наверхНаверх

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера

Сибирского отделения

Российской академии наук

Отделение Российского исторического общества

в Республике Саха (Якутия)

Работы финалистов республиканского конкурса «Мой учитель истории»

Эссе Беркут Ксении (11 класс, МОБУ «Якутский городской лицей», ГО «Город Якутск»)

Я хотела бы рассказать о своём учителе истории Микольчук Татьяне Юрьевне. Она преподаёт у меня этот предмет четыре года с восьмого класса.

Мне кажется, что хороший учитель должен обязательно обладать двумя следующими чертами: высокий профессионализм и человеческое, доброе отношение к своим ученикам. Одно без второго меркнет и тускнет. Только тот учитель может называться хорошим, который обладает этими важными характеристиками.

История — это очень сложная и вместе с тем удивительная наука. Обилие фактов, деталей, нюансов, различных событий делает этот предмет не самым лёгким для понимания учащимися. Однако грамотно структурированная информация всегда лучше усваивается.  На уроках Татьяны Юрьевны мы неоднократно составляли различные кластеры, таблицы, схемы, посвященные различным эпохам нашей истории. Схемы, иллюстрирующие причинно-следственные связи, различные тенденции делают информацию наглядной и сразу дают ключ к пониманию того или иного явления. Более того, подобные конспекты помогают в будущем повторять пройденный материал, освежать знания. Любая информация, которая не находится в постоянном использовании со временем забывается, и её нужно повторять. Несомненно, что составленные подобным образом конспекты будут помогать вспомнить, тот или иной учебный материал.

Я также обращалась за помощью к Татьяне Юрьевне при написании различных проектных работ. В первую очередь, это были различные школьные научно-практические конференции. На первых порах она всегда направляла траекторию моего исследования, советовала различные материалы по интересующей меня теме, предлагала различную историографию. Подобная помощь является особенно ценной в начале исследовательской деятельности, ведь только грамотный педагог может умело акцентировать внимание на том или ином явлении, подсказать, что является главным, а что второстепенным и на что стоит обращать внимание в первую очередь.

Мне всегда нравилось в Татьяне Юрьевне то, что она никогда не отказывается помочь свои ученикам, пойти им навстречу. Мне кажется, излишняя строгость в преподавании предмета всегда только вредит учебному процессу, создаёт ненужную стену между учителем и учеником. Поэтому контакт между преподавателем и обучающимся очень важен. Татьяна Юрьевна всегда готова выслушать и помочь советом, который может касаться не только темы учебы, но и жизни в целом. Мне кажется, что именно такое доверительное общение и создаёт теплую атмосферу в классе, в которой так нуждаются ученики.

Татьяна Юрьевна переживает за успехи своих ребят во время различных экзаменов, конференций и олимпиад, подбадривает перед каждым выступлением, старается ободрить и поддержать, дать напутственное слово. А ведь непосредственно перед ответственным испытанием это очень важно, так как все чувствуют сильное волнение. Её умение успокоить приобретает большую значимость.

Мне кажется, такое сочетание профессиональных и человеческих качеств делают Татьяну Юрьевну незаменимым человеком в школе, на ответственность и доброе отношение которого всегда можно положиться. За это хочется сказать ей огромное спасибо.

 

Эссе Верховцевой Олеси (8 класс, МОБУ «СОШ № 6», ГО «Город Якутск»)

Моя учительница истории и по совместительству классная руководительница, Константинова Антонина Афанасьевна. Строгая, но справедливая учительница, руководит нашим 8Б классом уже три года. Как оказалось, она нас не выбирала, а ей нас отдали, но это неожиданность оказалась самой лучшей в жизни 8Б класса.

Антонина Афанасьевна очень интересно ведёт уроки, буквально погружая нас в действие того времени. Ее громкий, ораторский голос сразу притягивает внимание, и просто невозможно на истории с неё оторвать глаз. Она знает каждую дату назубок и иногда кажется, что если её разбудить посреди ночи, она скажет дату первой русско-турецкой войны.

Как человек, Антонина Афанасьевна очень сильная личность и пример подражания для меня. Она является тяжелоатлетом и бегуньей, так что сила воли и терпение у нашей классной руководительницы развиты отлично. По характеру Антонина Афанасьевна очень дисциплинированная, иногда строгая, но когда надо очень веселая и внимательная. Антонина Афанасьевна, как несокрушимая глыба, её ничего не берет.

Наша учительница истории относится к нам как к своим родным детям. Но как и любая мама с доброй строгостью. Её требовательность, сделала наш класс спокойнее и внимательнее. Она учит нас не оставлять без внимания мелкие детали и быть ко всему чутким. Без нее наш 8Б класс не расцвел был так, как сейчас. Когда она только-только стала нашей учительницей истории и классной руководительницей, она чётко дала понять, что будет строга и требовательна. Иногда, мы можем её расстраивать своими глупыми выходками, но мы то знаем, что с нашей учительницей истории шутки плохи, поэтому сейчас стараемся проказничать поменьше. Без неё, наши школьные будни были бы скучнее. Она очень старается ради нас. Ведёт нас на олимпиады, разные конкурсы, квизы. Недавно я даже с помощью её подготовки заняла 9 место по городу Якутску, по олимпиаде по истории.

В прошлом учебном году, наша классная руководительница участвовала в конкурсе учителей, получила высокую номинацию.

Константинова Антонина Афанасьевна самый лучший учитель в мире. Как только вы окажетесь с ней в одном кабинете у вас появится сразу же чувство, что этого человека надо и нужно уважать. И не только как учителя истории, но и как человека.

 

Эссе Гущиной Марии (МОБУ «СОШ № 6», ГО «Город Якутск»)

История — это путеводитель по дорогам жизни человечества, а учитель — экскурсовод, помогающий не запутаться по неизвестным нам ранее путям. Изучение истории дает необходимую основу для изучения других гуманитарных и социальных наук, а также помогает не только понимать прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы общественного развития.

Мой учитель истории, Константинова Антонина Афанасьевна, всегда дает нам на уроках очень глубокие и полезные знания, которые помогают нам понять причины тех или иных факторов ведения политики, сосредоточения стран на развитии именно рыночной экономики, возникновения глобальных проблем современности, и это далеко не конец списка той информации, которую мы получаем во время уроков.

Кроме того, наш учитель, помимо как на уроках истории, стремится расширить кругозор своих учеников до максимума, позволяя принять участие в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях не только городского и регионального, но и федерального масштаба. Так, например, уже с пятого класса я участвовала в городских олимпиадах по истории после того, как занимала первые места во время школьных этапов. Также, совсем недавно, благодаря Антонине Афанасьевне, мне представилась возможность поучаствовать в муниципальном заочном этапе конкурса "Будущий дипломат-2024», где я писала эссе на тему «Сотрудничество России и стран Центральной Азии». Благодаря такому заданию, я смогла больше узнать о направлениях сотрудничества России и Центрально-Азиатского региона в различных сферах общественной жизни.

Помимо международной истории, наш учитель помогает поднятию интереса и к истории нашего региона, Республики Саха (Якутия). Она не просто рассказывает нам о важных исторических событиях нашей родины, но и способствует развитию интереса к самостоятельному изучению и анализу материальной и духовной культуры нашей Республики. Так, например, я, по рекомендации Антонины Афанасьевны, приняла участие в конкурсе эссе «Якутия, устремленная в будущее: природа, люди, прогресс». Это позволило мне узнать не только о самой истории развития нашего региона, но и о великих российских и советских деятелях, урожденных в Республике Саха (Якутия), благодаря которым она существует такой, какая есть сейчас.

Подводя итог, хочу воспользоваться возможностью поблагодарить своего учителя, потому что несмотря на проявления строгости в некоторые моменты, именно благодаря ее работе я полюбила историю не как науку или школьный предмет, а как неотъемлемую часть моей жизни. Если бы в современном мире было бы больше учителей, которые также горят своей работой, образовательный процесс приносил бы ученикам намного больше радости и пользы.

 

Эссе Киргизалиева Искандера (6 класс, МБОУ «Нюрбинская СОШ № 2 им. М.С. Егорова»)

Мне очень нравится изучать историю. Это мой самый любимый предмет в школе. Предмет история даёт возможность развивать воображение и память.

Особенно интересно изучать историю своей страны. Ты узнаешь много интересного и познавательного о прошлой жизни других поколений. Я хочу отблагодарить учителя истории Руслана Васильевича! И сказать ему огромное спасибо за то, что он учит нас такому великолепному предмету! Когда Руслан Васильевич ведет урок, я очень хорошо его слушаю. Я как будто попадаю в те времена, где были рыцари и викинги. Наш урок иногда проходит в формате беседы. Руслан Васильевич дает нам задание и начинает рассказывать нам новую тему. Если кто – то не понимает, как выполняется задание наш учитель всегда подскажет. Иногда мне кажется, что не он выбрал профессию, а профессия выбрала его. Руслан Васильевич очень понимающий и добрый человек. Никто не хочет пропускать урок истории, даже самые слабые ученики понимают его предмет и получают хорошую оценку. К каждому ученику у Руслана Васильевича свой подход. С кем-то может быть построже, кого-то похвалить, кому-то помочь — и это всё умеет Руслан Васильевич.

Очень трудно быть учителем. На нём лежит большая ответственность за нас, за наше образование, воспитание. На первых уроках с Русланом Васильевичем я сильно волновался, но со временем волнение прошло. Поначалу я подумал, что Руслан Васильевич строгий, но потом я понял, что он очень добрый и справедливый. У него есть чувство юмора, и на уроке мы находимся на одной волне. Наш учитель может рассказать интересное из периода, когда был студентом и проходил археологическую практику в Крыму, о прошлых учениках и т.д. Благодаря Руслану Васильевичу я смог хорошо подготовиться к олимпиаде школьников по истории и занять первое место. Мы оба радовались моим успехам.

И ещё одним новым предметом я увлекся — это обществознание. Мне очень повезло, что у меня в жизни есть такой учитель, о котором я смогу с гордостью рассказать своим детям. Теперь у меня больше желания учиться. Я хочу сказать большое спасибо нашему учителю Руслану Васильевичу. Я хочу, чтобы мой любимый учитель никогда не болел, чтобы всегда улыбался, чтобы его глаза светились добротой.

Желаю Вам, Руслан Васильевич, долгих лет успешной деятельности. Спасибо вам за важные знания, за новые открытия. Вы замечательный педагог. Потому что, если бы было больше таких учителей, мир был бы более добрым.

 

Эссе Лазаревой Амеллы (6 класс, МБОУ «Чочунская СОШ им. И.М. Гоголева»)

Учитель — это профессия очень сложная, которая заслуживает уважение. Ведь это тот человек, который вкладывает свою энергию, вместе с нашими родителями на наше воспитание.

Моим любимым учителем истории является Ньургуйаана Алексеевна. Она не только отличный учитель, но и хороший человек. Ньургуйаана Алексеевна очень справедливая, всегда готова выслушать и понять каждого ученика. Никогда не оставит без внимания наши проблемы и всегда найдет время для решения проблемы.

Ньургуйаана Алексеевна имеет опыт в сфере образования, ее уроки очень интересные, люблю ее уроки. Наш класс шумный, мои одноклассники любят веселиться и баловаться, но во время урока истории, они сидят тихо и учатся с большим интересом. Это наверно очень много говорит об учителе.

Каждый урок Ньургуйааны Алексеевны спланированный, всегда идет по плану на высшем уровне: наверно это главный принцип проведения урока — сделать его доступным и интересным.  Мне нравится, как она увлеченно рассказывает тему любого урока. Во время ее уроков, я как будто попадаю в то время, и на моих глазах возникают события, исторические лица тех времен. Мне очень нравится, как мы учим наизусть разные исторические термины, даты. В результате, мы узнаем много нового, и у нас расширяется кругозор. На каждом уроке она дает задание по всероссийской проверочной работе. Там много интересных заданий на логику и мышление. Сперва мы делаем самостоятельно, затем обсуждаем все вместе.

Она любит, когда на уроках ученики задают вопросы. И пожалуй, нет случая, когда она не ответила на них. Порой, мне кажется, что наш учитель знает все про все на свете. 

Я благодарна Ньургуйаане Алексеевне, за ее нелегкий труд в сфере образования. За добросовестный труд, за любовь к ученикам и школе… Ведь сейчас очень трудно работать учителем. Спасибо Вам…!

 

Эссе Мальчекитова Богдана (10 класс, МКОУ «Тянская СОШ им. И.Н. Кульбертинова»)

Любимый учитель — это тот учитель, который не просто учит все по плану, а тот, кто учит учеников всем сердцем, помогая ученикам понять тему урока, рассказывая интересные факты, чтобы ученики внимательно слушали и интересовались предметом. Для меня таким учителем является мой учитель истории, Николаева Аграфена Степановна. Она живо и красочно рассказывает, и нам всегда интересно слушать ее.

Она много рассказывает об исторических личностях и фактах их жизни. Ее уроки я очень люблю, на ее уроках мы много рассуждаем на многие философские вопросы и ставим примеры людей из истории, которые своими личными данными и достижениями восхищают нас. Когда мы проходили тему «Монголо-татарское иго», Аграфена Степановна рассказала много интересных фактов про личность Чингисхана, которых мы до этого не знали, каким он был справедливым и одновременно по отношению к своим близким. Также она рассказывала о императоре Наполеоне, как он добился успехов, известности будучи из бедной крестьянской семьи, стал императором Франции, обладал харизмой и стратегическим умом, также Аграфена Степановна рассказала, что Наполеон умел восхищать людей, что люди готовы были идти за ним.

Аграфена Степановна нам всегда говорит, что невозможно все знать, главное надо знать, где найти ответ. Вместо заучивания она нам рассказывает интересные события истории и достижения людей. Она научила нас запоминать главные исторические события нашей страны и мира, мы знаем все даты сражений. Она для запоминания дат использует специальный метод:  мы сперва определяем век, потом отмечаем начало или середину века, и таким способом, легче запомнить дату.

Аграфена Степановна всегда жизнерадостна, оптимистична. Каждый урок она проводит в хорошем настроении. Справедливо ставит оценки, не выполнивших задания учеников она сильно не ругает, она просто указывает на их ошибки и говорит, что ответственность за учебу и знания, которые мы получаем, лежит на нас самих. Поэтому мы стараемся всегда все выполнять задания, которые она нам задает.

Аграфена Степановна всегда может поддержать беседу, учит нас любить свой предмет. Она действительно любит свою профессию, ведь так учить может только учитель, любящий свою работу. Я всем ученикам желаю такого учителя.

 

Эссе Николаева Алгыса (8 класс, МОБУ «СОШ № 16 им. С.Г. Черных», ГО «Город Якутск»)

История — огромная, необъемлемая наука, которая учит нас не допускать ошибки прошлого, понять, как и каким образом нынешняя человеческая цивилизация пришла к такому международному положению границ, государственных институтов, экономика и подобные блага цивилизации.

Где же в первую очередь в начале своей жизни гражданин России в полной мере знакомится с историей? Конечно же в школе на уроках истории. Как я считаю, все должны так или иначе в какой-то мере знать историю, как минимум своего родного края, в нашем случае — Республики Саха и Российской Федерации и это не красивые слова. Благодаря истории мы можем неплохо понять множества причинно-следственных связей многих общественных событий прошлого и настоящего, с помощью которого можно делать прогнозы, выдавать оценку событиям настоящего, опираясь на прошлое и в конце концов, зная историю людям будет не всё равно на то, что происходит в стране, какой у неё курс, куда она движется и где окажется. Если мы не будем интересоваться историей и тем, что происходит в стране, то это будет страна безграмотных людей, которые не заинтересованы во всеобщем общественном благе, а потом будем удивляться почему в школе не провели ремонт; директор, какой месяц в отпуске; люди с высшим образованием нарушают избирательные протоколы и т.д. В общем всё то, что происходит в других странах, но не в России, по крайне мере в настоящее время.

Одним из немногих просветителей является Юрий Павлович, который доступным, ясным всем языком преподносит интересный материал своим ученикам, заинтересованный в своём предмете, в её популяризации и обучению такой не лёгкой науке новые поколения. Считаю, что тем учителям, которые искренне не интересуются своим предметом, которые безразлично относятся к своим урокам и работают только ради заработной платы. Им не место в школьных учреждениях, такие люди не дадут ни себе прекрасного будущего, ни другим. Учителя истории должны быть посредниками и ключевыми популяризаторами исторической науки, должны быть чуть ли не самыми обожествлёнными, но нынешняя система образования и мизерные заработные платы этого не дают.

Учитель истории не должен бездумно читать с методички, говоря однотипным, скучным тоном из Википедии ctrl + c, ctrl + v, с таким подходом привлечь к истории людей невозможно. Признаюсь, честно меня к исторической науке завлек даже не сам предмет, а видеоматериал с видео хостинга “YouTube”, но всё же сравнение не корректное, это был конец третьего - начало четвёртого класса и тогда этого предмета даже не было, но тем не менее. Проводя наблюдения за классами (благо я был сразу в двух классах, неуспевающих и вполне прилежных), я сделал вывод, что хоть во многом обучение в исторических науках зависит от учеников, но важен и учитель, в данном случае всё зависит от обоих, обучение в истории невозможно при недисциплинированном классе даже если будет хороший учитель и наоборот.

Однако если критикуешь — предлагай. Для улучшения системы образования в исторических науках, да и в целом всех школьных наук необходимо расширение нынешнего педагогического аппарата и снижения для них нагрузки, которая в данный момент неимоверно большая. В целом нынешняя исполнительная власть уже делает маленькие шаги к повышению сотрудников педагогического аппарата, к примеру допущения до работы лиц, со средним образованием, однако всё это меркнет, когда вводят новые уроки, вводят шестидневное обучение, в общем всё, чтобы учителя нагружали себя до предела. Это проблема весьма решаема — выдать школьным учителям наконец достойные заработные платы и без статистических манёвров с помощью которого складывается иллюзия высоких зарплат. Как следствие повышение зарплат станет повышение педагогического аппарата, учителя станут эффективнее, так как будут заинтересованы в своей деятельности. Далее — финансирование государственных тендеров на строительство новых зданий школьных образовательных учреждений, их комплектация на современный лад.

Несмотря на всё учителя истории — одни из самых важных кадров в системе образования России, просветители, люди, которые заведуют представлением детей о прошлом, о них в будущем будут складываться лишь приятные, тёплые воспоминания о тех школьных уроках. В этом главная заслуга моего учителя истории — Юрия Павловича.

 

Эссе Шестакова Айсена (10 класс, МБОУ «СОШ № 20 с. Хатыстыр»)

Кто такой учитель истории? Это тот человек, который изучает и преподает историю в школе, в учебных заведениях разного уровня. Но на самом деле учитель истории — это самый лучший патриот страны. Ведь никто лучше него не знает историю своей страны, так как он ее изучал годами. Но насколько они бывают хороши в своем деле?

А наши учителя истории в этом деле профи, особенно Никитина Анна Гаврильевна. Ведь она не только сочетает в себе доброту и понимание, но и терпеливость, строгость, доброжелательность, готовность к неожиданным ситуациям и делает свой урок интересным для всего класса своими информационно-объёмными слайдами и интересными дискуссиями на разные темы по истории. Но на этом ещё не все, ведь даже в свои годы она не перестаёт учиться и получать новые знание. Например, недавно Анна Гаврильевна прошла дистанционные курсы по тайм-менеджменту и функциональной грамотности. Как говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: "Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нем умирает учитель". Именно поэтому учителям приходится учиться всю жизнь. И каждый раз Анна Гаврильевна нас удивляет  своими знаниями по  истории России и всего мира.

Подводя итоги, хочу сказать напоследок, что Анна Гаврильевна очень прелестная и добрая учительница, которая не сидит на месте и развивает свои знания в разных областях, не только интеллектуально, но и в спортивном плане. Она хорошо играет в волейбол, очень приятно видеть учителя разносторонне развитого. И я очень горд тем, что Анна Гаврильевна училась в одном классе с моим отцом. Сейчас его нет с нами, я был маленький и совсем его не помню, но очень надеюсь, что он был таким же хорошим человеком как мой учитель истории.