгринского разреза добыча угля выросла до 10,5 млн т в год. Сдача в том же году в эксплуатацию третьего агрегата Нерюнгринской ГРЭС позволила увеличить ее мощность до 570 тыс. кВт. В Западной Якутии разрабатывались Мастахское, Средневилюйское, Иреляхское, Среднеботуобинское и другие месторождения природного газа. В 1987 г. было добыто свыше 1,3 млрд м3. По магистральному газопроводу Кызыл-Сыр — Мастах — Якутск — Бестях топливо поступало в Якутск, в населенные пункты Орджоникидзевского, Намского, Кобяйского, Вилюйского районов. Был построен газопровод до г. Мирного. На севере Якутии в 1986 г. вступила в строй первая очередь крупнейшего в СССР Депутатского оловодобывающего горно-обогатительного комбината [История Якутии, 2001, С. 170-171].
Относительно стабильно работал в эти годы транспорт. В 1990 г. в ЛОРП насчитывалось 1105 транспортных судов, которыми было перевезено 12 213 тыс. т грузов и 2175 тыс. пассажиров. В речном флоте Якутии трудилось 15 361 чел. [Якутия: ХХ век..., 2001, С. 265].
В целом республика продолжала наращивать вклад в общесоюзную экономику в качестве поставщика ценных и стратегически важных природных ресурсов. Подобная специализация предусматривалась и плановыми заданиями XII пятилетки (1986-1990). Началось строительство Южно-Якутского металлургического комбината, проектировалось строительство Селигдарского апатитового завода, Якутского биохимического завода, второй очереди Депутатского ГОКа, нефтеперерабатывающего завода в г. Ленске, Адычанской и Чиркуокской ГЭС [Гоголев, 2001, С. 125]. Проекты дальнейшей интенсификации освоения месторождений полезных ископаемых, углубляя сырьевую направленность экономики республики, вступали в противоречие с интересами ее жителей, уже не желавших мириться с ведомственным диктатом и пренебрежением к вопросам экологии и здоровья населения.
Ускоренное промышленное освоение территории Якутии, предпринимавшееся прежде всего в целях наращивания военно-промышленного комплекса СССР, обусловливало саму «стихию гонки за высокими темпами без экономической, экологической целесообразности и допустимого разумного предела в природопользовании» [Хатылаев, 1992, С. 155]. Первоочередная разработка наиболее доступных месторождений полезных ископаемых, несовершенность технологических процессов и оборудования, зачастую не приспособленных к суровым природно-климатическим условиям Севера, отсутствие рекультивационных и природоохранных мероприятий вывели из хозяйственного оборота миллионы гектаров оленьих пастбищ, заливных лугов, охотничьих угодий, рыбопромысловых водоемов.
Особенно неблагополучная обстановка сложилась в Вилюйской группе улусов – одном из центров компактного проживания коренных жителей Якутии. Штурмовые методы освоения алмазных и нефтегазоносных месторождений Западной Якутии превратили этот район в зону настоящего экологического бедствия. Сбросы в бассейн р. Вилюй обогатительными фабриками объединения «Якуталмаз» высокоминерализованных дренажных рассолов и технологических стоков, содержащих соли стронция и других агрессивных компонентов, а также фенолсероводородных соединений, образовавшихся вследствие затопления крупных лесных массивов в зоне строительства Вилюйской ГЭС, привели к губительным последствиям для здоровья людей.
Не менее тяжелые последствия для экологии этих улусов имели 12 подземных ядерных взрывов, произведенных в «народно-хозяйственных целях» на территории Мирнинского района в 1970–1980-е годы и сопровождавшихся аварийными выбросами в 1974 и 1978 гг. вблизи городов Удачного и Айхал. Исследованиями независимой группы экспертов из Санкт-Петербурга, Якутска, Удачного, Нюрбы доказано, что в почвах, донных осадках, растительности, водоемах в районе аварийных объектов «Кратон-3» и «Кристалл» содержатся основные радионуклиды (цезий-137, стронций-90, плутоний-239, 240) в количествах, соответствующих параметрам зоны экологического бедствия, как, например, 30-километровая зона Чернобыльской АЭС [Бурцев, 1997, С. 7, 41].
Негативное влияние на экологию республики оказывали и другие отрасли промышленности и транспорта. Вырубка лесов шла высокими темпами, но при этом не сопровождалась лесовосстановительными мероприятиями. Дноуглубительные работы, устаревший и изношенный речной и морской флот, выбросы дизельного топлива, стоки коммунальных хозяйств населенных пунктов заметно ухудшили состояние водных экосистем.
Одностороннее наращивание промышленного потенциала в ущерб другим отраслям, прежде всего сельского хозяйства и перерабатывающих производств, усилило диспропорции в структуре экономики республики, обусловило социально-экономическую, демографическую и этнопсихологическую напряженность в регионе.
_____________________________
Автор статьи: Боякова Сардана Ильинична, д.и.н., главный научный сотрудник, и.о. зав. отделом истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.